СДА-11-2008
ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЕРТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ
Приняты
Наблюдательным советом,
решение от 16.06.08 № 18-БНС
Настоящий документ устанавливает требования к экспертным организациям, которые проходят аккредитацию в Единой системе оценки соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - ЕС ОС Ростехнадзора).
Экспертные организации (далее - ЭО) осуществляют оценку соответствия объектов экспертизы требованиям промышленной, экологической, радиационной, ядерной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, объектов строительства и др.
2.1. Настоящий документ разработан с учетом требований: Федерального закона от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и других законодательных и иных нормативных правовых актов;
Положения о Единой системе оценки соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-03-21-2007) и других нормативных документов Ростехнадзора;
международных стандартов ISO серии 17000, в том числе ISO/ IEC 17020:1998 «Общие критерии работы различных типов контролирующих органов» и Руководства по применению стандарта ISO/IEC 17020:1998 (ЕАIAF/ILAC-А4:2004);
Общих требований к аккредитации органов по оценке соответствия (СДА-01-2008).
2.2. Требования, установленные в настоящем документе, могут быть дополнены при их применении в конкретных областях деятельности ЭО. Дополнительные требования разрабатываются Органом по аккредитации совместно с техническими комиссиями и принимаются Наблюдательным советом.
В настоящем документе применяются термины и определения, указанные в ISO/IEC 17020:1998 «Общие критерии работы различных типов контролирующих органов», СДА-06-2008 «Термины и определения, используемые в Единой системе оценки соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».
4.1. ЭО или организация, частью которой она является, должна иметь статус юридического лица и организационную форму, соответствующую требованиям законодательства Российской Федерации.
4.2. ЭО, которая является частью организации, осуществляющей также другие функции помимо экспертизы, должна быть идентифицируема в пределах этой организации. Допускается наделение полномочиями экспертной организации отдельного независимого подразделения юридического лица с оформлением соответствующего положения.
4.3. ЭО должна иметь организационную схему, отражающую структуру и взаимоотношения между подразделениями ЭО или организации, частью которой она является.
4.4. ЭО должна обеспечить соответствующие гарантии (банковские или страховые) своей ответственности на случай непреднамеренной ошибки при проведении экспертизы, если только эту ответственность не берет на себя государство или организация, подразделением которой является ЭО. Обеспечением гарантий ответственности ЭО могут служить следующие документы:
письменное обязательство банка или иного кредитного учреждения уплатить в соответствии с условиями даваемого обязательства денежную сумму в случае причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу третьих лиц в результате непреднамеренной ошибки при проведении экспертизы;
договор страхования риска гражданской ответственности ЭО на случай причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу третьих лиц в случае непреднамеренной ошибки при проведении экспертизы.
Застрахованной деятельностью является деятельность по проведению экспертизы согласно областям аккредитации.
В качестве ключевого показателя при страховании ЭО выступает лимит ее ответственности, который зависит от области аккредитации (количества отраслевых направлений и объектов экспертизы, указываемых в свидетельстве об аккредитации).
Рекомендуемые лимиты ответственности разрабатываются Органом по аккредитации совместно с ведущими страховыми компаниями.
5.1. ЭО и ее персонал не должны подвергаться коммерческому, финансовому, административному или другому давлению, способному оказать влияние на выводы и оценки ЭО при проведении экспертизы. Всякое влияние на результаты экспертизы, оказываемое со стороны внешних организаций или лиц, должно быть исключено.
5.2. ЭО, аккредитованные в ЕС ОС Ростехнадзора, должны соответствовать критериям независимости, приведенным ниже:
5.2.1. Критерии независимости экспертной организации типа А:
А 1. Экспертная организация типа А должна:
А 1.1. Быть независимой и продемонстрировать, что она не связана со сторонами, напрямую задействованными в следующих видах деятельности:
разработка проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта или других объектов, в отношении которых проводится экспертиза, или подобной проектной документации;
проектирование или конструирование, изготовление, поставка, монтаж, ремонт, покупка, владение, эксплуатация или обслуживание технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте или других объектах, в отношении которых проводится экспертиза, или подобных конкурентных технических устройств;
проектирование или конструирование, строительство, ремонт, покупка, владение, эксплуатация или обслуживание зданий и сооружений на опасном производственном объекте или других объектах, гидротехнических сооружений, в отношении которых проводится экспертиза, или подобных конкурентных зданий и сооружений;
разработка деклараций промышленной безопасности и иных документов, связанных с эксплуатацией опасного производственного объекта, деклараций гидротехнических сооружений, в отношении которых проводится экспертиза, или подобных деклараций и иных документов путем:
общего владения (кроме случаев, когда владельцы не в состоянии повлиять на результаты экспертизы);
общего владения лиц, назначенных в руководящие органы организаций (кроме случаев, когда такие назначенные лица осуществляют функции, при которых нет влияния на результаты экспертизы);
непосредственной отчетности тому же вышестоящему управляющему органу;
контрактных договоренностей, неформального понимания или других средств, при которых существует возможность влияния на исход экспертизы.
А 1.2. Документировать процедуры экспертизы, чтобы гарантировать свободу задействованных в экспертизе персонала и экспертов от коммерческого, финансового и другого давления, которое может повлиять на их суждение.
А 1.3. Иметь документированную и утвержденную руководителем юридического лица, в состав которого входит ЭО, политику поддержания статуса экспертной организации типа А. Орган по аккредитации проверяет подтверждение выполнения этой политики в отношении интересов владения, состава руководства, средств финансирования, методов принятия решения и других факторов, которые могут повлиять на беспристрастность, независимость и целостность экспертной организации типа А.
А 2.1. Экспертная организация типа А или другая часть юридического лица, в состав которого входит ЭО, а также персонал и эксперты, задействованные в экспертизе, не должны непосредственно заниматься следующими видами деятельности:
разработка проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта или других объектов, если в области аккредитации ЭО входит экспертиза проектной документации;
проектирование или конструирование, изготовление, поставка, монтаж, ремонт, покупка, эксплуатация или обслуживание технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте или других объектах, если в области аккредитации ЭО входит экспертиза технических устройств;
проектирование или конструирование, строительство, ремонт, покупка, владение, эксплуатация или обслуживание зданий и сооружений на опасном производственном объекте или других объектах, гидротехнических сооружений, если в области аккредитации ЭО входит экспертиза зданий и сооружений;
разработка деклараций промышленной безопасности и иных документов, связанных с эксплуатацией опасного производственного объекта, деклараций гидротехнических сооружений, если в области аккредитации ЭО входит экспертиза промышленной безопасности деклараций промышленной безопасности и иных документов, деклараций гидротехнических сооружений.
А 2.2. Экспертная организация типа А, а также ее персонал и эксперты, задействованные в экспертизе, не должны:
выполнять функции официального представителя любой из сторон, занимающихся видами деятельности, указанными в п. А 2.1;
заниматься деятельностью, которая может вступить в конфликт с их независимостью в принятии решения и их честностью в проведении экспертизы.
A 3. Заказчик и все заинтересованные стороны должны иметь доступ к подразделениям ЭО. Не должно быть никаких незаконных финансовых или других условий. Методическая помощь должна быть беспристрастной.
5.2.2. Критерии независимости экспертной организации типа В:
В 1. Экспертная организация типа В должна:
В 1.1. Составлять отдельную демонстрируемую и идентифицируемую часть организации, занимающейся одним или несколькими следующими видами деятельности:
разработка проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта или других объектов;
проектирование или конструирование, изготовление, поставка, монтаж, ремонт, покупка, эксплуатация или обслуживание технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте или других объектах;
проектирование или конструирование, строительство, ремонт, покупка, владение, эксплуатация или обслуживание зданий и сооружений на опасном производственном объекте или других объектах, гидротехнических сооружений;
разработка деклараций промышленной безопасности и иных документов, связанных с эксплуатацией опасного производственного объекта, деклараций гидротехнических сооружений.
В 1.2. Иметь документированное разделение обязанностей персонала ЭО, ответственного за проведение экспертизы, и обязанностей персонала, выполняющего другие функции. Разделение должно быть установлено путем организационной идентификации и методами отчетности ЭО внутри головной организации.
В 1.3. Оказывать экспертные услуги только головной организации.
В 2.1. Экспертная организация типа В, а также персонал и эксперты, задействованные в экспертизе, не должны заниматься деятельностью, которая может вступить в конфликт с их независимостью в принятии решения и их честностью в проведении экспертизы.
В 2.2. Персонал и эксперты, задействованные в экспертизе, не должны непосредственно заниматься следующими видами деятельности, связанными с объектами экспертизы, в отношении которых проводится экспертиза:
разработка проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта или других объектов, если в области аккредитации ЭО входит экспертиза проектной документации;
проектирование или конструирование, изготовление, поставка, монтаж, ремонт, покупка, эксплуатация или обслуживание технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте или других объектах, если в области аккредитации ЭО входит экспертиза технических устройств;
проектирование или конструирование, строительство, ремонт, покупка, владение, эксплуатация или обслуживание зданий и сооружений на опасном производственном объекте или других объектах, гидротехнических сооружений, если в области аккредитации ЭО входит экспертиза зданий и сооружений;
разработка деклараций промышленной безопасности и иных документов, связанных с эксплуатацией опасного производственного объекта, деклараций гидротехнических сооружений, если в области аккредитации ЭО входит экспертиза промышленной безопасности деклараций промышленной безопасности и иных документов, деклараций гидротехнических сооружений.
В 3. Экспертная организация типа В создается специально для оказания экспертных услуг головной организации.
5.2.3. Критерии независимости экспертной организации типа С:
С 1. Экспертная организация типа С должна иметь документированное разделение обязанностей и ответственности в предоставлении услуг по проведению экспертизы, которое обеспечивается с помощью организационных методов и письменных методик.
С 2. Персонал и эксперты, задействованные в экспертизе, не должны непосредственно заниматься следующими видами деятельности, связанными с объектами экспертизы, в отношении которых проводится экспертиза:
разработка проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта или других объектов, если в области аккредитации ЭО входит экспертиза проектной документации;
проектирование или конструирование, изготовление, поставка, монтаж, ремонт, покупка, эксплуатация или обслуживание технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте или других объектах, если в области аккредитации ЭО входит экспертиза технических устройств;
проектирование или конструирование, строительство, ремонт, покупка, владение, эксплуатация или обслуживание зданий и сооружений на опасном производственном объекте или других объектах, гидротехнических сооружений, если в области аккредитации ЭО входит экспертиза зданий и сооружений;
разработка деклараций промышленной безопасности и иных документов, связанных с эксплуатацией опасного производственного объекта, деклараций гидротехнических сооружений, если в области аккредитации ЭО входит экспертиза промышленной безопасности деклараций промышленной безопасности и иных документов, деклараций гидротехнических сооружений.
С 3.1. Экспертная организация типа С может быть напрямую задействованной в следующих видах деятельности:
разработка проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта или других объектов, в отношении которых проводится экспертиза, или подобной проектной документации;
проектирование или конструирование, изготовление, поставка, монтаж, ремонт, покупка, владение, эксплуатация или обслуживание технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте или других объектах, в отношении которых проводится экспертиза, или подобных конкурентных технических устройств;
проектирование или конструирование, строительство, ремонт, покупка, владение, эксплуатация или обслуживание зданий и сооружений на опасном производственном объекте или других объектах, гидротехнических сооружений, в отношении которых проводится экспертиза, или подобных конкурентных зданий и сооружений;
разработка деклараций промышленной безопасности и иных документов, связанных с эксплуатацией опасного производственного объекта, деклараций гидротехнических сооружений, в отношении которых проводится экспертиза, или подобных деклараций и иных документов.
С 3.2. Экспертная организация типа С может осуществлять экспертизу своих объектов, объектов головной организации, а также объектов сторонней организации.
С 3.3. Экспертная организация типа С не является инспекционным органом, осуществляющим инспекцию третьей стороны по требованиям независимости.
6.1. Любые сведения и информация, полученные в ходе экспертизы, рассматриваются сотрудниками ЭО как конфиденциальные с учетом требований законодательства Российской Федерации.
6.2. ЭО должна иметь политику, сформулированную в документах системы менеджмента качества (СМК), о соблюдении ЭО и субподрядными организациями требований конфиденциальности в отношении информации, полученной в ходе экспертизы.
7.1. ЭО должна иметь такую организационную структуру, которая позволяла бы ей обеспечивать удовлетворительное выполнение своих функций.
7.2. ЭО должна документировать обязанности структурных подразделений и сотрудников, а также взаимодействие между ними.
7.3. В штатном расписании и организационной структуре ЭО должны быть предусмотрены должности:
руководителя или технического руководителя, несущего всю полноту ответственности за организацию работ по проведению экспертизы и результаты проведения экспертизы (при наличии в ЭО нескольких подразделений, занимающихся экспертизой, таких руководителей может быть несколько);
ответственного за обеспечение качества.
Руководитель и технический руководитель ЭО (заместитель руководителя) должны быть назначены из числа сотрудников организации, работа для которых в данной организации является основной1.
1 В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации.
7.4. В ЭО должны быть назначены лица, которые в отсутствие руководителя, ответственного за услуги по проведению экспертизы, могут выполнять его функции.
7.5. ЭО должна обеспечить контроль деятельности экспертов. Контроль должен осуществляться экспертами, имеющими наибольший опыт проведения экспертизы и независимыми от контролируемых экспертов.
Контроль может осуществляться в форме наблюдения за работой экспертов на месте, рассмотрения отчетов и заключений экспертизы и др.
Контроль за работой эксперта должен осуществляться не реже одного раза за период действия свидетельства об аккредитации.
7.6. Все сотрудники ЭО должны иметь должностные инструкции, утвержденные руководителем ЭО и определяющие их служебные обязанности и связанную с ними ответственность. В случае применения новой техники и технологий, изменений в организации труда, изменения нормативных и правовых актов инструкции пересматриваются в установленном в ЭО порядке.
8.1. Руководство ЭО должно определить и документально оформить свою политику, цели и обязательства относительно качества и обеспечить, чтобы эта политика была понятна, выполнима и поддерживалась на всех уровнях организации.
8.2. ЭО должна обеспечить создание и функционирование эффективной СМК, соответствующей характеру выполняемых работ.
8.3. СМК должна быть полностью документирована. Описание СМК представляется в Руководстве по качеству, утверждаемом руководителем ЭО. Руководство по качеству выполняется в виде одного документа или в виде системы документов по качеству, включающей основной документ - Руководство по качеству.
8.4. Руководство по качеству должно включать или содержать в виде ссылок:
общую информацию (наименование организации, адреса, номера телефонов и др., официальный статус);
политику и цели в области качества;
заявление руководства о назначении ответственного за обеспечение качества;
описание областей деятельности ЭО;
информацию о связи ЭО с головной и дочерними организациями (если они имеются);
схему (ы) организационной структуры;
описание процессов и процедур, связанных с проведением экспертизы;
описание системы обучения и повышения квалификации персонала, занятого в области экспертизы;
процедуру контроля документации;
процедуру проведения внутренних аудитов;
процедуру обратной связи и корректирующих действий;
процедуру анализа СМК со стороны руководства;
другие процедуры и инструкции или ссылки на другие процедуры или инструкции в соответствии с требованиями настоящего документа и международного стандарта ISO/IEC 17020:1998;
перечень подразделений ЭО (сотрудников) доя рассылки Руководства по качеству.
8.5. Руководство ЭО должно назначить должностное лицо, непосредственно подчиняющееся руководству, которое независимо от своих обязанностей несет ответственность за обеспечение качества в рамках ЭО.
8.6.Ответственный за обеспечение качества должен отвечать за поддержание СМК на уровне, соответствующем современным требованиям.
8.7. ЭО должна поддерживать в рабочем состоянии систему управления всей документацией, относящейся к ее деятельности.
В отношении документации, относящейся к деятельности ЭО, должны быть обеспечены:
доступ к текущим изданиям необходимых документов всему задействованному персоналу;
своевременное внесение изменений во все документы;
изъятие заменяемых документов из пользования в ЭО (при этом копия изъятого документа должна храниться в архиве в течение установленного в ЭО периода);
уведомление заинтересованных сторон при необходимости об изменениях, связанных с документацией.
