Закон г. Москвы от 19 декабря 2007 г. N 52

О Городской целевой программе по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2008-2014 годы

Настоящий Закон определяет комплекс мероприятий, направленных на реализацию в городе Москве положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", обеспечивающих безопасность и комфортные условия проживания жителей города Москвы в многоквартирных домах независимо от срока их эксплуатации, а также улучшение технического состояния жилищного фонда города Москвы.

Статья 1. Об утверждении Городской целевой программы по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2008-2014 годы

Утвердить Городскую целевую программу по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2008-2014 годы согласно приложению к настоящему Закону.

Статья 2. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

 

Мэр Москвы                                         Ю.М. Лужков

 

Москва,

Московская городская Дума

19 декабря 2007 года

N 52

Статья 1. Об утверждении Городской целевой программы по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2008-2014 годы

Статья 2. Вступление в силу настоящего Закона

Приложение Городская целевая программа по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2008-2014 годы

Паспорт Программы

1. Проблемный анализ и обоснование

2. Основные цели

3. Основные задачи

4. Мероприятия Программы

5. Финансовое обеспечение

6. Механизмы управления

7. Контроль за выполнением мероприятий Программы

Приложение

Городская целевая программа по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2008-2014 годы

Паспорт Программы

Наименование программы

Городская целевая программа по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2008-2014 годы (далее - Программа).

Основания разработки Программы

1. Жилищный кодекс Российской Федерации.

2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года.

3. Статья 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

4. Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

5. Пункт 17 постановления Правительства Москвы от 30 января 2007 года N 60-ПП "О предварительных итогах выполнения Программы Правительства Москвы за 2006 год и Программе Правительства Москвы на 2007 год".

6. Пункт 2.7 постановления Правительства Москвы от 3 июля 2007 года N 546-ПП "О прогнозе социально-экономического развития города Москвы до 2011 года".

Государственный заказчик - координатор Программы

Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы.

Персональный руководитель Программы - первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы П.П. Бирюков.

Государственные заказчики Программы

1. Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы - государственный заказчик по:

 

1) комплексному капитальному ремонту и модернизации многоквартирных домов без отселения граждан;

 

2) выборочному капитальному ремонту многоквартирных домов, которые находятся в управлении организаций городского подчинения, а также в которых созданы жилищные кооперативы (далее - ЖК), жилищно-строительные кооперативы (далее - ЖСК) или иные специализированные потребительские кооперативы либо образованные на их основе товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ);

 

3) диагностике, замене внутридомового газового оборудования, выносу газопроводов из подвалов и подъездов многоквартирных домов, реконструкции внутридомовых систем газоснабжения, замене газовых плит (с автоматикой "газ-контроль") и газовых водонагревателей;

 

4) модернизации, замене и диагностике лифтового оборудования в многоквартирных домах;

 

5) разработке типовых проектных решений на выполнение работ по комплексному капитальному ремонту без отселения граждан и выборочному капитальному ремонту отдельных конструктивных элементов, инженерных систем и оборудования многоквартирных домов типовых серий и их модификаций, разработке проектно-сметной документации (далее - ЛСД) по многоквартирным домам индивидуальных проектов, которые находятся в управлении организаций городского подчинения, а также в которых созданы ЖК, ЖСК или иные специализированные потребительские кооперативы либо образованные на их основе ТСЖ.

 

2. Префектуры административных округов города Москвы -государственные заказчики по:

 

1) выборочному капитальному ремонту многоквартирных домов, за исключением домов, которые находятся в управлении организаций городского подчинения, а также в которых созданы ЖК, ЖСК или иные специализированные потребительские кооперативы либо образованные на их основе ТСЖ;

 

2) разработке ПСД по многоквартирным домам индивидуальных проектов, за исключением домов, которые находятся в управлении организаций городского подчинения, а также в которых созданы ЖК, ЖСК или иные специализированные потребительские кооперативы либо образованные на их основе ТСЖ.

Основные разработчики Программы

Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы.

Государственная жилищная инспекция города Москвы (далее - Мосжилинспекция).

Цели Программы

1. Создание комфортных и безопасных условий проживания в многоквартирных домах, а также повышение их энергоэффективности путем организации и проведения в них капитального ремонта.

 

2. Выполнение обязательств города Москвы по капитальному ремонту многоквартирных домов, что будет способствовать развитию института собственников жилья.

Задачи Программы

1. Определение реального технического состояния многоквартирных домов на основании технического заключения о состоянии конструкций дома (далее - ТЗК).

 

2. Опережающее планирование мероприятий Программы в соответствии с краткосрочными планами, включающее разработку ПСД.

 

3. Проведение комплексного и выборочного капитального ремонта в объемах, обеспечивающих приведение многоквартирного дома в надлежащее техническое состояние.

 

4. Формирование Программы с учетом градостроительных планов развития территорий районов города Москвы.

