Положение об оценке готовности электро- и теплоснабжающих
организаций к работе в осенне-зимний период
(утв. Министерством промышленности и энергетики РФ 25 августа 2004 г.)
1. Настоящее Положение определяет порядок оценки готовности электро- и теплоснабжающих организаций (кроме атомных электростанций), независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, к работе в осенне-зимний период и выдачи им паспортов готовности.
2. Готовность электро- и теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период (далее - ОЗП) определяется с целью оценки возможности производства и передачи тепловой и электрической энергии потребителям в соответствии с диспетчерскими графиками в условиях прохождения максимума потребления электрической и тепловой энергии при низких температурах наружного воздуха.
3. Проверке готовности к ОЗП подлежат электро- и теплоснабжающие организации, осуществляющие выработку, передачу и распределение электрической и тепловой энергии, а также управление режимами работы электрических и тепловых сетей, в том числе:
в ОАО РАО "ЕЭС России": ОАО "ФСК ЕЭС" и его филиалы, ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" и его филиалы, АО-электростанции и АО-энерго, в том числе входящие в состав энергетических управляющих компаний электростанции и предприятия электрических и тепловых сетей, являющиеся филиалами или подразделениями АО-энерго, а также генерирующие и сетевые компании, образуемые при реформировании ОАО РАО "ЕЭС России";
в энергетических компаниях, не входящих в ОАО РАО "ЕЭС России": электростанции, электрические и тепловые сети, а также оперативно-диспетчерские управления, если они не входят в состав ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС";
электростанции, котельные, электрические и тепловые сети других организаций, участвующие в энергоснабжении социальной сферы и населения.
4. Готовность электро- и теплоснабжающих организаций к работе в ОЗП оценивается комиссиями. В срок до 1 сентября текущего года указанные комиссии назначаются:
для проверки организаций ОАО РАО "ЕЭС России" - в порядке, установленном приказом ОАО РАО "ЕЭС России" в соответствии с настоящим Положением;
для проверки энергетических компаний, не входящих в ОАО РАО "ЕЭС России", - в порядке, установленном приказами руководителей указанных компаний, выпускаемыми в соответствии с настоящим Положением;
для проверки электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей муниципальных образований - в порядке, установленном органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Положением с включением (по согласованию) представителей объединений потребителей коммунальных услуг и жилищных инспекций субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
для проверки электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей других организаций, участвующих в энергоснабжении социальной сферы и населения, - в порядке, установленном руководителем организации в соответствии с настоящим Положением с включением (по согласованию) представителей объединений потребителей коммунальных услуг и жилищных инспекций субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Руководители и инспекторский состав территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также представители ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" (для участия в проверках организации оперативно-диспетчерского управления в энергетических компаниях) включаются в состав указанных комиссий по согласованию.
5. При проверке готовности электро- и теплоснабжающих организаций к работе в ОЗП комиссиями проверяется выполнение условий готовности организации (объекта) согласно пп. 12, 13, 14 настоящего Положения. Результаты проверки оформляются актом по форме согласно приложению 1. В акте комиссия может сформулировать свои выводы о подготовке к работе в ОЗП в следующей форме:
организация (предприятие, подразделение организации) имеет право на получение паспорта готовности к работе в ОЗП в связи с выполнением основных и дополнительных условий;
организация (предприятие, подразделение организации) имеет право на получение паспорта готовности к работе в ОЗП в связи с выполнением основных условий и принятием согласованных решений по срокам устранения замечаний комиссии в части дополнительных условий. Данная формулировка означает, что паспорт готовности разрешается к выдаче по согласованному решению всех членов комиссии;
организация (предприятие, подразделение организации) не имеет права на получение паспорта готовности к работе в ОЗП в связи с невыполнением основных и дополнительных условий. В этом случае в акте указываются невыполненные основные и дополнительные условия.
6. В случае неготовности или при принятии согласованного решения о готовности организации (предприятия, подразделения организации) к работе в ОЗП (при наличии недостатков в части дополнительных условий) к акту прикладывается перечень недостатков.
Руководство проверяемой организации разрабатывает мероприятия с указанием конкретных сроков устранения недостатков и согласовывает их с комиссией по проверке готовности электро- и теплоснабжающих организаций к работе в ОЗП.
Работа в комиссиях представителей Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляется по программе, разрабатываемой на основании типовой. По результатам обследований выдаются предписания по установленной форме с указанием согласованных сроков устранения выявленных нарушений требований безопасности.
7. Паспорт готовности к работе в ОЗП выдается руководителем организации, назначившей комиссию. Форма паспорта приведена в приложении 2.
