Отраслевой стандарт ОСТ 37.001.054-86
Автомобили и двигатели. Выбросы вредных веществ. Нормы и методы определения
(введен в действие приказом по Главному техническому управлению Министерства автомобильной промышленности от 10 декабря 1986 г. N 124)
Срок
введения установлен с 1 января 1987 г.
Взамен ОСТ 37.001.054-74
Настоящий стандарт распространяется на изготавливаемые предприятиями отрасли:
- автомобили с полной массой не более 3500 кг и автобусы с числом мест для сидения (включая место для водителя) не более 12 с четырехтактными двигателями внутреннего сгорания с искровым зажиганием*);
- автомобили с полной массой не более 3500 кг и автобусы с числом мест для сидения (включая место для водителя) не более 12 с четырехтактными дизелями*;
- двигатели с искровым зажиганием и дизели, предназначенные для установки на указанные типы автомобилей и автобусов;
- карбюраторы, устанавливаемые на указанные типы автомобилей и автобусов.
Стандарт не распространяется на автомобили, полная масса которых менее 400 кг или максимальная скорость которых не превышает 50 км/ч; на автомобили высшего и большого классов, на легковые автомобили особого назначения, на двигатели и карбюраторы, поставляемые в запасные части для автомобилей, снятых с производства.
Стандарт устанавливает предельно допустимые нормы и методы определения массы окиси углерода, углеводородов и окислов азота в отработавших газах автомобилей, выбрасываемых в атмосферу.
1.1. Испытания содержат:
1.1.1. Определение массы окиси углерода, углеводородов и окислов азота в выбрасываемых в атмосферу отработавших газах при выполнении автомобилем установленного настоящим стандартом ездового цикла, имитирующего движение автомобиля в городских условиях.
1.1.1.1. Проверка соответствия массы вредных веществ в отработавших газах нормам, установленным в стандарте, должна проводиться при приемочных, периодических и инспекционных испытаниях (ГОСТ 16504-81).
1.1.1.1.1. При приемочных испытаниях проверка должна проводиться с обязательным приглашением представителя Госкомгидромета.
1.1.1.2. Количество автомобилей (двигателей, карбюраторов), отбираемых для периодических испытаний, устанавливается предприятием-изготовителем при гарантированном соответствии всей продукции нормам настоящего стандарта.
1.1.2. Определение объемной доли окиси углерода в выбрасываемых в атмосферу отработавших газах автомобиля при работе двигателя на режимах холостого хода (при минимальной частоте вращения и при частоте вращения, равной 0,6 от номинальной, установленной предприятием-изготовителем) по методике ГОСТ 17.2.2.03-77.
1.1.2.1. Проверка соответствия объемной доли окиси углерода в отработавших газах при минимальной частоте вращения холостого хода норме, установленной ГОСТ 17.2.2.03-77, а также регулирование карбюратора и в случаях, предусмотренных предприятием-изготовителем пломбирование карбюратора, должны проводиться на всех выпускаемых автомобилях.
1.1.2.2. Количество автомобилей, на которых проверяется соответствие объемной доли окиси углерода в отработавших газах на холостом ходу при частоте вращения, равной 0,6 от номинальной, устанавливается предприятием-изготовителем при гарантированном соответствии всей продукции норме ГОСТ 17.2.2.03-77.
1.1.2.3. Количество двигателей и карбюраторов, отбираемых для проверки соответствия объемной доли окиси углерода в отработавших газах на режимах холостого хода, устанавливается предприятием-изготовителем при гарантированном соответствии всей продукции нормам ГОСТ 17.2.2.03-77.
1.1.2.4. При проверке двигателей и карбюраторов на соответствие требованиям ГОСТ 17.2.2.03-77 допускается применение заводских методик проверок.
1.2. Автомобили с дизелями проходят испытания только по п. 1.1.1.
2.1. Предельно допустимые выбросы вредных веществ с отработавшими газами не должны превышать величин, указанных в табл. 1
Таблица 1
Рабочий объем двигателя, л |
Год*) постановки на производство**) |
Предельно допустимые выбросы вредных веществ, г/испытание |
Примечания |
|||||
Окиси углерода |
Суммарно углеводородов и окислов азота |
В т.ч. окислов азота |
||||||
Подготовленный автомобиль |
Автомобиль из серии |
Подготовленный автомобиль |
Автомобиль из серии |
Подготовленный автомобиль |
Автомобиль из серии |
|||
Свыше 2,0 |
1988 |
30 |
36 |
15 |
18 |
- |
- |
С нейтрализатором |
1990 |
25 |
30 |
6,5 |
7,8 |
3,5 |
4,2 |
||
1990 |
45 |
54 |
17 |
20 |
6 |
7,2 |
Без нейтрализатора |
|
От 1,4 до 2,0 включ. |
1991 |
30 |
36 |
8 |
9,6 |
- |
- |
С нейтрализатором |
|
45 |
54 |
17 |
20 |
6 |
7,2 |
Без нейтрализатора |
|
До 1,4 |
1990 |
45 |
54 |
15 |
18 |
6 |
7,2 |
Без нейтрализатора |
______________________________
*) Нормы вводятся с 1 октября указанного года.
**) Для всех выпускаемых автомобилей нормы вводятся на 1 год позже.
Примечания: 1. При поставке автомобилей на экспорт, нормы выброса, указанные в табл. 1, могут быть изменены в соответствии с требованиями страны-импортера.
2. "Подготовленный автомобиль" - автомобиль, прошедший подготовку в объеме мероприятий, не изменяющих конструкцию автомобиля и двигателя и их регулировок, установленных техническими условиями.
2.2. На период до введения норм, указанных в табл. 1, предельно допустимые выбросы вредных веществ с отработавшими газами не должны превышать величин, указанных в табл. 2.
