МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ СССР |
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЕТРОПОЛИТЕНОВ |
ПРАВИЛА ПРОХОДА (ПРОЕЗДА) В ТОННЕЛЬ И НА НАЗЕМНЫЙ УЧАСТОК МЕТРОПОЛИТЕНА
Согласовано: |
Утверждено: |
Постановлением Президиума ЦК |
Начальник |
профсоюза рабочих железнодорожного |
Главного управления |
транспорта и транспортного |
метрополитенов |
строительства № 3513 от 22.09.89 |
В. Я. Пахомов |
|
08. 01. 90 |
Ц Метро - 3
МОСКВА "ТРАНСПОРТ" 1990
Содержание
1.1. Настоящие правила устанавливают требования по обеспечению техники безопасности и соблюдению порядка при проходе (проезде) в тоннель и на наземный участок метрополитена в период движения электропоездов, при наличии напряжения на контактном рельсе и его отсутствии в ночное время.
1.2. Пребывание людей в тоннелях и на наземных участках во время движения электропоездов и при наличии напряжения на контактном рельсе ЗАПРЕЩЕНО, за исключением случаев, изложенных в разделе 2 настоящих Правил.
1.3. Требования настоящих Правил обязательны для всех работников метрополитенов и других организаций, находящихся в действующих тоннелях и на наземных участках для выполнения работ и других заданий.
1.4. Правила должны изучаться в полном объеме работниками, имеющими пропуска, выданные установленным порядком. Проверка знаний настоящих Правил проводится в установленные сроки комиссиями, проверяющими знания Правил технической эксплуатации метрополитенов Союза ССР, Инструкции по сигнализации на метрополитенах Союза ССР, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на метрополитенах Союза ССР, правил и инструкций по охране труда.
1.5. Настоящие Правила при наличии на метрополитене устройств автоматического контроля прохода в тоннель (УКПТ) и системы управления работой станций с применением телевидения (СУРСТ) дополняются соответствующей инструкцией, утвержденной начальником метрополитена.
1.6. Порядок входа (выхода), прохода на территории парковых и деповских путей устанавливается инструкцией, составленной начальником службы подвижного состава с учетом местных условий, согласованной с начальниками заинтересованных служб, с техническим инспектором ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства на метрополитене и утвержденной начальником
1.7. Работники, нарушившие Правила, привлекаются к установленной законодательством ответственности.
2.1. В тоннели или на наземные участки метрополитена во время движения электропоездов и при наличии напряжения на контактном рельсе допускаются работники метрополитена. Управления (Отдела) Внутренних дел по охране метрополитена, отдела военизированной пожарной охраны метрополитена для выполнения работ:
2.1.1. По устранению неисправностей, угрожающих безопасности движения поездов или вызвавших нарушение нормальной работы метрополитена, при любых размерах движения (приложение 1);
2.1.2. Предусмотренных технологическими процессами при размерах движения 30 и менее пар поездов в час и при наличии пропуска со штампом в тоннель под напряжением и наряда (приложение 2). Право на выдачу наряда на допуск в тоннель и на наземный участок имеют руководители метрополитена, служб, дистанций, электродепо, а также лица, определенные приказами этих руководителей. Наряд составляется в одном экземпляре и действителен на срок не более семи суток с момента выдачи.
Перечень объектов, на которые разрешается проход (проезд) для выполнения работ, предусмотренных технологическим процессом, составляется по образцу (приложение 3) начальниками служб и утверждается начальником метрополитена по согласованию с техническим инспектором ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства на метрополитене.
2.2. Пребывание работников во время движения электропоездов в тоннелях стесненного габарита приближения строений и негабаритных местах между оборудованием и ближайшим ходовым рельсом ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
Перечень перегонов с тоннелями стесненного габарита приближения строений составляется по образцу (приложение 4) начальником службы тоннельных сооружений (пути и тоннельных сооружений) и утверждается начальником метрополитена с учетом местных особенностей.
2.3. В случаях, предусмотренных приложением 1 настоящих Правил:
2.3.1. Проход (проезд) работников метрополитена в тоннели и на наземные участки производится по пропускам без нарядов и независимо от размеров движения.