Паспорта выдаются пообъектно: электростанции; предприятию электрических сетей; предприятию тепловых сетей; котельной; подразделению, осуществляющему оперативно-диспетчерское управление энергосистемой.
Указанный паспорт является паспортом готовности к работе в зимний период, предусмотренным подпунктом "е" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации электрических сетей и Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации тепловых сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. N 637.
8. Сроки выдачи паспортов готовности к работе в ОЗП определяются в зависимости от особенностей климатических условий и осуществляются:
для организаций ОАО РАО "ЕЭС России" и энергетических компаний, не входящих в ОАО РАО "ЕЭС России", - до 15 ноября;
для электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей других организаций и ведомств, участвующих в энергоснабжении социальной сферы и населения, - до 1 ноября.
9. Если организация устранила указанные в приложении к акту недостатки до установленной п. 8 настоящего Положения даты выдачи паспорта готовности, то комиссия по результатам повторного рассмотрения оформляет новый акт о готовности организации к работе в ОЗП.
10. В случае выдачи паспорта готовности к работе в ОЗП на основании согласованного решения членов комиссии при наличии недостатков в части дополнительных условий руководитель организации, выдавшей паспорт, организует контроль за устранением недостатков в согласованные комиссией сроки.
11. Организация, не получившая паспорт готовности к работе в ОЗП до даты, установленной п. 8 настоящего Положения, продолжает подготовку к работе в ОЗП и устранение приложенных к Акту проверки готовности недостатков. После уведомления комиссии об устранении недостатков осуществляется повторная проверка готовности электро- и теплоснабжающих организаций к работе в ОЗП. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к работе в ОЗП, но без выдачи паспорта готовности в текущий ОЗП.
12. Основные условия, выполнение которых необходимо для положительного решения комиссии о готовности организации к работе в ОЗП:
12.1. Наличие организованного и осуществляемого производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, включая вопросы охраны труда и пожарной безопасности.
12.2. Укомплектованность всех рабочих мест обученным и аттестованным персоналом. Наличие и выполнение плана работы с персоналом по вопросам профессиональной подготовки. Проведение противоаварийных тренировок, посвященных особенностям предотвращения аварийных ситуаций в условиях низких температур наружного воздуха.
12.3. Обеспеченность персонала средствами индивидуальной и коллективной защиты, спецодеждой, инструментами и необходимой для производства работ оснасткой, нормативно-технической и оперативной документацией, инструкциями, схемами, первичными средствами пожаротушения.
12.4. Наличие для тепловых электростанций и котельных нормативных (плановых) запасов основного и резервного топлива, устанавливаемых для электростанций ОАО РАО "ЕЭС России" приказом по РАО, для электростанций и котельных, участвующих в энергоснабжении объектов социальной сферы и населения, - в порядке, устанавливаемом субъектами Российской Федерации; для гидравлических электрических станций - возможности оптимального использования гидроресурсов.
12.5. Выполнение утвержденного плана подготовки к работе в ОЗП, включающего в себя, в том числе, проведение необходимого технического освидетельствования и диагностики оборудования, участвующего в обеспечении прохождения ОЗП.
12.6. Устранение недостатков (отсутствие замечаний), отраженных в акте проверки готовности к прохождению ОЗП предыдущего года.
12.7. Обеспечение готовности к выполнению в период максимальных нагрузок:
диспетчерских заданий по несению рабочей мощности электростанциями;
передачи электроэнергии и мощности в пределах пропускной способности линий электропередачи;
графиков тепловых нагрузок для всех диапазонов температур зимнего периода в данной местности.
12.8. Положительная оценка результатов проведения объектовой, сетевой, системной, межсистемной противоаварийной тренировки по теме ликвидации возможных аварийных ситуаций, характерных для работы в ОЗП, проведенной в период работы комиссии.
12.9. Отсутствие невыполненных в согласованные (установленные) сроки предписаний надзорных органов, существенно влияющих на надежность работы в ОЗП.
13. Дополнительные условия, выполнение которых необходимо для положительного решения комиссии о готовности организации к работе в ОЗП:
13.1. Готовность к работе схем защит и автоматики, средств связи, систем диспетчерского технологического управления и систем гарантированного электропитания.
13.2. Выполнение плановых ремонтов основного и вспомогательного оборудования, зданий и сооружений в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.
13.3. Выполнение планов проверки и профилактических работ устройств релейной защиты, противоаварийной и противопожарной автоматики.
13.4. Отсутствие к дате выдачи паспорта внеплановых (аварийных) ремонтов основного оборудования, участвующего в обеспечении прохождения ОЗП, влияющих на несение электрической и тепловой нагрузки, устанавливаемой диспетчерскими графиками.
