Срок введения установлен с 1 июня 1982 г.
Вводится впервые
Настоящий стандарт распространяется на подземные нефтепроводы и устанавливает требования к технологии выполнения работ по рекультивации земель на основе принятых способов ремонта трубопроводов, рациональные методы выполнения работ по рекультивации земель с целью обеспечения их качества, а также порядок взаимоотношений между организациями, производящими капитальный ремонт трубопроводов и землепользователями, по землям которых проходят подземные нефтепроводы.
Стандарт является обязательным для организаций, занимающихся разработкой проектов на капитальный ремонт трубопроводов, организаций, выполняющих ремонт трубопроводов, а также для землепользователей, на землях которых проложены нефтепроводы.
Основные термины, применяемые в настоящем стандарте и их определения даны в приложении 1.
1.1. При капитальном ремонте трубопроводов рекультивация земель включается в общий комплекс работ, выполняемых в следующей последовательности:
- уточнение положения трубопровода;
- снятие плодородного слоя почвы, перемещение его во временный отвал и планировка полосы в зоне движения машин;
- разработка траншеи;
- подъем и фиксация трубопровода;
- очистка трубопровода от старого изоляционного покрытия;
- нанесение нового изоляционного покрытия;
- укладка отремонтированного трубопровода;
- засыпка траншеи с последующим нанесением плодородного слоя почвы, снятого перед вскрытием трубопровода.
1.2. В соответствии с Основными положениями о рекультивации земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении геологоразведочных, строительных и других работ, утвержденных Госкомитетом по науке и технике, Госстроем СССР 16 мая 1977 г. (приложение 2) предприятия, организации и учреждения, осуществляющие промышленное и иное строительство, разрабатывающие месторождения полезных ископаемых, а также проводящие другие работы, связанные с нарушением почвенного покрова, обязаны снимать, хранить и наносить плодородный слой почвы на рекультивируемые земли.
1.3. Земельные участки, отведенные во временное пользование и нарушенные при ремонте трубопроводов, должны быть рекультивированы под те же угодья, какими они были до нарушения.
1.4. Условия приведения земель, нарушенных при капитальном ремонте нефтепроводов, в состояние, пригодное для использования их по назначению, устанавливаются на основе соответствующих проектов органами,предоставляющими земельные участки в пользование.
2.1. В соответствии со статьей 10 Основ земельного законодательства Союза ССР и Союзных республик, утвержденных Верховным Советом СССР от 13 декабря 1968 года (приложение 3), отвод земельных участков производится на основании постановления Совета Министров союзной республики или Совета Министров автономной республики либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета депутатов трудящихся в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и союзных республик.
В постановлениях или решениях о предоставлении земельных участков указываются цель, для которой они отводятся, и основные условия пользования землей.
2.2. Приведение сельскохозяйственных земель, лесных угодий, а также других земель, предоставленных во временное пользование, в состояние, пригодное для использования их по назначению, необходимо производить в соответствии с проектом рекультивации земель, входящим в состав технорабочего проекта по капитальному ремонту подземных нефтепроводов.
2.3. Организация, разработавшая проект рекультивации, должна согласовать его со всеми землепользователями (совхозами, колхозами, лесохозяйственными организациями) и органами государственного контроля за использованием и охраной земель, а также с организациями, осуществляющими капитальный ремонт подземного трубопровода.
2.4. В проекте рекультивации земель в соответствии с условиями, согласованными областными управлениями сельского или лесного хозяйства, должны быть определены:
- границы угодий по трассе трубопровода, в которых необходимо проведение рекультивации;
- мощность снимаемого плодородного слоя почвы по каждому нарушенному участку;
- ширина зоны рекультивации в пределах полосы отвода;
- срок нанесения плодородного слоя почвы с учетом уплотнения грунта, уложенного в траншею;
- место расположения отвала для временного хранения плодородного слоя почвы;
- способы снятия, хранения, транспортировки и нанесения плодородного слоя;
- мощность наносимого плодородного слоя и потенциально-плодородных пород;
- план отведенного под ремонт нефтепровода земельного участка с планировочными данными, позволяющими определить объем земляных работ по рекультивации земель и их сметную стоимость.
2.5. При разработке проекта рекультивации земель должны указываться фактическое положение трубопровода в плане, глубина его залегания.
При наличии параллельно действующего трубопровода необходимо учитывать его фактическое положение в плане, глубину залегания, техническое состояние и разработать проектные решения, обеспечивающие сохранность трубопровода и безопасность производства работ.
2.6. В состав проекта рекультивации земель должен быть включен раздел, касающийся ликвидации последствий аварий, возможных при производстве ремонтных работ.
2.7. Перед началом производства работ по рекультивации земель эксплуатирующая организация должна сдать ремонтно-строительному управлению (РСУ) трассу ремонтируемого трубопровода в натуре с оформлением акта передачи, по форме, установленной "Правилами капитального ремонта подземных трубопроводов", РД 39-30-297-79.
3.1. После оформления эксплуатирующей организацией отвода земель во временное пользование, получения документа, удостоверяющего право пользования землей и сдачи РСУ трассы в натуре последнее может приступить к производству работ по капитальному ремонту подземных нефтепроводов.
3.2. Ширина полосы земель, отводимых для капитального ремонта трубопроводов, должна быть определена в соответствии с нормами, утвержденными Госстроем СССР, СН 452-73 "Нормы отвода земель для магистральных трубопроводов".
3.3. Рекультивацию земель необходимо выполнять в следующей последовательности:
- снятие плодородного слоя почвы с участков, подлежащих нарушению и перемещение его во временный отвал;
- производство основных работ по капитальному ремонту подземного нефтепровода, включая засыпку минеральным грунтом;
- уборка строительного мусора, материалов;
- грубая планировка поверхности, подлежащей рекультивации с формированием валика над траншеей;
- искусственное или естественное уплотнение грунта в траншее;
- перемещение плодородного слоя почвы из временного отвала;
- чистовая планировка рекультивируемой поверхности.
3.4. Для трубопроводов, перекачивающих нефть с подогревом следует сохранять их проектные решения, например, засыпку производить с формированием валика над траншеей после выполнения ремонта.
3.5. Минимальная ширина полосы, с которой снимается плодородный слой почвы, должна равняться ширине траншеи по верху плюс 0,5 м в каждую сторону.
3.6. При снятии, перемещении и хранении плодородного слоя почвы не допускается смешивание его с подстилающими породами, загрязнение жидкостями или материалами.
3.7. Снятие плодородного слоя почвы следует производить до наступления зимы с устойчивыми отрицательными температурами. По согласованию с землепользователями и органами, осуществляющими государственный контроль за использованием земель, допускается снятие плодородного слоя в зимних условиях. При выполнении работ в зимнее время мерзлый плодородный слой почвы следует разрабатывать бульдозером с предварительным рыхлением на глубину, не превышающую толщину снимаемого плодородного слоя почвы.
3.8. Нанесение плодородного слоя почвы должно производиться в теплое время года, при нормальной влажности и достаточной несущей способности грунта.
3.9. При наличии параллельно действующего трубопровода до начала работ эксплуатирующая организация должна обозначить на местности специальными предупредительными знаками опасные места: места недостаточного заглубления, участки трубопровода, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, места пересечения с коммуникациями (кабели связи, газопроводы и т.д.
3.10. Рекультивацию земель на лесных угодьях следует выполнять в соответствии с условиями, определяемыми областными управлениями лесного хозяйства в следующей последовательности:
- снятие корнеобитаемого слоя на полосе рекультивации вдоль оси траншеи и перемещение его во временный отвал;
- производство основных работ по капитальному ремонту нефтепровода;
- перемещение корнеобитаемого слоя из отвала и нанесение его на нарушенные земли;
- планировка бульдозером поверхности корнеобитаемого слоя на полосе рекультивации.
3.11. В соответствии с пунктом 3 Основных положений о рекультивации земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении геологоразведочных, строительных и других работ приведение земельных участков в пригодное состояние производится в ходе работ, а при невозможности этого - не позднее, чем в течение года после завершения ремонтных работ.
3.12. В пустынных районах и необжитых отдаленных местностях условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для использования в сельском или лесном хозяйстве, определяются в каждом конкретном случае Советом Министров союзной республики совместно с Министерством сельского хозяйства СССР, а также с Государственным комитетом лесного хозяйства Совета Министров СССР и министерством или ведомством, которому предоставляются земельные участки в пользование.
3.13. Ответственность за безопасное проведение работ по капитальному ремонту подземных трубопроводов несет работник районного управления магистральными нефтепроводами (РНУ) назначаемый соответствующим приказом Управления магистральными нефтепроводами.
4.1. Приемка-передача рекультивированных земель после окончания ремонтных работ должна осуществляться в соответствии с "Положением о порядке передачи рекультивированных земель землепользователям предприятиями, организациями и учреждениями, разрабатывающими месторождения полезных ископаемых и торфа, проводящими геологоразведочные, изыскательские, строительные и иные работы, связанные с нарушением почвенного покрова", утвержденным Министерством сельского хозяйства СССР 18 февраля 1977 года (приложение 4).
4.2. В соответствии с Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными поставновлением Совета Министров СССР от 12 апреля 1979 года, N 341, полевые сельскохозяйственные работы в охранных зонах трубопроводов производятся землепользователями с предварительным уведомлением предприятия, эксплуатирующего трубопровод о начале посевной и уборочной компаний и с обязательным соблюдением требований этих Правил.
Для обеспечения нормальных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения трубопроводов устанавливаются охранные зоны:
вдоль трасс трубопроводов - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 50 метрах от оси трубопровода с каждой стороны; на землях сельскохозяйственного назначения охранная зона ограничивается условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны.
4.3. В соответствии со статьей 18 Основ земельного законодательства Союза СССР и союзных республик убытки, причиненные землепользователям изъятием земельных участков для государственных или общественных нужд либо временным занятием земельных участков, подлежат возмещению предприятиями, организациями и учреждениями, которым отводятся земельные участки.
4.4. Возмещение убытков колхозам, совхозам и другим государственным, кооперативным и общественным предприятиям производится в порядке, установленном постановлением Совета Министров СССР от 9 августа 1974 года, N 636 "О возмещении убытков землепользователям и потерь сельскохозяйственного производства при отводе земель для государственных или общественных нужд" (приложение 5).
4.5. Контроль за снятием, хранением и рациональным использованием плодородного слоя почвы предприятиями, организациями и учреждениями проводящими работы, связанные с нарушением почвенного покрова, а также за своевременной и полноценной рекультивацией земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых, проведении геологоразведочных, изыскательских и других работ, осуществляет землеустроительная служба системы Министерства сельского хозяйства СССР в соответствии с Положением о государственном контроле за использованием земель, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 14 мая 1970 года, N 325.
См. Положение о государственном земельном контроле, утвержденное постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689
Термин |
Определение |
1. Рекультивация земель |
По ГОСТ 17.5.1.01-78 |
2. Плодородный слой почвы |
По ГОСТ 17.5.1.01-78 |
3. Грубая планировка земель |
По ГОСТ 17.5.1.01-78 |
4. Чистовая планировка земель |
По ГОСТ 17.5.1.01-78 |
5. Траншея |
По ГОСТ 17.5.1.01-78 |
6. Технический этап рекультивации или техническая рекультивация |
По ГОСТ 17.5.1.01-78 |
7. Биологический этап рекультивации или биологическая рекультивация |
По ГОСТ 17.5.1.01-78 |
8. Нарушенные земли |
По ГОСТ 17.5.1.01-78 |
9. Потенциально-плодородные земли |
По ГОСТ 17.5.1.01-78 |
10. Земли сельскохозяйственного назначения |
По ГОСТ 17.5.1.05-80 |
11. Земли несельскохозяйственного назначения |
По ГОСТ 17.5.1.05-80 |
12. Отвод земель |
По ГОСТ 17.5.1.05-80 |
13. Магистральный нефтепровод |
По ОСТ 39.019-75 |
14. Капитальный ремонт |
Утверждены Государственным комитетом Совета Министров СССР по науке и технике, Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства, Министерством сельского хозяйства СССР и Государственным комитетом лесного хозяйства Совета Министров СССР 16 мая 1977 г.
1. Настоящие Основные положения о рекультивации земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении геологоразведочных, строительных и других работ разработаны в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 2 июня 1976 г. N 407 "О рекультивации земель, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении геологоразведочных, строительных и других работ.
2. Основные положения устанавливают основные требования по приведению (рекультивации) сельскохозяйственных земель и лесных угодий, а также других земель в состояние, пригодное для использования их по назначению, и являются обязательными для всех министерств и ведомств, предприятий, организаций и учреждений разрабатывающих месторождения полезных ископаемых открытым или подземным способом, осуществляющих все виды строительства (промышленное, сельскохозяйственное, жилищное-гражданское, транспортное, энергетическое, водохозяйственное и др.) или выполняющих геологоразведочные и другие работы, связанные с нарушением почвенного покрова.
3. Предприятия, организации и учреждения, выполняющие указанные в п. 2 настоящих Основных положений работы на предоставленных им в пользование сельскохозяйственных землях или лесных угодьях, обязаны за свой счет приводить эти земельные участки в состояние, пригодное для использования в сельском, лесном или рыбном хозяйстве, а при производстве указанных работ на других землях - в состояние, пригодное для использования их по назначению.
Приведение земельных участков в пригодное состояние производится в ходе работ, а при невозможности этого - не позднее чем в течение года после завершения работ.
4. Предприятия, организации и учреждения, осуществляющие промышленное или иное строительство, разрабатывающие месторождения полезных ископаемых, а также проводящие другие работы, связанные с нарушением почвенного покрова, обязаны снимать, хранить и наносить плодородный слой почвы на рекультивируемые земли, а при экономической целесообразности и на малопродуктивные угодья. При этом затраты, связанные с нанесением плодородного слоя почвы на один гектар малопродуктивных угодий, не должны превышать установленных в союзных республиках нормативов стоимости освоения одного гектара новых земель взамен изымаемых для несельскохозяйственных нужд.
Мероприятия по восстановлению плодородия рекультивируемых земель для использования их в сельском и лесном хозяйстве (внесение удобрений, известкование и другие работы) осуществляются землепользователями, которым передаются (возвращаются) земли, за счет средств предприятий, организаций и учреждений, проводивших на этих землях работы, связанные с нарушением почвенного покрова.
5. Рекультивация земельных участков, пользование которыми прекращено до 1 июля 1969 г., осуществляется за счет средств государственного бюджета в соответствии с объемами работ по рекультивации земель, предусматриваемыми в народнохозяйственных планах.
Выполнение указанных работ производится силами предприятий и организаций системы Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР и Союзсельхозтехники.
6. Предприятия, организации и учреждения, осуществляющие геологоразведочные, поисковые, геодезические и другие изыскательские работы, связанные с нарушением почвенного покрова, на земельных участках, предоставленных им без изъятия у землепользователей, обязаны за свой счет приводить занимаемые земельные участки в состояние, пригодное для использования их по назначению.
Приведение земельных участков в пригодное состояние производится в ходе работ, а при невозможности - не позднее чем в месячный срок после завершения работ, исключая период промерзания почвы.
7. Условия приведения земель, почвенный покров которых нарушен при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении геологоразведочных, изыскательских, строительных или иных работ, в состояние, пригодное для использования в сельском, лесном или рыбном хозяйстве, а также порядок использования снимаемого при проведении указанных работ плодородного слоя почвы устанавливаются на основе соответствующих проектов органами, предоставляющими земельные участки в пользование. В районах Крайнего Севера, пустынных районах и необжитых отдаленных местностях условия проведения указанных работ определяются в каждом конкретном случае Советом Министров союзной республики совместно с Министерством сельского хозяйства СССР, а также с Государственным комитетом лесного хозяйства Совета Министров СССР и министерством или ведомством, которому предоставляются земельные участки в пользование.
8. Приведение сельскохозяйственных земель, лесных угодий, а также других земель, предоставленных в пользование и нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, при строительстве предприятий, зданий и сооружений или при проведении других работ, в состояние, пригодное для использования по назначению, производится в соответствии с проектом рекультивации земель, входящим в состав технорабочего (технического) проекта предприятия, здания, сооружения и др. Проект рекультивации прилагается к землеустроительному делу на предоставление земельного участка.
Стоимость работ, предусмотренных указанным проектом, включается в сводную смету строительства предприятия, здания, сооружения, геологоразведочных, изыскательских или других работ.
12. Если по условиям отвода земель в соответствии с действующим порядком предприятие, организация или учреждение обязаны осуществлять работы по нанесению снятого ими плодородного слоя почвы на малопродуктивные угодья, то предусмотренное п. 5 постановления Совета Министров СССР от 9 августа 1974 г. N 636 возмещение потерь сельскохозяйственного производства не производится. (В расчет принимается площадь малопродуктивных угодий, на которой будут проведены указанные работы).
13. Затраты по рекультивации земель, по восстановлению плодородия рекультивируемых земель, а также снятию плодородного слоя почвы, хранению и нанесению его на рекультивируемые земли или малопродуктивные угодья относятся:
при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа - на себестоимость продукции предприятия;
при строительстве предприятий, зданий и сооружений - на стоимость этих объектов;
при проведении геологоразведочных, геологосъемочных, поисковых геодезических и других работ - на стоимость этих работ.
14. Рекультивация сельскохозяйственных земель и лесных угодий, почвенный покров которых нарушен при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведений геологоразведочных, строительных или иных работ, производится на основании проектов, разрабатываемых проектными организациями министерств и ведомств, осуществляющих указанные работы, с привлечением на договорных условиях проектных организаций системы Министерства сельского хозяйства СССР, Государственного комитета лесного хозяйства Совета Министров СССР и Министерства рыбного хозяйства СССР, а улучшение малопродуктивных угодий снятым плодородным слоем почвы - по проектам, разрабатываемым государственными проектными институтами по землеустройству (гипроземами) системы Министерства сельского хозяйства СССР по договорам с соответствующими организациями указанных министерств и ведомств.
Земельные участки, пользование которыми прекращено до 1 июля 1969 г., приводятся в состояние, пригодное для использования в сельском хозяйстве, по проектам, разрабатываемым гипроземами, а для использования в лесном или рыбном хозяйстве или в других целях - по проектам, разрабатываемым проектными организациями Государственного комитета лесного хозяйства Совета Министров СССР, Министерства рыбного хозяйства СССР или других соответствующих министерств и ведомств.
15. При снятии, складировании и хранении плодородного почвенного слоя принимаются меры, исключающие ухудшение его качества (смешивание с подстилающими породами, загрязнение жидкостями или материалами и др.), а также предотвращающие размыв и выдувание складированного плодородного слоя почвы путем закрепления поверхности отвала посевом трав или другими способами.
16. Отвалы горных пород, золы и других промышленных отходов и отбросов размещаются согласно проекту, как правило, на землях, непригодных для сельскохозяйственного использования или не занятых лесами первой группы, за пределами площадки предприятия и селитебной территории, с соблюдением санитарных норм и правил безопасности, утвержденных Госстроем СССР или согласованных с ним.
17. При наличии во вскрышной толще скальных или токсичных горных пород необходимо предусматривать раздельную выемку и укладку этих пород в основание образуемого отвала.
18. Земельные участки, приводимые в состояние, пригодное для использования в сельском хозяйстве, должны быть спланированы, покрыты плодородным почвенным слоем, оборудованы в необходимых случаях дорогами, дренажем и другими коммуникациями и сооружениями в соответствии с проектом. Участки должны быть удобными для выполнения сельскохозяйственных работ с применением современных машин, иметь уровень грунтовых вод, обеспечивающих оптимальные условия для произрастания растений.
19. Земельные участки, подготавливаемые для лесохозяйственного использования, должны быть обеспечены соответствующей глубиной корнеобитаемого горизонта, необходимого для произрастания древесно-кустарниковой растительности, оборудованы необходимыми мелиоративными, гидротехническими, противоэррозионными и другими сооружениями согласно утвержденному проекту.
Утверждены Верховным Советом СССР 13 декабря 1963 г., введены в действие с 1 июля 1969 г. с учетом дополнений в соответствии с Указом Верховного Совета СССР от 7 января 1980 г.
Статья 7.
Землепользователи
Земля в СССР предоставляется в пользование:
колхозам, совхозам, другим сельскохозяйственным государственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям и учреждениям;
промышленным, транспортным, другим несельскохозяйственным государственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям и учреждениям;
гражданам СССР.
В случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР, земля может предоставляться в пользование и иным организациям и лицам.
Статья 9.
Сроки землепользования
Земля предоставляется в бессрочное или временное пользование.
Бессрочным (постоянным) признается землепользование без заранее установленного срока.
Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бессрочное пользование.
Временное пользование землей может быть краткосрочным (до трех лет) и долгосрочным (от трех до десяти лет). В случае производственной необходимости эти сроки могут быть продлены на период, не превышающий соответственно сроков краткосрочного или долгосрочного временного пользования.
Законодательством союзных республик по отдельным видам пользования землей может быть установлен и более длительный срок долгосрочного пользования, но не свыше 25 лет.
Порядок предоставления земель в пользование
Предоставление земельных участков в пользование осуществляется в порядке отвода.
Отвод земельных участков производится на основании постановления Совета Министров союзной республики или Совета Министров автономной республики либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов в порядке, установленном законодательством Союза ССР и союзных республик. В постановлениях или решениях о предоставлении земельных участков указываются цель, для которой они отводятся, и основные условия пользования землей.
Предоставление земельного участка, находящегося в пользовании, другому землепользователю производится только после принятия данного участка в порядке, предусмотренном статьей 16 настоящих Основ.
Земли, признанные в установленном порядке пригодными для нужд сельского хозяйства, прежде всего должны предоставляться сельскохозяйственным предприятиям, организациям и учреждениям.
Для строительства промышленных предприятий, жилых объектов, железных и автомобильных дорог, линий электропередачи, магистральных трубопроводов, а также для иных несельскохозяйственных нужд предоставляются земли несельскохозяйственного назначения или непригодные для сельского хозяйства, либо сельскохозяйственные угодья худшего качества. Предоставление для указанных целей земельных участков из земель государственного лесного фонда производится преимущественно за счет не покрытых лесом площадей или площадей занятых кустарниками и малоценными насаждениями. Предоставление земельных участков под застройку на площадях залегания полезных ископаемых производится по согласованию с органами государственного горного надзора. Линии электропередачи, связи и прочие коммуникации проводятся главным образом вдоль дорог, существующих трасс и т.п.
Приступать к пользованию предоставленным земельным участком до установления соответствующими землеустроительными органами границ этого участка в натуре (на местности) и выдачи документа, удостоверяющего право пользования землей, запрещается.
Право землепользования колхозов, совхозов и других землепользователей удостоверяется государственными актами на право пользования землей. Формы актов устанавливаются Советом Министров СССР.
Порядок оформления временного пользования землей устанавливается законодательством союзных республик.
Статья 11.
Права и обязанности землепользователей
Землепользователи имеют право и обязаны пользоваться земельными участками в тех целях, для которых они им предоставлены.
В зависимости от целевого назначения каждого земельного участка, предоставленного в пользование, землепользователи имеют право в установленном порядке:
возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения;
производить посевы сельскохозяйственных культур, посадку лесных, плодовых, декоративных и других насаждений;
пользоваться сенокосами, пастбищами и другими угодьями;
использовать для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф и водные объекты, а также эксплуатировать другие полезные свойства земли.
Убытки, причиненные землепользователям, подлежат возмещению. Нарушенные права землепользователей подлежат восстановлению в порядке, предусматриваемом законодательством Союза ССР и союзных республик.
Права землепользователей могут быть ограничены законом в государственных интересах, а также в интересах других землепользователей.
Использование земли для извлечения нетрудовых доходов запрещается.
Землепользователи обязаны рационально и эффективно использовать землю, бережно относиться к ней, не совершать на предоставленных им земельных участках действий, нарушающих интересы соседних землепользователей.
Предприятия, организации и учреждения разрабатывающие месторождения полезных ископаемых открытым или подземным способом, проводящие геологоразведочные, строительные или иные работы на предоставленных им во временное пользование сельскохозяйственных землях или лесных угодьях, обязаны за свой счет приводить эти земельные участки в состояние, пригодное для использования в сельском, лесном или рыбном хозяйстве, а при производстве указанных работ на других землях - состояние, пригодное для использования их по назначению. Приведение земельных участков в пригодное состояние производится в ходе работ, а при невозможности этого - не позднее чем в течение года после завершения работ.
Предприятия, организации и учреждения, осуществляющие промышленное или иное строительство, разрабатывающие месторождения полезных ископаемых открытым способом, а также проводящие другие работы, связанные с нарушением почвенного покрова, обязаны снимать и хранить плодородный слой почвы в целях использования его для рекультивации земель и повышения плодородия малопродуктивных угодий.
Порядок изъятия земель для государственных или общественных нужд
Изъятие земельного участка либо его части для государственных или общественных нужд производится на основании постановления Совета Министров союзной республики или Совета Министров автономной республики, либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета депутатов трудящихся в порядке, установленном законодательством Союза ССР и союзных республик.
Изъятие участков из земель, находящихся в пользовании колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, организаций и учреждений, из земель, имеющих культурное либо научное значение, допускается лишь в случаях особой необходимости.
Изъятие орошаемых и осушенных земель, пашен, земельных участков, занятых многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками, культурными пастбищами, а также сенокосами и пастбищами, на которых проведены работы по их коренному улучшению, для несельскохозяйственных нужд, земель, занятых водоохранными защитными и другими лесами первой группы, для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, производится в исключительных случаях и только по постановлению Совета Министров союзной республики.
Изъятие указанных земель в целях предоставления их во временное краткосрочное пользование для строительства трубопроводов, линий электропередачи и других линейных сооружений может производиться в необходимых случаях на основании постановления Совета Министров автономной республики либо решения исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов.
Предприятия, организации и учреждения, заинтересованные в изъятии земельных участков для несельскохозяйственных нужд, обязаны до начала проектных работ предварительно согласовать с землепользователями и органами, осуществляющими государственный контроль за использованием и охраной земель, место расположения объекта и примерные размеры намечаемой к изъятию площади.
Изъятие участков из земель, находящихся в пользовании колхозов, может производиться только с согласия общих собраний членов колхозов и собраний уполномоченных, а из земель, находящихся в пользовании совхозов, других государственных, кооперативных, общественных предприятий, организаций, учреждений союзного или республиканского подчинения - по согласованию с землепользователями и с соответствующими государственными комитетами и ведомствами.
Статья 20.
Государственный контроль за использованием земель
Государственный контроль за использованием и охраной всех земель имеет своей задачей обеспечить соблюдение министерствами, государственными комитетами и ведомствами, государственными кооперативными, общественными предприятиями, организациями и учреждениями, а также гражданами земельного законодательства порядка пользования землей, правильности ведения земельного кадастра и землеустройства в целях рационального использования и охраны земель.
Государственный контроль за использованием всех земель осуществляется Советами народных депутатов, их исполнительными и распорядительными органами, а также специально уполномоченными на то государственными органами в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР.
Статья 50.
Ответственность за нарушение земельного законодательства
Купля-продажа, залог, завещание, дарение, аренда, самовольный обмен земельными участками и другие сделки, в прямой или открытой форме нарушающие право государственной собственности на землю, не действительны.
Лица, виновные в совершении указанных сделок, а также:
- самовольном занятии земельных участков;
- бесхозяйственном использовании земель и использовании их в целях извлечения нетрудовых доходов;
- порче сельскохозяйственных и других земель, загрязнении их производственными и иными отходами и сточными водами;
- невыполнении обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и других процессов, ухудшающих состояние почв;
- несвоевременном возврате временно занимаемых земель или невыполнении обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по назначению;
- уничтожении межевых знаков границ землепользователей - несут уголовную или административную ответственность в порядке, установленном законодательством Союза ССР и союзных республик.
Законодательством Союза ССР и союзных республик может быть установлена ответственность и за другие виды нарушений земельного законодательства.
Самовольно занятые земельные участки возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования.
В случаях, устанавливаемых законодательством Союза ССР и союзных республик, у землепользователей, допускающих систематические нарушения правил пользования землей, могут быть изъяты неправильно используемые ими земельные участки.
Предприятия, организации, учреждения и граждане обязаны возместить вред, причененный ими в результате нарушения земельного законодательства.
Утверждено Министерством сельского хозяйства СССР 18 февраля 1977 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 2 июня 1976 г. N 407 "О рекультивации земель, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении геологоразведочных, строительных и других работ" с участием Государственного комитета лесного хозяйства Совета Министров СССР, Советов Министров союзных республик и заинтересованных министерств и ведомств СССР.