Таблица 2
Контрольная масса автомобиля, кг |
Предельно допустимые выбросы вредных веществ, г/испытание |
|||
окиси углерода |
суммарно углеводородов и окислов азота |
|||
Подготовленный автомобиль |
Автомобиль из серии |
Подготовленный автомобиль |
Автомобиль из серии |
|
До 1020 включ. |
52 |
62 |
19,0 |
23,8 |
Св. 1020 до 1250 -"- |
60 |
72 |
20,5 |
25,6 |
-"- 1250 -"- 1470 -"- |
68 |
82 |
22,0 |
27,5 |
-"- 1470 -"- 1700 -"- |
76 |
91 |
23,5 |
29,4 |
-"- 1700 -"- 1930 -"- |
83 |
100 |
25,5 |
31,3 |
-"- 1930 -"- 2150 -"- |
91 |
109 |
26,5 |
33,1 |
-"- 2150 |
99 |
119 |
28,0 |
35,0 |
2.2.1. Допускается определение выброса вредных веществ по методике, предусматривающей сбор для анализа всей массы отработавших газов без разбавления воздухом. В этом случав массы окиси углерода, углеводородов и окислов азота не должны превышать предельных величин, указанных в табл. 3
Контрольная масса автомобиля, кг |
Предельно допустимые выбросы вредных веществ, г/испытание |
|||||
окиси углерода |
углеводородов |
окислов азота |
||||
Подготовленный автомобиль |
Автомобиль из серии |
Подготовленный автомобиль |
Автомобиль из серии |
Подготовленный автомобиль |
Автомобиль из серии |
|
До 1020 включ. |
52 |
62 |
5,1 |
6,1 |
7,0 |
8,4 |
Св . 1020 до 1250 -"- |
60 |
72 |
5,4 |
6,5 |
7,7 |
9,2 |
-"- 1250 -"- 1470 -"- |
68 |
82 |
5,8 |
6,9 |
8,5 |
10,2 |
-"- 1470 -"- 1700 -"- |
76 |
91 |
6,2 |
7,4 |
9,3 |
11,1 |
-"- 1700 -"- 1930 -"- |
83 |
100 |
6,6 |
7,9 |
10,1 |
12,1 |
-"- 1930 -"- 2150 -"- |
91 |
109 |
7,0 |
8,4 |
10,8 |
13,0 |
-"- 2150 |
99 |
119 |
7,3 |
8,8 |
11,6 |
13,9 |
2.3. При проведении испытаний по п/п 1.1.1 должны предельно допустимые выбросы вредных веществ с отработавшими газами, указанные в табл. 1, 2 и 3 должны быть увеличены: в 1,25 раза для грузовых автомобилей, автобусов и легковых автомобилей с приводом на все колеса массой до 2,0 т; в 2 раза для грузовых автомобилей, автобусов и легковых автомобилей с приводом на все колеса массой более 2,0 т; в 1,4 раза для полноприводных автомобилей с колесными редукторами. Испытания могут проводиться с одним работающим мостом.
2.4. Испытания автомобиля по п/п 1.1.1 должны проводиться три раза. Заключение о соответствии нормам настоящего стандарта дается по среднему арифметическому значению по каждому компоненту.
2.4.1. Для каждого из нормируемых компонентов в одном из трех испытаний допускается превышение нормы не более чем на 10%, при условии, что среднее арифметическое по трем испытаниям ниже установленной нормы.
2.4.2. Если полученные при первом испытании значения нормируемых компонентов не превышают 70% установленной нормы, то допускается проводить испытания один раз.
2.4.3. Если полученные при первом и при втором испытаниях значения нормируемых компонентов не превышают 95% установленной нормы, то допускается проводить испытания два раза.
2.5. При проведении периодических испытаний партии автомобилей (двух и более) одной модели допускается несоответствие нормам настоящего стандарта отдельными автомобилями, но при выполнении следующего условия
,
где L - предельно допустимые выбросы, указанные в п.2.1 для окиси углерода или для суммы углеводородов и окислов азота;
- среднеарифметическое значение выбросов, измеренных при проведении испытаний всей партии автомобилей;
k - статистический коэффициент, выбираемый по табл. 4 в зависимости от количества автомобилей (n) в партии;
х - фактическое значение выбросов, измеренное у каждого автомобиля из партии.
"Условие 1"
Таблица 4
Значения статистического коэффициента
n |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
k |
0,973 |
0,613 |
0,489 |
0,421 |
0,376 |
0,342 |
0,317 |
0,296 |
0,279 |
n |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
k |
0,265 |
0,253 |
0,242 |
0,233 |
0,224 |
0,216 |
0,210 |
0,203 |
0,198 |
Примечание. Если n > = 20, то
2.6. При проведении приемочных, периодических и инспекционных испытаний автомобилей, двигателей и карбюраторов по п. 1.1.2 объемные доли окиси углерода в отработавших газах в процентах (при минимальной частоте вращения холостого хода и при частоте вращения, равной 0,6 от номинальной) не должны превышать норм, указанных в ГОСТ 17.2.2.03-77.
2.7. Выброс картерных газов в атмосферу не допускается.
2.7.1. Автомобиль (двигатель) считается соответствующим этому требованию, если при каждом из режимов п. 2.7.2, давление в картере двигателя не превышает атмосферного давления в момент измерения.
2.7.2. Давление в картере двигателя измеряется при следующих режимах работы двигателя, установленном на автомобиле.
Таблица 5
Номер режима |
Скорость автомобиля |
Мощность, поглощаемая тормозом стенда с беговыми барабанами |
1 |
Холостой ход |
- |
2 |
50±2 |
Мощность, соответствующая регулировке тормоза для испытаний по п/п 1.1.1. |
3 |
50±2 |
Мощность, соответствующая режиму 2, умноженная на коэффициент 1,7 |
2.7.3. Если при одном из режимов п. 2.7.2 давление в картере двигателя превышает атмосферное, то допускается проведение дополнительного испытания.
2.7.3.1. К отверстию для щупа уровня масла подсоединяется непроницаемая для картерных газов эластичная камера емкостью около 5. Перед каждым замером камера должна быть очищена от газов и разъединена с картером. Для замера камера соединяется с картером на# 5 м для каждого режима измерений п. 2.7.2. Автомобиль считается выдержавшим испытания, если при измерении не наблюдается видимого раздувания эластичной камеры.