2.3.2. Пропуск в тоннели, на электроподстанции и в выработки, а также на наземные участки работников аварийных и спасательных служб МПС, Минтрансстроя и городских организаций (пожарная охрана, горноспасательные команды, милиция, горгаз, горводопровод, горэнерго и т.п.) во время движения электропоездов или при наличии напряжения на контактном рельсе осуществляется дежурным по станции без пропусков по указанию поездного диспетчера, переданному на основании устной заявки работника метрополитена по должности не ниже заместителя начальника дистанции, старшего электромеханика (старшего мастера) СТП или ПВС или ответственного дежурного соответствующей службы.
Проход осуществляется в сопровождении работника соответствующей службы метрополитена, имеющего постоянный пропуск со штампом, дающим право прохода в тоннель и на наземный участок во время движения электропоездов или при наличии напряжения на контактном рельсе, который должен контролировать выполнение сопровождаемыми лицами требований настоящих Правил и инструкций по охране труда.
2.4. Проход работников метрополитена по тоннелям и наземным участкам и нахождение там для выполнения работ или других заданий во время движения электропоездов допускается при обязательном устном или письменном предупреждении в соответствии с п.18.33 ПТЭ машиниста каждого электропоезда о необходимости вести поезд с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться, если возникнет в этом необходимость.
Одновременный пропуск работников в тоннель и на наземный участок во время движения электропоездов или при наличии напряжения на контактном рельсе разрешается группами от двух до пяти человек. При этом интервал между группами должен быть не менее интервала между поездами.
Как исключение, разрешается проход в тоннель и на наземный участок в одно лицо: дежурному по станции для установки сигнала остановки после прекращения движения поездов при наличии напряжения на контактном рельсе, машинисту электропоезда, машинисту-инструктору для принятия состава из ночного отстоя либо выхода из тоннеля или с наземного участка после расстановки составов на ночной отстой.
Выполнение таких работ, как перевод стрелок вручную, запирание стрелки на закладку, требующих выхода на путь одного дежурного по станции, оператора поста централизации, электромеханика СЦБ, дорожного мастера, разрешается только после закрытия светофоров, ограждающих эту стрелку.
2.5. Работники метрополитена и другие работники, направляющиеся в тоннель и на наземный участок метрополитена, должны предъявить дежурному по станции пропуск, выданный установленным порядком, а в случаях, предусмотренных п. 2.1.2. настоящих Правил, - и наряд (см. приложение 2) и сообщить причину прохода на объект, о чем дежурный по станции докладывает поездному диспетчеру.
2.6. Дежурный по станции, уведомив поездного диспетчера по поездной диспетчерской связи о предстоящем пропуске работников в тоннель и на наземный участок для выполнения работ по технологическому процессу, а в экстренных случаях (см. приложение 1), получив от него указание на пропуск работников в тоннель или на наземный участок:
2.6.1. Включает рабочее и аварийное освещение перегона, сообщает дежурному смежной станции лично или через поездного диспетчера о необходимости включения им соответствующего освещения.
2.6.2. Делает отметки в наряде на допуск в тоннель и на наземный участок. Наряд оставляет у себя.
2.6.3. Делает запись в Книге учета прохода (проезда) работников в тоннель (приложение 5).
2.6.4. Отпирает торцовую дверь для прохода работников в тоннель или на наземный участок или, по указанию поездного диспетчера, организует посадку их в поезд.
2.6.5. В экстренных случаях (см. приложение 1) пропускает работников в тоннель, оставив у себя пропуска для последующей регистрации и возврата работникам при выходе из тоннеля.
2.6.6. Пропускает работников УВД (ОВД) по охране метрополитена по служебным удостоверениям, не оставляя их у себя.
2.6.7. Сообщает поездному диспетчеру о проходе (проезде) работников в тоннель или на наземный участок.
2.6.8. Выдает предупреждения по приказу поездного диспетчера.
2.7. На объекты, расположенные на расстоянии до 60 м от торцовой двери станции, разрешается проход пешком.
2.8. На объекты, расположенные на расстоянии более 60 м от торцовой двери станции, работники должны доставляться и вывозиться на электропоездах.
При этом высадка работников из поезда в тоннель и посадка в поезд должны производиться через дверь кабины машиниста головного вагона в местах токораздела или в сторону, противоположную контактному рельсу, а при наличии банкетки, ниши, мостика или другого удобного и безопасного места - через вторую или третью разблокированную дверь пассажирского салона первого вагона.
После посадки или высадки старший группы, убедившись в отходе работников в безопасное место, дает машинисту сигнал привести поезд в движение. Извещение о месте предстоящей высадки работников в тоннеле машинисту поезда передается поездным диспетчером или дежурным по станции. В исключительных случаях, когда работники следуют на электропоезде для устранения неисправностей, старший группы указывает машинисту место предстоящей высадки.