 

5. Обеспечение согласованности мероприятий Программы в рамках минимальной территориальной единицы - квартала (микрорайона) между собой, а также с:

 

1) мероприятиями по комплексному приведению в порядок дворов и подъездов;

 

2) мероприятиями по установке индивидуальных и общедомовых приборов учета;

 

3) градостроительной документацией, разработанной в рамках комплексной реконструкции территории сложившейся застройки;

 

4) мероприятиями Программы поддержки и развития товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов в городе Москве на 2007-2009 годы и задания на 2010 год.

Этапы и сроки реализации Программы

Программа реализуется в один этап с 2008 по 2014 год в соответствии с ежегодно утверждаемыми Правительством Москвы краткосрочными планами.

Ожидаемые результаты и целевые индикаторы реализации Программы

1. Ожидаемые результаты:

1) приведение в технически исправное состояние многоквартирных домов, включенных в Программу, посредством:

а) выборочного капитального ремонта 12333 строений общей площадью 105,27 млн. кв. метров;

б) комплексного капитального ремонта 1454 строений общей площадью 12,24 млн. кв. метров;

2) в процессе реализации Программы проведен капитальный ремонт 13787 строений общей площадью 117,51 млн. кв. метров;

3) удовлетворенность не менее 60 процентов населения условиями проживания в многоквартирных домах на основании социологических опросов, проводимых по репрезентативной выборке.

2. Целевые индикаторы Программы:

1) количество многоквартирных домов, в которых выполнены обязательства города Москвы по капитальному ремонту;

2) отношение количества многоквартирных домов, которые приведены в надлежащее состояние в рамках выполнения обязательств города Москвы по устранению недоремонта и удовлетворяют современным нормам безопасности и энергоэффективности, к общему количеству многоквартирных домов в городе Москве;

3) отношение количества зарегистрированных в установленном порядке ТСЖ к общему количеству многоквартирных домов в городе Москве, которые приведены в надлежащее состояние в рамках выполнения обязательств города Москвы по устранению недоремонта;

4) рост удовлетворенности населения в городе Москве условиями проживания в многоквартирных домах на основании социологических опросов, проводимых по репрезентативной выборке;

5) объемы средств бюджета города Москвы, направляемые на капитальный ремонт многоквартирных домов.

Управление Программой

1. Персональный руководитель Программы.

2. Координационный совет при Правительстве Москвы по капитальному ремонту и реконструкции зданий и сооружений.

3. Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы.

Объемы и источники финансирования Программы

Финансирование Программы осуществляется в пределах лимитов, выделяемых из бюджета города Москвы на соответствующий финансовый год по статье расходов "Капитальный ремонт жилищного фонда".

 

 

 

Структура финансирования

годы

 

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

 

Бюджет города Москвы (млрд. рублей)

40,000

48,451

62,748

70,380

79,450

89,318

99,555

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Помимо средств бюджета города Москвы для реализации Программы планируется привлечь средства федерального бюджета для совместного финансирования мероприятий Программы.

Система экспертизы

1. Государственная экспертиза.

2. Мосжилинспекция.

3. Экспертиза государственного заказчика-координатора в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Система контроля

1. Правительство Москвы.

2. Московская городская Дума.

3. Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы.

4. Мосжилинспекция.

5. Департамент экономической политики и развития города Москвы.

6. Контрольно-счетная палата Москвы.

7. Главное управление государственного финансового контроля города Москвы.

8. Координационный совет при Правительстве Москвы по капитальному ремонту и реконструкции зданий и сооружений.

1. Проблемный анализ и обоснование

Многоквартирный дом - сложный инженерно-технический объект, состоящий из конструктивных элементов, инженерных систем и иного оборудования, которые требуют регулярного обслуживания и эксплуатации, а также проведения текущего и капитального ремонта.

В предыдущие периоды хозяйствования работы по эксплуатации и ремонту многоквартирных домов финансировались за счет средств государственного бюджета Союза Советских Социалистических Республик, а затем Российской Федерации, но из-за недостаточного финансирования указанные работы не выполнялись в полном объеме. В связи с невыполненным капитальным ремонтом (далее - недоремонт) значительное количество многоквартирных домов и отдельных конструктивных элементов пришло в неудовлетворительное состояние.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации) помещения в многоквартирных домах стали предметом собственности физических и юридических лиц. При этом на основании статьи 16 Закона о приватизации бывшие наймодатели должны выполнить свои обязательства по капитальному ремонту перед собственниками помещений в многоквартирных домах (далее - собственники).

Фактически в ходе приватизации жилых и нежилых помещений новыми собственниками не фиксировалось состояние общего имущества многоквартирного дома, то есть обязательства бывших наймодателей по капитальному ремонту не определялись.