Если конструкция двигателя исключает возможность присоединения эластичной камеры к отверстию для щупа уровня масла, то эластичная камера может быть соединена с картером двигателя через другое отверстие. Все отверстия, соединяющие картер двигателя с атмосферой, кроме отверстия, к которому подсоединена эластичная камера, должны быть перекрыты.
2.8. Предприятия отрасли должны гарантировать соответствие выпускаемых автомобилей установленным нормам в течение всего срока гарантийного пробега при условии соблюдения правил технической эксплуатации и обеспечения регулировок в соответствии с инструкциями предприятия-изготовителя.
3.1. Испытания автомобилей по п. 1.1.1 следует проводить на динамометрическом стенде с беговыми барабанами и сменными маховыми массами.
Испытания двигателей по п. 1.1.1 следует проводить на динамометрическом стенде с беговыми барабанами и сменными маховыми массами (в этом случае двигатель устанавливается на шасси автомобиля, для которого он предназначен). Допускается проведение испытаний на тормозном стенде с программным управлением.
Испытания карбюраторов по п. 1.1.1 следует проводить на автомобиле, а по п. 1.1.2 - на двигателе, для которых они предназначены.
3.2. Динамометрический стенд с беговыми барабанами.
3.2.1. Измерение нагрузки (крутящего момента), задаваемой тормозным устройством стенда, должно производиться с погрешностью не более ±5%.
3.2.2. Суммарный момент инерции вращающихся частей стенда должен соответствовать категории автомобиля (табл. 6). Допускаемая погрешность не более ± 20 кг.
Контрольная масса* автомобиля, кг |
Категория, кг |
Контрольная масса, автомобиля, кг |
Категория, кг |
От 400 до 750 включ. |
680 |
Св.1470 до 1700 включ. |
1590 |
Св. 750 -"- 850 -"- |
800 |
-"- 1700 -"- 1930 -"- |
1810 |
-"- 850 -"- 1020 -"- |
910 |
-"- 1930 -"- 2150 -"- |
2040 |
-"- 1020 -"- 1250 -"- |
1130 |
-"- 2150 |
2270 |
-"- 1250 -"- 1470 |
1360 |
|
|
______________________________
* Контрольной массой автомобиля называется масса полностью заправленного и снаряженного автомобиля без массы полезного груза, плюс 100 кг., включающие массу водителя и дополнительную массу, размещенную на переднем сиденье, или манекен массой 100 кг.
3.2.3. Характеристика стенда по поглощаемой мощности на скоростных режимах менее 50 км/ч должна отвечать условию:
при U>12 км/ч
при U£12 км/ч
,
где U - условная скорость автомобиля на стенде;
Nст - мощность, поглощаемая нагрузочным устройством и в результате трения вращающихся деталей стенда;
К - постоянная, определяемая из условия
Nст=KU3 при U=50 км/ч
"Условие 2"
3.2.4. Стенд должен быть оборудован прибором, задающим программу движения, и счетчиком пути. Условная скорость определяется по частоте вращения барабана, связанного с энергопоглощающим устройством, а условный путь - по суммарному количеству оборотов этого барабана. Измерение скорости должно производиться с погрешностью не более ± 1 км/ч, измерение пути с погрешностью не более ±0,5%.
3.3. Система отбора отработавших газов.
3.3.1. Отбор отработавших газов на анализ осуществляется с помощью пробоотборника постоянного объема (ППО).
ППО предназначен для смешивания отработавших газов с атмосферным воздухом, отбора части разбавленных отработавших газов и фонового воздуха в эластичную емкость и замера общего объемного расхода смеси отработавших газов и разбавляющего воздуха, проходящей через пробоотборник за время испытания. Смешивание отработавших газов с воздухом осуществляется таким образом, что суммарный объемный расход смеси отработавших газов и воздуха остается неизменным независимо от режима движения автомобиля. ППО должен удовлетворять двум основным требованиям:
- должен быть измерен суммарный объем разбавленных отработавших газов, приходящих через ППО;
- массовый расход разбавленных отработавших газов, отбираемых в эластичную емкость для анализа, должен быть на всех режимах прямо пропорционален суммарному массовому расходу разбавленных отработавших газов.
Степень разбавления отработавших газов должна быть такой, чтобы ни на одном режиме движения по ездовому циклу не происходило конденсации паров воды в емкостях для сбора разбавленных газов. Принципиальная схема ППО приведена на чертеже (обязательное приложение 1).
3.3.2. Материал эластичных емкостей должен быть таким, чтобы после 20 мин. ранения разбавленных отработавших газов концентрации вредных веществ изменялись не более чем на 2% от первоначальных значений.
3.3.3. Погрешность измерения суммарного расхода разбавленных отработавших газов должна быть не более ± 2%.
3.3.4. На протяжении всего испытания температура перед устройством для измерения суммарного расхода разбавленных отработавших газов должна поддерживаться в пределах ±6°С от задаваемой регулятором величины. Измерение температуры в этой точке должно производиться в точностью ±1°C, давления ±0,4 кПа, перепада давления на устройстве для измерения расхода ±0,4 кПа.
3.3.5. Методика тарирования ППО, газоанализатора и общей проверки системы приведены в рекомендуемом приложении 4.
3.4. Анализ отработавших газов.
3.4.1. Анализ отработавших газов должен проводиться при помощи газоаналитических систем, в которых определяются концентрации СО, СН, NOx, СО2. Анализ СО и СО2 проводится инфракрасным методом; СН - ионизационно-пламенным; NOx - хемилюминесцентным. При определении выброса вредных веществ по методике, предусматривающей сбор для анализа всей массы отработавших газов без разбавления воздухом, измерение концентрации СН производится инфракрасным методом.
