Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 июля 2008 г. N 501
Об утверждении и введении в действие Положение об организации профессиональной подготовки работников Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие прилагаемое Положение об организации профессиональной подготовки работников Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД 20-06-2008).
Руководитель К.Б. Пуликовский
Руководящие документы РД 20-06-2008
Зарегистрировано
Федеральной службой
по экологическому, технологическому
и атомному надзору 11 августа 2008 г.
Регистрационный N 579
Введено в действие с 17 июля 2008 г.
1. Положение об организации профессиональной подготовки работников Федеральной службы по экологическому-, технологическому и атомному надзору (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании"; Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"; Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 1474 "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации"; постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2001 г. N 109 "Об утверждении Положения о государственном заказе на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти"; Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (с изменениями, внесенными в указанное Положение постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404).
2. Положение устанавливает виды профессиональной подготовки работников Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (первоначальную подготовку, повышение квалификации, переподготовку, стажировку) и определяет организацию каждого из указанных видов подготовки.
3. Общая организация профессиональной подготовки (кроме первоначальной подготовки) работников Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба) возглавляется на Управление государственной службы и кадров центрального аппарата Службы (далее - Управление государственной службы и кадров).
Первоначальную подготовку работников структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов Службы (далее - территориальные органы) организуют начальники подразделений, в чьем подчинении находятся работники, подлежащие указанному виду подготовки.
4. Контроль за проведением всех видов профессиональной подготовки осуществляют:
- в части, относящейся к структурным подразделениям центрального аппарата Службы - Управление государственной службы и кадров;
- в части, относящейся к структурным подразделениям территориального органа Службы - руководитель соответствующего территориального органа (через посредство подчиненного ему кадрового подразделения).
При этом осуществляемый в центральном аппарате Управление государственной службы и кадров и осуществляемый кадровым подразделением в территориальном органе контроль за первоначальной подготовкой работников структурных подразделений не освобождает начальников подразделений, в состав которых назначены соответствующие работники, от обязанности по надлежащему контролю за качеством проведения этого вида подготовки.
Примечание - В необходимых случаях Управление государственной службы и кадров вправе осуществлять контроль за проведением всех видов профессиональной подготовки работников территориальных органов Службы (далее - территориальные органы).
5. Для обеспечения планирования профессиональной подготовки работников Службы (далее - работники) начальники структурных подразделений центрального аппарата и руководителе территориальных органов ежегодно, к 1 октября текущего года, обязаны представлять в Управление государственной службы и кадров заявки на проведение мероприятий по повышению квалификации, переподготовке и стажировке (форма заявки определена в приложении к настоящему Положению).
6. Повышение квалификации, переподготовка и стажировка работников могут проводиться с отрывом от службы и без отрыва от службы или с частичным отрывом от службы.
7. Первоначальная подготовка работников, вновь принятых на государственную службу, организуется с целью адаптации к условиям работы на рабочем месте, а также с целью ускоренного приобретения знаний, умений и навыков для выполнения должностных обязанностей.
8. Первоначальная подготовка осуществляется по дополнительным образовательным программам, а также с использованием дистанционных технологий, разработанных государственными образовательными учреждениями и согласованных с Управлением государственной службы и кадров.
9. Подготовка осуществляется в два этапа - посредством самостоятельного изучения нормативно-правовых документов, программ дистанционного обучения и стажировки на рабочем месте.
10. По результатам первоначальной подготовки начальники подразделений, в чьем подчинении находятся работники, подлежащие указанному виду подготовки, формируют отчетные материалы, в которых отражаются:
- персональные данные подготовленных работников;
- их возрастные показатели;
- квалификационные характеристики;
результаты дистанционной подготовки в электронной системе дистанционного обучения;
- результаты анкетирования работника по окончании дистанционной подготовки.
- результаты прохождения стажировки.
11. Целью повышения квалификации работников является систематическое обновление ими своих теоретических и практических знаний в соответствии с постоянно повышающимися требованиями к уровню их квалификации и необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач.
12. Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 года в течение всей службы работника.