На момент реализации Закона о приватизации проблема недоремонта не являлась социально значимой, так как большинство многоквартирных домов все еще находилось в управлении государственных жилищных организаций, несмотря на то, что уже на данном этапе Закон о приватизации устанавливал ответственность собственников за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. Однако указанная норма не выполнялась, так как отсутствовал механизм ее реализации, потому что практически во всех субъектах Российской Федерации собственники оплачивали лишь эксплуатационные расходы, а капитальный ремонт осуществлялся за счет средств бюджетов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также средств бюджетов муниципальных образований.

Федеральный закон от 15 июня 1996 года N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" предоставил возможность управления многоквартирными домами помимо уже существующих ЖСК объединениям в форме ТСЖ. Следующее изменение системы управления в жилищной сфере произошло с введением в действие нового Жилищного кодекса Российской Федерации, который допустил управляющие организации различных форм собственности к управлению многоквартирными домами.

При этом анализ реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе проводимый в рамках подготовки заседания президиума Государственного совета Российской Федерации в январе 2007 года в городе Казани, выявил, что невыполненные обязательства по капитальному ремонту многоквартирных домов являются основным фактором, препятствующим созданию объединений собственников помещений или выбору частных управляющих организаций. Таким образом, вопрос фактического управления многоквартирными домами собственниками помещений может быть решен после выполнения бывшими наймодателями обязательств по капитальному ремонту этих домов. В противном случае большинство граждан, ставших собственниками после приватизации жилых и нежилых помещений, не смогут самостоятельно устранить накопившийся недоремонт и, следовательно, будут вынуждены нести большие затраты по эксплуатации или ремонту многоквартирных домов, находящихся в неудовлетворительном состоянии.

Для того, чтобы повсеместно заработал механизм самоуправления многоквартирными домами, требуется в короткие сроки привести дома, в отношении которых имеются обязательства бывших наймодателей по выполнению капитального ремонта, в надлежащее техническое состояние.

В соответствии с Законом о приватизации к прямым обязательствам бывших наймодателей (зона ответственности города Москвы) по проведению капитального ремонта относятся многоквартирные дома, которые построены и приняты в эксплуатацию до введения в действие Закона о приватизации, с наибольшей степенью износа конструктивных элементов на основании данных мониторинга Мосжилинспекции, и которые не определены к сносу или реконструкции в течение последующих 10 лет.

С учетом реализуемой Правительством Москвы политики по поддержке объединений собственников помещений в многоквартирном доме к зоне ответственности города Москвы по капитальному ремонту следует также отнести дома, которые построены и приняты в эксплуатацию до введения в действие Закона о приватизации и не определены к сносу или реконструкции в течение последующих 10 лет и в которых созданы ТСЖ и иные объединения собственников помещений.

Многоквартирные дома, имеющие пять этажей и менее, а также дома с деревянными и смешанными перекрытиями с учетом их технического состояния или конструктивных особенностей включаются в программы Правительства Москвы по капитальному ремонту с отселением, сносу или реконструкции. Общая площадь таких домов составляет 46,87 млн. кв. метров.

Таким образом, к зоне ответственности города Москвы по проведению капитального ремонта без отселения граждан относится 13787 многоквартирных домов общей площадью 117,51 млн. кв. метров из 213,2 млн. кв. метров общей площади всех многоквартирных домов в городе Москве.

Мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов осуществляются Правительством Москвы исходя из имеющихся лимитов финансирования.

За период с 2001 по 2006 год в городе Москве выполнен:

1) комплексный капитальный ремонт многоквартирных домов общей площадью 194,7 тыс. кв. метров с отселением граждан;

2) комплексный капитальный ремонт многоквартирных домов общей площадью 770,1 тыс. кв. метров без отселения граждан;

3) выборочный капитальный ремонт основных конструктивных элементов многоквартирных домов, инженерных систем и иного оборудования (далее - конструктивные элементы): кровель - 9159,6 тыс. кв. метров, фасадов - 8400,7 тыс. кв. метров, внутридомовых инженерных коммуникаций - более чем в 1000 строениях, электрохозяйства - более чем в 2800 строениях. Заменены и модернизированы 20308 лифтов, реконструированы внутридомовые системы газоснабжения в 5338 строениях, вынесены газовые вводы из подвалов и подъездов в 3017 строениях.

Для контроля за состоянием многоквартирных домов и планирования капитального и текущего ремонтов Мосжилинспекцией проводится систематический мониторинг, при котором каждый дом обследуется не реже чем один раз в пять лет. По результатам указанного мониторинга оцениваются следующие объемы недоремонта:

1) комплексный капитальный ремонт - 2500 тыс. кв. метров;

2) ремонт металлической кровли - 2800 тыс. кв. метров;

3) ремонт мягкой кровли - 8400 тыс. кв. метров;

4) ремонт фасадов и балконов - 44700 тыс. кв. метров;

5) реконструкция систем панельного отопления - 625 строений;

6) ремонт инженерных коммуникаций (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, центральное отопление, водосток) - 8461 строение;

7) ремонт электрохозяйства - 4200 строений;

8) модернизация систем дымоудаления и противопожарной автоматики - 979 систем;

9) замена лифтов - 3496 штук;

10) модернизация лифтов - 12865 штук.