Положением устанавливается порядок передачи земель соответствующим землепользователям предприятиями, организациями и учреждениями, разрабатывающими месторождения полезных ископаемых и торфа, проводящими геологоразведочные, изыскательские, строительные и иные работы, связанные с нарушением почвенного покрова, на предоставленных им в пользование сельскохозяйственных землях или лесных угодьях, которые приведены в состояние, пригодное для использования в сельском, лесном или рыбном хозяйстве, а на других землях - состояние, пригодное для использования их по назначению.
Положение обязательно для всех государственных, кооперативных и общественных предприятий, организаций и учреждений, производящих работы по рекультивации земель.
1.2. Передаче соответствующим землепользователям подлежат земли, на которых выполнен весь комплекс работ, предусмотренный проектом рекультивации.
В зависимости от технологических условий производства работ рекультивированные земли могут передаваться (по договоренности с хозяйствами) отдельными участками, по мере выполнения на них восстановительных работ.
1.3. Приемка-передача рекультивированных земель соответвующим землепользователям производится комиссией, назначаемой исполнительным комитетом Совета депутатов трудящихся того района (города), на территории которого находятся эти земли, и оформляется актом по форме согласно приложению 1.
При рекультивации земель, почвенный покров которых нарушен землепользователями при разработке месторождений общераспространенных полезных ископаемых для внутрихозяйственных нужд, комиссия производит приемку выполненных работ по рекультивации земель с оформлением акта согласно приложению 2.
1.4. В состав комиссии по приемке-передаче рекультивированных земель включаются: заместитель председателя рай(гор)исполкома (председатель комиссии), главный (старший) инженер-землеустроитель, представители предприятий, организаций, учреждений, передающих земли, и колхозов, совхозов, лесхозов, рыбхозов и других землепользователей, принимающих земли.
При необходимости к участию в работе комиссии в установленном порядке привлекаются специалисты научно-исследовательских и проектных организаций, участвовавших в разработке проектов рекультивации земель, эксперты и др.
1.5. Запрещается приемка-передача рекультивированных земельных участков с отклонением от утвержденного проекта рекультивации, не санкционированными соответствующими органами, а также с недоделками и дефектами.
1.7. Мероприятия по восстановлению плодородия рекультивируемых земель для использования их в сельском или лесном хозяйстве осуществляются землепользователями, которым передаются (возвращаются) земли, за счет средств предприятий, организаций и учреждений, проводивших на этих землях работы, связанные с нарушением почвенного покрова. При этом до полного восстановления плодородия рекультивируемые земли, предназначенные для использования в сельском или лесном хозяйстве, как правило, находятся в стадии мелиоративной подготовки. Продолжительность нахождения рекультивируемых земель в стадии мелиоративной подготовки устанавливаются проектом рекультивации земель.
1.8. В период нахождения рекультивируемых земель в стадии мелиоративной подготовки в случае образования провалов, просадок, оползней, развития процессов, ухудшающих состояние почв (заболачивания, засоления), а также выхода из строя дренажных систем, гидротехнических и других сооружений и коммуникаций по вине предприятий, организаций и учреждений, выполнявших работы по рекультивации, устранение недостатков осуществляется силами и за счет средств этих предприятий, организаций и учреждений.
2. Обязанности комиссии по приемке-передаче рекультивируемых земель и порядок ее работы
2.1. При приемке-передаче рекультивируемых земель комиссия обязана:
проверить соответствие выполненных рекультивационных работ утвержденному проекту и дать им оценку;
дать заключение о готовности объекта к проведению работ по восстановлению плодородия нарушенных земель;
уточнить продолжительность периода мелиоративной подготовки, а также последующее использование рекультивированных земель.
2.2. Все затраты по опробованию (испытанию) при проверке противоэрозионных, мелиоративных и других сооружений на рекультивированных землях производятся за счет средств предприятий, организаций и учреждений.
2.3. Предприятия, организации и учреждения представляют комиссии следующие документы и материалы:
документы, удостоверяющие право пользования землей;
проект рекультивации нарушенных земель;
чертежи исполнительной съемки;
характеристику агрохимических и водно-физических свойств почв и пород;
характеристику мощности, агрохимических и водно-физических свойств нанесенного плодородного слоя почвы;
акты приемки противоэрозионных, мелиоративных и других сооружений, строительство которых предусмотрено проектом.
2.4. При наличии дефектов и недоделок комиссия устанавливает срок их исправления. Акт приемки-передачи рекультивированных земель не позднее чем в двухнедельный срок после устранения дефектов и недоделок утверждается рай(гор)исполкомом.
Принятые комиссией рекультивированные земельные участки возвращаются прежним или отводятся другим землепользователям в установленном порядке.
2.5. Рекультивируемые земля для использования в сельском или лесном хозяйстве до полного восстановления плодородия учитываются в земельно-учетной документации отдельной графой "рекультивируемые земли" как земли, находящиеся в стадии мелиоративной подготовки. После завершения мелиоративной подготовки земельные участки зачисляются в соответствующие виды угодий в установленном порядке.
2.6. Акт приемки-передачи рекультивированных земель составляется в трех экземплярах. Один экземпляр направляется в рай(гор)исполком (главному (старшему) инженеру-землеустроителю), второй - землепользователю, третий - предприятию, организации, учреждению, передающему рекультивированные земельные участки. К акту прилагается план передаваемого участка.
3. Ответственность предприятий, организаций, учреждений и землепользователей за выполнение работ по рекультивации нарушенных земель и их освоению
3.1. Предприятия, организации и учреждения, осуществляющие рекультивацию земель, несут ответственность:
за качественное выполнение в установленные сроки всех планировочных, строительно-монтажных, мелиоративных и других работ в соответствии с утвержденным проектом; за своевременную передачу для дальнейшего использования в народном хозяйстве рекультивированных земель;
за своевременное перечисление средств землепользователям на осуществление мероприятий по восстановлению плодородия рекультивируемых земель (в соответствии с утвержденным проектом) после завершения работ по рекультивации и передачи (возврата) этих земель для использования в сельском или лесном хозяйстве.
