Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1070

О негосударственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий

На основании статьи 50 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение о проведении негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;

Правила аккредитации организаций на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

2. Установить, что аккредитация организаций на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий проводится Министерством регионального развития Российской Федерации. Реализация указанной функции осуществляется Министерством регионального развития Российской Федерации в пределах установленной Правительством Российской Федерации штатной численности работников его центрального аппарата и средств, предусмотренных на руководство и управление в установленной сфере деятельности.

3. Министерству регионального развития Российской Федерации в 3-месячный срок утвердить:

а) порядок ведения реестра организаций, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, и предоставления сведений, содержащихся в этом реестре;

б) форму свидетельства об аккредитации организации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

 

Председатель Правительства Российской Федерации                                В. Путин

 

Положение о проведении негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий

Правила аккредитации организаций на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий

Положение о проведении негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий

1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения негосударственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и (или) результатов инженерных изысканий для подготовки такой документации (далее соответственно - негосударственная экспертиза, проектная документация, результаты инженерных изысканий).

2. Негосударственная экспертиза проводится организациями, аккредитованными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (далее - экспертная организация), по инициативе застройщика, заказчика либо лица, осуществляющего на основании договора с застройщиком или заказчиком подготовку проектной документации или инженерные изыскания (далее - заявитель).

3. Объектом негосударственной экспертизы являются проектная документация в полном объеме или ее отдельные разделы, а также результаты инженерных изысканий.

4. Негосударственная экспертиза осуществляется на основании договора между заявителем и экспертной организацией, заключенного в соответствии с гражданским законодательством (далее - договор).

5. Негосударственная экспертиза может проводиться в отношении проектной документации и результатов инженерных изысканий любого объекта капитального строительства (отдельного этапа строительства, реконструкции, капитального ремонта), в том числе объекта капитального строительства, проектная документация которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит обязательной государственной экспертизе.

Вопрос о том, что направляется на негосударственную экспертизу (проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий), а также в каком объеме проектная документация подлежит проверке при проведении негосударственной экспертизы (в полном объеме, частично, если частично, то в какой части) и на предмет соответствия каким из предусмотренных пунктами 6 и 7 настоящего Положения требованиям подлежат проверке проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, определяется в договоре.

6. Предметом негосударственной экспертизы проектной документации является оценка соответствия проектной документации:

а) техническим регламентам (в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности);

б) результатам инженерных изысканий;

в) установленным (утвержденным, выбранным для расчета) сметным нормативам - в части оценки сметной документации, разработанной в составе проектной документации;

г) градостроительным регламентам;

д) градостроительному плану земельного участка;

е) национальным стандартам;

ж) стандартам организаций;

з) заданию на проектирование.

7. Предметом негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка их соответствия требованиям технических регламентов и заданию на проведение инженерных изысканий.

8. До вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территории, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений проводится проверка соответствия проектной документации и результатов инженерных изысканий требованиям законодательства и нормативным техническим документам в части, не противоречащей Федеральному закону "О техническом регулировании" и Градостроительному кодексу Российской Федерации.

9. Направление проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий для проведения негосударственной экспертизы не освобождает застройщика (заказчика) от обязанности направить указанные документы на государственную экспертизу, если обязательное проведение государственной экспертизы предусмотрено законодательством Российской Федерации.

10. Результатом негосударственной экспертизы является заключение, содержащее выводы:

о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации или ее разделов требованиям, указанным в пункте 5 настоящего Положения;

о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов и (или) заданию на проведение инженерных изысканий.

В заключении могут содержаться рекомендации по внесению изменений в проектную документацию и улучшению проектных решений.