Система мониторинга не дает возможности точно определить реальные объемы недоремонта в связи с тем, что не включает в себя инструментальный контроль конструктивных элементов, находящихся в удовлетворительном состоянии. Таким образом, на основании данных мониторинга можно лишь оценить объемы недоремонта, а при выполнении обязательств города Москвы по капитальному ремонту каждое адресное мероприятие следует проводить на основании ТЗК.

В связи с высокой социальной важностью задачи надлежащего содержания многоквартирных домов и значительными объемами бюджетного финансирования, выделяемого на эти цели, от Правительства Москвы потребовалось обеспечение оптимизации процессов планирования капитального ремонта. Так, постановлением Правительства Москвы от 11 июля 2006 года N 485-ПП "О планировании капитального ремонта жилищного фонда города Москвы на 2007-2009 гг." определены основные принципы планирования капитального ремонта жилищного фонда, согласно которым согласованные с Мосжилинспекцией адресные перечни:

1) формируются для многоквартирных домов, находящихся в неудовлетворительном состоянии и требующих в первоочередном порядке проведения капитального ремонта;

2) формируются по комплексному и выборочному капитальному ремонту многоквартирных домов с наибольшей степенью износа конструктивных элементов на основании данных мониторинга Мосжилинспекции.

Реализация указанных принципов должна была обеспечить перспективное планирование капитального ремонта жилищного фонда с учетом фактического технического состояния конструктивных элементов многоквартирных домов, однако формирование заданий и титульных списков на 2007-2009 годы показало, что префектурами административных округов города Москвы в работы по капитальному ремонту многоквартирных домов включались не все конструктивные элементы, требующие ремонта, или работы планировались в недостаточном объеме, что не позволяло привести многоквартирный дом в целом в удовлетворительное состояние.

Также в адресные перечни не включались многоквартирные дома с наибольшей степенью износа конструктивных элементов.

Более того, формирование адресных перечней на 2008-2009 годы осуществлялось без учета приоритетов, определенных постановлениями Правительства Москвы от 30 января 2007 года N 60-ПП "О предварительных итогах выполнения Программы Правительства Москвы за 2006 год и Программе Правительства Москвы на 2007 год", от 24 апреля 2007 года N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" и от 22 мая 2007 года N 398-ПП "О Программе поддержки и развития товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов в городе Москве на 2007-2009 годы и задании на 2010 год".

Указанными нормативными документами определено, что при формировании заданий по капитальному ремонту приоритет должен отдаваться многоквартирным домам, в которых созданы и функционируют в установленном порядке объединения собственников помещений.

Систематическое неисполнение ранее принятых Правительством Москвы решений по организации капитального ремонта жилищного фонда со стороны соответствующих государственных заказчиков обусловлено дефицитом финансирования. При этом объемы бюджетного финансирования по статье "Капитальный ремонт жилищного фонда" в 1994 году составляли 7,9 процента от расходной части бюджета города Москвы, в 2000 году - 2,9 процента, а в 2007 году - 2,3 процента.

Положения Жилищного кодекса Российской Федерации определяют принципиально новый подход к организации капитального ремонта жилищного фонда. В соответствии со статьей 36 указанного Кодекса от органов государственной власти не требуется передача ответственности по эксплуатации и ремонту общего имущества многоквартирного дома собственникам, так как она уже возложена на них в соответствии с указанной статьей. Также на основании статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники должны накапливать средства на капитальный ремонт. Однако до настоящего времени не существует действенного механизма эффективных накоплений, хотя органами исполнительной власти Российской Федерации и города Москвы разрабатываются соответствующие нормативные правовые акты для создания системы по аккумуляции средств собственников, предназначенных на проведение капитального ремонта. Участие в фондах по накоплению и инвестированию средств на капитальный ремонт должно защитить указные средства от инфляции и нецелевого использования.

Существует вероятность того, что собственники не осознают полную ответственность за содержание общего имущества многоквартирного дома и даже при наличии механизма эффективных накоплений на капитальный ремонт не воспользуются указанным механизмом. Таким образом, органам исполнительной власти города Москвы требуется документально зафиксировать выполнение обязательств по капитальному ремонту для каждого дома в отдельности. Это обусловлено тем, что если до следующего капитального ремонта собственники не накопят необходимые объемы финансовых средств, органы исполнительной власти города Москвы не смогут проводить капитальный ремонт из-за отсутствия бюджетных оснований (за исключением предоставления в установленном порядке соответствующих субсидий), так как обязательства города Москвы по капитальному ремонту будут выполнены в полном объеме.