3.2. Землепользователи, которым передаются (возвращаются) рекультивируемые земли для последующего использования в сельском или лесном хозяйстве, несут ответственность за качественное выполнение работ по восстановлению их плодородия (внесение удобрений, известкование, посев сельскохозяйственных культур и др.) в соответствии с утвержденным проектом, а также за своевременное их вовлечение в хозяйственный оборот.
4. Основные требования при проверке комиссией работ по рекультивации земель для сельскохозяйственного использования
4.1. При приемке рекультивируемых участков для сельскохозяйственного использования комиссия проверяет:
соответствие выполненных работ утвержденному проекту;
качество планировочных работ;
мощность и равномерность насыпки плодородного слоя почвы и потенциально плодородных пород;
качество подготовительных работ и мощность остаточного слоя торфа на отработанных торфянниках;
качественный состав плодородного слоя почвы, потенциально плодородных и подстилающих пород на корнеобитаемой глубине;
качество работ по созданию мелиоративных, гидротехнических, противоэрозионных и других сооружений;
уровень залегания и качество грунтовых вод; наличие подъездных дорог.
5. Основные требования при проверке комиссией работ по рекультивации земель для лесохозяйственного использования
5.1. При приемке рекультивированных участков для лесохозяйственного использования комиссия проверяет:
соответствие выполненных работ утвержденному проекту;
качество корнеобитаемого горизонта на глубину, необходимую для произрастания древесно-кустарниковой растительности;
выполнение необходимых мелиоративных и других мероприятий по улучшению малопригодных по физическим и химическим свойствам пород;
выполнение мероприятий по устранению токсичных пород;
выполнение и качество работ по созданию мелиоративных, гидротехнических, противоэрозионных и других сооружений;
уровень залегания и качество грунтовых вод.
Совет Министров СССР постановляет:
1. Обязать Советы Министров союзных республик и Министерство сельского хозяйства СССР принять меры к дальнейшему улучшению использования земель и охраны сельскохозяйственных угодий, выделять для государственных или общественных нужд земли несельскохозяйственного назначения или непригодные для сельского хозяйства, либо сельскохозяйственные угодья худшего качества, а также усилить контроль за использованием земель колхозами, совхозами и другими землепользователями.
2. В соответствии со статьей 18 Основ земельного законодательства Союза СССР и союзных республик убытки, причиненные землепользователям изъятием земельных участков для государственных или общественных нужд либо временным занятием земельных участков, подлежат возмещению предприятиями, организациями и учреждениями, которым отводятся земельные участки.
Возмещению подлежат: стоимость жилых домов, объектов культурно-бытового назначения, производственных и иных зданий и сооружений или расходы по их переносу на новое место; стоимость плодово-ягодных, защитных и иных выращенных хозяйством многолетних насаждений; стоимость незавершенного производства (вспышки, внесения удобрений, посева и других работ); стоимость урожая сельскохозяйственных культур, а также другие убытки землепользователей, связанные с изъятием земельных участков или временным занятием их.
3. Убытки колхозов, совхозов и других государственных, кооперативных и общественных предприятий, организаций и учреждений, причиненные изъятием земельных участков или временным занятием их, определяются в следующем порядке:
а) оценка жилых домов, объектов культурно-бытового назначения, производственных и иных зданий и сооружений, расположенных на отводимом или временно занимаемом земельном участке, а также зданий и сооружений и других объектов, находящихся за пределами изымаемого земельного участка, если дальнейшее их использование по назначению окажется невозможным, производится по балансовой стоимости объекта с учетом износа.
Предприятия, организации и учреждения, которым предоставляются для государственных или общественных нужд участки из земель колхозов, совхозов и других предприятий, организаций и учреждений, по согласованию между заинтересованными сторонами в случае целесообразности вместо возмещения стоимости расположенных на них зданий, сооружений и других объектов осуществляют своими силами и средствами (а также силами привлекаемых организаций) перенос их на новое место либо строительство соответствующих новых зданий, сооружений и других объектов.
При этом разница между сметной стоимостью возводимых объектов и балансовой стоимостью (с учетом износа) сносимых объектов оплачивается землепользователем, для которого сооружается объект;
б) оценка плодоносящих плодово-ягодных, защитных и иных выращенных хозяйством многолетних насаждений производится по их балансовой стоимости, а неплодоносящих плодово-ягодных насаждений - по сумме произведенных затрат на подготовку почвы, посадку, уход за насаждениями и на другие работы;
в) стоимость незавершенного производства (вспашка, внесение удобрений, посев и другие работы) определяется по фактическим затратам на выполненные работы;
г) стоимость урожая сельскохозяйственных культур (если на земельном участке проведен основной комплекс агротехнических мероприятий по возделыванию соответствующей сельскохозяйственной культуры) определяется исходя из средней за последние 5 лет урожайности этой культуры и закупочных цен, действующих в данной зоне;
д) убытки, вызванные прекращением пользования водными источниками (колодцами, прудами, водоемами, скважинами и т.п.), определяются исходя из фактически произведенных затрат на их сооружение или по стоимости работ на строительство новых водоисточников равного дебита.
При изъятии или временном занятии земельных участков в результате чего частично или полностью нарушается работа оросительных, осушительных, противоэрозионных и противоселевых сооружений (систем), убытки определяются исходя из сметной стоимости работ по строительству новых или реконструкции существующих сооружений (систем), включая стоимость проектно-изыскательских работ по действующим нормам и расценкам.
Другие убытки землепользователей, связанные с изъятием или временным занятием земельного участка, определяются исходя из фактически произведенных затрат.
