Приказ
Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 сентября 2008 г. N
493
"Об утверждении Положения о Департаменте охраны здоровья и
санитарно-эпидемиологического благополучия человека Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации"
В целях реализации пункта 10 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321, приказываю:
Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия человека Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Министр |
Т. Голикова |
1. Департамент охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия человека Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Департамент) является структурным подразделением Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Министерство) и обеспечивает деятельность Министерства по вопросам, относящимся к его ведению.
2. В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о Министерстве, приказами Министерства, а также настоящим Положением.
3. К ведению Департамента относятся следующие вопросы:
организации медицинской профилактики неинфекционных и инфекционных заболеваний (включая СПИД), в том числе обусловленных воздействием неблагоприятных факторов среды обитания и образа жизни;
организации профилактики профессиональных заболеваний, обусловленных неблагоприятными факторами производственной среды и трудового процесса;
обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
защиты прав потребителей;
технического регулирования, в части обеспечения безопасности продукции для жизни и здоровья человека;
медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы;
обеспечения биологической и химической безопасности.
4. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими департаментами Министерства, подведомственными Министерству территориальными органами и организациями, федеральными службами и федеральным агентством (далее - федеральные службы и федеральное агентство) и их территориальными органами, государственными внебюджетными фондами, деятельность которых координирует Министерство, (далее - государственные внебюджетные фонды), федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и другими организациями.
5. Основными задачами Департамента являются:
5.1. обеспечение реализации функций Министерства по выработке основных направлений государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности Министерства по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
5.2. обеспечение реализации полномочий Министерства по самостоятельному осуществлению правового регулирования по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
5.3. обеспечение реализации функций Министерства по координации и контролю деятельности федеральных служб и федерального агентства, а также координации деятельности государственных внебюджетных фондов по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
5.4. информационно-аналитическое и организационное обеспечение деятельности Министерства по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.
6. Департамент в пределах вопросов, отнесенных к компетенции Департамента, осуществляет следующие функции:
6.1. разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации;
6.2. организует разработку проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов;
6.3. принимает участие в деятельности рабочих групп по разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов;
6.4. организует и проводит экспертизу проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов;
6.5. готовит предложения по федеральным целевым и ведомственным программам;
6.6. принимает участие в подготовке проектов разъяснений, в том числе по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также готовит предложения о порядке рассмотрения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами) дел о нарушении законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
6.7. готовит предложения по созданию координационных и совещательных органов (советов, комиссий, групп, коллегий), в том числе межведомственных;
6.8. осуществляет организационное обеспечение деятельности Правительственной комиссии по вопросам профилактики, диагностики и лечения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) и Правительственной комиссии по вопросам биологической и химической безопасности Российской Федерации, а также обеспечивает участие Министерства в работе Правительственной комиссии по техническому регулированию, включая организацию разработки технических регламентов;
6.9. оказывает органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации методическую помощь по вопросам разработки проектов нормативных правовых актов;
6.10. разрабатывает проекты нормативных правовых актов по вопросам:
6.10.1. санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе:
профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;
установления санитарно-эпидемиологических требований обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека, в том числе к планировке и застройке городских и сельских поселений, к продукции производственно-технического назначения, товарам для личных и бытовых нужд и технологиям их производства, к потенциально опасным для человека химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции, к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ним материалам и изделиям и технологиям их производства, к продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, к организации питания населения, к водным объектам, питьевой воде, питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуху в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещений, к почвам, содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок, к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, к жилым помещениям, к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, к условиям труда (производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников), к условиям работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами, к условиям работы с источниками физических факторов воздействия на человека, к условиям воспитания и обучения;
осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в том числе; санитарной охраны территории Российской Федерации, ограничительных мероприятий (карантина), производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, обязательных медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения;
контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности;
создания экономической заинтересованности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соблюдении законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
государственного санитарно-эпидемиологического нормирования;
государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
сертификации продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека;
лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;
государственной регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию Российской Федерации отдельных видов продукции;
проведения социально-гигиенического мониторинга в Российской Федерации;
научных исследований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
мер по своевременному информированию населения о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;
мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни;
мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека.
6.10.2. предупреждения распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), а также профилактику, диагностику и лечение заболеваний, ассоциированных с ВИЧ.