С учетом бюджетных возможностей города Москвы вопрос выполнения обязательств по капитальному ремонту многоквартирных домов без отселения граждан, находящихся в зоне ответственности города Москвы, может быть решен в срок до семи лет. При этом расходы бюджета города Москвы с 2008 по 2014 год по соответствующей статье должны быть увеличены по сравнению с 2007 годом не менее чем в два раза с учетом инфляции.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 3 июля 2007 года N 555-ПП "Об итогах исполнения бюджета города Москвы за 2006 год и о среднесрочном финансовом плане города Москвы на 2008-2010 гг." увеличиваются расходы бюджета по статье "Капитальный ремонт жилищного фонда", однако такой рост бюджетных расходов должен быть обеспечен необходимыми организационными, нормативными техническими и информационными мероприятиями различных городских структур с учетом предусмотренного Жилищным кодексом Российской Федерации взаимодействия с собственниками помещений в многоквартирных домах.

Отдельно следует отметить, что Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" установлены правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов путем создания некоммерческой организации. Указанный Федеральный закон предусматривает наличие в соответствующем субъекте Российской Федерации региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов как одного из условий предоставления финансовой поддержки.

Принимая во внимание необходимость упорядочения мероприятий по планированию и организации капитального ремонта в условиях реализации Жилищного кодекса Российской Федерации и обеспечения привлечения средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на эти цели, дальнейшее выполнение капитального ремонта жилищного фонда в городе необходимо осуществлять программно-целевым методом в рамках Городской целевой программы по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2008-2014 годы, обеспеченной соответствующим финансированием, а также системой планирования и контроля. Таким образом, Программа является региональной адресной программой по проведению капитального ремонта многоквартирных домов с целью привлечения средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Помимо настоящей Программы выполнение обязательств бывших наймодателей по капитальному ремонту многоквартирных домов города Москвы обеспечивается:

1) в рамках отдельных программ Правительства Москвы по капитальному ремонту с отселением, сносу или реконструкции для многоквартирных домов, имеющих пять этажей и менее, а также домов с деревянными и смешанными перекрытиями;

2) посредством предоставления субсидий из бюджета города Москвы в порядке, определенном Правительством Москвы.

Обязательства Правительства Москвы - собственника помещений в многоквартирных домах по проведению капитального ремонта, обусловленные действующим федеральным законодательством, подлежат безусловному исполнению.

2. Основные цели

Основными целями Программы являются:

1) создание комфортных и безопасных условий проживания в многоквартирных домах, а также повышение их энергоэффективности путем организации и проведения в них капитального ремонта;

2) выполнение обязательств города Москвы по капитальному ремонту многоквартирных домов, что будет способствовать развитию института собственников жилья.

Для определения эффективности мероприятий Программы по достижению указанных целей предусмотрены следующие целевые индикаторы:

1) количество многоквартирных домов, в которых выполнены обязательства города Москвы по капитальному ремонту;

2) отношение количества многоквартирных домов, которые приведены в надлежащее состояние в рамках выполнения обязательств города Москвы по устранению недоремонта и удовлетворяющих современным нормам по безопасности и энергоэффективности, к общему количеству многоквартирных домов;

3) отношение количества зарегистрированных в установленном порядке ТСЖ к общему количеству многоквартирных домов, которые приведены в надлежащее состояние в рамках выполнения обязательств города Москвы по устранению недоремонта;

4) рост удовлетворенности населения условиями проживания в многоквартирных домах на основании социологических опросов, проводимых по репрезентативной выборке;

5) объемы средств бюджета города Москвы, направляемые на капитальный ремонт многоквартирных домов.

3. Основные задачи

Основными задачами Программы являются:

1) определение реального технического состояния многоквартирных домов на основании ТЗК;

2) опережающее планирование мероприятий Программы на основании краткосрочных планов, включающее разработку ПСД;

3) проведение комплексного и выборочного капитального ремонта в объемах, обеспечивающих приведение многоквартирного дома в надлежащее техническое состояние;

4) формирование Программы на основании градостроительных планов развития территорий районов города Москвы;

5) обеспечение согласованности мероприятий Программы в рамках минимальной территориальной единицы - квартала (микрорайона) между собой, а также с:

а) мероприятиями по комплексному приведению в порядок дворов и подъездов;

б) мероприятиями по установке индивидуальных и общедомовых приборов учета;

в) градостроительной документацией, разработанной в рамках комплексной реконструкции территории сложившейся застройки;

г) мероприятиями Программы поддержки и развития товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов в городе Москве на 2007-2009 годы и задания на 2010 год.

4. Мероприятия Программы

1. В рамках реализации Программы планируется проведение следующих мероприятий:

1) комплексный капитальный ремонт многоквартирных домов. В состав работ включаются все необходимые мероприятия для того, чтобы после их реализации здание удовлетворяло эксплуатационным и нормативным требованиям. Как правило, данный вид ремонта предусматривает замену конструкций, инженерных систем, сетей и оборудования, а также приведение в технически исправное состояние всех конструктивных элементов здания и выполнение работ по повышению благоустройства. При комплексном капитальном ремонте возможно изменение внутренней планировки и улучшение технико-экономических показателей многоквартирных домов (без изменения функционального назначения). Фактические объемы работ определяются на основании выданного ТЗК для каждого многоквартирного дома;

2) выборочный капитальный ремонт, при котором в плановом порядке производится замена или ремонт отдельных конструктивных элементов, коммуникаций, инженерного оборудования многоквартирных домов. В зависимости от технического состояния при выборочном капитальном ремонте могут производиться: ремонт, замена, реконструкция всех видов кровли (при необходимости с восстановлением температурно-влажностного режима); ремонт фасадов (в том числе герметизация межпанельных стыков, ремонт балконов, лоджий, эркеров, улучшение, при необходимости, теплотехнических характеристик зданий и др.); ремонт, замена, реконструкция внутридомовых инженерных систем (в том числе систем панельного отопления); ремонт электрохозяйства (в том числе с увеличением мощности), замена электроплит в установленном порядке; ремонт и модернизация систем дымоудаления и противопожарной автоматики. Фактические объемы работ определяются на основании выданного ТЗК для каждого многоквартирного дома;

3) диагностика, замена внутридомового газового оборудования, вынос газопроводов из подвалов и подъездов многоквартирных домов, реконструкция внутридомовых систем газоснабжения, замена газовых плит (с автоматикой "газ-контроль") и газовых водонагревателей;

4) замена, модернизация, диагностика лифтового оборудования в многоквартирных домах;

5) капитальный ремонт лифтового оборудования, капитальный ремонт и реконструкция объединенных диспетчерских систем;

6) прочие виды работ, финансирование которых в рамках Программы не противоречит бюджетной классификации города Москвы.

2. Выполнение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов в городе Москве в рамках Программы осуществляется на основании соглашения о выполнении обязательств бывших наймодателей по капитальному ремонту, заключаемого уполномоченным органом государственной власти с представителем собственников помещений в многоквартирном доме, ТСЖ, ЖК, ЖСК или иным специализированным потребительским кооперативом. Форма указанного соглашения утверждается распорядительным документом Правительства Москвы.

3. Мероприятия Программы реализуются на основании краткосрочных планов (адресных перечней), ежегодно утверждаемых Правительством Москвы.

4. Работы, проводимые в многоквартирных домах в рамках Программы, независимо от вида капитального ремонта должны обеспечивать устранение всех неисправностей конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме, в том числе их восстановление или замену, при условии, что они не требуют реконструкции или отселения граждан.

5. Перечень мероприятий Программы приведен в таблице 1.

Таблица 1

Перечень мероприятий Программы

N п/п

Государственный заказчик

Финансирование (млрд. рублей)

Объем работ (тыс. кв. метров)

годы

бюджет города Москвы

1. Комплексный капитальный ремонт и модернизация без отселения граждан

1.1.

Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы

2008

5,603

653,4

2009

10,196

1111,2

2010

18,340

1868,4

2011

20,500

1951,7

2012

23,583

2098,3

2013

26,877

2235,1

2014

29,888

2322,9

итого

134,987

12241,0

2. Выборочный капитальный ремонт

Многоквартирные дома, находящиеся в управлении организаций городского подчинения

2.1.

Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы

2008

2,989

1396,848

2009

4,746

2072,590

2010

5,362

2188,457

2011

6,056

2310,038

2012

6,821

2431,619

2013

7,663

2553,200

2014

8,590

2674,781

итого

42,227

15627,533

Многоквартирные дома Центрального административного округа Москвы города

2.2.

Префектура Центрального административного округа города Москвы

2008

1,219

569,570

 

 

2009

1,431

624,890

 

 

2010

1,658

676,548

 

 

2011

1,872

714,134

 

 

2012

2,109

751,720

 

 

2013

2,369

789,306

 

 

2014

2,656

826,891

 

 

итого

13,314

4953,059

Многоквартирные дома Северного административного округа города Москвы

2.3.

Префектура Северного административного округа города Москвы

2008

2,166

1012,200

 

 

2009

2,504

1093,300

 

 

2010

3,074

1254,732

 

 

2011

3,472

1324,440

 

 

2012

3,911

1394,147

 

 

2013

4,394

1463,854

 

 

2014

4,925

1533,562

 

 

итого

24,446

9076,235

Многоквартирные дома Северо-Восточного административного округа города Москвы

2.4.

Префектура Северо-Восточного административного округа города Москвы

2008

3,287

1535,800

 

 

2009

3,733

1630,200

 

 

2010

4,570

1865,147

 

 

2011

5,161

1968,766

 

 

2012

5,813

2072,385

 

 

2013

6,531

2176,005

 

 

2014

7,321

2279,624

 

 

итого

36,416

13527,927

Многоквартирные дома Восточного административного округа города Москвы

2.5.

Префектура Восточного административного округа города Москвы

2008

2,745

1282,820

 

 

2009

3,215

1404,040

 

 

2010

3,942

1608,826

 

 

2011

4,452

1698,205

 

 

2012

5,014

1787,584

 

 

2013

5,633

1876,963

 

 

2014

6,315

1966,343

 

 

итого

31,316

11624,781

Многоквартирные дома Юго-Восточного административного округа города Москвы

2.6.

Префектура Юго-Восточного административного округа города Москвы

2008

1,785

834,310

 

 

2009

2,047

893,790

 

 

2010

2,589

1056,799

 

 

2011

2,924

1115,510

 

 

2012

3,294

1174,221

 

 

2013

3,700

1232,932

 

 

2014

4,148

1291,644

 

 

итого

20,487

7599,206

Многоквартирные дома Южного административного округа города Москвы

2.7.

Префектура Южного административного округа города Москвы

2008

3,786

1769,003

 

 

2009

4,408

1924,989

 

 

2010

5,029

2052,634

 

 

2011

5,802

2213,286

 

 

2012

6,773

2414,494

 

 

2013

7,851

2615,702

 

 

2014

9,046

2816,911

 

 

итого

42,695

15807,019

Многоквартирные дома Юго-Западного административного округа города Москвы

2.8.

Префектура Юго-Западного административного округа города Москвы

2008

2,302

1075,790

 

 

2009

2,613

1141,200

 

 

2010

3,056

1247,398

 

 

2011

3,452

1316,698

 

 

2012

3,888

1385,998

 

 

2013

4,368

1455,298

 

 

2014

4,896

1524,599

 

 

итого

24,575

9146,981

Многоквартирные дома Западного административного округа города Москвы

2.9.

Префектура Западного административного округа города Москвы

2008

2,227

1040,720

 

 

2009

2,573

1123,500

 

 

2010

3,161

1290,013

 

 

2011

3,570

1361,680

 

 

2012

4,021

1433,348

 

 

2013

4,517

1505,015

 

 

2014

5,063

1576,683

 

 

итого

25,132

9330,959

Многоквартирные дома Северо-Западного административного округа города Москвы

2.10.

Префектура Северо-Западного административного округа города Москвы

2008

1,498

699,980

 

 

2009

1,732

756,140

 

 

2010

2,127

867,974

 

 

2011

2,402

916,195

 

 

2012

2,705

964,416

 

 

2013

3,039

1012,637

 

 

2014

3,407

1060,858

 

 

итого

16,910

6278,200

Многоквартирные дом Зеленоградского административного округа города Москвы

2.11.

Префектура Зеленоградского административного округа города Москвы

2008

0,547

255,810

 

 

2009

0,629

274,640

 

 

2010

0,780

318,537

 

 

2011

0,881

336,234

 

 

2012

0,993

353,930

 

 

2013

1,115

371,626

 

 

2014

1,250

389,323

 

 

итого

6,195

2300,100

3. Диагностика, замена внутридомового газового оборудования, вынос газопроводов из подвалов и подъездов многоквартирных домов, реконструкция внутридомовых систем газоснабжения, замена газовых плит (с автоматикой "газ-контроль") и газовых водонагревателей

3.1.

Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы

2008

2,400

276881

 

 

2009

2,400

27688*

 

 

2010

2,400

27688*

 

 

2011

2,710

29200*

 

 

2012

2,900

29200*

 

 

2013

3,103

29200*

 

 

2014

3,320

29200*

 

 

итого

19,233

199864*

4. Замена, модернизация, диагностика лифтового оборудования в многоквартирных домах

4.1.

Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы

2008

4,900

3769**

 

 

2009

3,500

2692**

 

 

2010

3,745

2880**

 

 

2011

4,007

3082**

 

 

2012

4,287

3297**

 

 

2013

4,587

3528**

 

 

2014

4,908

3775**

 

 

итого

29,934

23023**

5. Капитальный ремонт лифтового оборудования, капитальный ремонт и реконструкция объединенных диспетчерских систем

5.1.

Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, префектуры административных округов города Москвы

2008

0,732

 

 

2009

0,783

 

 

 

2010

0,838

 

 

 

2011

0,897

 

 

 

2012

0,960

 

 

 

2013

1,027

 

 

 

2014

1,099

 

 

 

итого

6,336

 

6. Прочие работы

6.1.

Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, префектуры административных округов города Москвы

2008

1,814

 

 

2009

1,941

 

 

 

2010

2,077

 

 

 

2011

2,222

 

 

 

2012

2,378

 

 

 

2013

2,544

 

 

 

2014

2,723

 

 

 

итого

15,699

 

5. Финансовое обеспечение

Финансирование Программы осуществляется из бюджета города Москвы по статье расходов "Капитальный ремонт жилищного фонда" (код бюджетной классификации 0501).

Перечень мероприятий Программы и планируемые объемы работ определены на основании данных мониторинга Мосжилинспекции.

