Закон г. Москвы от 12 марта 2008 г. № 11
Об охране труда в городе Москве
Настоящий Закон регулирует отношения в области охраны труда в городе Москве (далее - охрана труда).
Законодательство города Москвы об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Уставе города Москвы и состоит из настоящего Закона, других законов и иных нормативных правовых актов города Москвы.
Действие настоящего Закона распространяется на:
1) работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории города Москвы (далее - работодатели);
2) работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях (далее - работники);
3) лиц, участвующих в производственной деятельности работодателя (при выполнении ими какой-либо работы по поручению работодателя или его представителя либо осуществлении иных правомерных действий, совершаемых в интересах работодателя), к которым относятся:
а) работники и другие лица, проходящие профессиональное обучение или переобучение в соответствии с ученическим договором;
б) студенты и учащиеся образовательных учреждений всех типов, проходящие производственную практику;
в) лица, страдающие психическими расстройствами, участвующие в производительном труде на лечебно-производственных предприятиях в порядке трудовой терапии в соответствии с медицинскими рекомендациями;
г) лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду;
д) лица, привлекаемые в установленном порядке к выполнению общественно полезных работ;
е) члены производственных кооперативов, принимающие личное трудовое участие в их деятельности.
1. На территории города Москвы действуют государственные нормативные требования охраны труда, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы и содержащие правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.
2. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
3. Разработка нормативных правовых актов города Москвы об охране труда осуществляется с учетом мнения соответствующих органов социального партнерства города Москвы.
4. Требования охраны труда, установленные локальными нормативными актами организаций, расположенных на территории города Москвы, не должны противоречить федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам города Москвы.
1. Государственная политика города Москвы в области охраны труда основывается на принципах:
1) признания и обеспечения приоритета безопасности жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности;
2) взаимодействия и сотрудничества органов государственной власти города Москвы с работодателями и их объединениями, профессиональными союзами и их объединениями и иными представительными органами, уполномоченными работниками.
2. Основными направлениями государственной политики города Москвы в области охраны труда являются:
1) принятие законов и иных нормативных правовых актов, способствующих достижению безопасных условий труда и предотвращению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
2) организация и обеспечение государственного управления охраной труда;
3) принятие и реализация городских целевых программ улучшения условий и охраны труда с участием в этой работе профессиональных союзов;
4) содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
5) содействие заключению коллективных договоров, соглашений, содержащих обязательства сторон социального партнерства по улучшению условий и охраны труда;
6) разработка и осуществление мер экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда;
7) защита прав и законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
8) установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет работодателей;
9) профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
10) участие в финансировании мероприятий по охране труда;
11) организация проведения государственной экспертизы условий труда работников, аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;
12) расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
13) правовое просвещение работодателей, работников и жителей города Москвы в области охраны труда;
14) распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы в области охраны труда;
15) организация подготовки специалистов по охране труда и повышения их квалификации.
1. В городе Москве должно быть гарантировано и обеспечено право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, коллективными договорами и соглашениями.
2. Органы государственной власти города Москвы оказывают содействие в реализации права работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, коллективным договорам и соглашениям.
Работодатель обязан обеспечить:
1) выполнение требований охраны труда;
2) рассмотрение возможности применения дисциплинарного взыскания к работнику, не соблюдающему требования охраны труда;
3) выполнение требований об устранении выявленных нарушений прав и законных интересов работников в области охраны труда, содержащихся в представлениях соответствующего органа профессионального союза;
4) разработку и утверждение инструкций по охране труда для работников, положений и других организационно-методических документов, связанных с охраной труда, с учетом мнения профессионального союза или иного уполномоченного работниками органа и в соответствии с требованиями охраны труда;
5) соответствующую численность службы охраны труда без дальнейшего ее необоснованного сокращения или ликвидации.
Государственное управление охраной труда на территории города Москвы осуществляют федеральные органы исполнительной власти, Правительство Москвы, орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный в области охраны труда, а также иные отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти города Москвы в пределах своих полномочий.
1. Правительство Москвы осуществляет следующие полномочия в области охраны труда:
1) проводит государственную политику в области охраны труда;
2) осуществляет государственное управление охраной труда;
3) принимает нормативные правовые акты города Москвы в области охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы;
4) утверждает, а в случаях, предусмотренных законами города Москвы, представляет на рассмотрение Московской городской Думы городские целевые программы улучшения условий и охраны труда;
5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
2. Правительство Москвы осуществляет свои полномочия в области охраны труда на принципах социального партнерства и во взаимодействии с работодателями и их объединениями, профессиональными союзами и их объединениями и иными представительными органами, уполномоченными работниками.
Орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный в области охраны труда, осуществляет следующие полномочия:
1) организует реализацию государственной политики в области охраны труда;
2) обеспечивает взаимодействие органов государственной власти города Москвы с работодателями и их объединениями, профессиональными союзами и их объединениями и иными представительными органами, уполномоченными работниками, в реализации государственной политики в области охраны труда;
3) разрабатывает нормативные правовые акты города Москвы об охране труда;
4) организует обеспечение работодателей средствами индивидуальной и коллективной защиты и средствами контроля производственной среды;
5) организует систему обучения руководителей и специалистов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности по охране труда и проверку их знаний требований охраны труда, выдает обучающим организациям разрешения на право проведения обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда;
6) организует и осуществляет государственную экспертизу условий труда;
7) организует участие в установленном порядке представителей органов исполнительной власти города Москвы в расследовании несчастных случаев на производстве;
8) организует создание банка данных существующих условий труда;
9) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
Отраслевые органы исполнительной власти города Москвы осуществляют следующие полномочия в области охраны труда:
1) проводят государственную политику в области охраны труда в соответствующей отрасли;
2) разрабатывают и реализуют предупредительные и профилактические меры, направленные на улучшение условий труда и санитарно-бытового обслуживания работников, снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях соответствующей отрасли;
3) участвуют в разработке и реализации нормативных правовых актов города Москвы об охране труда;
4) принимают участие в установленном порядке в расследовании групповых несчастных случаев на производстве, тяжелых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в организациях соответствующей отрасли;
5) создают отраслевые комиссии по охране труда и организуют их работу;
6) осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
Функциональные органы исполнительной власти города Москвы осуществляют следующие полномочия в области охраны труда:
1) участвуют в проведении государственной политики в области охраны труда;
2) участвуют в разработке и реализации правовых актов города Москвы об охране труда;
3) принимают участие в установленном порядке в расследовании групповых несчастных случаев на производстве, тяжелых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в подведомственных организациях;
4) разрабатывают и реализуют предупредительные и профилактические меры, направленные на улучшение условий труда и санитарно-бытового обслуживания работников, снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в подведомственных организациях;
5) осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
Территориальные органы исполнительной власти города Москвы осуществляют следующие полномочия в области охраны труда:
1) осуществляют координацию деятельности организаций и общественных объединений по охране труда;
2) разрабатывают и реализуют предупредительные и профилактические меры, направленные на улучшение условий труда и санитарно-бытового обслуживания работников, снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
3) принимают участие в установленном порядке в расследовании групповых несчастных случаев на производстве, тяжелых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве со смертельным исходом;
4) создают межведомственные комиссии по охране труда и организуют их работу;
5) участвуют в разработке и реализации городских целевых программ улучшения условий и охраны труда;
6) осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
1. Обеспечение охраны труда осуществляется в соответствии с требованиями охраны труда.
2. Для сотрудничества работодателей и работников в решении вопросов охраны труда в организациях создаются и действуют в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы, комитеты (комиссии) по охране труда.
3. Организации и специалисты, оказывающие услуги в области охраны труда на территории города Москвы, проходят добровольную уведомительную регистрацию в порядке, установленном Правительством Москвы.
1. Финансирование городских, отраслевых, территориальных мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств бюджета города Москвы, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
2. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.
3. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется работодателями в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
4. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в бюджетных организациях осуществляется за счет средств, выделяемых на их содержание.
5. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях в расчете на одного работника осуществляется в размерах, устанавливаемых в Московском трехстороннем соглашении, соглашениях и коллективных договорах, но не ниже предусмотренных Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, межрегиональными соглашениями с участием города Москвы, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
6. В городе Москве могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
Государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда осуществляются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
1. Государственная экспертиза условий труда осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц), запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления данной экспертизы документы и другие материалы, а также обладают иными правами, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
1. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудовых коллективов.
2. Лица, уполномоченные на проведение общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда, действуют в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
3. В городе Москве профессиональные союзы в лице их соответствующих органов имеют право осуществлять выдачу работодателям представлений, содержащих обязательные к выполнению требования об устранении выявленных нарушений прав и законных интересов работников в области охраны труда.
Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, за исключением пункта 8 статьи 9 настоящего Закона.
2. Пункт 8 статьи 9 настоящего Закона вступает в силу с 1 сентября 2008 года.
3. Признать утратившими силу:
1) Закон города Москвы от 14 марта 2001 года № 7 «Об охране труда в городе Москве»;
2) Закон города Москвы от 26 декабря 2001 года № 74 «О внесении изменений в статьи 5, 7, 9, 11, 12, 13, 21 Закона города Москвы от 14 марта 2001 года № 7 «Об охране труда в городе Москве»;
3) Закон города Москвы от 11 февраля 2004 года № 6 «О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 14 марта 2001 года № 7 «Об охране труда в городе Москве»;
4) Закон города Москвы от 24 ноября 2004 года № 80 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 14 марта 2001 года № 7 «Об охране труда в городе Москве».
Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Москва,
Московская городская Дума
12 марта 2008 г.
№ 11