8.8. ЭО должна осуществлять проведение плановых внутренних аудитов СМК для подтверждения ее эффективности, а также соответствия установленным требованиям. Внутренние аудиты должны проводиться персоналом, имеющим соответствующую квалификацию. Персонал, осуществляющий внутренние аудиты, должен быть независимым от проверяемых объектов. Результаты внутренних аудитов должны быть документированы.
8.9. В ЭО должна быть разработана процедура учета несоответствий, выработки и реализации необходимых корректирующих действий, контроля исполнения и оценки их эффективности.
8.10. Руководство ЭО должно через соответствующие интервалы пересматривать СМК доя обеспечения ее пригодности и эффективности. Результаты таких пересмотров должны документироваться.
9.1. ЭО должна иметь достаточное количество персонала для выполнения организационно-технических мероприятий по проведению экспертизы, в том числе экспертов (эксперта), соответствующих Требованиям к экспертам по промышленной безопасности (СДА-23-2008), область аттестации которых соответствует области аккредитации ЭО и для которых работа в данной организации является основной1. Учет специалистов экспертной организации должен вестись по форме, приведенной в приложении 1.
1 В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации.
9.2. Персонал ЭО должен быть аттестован в установленном порядке, а также иметь соответствующую профессиональную подготовку, теоретические знания и практический опыт, необходимые для проведения экспертизы.
9.3. Руководитель и персонал ЭО должны пройти аттестацию по вопросам безопасности в аттестационных комиссиях Ростехнадзора в соответствии с Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-03-19-2007).
9.4. Аттестация экспертов ЭО в целях подтверждения достаточности теоретической и практической подготовки, опыта, компетентности, необходимых для проведения экспертизы, проводится в соответствии с Правилами аттестации (сертификации) экспертов (СДА-12-2008) в аккредитованных независимых органах по аттестации (сертификации) экспертов ЕС ОС Ростехнадзора.
9.5. ЭО должна создать документированную систему обучения, обеспечивающую необходимую подготовку персонала.
9.6. ЭО должна обеспечить обучение и повышение квалификации персонала, вести постоянный учет сведений о квалификации, обучении и профессиональном опыте каждого сотрудника, занимающегося проведением экспертизы. ЭО должна установить необходимые этапы подготовки каждого сотрудника, включающие:
период официального введения в должность;
период работы под наблюдением опытных сотрудников;
постоянную подготовку на протяжении служебной деятельности.
9.7. ЭО должна вести регистрацию научной или другой квалификации, подготовки и опыта каждого работника. На каждого эксперта (экспертов, для которых работа в ЭО является основной, а также экспертов и консультантов, выполняющих работы по совместительству или по гражданско-правовым договорам) должна быть заведена квалификационная карточка эксперта (приложение 2).
9.8. ЭО должна обеспечить руководство работой своего персонала.
9.9. Денежное вознаграждение персонала, которому поручается проведение экспертизы, не должно непосредственно зависеть от количества проведенных экспертиз, а также от их результатов.
10.1. ЭО должна иметь в своем распоряжении соответствующие технические средства и оборудование, позволяющие осуществлять все операции, связанные с проведением экспертизы.
10.2. Если ЭО проводит испытания, то входящая в ее состав или привлекаемая испытательная лаборатория должна соответствовать Общим требованиям к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий (ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006) и Требованиям к испытательным лабораториям (СДА-15-2008) и быть аккредитованной в ЕС ОС Ростехнадзора.
10.3. Контрольное, испытательное и диагностическое оборудование ЭО должно иметь эксплуатационную документацию, находиться в исправном состоянии и при необходимости поверяться в установленные сроки. Оснащенность ЭО контрольным, испытательным, диагностическим оборудованием и средствами измерения должна учитываться по специальной форме (приложение 3).
ЭО должна иметь документированные процедуры доступа к техническим средствам и оборудования и их использования, технического обслуживания и проверки технического состояния используемых технических средств и оборудования, а также график поверки средств измерения.
10.4. Все оборудование должно быть соответствующим образом идентифицировано.
В целях обеспечения качества услуг по проведению экспертизы ЭО должна иметь документированные процедуры: выбора квалифицированных поставщиков; выпуска соответствующих документов на покупку; контроля получаемых материалов; обеспечения подходящего складского оборудования.
программные средства проверены в целях установления их пригодности к применению;
разработаны и выполняются процедуры защиты целостности данных;
компьютеры и автоматизированное оборудование содержатся в сохранности для обеспечения надлежащего функционирования;
разработаны и выполняются процедуры сохранения безопасности данных.
10.6. ЭО должна иметь документированные процедуры обращения с неисправным оборудованием. Неисправное оборудование необходимо выводить из эксплуатации.
11.1. ЭО должна иметь необходимые нормативные технические документы, регламентирующие проведение экспертизы в заявленной области аккредитации. Ведение перечня нормативных технических документов ЭО должно соответствовать установленной форме (приложение 4).
Стандарты, правила, методики, инструкции и другие документы, используемые в работе ЭО, должны быть актуализированы и доступны для персонала, устаревшие документы должны своевременно изыматься.
11.2. ЭО должна иметь систему контроля договоров или рабочих заказов, которая обеспечивает, чтобы:
выполняемая работа соответствовала компетентности ЭО и ЭО имела соответствующие ресурсы для удовлетворения необходимых требований;
требования заказчиков на услуги по проведению экспертизы были адекватно определены, специальные условия понятны и чтобы для персонала, выполняющего требуемые обязанности, можно было подготовить соответствующие инструкции;
выполняемая работа контролировалась регулярными проверками и корректирующими действиями;
законченная работа была проверена для подтверждения соответствия выдвинутым требованиям.
11.3. Наблюдения и (или) данные, полученные при проведении экспертизы, должны своевременно записываться для предотвращения потери необходимой информации.
11.4. Все вычисления и процессы передачи данных должны подлежать соответствующим проверкам.
11.5. Сотрудники ЭО должны иметь инструкции по безопасному проведению работ при осуществлении экспертизы в соответствии с требованиями охраны труда.
12.1. ЭО должна обеспечить уникальную идентификацию объектов экспертизы.
12.2. Любые явные отклонения от нормы, сообщенные эксперту или замеченные им, должны быть зарегистрированы до начала экспертизы. В случае каких-либо сомнений относительно пригодности объекта экспертизы для предстоящей экспертизы или несоответствия объекта экспертизы представленному описанию ЭО должна проконсультироваться с заказчиком до начала работы.
12.3. ЭО должна установить, была ли выполнена вся необходимая подготовка объекта экспертизы или по запросу заказчика подготовка должна быть проведена ЭО.
12.4. ЭО должна иметь документированные процедуры и соответствующие технические средства для предотвращения повреждений или порчи объектов экспертизы, когда они находятся под ее ответственностью.
13.1. ЭО должна вести протокольную систему в соответствии с конкретными обстоятельствами и применяемыми правилами.
13.2. Протоколы должны включать достаточно информации, чтобы можно было сделать удовлетворительную оценку экспертизы.
13.3. Наблюдения или информация, полученные в ходе экспертизы, должны своевременно регистрироваться.
13.4. Протоколы должны храниться в течение установленного периода с соблюдением требований безопасности и конфиденциальности.
14.1. Работа, проведенная ЭО, должна быть отражена в заключении экспертизы.
14.2. Заключение экспертизы должно быть оформлено в соответствии с требованиями нормативных документов Ростехнадзора.
Заключение экспертизы подписывается руководителем ЭО и заверяется печатью ЭО.
14.3. Отчеты экспертов и заключения экспертизы должны храниться в течение установленного периода с соблюдением требований безопасности и конфиденциальности.
14.4. ЭО должна иметь полный перечень оформленных заключений экспертизы. Этот перечень в электронном виде регулярно (один раз в квартал) представляется в Орган по аккредитации по специальной форме для ведения учета (приложение 5).
15.1. ЭО обычно сама выполняет экспертизу, на проведение которой она заключила договор.
15.2. В случае привлечения к работам по экспертизе субподрядных организаций ЭО должна обеспечить и документально подтвердить их компетентность.
При выполнении на условиях субподряда некоторых работ ЭО должна предупредить об этом заказчика и в необходимых случаях получить его согласие.
15.3. Компетентность субподрядных организаций может быть продемонстрирована:
наличием аккредитации субподрядных организаций в соответствии со стандартами ISO/IEC 17020:1998 или ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006;
проведением ЭО оценки компетентности субподрядных организаций на соответствие требованиям стандартов ISO/IEC 17020: 1998 или ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006, где это применимо.