6.10.3. иммунизации населения Российской Федерации, в том числе:
порядок отпуска гражданам медицинских иммунобиологических препаратов, используемых для иммунопрофилактики;
перечень инфекционных болезней, при угрозе возникновения которых необходимо проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям;
перечень медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок;
порядок и сроки проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям;
национальный календарь профилактических прививок;
акты об обеспечении государственных и муниципальных организаций здравоохранения медицинскими иммунобиологическими препаратами для проведения профилактических прививок, включенных в национальный календарь профилактических прививок, и профилактических прививок по эпидемическим показаниям;
порядок регистрации профилактических прививок, поствакцинальных осложнений, оформления отказа от профилактических прививок, а также формы медицинских документов и сертификата профилактических прививок;
6.10.4. формирования, ведения, сохранения и защищенности от несанкционированного доступа коллекций и музеев культур опасных и особо опасных биологических агентов как критически важных объектов в системе здравоохранения;
6.10.5. иным вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
6.11. готовит предложения по вопросам:
укрепления индивидуального и общественного здоровья и формирования у граждан Российской Федерации здорового образа жизни;
планирования мер по снижению рисков для здоровья населения, в том числе профессиональных рисков для здоровья работников;
совершенствования национального календаря профилактических прививок (совместно с иными структурными подразделениями Министерства);
порядка функционирования Национального радиационно-эпидемиологического регистра;
организации деятельности межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов;
иным вопросам, относящимся к компетенции Департамента.
6.12. обеспечивает организацию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в области биологической и химической безопасности Российской Федерации,
6.13. совместно с подведомственными Министерству федеральными службами и агентством участвует в подготовке международных проектов по вопросам, отнесенным к ведению Департамента;
6.14. осуществляет взаимодействие с органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, центрами гигиены и эпидемиологии, территориальными органами федеральных служб, руководителями образовательных и научных учреждений, профессиональными медицинскими ассоциациями, другими общественными организациями по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
6.15. организует и проводит совещания, конференции, семинары по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
6.16. в соответствии с утвержденным графиком участвует в организации приема граждан;
6.17. обеспечивает своевременное исполнение поручений Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Министр) и его заместителей;
6.18. участвует в подготовке или подготавливает программные документы Правительства Российской Федерации;
6.19. готовит предложения в проекты планов заседаний Правительства Российской Федерации, планов законопроектных работ Правительства Российской Федерации;
6.20. принимает участие в подготовке ведомственного плана законопроектной деятельности Министерства в пределах компетенции Департамента;
6.21. разрабатывает акты ненормативного характера по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Министерства;
6.22. совместно с Департаментами Министерства готовит или участвует в подготовке заключений, отзывов, поправок на проекты федеральных законов, а также иных нормативных правовых актов, поступающих на рассмотрение в Министерство;
6.23. обобщает практику применения законодательства и проводит анализ реализации государственной политики по вопросам, определенным в пункте 3 настоящего Положения;
6.24. готовит предложения Министру и его заместителям, касающиеся их участия в мероприятиях, проводимых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, общественными объединениями и иными структурами гражданского общества;
6.25. организует совещания, семинары и иные мероприятия по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
6.26. готовит справочные и иные материалы по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента в целях обеспечения участия должностных лиц Министерства в комиссиях, совещаниях, семинарах и иных мероприятиях;
6.27. привлекает с согласия руководителей департаментов Министерства работников этих департаментов для подготовки проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также для разработки и осуществления мероприятий, проводимых Департаментом в соответствии с возложенными на него функциями;
6.28. осуществляет рассмотрение обращений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, граждан и организаций в установленный срок по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
6.29. дает разъяснения структурным подразделениям Министерства по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, а также запрашивает у них необходимую информацию и документы;
6.30. готовит совместно с Финансовым департаментом соответствующие предложения в целях реализации функции Министерства как главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на его содержание и реализацию возложенных на него функций;
6.31. готовит совместно с Финансовым департаментом соответствующие предложения по формированию федерального бюджета, предложения по формированию бюджетов и финансированию федеральных служб и федерального агентства, совместно с Департаментом развития социального страхования и государственного обеспечения - предложения по проектам федеральных законов о бюджетах Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и об исполнении этих бюджетов;
