В связи с тем, что в Министерство регионального развития Российской Федерации продолжают поступать вопросы, связанные с разъяснением порядка аккредитации экспертных организаций для проведения независимой экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы, услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг, сообщается следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органам местного самоуправления предоставлено право привлекать соответствующие организации для проведения экспертизы обоснованности проектов производственных программ, проверки обоснованности расчета соответствующих им тарифов, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса.
Федеральный закон N 210-ФЗ не предъявляет каких-либо требований по наличию у таких организаций аккредитаций или специальных лицензий на право проведения работ по проверке обоснованности тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, определен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 128-ФЗ). Федеральный закон N 128-ФЗ не относит к лицензируемым видам деятельности проведение экспертизы обоснованности проектов производственных программ, проверки обоснованности расчета соответствующих им тарифов, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса.
Статьей 11 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ) установлены требования к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов. В соответствии с пунктом 1 указанной статьи установлено, что участники размещения заказа должны соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Пунктом 4 этой же статьи установлено, что кроме указанных в частях 1 - 3 этой статьи требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Следовательно, установление требования наличия у организации аккредитации или лицензии на проведение экспертизы обоснованности проектов производственных программ, проверки обоснованности расчета соответствующих им тарифов, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса противоречит Федеральным законам N 94-ФЗ, N 128-ФЗ, N 210-ФЗ.
Также следует отметить, что в связи с отказом Министерства юстиции Российской Федерации в государственной регистрации Постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 15 апреля 1999 г. N 24 "Об утверждении Порядка аккредитации при Госстрое России экспертных организаций для проведения независимой экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы, услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг" (письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 24 ноября 2005 г. N 01/9065-ВЯ), приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 5 июля 2006 г. N 78 указанное постановление было отменено.
С.И. Круглик