МАШИНЫ ДЛЯ ЗИМНЕГО СОДЕРЖАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Машины для зимнего содержания автомобильных дорог составляют достаточно обширную номенклатуру техники, отличающейся не только по назначению, но также по типам рабочих органов, размеру базовых шасси (величине их основного параметра), конструктивным особенностям базовых шасси и размещению рабочих органов.
Классификация машин для зимнего содержания автомобильных дорог приведена на рис. 1.
Назначение этих машин: уборка снега с покрытия проезжей части и обочин, удаление наледи с покрытия, россыпь или разбрызгивание антигололедных материалов.
Для уборки снега с покрытия и обочин в зависимости от толщины и состояния слоя снега (рыхлый, свежевыпавший, мало- и среднеуплотненный, сильноуплотненный - слежавшийся и обледеневший) применяются рабочие органы различного типа и размера.
Для очистки поверхности покрытия и обочин от слоя свежевыпавшего и малоуплотненного движением снега толщиной до 10 см применяют поворотные в плане отвалы малой кривизны, которые устанавливаются на передней подвеске комбинированной дорожной машины КДМ, базирующейся на автошасси, универсальном пневмоколесном тягаче (так называемом автотракторе или обычном пневмоколесном тракторе). Отвал оснащается стальным или резиновым ножом. Последний более долговечен и оказывает меньшее динамическое воздействие на выступы покрытия. В дополнение к отвалу используется поворотная в плане щетка с капроновым или металлическим (проволочным) ворсом. Типичными представителями таких машин являются КДМ КО-713 ОАО «Коммаш» на базе ЗИЛ-433362 и универсальная уборочная машина КО-812-2 на базе пневмоколесного трактора МТЗ 80/82. Основные параметры машины такого типа приведены в табл. 1.
Для уборки с поверхности покрытия и обочин слоя среднеуплотненного снега толщиной 10-30 см можно использовать пневмоколесные универсальные бульдозеры и автогрейдеры, но наиболее целесообразно применять КДМ на трехосных автошасси со скошенными (специальной формы) отвалами, предназначенными для скоростной (до 40-60 км/ч) очистки дорог от снега с отбросом его в сторону на расстояние 4-8 м. Ножи таких отвалов - стальные. На этих машинах устанавливается на правой боковой подвеске такой же скошенный боковой отвал, увеличивающий ширину снегоочистки за один проход с 3,0 м до 5,15-5,25 м. Трехосное автошасси обеспечивает большую продольную устойчивость машины. Типичными представителями таких машин является КДМ ЭД-405 (ПС)-04 ОАО «КДМ» (рис. 2) и КО-5810 (Сокол) ТоМеЗ (рис. 3). Основные параметры машин такого типа приведены в табл. 2.
Для уборки с поверхности покрытия и обочин сильноуплотненного слоя снега, а также снежных валов большой высоты (до 2 м) можно использовать пневмоколесные универсальные бульдозеры, но целесообразно применять шнекороторные или фрезерно-роторные снегоочистители на автошасси, пневмотракторах или специальных пневмоколесных шасси. Типичными представителями таких машин являются ДЭ-210Б-3 ОАО «Севдормаш» и К-700А-ОС-00 ОАО «Трансмаш».
Основные параметры машины такого типа приведены в табл. 3.
При наличии закрытой обочины (с установленным на ней барьерным ограждением) все указанные выше отвальные снегоочистители оставляют на обочине (перед ограждением и за ним) снежный вал, который необходимо убрать. Для уборки снежного вала перед ограждением можно использовать шнеко- и фрезерно-роторные снегоочистители с выбросом снега на откос или погрузкой в транспортные средства. При малых размерах этого вала (высота 0,2-0,4 м) используют также отвально-роторные (плужно-роторные) снегоочистители (рис. 4).
Для уборки снежного вала за барьерным ограждением применяют фрезерно-роторный рабочий орган, монтируемый на кране-манипуляторе. Типичным представителем такого рабочего органа является снежная фреза фирмы Schmidt, установленная взамен косилки-кустореза на манипуляторе пневмоколесного тягача «Unimoq» фирмы «Daimler-Crysler AG» (рис. 5). Основные параметры таких машин приведены в табл. 4.
Для удаления наледи с покрытия часто пытаются использовать поворотные или скошенные отвалы со стальными ножами, но, как правило, не достигают нужных результатов. Наиболее успешно применяют отвалы со стальными гребенчатыми ножами, размещаемые на нижней подвеске (под рамой) в базе машины. Примером такого рабочего органа является средний отвал на КДМ ЭД-405 (ПС)-04 ОАО «КДМ» (рис. 6). Для распределения минеральных антигололедных материалов - песка и каменной мелочи (отсевов дробления) сверху на раме КДМ устанавливается бункер с наклонными боковыми стенками, имеющий в нижней части транспортер, подающий минеральный материал на тарельчатый (дисковый) разбрызгиватель, установленный в задней части машины. Привод транспортера и диска, как правило, гидростатический. Типичным представителем является КДМ ЭД-405 (ПС) ОАО «КДМ». Для подачи минеральных материалов из бункера на диск применяется также шнековый транспортер, а для разбивания смерзшихся комьев над транспортером устанавливается одно- или двухвальный ворошитель. Для добавки в минеральные материалы солевого раствора на машине дополнительно устанавливаются бак и насос-дозатор раствора. Шведские фирмы применяют также подогрев минеральных материалов в бункере с помощью шаровой трубы и жидкостной форсунки или путем добавления горячей воды. Шведская фирма «Swenson» выпускает для распределения антигололедных минеральных материалов навесное оборудование к самосвалам, монтируемое вместо заднего борта и включающее шнековый поперечный транспортер и под ним диск-разбрасыватель. Оба они имеют гидропривод (рис. 10). В ряде стран для распределения каменной мелочи используют щебнераспределители, в летнее время выполняющие распределение щебня при поверхностной обработке.
Для распределения соли используется такое же оборудование, как и для распределения каменной мелочи, но выполненное из некоррозируемых материалов.
Для распределения (разбрызгивания) солевого раствора на КДМ устанавливаются бак для солевого раствора, насос-дозатор, а для нанесения раствора на покрытие - ряд форсунок или такой же диск-разбрасыватель, как и для минеральных материалов.
Представленное на рис. 1 деление машин по величине основного параметра (мощности базовой машины) позволяет производить их выбор для конкретных дорожных объектов.
Машины и автошасси:
• мощностью до 160 кВт рекомендуется использовать на местных дорогах (III-IV категории);
• мощностью 160-200 кВт на региональных и федеральных дорогах (II категория);
• мощностью свыше 200 кВт исключительно на магистральных дорогах с многополосной проезжей частью (I категория).
Машины на пневмоколесных тягачах мощностью 100 кВт, 100-130 кВт и свыше 130 кВт рекомендуется выбирать с тем же подходом.
Классификация механизированного инструмента и средств малой механизации при содержании автомобильных дорог
1 уровень – по назначению (видам работ) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Удаление снега с |
Удаление наледи с покрытия |
Распределение твердых антигололедных материалов (песка, кам. мелочи, соли) |
Распределение жидких антигололедных материалов или их введение в твердые |
||||||||||||||||||||||||||||||||
покрытия |
обочины |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
толщина слоя 0,5-10,0 см |
толщина слоя 10,0-30,0 см |
толщина слоя св. 30,.0 см |
открытой |
закрытой (за ограждением) |
|||||||||||||||||||||||||||||||
2 уровень – по видам рабочих органов |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Поворотный отвал + поворотная щетка |
Скошенный отвал + боковой отвал |
Шнеки + ротор |
Фреза |
Отвал гладкий или гребенчатый в базе машины |
Бункер, питатель и тарельчатый (дисковый) разбрызгиватель |
Бак, насос и форсунки солевого раствора |
|||||||||||||||||||||||||||||
Фреза или фреза + ротор |
Ротор |
Валковый распределит. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Отвал + ротор |
Шнек |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 уровень – по величине основного параметра мощности |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автошасси мощностью, кВт |
Пн. колесный тягач мощностью, кВт |
Автошасси мощностью, кВт |
Автошасси мощностью, кВт |
Пн. колесный тягач мощностью, кВт |
Автошасси мощностью, кВт |
Пн. колесный тягач мощностью, кВт |
Автошасси мощностью, кВт |
Автошасси мощностью, кВт |
Пн. колесный тягач мощностью, кВт |
Автошасси мощностью, кВт |
Пн. колесный тягач мощностью, кВт |
||||||||||||||||||||||||
4 уровень – по величине основного параметра базовой машины |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
До 160 |
160-200 |
св. 200 |
до 100 |
100-130 |
св. 130 |
До 160 |
160-200 |
св. 200 |
До 200 |
200-250 |
св. 250 |
До 100 |
100-200 |
св. 200 |
До 160 |
160-200 |
св. 200 |
До 100 |
100-130 |
св. 130 |
До 160 |
160-200 |
св. 200 |
До 160 |
160-200 |
св. 200 |
До 100 |
100-130 |
св. 130 |
До 160 |
160-200 |
св. 200 |
До 100 |
100-130 |
св. 130 |
5 уровень – по размещению (подвеске) рабочих органов |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отвал на передней подвеске рамы |
Передний отвал на передней подвеске рамы |
На передней подвеске рамы |
На манипуляторе |
Под рамой в базе машины |
Бункер на раме машины - сверху |
Баки вокруг бункера по бокам |
|||||||||||||||||||||||||||||
Щетка под рамой в базе машины |
Боковой отвал на боковой подвеске рамы |
