РЕШЕНР�Р• РЎРђРќРљРў-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА РћРў 30.03.2007 РџРћ ДЕЛУ N 3-29/2007 Рћ РџР Р�Р—РќРђРќР�Р� НЕДЕЙСТВУЮЩР�РњР� РАСПОРЯЖЕНР�РЇ АДМР�РќР�РЎРўР РђР¦Р�Р� РЎРђРќРљРў-ПЕТЕРБУРГА РћРў 30.06.2003 в„– 1551-Р Рђ "РћР‘ УТВЕРЖДЕНР�Р� ТЕРРР�РўРћР Р�АЛЬНЫХ РЎРўР РћР�ТЕЛЬНЫХ РќРћР Рњ РЎРђРќРљРў-ПЕТЕРБУРГА "РНЕРГЕТР�ЧЕСКАЯ эффективность жилых Рё общественных зданий. Нормативы РїРѕ энергопотреблению Рё теплозащите"
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСК�Й ГОРОДСКОЙ СУД
РЕШЕН�Е
от 30 марта 2007 г. N 3-29/2007
�менем Российской Федерации
30 марта 2007 РіРѕРґР° Санкт-Петербургский РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ СЃСѓРґ РІ составе СЃСѓРґСЊРё Масоловой РЎ.Рќ., СЃ участием РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Черновол Р�.Р’., РїСЂРё секретаре Птоховой Р—.Р®. рассмотрел РІ открытом судебном заседании дело РїРѕ заявлению заместителя РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Санкт-Петербурга Рѕ признании недействующими распоряжения Администрации Санкт-Петербурга РѕС‚ 30.06.2003 N 1551-СЂР° "РћР± утверждении территориальных строительных РЅРѕСЂРј Санкт-Петербурга "Рнергетическая эффективность жилых Рё общественных зданий. Нормативы РїРѕ энергопотреблению Рё теплозащите", территориальных строительных РЅРѕСЂРј "Рнергетическая эффективность жилых Рё общественных зданий. Нормативы РїРѕ энергопотреблению Рё теплозащите" (РўРЎРќ 23-340-2003 Санкт-Петербург), установил:
Заместитель РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Санкт-Петербурга обратился РІ Санкт-Петербургский РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ СЃСѓРґ СЃ заявлением Рѕ признании недействующими СЃ 30.12.2004 - СЃРѕ РґРЅСЏ введения РІ действие Градостроительного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации распоряжения Администрации Санкт-Петербурга РѕС‚ 30.06.2003 N 1551-СЂР° "РћР± утверждении территориальных строительных РЅРѕСЂРј Санкт-Петербурга "Рнергетическая эффективность жилых Рё общественных зданий. Нормативы РїРѕ энергопотреблению Рё теплозащите" (Р».Рґ. 18) Рё территориальных строительных РЅРѕСЂРј "Рнергетическая эффективность жилых Рё общественных зданий. Нормативы РїРѕ энергопотреблению Рё теплозащите" (РўРЎРќ 23-340-2003 Санкт-Петербург) (далее - РўРЎРќ РЎРџР±) (Р».Рґ. 72-107), ссылаясь РЅР° то, что оспариваемое распоряжение Рё утвержденные РёРј РўРЎРќ РЎРџР± противоречат действующему федеральному законодательству (Р».Рґ. 132-134).
В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал.
Представитель Правительства Санкт-Петербурга считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Суд, проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, находит, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как пояснил представитель Правительства Санкт-Петербурга, оспариваемое распоряжение было издано в соответствии с полномочиями, предоставленными Градостроительным кодексом Российской Федерации от 07.05.1998 N 73-ФЗ, статьей 37 и пунктом 2 статьи 47 Устава Санкт-Петербурга, в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого распоряжения.
Нормами части 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции ФЗ от 07.05.1998 N 73-ФЗ) предусматривалось, что субъекты Российской Федерации в соответствии с федеральными градостроительными нормативами и правилами разрабатывают градостроительные нормативы и правила субъектов Российской Федерации с учетом природно-климатических, социально-демографических, национальных и иных особенностей субъектов Российской Федерации.
Представитель Правительства Санкт-Петербурга не оспаривает, что на сегодняшний день порядок правового регулирования градостроительной деятельности изменен.
Согласно части 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, введенного в действие в соответствии со статьей 1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 191-ФЗ (в редакции от 31.12.2005), законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 указанного Кодекса к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности отнесено лишь утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования.
Полномочия субъектов Российской Федерации по разработке градостроительных норм и правил действующим Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрены.
Рта РЅРѕСЂРјР° закреплена РІ статьях 1, 4 Закона Санкт-Петербурга РѕС‚ 30.12.2003 N 778-116 (РІ редакции РѕС‚ 20.02.2006) "РћР± основах регулирования градостроительной деятельности РІ Санкт-Петербурге".
Согласно положениям абзаца 1 введения ТСН СПб данные правовые нормы разработаны с целью обеспечения эффективного использования тепловой энергии, расходуемой на отопление зданий, при обеспечении комфортных условий пребывания в них людей.
В силу абзаца 3 введения ТСН СПб территориальные строительные нормы преследуют цель проектирования с эффективным использованием энергии путем выявления суммарного эффекта энергоснабжения от использования архитектурных, строительных и инженерных решений, направленных на экономию энергетических ресурсов.