11. Для проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в экспертную организацию представляются:

а) заявление о проведении негосударственной экспертизы, в котором указываются:

идентификационные сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество, реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, почтовый адрес места жительства заявителя - физического лица, полное наименование юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения заявителя - юридического лица, а в случае, если застройщик (заказчик) и заявитель не одно и то же лицо, - указанные сведения также в отношении заявителя;

идентификационные сведения об объекте капитального строительства, проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий в отношении которого представлены на негосударственную экспертизу (наименование объекта предполагаемого строительства (реконструкции, капитального ремонта), почтовый (строительный) адрес объекта капитального строительства, основные технико-экономические характеристики объекта капитального строительства);

предмет негосударственной экспертизы в соответствии с пунктами 6 и 7 настоящего Положения;

б) проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий в необходимом для проведения экспертизы объеме, который определяется в договоре;

в) копия задания на проектирование - при направлении на негосударственную экспертизу проектной документации или одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий;

г) копия задания на выполнение инженерных изысканий - при направлении на негосударственную экспертизу результатов инженерных изысканий или одновременно результатов инженерных изысканий и проектной документации;

д) документы, подтверждающие полномочия заявителя действовать от имени застройщика, заказчика (в случае, если заявитель не является заказчиком и (или) застройщиком), в которых полномочия на заключение, изменение, исполнение, расторжение договора должны быть оговорены специально;

е) расчеты конструктивных и технологических решений, используемых в проектной документации, а также материалы инженерных изысканий - в случае дополнительного истребования экспертной организацией.

12. Форма заключения негосударственной экспертизы устанавливается Министерством регионального развития Российской Федерации.

13. Заключение негосударственной экспертизы подписывается лицами, проводившими экспертизу, и утверждается руководителем экспертной организации.

14. Для проведения негосударственной экспертизы заявитель вправе обратиться в одну или несколько экспертных организаций по своему усмотрению. Заключения, подготовленные различными экспертными организациями, имеют одинаковую юридическую силу и могут использоваться заявителем по своему усмотрению, в том числе прилагаться к заявлению на получение разрешения на строительство.

Правила аккредитации организаций на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий

1. Настоящие Правила устанавливают порядок аккредитации организаций на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, которая проводится Министерством регионального развития Российской Федерации (далее соответственно - аккредитация, уполномоченный федеральный орган).

2. Организация может быть аккредитована:

а) на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации;

б) на право проведения негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий;

в) на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

3. Организация вправе проводить только те виды негосударственной экспертизы, в отношении которых такой организацией получена аккредитация.

4. Требованиями и условиями для проведения аккредитации организации являются:

а) на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации - наличие работников, имеющих высшее профессиональное образование в той области деятельности, в отношении результатов которой испрашивается аккредитация, и стаж работы не менее 5 лет в области проектирования зданий и сооружений либо не менее 3 лет в области государственной экспертизы проектной документации, или в области строительного контроля, или в области государственного строительного надзора;

б) на право проведения негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий - наличие работников, имеющих высшее профессиональное образование в области инженерно-геологических исследований и стаж работы в области инженерных изысканий для строительства не менее 5 лет или стаж работы в области государственной экспертизы результатов инженерных изысканий не менее 3 лет.

5. Для получения аккредитации организация представляет в уполномоченный федеральный орган непосредственно или по почте заказным письмом (с описью вложения) следующие документы:

а) заявление на получение аккредитации, в котором указываются виды негосударственной экспертизы, в отношении которых организация имеет намерение получить аккредитацию, и срок, на который испрашивается аккредитация;

б) копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

в) копии учредительных документов организации;

г) копии документов, подтверждающих наличие профессионального образования и стажа работы в соответствующих областях работников, требования к образованию и стажу работы которых предусмотрены пунктом 4 настоящих Правил.

6. Уполномоченный федеральный орган в течение 3 рабочих дней с даты получения документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, осуществляет проверку их комплектности и правильности заполнения. В случае представления не всех указанных документов и (или) несоответствия представленных документов предъявляемым к ним требованиям уполномоченный федеральный орган в течение 5 рабочих дней возвращает организации документы с указанием причин возврата.

7. Уполномоченный федеральный орган в течение 13 рабочих дней с даты получения документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, организует их рассмотрение и принимает решение об аккредитации или об отказе в аккредитации.