2.9. Заезд и выезд работников пунктов технического обслуживания, находящихся в тоннелях, производятся без наряда только на поезде в головном вагоне при наличии у каждого работника пропуска установленной формы.
Порядок заезда на пункт технического обслуживания устанавливает начальник метрополитена, исходя из местных условий.
3.1. При необходимости покинуть тоннель один из работников по указанию старшего группы должен сообщить об этом поездному диспетчеру по ближайшему телефону тоннельной связи с просьбой о вывозе на станцию.
Поездной диспетчер на основании этой заявки дает указание машинисту электропоезда через дежурного по станции или по поездной радиосвязи о вывозе работников из тоннеля или с наземного участка, а дежурному по станции - о включении рабочего освещения в тоннеле в случае, если оно было выключено на время производства работ на объектах, расположенных в притоннельных сооружениях.
3.2. После выхода всей группы из тоннеля или с наземного участка старший группы обязан закрыть за собой торцовую дверь (на замок) и привести всю группу к дежурному по станции для регистрации выхода и получения наряда, сообщив ему, на какой станции они входили. Наряд с истекшим сроком остается у дежурного по станции.
Дежурный по станции, где группа зарегистрировала свой выход, обязан сообщить об этом дежурному по станции, с которой эти работники были допущены в тоннель или на наземный участок, о чем в Книге учета прохода (проезда) работников в тоннель обеих станций должны быть сделаны соответствующие записи.
3.3. Дежурный по станции, откуда был осуществлен проход (проезд) в тоннель или на наземный участок, сообщает поездному диспетчеру о выходе (выезде) работников из тоннеля или с наземного участка.
3.4. При сдаче дежурства дежурный по станции обязан передать по смене сведения о наличии работников в тоннеле или на наземном участке на основании записи в Книге учета прохода (проезда) работников в тоннель.
3.5. Наряды с истекшим сроком действия на допуск в тоннель и на наземный участок хранятся у дежурного по станции в течение одного месяца со дня окончания действия наряда, после чего уничтожаются начальником станции.
3.6. На время расстановки составов на ночной отстой дежурный по станции обязан включить рабочее и аварийное освещение на всем участке расстановки и по пути локомотивных бригад на станцию.
4.1. После закрытия станции на выход работник УВД (ОВД) по охране метрополитена, несущий дежурство на этой станции, проверяет пропуска и служебные удостоверения у всех лиц, находящихся на станции. Лица, не имеющие указанных документов, удаляются со станции.
4.2. После снятия напряжения с контактного рельса входить в тоннель и на наземный участок имеют право только работники, имеющие пропуска со штампом "Тоннель", после регистрации в Книге учета прохода (проезда) работников в тоннель, находящейся в помещении дежурного по станции. Порядок регистрации работников, входящих в тоннель и на наземный участок в ночное время при отсутствии напряжения на контактном рельсе и выходящих из тоннеля и с наземного участка перед началом движения электропоездов, устанавливается начальником метрополитена.
5.1. Работники, производившие в ночное время работы в тоннелях и на наземных участках линий, должны выйти на станцию до времени подачи второго предупредительного сигнала о подаче напряжения на контактный рельс. Ответственными за своевременный выход работников из тоннеля являются руководители работ.
5.2. Если работники не успели выйти на станцию до второго предупредительного сигнала, то старший из них по должности должен сообщить об этом поездному диспетчеру.
Поездной диспетчер дает указание дежурным по смежным станциям, ограничивающим перегон, где находятся люди, оставить включенным рабочее и аварийное освещение до выхода работников на станцию.
5.3. После выхода из тоннеля и с наземного участка руководитель группы или работник метрополитена, осуществляющий технический надзор за работой посторонней организации, должен прибыть в помещение к дежурному по станции для записи в Книге учета прохода (проезда) работников в тоннель фамилий вышедших из тоннеля работников.
5.4. Если группа или отдельный работник вышли на другой станции, то старший группы или отдельный работник должны доложить о выходе дежурному этой станции и поставить в известность дежурного по станции, где производился проход в тоннель или на наземный участок. В этом случае при получении сообщения о выходе работников с перегона на другую станцию или через рампу дежурные этих станций делают отметку о выходе в Книге учета прохода (проезда) работников в тоннель с указанием фамилий вышедших.
