МЕХАНИЗИРОВАННЫЙ ИНСТРУМЕНТ И СРЕДСТВА МАЛОЙ
МЕХАНИЗАЦИИ ДЛЯ СОДЕРЖАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Номенклатура механизированного инструмента и средств малой механизации, используемых при содержании автомобильных дорог, достаточно широка. Обычно механизированный инструмент и средства малой механизации, применяемые на дорожных работах, классифицируют по назначению (видам работ), технологической принадлежности (номенклатуре технологических операций), техническим параметрам этих машин, инструмента и оборудования (мощности и типу привода), а также по их размещению для доставки и по местам производства работ.
Классификация инструмента и средств малой механизации (конечно, не всеохватывающая, а принципиальная) приведена на рис. 1.
Данная классификация включает только инструмент и средства малой механизации для:
- содержания;
- дорожных знаков и ограждений;
- полосы отвода, откосов и обочин в труднодоступных для самоходных машин местах с целью удаления растительности, сбора и удаления мусора;
- выполнения отдельных операций;
- при ремонте трещин в покрытиях;
- при ямочном ремонте покрытия;
- при ремонте отдельных бетонных элементов в обустройстве дороги;
- при ремонте обочин.
Для замены и ремонта дорожных знаков и деталей металлических барьерных ограждений с выполнением работ по металлу используются:
- дисковый резак для резки металла мощностью 0,85-2,0 кВт;
- дрель для сверления отверстий в деталях мощностью 0,75-1,0 кВт;
- гайковерт для крепления болтовых соединений мощностью 0,75-1,0 кВт;
- сварочный агрегат с двигателем внутреннего сгорания мощностью 4-6 кВт.
Вместо отдельных инструментов рекомендуется использовать электрокомплект с одним электродвигателем мощностью 0,85-2,0 кВт и сменным рабочим оборудованием (резак, дрель и гайковерт).
Для питания электроинструмента применяют портативные бензиновые или дизельные электростанции мощностью 3,6-6,0 кВт.
Для сварки применяют сварочные агрегаты с двигателем внутреннего сгорания для силы тока 50-200А, 50-250А или 50-300А.
Рекомендуется использовать вместо отдельной электростанции и отдельного сварочного агрегата универсальные агрегаты 2 в одном (сварка + электростанция) (однофазные на 220В или трехфазные на 380В) с бензиновым или дизельным двигателем мощностью 6-8 кВт. Выбор типа двигателя внутреннего сгорания рекомендуется производить по аналогии с типом двигателя транспортного средства: бензиновый - на машине дорожного мастера (МДМ) малой грузоподъемности и дизельный - на МДМ средней грузоподъемности.
Для содержания знаков, ограждений, павильонов автобусных остановок и других элементов обустройства дорог используются:
- цилиндрические металлические щетки, устанавливаемые на резак или дрель мощностью 0,75-1,0 кВт - для очистки поверхности от ржавчины и сильного загрязнения;
- агрегаты моечные водо-пескоструйные - для очистки поверхности от ржавчины и сильного загрязнения мощностью 2,2-3,5 кВт (очень редко);
- агрегаты моечные высокого давления - для мойки поверхностей при среднем и малом загрязнении мощностью 1,5-3,0 кВт;
- агрегаты окрасочные безвоздушного распыления - для окраски поверхностей павильонов и других элементов обустройства мощностью 0,75-2,2 кВт.
Рекомендуется использовать все оборудование с электроприводом от соответствующего электрогенератора с бензиновым или дизельным двигателем.
Для содержания растительности в труднодоступных для самоходных машин местах (вокруг павильонов автобусных остановок, под барьерным ограждением, у оголовков водопропускных труб и водосбрасывающих лотков, у опор дорожных знаков и указателей) используются:
- мотокосилка ручная (режущий орган - леска) с бензиновым двигателем мощностью 0,9-1,1 кВт - для срезки травы;
- мотокосилка-кусторез (режущий орган - ножевой диск) ручной или наспинный с бензиновым двигателем мощностью 1,1-1,3 кВт для срезки кустарника и мелколесья диаметром до 20 мм;
- мотокосилка-кусторез (режущий орган - фреза) ручной с бензиновым двигателем мощностью 2,0-3,0 кВт - для срезки деревьев диаметром до 60 мм;
- мотоножницы штанговые (режущий орган - гребенчатые ножи) ручные с бензиновым двигателем мощностью 0,9-1,0 кВт - для формирования кустарника на площадках отдыха и стоянках автомашин;
- мотопилы цепные ручные с бензиновым двигателем мощностью 2,0-2,3 кВт для срезки деревьев диаметром более 60 мм.
Для сбора и удаления мусора в павильонах автобусных остановок, на площадках отдыха и стоянках автомашин используются:
- мотовоздуховка мощностью 0,9-1,0 кВт - для сметания мусора;
- мотопылесос мощностью 0,9-1,0 кВт - для сбора мусора;
- контейнер на прицепе к МДМ - для транспортировки мусора;
При ремонте трещин в асфальтобетонном покрытии используются следующие средства малой механизации:
- мотораздельщик трещины (рабочие органы - ножевой твердосплавный диск или спаренный алмазный диск) с ручным управлением и передвижением и бензиновым двигателем мощностью 4-9 (до 17,5) кВт - для разделки трещины в приемлемый для заливки мастикой паз глубиной 35-70 мм и шириной 15-20 (50) мм;
- мотогрунтовщик (рабочий орган - диск синтетический или проволочный с подачей на него битумной эмульсии) с ручным передвижением и бензиновым двигателем мощностью 3,0-4,0 кВт - для грунтовки стенок паза;
- ручная газовая горелка - для прогрева и просушки паза перед заливкой мастики.
При ямочном ремонте асфальтобетонного покрытия горячей асфальтобетонной смесью и литым асфальтом используются следующие средства малой механизации:
- нарезчик швов (рабочий орган - алмазный диск) с ручным или самоходным передвижением и двигателем мощностью 12-15 кВт - для обрезки кромок карт ремонта при толщине ремонтного слоя 8-12 см;
- обрезчик кромок (рабочий орган - алмазный диск) с ручным передвижением и двигателем мощностью 6-8 кВт - для обрезки кромок карт ремонта при толщине ремонтного слоя 4-7 см;
- прицепной распределитель битумной эмульсии емкостью 200 л (размещается бочка) и двигателем мощностью 4-6 кВт - для грунтовки кромок и нижнего слоя на картах ремонта;
- виброплита одноходная (ход только вперед), управляемая вручную массой 70-200 кг с двигателем мощностью 2,6-6,0 кВт - для уплотнения асфальтобетонных смесей на картах ремонта.
При ремонте бетонных элементов обустройства дорог и обочин используются нижеследующие средства малой механизации и инструмент:
- отбойные молотки пневматические с энергией удара 27-34 Дж (массой 8-10 кг) - для разрушения бетона;
- бетоноломы пневматические с энергией удара 45-78 Дж (массой 14-28 кг) - для разрушения бетона;
- перфораторы пневматические массой 4 кг (для глубин бурения 0,3 м и диаметра 40 мм), массой 10 кг (1 м и 40 мм);
- дисковые резаки (рабочий орган - алмазный диск) с двигателем мощностью 3,0-6,0 кВт - для разрезки бетона;
- вибротрамбовки массой 50-70 кг и двигателем мощностью 1,6-3,0 - для уплотнения засыпки малых промоин на обочинах;
- виброплиты реверсивные (ход вперед и назад) массой 120-250 кг, управляемые вручную, с двигателем мощностью 3-6,0 кВт - для уплотнения грунта, щебня и укрепленных материалов при подсыпке и укреплении обочин.
В последние годы за рубежом все чаще пневматические отбойные молотки, бетоноломы, перфораторы и дисковые моторезаки заменяют на аналогичное оборудование, приводимое от гидростанции, что позволяет уменьшить вес инструмента, снизить шумностъ и приводить их в действие от одной силовой установки.
Классификация механизированного инструмента и средств малой механизации при содержании автомобильных дорог
1 уровень – По назначению (видам работ) |
|||||||||||
Замена, ремонт знаков и ограждений |
Содержание знаков, ограждений и павильонов |
Содержание растительности в труднодоступных местах |
|||||||||
2 уровень – По номенклатуре технологических операций |
|||||||||||
Резка металла |
Сварка металла |
Сверление отверстий |
Крепление болтовых соединений |
Очистка павильонов от ржавчины |
Мойка поверхности |
Окраска поверхности |
Скашивание травы |
Срезка мел. кустарника |
Срезка круп, кустар. |
Формирование кустар. |
Срезка деревьев |
3 уровень – По величине основного параметра мощности |
|||||||||||
0,85-1,3-2,0 кВт |
4,0-6,0 кВт |
0,75-0,9-1,0 кВт |
0,75-0,9-1,0 кВт |
0,75-0,9-1,0 кВт |
1,5-2,2-3,0 кВт |
0,75-1,1-2,7 кВт |
0,9-1,1 кВт |
1,1-1,3 кВт |
2,0-3,0 кВт |
0,9-1,0 кВт |
2,0-2,3 кВт |
Дисковый резак |
Сварочный агрегат |
Дрель |
Гайковерт |
Щетка цилиндрическая к дрели или резаку |
Установка моечная шланговая |
Агрегат окрасочный безвоздушного распыления |
Косилка с леской |
Косилка-кусторез диск. |
Кусторез с фрезой |
Ножницы штангов. |
Пила цепная |
4 уровень – По типу привода - рекомендуемого |
|||||||||||
Электропривод от бензогенератора или дизельгенератора |
Электропривод от бензогенератора или дизельгенератора |
ДВС |
ДВС |
ДВС |
ДВС |
ДВС |
|||||
5 уровень – По рекомендуемому размещению при транспортировке |
|||||||||||
На МДМ малой и средней грузоподъемности |
На МДМ малой и средней грузоподъемности |
На МДМ малой и средней грузоподъемности |
Продолжение таблицы
1 уровень – По назначению (видам работ) |
|||||||||
Сбор и удаление мусора у павильонов и стоянок |
Ремонт трещин |
Ямочный ремонт |
|||||||
2 уровень – По номенклатуре технологических операций |
|||||||||
Сметание мусора в павильонах |
Сбор мусора в павильонах |
Транспорт мусора |
Разделка трещин |
Грунтовка паза |
Разогрев паза |
Обрезка карт ремонта |
Грунтовка карт ремонта |
Уплотнение а/б смеси |
|
3 уровень – По величине основного параметра мощности |
|||||||||
0,9-1,0 кВт |
0,9-1,0 кВт |
- |
4,0-9,0 кВт |
3,0-4,0кВт |
- |
12-15 кВт |
6-8 кВт |
200 л |
2,6-6,0 кВт |
Воздуходувка |
Пылесос |
Контейнер на прицепе |
Ручная машинка для разделки трещин |
Ручная машинка для грунтовки паза |
Газовая горелка |
Нарезчик швов |
Обрезчик кромок |
Прицепной распределитель эмульсии |
Виброплита одноходная |
4 уровень – По типу привода - рекомендуемого |
|||||||||
ДВС |
ДВС |
ДВС |
ДВС |
ДВС |
Баллон с газом |
ДВС |
ДВС |
ДВС |
|
5 уровень – По рекомендуемому размещению при транспортировке |
|||||||||
На МДМ малой и средней грузоподъемности |
На бортовом автомобиле с заливщиком швов |
На дорожном ремонтере или на прицепе к нему |
Продолжение таблицы