Повышение квалификации работников Службы организуется и проводится на следующих уровнях:
- федеральном - осуществляется повышение квалификации и переподготовка;
- межрегиональном и территориальном - осуществляется краткосрочное повышение квалификации.
13. Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:
- краткосрочное (не менее 72 часов) обучение по профилю профессиональной деятельности (на базе образовательного учреждения);
- краткосрочное (72 - 100 часов) обучение по профилю профессиональной деятельности (на базе образовательного учреждения с использованием дистанционных технологий);
- длительное (свыше 100 часов) обучение в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности;
14. Организация мероприятий по повышению квалификации работников осуществляется в соответствии с контрактами, заключенными на основе конкурсов между Службой и образовательными учреждениями, имеющими лицензию на образовательную деятельность и государственную аккредитацию.
15. Организация краткосрочного обучения (72-100 часов) на базе образовательного учреждения (очного обучения):
а) на основании проведенного конкурса Службой заключается контракт на оказание образовательных услуг с образовательным учреждением, осуществляющим повышение квалификации государственных служащих. Организация, проведение и финансирование учебных мероприятий отражаются в контракте, неотъемлемой частью которого являются расчет стоимости обучения одного работника и акт сдачи-приемки работ.
б) Обучение работников Службы осуществляется в соответствии с учебно-тематическим планом, учебной программой, расписанием и другой документацией, входящей в комплект учебно-методического обеспечения программы подготовки, разработанной образовательным учреждением.
Учебно-тематические планы и программы повышения квалификации должны быть согласованы с Управление государственной службы и кадров в срок не позднее 30 дней до начала обучения.
Содержание учебно-тематических планов и программ может дополняться актуальными темами в процессе обучения.
16. Определение видов, форм, методов, сроков, специализаций и направлений обучения осуществляется Управление государственной службы и кадров совместно с образовательными учреждениями. Методы и формы обучения выбираются образовательным учреждением, исходя из целей, задач и содержания курса и состава (категории) работников. Около 50 процентов учебного времени должно отводиться активным методам обучения:
- работе в малых группах;
- деловым играм;
- обсуждению и анализу проблемных тем и конкретных ситуаций;
- практическим занятиям на тренажерах;
- поездкам на поднадзорные Службе объекты;
- проведению "круглых столов" и т.д.
17. Реализация учебно-тематических планов и учебных программ обеспечивается профессорско-преподавательским составом образовательного учреждения, имеющим соответствующее профилю подготовки образование и опыт практической деятельности в данной сфере. К учебному процессу могут привлекаться ведущие ученые, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти. К чтению специальных дисциплин и проведению практических занятий (семинаров, "круглых столов", деловых игр) привлекаются имеющие опыт преподавания ответственные работники структурных подразделений Службы.
18. Ответственность за выполнение учебных планов и программ, объема учебного времени, качество обучения несет образовательное учреждение.
19. При положительном результате обучения работникам выдаются удостоверения государственного образца.
20. Организация краткосрочного обучения (72-100 часов) на базе образовательного учреждения с использованием дистанционных технологий (очно-заочного обучения).
Повышение квалификации работников с использованием дистанционных форм обучения осуществляется по курсу (не менее 72 часов) в два этапа:
- первый этап (32 часа) - заочный, слушатели осваивают на своем рабочем месте в дистанционном режиме по тематическому электронному учебному пособию в электронной образовательной системе дистанционного обучения;
- второй этап (40 часов) повышение квалификации проходит в очном режиме в образовательном учреждении.
21. Организация заочного обучения работников территориальных органов в электронной образовательной системе дистанционного обучения осуществляется на рабочих местах. Ответственность за организацию рабочих мест в соответствии с требованиями к ресурсному обеспечению (программно-техническое, телекоммуникационное обеспечение), формирование графика работы в системе дистанционного обучения несет кадровое подразделение территориального органа.
22. Освоение заочного курса осуществляется на рабочем месте в дистанционном режиме по тематической учебной программе в электронной образовательной системе дистанционного обучения.