15.4. ЭО должна регистрировать и хранить документацию, подтверждающую компетентность и соответствие субподрядных организаций предъявляемым в ЕС ОС Ростехнадзора требованиям, а также вести регистрацию всех работ, выполняемых субподрядными организациями.
15.5. При заключении договора субподряда на определенную специализированную деятельность ЭО должна иметь возможность привлечения квалифицированного и опытного специалиста, который может провести независимую оценку этой деятельности. Ответственность за такую оценку лежит на ЭО.
16.1. ЭО должна иметь документированную процедуру рассмотрения поступающих от заказчика или других сторон жалоб, апелляций и других обращений, касающихся деятельности ЭО.
16.2. ЭО должна сохранять регистрационные записи о всех жалобах и апелляциях, а также о предпринятых для их разрешения действиях.
ЭО может участвовать в обмене опытом с другими ЭО, а также в мероприятиях, проводимых в рамках ЕС ОС Ростехнадзора.
ЭО может участвовать в создании саморегулируемых организаций в соответствии с Федеральным законом от 01.12.07 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
18.1. Аккредитация ЭО проводится в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО/МЭК 17011-2008 и Общими требованиями к аккредитации органов по оценке соответствия (СДА-01-2008) в областях аккредитации, утвержденных Наблюдательным советом.
18.2. Заявитель, претендующий на аккредитацию в качестве ЭО, подает в Орган по аккредитации заявку на аккредитацию (приложение 6), анкету о готовности организации-заявителя, претендующей на аккредитацию в качестве ЭО (приложение 7), и Руководство по качеству.
Орган по аккредитации проводит оценку ЭО на месте. Результаты оценки организации отражаются в акте (форма акта приведена в приложении 8).
18.3. При аккредитации ЭО получает свидетельство об аккредитации, приведенное в приложениях 9 и 10.
18.4. Аккредитованная ЭО заключает с Органом по аккредитации договор на информационное обслуживание, форма которого приведена в приложении 11.
18.5. В случае необходимости расширения области аккредитации ЭО проходит дополнительную процедуру аккредитации в рамках заявленной области.
18.6. ЭО должна выполнять требования к аккредитованным ЭО, включая предоставление возможности проведения инспекционного контроля деятельности ЭО, наблюдения за ходом проведения экспертизы, оплату расходов, связанных с деятельностью по аккредитации, и др.
18.7. В течение срока действия свидетельства об аккредитации Орган по аккредитации проводит инспекционный контроль деятельности ЭО. Первый инспекционный контроль проводится в течение первого года работы ЭО, последующие - не позднее чем через 18 месяцев после предыдущего.
В ходе инспекционного контроля проводится:
анализ СМК;
анализ деятельности ЭО в области аккредитации.
18.8. Продление аккредитации ЭО осуществляется на основании заявки организации. Заявка должна быть подана за 6 месяцев до окончания срока действия свидетельства. В этом случае Орган по аккредитации планирует проведение повторной оценки ЭО, совмещенной с инспекционным контролем. При положительном результате повторной оценки и инспекционного контроля Орган по аккредитации продлевает действие свидетельства об аккредитации на срок не более пяти лет.
18.9. По результатам повторной оценки и инспекционного контроля оформляются акты (см. приложение 8).
18.10. Все несоответствия, указанные в актах, должны быть устранены в срок не более трех месяцев. По результатам устранения несоответствий ЭО должна представить в Орган по аккредитации отчет о выполненных корректирующих действиях (приложение 12).
18.11. На основании отчета и сведений о корректирующих действиях ведущий эксперт по аккредитации (члены комиссии при необходимости) определяет достаточность мероприятий по устранению несоответствий, указанных в акте, и необходимость повторного выезда на место. После подтверждения устранения несоответствий ведущий эксперт по аккредитации оформляет заключение о соответствии ЭО критериям аккредитации и продлении действия свидетельства об аккредитации.
18.12. ЭО обязана своевременно извещать Орган по аккредитации о структурных и качественных изменениях, связанных с деятельностью по экспертизе, а также об изменениях юридического адреса, платежных реквизитов и контактной информации.
19.1. При проверке ЭО в соответствии с п. 10.5 настоящего документа эксперты должны быть готовы продемонстрировать имеющиеся компьютерные программы для оценки риска и умение их использовать, в том числе путем решения тестовых задач.
19.2. По каждому направлению отраслевой специализации, входящему в область аккредитации, ЭО должна иметь не менее трех экспертов, аттестованных в установленном порядке, для которых работа в данной организации является основной1.
19.3. Область экспертизы и разработки документации в части анализа риска опасных производственных объектов приведена в приложении 13.
19.4. В отчете об оформленных заключениях экспертизы промышленной безопасности в дополнение к таблице (см. приложение 5) должны быть также перечислены работы эксперта в области анализа риска (разработка деклараций промышленной безопасности, планов по локализации и ликвидации аварийных ситуаций, планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, расчет страховых тарифов и т.п.) с указанием заказчика, года выполнения, сведений об утверждении и (или) регистрации работ.
1 В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации.
Состав специалистов, осуществляющих экспертизу
№ п/п |
Ф.И.О. |
Должность |
Образование |
Область надзора, объекты экспертизы |
Дата и номер протокола аттестации, периодичность |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
Примечание. Кроме специалистов, для которых работа в данной организации является основной1, указываются привлекаемые специалисты других организаций (об этом делается отметка в графе 7).
1 В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации.
Квалификационная карточка эксперта экспертной организации 1. Фамилия, имя, отчество ______________________________________________________ 2. Число, месяц, год рождения ___________________________________________________ 3. Место работы, должность ____________________________________________________ рабочий телефон __________________________ 4. Образование, квалификация, специальность по образованию _______________________ 5. Ученая степень, ученое звание ________________________________________________ 6. Стаж работы в области специализации _______________________ 7. Домашний адрес, телефон ____________________________________________________ 8. Участие в работах по проведению экспертизы:
9. Сведения о прохождении специальной подготовки и аттестации:
10. Участие в конгрессах, конференциях и семинарах:
11. Печатные труды
Дата последнего изменения карточки: __________________________________
|
Оснащенность контрольным, испытательным и диагностическим оборудованием и средствами измерения
№ п/п |
Наименование оборудования и средства измерения |
Наличие эксплуатационной документации на оборудование и средства измерения |
Изготовитель (страна, фирма) |
Дата и № документа о поверке, калибровке, аттестации технических средств |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных технических документов, используемых при проведении экспертизы (в
соответствии с областью аккредитации)
№ п/п |
Обозначение документа |
Наименование документа |
Кем и когда утвержден документ, дата введения в действие |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
ПЕРЕЧЕНЬ
выполненных заключений экспертизы
за ______ квартал ______ года
________________________________________________________________________________
(наименование экспертной организации)
№ п/п |
Наименование объекта экспертизы |
Наименование организации-заказчика, юридический и почтовый адреса |
№ заключения экспертизы |
Сведения о регистрации и утверждении в Ростехнадзоре1 |
Сведения об экспертах (Ф.И.О., № удостоверения, область аттестации) |
Примечание2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель экспертной организации _______________________________________
(подпись)
1 Если это предусмотрено.
2 Если экспертная организация имеет несколько свидетельств об аккредитации, указывается номер того свидетельства, область аккредитации которого распространяется на приведенное заключение экспертизы.
Заявка на аккредитацию в качестве ЭО
1 Указывается в случае, если функции экспертной организации осуществляет обособленное подразделение юридического лица. Просим провести аккредитацию в качестве экспертной организации. Тип независимости экспертной организации1:
Мы заявляем, что нам известны требования ISO/IEC 17020: 1998, СДА-01-2008, СДА-11-2008. Мы обязуемся добровольно: соблюдать процедуру аккредитации; отвечать требованиям, предъявляемым к аккредитованным экспертным организациям; оплатить все расходы, связанные с аккредитацией, независимо от ее результата, в том числе связанные с приемом группы экспертов по аккредитации и технических специалистов для проверки и оценки заявителя на месте; принять на себя затраты по информационному обслуживанию и последующему инспекционному контролю. Приложения к заявке: 1. Заявляемая область аккредитации2. 2. Анкета о готовности организации. 3. Копия устава и (или) других учредительных документов заявителя. 4. Копия свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе; копия информационного письма Федеральной службы государственной статистики (Росстат); копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц. 1 Выбрать один из вариантов. 2 В соответствии с Перечнем областей аккредитации экспертных организаций, принятым Наблюдательным советом ЕС ОС Ростехнадзора. 5. Руководство по качеству организации и другие документы системы менеджмента качества. 6. Сведения о персонале (перечень штатных и привлекаемых сотрудников, квалификационные карточки1, копии квалификационных удостоверений). 7. Перечень технических средств, применяемых при осуществлении деятельности по экспертизе, данные об испытательной лаборатории (при необходимости). 8. Перечень нормативно-технической документации, устанавливающей требования в области аккредитации заявителя. 9. Сведения о занимаемых помещениях (собственных и арендуемых). 10. Сведения о страховании ответственности при проведении экспертизы. 11. Другие документы, содержащие информацию о заявителе, необходимую для подтверждения ее соответствия критериям аккредитации. Руководитель организации-заявителя ____________________________________________ (Ф.И.О., подпись) М.П.
|
1 В соответствии с приложениями 1 и 2 СДА-11-2008.
АНКЕТА
о готовности организации-заявителя, претендующей на аккредитацию в качестве
экспертной организации
№ п/п |
Вопросы к экспертной организации |
Пункты разделов, устанавливающих требования ISO/IEC 17020:1998 |
Наименование документов, пункты разделов, устанавливающие и подтверждающие выполнение требований |
Комментарии по выполнению требований |
||
1. |
Является ли ЭО или организация, частью которой она является, официально идентифицируемой? |
п. 3.1 |
|
|
||
2. |
Является ли ЭО частью организации, осуществляющей также другие функции помимо экспертизы, и идентифицируема ли она в пределах этой организации? |
п. 3.2 |
|
|
||
3. |
Имеется ли в ЭО документация, в которой описываются ее функции и диапазон областей деятельности, в которых она компетентна? |
п. 3.3 |
|
|
||
4. |
Несет ли ЭО соответствующую страховую ответственность, если только ответственность не установлена государством посредством законодательных актов или организацией, частью которой она является? |
п. 3.4 |
|
|
||
5. |
Имеет ли ЭО документацию, описывающую условия, при которых она работает, если только она не является частью организации и не предоставляет услуги по экспертизе только этой организации? |
п. 3.5 |
|
|
||
6. |
Имеет ли ЭО или организация, частью которой она является, счета, подвергаемые независимой проверке? |
п. 3.6 |
|
|
||
7. |
Свободен ли персонал ЭО от любых коммерческих, финансовых и других давлений, которые могли бы повлиять на принятие решений? Имеются ли в ЭО процедуры, предотвращающие влияние на результаты экспертизы со стороны посторонних лиц или организаций? |
п. 4.1 |
|
|
||
8. |
Является ли ЭО независимой настолько, насколько это требуется для условий, при которых она выполняет свои услуги? Критериям какого типа независимости удовлетворяет ЭО? Нужное подчеркнуть. |
п. 4.2 |
|
|
||
Тип А |
Тип В |
Тип С |
||||
9. |
Обеспечены ли в ЭО гарантии конфиденциальности информации, полученной в ходе проведения экспертизы? Защищены ли в ЭО права собственности? |
п. 5 |
|
|
||
10. |
Имеет ли ЭО такую организационную структуру, которая позволяла бы ей обеспечивать выполнение своих функций? |
п. 6.1 |
|
|
||
11. |
Определены ли и зафиксированы ли документально: |
n.6.2 |
|
|
||
обязанности структурных подразделений, входящих в организационную структуру ЭО; |
||||||
функциональная система отчетности. |
||||||
Определена ли взаимосвязь между функциями ЭО в том случае, если ЭО предоставляет также услуги по сертификации и (или) испытаниям? |
||||||
12. |
Имеется ли в ЭО квалифицированный и опытный технический менеджер (один или несколько), работающий в ЭО на постоянной основе, который несет полную ответственность за то, чтобы проведение контроля соответствовало требованиям международного стандарта ISO/IEC 17020:1998? |
n.6.3 |
|
|
||
13. |
Обеспечивается ли в ЭО эффективный надзор посредством квалифицированных лиц, знающих методики экспертизы, цели экспертизы и способных оценить ее результаты? |
п. 6.4 |
|
|
||
14. |
Имеются ли в ЭО официально назначенные лица, которые в отсутствие любого менеджера, ответственного за услуги по проведению экспертизы, могут выполнять его функции? |
п. 6.5 |
|
|
||
15. |
Документированы ли все должностные требования, касающиеся обеспечения качества услуг по проведению экспертизы? Включают ли эти документы требования к образованию, подготовке, техническим знаниям и опыту? |
п. 6.6 |
|
|
||
16. |
Определило ли и документально зафиксировало руководство ЭО свою политику, цели и обязательства относительно качества и обеспечило ли, чтобы эта политика была понятна, выполнима и поддерживалась на всех уровнях организации? |
п. 7.1 |
|
|
||
17. |
Обеспечено ли в ЭО создание и функционирование эффективной системы менеджмента качества, соответствующей типу, диапазону и объему выполняемой работы? |
п. 7.2 |
|
|
||
18. |
Полностью ли документирована система менеджмента качества? Имеется ли справочное руководство по качеству, содержащее информацию, которая требуется по международному стандарту ISO/IEC 17020:1998 (приложение D)? |
п. 7.3 |
|
|
||
19. |
Назначено ли руководством ЭО лицо, которое независимо от своих обязанностей имеет определенные полномочия и ответственность за обеспечение качества в пределах ЭО? Имеет ли это лицо непосредственный доступ к высшему руководству? |
п. 7.4 |
|
|
||
20. |
Отвечает ли лицо, назначенное ответственным за обеспечение качества, за поддержание системы менеджмента качества на уровне, соответствующем современным требованиям? |
п.7.5 |
|
|
||
21. |
Утверждена ли в ЭО система управления всей документацией, относящейся к его деятельности, которая обеспечивает, чтобы: |
п. 7.6 |
|
|
||
|
а) текущие выпуски соответствующей документации имелись во всех необходимых местах и предоставлялись персоналу, которому она необходима; |
|||||
|
b) все изменения документов или дополнения к документам были санкционированы и обрабатывались таким образом, чтобы было обеспечено их своевременное представление в нужное место; |
|||||
|
с) замененные документы были исключены из употребления по всей организации, но одна копия хранилась в течение определенного периода; |
|||||
d) другие стороны в случае необходимости были уведомлены об изменениях |
||||||
22. |
Проводятся ли в ЭО систематические плановые и документированные внутренние аудиты системы менеджмента качества для контроля ее эффективности и соответствия критериям международного стандарта ISO/IEC 17020:1998? Обладает ли персонал, осуществляющий проверку, соответствующей квалификацией и независимостью от проверяемых объектов? |
п. 7.7 |
|
|
||
23. |
Имеются ли в ЭО тщательно описанные методики для обеспечения обратной связи и корректирующих действий на случай обнаружения каких-либо расхождений в системе менеджмента качества и (или) при проведении экспертизы? |
п. 7.8 |
|
|
||
24. |
Проверяется ли через соответствующие периоды система менеджмента качества для обеспечения ее пригодности и эффективности? Протоколируются ли результаты таких проверок? |
п. 7.9 |
|
|
||
25. |
Имеется ли в ЭО достаточное количество постоянного компетентного персонала для выполнения его функций? |
п. 8.1 |
|
|
||
26. |
Имеют ли работники, ответственные за проведение экспертизы, соответствующую квалификацию, подготовку, опыт и хорошее знание требований проводимой экспертизы? |
п. 8.2 |
|
|
||
Умеют ли они принимать профессиональные решения соответственно общим требованиям, используя результаты экспертизы, и сообщают ли они их? |
||||||
Имеют ли они соответствующие знания о технологии изготовления продукции, подвергаемой экспертизе, о том, каким образом эта продукция или процессы используются или будут использоваться и о возможных дефектах при их использовании или эксплуатации? |
||||||
Понимают ли они значение обнаруженных отклонений от нормального использования рассматриваемых продукции или процессов? |
||||||
27. |
Создана ли в ЭО документированная система обучения, обеспечивающая подготовку персонала в технических и административных областях работы, которой он будет заниматься, на уровне современных требований в соответствии со своей политикой? |
п. 8.3 |
|
|
||
Установлены ли в ЭО необходимые стадии обучения для каждого работника, включающие: |
||||||
а) начальный период; |
||||||
b) рабочий период под надзором опытных экспертов; |
||||||
с) постоянное обучение на протяжении всей деятельности, чтобы не отставать от развивающейся технологии |
||||||
28. |
Ведется ли в ЭО регистрация ученой или другой квалификации, подготовки и опыта каждого работника? |
п. 8.4 |
|
|
||
29. |
Обеспечено ли в ЭО руководство работой своего персонала? |
п. 8.5 |
|
|
||
30. |
Зависит ли непосредственным образом оплата работников, занимающихся экспертизой, от количества проведенных проверок (экспертиз) и результатов таких проверок? |
п. 8.6 |
|
|
||
31. |
Имеет ли ЭО в своем распоряжении подходящие технические средства и оборудование, позволяющие осуществлять все операции, связанные с услугами по проведению экспертизы? |
п. 9.1 |
|
|
||
32. |
Имеются ли в ЭО четкие правила для доступа к техническим средствам и оборудованию и для их использования? |
п. 9.2 |
|
|
||
33. |
Обеспечивается ли в ЭО постоянная пригодность технических средств и оборудования, упомянутых в п. 9.1 ISO/IEC 17020:1998, для их предполагаемого использования? |
п. 9.3 |
|
|
||
34. |
Идентифицировано ли все оборудование соответствующим образом? |
п. 9.4 |
|
|
||
35. |
Обеспечивает ли ЭО правильное обслуживание всего оборудования согласно письменным методикам и инструкциям? |
п. 9.5 |
|
|
||
36. |
Обеспечивает ли ЭО в соответствующих случаях поверку средств измерения перед началом их эксплуатации и их последующую поверку согласно установленной программе? |
п. 9.6 |
|
|
||
37. |
Разрабатывается и выполняется ли полная программа поверки таким образом, чтобы во всех измерениях, проводимых ЭО, средства измерения были привязаны к национальным и международным эталонам на единицы физических величин, если они имеются? |
п. 9.7 |
|
|
||
Имеются ли достаточные доказательства согласования или точности результатов экспертизы в тех случаях, когда связь с национальными или международными эталонами не прослеживается? |
||||||
38. |
Имеются ли у ЭО эталоны для сравнения и используются ли они для поверки средств измерения и ни для каких других целей? |
п. 9.8 |
|
|
||
Поверяются ли эталоны для сравнения компетентным органом, который обеспечивает связь с национальными или международными эталонами? |
||||||
39. |
Проверяется ли в соответствующих случаях оборудование в процессе эксплуатации между регулярными повторными поверками? |
п. 9.9 |
|
|
||
40. |
Привязаны ли эталонные материалы к национальным или международным эталонным материалам? |
п. 9.10 |
|
|
||
41. |
Имеются ли в ЭО в целях обеспечения качества экспертных услуг методики для: |
п. 9.11 |
|
|
||
а) выбора квалифицированных поставщиков; |
||||||
b) выпуска соответствующих документов на покупку; |
||||||
с) контроля получаемых материалов; |
||||||
d) обеспечения подходящего складского оборудования |
п. 9.11 |
|
|
|||
42. |
Проводится ли в случае необходимости с соответствующими интервалами оценка состояния хранящихся на складе изделий? |
п. 9.12 |
|
|
||
43. |
Обеспечивается ли в ЭО в случае использования для экспертизы компьютеров или автоматизированного оборудования: |
п. 9.13 |
|
|
||
а) проверка программных средств, чтобы была гарантия их адекватности для использования; |
||||||
b) разработка и выполнение методик для защиты целостности данных; |
||||||
с) техническое обслуживание компьютера и автоматизированного оборудования для обеспечения их правильного функционирования; |
||||||
d) разработка и выполнение методик для обеспечения защиты данных |
||||||
44. |
Имеются ли в ЭО письменные процедуры для обращения с поврежденным оборудованием? |
п. 9.14 |
|
|
||
Исключено ли поврежденное оборудование из обслуживания путем выделения, четкого обозначения или маркировки? |
||||||
Анализирует ли ЭО влияние дефектов на предыдущие проверки (экспертизы)? |
||||||
45. |
Записана ли на оборудовании соответствующая информация, которая обычно включает идентификационные данные, данные о поверке и техническом обслуживании? |
п. 9.15 |
|
|
||
46. |
Использует ли ЭО для экспертизы методы и процедуры, установленные в требованиях международного стандарта ISO/IEC 17020:1998, относительно которых должно определяться соответствие? |
п. 10.1 |
|
|
||
47. |
Использует ли ЭО соответствующие письменные инструкции по планированию экспертизы и по стандартным методам выборки и экспертизы, для которых отсутствие таких инструкций могло бы понизить эффективность процесса экспертизы? |
п. 10.2 |
|
|
||
Для этого требуются достаточные знания статистических методов, чтобы обеспечить статистически достоверные процедуры выборочного контроля и правильную обработку и интерпретацию результатов |
||||||
48. |
При использовании ЭО нестандартные методов или процедур фиксируются ли они документально? |
п. 10.3 |
|
|
||
49. |
Поддерживаются ли на уровне современных требований и легкодоступны ли персоналу все инструкции, стандарты или письменно зафиксированные процедуры, ведомости выполняемых работ, перечни контрольных вопросов и справочные данные, необходимые для работы контролирующего органа? |
п. 10.4 |
|
|
||
50. |
Имеет ли ЭО систему контроля контрактов или рабочих заказов, обеспечивающую, чтобы: |
п. 10.5 |
|
|
||
а) принимаемая работа соответствовала его компетентности и организация имела соответствующие ресурсы для удовлетворения необходимых требований; |
||||||
b) требования заказчиков на услуги по проведению экспертизы были адекватно определены, а специальные условия понятны так, чтобы для персонала, выполняющего требуемые обязанности, можно было подготовить четкие инструкции; |
||||||
с) выполняемая работа контролировалась регулярными проверками и корректирующими действиями; |
||||||
d) законченная работа была проверена для подтверждения соответствия выдвинутым требованиям |
||||||
51. |
Фиксируются ли своевременно наблюдения и (или) данные, полученные в ходе экспертизы, чтобы предотвратить потерю информации? |
п. 10.6 |
|
|
||
52. |
Проводится ли соответствующая проверка всех вычислений и передачи данных? |
п. 10.7 |
|
|
||
53. |
Имеет ли ЭО письменные инструкции для безопасного проведения контроля? |
п. 10.8 |
|
|
||
54. |
Обеспечивает ли ЭО уникальную идентификацию образцов и изделий, подлежащих экспертизе, чтобы во всех случаях не возникала путаница относительно их идентичности? |
п. 11.1 |
|
|
||
55. |
Регистрируются ли любые явные отклонения от нормы, сообщенные эксперту или замеченные им до начала контроля? |
п. 11.2 |
|
|
||
Проводится ли консультация с клиентом до начала работы в случае каких-либо сомнений относительно пригодности изделия для предстоящей экспертизы или несоответствия изделия представленному описанию? |
||||||
56. |
Организована ли в ЭО работа по установлению того, что была выполнена вся необходимая подготовка для изделия или такая подготовка по запросу клиента проведена ЭО? |
п. 11.3 |
|
|
||
57. |
Имеет ли ЭО письменные процедуры и соответствующие технические средства во избежание повреждений или порчи контролируемых изделий, когда они находятся под ее ответственностью? |
п. 11.4 |
|
|
||
58. |
Ведет ли ЭО протокольную систему в соответствии с конкретными обстоятельствами и применяемыми правилами? |
п. 12.1 |
|
|
||
59. |
Включают ли протоколы (отчеты, заключения экспертизы) достаточно информации, чтобы можно было сделать удовлетворительную оценку экспертизы? |
п. 12.2 |
|
|
||
60. |
Обеспечено ли в ЭО надежное хранение протоколов (отчетов, заключений экспертизы) в течение установленного периода с обеспечением клиенту безопасности и конфиденциальности, если законом не предусмотрены иные требования? |
п. 12.3 |
|
|
||
61. |
Отражается ли работа, проведенная ЭО, в протоколе экспертизы (заключении экспертизы) и (или) сертификате экспертизы? |
п. 13.1 |
|
|
||
62. |
