Постановление Правительства Москвы от 13 ноября 2007 г. N 996-ПП

О Генеральной схеме озеленения города Москвы на период до 2020 года

(с изменениями от 21 октября 2008 г.)

В соответствии с Законом города Москвы от 27 апреля 2005 г. N 14 "О Генеральном плане города Москвы (основные направления градостроительного развития города Москвы)", во исполнение постановлений Правительства Москвы от 15 мая 2007 г. N 357-ПП "Об итогах реализации программных мероприятий по созданию, реставрации, реконструкции, ремонту и содержанию зеленых насаждений в городе Москве в 2006 году и задачах на 2007 год", от 13 июня 2006 г. N 379-ПП "О программных мероприятиях по созданию, реставрации, реконструкции, ремонту и содержанию зеленых насаждений в городе Москве на 2006-2008 гг. и на перспективу до 2010 года", от 28 марта 2006 г. N 219-ПП "О Целевой среднесрочной экологической программе города Москвы на 2006-2008 годы" ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" разработана Генеральная схема озеленения города Москвы на период до 2020 года.

В целях обеспечения увеличения темпов и качества озеленения города Москвы в сочетании с комплексным благоустройством города, повышения качества городской среды и улучшения условий проживания и отдыха населения, сохранения и развития социально значимых озелененных территорий общего пользования Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить:

1.1. Генеральную схему озеленения города Москвы на период до 2020 года (далее - Генеральная схема озеленения) (приложение 1).

1.2. Перечни объектов озеленения общего пользования:

1.2.1. На существующих территориях природного комплекса в пределах административных округов города Москвы с разбивкой по районам (приложение 2).

1.2.2. На резервных территориях природного комплекса с выделением первоочередных объектов в пределах административных округов с разбивкой по районам (приложение 3).

1.2.3. Территорий памятников садово-паркового искусства, подлежащих реставрации (приложение 4).

1.3. Перечни территорий объектов природного комплекса города Москвы:

1.3.1. Требующих разработки проектов планировки (приложение 5).

1.3.2. Включаемых в границы разработки документации по планировке жилых и производственных территорий, подлежащих реорганизации (приложение 6).

1.4. Критерии оценки и присвоения категорий объектам озеленения (приложение 7).

2. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы при подготовке предложений по актуализации программных мероприятий по созданию, реставрации, реконструкции, ремонту и содержанию зеленых насаждений в городе Москве на 2008 и последующие годы руководствоваться основными положениями и показателями Генеральной схемы озеленения (приложение 1) и перечнями объектов озеленения общего пользования (приложения 2, 3).

3. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, префектурам административных округов города Москвы совместно с Москомархитектурой в трехмесячный срок разработать план поэтапной реализации Генеральной схемы озеленения, включающий предложения по совершенствованию нормативной базы и системы организации и проведения работ по благоустройству и озеленению.

4. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы при участии Государственного природоохранного учреждения "Мосэкомониторинг" обеспечить координацию работ по формированию и ведению базы данных по озелененным территориям города Москвы.

5. Департаменту градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы с участием Государственного унитарного предприятия "Московский центр освоения резервных территорий" при формировании технических заданий на разработку документации по реорганизации производственных территорий (приложение 8) предусматривать выделение участков не менее 30% от площади территории, подлежащей реорганизации, для организации озелененных территорий общего пользования с последующим присвоением им в установленном порядке статуса природного комплекса.

6. Департаменту градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы при выполнении программ жилищного строительства осуществлять контроль за обеспечением реализации одновременно проектов планировки, строительства и проектов благоустройства и озеленения объектов общего пользования без отступления от проектных решений в части создания озелененных территорий общего пользования.

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

7.1. Префектурам административных округов города Москвы:

7.1. Совместно с Москомархитектурой не допускать размещения в пределах существующих и подлежащих формированию озелененных территорий общего пользования (приложения 2, 3) объектов нерекреационного назначения.

7.2. При подготовке предложений по актуализации программных мероприятий по созданию, реставрации, реконструкции, ремонту и содержанию зеленых насаждений в городе Москве на 2008 и последующие годы в приоритетном порядке:

7.2.1. Включать в перечни объектов озеленения общего пользования (создаваемых, подлежащих реконструкции, реставрации, ремонту) объекты в соответствии с приложениями 2, 3 к настоящему постановлению.