Разбрасыватель на раме -сзади |
Форсунки на разбрасывателеФорсунки на поперечнике |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Параметры машин для уборки свежевыпавшего снега с покрытия и обочин и распределения антигололедных материалов
Производитель, страна |
Индекс (марка) |
Основные параметры машин и рабочих органов |
||||||||
Базовая машина (индекс) |
Мощность двигателя, кВт |
Колесная формула |
Ширина очистки отвалом, м |
Ширина очистки щеткой, м |
Емкость бункера, м3 |
Ширина распределения, м |
Ёмкость баков для раствора, м3 |
Наличие среднего отвала |
||
ОАО Севдормаш, Россия |
КО-707-1 |
МТЗ-80/82 |
57,4 |
2´1 |
2,5 |
1,8 |
- |
- |
|
|
КО-812-2 |
МТЗ-82 |
57,4 |
2´1 |
2,5 |
1,8 |
- |
- |
|
|
|
АКПМ-ЗУ |
Урал-4320-1911-30 |
17,6 |
6´6 |
2,5 |
2,7 |
- |
- |
|
|
|
ОАО "Мценский завод коммунального машиностроения", Россия |
КО-713-02 |
ЗИЛ-433362 |
110 |
4´2 |
2,5 |
2,3 |
3 |
4-8,5 |
|
|
КО-806-04 |
КамАЗ-4925 |
154 |
4´2 |
2,5 |
2,5 |
5 |
4-9 |
|
|
|
КО-823-04 |
КамАЗ-53213 |
162 |
6´4 |
2,4 |
2,34 |
6,5 |
4-9 |
|
2,93 |
|
КО-815-02 |
ЗИЛ-133362 |
110 |
4´2 |
2,5 |
2,3 |
3 |
4-9 |
|
|
|
АООТ "Комплексные дорожные машины", Россия |
КДМ-130В-ПС |
ЗИЛ-433362 и ЗИЛ-431412 |
110 |
4´2 |
2,47 |
2,34 |
3,25 |
4-10 |
|
|
ЭД-226-ПС |
ЗИЛ-433102 |
136 |
4´2 |
2,7 |
2,34 |
3,25 |
4-10 |
|
|
|
ЭД-244-ПС |
МАЗ-5337 |
132 |
4´2 |
2,47 |
2,34 |
5,6 |
4-12 |
|
|
|
ЭД-410-ПС |
ЗИЛ-133ДЧ |
136 |
6´4 |
2,7 |
2,34 |
5,5 |
4-12 |
|
|
|
ЭД-403-ПС |
ЗИЛ-133ГЧ |
126 |
6´4 |
2,7 |
2,34 |
5,6 |
4-12 |
|
|
|
ЭД-243-ПС |
МАЗ-63039 |
220 |
6´4 |
2,88 (5,25 с бок. отвалами) |
2,34 |
6 |
2-12 |
|
|
|
ЭД-405-(ПС) |
КамАЗ-53213 |
162 |
5´4 |
2,47 |
2,34 |
6,5 |
4-16 |
|
|
|
ОАО НПО "Росдормаш", Россия |
ЭД-224 |
ЗИЛ-433362 |
110 |
4´2 |
2,5 |
2,3 |
3,9 |
4-10 |
|
|
ЗАО "Смоленский автоагрегатный завод'' АМО ЗИЛ, Россия |
МДК-433362-ПС |
ЗИЛ-432332 |
110 |
4´2 |
2,5 |
2,3 |
3 |
4-10 |
|
|
МДХ-4331-ПС |
ЗИЛ-433102 |
136 |
4´2 |
2,5 |
2,34 |
3,5 |
4-2 |
|
|
|
МДК-5337-ПС |
МАЗ-5337 |
132 |
4´2 |
2,47 |
2,34 |
5 |
4-12 |
|
|
|
МДК-133ГЧ-ПС |
ЗИЛ-133ГЧ (ДЧ) |
136 |
6´4 |
2,5 |
2,3 |
5 |
4-9 |
|
|
|
МДК-53213-ПС |
КамАЗ-53213 |
162 |
6´4 |
2,6 (4,3 с бок. отв.) |
2,5 |
6,6 |
4-9 |
|
+2,9 |
|
АООТ "Ряжский авторемонтный завод", Россия |
4306АА (ПР-1) |
ЗИЛ-433362 |
110 |
4´2 |
2,5 |
2,3 |
3 |
4-10 |
|
|
Schmidt Gmbh, Германия |
Unimog+ |
Unimog 1450 |
100 |
4´4 |
2,3 |
- |
1,7-2,0 |
2-8 |
0,7 |
|
CP (M,S) |
Unimog 1650 |
114 |
4´4 |
2,54 |
- |
2,5-3,0 |
2-8 |
0,85 |
|
|
SST (SAB,BST) |
Unimog 2150 |
157 |
4´4 |
2,88 |
- |
3,5-4,2 |
2-8 |
1,7 |
|
|
|
Unimog 2450 |
177 |
4´4 |
3,05-3,3 (5,84 с бок. отвалами) |
- |
5,0-6,0 |
2-8 |
1,9 |
|
|
Татра А.С., Чехия |
Т-815-260-523 |
T-185 |
220 |
6´6 |
4,0 (6,3 с бок. отвалами) |
2,3 |
6 |
2-8 |
2,3 |
|
Wirtgen International Gmbh, Россия, Германия |
Б/ч |
МАЗ-63039 |
220 |
6´4 |
3,15 (5,69 с бок. отвалом) |
- |
6 |
2-10 |
2,25 |
|
ОАО "Амкодор", Беларусь |
MT3-82MK-01 |
МТЗ-82 |
57,4 |
2´1 |
2,8 |
2 |
- |
- |
|
|
ОАО "Михневский ремонтно-механический завод", Россия |
KO-707-1 |
МТЗ-80/82 |
57,4 |
2´1 |
2,5 |
1,8 |
- |
- |
|
|
ЗАО "Петербургский тракторный завод" ДО "Кировский завод", Россия |
MКT-82 |
МТЗ-82 |
57,4 |
2´1 |
2,8 |
2 |
- |
- |
|
|
Курганский завод дорожных машин, Россия |
MT-2 |
МТЗ-80/82 |
57,4 |
2´1 |
2,15 |
1,9 |
- |
- |
|
|
ОАО "Новосибирский завод дорожных машин", Россия |
ЭД-242 |
КамАЗ-55111 |
162 |
6´4 |
2,79 |
- |
8,2 |
4-7 |
|
|
ЭД-241 |
КамАЗ-53213 |
162 |
6´4 |
2,47 |
2,34 |
6,5 |
4-16 |
|
|
Параметры машин для скоростной уборки мало- и среднеуплотненного снега с покрытия и обочин и распределения антигололедных материалов
Производитель, страна |
Индекс (марка) |
Основные параметры машин и рабочих органов |
|||||||||
Базовая машина (индекс) |
Мощность двигателя, кВт |
Колесная формула |
Ширина очистки |
Ширина очистки щеткой, м |
Емкость бункера, м3 |
Ширина распределения, м |
Ёмкость баков для раствора, м3 |
Наличие среднего отвала (в базе) |
|||
Передним отвалом, мм |
Передним и боковым отвалом, мм |
||||||||||
АООТ "Комбинированные дорожные машины", Россия |
ЭД-405-(ПС)-04 |
КамАЗ-53213 |
162 |
6´4 |
2,47 |
- |
2,34 |
6,5 |
4-12 |
2 |
3,2 |
ЭД-405А-06 |
КамАЗ-53212 или КамАЗ-55111 |
162 |
6´4 |
2,47 |
- |
2,34 |
8,0* |
4-12 |
- |
3,2 |
|
ТОО "РусМаш", Россия |
KО-5810 |
КамАЗ-53213 |
162 |
6´4 |
2,47 |
4,6 |
2,51 |
6,5 |
2-8 |
2,2 |
+2,4 со щеткой |
КО-825 |
КамАЗ-55111 |
162 |
6´4 |
2,47 |
4,6 |
- |
8,0* |
2-8 |
- |
+ 2,4 со щеткой |
|
АО "Евразия", Россия |
Тройка-2000 |
Урал-55571 |
132 |
6´6 |
2,95 |
5,15 |
2,6 |
5,6* |
2,6 и 6-14 |
2 |
+ |
Урал-55224 |
|||||||||||
АООТ "Тосненский механический завод", Россия |
69284 АВСD |
МАЗ-63035 |
220 |
6´4 |
2,88 |
5,25 |
2,5 |
5,6* |
2-10 |
2 |
2,8 |
69286 ABCD |
МАЗ-5516 |
220 |
6´4 |
2,8 |
4,7 |
- |
10,5* или 6,7 |
2-9 |
- |
2,8 |
|
69280 CD |
КамАЗ-53229 |
191 |
6´4 |
2,8 |
4,7 |
3 |
6,7 |
3-7 |
- |
2,8 |
|
ОАО "Челябинский завод дорожных машин", Россия |
ЗМ-14 |
Урал-5557 |
154 |
6´6 |
2,8 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Параметры машин для уборки снега за барьерным ограждением
Производитель, страна |
Индекс (марка) |
Основные параметры машин и рабочих органов |
||||||
Буровая машина (индекс) |
Мощность двигателя, кВт |
Размещение рабочего органа |
Тип рабочего органа |
Ширина очистки, м (мах) |
Дальность отброса, м |
Высота слоя снега, м |
||
АО "Евразия", Россия |
Тройка-2000 |
Уpaл-55571 |
132 |
шн.-ротор |
На манипуляторе |
0,8 |
до 10 |
до 0,8 |
Schmidt Gmbh, Германия |
Unimog+SF |
U1450-U1650 |
100-114 |
фр.-ротор |
На манипуляторе |
1,1-1,3 |
до 10 |
до 1,2 |
Assaloni, Италия |
Unimog+TF 100 |
U1450-U1650 МТЗ |
100-114 или 60 |
фр.-ротор |
На манипуляторе |
1,0-1,3 |
до 10 |
до 1,0-1,3 |
Параметры машин для уборки толстых слоев и валов снега с отбросом и погрузкой (фрезерно-роторные и шнекороторные)
Производитель, страна |
Индекс (марка) |
Основные параметры машин и рабочих органов |
|||||||
Буровая машина (индекс) |
Мощность двигателя, кВт |
Ширина очистки, м (мах) |
Высота слоя, м |
Тип рабочего органа |
Производительность, т/ч |
Высота погрузки, м |
Дальность отброса, м |
||
ОАО "Севдормаш", Россия |
КО-207 |
MT3-82 |
57,4 |
2 |
0,8 |
фр.-ротор |
180 |
3,6 |
10 |
КО-207-2 |
MT3-82.1 |
57,4 |
2,4 |
1 |
фр.-ротор |
350 |
3,4 |
16 |
|
КО-721 |
MT3-82 |
57,4 |
1,8 |
1,1 |
фр.-ротор |
500 |
3 |
20 |
|
ДЭ-220 |
ДТ-75 |
66-70 |
2,59 |
1,3 |
фр.-ротор |
500 |
- |
15 |
|
КО-817 |
КЗТК-538ДС |
312,5 |
3,4 |
1,3 |
фр.-ротор |
1800 |
- |
30 |
|
ДЭ-210Б-3 |
ЗИЛ-433422 |
176 |
2,56 |
1,3 |
шн.-ротор |
1000 |
- |
25 |
|
ДЭ-210Б |
ЗИЛ-131Н |
202,2 |
2,56 |
1,3 |
шн.-ротор |
1216 |
- |
33 |
|
ДЭ-226 |
Урал-4320 |
155¸294 |
2,81 |
1,6 |
шн.-ротор |
1500 |
- |
30 |
|
ДЭ-210У (КО-605) |
Урал-4320-10 |
220 |
2,7 |
1,36 |
шн.-ротор |
2000 |
- |
35 |
|
ОАО "Завод Трансмаш", Россия |
К-700А-ОС-00 |
К-700А |
158 |
2,55 |
1,3 |
фр.-ротор |
1200 |
- |
45931 |
АО "Евразия", Россия |
Тройка-2000 |
Урал-55571 |
132 |
0,6 |
0,6 |
шн.-ротор |
100 |
- |
37169 |
ОАО "Амкодор ", Беларусь |
СНФ-200 |
МТЗ-82 |
57,4 |
2 |
1,1 |
фр.-ротор |
220 |
3 |
25 |
Schmidt Gmbh, Германия |
Unimog+S |
U1450-U1650 |
100-114 |
до 2,0 |
0,8 |
плужно-р |
1300 |
2,5 |
15-22 |
Unimog+SF |
U1450-U1650 |
100-114 |
до 2,4 |
1 |
фр.-ротор |
1500 |
3 |
до 20 |
|
Unimog+VF |
U1650-U2450 |
157-177 |
до 2,6 |
1,4 |
фр.-ротор |
1800 |
3 |
до 20 |
|
Supra 3000 |
собственная |
250 |
2,6 |
1,5 |
фр.-ротор |
2000 |
- |
до 40 |
|
Supra 4000 |
собственная |
250 |
2,6 |
2 |
фр.-ротор |
2000 |
- |
до 40 |
|
Bucher-Guyer, Швейцария |
Rolba H-500S |
собственная |
161 |
2,2 |
1,3 |
фр.-ротор |
1800 |
3 |
до 40 |
Rolba R-1500 |
собственная |
309 |
2,5 |
2,1 |
фр.-ротор |
3500 |
3 |
до 40 |
(Журнал «Дорожная техника и технологии», 3-4/2001)