Включает ли протокол экспертизы (заключение экспертизы) все результаты проверок и определение соответствия, сделанное на основе этих результатов, а также всю информацию, необходимую для их понимания и интерпретации? Протоколируется ли вся эта информация правильно, точно и ясно? Если протокол контроля или сертификат контроля (заключение экспертизы) содержит результаты, представленные подрядчиками, идентифицируются ли эти результаты четко? |
п. 13.2 |
|
|
||
63. |
Подписываются ли или утверждаются иным способом протоколы контроля и сертификаты контроля (заключения экспертизы) только уполномоченные работники? |
п. 13.3 |
|
|
||
64. |
Регистрируются и подтверждаются ли согласно требованиям международного стандарта ISO/IEC 17020:1998 исправления или добавления к протоколу контроля или сертификату контроля (заключению экспертизы) после их выпуска? |
п. 13.4 |
|
|
||
65. |
Выполняет ли обычно ЭО экспертизу самостоятельно? |
п. 14.1 |
|
|
||
66. |
Гарантирует ли ЭО и в случае необходимости демонстрирует при передаче по договору части экспертизы, что его субподрядчик является компетентным для выполнения данной услуги и удовлетворяет критериям, установленным в соответствующем стандарте серии EN 45000? |
п. 14.2 |
|
|
||
Консультируется ли ЭО с клиентом о своем намерении передать часть экспертизы субподрядчику? |
||||||
Обеспечивается ли приемлемость субподрядчика для клиента? |
||||||
67. |
Записывает и сохраняет ли ЭО данные своего анализа компетентности и соответствия субподрядчиков? Ведет ли ЭО учет всех своих субдоговоров? |
п. 14.3 |
|
|
||
68. |
Имеется ли у ЭО доступ к квалифицированному и опытному лицу, которое может провести независимую оценку результатов субдоговорной деятельности? |
п. 14.4 |
|
|
||
69. |
Имеются ли в ЭО методики для работы с жалобами, получаемыми от клиентов или других сторон о деятельности ЭО? |
п. 15.1 |
|
|
||
70. |
Располагает ли ЭО письменными методиками для рассмотрения и разрешения апелляций относительно результатов экспертизы, проводимой официально назначенными представителями? |
п. 15.2 |
|
|
||
71. |
Ведется ли в ЭО учет всех жалоб, апелляций и предпринятых ответных действий? |
п. 15.3 |
|
|
||
72. |
Участвует ли ЭО в обмене опытом с другими ЭО и в соответствующих процессах стандартизации? |
|
|
|
||
АКТ1 _______________________________________________________________________________ (наименование организации-заявителя, юридический адрес, фактический адрес, по которому проводилась проверка) в качестве экспертной организации (ЭО) типа независимости (А, В, С)2 Единой системы оценки соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. Комиссия Органа по аккредитации - НТЦ «Промышленная безопасность» в составе: председатель ________________________________________________________________________________ (Ф.И.О. члена комиссии - ведущего эксперта по аккредитации) члены комиссии: ________________________________________________________________________________ (Ф.И.О. и должность члена комиссии) ________________________________________________________________________________ (Ф.И.О. и должность члена комиссии) провела оценку на месте __________________________________________________________ (наименование организации-заявителя) на соответствие требованиям ISO/IEC 17020:1998, СДА-01-2008, СДА-11-2008 в заявленной области аккредитации: ________________________________________________________________________________ (область аккредитации) 1 Возможны варианты: акт оценки на месте, акт инспекционного контроля или акт повторной оценки. 2 Выбрать нужное. При проверке установлено:
Особое мнение: _____________________________________________________________________________ Ф.И.О. и должности сотрудников экспертной организации, предоставивших информацию при проведении оценки: ________________________________________________________________________________ (Ф.И.О. сотрудника) ________________________________________________________________________________ (Ф.И.О. сотрудника) Дополнительная информация, использованная комиссией: отзывы организаций-заказчиков; отзывы федеральных органов исполнительной власти. Заключение комиссии: Вариант 1 (при установлении невозможности аккредитовать заявителя) 1. Организация-заявитель не может быть аккредитована в заявляемой области аккредитации1. 2. Комиссия рекомендует направить документы заявителя в Орган по аккредитации для принятия решения о прекращении процедуры аккредитации2. Вариант 2 (при установлении возможности аккредитовать заявителя после устранения несоответствий) 1. Организация-заявитель может быть аккредитована после устранения выявленных несоответствий3: _______________________________________________________________________________ (формулировка несоответствий, срок реализации корректирующих действий) 2. В случае устранения несоответствий, указанных в акте оценки на месте, рекомендовать направить документы в Комиссию по аккредитации для решения вопроса об аккредитации в следующей области аккредитации4: _______________________________________________________________________________ (область аккредитации) 1 В случае инспекционного контроля/повторной оценки: Аккредитация ЭО не может быть подтверждена/продлена. 2 В случае инспекционного контроля/повторной оценки: Комиссия рекомендует направить документы ЭО в Орган по аккредитации для принятия решения о приостановке или отмене аккредитации. 3 В случае инспекционного контроля/повторной оценки: Аккредитация ЭО может быть подтверждена/продлена после устранения несоответствий. 4 В случае инспекционного контроля настоящий пункт отсутствует. В случае повторной оценки: в случае устранения несоответствий, указанных в акте, рекомендовать направить документы в Орган по аккредитации для решения вопроса о продлении аккредитации в следующей области аккредитации. Вариант 3 (при установлении возможности аккредитовать заявителя и при отсутствии несоответствий). Рекомендовать направить документы в Комиссию по аккредитации для решения вопроса об аккредитации в следующей области аккредитации1: ________________________________________________________________________________ (область аккредитации) Члены комиссии: ________________________________________________________________________________ (Ф.И.О. и подпись члена комиссии - ведущего эксперта по аккредитации) ________________________________________________________________________________ (Ф.И.О. и подпись члена комиссии) ________________________________________________________________________________ (Ф.И.О. и подпись члена комиссии) Представитель проверяемой организации ________________________________________________________________________________ (Ф.И.О., должность и подпись представителя проверяемой организации) Ознакомлен: Представитель Органа по аккредитации __________________________________________
|
1 В случае инспекционного контроля/повторной оценки: рекомендовать направить документы в Орган по аккредитации для решения вопроса о подтверждении/продлении аккредитации в следующей области аккредитации.
Единая система оценки соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору Орган по аккредитации - НТЦ «Промышленная безопасность»
СВИДЕТЕЛЬСТВО ОБ АККРЕДИТАЦИИ № ЭО-ХХХХХ
________________________________________________________________________________
(наименование организации)
(_______________________________________________________________________________)
(краткое наименование организации)
________________________________________________________________________________
(юридический адрес)
(_______________________________________________________________________________)
(фактический адрес)1
Перечень филиалов и структурных подразделений, на которые распространяется действие настоящего свидетельства об аккредитации2:
|
|
|
|
Организация аккредитована в качестве экспертной организации типа3 в соответствии с ISO/IEC17020:1998 «Общие критерии работы различных типов контролирующих органов» и СДА-11-2008 «Требования к экспертным организациям».
1 Если организация имеет филиалы и (или) структурные подразделения, прошедшие аккредитацию, то данная строка не заполняется.
2 Заполняется, если есть филиалы и (или) структурные подразделения, прошедшие аккредитацию.
3 Указывается тип независимости: А, В, С.
Действительно с ___._____.___г.
до ___._____.___г.
Без
приложения недействительно
(приложение на ______ листе (ах))
м. п. |
Руководитель _____________/___________________/
|
Единая система оценки соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору Орган по аккредитации - НТЦ «Промышленная безопасность»
ПРИЛОЖЕНИЕ
от ___.______.____г.
к
свидетельству об аккредитации
№ ЭО-ХХХХХ
от ___.______.____г.