13.5. Окончание всех работ по утеплению, подготовке отопления и освещения производственных зданий и помещений.
13.6. Наличие и выполнение планов технических мероприятий, направленных на повышение надежности и эффективности работы оборудования, а также выполнение запланированных мероприятий по предупреждению повреждений оборудования, технологических схем и сооружений в условиях низких температур наружного воздуха.
13.7. Выполнение требований взрывопожаробезопасности топливного и кабельного хозяйств, газомасляных систем турбоагрегатов, гидроагрегатов, дизель-генераторов, генераторов, синхронных компенсаторов, трансформаторов и шунтирующих реакторов.
13.8. Обеспечение соответствия установленным требованиям схем и оборудования собственных электрических и тепловых нужд электростанций, подстанций, котельных и теплофикационных пунктов переключения.
13.9. Готовность к ведению аварийно-восстановительных работ в условиях низких температур. Наличие запаса материалов и средств для аварийно-восстановительных работ.
13.10. Отсутствие невыполненных в согласованные (установленные) сроки предписаний внутренних инспекций и подразделений технического аудита электро- и теплоснабжающих организаций.
13.11. Выполнение мер по предотвращению проникновения на охраняемые территории посторонних лиц.
13.12. Наличие утвержденного в установленном порядке положения о взаимоотношениях субъекта энергетики с соответствующим органом оперативно-диспетчерского управления и другой документации, необходимой для осуществления субъектом электроэнергетики оперативного управления эксплуатируемым оборудованием.
14. Кроме того, к дополнительным условиям относятся:
14.1. Для тепловых электростанций и котельных, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности:
готовность систем приема и разгрузки топлива, топливоприготовления и топливоподачи;
соблюдение водно-химического режима работы электростанций, котельных и тепловых сетей;
выполнение планов ликвидации ограничений тепловой и электрической мощности электростанций, имеющих срок окончания 15 ноября текущего года;
готовность электростанций ОАО РАО "ЕЭС России" к участию в общем первичном регулировании частоты или выполнение плана мероприятий по обеспечению участия каждого турбо- и гидроагрегата, энергоблока в первичном регулировании частоты;
наличие и выполнение сетевого графика работ по обеспечению участия выделенных энергоблоков электростанций в нормированном первичном регулировании частоты электрического тока в порядке, установленном ОАО РАО "ЕЭС России";
отсутствие невыполненных в согласованные (установленные) сроки мероприятий, разработанных и утвержденных по результатам проводимых обследований гидротехнических сооружений;
отсутствие фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх назначенного в установленном порядке ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации.
14.2. Для организаций, эксплуатирующих электрические сети, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности:
готовность к работе схем плавки гололеда на воздушных линиях электропередачи;
обеспеченность оперативно-выездных и линейных бригад транспортными средствами и средствами связи;
своевременное проведение испытаний оборудования электрических сетей в объеме и сроки, предусмотренные нормативными документами;
отсутствие фактов эксплуатации электрооборудования, устройств релейной защиты, противоаварийной автоматики и связи с отклонениями от требований нормативно-технической и распорядительной документации;
наличие на подстанциях перечней сложных переключений в электрических схемах и соответствующих им типовых бланков (программ);
обеспечение выполнения и соблюдения требований нормативно-технической и распорядительной документации по предупреждению поломок опорно-стержневых изоляторов разъединителей 110 - 220 кВ;
готовность к вводу в действие ограничений режима потребления электрической энергии для предотвращения угрозы нарушения устойчивости режима работы Единой энергетической системы России и предотвращения развития общесистемной аварии;
готовность к выполнению совместно с энергоснабжающими организациями заданий по объемам подключения потребителей к АЧР (автоматике частотной разгрузки), САОН (специальной автоматике ограничения нагрузки), графикам ограничения потребления и временного отключения электрической энергии (мощности) с учетом прогнозируемой нагрузки в ОЗП.
14.3. Для электро- и теплоснабжающих организаций муниципальных образований:
соответствие мощности тепловых источников и пропускной способности тепловых сетей присоединенным нагрузкам по каждой системе теплоснабжения;
наличие утвержденных (согласованных) органами местного самоуправления графиков ограничений отпуска тепловой энергии и теплоносителей при недостатке тепловой мощности тепловых источников и пропускной способности тепловых сетей;
наличие утвержденных органами местного самоуправления (или органами управления ЖКХ) расчетов допустимого времени устранения аварийных нарушений в работе систем отопления жилых домов;
наличие распорядительного документа, устанавливающего порядок ликвидации аварийных ситуаций в системах электро- и теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также служб ЖКХ и других органов.
14.4. Для оперативно-диспетчерского управления, осуществляемого организациями электроэнергетики независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности:
наличие и соответствие установленным требованиям документов, определяющих порядок осуществления оперативно-диспетчерского управления, действия персонала по предотвращению и ликвидации технологических нарушений, включая действия при превышении максимально допустимых перетоков в контролируемых сечениях электрической сети;
готовность ОИК (оперативно-информационного комплекса) к постоянному функционированию и действию при установленном качестве передачи информации в нормальных и аварийных условиях;
наличие и полнота перечней оборудования и устройств АСДУ (автоматизированной системы диспетчерского управления), РЗА (релейной защиты и автоматики), ПА (противоаварийной автоматики) и САР (система автоматического регулирования), находящихся в оперативном управлении и ведении соответствующего диспетчера;
наличие заданий, согласований и выдачи параметров настройки устройств РЗА и ПА оборудования, находящихся в оперативном диспетчерском управлении и ведении;
наличие заданий энергоснабжающим организациям и крупным потребителям по расчетным объемам АЧР, САОН, графикам ограничения потребления и временного отключения электрической энергии (мощности);
обеспечение в предприятиях электрических сетей - филиалах АО-энерго - оперативно-диспетчерского управления линиями электропередачи и энергетическими объектами, находящимися на балансе АО-энерго.
15. Оформление паспорта готовности к работе в ОЗП организаций ОАО РАО "ЕЭС России": ОАО "ФСК ЕЭС", ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС", АО-энерго, а также генерирующих компаний осуществляется при получении паспортов готовности всеми входящими в них филиалами и подразделениями, подлежащими оценке. При выполнении указанного условия в срок до 20 ноября текущего года принимается решение о выдаче паспорта готовности перечисленным организациям ОАО РАО "ЕЭС России".
16. При нарушении организацией в течение ОЗП основных или дополнительных условий выдачи паспорта готовности, при неустранении в согласованный комиссией срок недостатков, указанных в приложении к акту проверки готовности, выданный паспорт аннулируется по решению лица, назначившего комиссию по проверке готовности организации к работе в ОЗП.
17. По итогам прохождения ОЗП (после 31 марта) электро- и теплоснабжающие организации (предприятия, подразделения организации), а также их вышестоящие и управляющие организации издают приказы, дающие оценку результатов прохождения ОЗП и утверждающие планы подготовки к работе в предстоящий ОЗП.
________________________ |
|
" ___ " __________________ г. |
||||||||||
Комиссия, назначенная приказом (постановлением, распоряжением) |
||||||||||||
|
||||||||||||
(наименование организации, выпустившей приказ (постановление, распоряжение) |
||||||||||||
от ___________ № ________ на основании " Положения об оценке готовности электро- и теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период" с __________ по __________ провела проверку |
||||||||||||
|
||||||||||||
(наименование организации (предприятия или подразделения организации) |
||||||||||||
и установила |
|
|||||||||||
|
(указывается выполнение или невыполнение условий готовности к работе в ОЗП) |
|||||||||||
Вывод: |
||||||||||||
Председатель комиссии |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
(должность) |
|
(подпись) |
|
(Фамилия И.О.) |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Зам. пред. комиссии |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
(должность) |
|
(подпись) |
|
(Фамилия И.О.) |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Члены комиссии: |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
(должность) |
|
(подпись) |
|
(Фамилия И.О.) |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
(должность) |
|
(подпись) |
|
(Фамилия И.О.) |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
(должность) |
|
(подпись) |
|
(Фамилия И.О.) |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||
С актом ознакомлен, один экземпляр получил: |
||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||
(должность руководителя организации) |
|
(подпись) |
|
(Фамилия И.О.) |
||||||||
|
||||||
Паспорт |
||||||
|
||||||
готовности к работе в осенне-зимний период _______ / _______ гг. |
||||||
|
||||||
Выдан __________________________________________________________________ |
||||||
(полное наименование организации) |
||||||
|
||||||
на основании акта проверки готовности от ____________ № _______ |
||||||
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
(Должность руководителя организации, которая назначила комиссию) |
|
(подпись) |
|
(Фамилия И.О.) |
|
|
||||||
МП |
||||||
|
Примечание: паспорт готовности заверяется печатью организации, назначившей комиссию.
Министр промышленности и энергетики Российской Федерации |
В.Б. Христенко |
Согласовано: |
|
И.о. руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору |
А.Б. Малышев |
Председатель правления ОАО РАО "ЕЭС России" |
А.Б. Чубайс |
Руководитель Федерального агентства по строительству и ЖКХ |
В.А. Аверченко |
Руководитель Федерального агентства по энергетике |
С.А. Оганесян |