1 уровень – По назначению (видам работ) |
|||||
Ремонт бетонных конструкций и обочин |
|||||
2 уровень – По номенклатуре технологических операций |
|||||
Разрешение бетона и а/б |
Сверление отв. в бетоне |
Разрезка бетона и арматуры |
Уплотнение грунта и щебня |
||
3 уровень – По величине основного параметра мощности |
|||||
27-34 Дж |
45-78 Дж |
9-12-27 Дж |
3-6 кВт |
2,6-3,0 кВт |
4,0-6,0 кВт |
Отбойный молоток |
Бетоноломы |
Перфоратор |
Дисковый резак |
Вибротрамбовка |
Виброплита ревер. |
4 уровень – По типу привода - рекомендуемого |
|||||
От гидроэнергостанции |
ДВС |
||||
От компрессора |
|||||
5 уровень – По рекомендуемому размещению при транспортировке |
|||||
На МДМ средней грузоподъемности |
Нарезчики швов
Изготовитель, индекс нарезчика |
Основные технические параметры |
||||
Глубина реза, мм |
Мощность двигателя, кВт |
Масса, кг |
Привод хода |
Тип двигателя |
|
Мотопром, РФ |
|
|
|
|
|
РШ-120 |
120 |
4,8 и 4,0 |
68 |
Ручной |
Бенз. |
Росдортех, РФ |
|
|
|
|
|
ПК-158 |
60 |
3 |
|
Ручной |
Бенз. |
Cedima, Германия |
|
|
|
|
|
CF-12 |
145 |
9,6 и 4,6 |
98 и 103 |
Ручной |
Бенз. и диз. |
CF-15 |
170 |
9,6 и 7,4 |
95 и 116 |
Ручной |
Бенз. и диз. |
CF-21 |
220 |
11 |
220 |
Ручной |
Диз. |
Stone, США |
|
|
|
|
|
CS1 |
117 |
3,7-8,2 |
80 |
Ручной |
Бенз. |
CS2 |
168 |
6,7-11,9 |
141 |
Ручной |
Бенз. |
Golz, Германия, Австрия |
|
|
|
|
|
FS130 |
95 |
6,6 |
80 и 110 |
Ручной |
Бенз. и диз. |
FS170 |
120 |
9,5 |
86 и 125 |
Ручной |
Бенз. и диз. |
Diamant Boart, Бельгия |
|
|
|
|
|
FS-300 |
|
3,7 и 4,0 |
66 |
Ручной |
Бенз. |
FS-350 |
|
8 |
110и 160 |
Ручной |
Бенз. |
Виброплиты одноходные
Изготовитель, индекс виброплиты |
Основные технические параметры |
||||
Рабочий вес, кг |
Мощность двигателя, кВт |
Ширина уплотнения, мм |
Частота вибрации, Гц |
Тип двигателя |
|
Мотопром, РФ |
|
|
|
|
|
ВУ-1500 |
82 |
2,9 |
450 |
90 |
Бенз. |
АО СММ, РФ (совместно с Vibromax) |
|
|
|
|
|
AV-900 |
87 |
2,6 |
415 |
100 |
Бенз. |
Волгодонский ОЭЗ, РФ |
|
|
|
|
|
ОУ-30 |
100 |
4 |
400 |
90 |
Бенз. |
ОУ-90 |
105 |
4 |
420 |
90 |
Бенз. |
Weber, Германия |
|
|
|
|
|
VB-50 |
73 |
2,6 |
480 |
95 |
Бенз. |
VC-14 |
35 |
2,6 |
300-500 |
96 |
Бенз. |
VC-15 |
90 и 100 |
2,6 и3,1 |
480 |
96 |
Бенз. |
Bomaq, Германия |
|
|
|
|
|
ВР-10/36-2 |
72 |
2,9 |
360 |
90 |
Бенз. |
ВР-15/36-2 |
74 |
4 |
360 |
90 |
Бенз. |
ВР-15/45-2 |
21 и 95 |
4,0 и 3,1 |
450 |
90 |
Бенз. и диз. |
Vibromax, Германия |
|
|
|
|
|
AV-600 |
68 |
2 |
360 |
97 |
Бенз. |
AV-900 |
87 |
2,6 |
415 |
100 |
Бенз. |
Stone, США |
|
|
|
|
|
S28A |
72 |
2,9- 3,7 |
480 |
97 |
Бенз. и диз. |
S38A |
86 |
3,1-4,0 |
510 |
90 |
Бенз. и диз. |
S52 |
100 и77 |
3,1-3,7 |
530 и 360 |
90 |
Бенз. и диз. |
Stow, США |
|
|
|
|
|
VPC75 |
79 |
2,9 |
360 |
90 |
Бенз. |
VPC85 |
88 |
4 |
450 |
90 |
Бенз. |
VPC90 |
21 |
4,0 и 3,7 |
500 |
100 |
Бенз. |
Shatal, Израиль |
|
|
|
|
|
РС-1110 |
67 |
2,6 и 4,0 |
350 |
93 |
Бенз. |
РС-1210 |
82 |
2,6 и 4,0 |
400 |
93 |
Бенз. |
РС-1510 |
94, 105, 106 |
3,3 и 4,0 |
460 |
93 |
Бенз. идиз. |
Виброплиты реверсивные
Изготовитель, индекс виброплиты |
Основные технические параметры |
||||
Рабочий вес, кг |
Мощность двигателя, кВт |
Ширина уплотнения, мм |
Частота вибрации, Гц |
Тип двигателя |
|
АО СММ, РФ (совместно с Vibromax) |
|
|
|
|
|
АТ-12 |
120-130 |
3,4 |
325-425 |
75 |
Диз. |
Weber, Германия |
|
|
|
|
|
RC-40 |
104 и 114 |
3,1 и 3,7 |
415 |
70 |
Бенз. и диз. |
RC-48 |
181 и 159 |
4,3 и 3,7 |
480 |
78 |
Бенз. и диз. |
ТС-50 |
181 и 199 |
4,5 и 3,9 |
500-700 |
67 |
Диз. |
Bomag, Германия |
|
|
|
|
|
BPR25/40 |
124 |
4 |
400 |
78 |
Бенз. |
BPR30/38 |
187, 204, 207 |
4,0 и 3,4 и 3,6 |
580 |
75 |
Бенз. и диз. |
BPR35/38 |
187, 204, 207 |
4,0 и 3,2 и 3,6 |
580 |
75 |
Бенз. и диз. |
Vibromax, Германия |
|
|
|
|
|
АТ-12 |
120-130 |
3,2 |
325-425 |
75 |
Диз. |
АТ-15 |
180-192 |
3,6 |
350-550 |
75 |
Диз. |
АТ-25 |
215-227 |
4,5-4,6 |
400-600 |
75 |
Диз. |
Amman, Германия |
|
|
|
|
|
AVP-2220 |
100 и 115 |
2,9 и 3,4 |
400 |
98 |
Бенз. и диз. |
AVP-2620 |
145-155 |
3,4 |
400-500 |
95 |
Диз. |
AVP-2920 |
185-195 и 195-205 |
6,6 и 4,6 |
500-700 |
95 |
Бенз. и диз. |
Dvnapac. Швеция |
|
|
|
|
|
LG-140 |
152 и 179 |
|
330 |
|
Бенз. и диз. |
LG-160 |
156 и 185 |
|
450 |
|
Бенз. и диз. |
LG-200 |
220 и 233 |
|
500 |
|
Бенз. и диз. |
Вибротрамбовки
Изготовитель, индекс трамбовки |
Основные технические параметры |
||||
Рабочая масса, кг |
Ширина пяты, мм |
Мощность двигателя, кВт |
Частота ударов, Гц |
Тип двигателя |
|
Weber, Германия |
|
|
|
|
|
SRX50 |
54 |
200 |
2,4 |
130 |
Бенз. |
SRX60 |
62-62 |
280 |
2,4 |
130 |
Бенз. |
SRX65 |
70 |
280 |
3,2 |
110 |
Бенз. |
SRX75 |
76 |
280 |
3,1 |
110 |
Диз. |
Stone, США |
|
|
|
|
|
XR650 |
57 |
250 |
3 |
130 |
Бенз. |
ХГ728 |
59 |
280 |
3 |
115 |
Бенз. |
ХМ832 |
72 |
280 |
3 |
110 |
Бенз. |
XL8334 |
91 |
330 |
3 |
110-115 |
Бенз. |
XD836 |
98 |
330 |
3 |
100-115 |
Диз. |
Обрезчики кромок
Изготовитель, индекс обрезчика кромок |
Основные технические параметры |
||||
Глубина реза, мм |
Мощность двигателя, кВт |
Масса, кг |
Привод хода |
Тип двигателя |
|
Cedima, Германия |
|
|
|
|
|
CF-22,5 |
220 |
15,4 |
410 |
Гидр. |
Диз. |
CF-27,3 |
280 |
17,7 |
500 |
Гидр. |
Диз. |
Stone, США |
|
|
|
|
|
CSP3 |
197 |
9,7-14,9 |
216 |
Гидр. |
Бенз. |
Golz, Германия, Австрия |
|
|
|
|
|
FS200 |
220 |
15 |
271 |
Гидр. |
Бенз. |
Diamant Boart, Бельгия |
|
|
|
|
|
FS452 |
175 |
7,4; 9,6; 11,8 |
166, 177,209 |
Гидр. |
Бенз. и диз. |
FS500 |
190 |
7,8; 9,6; 10,5 |
120, 218, 250 |
Гидр. |
Бенз. и диз. |
FS600 |
230 |
13,2; 14,7; 18,3 |
305 и 330 |
Гидр. |
Бенз. и диз. |
(Журнал «Дорожная техника и технологии», 3-4/2001)