6.32. готовит план работы Департамента на год, отчет об исполнении этого плана и предложения в план работы Министерства;
6.33. по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, готовит проекты поручений территориальным органам Министерства и подведомственным организациям, федеральным службам, федеральному агентству, государственным внебюджетным фондам и контролирует их исполнение;
6.34. осуществляет совместно с заинтересованными департаментами предварительное рассмотрение ежегодных планов работы и показателей деятельности федеральных служб и федерального агентства, а также отчетов об их исполнении, в части вопросов, отнесенных к компетенции Департамента, для представления и последующего утверждения Министром;
6.35. запрашивает справки и другие документы, необходимые для реализации возложенных на Министерство полномочий, у территориальных органов Министерства и подведомственных организаций, федеральных служб, федерального агентства, государственных внебюджетных фондов, а также у органов и организаций, подведомственных указанным федеральным службам, федеральному агентству и государственным внебюджетным фондам, в порядке, установленном Типовым регламентом о взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30, и Типовым регламентом внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452 (Собрание законодательства Российской Федерации, 01.08.2005, N 31, ст. 3233);
6.36. осуществляет совместно с заинтересованными департаментами рассмотрение документов, представленных в Министерство федеральными службами, федеральным агентством, государственными внебюджетными фондами и подведомственными организациями;
6.37. принимает участие в рассмотрении поступающих документов по награждению государственными и ведомственными наградами;
6.38. представляет Министру предложения об отмене противоречащих законодательству Российской Федерации решений федеральных служб и федерального агентства;
6.39. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
6.40. участвует в подготовке проведения конкурсов и в организации заключения государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Министерства, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности;
6.41. направляет Министру предложения по вопросам, связанным с прохождением федеральной государственной гражданской службы в Министерстве;
6.42. готовит предложения по вопросам утверждения структуры и штатного расписания Министерства, сметы расходов на его содержание;
6.43. участвует в подготовке предложений по вопросу утверждения служебного распорядка, административного и должностного регламентов;
6.44. принимает участие в мобилизационной подготовке Министерства;
6.45. осуществляет иные функции в соответствии с решениями Министра и его заместителей.
6.46. осуществляет организацию ведения делопроизводства в Департаменте.
7. Директор Департамента назначается на должность и освобождается от должности Министром. Директор Департамента имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром.
8. Директор Департамента:
8.1. осуществляет непосредственное руководство Департаментом и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент функций и состояние исполнительской дисциплины;
8.2. представляет предложения Министру и его заместителям по вопросам, относящимся к ведению Департамента;
8.3. представляет для утверждения Министру положение о Департаменте;
8.4. вносит на рассмотрение Министру предложения о структуре и штатной численности работников Департамента, служебном распорядке, административном и должностном регламентах;
8.5. участвует в совещаниях у Министра и его заместителей, проводимых по вопросам, относящимся к ведению Департамента;
8.6. по поручению Министра и его заместителей участвует в заседаниях коллегиальных органов, в составе которых присутствуют работники Министерства;
8.7. направляет по решению Министра и его заместителей работников Департамента для участия в работе межведомственных рабочих групп, симпозиумах, совещаниях и иных мероприятиях по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
8.8. рассматривает поступившие в Министерство проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к ведению Департамента, визирует указанные проекты и подписывает экспертные заключения на них;
8.9. визирует и подписывает проекты служебных документов;
8.10. распределяет обязанности между своими заместителями;
8.11. утверждает положения об отделах Департамента;
8.12. представляет Министру предложения о назначении на должность и об освобождении от должности, об отпусках, о повышении квалификации, поощрении работников Департамента, об установлении размеров должностных окладов, надбавок отдельным работникам Департамента и наложении на них взысканий;
8.13. представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим своих должностных обязанностей за аттестационный период с приложением необходимых документов в случае проведения аттестации;
8.14. требует от гражданского служащего объяснения в письменной форме для принятия решения о применении дисциплинарного взыскания;
8.15. участвует в работе по профессиональной подготовке работников Министерства, их переподготовке, повышению квалификации и стажировке;
8.16. дает поручения работникам Департамента;
8.17. организует работу Департамента в соответствии с требованиями по охране труда и технике безопасности.
9. Заместители директора Департамента обеспечивают организацию работы по выполнению функций Департамента в соответствии с утвержденным директором Департамента распределением обязанностей между ним и его заместителями.
В случае временного отсутствия директора Департамента один из его заместителей исполняет его обязанности по решению Министра.
10. Должностные обязанности работников Департамента содержатся в служебном распорядке, административном и должностном регламентах, служебном контракте.