5. В целях сохранения сельскохозяйственных угодий, а также обеспечения необходимого уровня сельскохозяйственного производства и в соответствии со статьей 19 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик установить, что предприятия, организации и учреждения, которым отводятся для строительства и иных несельскохозяйственных нужд земельные участки, занятые сельскохозяйственными угодьями, возмещают (помимо возмещения убытков землепользователям) потери сельскохозяйственного производства, связанные с изъятием этих участков, в размере стоимости освоения равновеликой площади новых земель с учетом проведения на вновь осваиваемых землях мероприятий по их окультуриванию и повышению плодородия почв.
Стоимость освоения новых земель взамен изымаемых для несельскохозяйственных нужд определяется исходя из нормативов, устанавливаемых Советами Министров союзных республик по согласованию с Госпланом СССР, Министерством сельского хозяйства СССР и Министерством финансов СССР.
Предприятия, организации и учреждения, которым отводятся земельные участки для несельскохозяйственных нужд, должны предусматривать в соответствующих сметах средства (в размерах сумм по возмещению потерь) на проведение мероприятий, связанных с освоением земель и повышением плодородия почв.
Средства, предназначенные для возмещения потерь сельскохозяйственного производства, перечисляются на специальные счета сельскохозяйственных органов союзных республик, открываемые в Госбанке СССР, и используются в порядке, устанавливаемом Советами Министров союзных республик, на освоение новых земель и проведение мероприятий по повышению плодородия вновь осваиваемых земель или улучшению имеющихся сельскохозяйственных угодий. Неиспользованные денежные средства, предназначенные на возмещение потерь сельскохозяйственного производства, в конце года не изымаются и направляются в следующем году на финансирование мероприятий по освоению земель и повышению плодородия почв.
Госплану СССР предусматривать в проектах народнохозяйственных планов по предложениям Советов Министров союзных республик, а также министерств и ведомств СССР, заинтересованных в отводе земельных участков, выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, связанных с освоением новых земель и проведением мероприятий по повышению плодородия вновь осваиваемых земель или улучшением имеющихся сельскохозяйственных угодий за счет средств, предназначенных на возмещение потерь сельскохозяйственных производств, сверх устанавливаемых объемов капитальных вложений по отрасли "Сельское хозяйство".
6. Для определения убытков землепользователей и потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием земельных участков или временным занятием их, исполнительные комитеты районных (городских) Советов депутатов трудящихся образуют оценочные комиссии в составе члена районного (городского) Совета депутатов трудящихся - председатель государственного районного инспектора по использованию и охране земель, представителей финансового и коммунального отделов райисполкома (горисполкома), сельского (поселкового) Совета депутатов трудящихся, землепользователя, из земель которого производится изъятие или временное занятие участка, представителя предприятия, организации, учреждения, заинтересованного в отводе земельного участка, а также представителей других органов по усмотрению исполкома районного (городского) Совета депутатов трудящихся.
По результатам работы комиссии составляется акт с указанием размера подлежащих возмещению убытков землепользователей и потерь сельскохозяйственного производства, который рассматривается и утверждается исполкомом районного (городского) Совета депутатов трудящихся.
Решение исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов трудящихся по указанному вопросу может быть обжаловано в 10-дневный срок в исполнительный комитет областного, краевого, городского (в городах с районным делением) Совета депутатов трудящихся, в Совет Министров автономной республики, а в союзных республиках, не имеющих областного деления, - в Совет Министров союзной республики. Решения указанных органов являются окончательными.
7. Суммы средств, выплачиваемых предприятиями, организациями и учреждениями в соответствии с настоящим постановлением в возмещение убытков землепользователям и потерь сельскохозяйственного производства, включаются в сметную стоимость строительства объектов или относятся за счет производственной деятельности предприятий, организаций и учреждений, которым предоставляются земельные участки.
8. Потери сельскохозяйственного производства не возмещаются:
при отводе земельных участков для строительства мелиоративных систем, предназначенных для орошения и осушения земель сельскохозяйственного назначения;
при отводе земельных участков (за исключением пашни и участков, занятых многолетними насаждениями, культурными сенокосами и пастбищами) под строительство прудовых и озерных рыбных хозяйств, рыбопитомников, нерестово-выростных хозяйств и рыбоводных заводов системы Министерства рыбного хозяйства СССР;
при изъятии земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, под строительство школ и детских дошкольных учреждений, торговых объектов, лечебных заведений и объектов культурно-бытового назначения;
при предоставлении земельных участков во временное пользование, если по условиям отвода эти участки в дальнейшем должны быть приведены в состояние, пригодное для использования в сельском хозяйстве.
Порядок определения потерь сельскохозяйственного производства при отводе земельных участков, занятых сельскохозяйственными угодьями, под строительство наиболее крупных гидроэнергетических объектов устанавливается Советом Министров СССР при решении вопроса о строительстве этих объектов.
10. Госбанку СССР и Стройбанку СССР осуществлять финансирование проектных работ (за исключением работ, связанных с составлением технико-экономического обоснования) лишь при наличии соответствующих документов о предварительном согласовании с землепользователями и органами, осуществляющими государственный контроль за использованием земель (а в предусмотренных законодательством случаях и с другими органами, осуществляющими государственный контроль за использованием природных ресурсов), места расположения объекта и примерного размера земельного участка, намечаемого к изъятию.
Финансирование строительства объектов осуществлять лишь по предъявлении заказчиком документа землеустроительного органа об установлении границ предоставленного в пользование земельного участка в натуре (на местности) и документа, удостоверяющего право пользования землей, выданного соответствующим органом.
Использование предоставленных колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям, организациям и учреждениям земель для внутрихозяйственного строительства производится в установленном порядке. При этом место расположения и размер занимаемого под строительство земельного участка предварительно согласовываются с органами землеустроительной службы системы Министерства сельского хозяйства СССР, осуществляющими государственный контроль за использованием земель.