8. При принятии решения об аккредитации уполномоченный федеральный орган оформляет и выдает организации свидетельство об аккредитации в течение 5 рабочих дней с даты принятия такого решения. Свидетельство об аккредитации выдается на 5 лет, если в заявлении на получение аккредитации не указан меньший срок.

Форма свидетельства об аккредитации утверждается уполномоченным федеральным органом.

9. Решение об отказе в аккредитации принимается уполномоченным федеральным органом в случае:

наличия в представленных документах недостоверных сведений;

несоответствия организации требованиям и условиям, предусмотренным пунктом 4 настоящих Правил.

Решение об отказе в аккредитации принимается и доводится до сведения организации в сроки, установленные пунктами 7 и 8 настоящих Правил.

10. Организация вправе повторно представить документы в уполномоченный федеральный орган после устранения причин, в связи с которыми ей было отказано в аккредитации.

11. Аккредитация организации может быть приостановлена или аннулирована.

12. Аккредитация приостанавливается уполномоченным федеральным органом в случае:

а) необоснованного отказа от проведения негосударственной экспертизы;

б) наличия сведений (информации) из органов, осуществляющих контроль (надзор) за деятельностью аккредитованной организации, о нарушениях, допущенных этой организацией в сфере полученной аккредитации;

в) наличия жалоб, нашедших подтверждение при проведении проверок уполномоченным федеральным органом;

г) выявления несоответствия аккредитованной организации требованиям и условиям, предусмотренным пунктом 4 настоящих Правил.

13. В случае выявления нарушений, предусмотренных пунктом 12 настоящих Правил, уполномоченный федеральный орган устанавливает срок для их устранения или устранения причин, вызвавших указанные нарушения, во время которого приостанавливается действие аккредитации. Срок приостановления аккредитации не может превышать 1 месяц. В этот период проведение организацией негосударственной экспертизы не допускается.

14. Организация, аккредитация которой приостановлена, в письменной форме уведомляет уполномоченный федеральный орган об устранении нарушений, повлекших приостановление аккредитации, и представляет документы, подтверждающие устранение нарушений.

15. Уполномоченный федеральный орган в течение 10 рабочих дней с даты получения уведомления об устранении нарушений проводит проверку их устранения, принимает решение о возобновлении действия аккредитации либо об аннулировании аккредитации и в течение 5 рабочих дней сообщает организации в письменной форме о принятом решении.

Срок аккредитации не продлевается на время ее приостановления.

16. Аккредитация аннулируется уполномоченным федеральным органом в случае:

а) ликвидации либо прекращения деятельности аккредитованной организации;

б) письменного обращения организации об аннулировании аккредитации;

в) неустранения в установленный уполномоченным федеральным органом срок нарушений, повлекших за собой приостановление аккредитации;

г) причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц вследствие ошибок, допущенных при подготовке проектной документации или проведении инженерных изысканий при наличии положительного заключения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

17. В случае аннулирования аккредитации повторное обращение организации в уполномоченный федеральный орган за получением аккредитации возможно не ранее чем через 1 год после аннулирования аккредитации.

18. Уполномоченный федеральный орган в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения об аннулировании аккредитации уведомляет об этом организацию в письменной форме с указанием оснований, предусмотренных пунктом 16 настоящих Правил.

19. Организация, в отношении которой принято решение о приостановлении действия аккредитации или об аннулировании аккредитации, вправе обжаловать такое решение в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

20. Уполномоченный федеральный орган формирует и ведет реестр аккредитованных организаций, а также обеспечивает размещение содержащихся в реестре сведений, не имеющих конфиденциального характера, в сети Интернет.

21. Плата за аккредитацию, в том числе за выдачу свидетельства об аккредитации, не взимается.

22. В случае утраты (порчи) свидетельства об аккредитации уполномоченный федеральный орган выдает его дубликат на основании письменного заявления организации в течение 10 дней с даты получения заявления.