23. Работа в электронной образовательной системе дистанционного обучения начинается в соответствии с Инструкцией и Руководством пользователя, разработанными образовательным учреждением.
24. Контроль за качеством обучения, а также консультационное сопровождение слушателя осуществляет куратор - представитель образовательного учреждения. Критерием оценки качества дистанционного обучения в электронной образовательной системе дистанционного обучения Службы является контрольное тестирование - процент успеваемости, количество пересдач и учебное время, время работы с учебными материалами.
25. Итоги дистанционного обучения работников в электронной образовательной системе дистанционного обучения отображаются в отчете о повышении квалификации и представляются в Управление государственной службы и кадров.
26. Работники, успешно сдавшие зачеты и экзамены в электронной образовательной системе дистанционного обучения, допускаются в установленные сроки к прохождению очного обучения (второй этап) на базе образовательного учреждения.
27. Организация очного обучения работников на базе образовательного учреждения аналогична организации обучения в соответствии п. 15.
28. Работникам, успешно прошедшим обучение, выдаются удостоверения государственного образца.
29. По результатам очно-заочного обучения образовательным учреждением, организующим повышение квалификации кадров, формируется отчет о результатах повышения квалификации.
В отчете должны отражаться:
- персональные данные обучаемых;
- возрастные показатели обучаемых;
- квалификационные характеристики обучаемых (категории обучаемых);
- результаты дистанционного обучения обучаемых в электронной образовательной системе дистанционного обучения;
- результаты анкетирования по окончании дистанционного обучения;
результаты вводного семинара-совещания обучаемых на базе образовательного учреждения;
- результаты итогового семинара-совещания обучаемых по результатам очно-заочного курса.
Отчет о результатах очно-заочного обучения представляется в Управление государственной службы и кадров.
30. Организация длительного (свыше 100 часов) обучения работников в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности:
31. На основании заявок Управление государственной службы и кадров формируются группы для повышения квалификации кадров на базе образовательных учреждений (свыше 100 часов).
32. На основании проведенного конкурса Службой заключается государственный контракт с образовательным учреждением, осуществляющим повышение квалификации работников Службы.
33. Организация, сроки проведения учебных мероприятий определяются образовательным учреждением и отражаются в государственном контракте, неотъемлемой частью которого являются расчет стоимости обучения одного слушателя и акт сдачи-приемки работ.
34. В соответствии с установленными сроками обучения Управление государственной службы и кадров письменно информирует работников, которые подлежат направлению в образовательное учреждение для повышения квалификации.
35. Организация повышения квалификации работников на базе образовательного учреждения аналогична организации обучения в соответствии п. 15.
36. При положительном результате обучения работникам выдаются свидетельства государственного образца.
37. Целью переподготовки работников является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Переподготовка осуществляется также для повышения квалификации работников в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов. В результате переподготовки работнику может быть присвоена дополнительная квалификация на базе полученной специальности. Переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится путем освоения дополнительных профессиональных образовательных программ.
38. Переподготовка работников организуется и осуществляется в соответствии с контрактами, заключенными на основе конкурсов между Службой и образовательными учреждениями.
Работникам, успешно прошедшим переподготовку, выдается диплом государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести профессиональную деятельность в определенной сфере.
39. Основной целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.
40. Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при первоначальной подготовке, повышении квалификации и переподготовке работников.
41. Стажировка может проводиться как непосредственно на рабочем месте, так и в ведущих научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах и федеральных органах исполнительной власти, как в Российской Федерации, так и за рубежом.
42. Продолжительность стажировки устанавливается с учетом ее целей и по согласованию с руководителем предприятия (объединения), организации или учреждения, где она проводится.
Заявка на проведение мероприятий по
_________________________________________________________________________
(вид подготовки)
_________________________________________________________________________
(наименование подразделения центрального аппарата или территориального органа)
N п/п |
Фамилия, имя, отчество работника, рабочий телефон |
Занимаемая должность |
Дата последнего прохождения подготовки |
Наименование программы повышения квалификации, переподготовки, стажировки |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|