Объемы финансирования Программы составляют 489,902 млрд. рублей (таблица 2), из расчета средней стоимости комплексного и выборочного капитального ремонта с учетом среднеотраслевого уровня инфляции на очередной финансовый год. При этом средняя стоимость комплексного и выборочного капитального ремонта в 2007 году из расчета на один кв. метр составляет 8,01 тыс. рублей и 2,00 тыс. рублей соответственно.

Таблица 2

Распределение средств бюджета города Москвы на реализацию мероприятий Программы

Мероприятия Программы

Объемы финансирования из бюджета города Москвы (млрд. рублей)

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Итого

Комплексный капитальный ремонт

5,603

10,196

18,340

20,500

23,583

26,877

29,888

134,987

Выборочный капитальный ремонт

24,551

29,631

35,348

40,044

45,342

51,180

57,617

283,713

Ремонт лифтового хозяйства

4,900

3,500

3,745

4,007

4,287

4,587

4,908

29,934

Ремонт газового хозяйства

2,400

2,400

2,400

2,710

2,900

3,103

3,320

19,233

Прочие работы

2,546

2,724

2,915

3,119

3,338

3,571

3,822

22,035

Итого

40,000

48,451

62,748

70,380

79,450

89,318

99,555

489,902

 

Финансирование программы на 2008 год в размере 40 млрд. рублей предусмотрено постановлением Правительства Москвы от 3 июля 2007 года N 555-ПП "Об итогах исполнения бюджета города Москвы за 2006 год и о среднесрочном финансовом плане города Москвы на 2008-2010 гг.". Объемы финансирования и выполнения работ Программы ежегодно уточняются в соответствии с законом города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год.

Помимо бюджета города Москвы для реализации Программы планируется привлечь средства федерального бюджета для совместного финансирования мероприятий Программы в соответствии с федеральным законодательством.

6. Механизмы управления

1. Организационно-функциональное сопровождение Программы осуществляют персональный руководитель Программы, государственный заказчик - координатор и государственный заказчик, которые:

1) подготавливают исходное задание по обеспечению капитального ремонта, координируют ход выполнения работ;

2) разрабатывают перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации мероприятий Программы;

3) разрабатывают проекты правовых актов города Москвы, необходимых для выполнения Программы;

4) организуют отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по каждому мероприятию Программы в соответствии с требованиями по организации и проведению конкурсов на выполнение городского заказа;

5) согласовывают с основными участниками Программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования, в том числе из бюджета города Москвы по статьям бюджетной классификации;

6) подготавливают проекты соглашений (договоров) с федеральными органами исполнительной власти, организациями для подписания от имени города Москвы по мероприятиям, предусматривающим финансирование за счет средств федерального бюджета, внебюджетных источников (средства организаций);

7) несут ответственность за своевременную и качественную реализацию Программы, обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;

8) подготавливают в установленные сроки отчеты о ходе реализации Программы за отчетный год, об ожидаемом выполнении мероприятий Программы в текущем году, о выполнении Программы за весь период ее реализации;

9) подготавливают ежегодно в установленном порядке предложения об уточнении перечня мероприятий Программы на очередной финансовый год, представляют заявки на финансирование Программы, уточняют затраты по мероприятиям Программы, а также механизм реализации Программы.

2. Государственный заказчик - координатор Программы:

1) осуществляет координацию деятельности отраслевых государственных заказчиков по подготовке и реализации мероприятий Программы, в случае необходимости вносит предложения в Правительство Москвы о перераспределении средств, выделяемых на реализацию Программы, между отраслями;

2) несет ответственность за подготовку и реализацию Программы в целом.

7. Контроль за выполнением мероприятий Программы

Контроль за исполнением Программы осуществляют Московская городская Дума, Контрольно-счетная палата Москвы, Правительство Москвы и уполномоченные им органы в соответствии со своей компетенцией. Система организации контроля за исполнением Программы включает:

1) мониторинг выполнения мероприятий Программы, координацию деятельности исполнителей на основе периодической отчетности для обеспечения согласованности действий;

2) контроль за рациональным использованием выделяемых финансовых средств;

3) контроль за проведением открытых и закрытых конкурсов на получение государственного заказа, а также сроками выполнения контрактов (договоров);

4) оценку выполнения мероприятий Программы;

5) ежегодное представление отчетов об оценке исполнения Программы при внесении проекта закона города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год;

6) ежегодное представление отчетов о выполнении Программы при внесении проекта закона города Москвы об исполнении бюджета города Москвы за отчетный финансовый год.

______________________________

* Усредненный натуральный показатель объема планируемых работ в штуках, включающий работы по диагностике, замене внутридомового газового оборудования, выносу газопроводов из подвалов и подъездов многоквартирных домов, реконструкции внутридомовых систем газоснабжения, замене газовых плит (с автоматикой "газ-контроль") и газовых водонагревателей.

** Натуральный показатель объема планируемых работ в штуках (лифтов).