7.2.2. Включать в перечни объектов озеленения общего пользования новые объекты озеленения, планируемые к созданию в соответствии с утвержденной документацией по планировке территорий в районах новой застройки, на реорганизуемых производственных территориях, предусматривая разработку проектно-сметной документации на создание объектов озеленения общего пользования и ее реализацию в течение шести месяцев с момента утверждения документации по планировке территорий.

7.3. В 2007-2008 гг. организовать проведение работ по освобождению резервных территорий природного комплекса от непрофильных объектов на основании утвержденных документов по планировке территорий.

8. Префектуре Центрального административного округа города Москвы

8.1. При подготовке предложений по актуализации программных мероприятий по созданию, реставрации, реконструкции, ремонту и содержанию зеленых насаждений в городе Москве на 2008 год предусмотреть возможность включения в перечень создаваемых объектов озеленения территории, ранее отведенные под точечную застройку и строительство объектов общественно-делового назначения.

8.2. Не допускать выделение земельных участков под размещение объектов, приводящее к изъятию территорий природного комплекса.

9. Москомархитектуре:

9.1. В 2008 г. и последующие годы обеспечивать разработку проектов планировки территорий объектов природного комплекса города Москвы в соответствии с приложением 5.

9.2. Ежегодное формирование плана разработки проектов планировки территорий природного комплекса осуществлять в увязке с программами нового жилищного строительства, программами реновации территорий сложившейся жилой застройки и реорганизации промышленных территорий и территорий иного функционального назначения города Москвы.

9.3. При актуализации Генерального плана города Москвы на период до 2025 года детализировать основные показатели Генеральной схемы озеленения до уровня района.

9.4. В месячный срок после принятия Градостроительного кодекса города Москвы в установленном порядке подготовить проект закона города Москвы "О социально значимых нормативах градостроительного проектирования на территориях города Москвы", предусматривающий требования к планировке и застройке территории города Москвы по соблюдению равномерного развития строительных, инженерных и рекреационных функций территорий.

9.5. В целях обеспечения открытости принимаемых в городе Москве решений по сохранению и развитию озелененных территорий, реализации свободного доступа населения города Москвы к информации о деятельности органов исполнительной власти разместить на сайте Москомархитектуры (http://www.mka.mos.ru) материалы Генеральной схемы озеленения.

9.6. Утратил силу.

9.7. Корректировку границ природного комплекса и изменение действующих на них режимов регулирования градостроительной деятельности производить только в целях актуализации Генерального плана города Москвы и градостроительных планов развития территорий районов города Москвы с применением процедуры общественного обсуждения при участии экологических организаций и населения районов города, примыкающих к объектам природного комплекса.

10. В целях уточнения территорий объектов природного комплекса внести изменения в приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 19 января 1999 г. N 38 "О проектных предложениях по установлению границ Природного комплекса с их описанием и закреплением актами красных линий" согласно приложению 9 к настоящему постановлению.

11. Признать утратившим силу пункт 2 постановления Правительства Москвы от 2 февраля 1993 г. N 68 "О мерах по улучшению озеленения и цветочного оформления г. Москвы".

12. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Бирюкова П.П. и первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ресина В.И.

О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы во II квартале 2008 года.

 

Мэр Москвы                                       Ю.М. Лужков

 

Приложение 1 Генеральная схема озеленения города Москвы на период до 2020 года

Приложение 1

Генеральная схема озеленения города Москвы на период до 2020 года

Схема не представлена.

Основные положения Генеральной схемы озеленения города Москвы на период до 2020 года

Генеральная схема озеленения города Москвы на период до 2020 года разработана ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" при участии Москомархитектуры, ГУП "ГлавАПУ", Московского Государственного Университета леса, ООО "НИиПИ экологии города", ГУП "Институт МосводоканалНИИ проект" по заказу ГУП "Мосзеленхоз" на основании постановления Правительства Москвы от 13 июня 2006 г. N 379-ППпрограммных мероприятиях по созданию, реставрации, реконструкции, ремонту и содержанию зеленых насаждений в городе Москве на 2006-2008 гг. и на перспективу до 2010 года", во исполнение постановления Правительства Москвы от 15 мая 2007 г. N 357-ПП "Об итогах реализации программных мероприятий по созданию, реставрации, реконструкции, ремонту и содержанию зеленых насаждений в городе Москве в 2006 году и задачах на 2007 год".

 

Цель разработки Генеральной схемы озеленения.

На основании анализа законодательной и нормативной базы в области озеленения, материалов Генерального плана города Москвы, градостроительных планов развития территорий административных округов и иных видов документов по планировке территорий, а также основных проблем в области озеленения разработаны основные направления озеленения города Москвы, подчеркивающие важную роль озелененных территорий в ландшафтной организации города и создающие основу для актуализации Генерального плана города Москвы в части основных направлений развития Природного комплекса (комплекса Природных и озелененных территорий).

 

Задачи Генеральной схемы озеленения:

- повышение эстетического, средоформирующего, средозащитного, рекреационного и историко-культурного значения озеленения в городе Москве;

- уточнение категорий объектов озеленения для дальнейшего определения ответственности за их формированием и содержанием на различных уровнях (город, округ, район, сторонние пользователи);

- определение качественных и количественных параметров озеленения;

- ликвидация диспропорций в обеспеченности озелененными территориями между административными округами.

 

Предметом регулирования Генеральной схемы озеленения являются

- особо охраняемые природные территории (созданные и планируемые к созданию), на которых сформировавшиеся растительные сообщества имеют естественное происхождение (городские леса, лесопарки, речные долины, русла рек) и сохранили способность самовозобновления (самовосстановления), а также территории с "рукотворным" ландшафтом, которые развиваются по типу естественных и приобретают способность к самовосстановлению в результате длительного существования;

- территории природного комплекса, существующие и резервные, к которым относятся "рукотворные" (антропогенные) ландшафты, искусственно созданные или намечаемые к созданию озелененные территории; не являются саморегулирующимися системами и нуждаются в постоянном поддержании и уходе;

- озеленение общественных центров, жилой, общественной и производственной застройки, магистралей.

 

Основными аспектами озеленения, рассмотренными в составе Генеральной схемы озеленения, являются:

- территориально-планировочные;

- качественные, включая эстетические характеристики, состояние зеленых насаждений и видовой состав;

- функциональные, включая рекреационные, историко-культурные, средоформирующие и средозащитные, природоохранные функции озеленения;

- количественные параметры;

- организационные и хозяйственно-экономические, включая категории объектов озеленения.

Основные принципы, отраженные в Генеральной схеме озеленения:

1. Признание сложившихся реалий и их учет в территориальной организации озеленения, за счет сочетания непрерывного каркаса природных (природоохранных) территорий и дискретной системы озелененных рукотворных ландшафтов.

2. Реабилитация всего многообразия функций озелененных территорий - рекреационных, историко-культурных, экологических (природоохранных, средоформируюших, средозащитных).

3. Дифференцированный подход к видам и режимам озеленения территорий в различных градостроительных ситуациях.

4. Достижение социально гарантированного минимума обеспеченности населения местами отдыха, как по площади озелененных территорий, так и по их доступности.

5. Переход от наращивания количественных показателей к их стабилизации и повышению качества ландшафтной организации озелененных территорий.

Обоснование этих принципов основано на историческом анализе, анализе зарубежного опыта, анализе существующего состояния озеленения города Москвы.

Основные направления Генеральной схемы озеленения разработаны по всем важнейшим аспектам.

Территориальный аспект.

Территориальная организация озеленения предусматривает формирование непрерывной системы природных территорий, в которых ведущую роль играет природоподобный ландшафт, способный к самовосстановлению (с помощью экологической реабилитации), и повышение плотности дисперсной сети озелененных территорий с рукотворным благоустроенным ландшафтом, нуждающимся в постоянном поддержании и уходе, в том числе специальными методами.

В этой ситуации особое значение приобретают именно приемы и методы озеленения в урбанизированной среде.

Функциональный аспект.

Генеральной схемой предлагается более четкое разделение природных и озелененных территорий по функциональному назначению и даются рекомендации по развитию каждой из основных функций озелененных территорий, включая рекреационную, средоформирующую и средозащитную, историко-культурную, водоохранную, природоохранную.

Основное внимание в Генеральной схеме уделено озеленению общего пользования. Территории общего пользования рекреационного назначения обеспечивают социально гарантированный минимум условий отдыха населения, а также возможность выбора специализированных видов досуга (спортивные парки, ПКиО и т.д.); природные территории поддерживают устойчивое экологическое развитие города; памятники садово-паркового искусства играют культурно-просветительскую роль и расширяют возможности развития туризма. В районах, где на перспективу сохраняется дефицит рекреационных территорий, рекомендуются мероприятия, компенсирующие отсутствие озелененных мест отдыха: устройство зимних садов, садов на крышах, повышенное качество благоустройства и озеленения дворовых территорий. В районах, где достигнут социально гарантированный минимум, и есть возможности для дальнейшего развития рекреации, рекомендуется создание и развитие специализированных парков и различных видов отдыха.

Качественный аспект.

Анализ показал достаточно благополучное состояние зеленых насаждений (особенно на объектах первой категории) и низкий уровень благоустройства, что отражается на эстетических качествах озелененных территорий.

В то же время ландшафтно-эстетическая роль озелененных территорий в новой ситуации возрастает, поскольку незначительные по размеру, дисперсные озелененные территории в большей степени становятся неотъемлемым элементом городской среды, средством организации локальных акцентов и комфортного пешеходного пространства.

В Генеральной схеме озеленения даны предложения по применению дифференцированных ландшафтных, инженерных, агротехнических приемов формирования озелененных территорий в различных типологических ситуациях, обеспечивающих повышенный уровень ландшафтной организации и благоустройства, а также рекомендации по породному составу зеленых насаждений с целью расширения ассортимента и учета градостроительной ситуации при применении тех или иных видов растений.

Также даны рекомендации по специфике озеленения различных функциональных зон города - жилых, общественных, производственных, рекреационных, в зависимости их расположения по отношению к историческому центру, срединной зоне и периферии города. Генеральная схема увязана с градостроительными программами жилищного и культурно-бытового строительства, реконструкции районов пятиэтажной застройки. Для территорий сохраняемой сложившейся жилой застройки, районов сохраняемой производственной и общественной застройки рекомендуется сохранение и благоустройство существующих территорий природного комплекса, а также формирование нового озеленения в пределах резервных территорий природного комплекса. Для реорганизуемых территорий, где намечено новое строительство или реконструкции территорий жилого, общественного и производственного назначения, при разработке документации территориального планирования следует учитывать нормативные требования по озеленению территорий жилой, общественной и производственной застройки, а также в обязательном порядке предусматривать создание озелененных территорий рекреационного назначения в районах с дефицитом рекреационных ресурсов, не имеющих резервных территорий природного комплекса.

В составе Генеральной схемы определены критерии присвоения категорий объектам озеленения с учетом роли объектов в градостроительной системе Москвы, а также их природной и историко-культурной ценности. На основании устанавливаемых критериев, доля объектов озеленения первой категории от общего числа объектов озеленения увеличится с 11% до 29%.

Повышение категории отдельных объектов связано с повышением значимости озелененных территорий в структуре и функционировании города и с необходимостью придания им таких качеств, которые соответствуют столичному облику Москвы.

Важнейшая роль в реализации Генеральной схемы отводится документации территориального планирования и проектной документации, определяющей сроки, очередность и объемы работ по озеленению. Определен перечень объектов природного комплекса, требующих разработки проектов планировки, что обеспечит задел для последующего проектирования и реализации.

В составе Генеральной схемы озеленения города Москвы на период до 2020 года определены:

- перечень объектов озеленения общего пользования на существующих территориях природного комплекса в пределах административных округов города Москвы с разбивкой по районам;

- перечень объектов озеленения общего пользования на резервных территориях природного комплекса с выделением первоочередных объектов в пределах административных округов с разбивкой по районам;

- перечень объектов озеленения общего пользования - территорий памятников садово-паркового искусства, подлежащих реставрации;

- перечень территорий объектов природного комплекса города Москвы, требующих разработки проектов планировки;

- перечень территорий объектов природного комплекса города Москвы, включаемых в границы разработки документов по планировке жилых и производственных территорий, подлежащих реорганизации;

- критерии оценки и присвоения категорий объектам озеленения для последующего внесения изменений в действующие категории объектов озеленения;

- перечень производственных территорий, требующих формирования озелененных территорий рекреационного назначения.

Оценка обеспеченности озеленением территории города Москвы

К нормируемым показателям оценки озелененности города в целом относятся следующие показатели:

Уровень озелененности территории застройки - удельный вес озелененных территорий в пределах застройки городов в соответствии со СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" должен составлять не менее 40%.

Обеспеченность озелененными территориями общего пользования площадь озелененных территорий в расчете на 1 чел. в соответствии со СНиП 2.07.01-89 для крупнейших городов (с населением больше 1 млн. чел.) должна составлять не менее 16 кв. м/чел.

Доля крупных парков и лесопарков шириной 0,5 км и более в структуре озелененных территорий общего пользования должны составлять не менее 10%.

Анализ существующего состояния показал:

- доля особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий Природного комплекса и резервных территорий природного комплекса в площади города составляет около 32%. Однако, поскольку в состав природного комплекса и особо охраняемой природной территории Москвы были включены практически все территории, кроме внутридворовых, соответствующие требованиям по проценту озелененности, а также значительная часть территорий с озелененностью ниже нормативной, резервов для увеличения общей площади территорий природного комплекса и особо охраняемой природной территории Москва не имеет. Для достижения показателя уровня озелененности 40% от площади города требуется обеспечение нормативного озеленения в пределах жилых, производственных, общественных зон, а также дополнительное озеленение на особо охраняемых природных территориях и территориях природного комплекса - всего порядка 8 тыс. га;

- обеспеченность территориями общего пользования в расчете на 1 жителя составляет 20,2 кв. м/чел., что превышает нормативный показатель 16,0 кв. м/чел.;

- парковые и лесопарковые массивы шириной более 0,5 км (национальный парк "Лосиный остров", природно-исторический парк "Измайлово", природно-исторический парк "Кузьминки-Люблино", природно-исторический парк "Царицыно", природно-исторический парк "Битцевский лес", природно-исторический парк "Москворецкий", природно-исторический парк "Тушинский", природно-исторический парк "Покровское-Стрешнево", ландшафтный заказник "Теплый Стан", природно-исторический парк "Останкино", комплексный заказник "Петровско-Разумовское") составляют 15467 га, или 14,4% от площади города, что превышает нормативный показатель.

Прогноз на 2020 год по озелененности города в целом:

1. Доля особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий природного комплекса и резервных территорий природного комплекса, а также прочих озелененных территорий в пределах иных функциональных зон, в площади города должна составить не менее 40%.

2. Обеспеченность территориями общего пользования в расчете на 1 жителя составит к 2020 году 22,3-23,8 кв. м/чел. (в зависимости от вариантов прогноза численности населения), что превышает нормативный показатель 16,0 кв. м/чел.

3. Доля парковых и лесопарковых массивов шириной более 0,5 км, имеющих статус особо охраняемых природных территорий, не подлежит сокращению и составит 14,4% от площади города, что превышает нормативный показатель.

Основные показатели Генеральной схемы озеленения

 

N

Виды деятельности

Расчетный срок 2020 г. (площадь в тыс. га)

1.

Новое озеленение резервных территорий природного комплекса в режимах благоустройства, экологической реабилитации, регенерации

1,9

1.1.

На территориях общего пользования рекреационного назначения

1,0

1.2.

На территориях планируемых особо охраняемых природных территорий

0,9

2.

Поддержание озеленения в режимах:

 

2.1.

Благоустройства, в том числе:

8,9

2.1.1.

На территориях общего пользования рекреационного назначения

5,1

2.1.2.

На территориях ограниченного пользования и специального назначения

3,8

2.2.

Экологической реабилитации, в том числе:

22,1

2.2.1.

На территориях существующих особо охраняемых природных территорий

16,8

2.2.2.

На территориях планируемых к созданию ООПТ

5,3

3.

Особые условия:

 

3.1.

Реставрация и регенерация (на территориях памятников садово-паркового искусства)

6,8

3.2.

Регенерация исторической функции озеленения (на территориях с частично утраченной ценной исторической ландшафтной структурой территории)

0,7

3.3.

Учет исторической функции озеленения при проектировании территории (количество объектов)

15