Аналогичные положения содержатся также в пункте 1.1 раздела 1, подпункте 4.1.1 пункта 4.1 раздела 4 ТСН СПб.
Кроме того, из подпункта 4.2.7 и пункта 4.2 раздела 4 ТСН СПб прямо следует, что в ТСН СПб установлены показатели энергоснабжения и энергетической эффективности здания.
Согласно Федеральному закону "Об энергосбережении" от 03.04.1996 N 28-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности в области энергоснабжения, в целях создания экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов.
При этом в соответствии с положениями статьи 1 этого закона под энергоснабжением понимается реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.
В государственные стандарты на энергопотребляющую продукцию в соответствии со статьей 5 указанного выше Федерального закона включаются показатели ее энергоэффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
ТСН СПб представляют собой стандарты (нормативные документы) по проектированию и строительству.
В силу пункта "р" статьи 71 Конституции Российской Федерации стандарты (в том числе строительные нормы и правила) отнесены к ведению Российской Федерации.
Вместе с тем в силу пункта 2 статьи 78 Конституции Российской Федерации субъекты Российской Федерации могут заниматься таким правотворчеством, но при условии, что федеральные органы исполнительной власти передали им по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В соответствии с положениями статьи 2 ФЗ "Об энергосбережении" законодательство Российской Федерации об энергосбережении состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам энергосбережения, принимаемых в соответствии с договорами по разграничению предметов ведения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Однако соглашения с федеральными органами исполнительной власти о передаче органам государственной власти Санкт-Петербурга полномочий по установлению стандартов в области энергопотребления и теплозащиты жилых и общественных зданий, о предоставлении субъекту Российской Федерации права принятия нормативных правовых актов в области энергосбережения не заключались.
Таким образом, единственными правомерными стандартами (нормативными документами) по проектированию и строительству в Российской Федерации являются ГОСТы и Строительные нормы и правила - СНиПы, утвержденные Госстроем России и действующие на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией России.
Доводы представителя Правительства Санкт-Петербурга о том, что заявитель в последнем заявлении (л.д. 132-134) одновременно изменил основания и предмет заявления, что не допускается частью 1 статьи 39 ГПК РФ, противоречат материалам дела.
Представитель Правительства Санкт-Петербурга РІ судебном заседании подтвердил, что заявитель оспаривает распоряжение "РћР± утверждении территориальных строительных РЅРѕСЂРј Санкт-Петербурга "Рнергетическая эффективность жилых Рё общественных зданий.
Нормативы по энергопотреблению и теплозащите" (л.д. 18).
Первоначально заявитель неправильно указывал орган государственной власти, его принявший (л.д. 2-4), что не является изменением предмета заявления.
Доводы представителя Правительства Санкт-Петербурга о том, что заявитель - заместитель прокурора Санкт-Петербурга не указал в заявлении, в чьих интересах предъявлено данное заявление, чем нарушены нормы процессуального права, суд также не может принять во внимание.
В соответствии с положениями статьи 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
Рта РЅРѕСЂРјР° РЅРµ содержит обязанности для РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РѕР± указании РІ заявлении сведений Рѕ нарушении чьих-либо прав Рё законных интересов.
Кроме того, компетенция прокурора определена Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации". В силу статьи 1 этого закона органы прокуратуры - это единая система, осуществляющая от имени государства надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В связи с этим укрепление законности и защита государственных интересов признаны основной функцией органов прокуратуры. Согласно части 1 статьи 21 указанного выше закона предметом прокурорского надзора является соответствие законам правовых актов, издаваемых государственными органами и должностными лицами. На основании пункта 3 статьи 22 этого же закона обращение в суд с требованием о признании акта, противоречащего действующему федеральному законодательству, недействительным является одним из полномочий прокурора, осуществляемых в целях защиты государственных интересов.
Таким образом, заявление о признании противоречащими федеральному законодательству оспариваемых распоряжения Администрации Санкт-Петербурга и ТСН СПб предъявлено прокурором в пределах предоставленной ему компетенции. Поскольку указанное дело относится к делам, возникающим из публичных правоотношений, заявление прокурора об оспаривании нормативного правового акта не должно содержать данных, конкретизирующих, чьи и какие права, свободы и законные интересы нарушаются этим актом или его частью.
С учетом даты принятия оспариваемого распоряжения и утверждения ТСН СПб, правовых последствий признания их недействующими суд считает возможным признать их недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
�сходя из изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 251, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление заместителя прокурора Санкт-Петербурга удовлетворить.
Распоряжение Администрации Санкт-Петербурга РѕС‚ 30.06.2003 N 1551-СЂР° "РћР± утверждении территориальных строительных РЅРѕСЂРј Санкт-Петербурга "Рнергетическая эффективность жилых Рё общественных зданий. Нормативы РїРѕ энергопотреблению Рё теплозащите", территориальные строительные РЅРѕСЂРјС‹ "Рнергетическая эффективность жилых Рё общественных зданий. Нормативы РїРѕ энергопотреблению Рё теплозащите" (РўРЎРќ 23-340-2003 Санкт-Петербург) признать недействующими СЃРѕ РґРЅСЏ вступления решения РІ законную силу.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Верховный Суд Российской Федерации.