Приказ Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 18 марта 2009 г. N 169
Об утверждении и введении в действие руководства по безопасности "Методика оценки уровня культуры безопасности на предприятиях ядерного топливного цикла"
Приказываю:
Утвердить и ввести в действие с 1 марта 2009 г. прилагаемое руководство по безопасности "Методика оценки уровня культуры безопасности на предприятиях ядерного топливного цикла" (РБ 047-08).
Руководитель Н.Г. Кутьин
Руководство по безопасности РБ 047-08
"Методика оценки уровня культуры безопасности на предприятиях ядерного топливного
цикла"
Москва, 2009 г.
ASCOT - группа МАГАТЭ по оценке культуры безопасности в организациях
INSAG - международная консультативная группа по ядерной безопасности МАГАТЭ
ОЯТЦ - объект ядерного топливного цикла
N - количество показателей индикаторов культуры безопасности
ЯТЦ - ядерный топливный цикл
1.1. Руководство по безопасности "Методика оценки уровня культуры безопасности на предприятиях ядерного топливного цикла" (далее - руководство) содержит рекомендации по оценке уровня культуры безопасности на предприятиях ядерного топливного цикла и не является нормативным правовым актом.
1.2. Руководство разработано в соответствии с методологией МАГАТЭ по оценке культуры безопасности, представленной в документах групп INSAG и ASCOT и основано на положениях пунктов 3.15, 3.16, 3.17 Федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Общие положения обеспечения безопасности объектов ядерного топливного цикла", утвержденных постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 2 декабря 2005 г. N 11 (зарегистрировано в Минюсте России 1 февраля 2006 г. регистрационный N 7433).
1.3. Руководство может применяться для проведения внутреннего анализа состояния культуры безопасности при эксплуатации ОЯТЦ специалистами предприятий ЯТЦ, специалистами эксплуатирующих организаций, а также для оценки состояния культуры безопасности на предприятиях ЯТЦ специалистами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор).
2.1. Под культурой безопасности понимается квалификационная и психологическая подготовленность персонала в области безопасности на предприятиях ядерного топливного цикла. Обеспечение безопасности ОЯТЦ - приоритетная цель и внутренняя потребность на предприятиях ЯТЦ. Введение культуры безопасности способствует повышению уровня дисциплины персонала и самоконтролю при выполнении работ.
2.2. На ОЯТЦ формирование и поддержание (повышение) культуры безопасности следует осуществлять с учетом результатов оценки достигнутого уровня культуры безопасности.
2.3. Оценку достигнутого уровня культуры безопасности рекомендуется проводить за определенный период времени (например, за время, прошедшее после предыдущей оценки, календарный год) с учетом результатов анализа опыта эксплуатации ОЯТЦ, включающего анализ непосредственных и коренных причин нарушений в работе ОЯТЦ и экспертный анализ индикаторов культуры безопасности.
2.4. При оценке уровня культуры безопасности нужно учитывать результаты самооценки культуры безопасности персоналом на ОЯТЦ и/или оценки эксплуатирующей организации, а также результаты внутренних и внешних проверок и инспекций, обходов подразделений ОЯТЦ и др.
2.5. Оценку достигнутого уровня культуры безопасности следует выполнять на плановой основе, а также в случаях:
1) существенного изменения требований к безопасности, обусловленных введением в действие новых нормативных документов;
2) решения руководства эксплуатирующей организации;
3) выявления существенных нарушений безопасности в результате внутренних и внешних проверок и инспекций.
При низкой и неудовлетворительной оценке уровня культуры безопасности его повторную оценку необходимо проводить не позже чем через полгода.
В качестве показателей культуры безопасности рекомендуется устанавливать количество нарушений, произошедших за рассматриваемый период времени в работе ОЯТЦ и подлежащих расследованию и учету в соответствии с порядком, который установлен федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, нарушения, приведшие к авариям на ОЯТЦ и квалифицированные по категориям нарушений П1-П5, за исключением тех, которые связаны с отказами оборудования из-за некачественного изготовления по вине заводов-изготовителей.
К индикаторам культуры безопасности относятся факторы, учитывающие все многообразие элементов деятельности ОЯТЦ, связанной с эксплуатацией и выводом из эксплуатации ОЯТЦ, основными направлениями которой являются:
1) деятельность персонала в процессе эксплуатации и вывода из эксплуатации, работа с персоналом;
2) работа по совершенствованию систем безопасности;
3) выполнение мероприятий по обеспечению безопасности в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии;
4) выполнение установленных федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии требований по обеспечению необходимого ресурса и безаварийной работы оборудования;
5) непревышение установленных уровней облучения персонала;
6) отсутствие радиоактивного загрязнения производственных помещений и территорий сверх установленных норм;
7) непревышение установленных уровней радиоактивных выбросов и сбросов.
Индикаторы культуры безопасности следует устанавливать с учетом состояния конкретных ОЯТЦ, структуры управления, условий эксплуатации, специфики выполняемых работ и предоставляемых услуг, результатов анализа причин нарушений в работе ОЯТЦ.
Рекомендуемые индикаторы культуры безопасности, которые могут быть использованы при оценке культуры безопасности на ОЯТЦ при их эксплуатации, приведены в приложении к настоящему Руководству. Они требуют постоянного уточнения и адаптации для конкретных производств, различающихся структурой управления и условиями эксплуатации. Перечень индикаторов культуры безопасности, приведенный ниже, может дополняться и изменяться по усмотрению экспертов для наиболее полного понимания состояния культуры безопасности.
Анализ проводится экспертами путем документальной проверки и специального опроса персонала с целью качественной субъективной оценки деятельности персонала всех уровней для последующей разработки мероприятий по повышению культуры безопасности.
Рабочая группа экспертов должна оценить каждый из общего N в пределах от 0 до 1, при этом, чем больше выявлено недостатков, тем ближе оцениваемая величина индикатора должна приближаться к единице.
3.3.1. Уровень культуры безопасности на ОЯТЦ рекомендуется оценивать следующим образом:
1) высокий уровень культуры безопасности: отсутствие нарушений категорий П1-П5, подлежащих расследованию и учету в работе ОЯТЦ, и суммарная оценка всех индикаторов культуры безопасности меньше 0,1´N;
2) удовлетворительный уровень культуры безопасности: отсутствие нарушений или наличие не более одного нарушения категорий П1-П5, подлежащих расследованию и учету в работе ОЯТЦ, и суммарная оценка всех индикаторов культуры безопасности находится в диапазоне от 0,1´N до 0,3´N;
3) низкий уровень культуры безопасности: имеется не более двух нарушений категории П1-П5, подлежащих расследованию и учету в работе ОЯТЦ, и/или суммарная оценка всех индикаторов культуры безопасности больше 0,3´N, но не превышает 0,5´N;
4) неудовлетворительный уровень культуры безопасности: имеется хотя бы одно нарушение, квалифицированное как "авария", или имеется более двух нарушений категории П1-П5, подлежащих расследованию и учету в работе ОЯТЦ, и/или суммарная оценка всех индикаторов культуры безопасности превышает 0,5´N.
3.3.2. По результатам оценки уровня культуры безопасности составляется отчет, содержащий анализ наметившихся негативных тенденций, снижающих уровень культуры безопасности, для разработки мер, направленных на повышение культуры безопасности путем улучшения тех показателей и индикаторов культуры безопасности, которые в настоящее время не достигли высокого уровня.
3.3.3. При низком или неудовлетворительном уровне культуры безопасности следует уведомить об этом руководство вышестоящей организации и соответствующий орган Ростехнадзора.
3.3.4. Если на предприятии не организована работа по обеспечению культуры безопасности, необходимо в соответствии с рекомендациями МАГАТЭ предпринять следующие шаги:
1) сформировать рабочие группы по улучшению культуры безопасности;
2) изучить передовой международный опыт в области культуры безопасности;
3) разработать процесс и процедуры по самооценке культуры безопасности, включая выбор индикаторов состояния;
4) провести "пилотную" самооценку и корректировку метода проведения самооценки по ее результатам;
5) провести первичную самооценку текущего состояния культуры безопасности, анализ данных и представление результатов;
6) разработать программы мероприятий по улучшению культуры безопасности на основе результатов самооценки;
7) внедрить программы мероприятий по улучшению культуры безопасности;
8) провести проверку состояния культуры безопасности независимыми экспертами для контроля эффективности программы улучшения культуры безопасности.
(рекомендуемое)
Индикаторы культуры безопасности по заявлению о политике в области безопасности
1) Заявление о политике в области безопасности эксплуатирующей организации определяет приоритет безопасности во всей деятельности на ОЯТЦ.
2) Заявление о политике в области безопасности доведено до сведения всего персонала, включая персонал подрядных организаций, таким образом, чтобы эта политика была понята и применялась на практике.
3) Адекватность и статус выполнения политики в области безопасности оценивается на регулярной основе.
Индикаторы культуры безопасности на уровне руководства эксплуатирующей организации, предприятия ЯТЦ
1) Распределение ответственности, полномочия и направления взаимодействия строго установлены и документированы для всего персонала, отвечающего за вопросы, влияющие на безопасность.
2) Регулярно проводятся совещания, посвященные вопросам безопасности.
3) Функционирует система разработки, ввода в действие и пересмотра документации, персонального ознакомления персонала с документацией.
4) Требования нормативной документации выполняются.
5) Имеются инструкции для выполнения и контроля всех работ, связанных с безопасностью.
6) Система привлечения подрядных организаций обеспечивает качество осуществляемой ими деятельности.
7) Существует положительная обратная связь с персоналом по поводу ответных действий руководства эксплуатирующей организации, ОЯТЦ на вопросы безопасности.
8) Применяется система санкций и поощрений за нарушения и соблюдение требований к безопасности.
9) Руководителями систематически проводятся обходы рабочих мест, их результаты документируются и анализируются вышестоящим руководством.
Индикаторы культуры безопасности по персоналу
Подбор персонала и его компетенция
1) Количество персонала, необходимое для безопасной эксплуатации ОЯТЦ, и его компетентность постоянно анализируется и подтверждается документально.
2) Изменения в количестве персонала, которые могут влиять на безопасность, обосновываются, планируются и подвергаются оценке после выполнения.
3) На предприятии ЯТЦ определены и документально подтверждены необходимые требования, предъявляемые к квалификации персонала.
4) Персонал, выполняющий обязанности, связанные с безопасностью, включая персонал подрядных организаций, подготовлен, аттестован и допущен к самостоятельной работе в установленном порядке.
5) Для каждого работника, выполняющего обязанности, связанные с безопасностью, организована и поддерживается необходимая система учета подготовки, допуска к самостоятельной работе и повышения квалификации, а также документирования оценки соответствия квалификации работника установленным требованиям.
6) Персонал, аттестованный для работы на должностях, связанных с безопасностью, регулярно проходит медицинское обследование для того, чтобы убедиться, что он может соответствовать выполняемым обязанностям и возложенной на него ответственности.
Подготовка, допуск к самостоятельной работе и поддержание/повышение квалификации
1) Применяется системный подход к подготовке, допуску к самостоятельной работе и поддержанию/повышению квалификации персонала, обеспечивающий необходимую логическую последовательность, начиная от определения уровня компетентности работника, требуемого для выполнения конкретной работы, разработки и внедрения индивидуальных программ подготовки и последующей оценки этой подготовки.
2) Для всего персонала, выполняющего работы, влияющие на безопасность, разработаны программы подготовки, которые включают вопросы по следующим проблемам:
- ядерной, радиационной, технической безопасности;
- культуры безопасности;
- техники безопасности;
- отработки действий персонала при отклонениях от нормальной эксплуатации (включая аварии);
- обеспечения качества;
- учета опыта прежних ошибок и аварий;
- ввода в действие/изменением нормативных и технических документов;
- модификации ОЯТЦ и эксплуатационных процедур;
- реализации принципов самопроверки и способности выполнять работу безукоризненно с первого раза.
3) Программы подготовки предусматривают отработку практических навыков эксплуатации ОЯТЦ с использованием технических средств обучения, допущенных к применению в установленном порядке.
4) Персонал участвует в обучении в качестве инструкторов.
Нагрузка на персонал
Привлечение персонала к сверхурочным работам подтверждается документально, а периодичность проведения этих работ анализируется.
Административная работа не мешает выполнению обязанностей по безопасному ведению технологического процесса на ОЯТЦ.