3.4.2. При испытаниях автомобилей с дизелями средняя концентрация углеводородов определяется при непрерывном анализе концентрации углеводородов в разбавленных отработавших газах с последующим осреднением. Линия отбора проб для непрерывного анализа углеводородов, включает ионизационно-пламенный газоанализатор и фильтр с эффективностью не менее 99% для твердых частиц ³ 3 мкм, подогреваемый во время испытаний. В ходе испытаний температура линии должна поддерживаться на уровне 46З±10К.
Отбор пробы для анализа углеводородов должен производиться непосредственно за смесителем ППО. Время движения пробы от места отбора пробы до газоанализатора должно быть не более 4 с.
3.4.3. Газоанализаторы должны иметь диапазоны измерения в пределах, обеспечивающих измерение содержания определяемых компонентов. Допускаемая погрешность показаний газоанализаторов должна быть в пределах ±3% от максимального значения шкалы для любого диапазона и любого измеряемого компонента. Погрешность приготовления тарировочного газа при этом в расчет не принимается.
3.5. Калибровочные и рабочие газы.
3.5.1. В качестве калибровочных и рабочих газов рекомендуется использовать газы и смеси, приведенные в рекомендуемом приложении 2.
3.6. Точность измерения температуры, давления и влажности, при которых проводятся испытания.
3.6.1. Температура в помещении при проведении испытаний должна измеряться с погрешностью не более ±1,5°.
3.6.2. Атмосферное давление должно измеряться с погрешностью не более ±0,1 кПа.
3.6.3. Относительная влажность должна измеряться с погрешностью не более ± 5%.
4.1. С автомобилем, предъявляемым к испытаниям по настоящему стандарту следует передавать его паспорт и техническую характеристику двигателя, составленную в соответствии с рекомендуемым приложением 3.
4.2. Автомобиль к моменту испытаний должен иметь пробег не менее 3000 км, быть технически исправным и соответствовать техническим условиям предприятия-изготовителя. При проведении испытаний автомобиля из серии по согласованию с предприятием-изготовителем, допускается меньший пробег. Перед периодическими испытаниями автомобиль не должен подвергаться регулировкам, за исключением операций, периодичность которых регламентируется инструкцией по эксплуатации.
4.3. Система выпуска отработавших газов не должна иметь неплотностей, приводящих к уменьшению количества отбираемого газа или к подсосам воздуха.
4.4. Перед проведением испытаний по ездовому циклу должна быть проведена настройка стенда, заключающаяся в подключении маховых масс и регулировке тормоза. Порядок регулировки тормоза указан в рекомендуемом приложении 5.
Маховые массы, подключаемые к барабану стенда должны иметь момент инерции (вместе с другими вращающимися частями стенда) эквивалентный категории автомобиля (см. табл. 6).
4.5. Автомобиль во время испытаний должен находиться в горизонтальном положении, капот должен быть поднят.
При необходимости, для поддержания нормального температурного режима двигателя в соответствии с технической документацией предприятия-изготовителя, допускается применение дополнительного вентилятора.
4.6. При проведении испытаний применяется топливо, указанное в технической документации предприятия-изготовителя.
4.7. Система смазки двигателя должна быть заправлена маслом, указанным в технической документации предприятия-изготовителя.
4.8. Температурные условия.
4.8.1. К началу испытаний по п. 1.1.1 температура охлаждающей жидкости и масла в картере двигателя должна быть в пределах 293-303К.
4.8.2. Температура в помещении, где проводятся испытания, должна быть в пределах 293-303К.
4.8.3. Абсолютная влажность (Н) воздуха в испытательной камере или воздуха, поступающего в двигатель, должна быть в пределах:
5,5 £ Н£12,2 г Н2О/кг сухого воздуха.
5.1. Определение масс окиси углерода, углеводородов и окислов азота в отработавших газах, выбрасываемых при выполнении автомобилем ездовых циклов.
5.1.1. Испытание состоит из четырех одинаковых ездовых циклов, непрерывно повторяемых один за другим, и проводится на стенде с беговыми барабанами с эквивалентной категории автомобиля маховой массой. Общая длительность испытания 13 мин.
Ездовой цикл автомобиля приведен в табл. 7. Графическое изображение цикла дано в обязательном приложении 6.
Таблица 7
Ездовой цикл при испытаниях для определения выброса автомобилями вредных веществ
Наименование режимов работы |
Ускорение, м/с (2) |
Скорость, м/с |
Продолжительность каждого режима работы, с |
Суммарное время, с |
Используемая передача при наличии механической коробки передач |
||
Составная часть режима |
Режим работы в целом |
||||||
Холостой ход |
- |
- |
11 |
11 |
11 |
6с Н* |
|
|
|
|
|
|
|
5с К1** |
|
Разгон |
1,04 |
0-15 |
4 |
4 |
15 |
1 |
|
Постоянная скорость |
- |
15 |
8 |
8 |
23 |
1 |
|
Замедление |
-0,69 |
15-10 |
2 |
2 |
25 |
1 |
|
Замедление с выключенным |
-0,92 |
10-0 |
3 |
3 |
28 |
К1 |
|
сцеплением |
|
|
|
|
|
|
|
Холостой ход |
- |
- |
21 |
21 |
49 |
16с Н+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
5с К1 |
Разгон |
0,83 |
0-15 |
5 |
> |
- |
54 |
1 |
Переключение передач |
- |
- |
2 |
12 |
56 |
- |
|
Разгон |
0,94 |
15-32 |
5 |
|
- |
61 |
2 |
Постоянная скорость |
- |
32 |
24 |
24 |
85 |
2 |
|
Замедление |
-0,75 |
32-10 |
8 |
> |
11 |
93 |
2 |
Замедление с выключенным сцеплением |
-0,92 |
10-0 |
3 |
- |
96 |
К2** |
|
|
|
|
21 |
|
|
|
|
Холостой ход |
- |
- |
|
21 |
117 |
16с Н+ |
|
|
|
|
|
|
|
5с К1 |
|
Разгон |
0,83 |
0-15 |
5 |
|
- |
122 |
1 |
Переключение передач |
- |
- |
2 |
|
- |
124 |
- |
Разгон |
0,62 |
15-35 |
9 |
> |
26 |
133 |
2 |
Переключение передач |
- |
- |
2 |
|
- |
135 |
- |
Разгон |
0,52 |
35-50 |
8 |
|
- |
143 |
3 |
Постоянная скорость |
- |
50 |
12 |
12 |
155 |
3 |
|
Замедление |
-0,52 |
50-35 |
8 |
8 |
163 |
3 |
|
Постоянная скорость |
- |
35 |
13 |
13 |
176 |
3 |
|
Переключение передач |
- |
- |
2 |
- |
178 |
- |
|
Замедление |
-0,86 |
32-10 |
7 |
12 |
185 |
2 |
|
Замедление с выключенным |
-0,92 |
10-0 |
3 |
- |
188 |
К2 |
|
сцеплением |
|
|
|
|
|
|
|
Холостой ход |
- |
- |
7 |
7 |
195 |
7с Н |
______________________________
* Н - рычаг перемены передач в нейтральном положении при включенном сцеплении;
** K1, K2 - включена первая или вторая передача, сцепление выключено.
Если максимальная скорость движения автомобиля, которая может быть достигнута на первой передаче, ниже 15 км/ч, для выполнения цикла применяются соответственно вторая, третья и четвертая передачи.
Вторую, третью и четвертую передачи можно попользовать также в тех случаях, когда в инструкции по эксплуатации рекомендуется трогание с места на горизонтальном участке дороги на второй передаче или, когда согласно этой инструкции, первая передача должна использоваться исключительно для движения по труднопроходимой местности на подъеме или для буксирования.
5.1.2. Правильность выполнения цикла непрерывно оценивается по записи изменения скорости движения автомобиля в зависимости от времени на ленте контрольного прибора, расположенного в поле зрения водителя испытателя.
5.1.3. Пуск холодного двигателя проводится при необходимости с использованием средств пуска, предусмотренных для этой цели предприятием-изготовителем (например, воздушной заслонки).
5.1.4. После пуска холодного двигателя (с карбюратором с ручным приводом воздушной заслонки) он должен проработать 40 с на холостом ходу с использованием, при необходимости, воздушной заслонки в соответствии с инструкцией по эксплуатации предприятия-изготовителя.
5.1.5. При работе на холостом ходу сцепление должно быть включено, рычаг переключения передач должен быть в нейтральном положении. За 5 с до начала следующего за периодом холостого хода периода ускорения сцепление выключается и включается первая передача.
5.1.6. Ускорение следует выполнять таким образом, чтобы его величина была, по возможности, постоянной в течение всего периода разгона.
5.1.7. При замедлении дроссельная заслонка закрывается полностью до упора, причем остаются включенными предшествующая передача и сцепление. При достижении скорости 10 км/ч выключается сцепление, а при полной остановке автомобиля рычаг переключения передач устанавливается в нейтральное положение.
Если начинается неустойчивая работа двигателя, сцепление выключается раньше. Если период замедления оказывается больше, чем предписано графиком ездового цикла, следует использовать тормоз автомобиля для приведения скорости движения в соответствие с графиком ездового цикла.
Если фактический период замедления оказывается короче периода замедления по графику цикла, то на соответствующее время удлиняется последующий период холостого хода.
5.1.8. Не допускается резких изменений открытия дроссельной заслонки особенно в период перехода с режима ускорения на режим движения с постоянной скоростью.
5.1.9. На каждое из переключений передач отводится по 2 с. При необходимости это время может быть использовано для выдерживания общей продолжительности цикла.
5.1.10. Допустимые отклонения по скорости при выполнении цикла составляют ±1 км/ч, а по времени ±0,5 с по показанию соответствующего прибора. Допуски на скорость и на время должны быть скомбинированы так, как указано в приложении 5.
5.1.11. Для автомобилей с автоматической коробкой передач если нет специальных указаний предприятия-изготовителя, пуск двигателя и часть первого режима холостого хода в начале цикла осуществляется при установке избирателя скорости в нейтральное положение. За 5 с до начала движения в первом цикле избиратель скорости устанавливается в положение, при котором происходит автоматическое включение высшей передачи и переключается в нейтральное положение за 7 с до окончания четвертого цикла.
5.2. Испытание должно проводиться в следующей последовательности:
- установить автомобиль на стенд;
- включить ротационный насос ППО (при работе с ППО на критических соплах Вентури - прокачивающий насос), пробоотборные насосы, теплообменник;
- установить систему пробоотбора ППО в положение перепуска в атмосферу и с помощью вентилей установить расходы разбавленных отработавших газов и разбавляющего воздуха, отбираемых для анализа в эластичные емкости; значения указанных расходов должны быть не менее 5 л/мин (для ППО на критических соплах расход разбавленных отработавших газов, отбираемых для анализа, регламентируется минимальным сечением сопла);
- установить в нулевое положение счетчик оборотов ротационного насоса (для НПО с калиброванным ротационным насосом) и счетчик пройденного пути;
- соединить выхлопную трубу (трубы) автомобиля с помощью гибкого шланга с ППО;
- пустить двигатель автомобиля после стабилизации температуры перед ротационным насосом (перед суммарным соплом Вентури);
- выполнить ездовые циклы согласно графику;
- выключить систему пробоотбора ППО;
- произвести анализ разбавленных отработавших газов и разбавляющего воздуха в соответствующих емкостях не позднее, чем через 20 мин по окончании ездовых циклов;
- опорожнить эластичные емкости.
5.3. Порядок расчета массовых выбросов вредных веществ.
5.3.1. Выброс СО
,
где VО - объем разбавленных отработавших газов, проходящих через ППО за время испытания, приведенный к стандартным атмосферным условиям (с.а.у.), r=101,33, кПа, Т=273,2 К
,
где Vизм. - измеренный объем разбавленных отработавших газов, проходящий через ППО за время испытания, л;
Рвх - давление перед устройством, измеряющим суммарный объем разбавленных отработавших газов, проходящих через ППО, кПа;
Твх - абсолютная температура перед устройством для измерения суммарного объема отработавших газов;
rсо - плотность СО при с.а.у.; rсо = 1,25 г/л;
- объемная концентрация СО в отобранной пробе разбавленных отработавших газов за вычетом концентрации СО в разбавляющем воздухе, млн-1;
,
где - измеренная объемная концентрация СО в отобранной пробе разбавленных отработавших газов, млн-1;
- измеренная объемная концентрация СО в отобранной пробе разбавляющего воздух, млн-1;
Кр - коэффициент разбавления отработавших газов воздухом
где Vо.г. - объем отработавших газов, выбрасываемых двигателем за время испытания;
- измеренная объемная концентрация СО2 в отобранной пробе разбавленных отработавших газов, %;
- измеренная объемная концентрация СН в отобранной пробе разбавленных отработавших газов, млн-1;
"Расчет 1. Выброс СО"
5.3.2. Выброс СН
,
где Vо - то же, что в п.5.3.1;
rсн - плотность углеводородов при с.а.у., исходя из предположения, что отношение числа атомов углерода к атомам водорода в отработавших газах равно 1/1,85;
rсн=0,619 г/л
- объемная концентрация СН в отобранной пробе разбавленных отработавших газов за вычетом концентрации СН в разбавляющем воздухе;
,
где - измеренная объемная концентрация СН в отобранной пробе разбавленных отработавших газов, млн-1;
- измеренная объемная концентрация СН в отобранной пробе разбавляющего воздух, млн-1;
Кр - то же, что в п.5.3.1.
"Расчет 2. Выброс СН"
5.3.3. Выброс NOх
,
где Vо - то же, что в п.5.3.1;
- плотность окислов азота при с.а.у., (r=101,33 кПа, Т=273,2 К) принята как плотность NO2;
=2,05 г/л
- объемная концентрация окислов азота в отобранной пробе разбавленных отработавших газов за вычетом концентрации окислов азота в разбавляющем воздухе;
,
где - измеренная объемная концентрация NOх в отобранной пробе разбавленных отработавших газов, млн-1;
- измеренная объемная концентрация NOх в отобранной пробе разбавляющего воздух, млн-1;
Кр - то же, что в п.5.3.1.
Квл - коэффициент влажности, вносящий поправку на поглощение NOх, парами воды;
,
где a - абсолютная влажность окружающего воздуха в граммах водяного пара на 1 кг сухого воздуха.
,
где Ps - давление насыщенных паров воды при температуре окружающего воздуха, кПа;
j - относительная влажность воздуха, %;
Pa - атмосферное давление, кПа.
"Расчет 3. Выброс NOх"
5.4. Результаты испытаний по п. 5.1 фиксируются в протоколе, рекомендуемая форма которого приведена в справочном приложении 7.
______________________________
* Далее по тексту именуются "автомобили".
Обязательное
"Принципиальная схема ППО"
Рекомендуемое
1. В качестве рабочих рекомендуется использовать следующие газы, приведенные в таблице.
Наименование газа |
Предельное содержание примесей, млн(-1) |
||||
С1 |
СО |
СО2 |
NОх |
Примечание |
|
1. N2 |
1 |
1 |
400 |
0,1 |
- |
2. N2 +О2 (синтетический воздух) |
1 |
1 |
400 |
0,1 |
Содержание кислорода 18+21% по объему |
3. О2 |
|
|
|
|
Содержание кислорода должно быть не менее 99,54 |
4. Н2; Н2 + N2 |
1 |
- |
400 |
- |
- |
2. В качестве калибровочных рекомендуется использовать следующие газы:
- С3Н8 в синтетическом воздухе;
- СО в азоте;
- СО2 в азоте;
- NO в азоте (количество NO2 не должно превышать 5%).
Отклонения в составе калибровочных газов не должны превышать ±2% от значений, указанных в паспорте.
Рекомендуемое
1. Модель двигателя.
2. Год выпуска.
3. Предприятие-изготовитель.
4. Тип двигателя.
5. Число тактов.
6. Число и порядок нумерации цилиндров. Порядок работы двигателя.
7. Рабочий объем двигателя, дм3.
8. Диаметр цилиндра, мм.
9. Ход поршня, мм.
10. Степень сжатия.
11. Номинальная мощность по ГОСТ 14846-81, кВт (л.с).
12. Частота вращения коленчатого вала в минуту при номинальной мощности.
13. Минимальная частота вращения коленчатого вала в минуту на холостом ходу.
14. Топливо (рекомендуемая марка).
15. Масло (рекомендуемая марка).
16. Фазы газораспределения: впуск (начало, конец), выпуск (начало, конец).
17. Регулирочные зазоры, мм.
18. Карбюратор (тип, модель, количество).
19. Характеристика пропускной способности жиклеров.
20. Уровень топлива в поплавковой камере, мм.
21. Система пуска холодного двигателя.
22. Насос для впрыска топлива (тип, модель).
23. Форсунки (тип, модель).
24. Воздушный фильтр (тип, модель, количество).
25. Система вентиляции картера.
26. Тип системы охлаждения.
27. Зазор в контактах прерывателя, мм,
28. Свечи зажигания (тип, модель).
29. Зазор между электродами свечи, мм.
30. Дополнительные устройства для уменьшения выброса вредных веществ.
Рекомендуемое
1.1. Тарирование системы ППО должно производиться в начале эксплуатации, в процессе эксплуатации не реже одного раза в год и после капитального ремонта.
1.2. Для тарирована системы ППО должен использоваться газовый расходомер с классом точности не ниже 1 в измеряемом диапазоне. Допускается использовать расходомер типа РГ-1000.
1.3. Тарирование ППО с объемным насосом производится в соответствии с черт. 1. Все соединения между расходомером и насосом ППО должны быть герметичны.
1.4. В процессе тарирования замеряются:
- параметры расходомера, предписанные инструкцией;
- барометрическое давление;
- температура газа на входе и выходе из насоса ППО;
- давление газа на входе и выходе из насоса ППО;
- обороты насоса;
- фактическая длительность замера (не менее 250 с).
1.5. Все параметры, относящиеся к потоку в насосе ППО, замеряются одновременно с параметрами для эталонного расходомера.
1.6. При положении ограничителя, соответствующем максимальному расходу, включить насос ППО и после 20 мин работы произвести замеры.
1.7. Изменить положение ограничителя расхода таким образом, чтобы увеличить разрежение на входном отверстии насоса примерно на 1 кПа, дать системе стабилизироваться в течение 3 мин. и повторить замер.
1.8. Изменяя положение ограничителя расхода, получить не менее шести показаний.
1.9. Если насос ППО имеет многоскоростной привод, замеры проводятся для каждого используемого скоростного режима.
1.10. Расход газового потока (Qs) в каждой точке испытаний рассчитывается в стандартных единицах по данным расходомера в соответствия с его инструкцией.
1.11. Затем рассчитывается объем (V0), подаваемый насосом, в зависимости от абсолютного давления и температуры на входе.
где Vо - объем газа, подаваемый насосом за один оборот при ТР РР, м3/об;
QS - расход газа при 101, 3 кПа и 273,2 К, м3/мин;
ТР - температура (К) потока на входе насоса, К;
РР - абсолютное давление на входе насоса, кПа;
n - обороты насоса в минуту.
"Формула 1"
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.1. Тарирование ППО на критических соплах Вентури производится в соответствии с черт. 2.
2.2. В процессе тарирования замеряются:
- параметры расходомера, предписанные инструкцией;
- барометрическое давление;
- температура и давление на входе сопла Вентури.
2.3. Параметры на входе сопла Вентури, замеряются одновременно с параметрами для эталонного расходомера.
2.4. При положении ограничителя, соответствующем максимальному расходу, включить компрессор и после стабилизации параметров произвести замеры.
2.5. С помощью ограничителя регулируется поток и определяются не менее восьми показаний.
2.6. Для каждой точки испытаний рассчитывается в стандартных единицах расход газового потока по данным расходомера в соответствии с инструкцией на него.
2.7. Для каждой точки испытаний рассчитывается расходный коэффициент сопла (К)
,
где QS - расход газа при 273, 2 К и 101, 33 кПа, м3/мин;
ТV - температура на входе сопла Вентури, К;
PV - абсолютное давление на входе сопла Вентури, кПа.
"Формула 2"
2.8. Построить К в виде функции от давления на входе сопла Вентури.
2.9. Расход газа (QS) в ППО на критических соплах Вентури определяется по формуле
,
где KV - расходный коэффициент сопла при данных значениях Р и Т (п. 2.8);
P - абсолютное давление на входном отверстии сопла, кПа;
Т - температура газового потока на входном отверстии сопла, К.
"Формула 3"
"Черт. 1"
"Черт. 2"
2. Тарирование газоанализатора
2.1. Перед проведением анализа газовых проб должно проверяться тарирование каждого используемого диапазона газоанализатора.
2.2. Для проверки тарирования используются два калибровочных газа:
- с нулевым значением измеряемого компонента;
- с номинальным значением измеряемого компонента близким к предполагаемому значению в анализируемой смеси.
2.3. Если замеренные значения отличаются от номинальных значений используемых калибровочных газов более чем на 5% полной шкалы, то производится подрегулировка газоанализатора и повторная проверка тарировки с использованием этих же калибровочных газов. Настройка анализатора считается приемлемой, если разница между замеренными и номинальными значениями составляет менее 2%.
2.4. Не реже одного раза в шесть месяцев, и в том случае, когда при проверке тарировки замеренные значения отличаются от номинальных значений калибровочных газов более чем на 5% полной шкалы, производится корректировка тарировочной кривой анализатора.
2.5. Для построения тарировочной кривой анализатора необходимо не менее пяти точек, расположенных как можно более равномерно. Наибольшая концентрация используемого калибровочного газа не должна быть менее 80% шкалы используемого диапазона.
2.6. Расчет тарировочной кривой производится методом "наименьших квадратов".
2.7. Для каждого калибровочного газа величина отклонения тарировочной кривой не должна превышать 2% от номинального значения калибровочного газа.
3. Общая проверка системы
3.1. Для проверки общей точности ППО системы отбора проб и газоаналитической системы используются чистые газы-окись углерода и пропан.
3.2. Пробоотборная система работает в режиме имитации обычного испытания по оценке выброса вредных веществ автомобилем на протяжении 5-10 мин, в течение которых в систему подается окись углерода или пропан.
3.3. Количество использованного чистого газа определяется взвешиванием малого цилиндра до и после испытаний.
3.4. Массу цилиндра, наполненного либо окисью углерода, либо пропаном определяют с точностью ±0,01 г.
3.5. Газ, собранный в эластичные емкости ППО, анализируется с помощью газоаналитического оборудования, обычно используемого для анализа отработавших газов.
3.6. В соответствии с формулами, приведенными в рекомендуемом приложении 4 настоящего стандарта, рассчитывается выброс загрязняющих веществ. Если в качестве трассирующего газа использовался пропан, то при расчетах, в виде исключения, принимать плотность пропана равную 0,656 г/л.
3.7. Результаты, полученные взвешиванием и рассчитанные по концентрациям, не должны различаться более чем на 5%.
3.8. Если отклонение превышает 5%, необходимо установить место и причину неправильной работы системы и произвести их устранение.
Рекомендуемое
Регулировка тормоза производится по мощности, которую затрачивает испытываемый автомобиль при движении по горизонтальной дороге со скоростью 50 км/ч.
1. Определение мощности, передаваемой на ведущие колеса испытываемого автомобиля при скорости 50 км/ч.
1.1. Дорога должна быть с твердым покрытием, сухой и горизонтальной (допустимый уклон не более 1,5%).
1.2. Средняя скорость ветра должна быть не более 3 м/с.
1.3. Температура и давление окружающего воздуха не должны отличаться более чем на ±7,5% от стандартных атмосферных условий (Т=293К; Р=101,3 кПа).
1.4. Давление в шинах должно соответствовать давлению, предписанному предприятием-изготовителем.
1.5. Автомобиль должен быть загружен до своей контрольной массы. Окна автомобиля должны быть закрыты.
1.6. Измерить время замедления движения автомобиля со скорости 55 км/ч до скорости 45 км/ч при нейтральном положении рычага переключения передач. Измерение произвести дважды при движении автомобиля во взаимно противоположных направлениях.
1.7. Повторить три раза измерения по п. 1.6 и определить среднее по всем замерам время замедления.
1.8. Время должно измеряться с точностью до 0,1 с; скорость должна измеряться с точностью ±2%.
1.9. Определить мощность (Naa.д) в кВт, передаваемую на ведущие колеса автомобиля при движении по дороге по формуле
,
где mk - контрольная масса автомобиля, кг;
V - скорость, для которой определяется мощность, км/ч;
DV - отклонение от скорости 50 км/ч;
t - время замедления автомобиля, с;
"Формула 1"
При скорости 50 км/ч и DV = 5 км/ч
"Формула 2"
2. Регулировка тормоза.
2.1. Установить автомобиль на стенд.
2.2. Соединить с беговыми барабанами маховую массу стенда, соответствующую весовой категории автомобиля (см. табл. 3).
2.3. Давление в шинах ведущих колес допускается увеличить (не более чем на 50%) по сравнению с давлением, предписанным предприятием-изготовителем.
2.4. Разогнать ведущие колеса автомобиля и беговые барабаны до скорости, соответствующей скорости движения автомобиля 60 км/ч, и установить рычаг переключения передач в нейтральное положение.
2.5. Измерить время замедления движения колес автомобиля и беговых барабанов со скорости 55 км/ч до скорости 45 км/ч. Измерение повторить 3 раза и определить среднее время замедления.
2.6. Определить мощность (Na.c.) в кВт, передаваемую на ведущие колеса автомобиля при работе на стенде, по формуле
где mв - весовая категория автомобиля, кг;
t - время замедления движения колес автомобиля и беговых барабанов, с;
"Формула 3"
2.7. Значение мощности (Na.c.), передаваемой на ведущие колеса автомобиля при работе на стенде, и подсчитанной по п. 2.6, должно соответствовать мощности (Nа.д) передаваемой на ведущие колеса автомобиля при движении по дороге и подсчитанной по п. 1.9. Допускаемое отличие должно быть в пределах ±5%.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.8.1. В качестве альтернативного, при согласовании с предприятием-изготовителем допускается регулировать тормоз таким образом, чтобы поглощаемая стендом мощность, передаваемая ведущими колесами испытываемого автомобиля на скорости 50 км/ч, соответствовала значениям табл. 8.
Таблица 8
Контрольная масса автомобиля, кг |
Мощность, поглощаемая стендом, кВт |
От 400 до 750 включ. |
1,3 |
Св. 750 -"- 850 -"- |
1,4 |
-"- 850 -"- 1020 -"- |
1,5 |
-"- 1020 -"- 1250 -"- |
1,7 |
-"- 1250 -"- 1470 -"- |
1,8 |
-"- 1470 -"- 1700 -"- |
2,0 |
-"- 1700 -"- 1930 -"- |
2,1 |
-"- 1930 -"- 2150 -"- |
2,3 |
-"- 2150 |
2,4 |
3.2. Для автотранспортных средств со всеми ведущими колесами и автотранспортных средств, не являющихся легковыми автомобилями, с контрольной массой более 1700 кг, приведенные в табл. 8 значения мощности, умножаются на коэффициент 1,3.
Обязательное
"Ездовой цикл для оценки выброса вредных веществ с отработавшими газами"
Справочное
(Организация ) (Отдел )
автомобиля (двигателя) по ГОСТ ...... и ОСТ.....
Дата |
|
|
N |
Автомобиль |
(марка) |
(ГОС N) |
(пробег) |
Конструктивные особенности : |
|||
|
В = мм.рт.ст. |
|
Топливо: |
Окружающий воздух |
t = °C |
|
Масло: |
|
Rа = % |
|
|
|
Результаты испытаний |
||||||
Испытания на холостом ходу |
СО% |
п = |
|
|
|
|
|
п = |
|
|
|
|
|||
СН ч.н.м. |
п = |
|
|
|
|
||
п = |
|
|
|
|
|||
Испытания по циклу |
СО |
г/исп. |
|
|
|
|
|
г/км |
|
|
|
|
|||
СН |
г/исп. |
|
|
|
|
||
г/км |
|
|
|
|
|||
NОх |
г/исп. |
|
|
|
|
||
г/км |
п |
|
|
|
|||
Давление при откачивании из емкости, мм. рт. ст. |
В начале |
|
|
|
|
||
В конце |
|
|
|
|
|||
Сред.ариф. |
|
|
|
|
|||
Температура при откачивании, °С |
В начале |
|
|
|
|
||
В конце |
|
|
|
|
|||
Сред.ариф. |
|
|
|
|
|||
Показание счетчика |
Начальн. |
|
|
|
|
||
Конечн. |
|
|
|
|
|||
Объем газа, л. |
Замеренный |
|
|
|
|
||
Приведенный |
|
|
|
|
|||
Расход топлива |
Суммарный |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|||
Замечания
Испытания проводили: |
(подписи) |
|
|
Директор НАМИ |
В.Ф. Кутенев |
Заместитель директора НАМИ по научной работе |
Ю.К. Есеновский |
Заместитель директора автополигона по научной работе |
А.П. Гусаров |
Заведующий отделом стандартизации |
Б.В. Кисуленко |
Заведующий отделом бензиновых двигателей |
В.А. Петренко |
Заведующий лабораторией стандартизации |
И.И. Малашков |
Заведующий лабораторией токсичности автополигона |
М.Е. Вайсблюм |
Заведующий сектором токсичности НАМИ |
Б.A. Куров |
Инженер отдела стандартизации |
Т.Д. Меленчук |
# Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника.