В целях реализации п. 8 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст. 2519; 2003, N 9, ст. 805; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 23, ст. 2203; 2006, N 1, ст. 10, N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21; N 43, ст. 5084, N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; 2008, N 20, ст. 2251, N 29, ст. 3418, N 30, ст. 3616) и п. 5.1.10 Положения о Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 407 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст. 2584, N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378, N 6, ст. 738), приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке выдачи разрешений (открытых листов) на право проведения работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 ноября 2009 г.
А.В. Кибовский
Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 мая 2009 г.
Регистрационный N 13871
1. Настоящее Положение определяет порядок выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на право проведения работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия (далее соответственно - разрешения (открытые листы), археологические полевые работы).
2. Разрешения (открытые листы) выдаются Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (далее - Росохранкультура) на право проведения следующих видов археологических полевых работ:
а) проведение на земельных участках (частях поверхности земли) или участках водных объектов научно-исследовательских, изыскательских, а также локальных земляных работ с общей площадью раскопов не более 20 кв. метров, в том числе с полным или частичным изъятием археологических находок, в целях выявления объектов археологического наследия, уточнения сведений о них или планирования мероприятий по обеспечению их сохранности (археологические разведки);
б) проведение научных исследований объектов археологического наследия в целях их изучения и сохранения, проводимые посредством земляных и связанных с ними работ, в том числе с полным или частичным изъятием археологических находок (археологические раскопки).
Регламентацию археологических полевых работ осуществляет Росохранкультура по согласованию с Российской академией наук.
3. Разрешения (открытые листы) выдаются физическим лицам, состоящим в трудовых отношениях с юридическими лицами, уставной целью деятельности которых является проведение археологических полевых работ (далее - работодатели).
4. Для получения разрешения (открытого листа) физическое лицо, указанное в пункте 3 настоящего Положения, должно обладать научными и практическими познаниями, необходимыми для проведения археологических полевых работ, а также иметь:
а) высшее профессиональное образование по специальности "история" или "музейное дело и охрана памятников" или послевузовское профессиональное образование по специальности научного работника (аспирантура) "археология";
б) предшествующий стаж практической работы по выявлению или изучению объектов археологического наследия не менее 3 лет;
в) навыки составления отчета о выполненных археологических полевых работах и ведения полевой документации.
5. Для получения разрешения (открытого листа) физическое лицо, указанное в пункте 3 настоящего Положения (далее - заявитель), представляет в Росохранкультуру заявление о выдаче разрешения (открытого листа) (далее - заявление), в котором указываются:
а) фамилия, имя и (если имеется) отчество заявителя, место его жительства и почтовый адрес, а также данные паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа удостоверяющего личность;
б) должность и место работы заявителя, в том числе полное наименование и организационно-правовая форма работодателя, место его нахождения и почтовый адрес;
в) вид археологических полевых работ, на право проведения которого испрашивается разрешение (открытый лист);
г) место и сроки проведения заявителем археологических полевых работ на основании испрашиваемого разрешения (открытого листа);
д) название объекта археологического наследия, на котором заявитель намерен проводить археологические раскопки или место проведения археологической разведки в целях выявления объектов археологического наследия, уточнения сведений об объекте археологического наследия или планирования мероприятий по обеспечению его сохранности;
е) перечень прилагаемых документов.
6. К заявлению прилагаются следующие документы:
а) научное обоснование археологических полевых работ, определяющее цели, задачи и методы исследования;
б) ходатайство работодателя о выдаче заявителю испрашиваемого им разрешения (открытого листа);
в) копии учредительных документов работодателя, заверенные его руководителем или в нотариальном порядке;
г) копия документа, подтверждающего факт внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о работодателе, заверенная его руководителем или в нотариальном порядке;
д) копия второй и третьей страниц паспорта гражданина Российской Федерации;
е) копии документов (аттестаты, дипломы, свидетельства, сертификаты и др.), подтверждающих наличие у заявителя научных познаний, а также образования и навыков, указанных в пункте 4 настоящего Положения;
ж) сведения о проводившихся заявителем в течение последних 3 лет археологических полевых работах (если имеются), в том числе:
о ранее выданных заявителю разрешениях (открытых листах);
о передаче заявителем в Российскую академию наук отчетов о выполненных археологических полевых работах и полевой документации для хранения в составе Архивного фонда Российской Федерации;
з) документы, подтверждающие принятие Российской академией наук научных отчетов о выполненных заявителем археологических полевых работах в соответствии с ранее выданными разрешениями (открытыми листами) (если имеются);
и) сведения о заказчике археологических полевых работ, которые намерен проводить заявитель на основании испрашиваемого разрешения (открытого листа) (полное наименование организации, ее юридический и фактический адрес, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, телефон или, в случае если заказчик является физическим лицом, его фамилия, имя и (если имеется) отчество, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер (для индивидуальных предпринимателей), телефон);
к) копия договора или оферты о проведении археологических полевых работ, которые намерен выполнить заявитель на основании испрашиваемого разрешения (открытого листа) (если их заказчиком не является непосредственно работодатель).
7. Росохранкультура не вправе требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных настоящим Положением.
Заявитель по своему усмотрению вправе представить в Росохранкультуру иные документы, не предусмотренные пунктом 6 настоящего Положения, которые могут иметь значение для принятия решения о выдаче указанному заявителю разрешения (открытого листа).
8. В случае одновременного обращения в Росохранкультуру двух и более заявителей - работников одного работодателя указанные заявители могут направить или представить документы, указанные в подпунктах "в" и "г" пункта 6 настоящего Положения, в одном экземпляре.
В случае, когда археологические полевые работы намерены совместно проводить два и более заявителей, то при одновременном направлении или представлении ими заявлений указанные заявители могут направить или представить в Росохранкультуру документы, указанные в подпунктах "и" и "к" пункта 6 настоящего Положения, в одном экземпляре.
9. Росохранкультура при поступлении заявления с прилагаемыми к нему документами проводит проверку их соответствия требованиям, установленным настоящим Положением.
В случае выявления несоответствия заявления или прилагаемых к нему документов требованиям, установленным пунктами 5 и 6 настоящего Положения, указанные заявление и документы в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты поступления в Росохранкультуру возвращаются почтовым отправлением или вручаются заявителю с уведомлением в письменной форме о причине возврата.
В случае устранения причин несоответствия заявления или прилагаемых к нему документов указанным требованиям заявитель имеет право повторно обратиться с заявлением в Росохранкультуру.
10. После принятия заявления с прилагаемыми к нему документами Росохранкультура проводит проверку:
а) полноты и достоверности сведений о заявителе, содержащихся в представленном им заявлении и прилагаемых к нему документах;
б) соответствия заявителя требованиям, установленным пунктами 3 и 4 настоящего Положения;
в) соответствия представленной заявителем документации, обосновывающей проведение археологических полевых работ, законодательству Российской Федерации и научной обоснованности проведения археологических полевых работ.
11. В целях проведения проверки, указанной в пункте 10 настоящего Положения, Росохранкультура вправе запрашивать у Российской академии наук и безвозмездно получать копии ранее составленных заявителем отчетов о выполненных археологических полевых работах и полевой документации либо заключения о полноте и объеме выполненных археологических полевых работ, подготовленных на основе изучения отчетов о выполненных археологических полевых работах и полевой документации.
12. В целях проведения проверки, указанной в пункте 10 настоящего Положения, Росохранкультура направляет в Российскую академию наук копии заявления и прилагаемых к нему документов для подготовки заключения о научной обоснованности планируемых археологических полевых работ.
13. В ходе проверки, указанной в пункте 10 настоящего Положения, Росохранкультура может проводить консультации с заявителем, его работодателем или заказчиком археологических полевых работ с целью получения необходимых разъяснений по представленным заявителем документам, а также приведения их в соответствие с установленными требованиями.
14. На основании результатов проверки, указанной в пункте 10 настоящего Положения, с учетом заключения Российской академии наук, Росохранкультура в течение 30 дней с даты принятия заявления со всеми необходимыми документами принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче заявителю разрешения (открытого листа).
15. Основанием для отказа заявителю в выдаче разрешения (открытого листа) является:
а) несоответствие заявителя требованиям, установленным пунктами 3 и 4 настоящего Положения;
б) выявление в представленном заявлении или прилагаемых к нему документах неполных, необоснованных или недостоверных сведений;
в) несоответствие документации, обосновывающей проведение заявителем археологических полевых работ на основании испрашиваемого разрешения (открытого листа), законодательству Российской Федерации и научной регламентации археологических полевых работ;
г) нарушение ранее заявителем требований научной регламентации археологических полевых работ, сроков передачи после их выполнения обнаруженных культурных ценностей, отчета или полевой документации.
16. В течение 5 (пяти) рабочих дней с даты принятия решения об отказе в выдаче разрешения (открытого листа) Росохранкультура направляет или вручает заявителю уведомление в письменной форме с указанием причины отказа. При этом заявление и прилагаемые к нему документы заявителю не возвращаются и остаются на хранении в Росохранкультуре.
Заявитель вправе оспорить в судебном порядке решение об отказе в выдаче ему разрешения (открытого листа).
17. В случае устранения причин, повлекших за собой отказ в выдаче разрешения (открытого листа), заявитель имеет право повторно представить заявление с прилагаемыми к нему документами в порядке, установленном настоящим Положением.
18. В течение 5 (пяти) рабочих дней с даты принятия решения о выдаче разрешения (открытого листа) Росохранкультура направляет или вручает заявителю разрешение (открытый лист) и направляет его копию в Российскую академию наук.
Разрешения (открытые листы) оформляются на бланках, изготовленных по единому образцу, подписываются руководителем Росохранкультуры (его заместителем) и заверяются печатью Росохранкультуры.
19. Разрешение (открытый лист) действительно в течение указанного в нем срока, который не может превышать один год со дня его выдачи.
Действие разрешения (открытого листа) прекращается в случае прекращения отношений держателя разрешения (открытого листа) с работодателем, по ходатайству которого выдано разрешение (открытый лист).