На _______ листе(ах) |
Лист ___ |
Область аккредитации1
Тип _______
№ п/п |
Наименование области аккредитации |
Нормативные документы |
|
|
|
|
|
|
____________________________2
м. п. |
Руководитель _____________/___________________/ |
1 Порядковый номер и формулировка согласно Перечню областей аккредитации, принятому решением бюро Наблюдательного совета от ___._____.___ № ___.
2 Указываются протокол заседания Комиссии по аккредитации № СДА-КА-ХХХ-ЭО(ХХХ) от ___._____.___ г. или решение Органа по аккредитации о продлении аккредитации № ___ от ___.______.___ г.
Договор № ______ Д/И-ЭО
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА1.1. Орган по аккредитации оказывает ЭО информационные услуги в соответствии с п. 2.1 настоящего договора, при этом ЭО, аккредитованная в Единой системе оценки соответствия на объектах, подконтрольных Ростехнадзору (ЕС ОС Ростехнадзора), для выполнения работ в соответствии с областью аккредитации принимает на себя обязательства в соответствии с п. 2.2 настоящего договора. Орган по аккредитации осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Единой системе оценки соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-03-21-2007) СДА-09-2008, СДА-01-2008. 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН2.1. Орган по аккредитации обязуется: 2.1.1. Оказывать аккредитованной ЭО информационные услуги. После подписания договора Орган по аккредитации обеспечивает доступ ЭО к информационному ресурсу, размещенному на Интернет-сайте www.safety.ru. 2.1.2. Своевременно предоставлять ЭО информацию об изменениях в документах, относящихся к ее деятельности в области аккредитации. 2.1.3. Проводить анализ полноты и соответствия установленным требованиям учетных данных, представленных ЭО. 2.1.4. Осуществлять сбор, анализ и обобщение предложений по совершенствованию деятельности в области аккредитации ЭО. 2.1.5. Осуществлять инспекционный контроль выполнения ЭО закрепленных за ней функций (по отдельному договору). 2.1.6. Обеспечивать конфиденциальность информации, полученной в результате сотрудничества с ЭО. 2.1.7. В течение 10 дней после окончания отчетного квартала составлять акт сдачи-приемки работ и направлять его ЭО. 2.2. ЭО обязуется: 2.2.1. Заявлять о возможности проведения работ и осуществлять деятельность в области оценки соответствия только в своей области аккредитации. 2.2.2. Обеспечивать объективность проведения работ в области аккредитации в соответствии с требованиями документов ЕС ОС Ростехнадзора. 2.2.3. Исключить использование прав, полученных при аккредитации, по истечении срока или приостановке действия, а также аннулировании свидетельства об аккредитации. 2.2.4. Предоставлять сведения обо всех связанных с деятельностью ЭО структурных и качественных изменениях, изменениях юридического адреса и платежных реквизитов. 2.2.5. В случае необходимости обеспечивать доступ сотрудников и представителей Органа по аккредитации для наблюдения за качеством проведения работ в области аккредитации. 2.2.6. Вести в соответствии с требованиями документов ЕС ОС Ростехнадзора учет: нормативных и методических документов в соответствии с областью аккредитации; всех жалоб и апелляций по результатам деятельности ЭО. 2.2.7. В течение пяти дней с момента получения подписать акт сдачи-приемки выполненных работ и направить его в Орган по аккредитации. В случае непредставления в указанный срок в Орган по аккредитации подписанного акта сдачи-приемки выполненных работ либо мотивированного отказа от приемки работ работы считаются выполненными надлежащим образом и принятыми ЭО. 3. СТОИМОСТЬ РАБОТ И ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ3.1. Экспертная организация ежеквартально оплачивает (с учетом НДС) Органу по аккредитации оказанные по настоящему договору услуги: в размере _____________________________________________________________________ (сумма в зависимости от количества областей аккредитации) 3.2. Оплата по настоящему договору производится в течение пяти дней со дня подписания акта сдачи-приемки работ обеими сторонами. 4. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРАНастоящий договор вступает в силу с момента выдачи свидетельства об аккредитации и заканчивается по окончании срока его действия. Настоящий договор может быть расторгнут досрочно в одностороннем порядке по обоснованным причинам со сроком уведомления другой стороны не менее чем за 15 дней до даты расторжения. Уведомление о расторжении настоящего договора направляется инициирующей стороной другой стороне с указанием причин и даты расторжения. Расторжение договора означает одновременное прекращение действия свидетельства об аккредитации. Свидетельство об аккредитации должно быть возвращено в Орган по аккредитации. 5. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ5.1. Все дополнения и изменения к договору оформляются соглашениями сторон. 5.2. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, по одному экземпляру для каждой из сторон. 6. РЕШЕНИЕ СПОРНЫХ ВОПРОСОВ6.1. Все споры и разногласия, возникающие между сторонами в ходе исполнения договора, будут разрешаться путем проведения переговоров. 6.2. В случае недостижения согласия в результате переговоров все споры и разногласия будут разрешаться в Арбитражном суде города _________ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 7. АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОНОрган по аккредитации: ____________________________________________________________________________ ИНН _______________________________________________________________________ Р/с _________________________________________________________________________ К/с _________________________________________________________________________ БИК ________________________________________________________________________ Экспертная организация: _____________________________________________________________________________ ИНН ________________________________________________________________________ Р/с __________________________________________________________________________ К/с __________________________________________________________________________ БИК _________________________________________________________________________
|
№ п/п |
Выявленные несоответствия |
Корректирующие действия |
Предупреждающие действия |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
Приложения:
1.
2.
Область экспертизы документации в части анализа риска опасных производственных объектов предназначена для аккредитации организаций и аттестации (сертификации) экспертов, специализирующихся на работах по анализу опасностей и оценке риска аварии.
К документации в части анализа риска опасных производственных объектов относятся документы, содержащие количественную или качественную (экспертную) оценку риска аварий, в том числе анализ безопасности с применением методов анализа опасностей и работоспособности (HAZOP), анализа видов и последствий отказов, а также оценку возможных последствий аварий.
К документации в части анализа риска относятся:
части (разделы) проектной документации на строительство опасных производственных объектов, в которых приводятся результаты анализа риска (в том числе оценки воздействия объекта на окружающую природную среду);
паспорта безопасности предприятий (опасных объектов), планы по ликвидации аварийных ситуаций и иные документы по анализу риска, выполненные по заказам органов исполнительной власти, предприятий, страховых компаний и (или) органов местного самоуправления.
Экспертизе документации в части анализа риска могут подлежать материалы, выполненные в соответствии с требованиями промышленной безопасности, регламентирующими необходимость проведения анализа (оценки) риска, в том числе материалы, выполненные в соответствии с положениями следующих документов:
нормативных правовых актов по декларированию промышленной безопасности: Порядка оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень сведений, включаемых в нее (РД-03-14-2005), утвержденный приказом Ростехнадзора от 29.11.05 № 839, зарегистрированным Минюстом России 17.01.06 г., регистрационный № 7375; Правил экспертизы декларации промышленной безопасности (ПБ 03-314-99), утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 07.09.99 № 65, зарегистрированным Минюстом России 01.10.99 г., регистрационный № 1920, с изменением № 1 [ПБИ 03-393(314)-00], утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 27.10.00 № 61, зарегистрированным Минюстом России 30.11.00 г., регистрационный № 2476;
постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.08 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»;
Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности (ПБ 08-624-03), утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.06.03 № 56, зарегистрированным Минюстом России 20.06.03 г., регистрационный № 4812;
Порядка разработки, согласования, утверждения и состава обоснования инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений (в части п. 4.3 СП 11-101-95);
Инструкции о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (в части п. 4.1.3 СНиП 11-01-95).
Порядка разработки и состава раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций проектов строительства» (СП 11-107-98), утвержденного МЧС России;
Методических указаний о порядке разработки плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) на химико-технологических объектах (РД 09-536-03), утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.04.03 № 14, зарегистрированным Минюстом России 25.04.03 г., регистрационный № 4453;
постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.00 № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» (включая «Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов»);
постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.02 № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» (включая «Порядок организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации»);
Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного приказом Госкомэкологии России от 16.05.00 № 372, зарегистрированным Минюстом России 04.07.00 г., регистрационный № 2302.
№ п/п |
№ пункта документа, в который внесены изменения |
Дата внесения изменения |
Содержание изменения |
Подпись лица, внесшего изменение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