Постановление Правительства Москвы от 25 сентября 2007 г. N 825-ПП
О Схеме рекреационного использования территорий природного комплекса города Москвы
(с изменениями от 30 сентября 2008 г.)
Содержание
В соответствии с законами города Москвы от 3 марта 2004 г. N 13 "Об основах градостроительства в городе Москве", от 27 апреля 2005 г. N 14 "О Генеральном плане города Москвы (основные направления градостроительного развития города Москвы)", во исполнение постановлений Правительства Москвы от 18 февраля 2003 г. N 104-ПП "О проекте размещения жилищного, культурно-бытового, коммунального и других видов строительства в городе Москве на период 2003-2010 годов", от 19 декабря 2006 г. N 1026-ПП "О реализации Генерального плана развития города Москвы за 2005 год и подготовке актуализации Генерального плана города Москвы на период до 2025 года" ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" разработана Схема рекреационного использования территорий природного комплекса города Москвы, получившая положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В целях улучшения качества и условий отдыха населения, обеспечения градостроительных предпосылок совершенствования рекреационного использования территорий природного комплекса, повышения их рекреационной привлекательности и увеличения рекреационной емкости Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить основные положения, сводный чертеж (графические материалы (по административным округам в М 1:10000), сводные показатели Схемы рекреационного использования территорий природного комплекса города Москвы (далее - Схема) согласноприложениям 1, 2, 3, предусматривающие:
1.1. Оптимизацию рекреационного использования территорий природного комплекса с развитием повседневного отдыха с учетом потребностей населения и градостроительных условий при обязательном сохранении природоохранного значения территорий.
1.2. Сохранение, благоустройство, поддержание в пригодном для отдыха состоянии сложившихся территорий природного комплекса рекреационного использования в районах с достаточной обеспеченностью рекреационными ресурсами (приложение 4).
1.3. В первоочередном порядке обеспечение социально гарантированного минимума условий для кратковременного повседневного отдыха за счет достижения нормативного обеспечения населения территориями рекреационного использования для повседневного отдыха в радиусе пешеходной доступности и определение приоритетных направлений улучшения условий кратковременного повседневного отдыха населения в соответствии с дифференциацией районов по обеспеченности и доступности рекреационных ресурсов (приложение 5).
1.4. Формирование новых территорий рекреационного назначения в пределах резервных территорий природного комплекса.
1.5. Повышение рекреационной емкости территорий за счет размещения новых рекреационных объектов, соответствующих статусу территории, а также применения альтернативных видов рекреационного использования.
1.6. Благоустройство территорий вдоль водных пространств с обустройством зон отдыха на воде, организацией водных прогулочных маршрутов.
1.7. Развитие туристической и познавательной функции территорий природного комплекса с более активным включением в рекреационное использование памятников истории и культуры, организацией и развитием системы туристско-рекреационных зон.
1.8. Развитие экологического туризма и организацию экологических маршрутов на основании выявления объектов показа - уникальных природных объектов при условии сохранения природной ценности территорий.
1.9. Формирование и развитие специализированных рекреационных территорий (спортивного назначения, тематических, экологических и ландшафтных парков и др.) с учетом резервов рекреационной емкости территорий природного комплекса.
2. Установить обязательность учета Схемы рекреационного использования территорий природного комплекса города Москвы при формировании городских программ, разработке документации территориального планирования.
3. Установить, что на территориях, предназначенных для рекреационного использования, строительство инженерных сетей должно осуществляться подземным, коллекторным или щитовым способом.
4. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы:
4.1. В I полугодии 2008 г. представить предложения в установленном порядке о внесении изменений в законы города Москвы от 26 сентября 2001 г. N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" и от 21 октября 1998 г. N 26 "О регулировании градостроительной деятельности на территориях природного комплекса города Москвы", в части, касающейся запрета использования земель особо охраняемых природных территорий, территорий природного комплекса, придомовых территорий в целях, противоречащих режиму их охраны и использования (строительство, реконструкция, перепрофилирование), в том числе под размещение парк-отелей.
4.2. Совместно с Москомархитектурой:
4.2.1. При доработке проекта закона города Москвы "О комплексе природных и озелененных территорий города Москвы" предусмотреть включение:
- положения об использовании объектов озеленения общего пользования исключительно в рекреационных целях без права размещения застройки иного функционального назначения;
- норм использования озелененных территорий общего пользования исключительно для организации отдыха, природной, рекреационной, культурно-просветительской, физкультурно-оздоровительной деятельности;
- перечня допустимых видов рекреационного использования для территорий природного комплекса.
4.2.2. В I полугодии 2008 г. представить предложения в установленном порядке о внесении изменений в Закон города Москвы от 21 ноября 1998 г. N 26 "О регулировании градостроительной деятельности на территориях природного комплекса города Москвы" в части уточнения допустимых видов градостроительной деятельности, определенных различными режимами регулирования градостроительной деятельности.
4.3. В 2007-2008 гг. совместно с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы внести изменения в Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 г. N 743-ПП, дополнив требованиями по эксплуатации объектов озеленения и природных территорий, испытывающих сверхнормативную рекреационную нагрузку.
5. Префектурам административных округов города Москвы совместно с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы:
5.1. Ежегодно при подготовке предложений по актуализации программных мероприятий по созданию, реставрации, реконструкции, ремонту и содержанию зеленых насаждений в городе Москве предусматривать формирование новых территорий рекреационного использования в пределах резервных территорий природного комплекса в районах с недостаточными показателями по обеспеченности и доступности рекреационных территорий (приложение 8).
5.2. Не допускать использование резервных и существующих территорий природного комплекса в иных целях, кроме природно-рекреационных, в том числе в районах с недостаточными показателями по обеспеченности и доступности рекреационных территорий (приложение 8, 9).
5.3. Утратил силу.
5.4. Утратил силу.
5.5. В 2008 и последующие годы при реализации программных мероприятий по созданию, реставрации, реконструкции, ремонту и содержанию зеленых насаждений в городе Москве в первую очередь обеспечивать разработку проектной документации на территории, предназначенные для рекреационного использования.
6. Префектурам Восточного и Западного административных округов города Москвы в 2007-2008 гг. заказать Москомархитектуре разработку предложений по выделению объектов природного комплекса рекреационного использования в пределах районов с неустановленными территориями природного комплекса (схема 2 приложения 5).
7. Департаменту градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы, Государственному унитарному предприятию "Московский центр освоения резервных территорий" при формировании технических заданий на разработку документации по реорганизации производственных зон (приложение 6), для которых планируется изменение функционального назначения, в обязательном порядке предусматривать выделение в границах реорганизуемой территории участков для организации озелененных территорий общего пользования: не менее 30 % от площади территорий - для районов с низким показателем обеспеченности территориями рекреационного использования и не менее 10 % - для остальных территорий, с последующим присвоением им статуса природного комплекса.
8. Департаменту градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы, Москомархитектуре, префектурам административных округов города Москвы при реализации программ жилищного строительства на 2008 и последующие годы предусматривать включение в границы разработки документации по территориальному планированию и развитию прилегающие территории природного комплекса для развития рекреационных функций.
9. Москомархитектуре:
9.1. Совместно с префектурами административных округов города Москвы и Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы при разработке предложений по созданию специализированных и тематических парков на существующих и резервных территориях природного комплекса учитывать целесообразность их размещения в пределах районов со сверхнормативными рекреационными ресурсами (приложение 7).
9.2. После завершения инвентаризации озелененных территорий, проводимой в рамках реализации мероприятий по созданию, реставрации, реконструкции и содержанию зеленых насаждений, подготовить предложения по уточнению границ и увеличению площади территорий природного комплекса за счет включения в их состав озелененных и благоустроенных территорий.
9.3. При разработке документации территориального планирования учитывать Схему рекреационного использования территорий природного комплекса города Москвы (приложения 1, 2, 3) в части выполнения требований обеспечения озелененными территориями рекреационного использования.
9.4. При доработке проекта закона города Москвы "О социально значимых нормативах градостроительного проектирования на территориях города Москвы" установить требования к планировке и застройке территории города Москвы, предусматривающие соблюдение равномерного развития строительных, инженерных, рекреационных функций территорий.
9.5. Использовать материалы Схемы при актуализации Генерального плана города Москвы, в материалах Генеральной схемы озеленения города Москвы на период до 2020 г.
10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы Бочина Л.А. и первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ресина В.И.
О ходе выполнения настоящего постановления доложить Мэру Москвы во II квартале 2008 г.
Мэр Москвы |
Ю.М. Лужков |
Схема рекреационного использования территорий природного комплекса города Москвы (далее - Схема) разработана ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" по заказу Департамента экономической политики и развития города Москвы на основании постановлений Правительства Москвы от 18 февраля 2003 г. N 104-ПП "О проекте размещения жилищного, культурно-бытового, коммунального и других видов строительства в городе Москве на период 2003-2010 годов", от 19 декабря 2006 г. N 1026-ПП "О реализации Генерального плана развития города Москвы за 2005 год и подготовке актуализации Генерального плана города Москвы на период до 2025 года".
Основные положения Схемы являются составной частью разработанной ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" Генеральной схемы озеленения города Москвы до 2020 г.
В работе использованы термины и определения в соответствии с действующими нормативными (МГСН) и справочно-методическими документами (терминологические словари, справочники):
- рекреация - восстановление здоровья и трудоспособности путем отдыха вне жилища - на лоне природы или во время туристической поездки, связанной с посещением интересных для обозрения мест, в том числе национальных парков, памятников истории, культуры и архитектуры, памятников природы, музеев-заповедников;
- рекреационная зона - функциональная зона города, предназначенная для организации и проведения разнообразных форм массового отдыха горожан;
- объект рекреации - часть территорий природного комплекса: зоны отдыха, парки, сады, бульвары, скверы, лесопарки;
- рекреационное использование территории природного комплекса - использование территории для организации отдыха населения;
- рекреационная емкость территории - общее расчетное число отдыхающих, которых способна вместить данная территория без ущерба сохранности природной среды и комфортных условий отдыха, рассчитанная по оптимуму;
- рекреационная нагрузка - фактическое количество посетителей, приходящееся на территорию парка или зону отдыха (или на единицу их территории), и соответствующая прогнозная оценка сохранности природных компонентов среды на данной территории при данной рекреационной нагрузке;
- рекреационный потенциал - способность территории обеспечивать определенное количество отдыхающих психофизиологическим комфортом и возможностью для отдыха (спортивно-укрепляющей деятельности) без деградации природной среды.
Предметом рассмотрения Схемы являются природные и озелененные территории города Москвы, используемые для отдыха населения. В Схеме на основании анализа сложившейся градостроительной ситуации, состояния территорий природного комплекса, утвержденной градостроительной документации по сохранению и развитию территорий природного комплекса и с учетом основных положений Генерального плана Москвы, градостроительных планов развития округов проанализировано использование территорий природного комплекса города Москвы в рекреационных целях. В рамках Схемы выявлены основные проблемы рекреационного использования территорий природного комплекса Москвы и определены основные направления развития рекреационной системы города на основе рекреационного потенциала территорий и рекреационных потребностей населения.
Актуальность разработки Схемы связана с необходимостью создания градостроительных предпосылок для совершенствования рекреационного обслуживания населения с одновременным сохранением и развитием экологической роли территорий природного комплекса, а также для формирования взаимосвязанного ландшафтно-рекреационного пространства, предусмотренного Генеральным планом города Москвы.
В Москве в последние годы отмечено активное развитие новых форм отдыха. Получили развитие объекты рекреации со спортивно-досуговыми формами отдыха: клубный отдых, аквапарки, конно-спортивные клубы, яхт-клубы, воднолыжные центры, гольф-поля, горнолыжные склоны и т.д. Начали появляться специализированные и тематические парки. Уже реализованы проекты: этнографическая деревня в Бибирево, сад скульптур в Останкино, проектируются ландшафтные парки в Братеево и Митино, парк исторических ландшафтов на Ходынском поле и другие.
В рамках Схемы рекреационное использование территорий природного комплекса разделено на два уровня обслуживания населения: районный, или социально гарантированный, и городской уровень. На районном уровне представляется социально гарантированный минимум условий для кратковременного повседневного отдыха населения, осуществляемого в радиусе пешеходной доступности от жилья. Доступность территорий регламентируется нормативами проектирования и застройки города Москвы, а также комплексного благоустройства на территории города Москвы в зависимости от типа рекреационного объекта. Городской уровень отличается разнообразием видов эпизодического отдыха населения, отдыха выходного дня и туризма, рассчитан как на постоянно проживающих жителей, так и на "дневное население", включая население, прибывающее в город с рекреационными и туристическими целями. На городском уровне организуются условия для специализированных видов отдыха, осуществляемых в специализированных парках (спортивный, мемориальный, зоологический, ботанический, тематический и др.), а также для туризма, включающего осмотр достопримечательностей - памятников истории и культуры (музеев-заповедников, музеев-усадеб и др.) и уникальных природных объектов (экологический туризм). Состав территорий рекреационного использования городского уровня определяется в зависимости от тематической направленности, а также историко-культурного и природного потенциала.
В Схеме проведена оценка обеспеченности населения территориями рекреационного использования и доступности территорий рекреационного использования для районного, или социально гарантированного, уровня.
В качестве субъектов рекреации, для которых должен быть обеспечен социально гарантированный уровень рекреационного обслуживания, было принято население, постоянно проживающее на территории города, по существующему положению (по состоянию на 2002 год) и на основании прогнозов численности населения на 2010 и 2020 гг.
В качестве объектов рекреационного использования рассматриваются природные и озелененные территории общего пользования. На перспективу - резервные территории природного комплекса, часть территории города Москвы, предназначенная для реорганизации в целях воссоздания утраченных или формирования новых территорий природного комплекса, выделенные как объекты нового озеленения.
Выполненные расчеты обеспеченности рекреационными территориями природного комплекса позволяют выявить основные тенденции и закономерности. В целом по городу достигнута полная обеспеченность районного, или социально гарантированного, уровня, кратковременного повседневного отдыха населения (103 %), достаточно высок показатель доступности рекреационных территорий (88 %). По обеспеченности - лучшие показатели отмечаются в г. Зеленограде (287 %), Западном административном округе (158 %), Юго-Западном административном округе (105 %), Восточном административном округе (104 %), наименьшие показатели - Центральном административном округе (64 %), Южном административном округе (67 %); по доступности территорий рекреационного использования - лучшие показатели отмечаются в г. Зеленограде (100 %), Южном и Северо-Восточном административных округах (93 %), Северо-Западном и Юго-Западном административных округах (91 %), наименьшие показатели - Юго-Восточном административном округе (74 %).
При условии освоения резервных территорий природного комплекса на 2010 и 2020 гг. ситуация с обеспеченностью и доступностью рекреационных ресурсов улучшается по округам в целом и по ряду районов. Обеспеченность в целом по городу увеличится к 2010 г. до 116 %, а к 2020 г. до 131 %. Наименьшие показатели по обеспеченности в целом по округу сохранятся в Центральном административном округе - 66 % (2010 г.) и 71 % (2020 г.) и Южном административном округе - 75 % (2010 г.) с достижением 113 % к 2020 г. Доступность в целом по городу увеличится к 2010 г. до 90 %, а к 2020 г. до 93 %.
При этом низкие показатели по территории Центрального административного округа, сохраняющиеся и на перспективу, связаны со спецификой округа, с одной стороны, наличием сложившейся исторической застройки, высокой степенью застроенности и отсутствием территориальных резервов развития природного комплекса, с другой стороны - наличием уникальных специализированных рекреационных объектов общегородского уровня, таких как зоопарк, Парк Искусств, Кремлевские сады, спортивный парк "Лужники" и другие, составляющих более половины всех озелененных территорий природного комплекса рекреационного назначения в округе. Компенсация дефицита рекреационных территорий природного комплекса в Центральном административном округе происходит за счет высокой концентрации рекреационных объектов как общегородского значения, так и местного уровня - культурно-развлекательных, досуговых и спортивных, расположенных вне территории природного комплекса и не связанных с природной составляющей. В Центральном административном округе обеспеченность объектами культуры и спорта, в том числе объектами местного уровня, значительно выше, чем средняя по городу.
Основные направления совершенствования рекреационного использования территорий:
1. Обеспечение социально гарантированного минимума условий для кратковременного повседневного отдыха населения за счет достижения 100 % обеспечения населения территориями рекреационного использования для повседневного отдыха в радиусе пешеходной доступности, включая:
- для районов с достаточной обеспеченностью рекреационными ресурсами - сохранение и благоустройство территорий рекреационного использования, поддержание их в состоянии, пригодном для отдыха;
- для районов, в которых не установлены территории природного комплекса - выделение объектов природного комплекса рекреационного использования в пределах районов;
- для районов с недостаточной обеспеченностью рекреационными ресурсами и низкой доступностью рекреационных территорий и обладающих резервными территориями природного комплекса, пригодными для рекреационного использования - формирование новых территорий рекреационного назначения в пределах резервных территорий природного комплекса;
- для районов с недостаточной обеспеченностью рекреационными ресурсами и низкой доступностью рекреационных территорий, не обладающих территориальными резервами для формирования новых территорий рекреационного назначения, - повышение рекреационной емкости территорий за счет размещения новых рекреационных объектов, соответствующих статусу территории; применение альтернативных видов рекреационного использования (в том числе сады на крышах жилых, общественных и производственных зданий); дополнительные мероприятия по созданию озелененных территорий в пределах жилых территорий; обязательное предусмотрение территорий рекреационного использования при реорганизации производственных территорий под жилые и общественные функции; включение территорий ограниченного пользования, обладающих рекреационным и историко-культурным потенциалом, в общедоступное рекреационное использование с регулируемым режимом посещения.
2. Развитие городского уровня рекреационного обслуживания, различающегося разнообразием видов эпизодического отдыха населения, отдыха выходного дня и туризма, включая:
- формирование и развитие специализированных рекреационных объектов и территорий (спортивного назначения, тематических, экологических и ландшафтных парков и др.) с учетом резервов рекреационной емкости территорий природного комплекса;
- включение территорий природного комплекса рекреационного назначения общегородского значения в объекты туристического показа;
- развитие историко-культурных функций рекреационных территорий и более активное включение в рекреационное использование памятников истории и культуры в рамках разработки предложений по организации системы туристско-рекреационных зон в административных округах с включением в программу развития туризма в городе Москве с учетом опыта Концепции создания туристско-рекреационной зоны в Северо-Восточном административном округе города Москвы, а также в рамках реализации проекта межмузейной туристской программы "Венок русских усадеб";
- развитие экологического туризма и организация экологических маршрутов на основании выявления объектов показа - уникальных природных объектов при условии соблюдения требований природоохранного законодательства с последующим включением разработанных предложений в программу развития туризма в городе Москве.
3. Осуществление природоохранных мероприятий:
- для районов, где в повседневное рекреационное использование включаются особо охраняемые природные территории (таких как природно-исторические парки: "Битцевский лес", "Москворецкий", "Тушинский", национальный парк "Лосиный остров" и другие) - проведение специальных мероприятий в зонах повышенной рекреационной нагрузки от прилегающих районов, включая дополнительное обустройство мест массового отдыха, организацию спортивно-рекреационных зон на наименее ценных в природном отношении участках, прокладку по существующим дорогам прогулочных маршрутов, разгрузку от излишних рекреационных нагрузок территорий природоохранного назначения;
- для районов, где территории рекреационного использования находятся в неблагоприятных экологических условиях, - разработка и проведение природоохранных мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия производственных предприятий на прилегающие территории.
В составе Схемы определены:
- территории природного комплекса рекреационного использования в районах с достаточными рекреационными ресурсами, для которых должно быть предусмотрено сохранение и благоустройство территорий, поддержание их в состоянии, пригодном для отдыха;
- районы с неустановленными территориями природного комплекса, для которых планируется разработка предложений по выделению объектов природного комплекса рекреационного использования в пределах указанных районов;
- производственные зоны, подлежащие реорганизации, находящиеся в районах с дефицитом рекреационных ресурсов, в которых необходимо обязательное планирование создания озелененных территорий рекреационного использования при разработке градостроительной и проектной документации по реорганизации указанных производственных территорий;
- районы со сверхнормативными рекреационными ресурсами для учета при разработке предложений по созданию специализированных и тематических парков на базе существующих и резервных территорий природного комплекса;
- резервные территории природного комплекса в районах с недостаточными показателями по обеспеченности и доступности рекреационных территорий для приоритетного поэтапного формирования новых территорий рекреационного использования и недопущения использования этих территорий для иных целей, кроме рекреационных;
- существующие территории природного комплекса в районах с недостаточными показателями по обеспеченности и доступности рекреационных территорий, для которых не допускается использование для иных целей, кроме рекреационных.
- реорганизуемые производственные зоны, в границах которых в обязательном порядке необходимо предусматривать выделение участков для организации озелененных территорий общего пользования.
|
Существующее положение, га |
Создание дополнительных рекреационных территорий, га |
Перспектива (2020 г.), га |
|||||||||
Административные округа |
|
|
||||||||||
Озелененные территории природного комплекса общего пользования |
Особо охраняемые природные территотории ** |
ВСЕГО |
В пределах существующих территорий природного комплекса*** |
На резервных территориях природного комплекса |
На планируемых к созданию особо охраняемых природных территориях |
ВСЕГО |
Озелененные территории общего пользования |
Особо охраняемые природные территории рекреационного назначения |
ВСЕГО |
|||
парки, скверы, бульвары |
лесопарки* |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
САО |
471 |
69 |
556 |
1096 |
202 |
46 |
269 |
517 |
719 |
894 |
1613 |
|
СВАО |
328 |
241 |
540 |
1109 |
140 |
50 |
585 |
775 |
518 |
1366 |
1884 |
|
ВАО |
530 |
482 |
4749 |
5761 |
227 |
33 |
48 |
308 |
790 |
5279 |
6069 |
|
ЮВАО |
312 |
48 |
983 |
1343 |
134 |
287 |
153 |
574 |
733 |
1184 |
1917 |
|
ЮАО |
550 |
75 |
1202 |
1827 |
236 |
140 |
270 |
646 |
926 |
1547 |
2473 |
|
ЮЗАО |
292 |
330 |
2305 |
2927 |
125 |
46 |
391 |
562 |
463 |
3026 |
3489 |
|
ЗАО |
445 |
213 |
1974 |
2632 |
191 |
184 |
435 |
810 |
820 |
2622 |
3442 |
|
СЗАО |
146 |
115 |
2411 |
2672 |
63 |
219 |
181 |
463 |
428 |
2707 |
3135 |
|
ЗелАО |
46 |
906 |
- |
952 |
20 |
12 |
21 |
53 |
78 |
927 |
1005 |
|
ЦАО |
442 |
- |
- |
442 |
190 |
18 |
220 |
428 |
650 |
220 |
870 |
|
ВСЕГО |
3562 |
2479 |
14720 |
20761 |
1528 |
1035 |
2189 |
5136 |
6125 |
19772 |
25897 |
*) перспективные особо охраняемые природные территории
**) используемые в рекреационных целях
***) дополнительное озеленение
Приложения 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9 не приводятся