В случае необходимости завершения археологических полевых работ Росохранкультура по ходатайству держателя разрешения (открытого листа) вправе принять решение о продлении действия разрешения (открытого листа). Срок продления устанавливается приказом руководителя Росохранкультуры, копия которого, заверенная Росохранкультурой, в 5-дневный срок направляется или вручается держателю разрешения (открытого листа), а также направляется в Российскую академию наук.
20. В случае утраты разрешения (открытого листа) Росохранкультура в 5-дневный срок с даты поступления письменного обращения держателя разрешения (открытого листа) направляет или выдает ему заверенную Росохранкультурой копию утраченного разрешения (открытого листа) с указанием всех его прежних реквизитов и пометкой "дубликат".
21. Росохранкультура на своем официальном сайте в сети Интернет в 7-дневный срок публикует следующую информацию о выданных разрешениях (открытых листах) и их дубликатах:
а) номер разрешения (открытого листа);
б) фамилия, имя и (если имеется) отчество держателя разрешения (открытого листа);
в) срок действия разрешения (открытого листа).
22. Росохранкультура в соответствии с правилами организации документооборота осуществляет учет выданных разрешений (открытых листов) и их дубликатов, а также учет и хранение представленных заявителями и полученных по запросам Росохранкультуры документов.
23. Росохранкультура вправе приостановить или досрочно прекратить действие разрешения (открытого листа) в следующих случаях:
а) наличие обращения держателя разрешения (открытого листа) о приостановлении или досрочном прекращении действия разрешения (открытого листа);
б) наличие обращения работодателя, по ходатайству которого выдано разрешение (открытый лист), о приостановлении или досрочном прекращении действия разрешения (открытого листа);
в) вступление в законную силу соответствующего решения суда.
24. В обращении о приостановлении действия разрешения (открытого листа) должен быть указан срок, на который Росохранкультуре следует приостановить действие разрешения (открытого листа).
25. Росохранкультура вправе приостановить действие разрешения (открытого листа) в случае, если при проведении на основании разрешения (открытого листа) археологических полевых работ было допущено нарушение порядка их проведения.
При принятии решения о приостановлении действия разрешения (открытого листа) Росохранкультура обязана установить срок устранения допущенного нарушения, который не может превышать 3 месяца.
26. В случае устранения в установленный срок нарушения, повлекшего за собой приостановление действия разрешения (открытого листа), Росохранкультура в 10-дневный срок принимает решение о возобновлении действия разрешения (открытого листа).
До принятия решения о возобновлении действия разрешения (открытого листа) Росохранкультура вправе провести на месте выполнения археологических полевых работ проверку устранения допущенного нарушения.
27. Срок действия разрешения (открытого листа) на время приостановления его действия не продлевается.
В случае необходимости завершения приостановленных археологических полевых работ Росохранкультура по ходатайству держателя разрешения (открытого листа) вправе принять решение о продлении действия разрешения (открытого листа) на срок, не превышающий время приостановления его действия. Срок продления устанавливается приказом руководителя Росохранкультуры, копия которого, заверенная Росохранкультурой, в 5-дневный срок направляется или вручается держателю разрешения (открытого листа), а также направляется в Российскую академию наук.
28. В случае если в установленный срок не устранено нарушение, повлекшее за собой приостановление действия разрешения (открытого листа), Росохранкультура принимает решение о досрочном прекращении действия разрешения (открытого листа).
29. Росохранкультура вправе досрочно прекратить действие разрешения (открытого листа) в случае, если при проведении на основании разрешения (открытого листа) археологических полевых работ было допущено нарушение законодательства Российской Федерации.
30. В течение 5 (пяти) рабочих дней с даты принятия решения о приостановлении или досрочном прекращении действия разрешения (открытого листа) Росохранкультура направляет или вручает соответствующие уведомления в письменной форме:
а) держателю разрешения (открытого листа);
б) работодателю, по ходатайству которого было выдано разрешение (открытый лист);
в) заказчику археологических полевых работ.
31. Держатель разрешения (открытого листа) или работодатель вправе оспорить в судебном порядке решение о приостановлении или досрочном прекращении действия выданного ему разрешения (открытого листа).
32. Росохранкультура на своем официальном сайте в сети Интернет в 5-дневный срок с даты принятия решения о приостановлении или досрочном прекращении действия разрешений (открытых листов) публикует следующую информацию:
а) дата и номер решения о приостановлении или досрочном прекращении действия разрешения (открытого листа);
б) номер разрешения (открытого листа), в отношении которого принято решение о приостановлении или досрочном прекращении действия;
в) фамилия, имя и (если имеется) отчество держателя разрешения (открытого листа), в отношении которого принято решение о приостановлении или досрочном прекращении действия.
33. Держатель разрешения (открытого листа) при проведении археологических полевых работ обязан учитывать правовой режим земель, на которых им выполняются археологические полевые работы.
34. Держатель разрешения (открытого листа) обязан не позднее чем за 5 рабочих дней до начала археологических полевых работ направить (или вручить) уведомление об археологических полевых работах в письменной форме с указанием срока проведения археологических полевых работ:
а) в уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется проведение археологических полевых работ;
б) в орган местного самоуправления, на территории муниципального образования которого планируется проведение археологических полевых работ.