5.5. После подачи второго предупредительного сигнала дежурный по станции, проверив регистрацию выхода из тоннеля и с наземного участка в Книге учета прохода (проезда) работников в тоннель, сообщает результат проверки поездному диспетчеру.
5.6. При отсутствии подтверждения о выходе всех людей из тоннеля или с наземного участка дежурный по станции по указанию поездного диспетчера принимает меры совместно с руководителями работ и хозяйственных подразделений для розыска невышедших работников, привлекая в необходимых случаях работников других служб и УВД (ОВД) по охране метрополитена.
В этом случае проход в тоннель и на наземный участок оформляется порядком, установленным в разделе 2 настоящих Правил.
Поездной диспетчер, получив сообщение о невыходе работника из тоннеля или с наземного участка, немедленно ставит в известность ответственного дежурного подразделения, в котором работает данный работник; дает указание дежурным по станции оставить включенным рабочее и аварийное освещение и до окончания поиска невышедших работников выдавать на поезда, следующие по обоим путям, письменные предупреждения.
6.1. Проход (проезд) работников метрополитена в тоннель и на наземный участок и пребывание там разрешаются только в сигнальных жилетах и при наличии сигнальных фонарей или флагов.
6.2. Для руководителей вышестоящих организаций, метрополитена, служб и дистанций на каждой станции должно быть по четыре сигнальных жилета и четыре сигнальных фонаря (на наземных станциях дополнительно по четыре сигнальных красных и желтых флага).
6.3. При проходе (проезда) работников по тоннелям, а также по наземным участкам (при плохой видимости) для выполнения работ дежурные по смежным станциям должны включить рабочее и аварийное освещение тоннелей, что свидетельствует о присутствии людей в тоннеле.
6.4. Отключение освещения, включенного на период прохода (проезда) и производства работ, осуществляется дежурными по станции по указанию поездного диспетчера на основании сообщения об окончании работ и выходе всех работников на станцию.
6.5. Требования техники безопасности при выполнении конкретных работ в тоннеле и на наземном участке по технологическому процессу или в случаях, предусмотренных приложением 1 настоящих Правил, должны быть изложены в местных инструкциях, действующих по каждому предприятию.
главный инженер Главного
управления метрополитенов Ю. А. ГРИШЕЧКИН
1. Проникновение в тоннель посторонних лиц.
2. Попадание на путь посторонних предметов, угрожающих безопасности движения поездов.
3. Загорание, задымление или затопление тоннеля.
4. Неисправность пути, подвижного состава, сооружений, СЦБ, связи, электроснабжения, сантехники и других устройств и технических средств, угрожающих безопасности и бесперебойности движения поездов.
5. Не предусмотренные перечнем случаи по указанию поездного диспетчера.
Первый заместитель начальника -
главный инженер Главного
управления метрополитенов Ю. А. ГРИШЕЧКИН
Лист 1
Действителен при наличии пропуска со штампом
"Под напряжением" для прохода (проезда) от двух до пяти человек. Срок действия до 7 суток Служба_________________ ________________________ (дистанция) метрополитен ________________________ (дата выдачи наряда) с ____________ до _________ (время производства работ) Разрешается проход (проезд) на перегон __________________________________________ (наименование участка, № пикетов) Для _________________________________________________________________________ (место работы, наименование работ (осмотров) и т. д.)
Особые условия _________________________________________________________________ (выделение наблюдающего, ограждение рабочего _______________________________________________________________________________ места сигналами или уменьшение скорости, устное или письменное ________________________________________________________________________________ предупреждение машинистов поездов и т. д.) Лица, ответственные за безопасность работы _________________________________________ (Ф. И. О., гр. по ТБ., должность) Старший группы _________________________________________________________________ (Ф. И. О., должность) Наряд выдал ____________________________________________________________________ (Ф. И. О., должность) Лист 2 Отметки дежурного по станции
|
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ: Технический инспектор труда Начальник метрополитена ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта "_____" _________________199____г. и транспортного строительства на метрополитене "____" ________________ 199__г. ПЕРЕЧЕНЬ
|
УТВЕРЖДАЮ: Начальник метрополитена "_____" __________________ 199__г. ПЕРЕЧЕНЬ
|
Число, месяц, год |
Фамилия, имя отчество работника, идущего в тоннель |
Номер пропуска |
Цель входа и куда направляется |
Наряд на работу I в тоннеле |
Вход |
Выход |
|||
Номер наряда |
Кем выдан наряд (фамилия должность) |
Номер поста станции |
Часы, минуты |
Номер поста |
Часы, минуты |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |