Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2009 г. N 717
О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса
В соответствии со статьей 25 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса.
2. Установить, что нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, утвержденные настоящим постановлением, не применяются в отношении документации по планировке территории, подготовленной до вступления в силу настоящего постановления.
3. Абзац второй пункта 3 Правил установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 г. N 233 "О порядке установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 17, ст. 2049), изложить в следующей редакции:
"Границы полосы отвода федеральной автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории, подготавливаемой с учетом утвержденных Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса.".
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2010 г.
Председатель Правительства Российской Федерации В. Путин
Нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса
1. Для определения границ полосы отвода автомобильной дороги (далее - граница полосы отвода) в зависимости от категории автомобильной дороги, количества полос движения, высоты насыпей или глубины выемок, наличия боковых резервов, крутизны откосов земляного полотна, требований обеспечения безопасности движения и боковой видимости, а также других условий устанавливаются следующие нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса (далее - нормы отвода земель):
а) для автомобильных дорог, располагаемых на насыпях, - согласно приложениям N 1 - 7;
б) для автомобильных дорог, располагаемых в выемках, - согласно приложениям N 8 - 14.
2. Определение границ полосы отвода в соответствии с нормами отвода земель согласно приложениям N 1 - 14 к настоящим нормам и приложению N 15 не производится применительно к участкам автомобильных дорог:
а) требующих в соответствии с нормами проектирования автомобильных дорог, включая автомобильные дороги необщего пользования, индивидуальных проектных решений земляного полотна;
б) имеющих превышение максимальной высоты одного из откосов насыпи или глубины выемки 12 метров;
в) располагаемых на подходах к мостам, путепроводам и тоннелям;
г) располагаемых на затопляемых пойменных участках и пересечениях водоемов;
д) располагаемых в первой дорожно-климатической зоне, а также в горной и пересеченной с уклоном более 20 процентов местностях.
3. На участках автомобильных дорог, предусмотренных пунктом 2 настоящих норм, границы полосы отвода определяются расчетным путем при подготовке документации по планировке территории, проектной документации и результатов инженерных изысканий.
4. Для обеспечения необходимых условий производства работ по содержанию автомобильных дорог дополнительно к границам полосы отвода, устанавливаемым по нормам отвода земель согласно приложениям N 1 - 15 к настоящим нормам, с каждой стороны автомобильной дороги предусматриваются земельные участки шириной не менее 3 метров.
5. Дополнительно к границам полосы отвода, устанавливаемым по нормам отвода земель согласно приложениям N 1 - 14 к настоящим нормам, расчетным путем при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации и проведении кадастровых работ определяются размеры и местоположение земельных участков, предоставляемых для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги и дорожных сооружений, не предусмотренных нормами отвода земель согласно указанным приложениям, в частности транспортных развязок, укреплений русел у водопропускных труб, струенаправляющих дамб и траверсов, спрямлений русел и срезок у мостов, устройств берм для обеспечения устойчивости откосов земляного полотна, срезок грунта и рубок лесных насаждений для обеспечения видимости, испарительных бассейнов, раскрываемых выемок глубиной более 1 метра, автобусных остановок, подъездов, съездов, примыканий, дорог, носящих временный характер использования, пешеходных и велосипедных дорожек, переходно-скоростных и дополнительных полос движения, обустраиваемых в соответствии с нормативными требованиями, проездов для транспортных средств, используемых при содержании и ремонте автомобильной дороги, защитных и декоративных лесных насаждений и устройств, дублирующих участков дорог с необходимыми сооружениями, противооползневых, противоселевых, противолавинных, противошумовых и других защитных сооружений, закюветных полок, дополнительных полок или обочин шириной не менее 4 метров, элементов обустройства автомобильных дорог, зданий и сооружений линейной дорожной службы, объектов дорожного сервиса и других объектов, имеющих специальное назначение по обслуживанию дорог, иных сооружений, предусмотренных требованиями и условиями, включенными в проектную документацию при подготовке проекта акта выбора земельного участка или выполнении кадастровых работ.
6. Нормы отвода земель, необходимых для размещения пересечений и примыканий автомобильных дорог в разных уровнях, устанавливаются согласно приложению N 15 к настоящим нормам.
7. Границы полосы отвода, предоставляемой при необходимости для размещения снегозащитных лесонасаждений и устройств, устанавливаются в зависимости от объема снегоприноса с учетом предельного минимального расстояния от бровки земляного полотна автомобильной дороги до внешней границы снегозащитных лесонасаждений согласно приложению N 16.
8. Нормы отвода земель, необходимых для размещения производственных объектов, отдельных элементов обустройства автомобильных дорог и объектов дорожного сервиса, устанавливаются согласно приложению N 17.
9. Нормы отвода земель, предназначенных для размещения карьеров (сосредоточенных резервов) грунта и предоставляемых во временное пользование, определяются расчетным путем при подготовке проектной документации с учетом требуемого объема грунта, возможной глубины разработки карьера, толщины вскрыши, вероятного недобора грунта в карьере, а также с учетом проекта рекультивации земель.
10. До подготовки документации по планировке территории и разработки проектной документации для определения границ полосы отвода, необходимой для размещения планируемых к строительству и реконструкции автомобильных дорог, могут быть использованы осредненные нормы отвода земель согласно приложению N 18.
11. Границы полосы отвода, определяемые согласно приложениям N 1 - 14 к настоящим нормам, предназначены для определения предельных минимальных размеров земельных участков, необходимых для размещения:
земляного полотна между низовыми кромками откосов насыпей или верховыми кромками откосов выемок;
двусторонних кюветов при высоте насыпей до 1,5 метра в условиях равнинной местности и до 2 метров в условиях пересеченной местности либо односторонних кюветов, располагаемых с верховой стороны насыпей при поперечном уклоне местности свыше 9 процентов;
нагорных канав и банкетов, располагаемых с верховой стороны выемки при поперечном уклоне местности свыше 9 процентов;
земельных участков, предназначенных для обеспечения необходимых условий производства работ по содержанию автомобильных дорог в пределах полосы отвода, шириной не менее 3 метров с каждой стороны дороги, откладываемых от подошвы насыпи или бровки выемки либо от внешней кромки откоса водоотводной канавы (кювета) или иных элементов (сооружений), указанных в пункте 5 настоящих норм.
Нормы отвода земель, не предусмотренные приложениями N 1 - 14 к настоящим нормам, определяются в соответствии с пунктом 5 настоящих норм.
12. В приложениях N 1 - 7 к настоящим нормам в норме отвода земель:
а) состоящей из 3 чисел:
1-е число обозначает ширину полосы отвода с учетом обеспечения боковой видимости и включает прилегающие с каждой стороны к кромке проезжей части полосы шириной по 25 метров на автомобильных дорогах I - III категорий и по 15 метров на автомобильных дорогах IV и V категорий;
2-е число обозначает ширину полосы отвода с учетом устройства кюветов;
3-е число обозначает ширину полосы отвода с учетом устройства боковых резервов шириной 10 метров и глубиной 0,5 метра, 1 метр и 1,5 метра соответственно, если указанные резервы являются постоянным конструктивным элементом земляного полотна;
б) состоящей из 2 чисел:
1-е число обозначает ширину полосы отвода с учетом обеспечения боковой видимости и включает прилегающие с каждой стороны к кромке проезжей части полосы шириной по 25 метров на автомобильных дорогах I - III категорий и по 15 метров на автомобильных дорогах IV и V категорий;
2-е число обозначает ширину полосы отвода с учетом устройства кюветов;
в) состоящей из одного числа, число обозначает ширину полосы отвода с учетом обеспечения боковой видимости и включает прилегающие с каждой стороны к кромке проезжей части полосы шириной по 25 метров на автомобильных дорогах I - III категорий и по 15 метров на автомобильных дорогах IV и V категорий.
13. Нормы отвода земель, необходимые для определения границ полосы отвода, для автомобильных дорог, имеющих крутизну откосов насыпей высотой до 3 метров на автомобильных дорогах I - III категорий и до 2 метров на автомобильных дорогах IV и V категорий, не предусмотренные нормами отвода земель согласно приложениям N 1 - 7 к настоящим нормам, определяются расчетным путем при подготовке проектной документации.
14. Нормы отвода земель, необходимые для определения границ полосы отвода, предусмотренные приложениями N 1 - 14 к настоящим нормам, учитывают устройство двусторонних кюветов при высоте насыпи до 1,5 метра в условиях равнинной местности и до 2 метров в условиях пересеченной местности.
При расчете указанных норм отвода земель приняты следующие параметры кюветов:
для автомобильных дорог, располагаемых на насыпях:
форма кювета - трапецеидальная;
ширина дна кювета - 0,4 метра;
глубина кювета - 0,5 метра;
заложение внутреннего и внешнего откосов кюветов и боковых резервов соответствуют заложению откосов насыпи;
для автомобильных дорог, располагаемых в выемках:
форма кювета - трапецеидальная;
ширина дна кювета - 0,4 метра;
глубина кювета - 1,2 метра от бровки земляного полотна;
заложение внутреннего откоса кювета соответствует заложению откосов насыпи для соответствующей категории автомобильной дороги.
При других значениях глубины кювета и крутизны его откосов ширину полосы отвода, предусмотренную приложениями N 1 - 14 к настоящим нормам, следует изменять в соответствии с пунктом 7 настоящих норм.
15. Нормы отвода земель, необходимые для определения границ полосы отвода автомобильных дорог I категории с полосами движения более 8, определяются расчетным путем с учетом требований, установленных настоящими нормами.
16. Определение границ полосы отвода применительно к автомобильным дорогам (участкам автомобильных дорог), входящим в состав маршрутов международных автомобильных дорог, осуществляется с учетом требований, установленных:
Европейским соглашением о международных автомагистралях (СМА), заключенным в г. Женеве 15 ноября 1975 г.;
Межправительственным соглашением по сети азиатских автомобильных дорог, заключенным в г. Бангкоке 18 ноября 2003 г.;
Протоколом о международных автомобильных дорогах Содружества Независимых Государств, подписанным в г. Москве 11 сентября 1998 г.
(метров)
Высота насыпи |
На равнинной местности с поперечными уклонами от 0 до 9 процентов |
На пересеченной местности с поперечными уклонами свыше 9 процентов |
||||||
с заложением откосов земляного полотна постоянной крутизны |
с заложением откосов земляного полотна переменной крутизны |
с заложением откосов земляного полотна постоянной крутизны |
с заложением откосов земляного полотна переменной крутизны |
|||||
1:4 |
1:2 |
1:1,5; 1:1,75 |
1:1,75; 1:2 |
1:4 |
1:2 |
1:1,5; 1:1,75 |
1:1,75; 1:2 |
|
1 |
80/67/86 |
- |
- |
- |
116/147 |
- |
- |
- |
1.5 |
80/71/98 |
- |
- |
- |
120/151 |
- |
- |
- |
2 |
80/66/110 |
- |
- |
- |
124/155 |
- |
- |
- |
3 |
80/74 |
- |
- |
- |
132 |
- |
- |
- |
4 |
- |
80/66 |
- |
- |
- |
88 |
- |
- |
5 |
- |
80/70 |
- |
- |
- |
89 |
- |
- |
6 |
- |
80/74 |
- |
- |
- |
94 |
- |
- |
7 |
- |
- |
80/71 |
80/75 |
- |
- |
92 |
97 |
8 |
- |
- |
80/75 |
80/79 |
- |
- |
- |
- |
9 |
- |
- |
80/78 |
83 |
- |
- |
- |
- |
10 |
- |
- |
82 |
87 |
- |
- |
- |
- |
11 |
- |
- |
85 |
91 |
- |
- |
- |
- |
12 |
- |
- |
89 |
95 |
- |
- |
- |
- |
(метров)
Высота насыпи |
На равнинной местности с поперечными уклонами от 0 до 9 процентов |
На пересеченной местности с поперечными уклонами свыше 9 процентов |
||||||
с заложением откосов земляного полотна постоянной крутизны |
с заложением откосов земляного полотна переменной крутизны |
с заложением откосов земляного полотна постоянной крутизны |
с заложением откосов земляного полотна переменной крутизны |
|||||
1:4 |
1:2 |
1:1,5; 1:1,75 |
1:1,75; 1:2 |
1:4 |
1:2 |
1:1,5; 1:1,75 |
1:1,75; 1:2 |
|
1 |
73/59/78 |
- |
- |
- |
102/133 |
- |
- |
- |
1.5 |
73/63/90 |
- |
- |
- |
106/137 |
- |
- |
- |
2 |
73/67/102 |
- |
- |
- |
110/141 |
- |
- |
- |
3 |
73/66 |
- |
- |
- |
118 |
- |
- |
- |
4 |
- |
73/58 |
- |
- |
- |
78 |
- |
- |
5 |
- |
73/62 |
- |
- |
- |
81 |
- |
- |
6 |
- |
73/66 |
- |
- |
- |
86 |
- |
- |
7 |
- |
- |
73/64 |
73/67 |
- |
- |
85 |
89 |
8 |
- |
- |
73/67 |
71 |
- |
- |
86 |
91 |
9 |
- |
- |
73/71 |
75 |
- |
- |
- |
- |
10 |
- |
- |
74 |
79 |
- |
- |
- |
- |
11 |
- |
- |
78 |
83 |
- |
- |
- |
- |
12 |
- |
- |
81 |
87 |
- |
- |
- |
- |
(метров)
Высота насыпи |
На равнинной местности с поперечными уклонами от 0 до 9 процентов |
На пересеченной местности с поперечными уклонами свыше 9 процентов |
||||||
с заложением откосов земляного полотна постоянной крутизны |
с заложением откосов земляного полотна переменной крутизны |
с заложением откосов земляного полотна постоянной крутизны |
с заложением откосов земляного полотна переменной крутизны |
|||||
1:4 |
1:2 |
1:1,5; 1:1,75 |
1:1,75; 1:2 |
1:4 |
1:2 |
1:1,5; 1:1,75 |
1:1,75; 1:2 |
|
1 |
65/52/71 |
- |
- |
- |
87/119 |
- |
- |
- |
1.5 |
65/56/83 |
- |
- |
- |
91/123 |
- |
- |
- |
2 |
65/51/95 |
- |
- |
- |
95/127 |
- |
- |
- |
3 |
65/59 |
- |
- |
- |
103 |
- |
- |
- |
4 |
- |
65/51 |
- |
- |
- |
68 |
- |
- |
5 |
- |
65/55 |
- |
- |
- |
73 |
- |
- |
6 |
- |
65/59 |
- |
- |
- |
79 |
- |
- |
7 |
- |
- |
65/56 |
65/60 |
- |
- |
74 |
78 |
8 |
- |
- |
65/58 |
65/64 |
- |
- |
79 |
84 |
9 |
- |
- |
65/63 |
65/68 |
- |
- |
- |
- |
10 |
- |
- |
67 |
72 |
- |
- |
- |
- |
11 |
- |
- |
70 |
76 |
- |
- |
- |
- |
12 |
- |
- |
74 |
80 |
- |
- |
- |
- |
(метров)
Высота насыпи |
На равнинной местности с поперечными уклонами от 0 до 9 процентов |
На пересеченной местности с поперечными уклонами свыше 9 процентов |
||||||
с заложением откосов земляного полотна постоянной крутизны |
с заложением откосов земляного полотна переменной крутизны |
с заложением откосов земляного полотна постоянной крутизны |
с заложением откосов земляного полотна переменной крутизны |
|||||
1:4 |
1:2 |
1:1,5; 1:1,75 |
1:1,75; 1:2 |
1:4 |
1:2 |
1:1,5; 1:1,75 |
1:1,75; 1:2 |
|
1 |
58/38/57 |
- |
- |
- |
62/81 |
- |
- |
- |
1.5 |
58/42/69 |
- |
- |
- |
66/85 |
- |
- |
- |
2 |
58/37/81 |
- |
- |
- |
70/89 |
- |
- |
- |
3 |
58/45 |
- |
- |
- |
79 |
- |
- |
- |
4 |
- |
58/37 |
- |
- |
- |
58/51 |
- |
- |
5 |
- |
58/41 |
- |
- |
- |
58/56 |
- |
- |
6 |
- |
58/45 |
- |
- |
- |
58/61 |
- |
- |
7 |
- |
- |
58/43 |
58/46 |
- |
- |
58/55 |
59 |
8 |
- |
- |
58/46 |
58/50 |
- |
- |
59 |
63 |
9 |
- |
- |
58/50 |
58/54 |
- |
- |
63 |
68 |
10 |
- |
- |
58/53 |
58/58 |
- |
- |
- |
- |
11 |
- |
- |
58/57 |
62 |
- |
- |
- |
- |
12 |
- |
- |
60 |
66 |
- |
- |
- |
- |
(метров)
Высота насыпи |
На равнинной местности с поперечными уклонами от 0 до 9 процентов |
На пересеченной местности с поперечными уклонами свыше 9 процентов |
||||||||
с заложением откосов земляного полотна постоянной крутизны |
с заложением откосов земляного полотна переменной крутизны |
с заложением откосов земляного полотна постоянной крутизны |
с заложением откосов земляного полотна переменной крутизны |
|||||||
|
1:4 |
1:3 |
1:2 |
1:1,5; 1:1,75 |
1:1,75 1:2 |
1:4 |
1:3 |
1:2 |
1:1,5; 1:1,75 |
1:1,75; 1:2 |
1 |
57/35/54 |
57/31/50 |
- |
- |
- |
57/56/ 75 |
59/73 |
- |
- |
- |
1.5 |
57/39/66 |
57/34/59 |
- |
- |
- |
60/79 |
61/76 |
- |
- |
- |
2 |
57/34/78 |
57/30/68 |
- |
- |
- |
64/83 |
63/78 |
- |
- |
- |
3 |
57/42 |
57/36 |
57/30 |
- |
- |
73 |
68 |
57/46 |
- |
- |
4 |
- |
- |
57/34 |
- |
- |
- |
- |
57/47 |
- |
- |
5 |
- |
- |
57/38 |
- |
- |
- |
- |
57 |
- |
- |
6 |
- |
- |
57/42 |
- |
- |
- |
- |
58 |
- |
- |
7 |
- |
- |
- |
57/40 |
57/43 |
- |
- |
- |
57/52 |
57/56 |
8 |
- |
- |
- |
57/43 |
57/47 |
- |
- |
- |
57/56 |
60 |
9 |
- |
- |
- |
57/47 |
57/51 |
- |
- |
- |
60 |
64 |
10 |
- |
- |
- |
57/50 |
57/55 |
- |
- |
- |
- |
- |
11 |
- |
- |
- |
57/54 |
57/59 |
- |
- |
- |
- |
- |
12 |
- |
- |
- |
57 |
63 |
- |
- |
- |
- |
- |
(метров)
Высота насыпи |
На равнинной местности с поперечными уклонами от 0 до 9 процентов |
На пересеченной местности с поперечными уклонами свыше 9 процентов |
||||||
с заложением откосов земляного полотна постоянной крутизны |
с заложением откосов земляного полотна переменной крутизны |
с заложением откосов земляного полотна постоянной крутизны |
с заложением откосов земляного полотна переменной крутизны |
|||||
1:4 |
1:2 |
1:1,5; 1:1,75 |
1:1,75 ; 1:2 |
1:4 |
1:2 |
1:1,5; 1:1,75 |
1:1,75; 1:2 |
|
1 |
36/29/48 |
- |
- |
- |
36/34/40 |
- |
- |
- |
1.5 |
36/32/57 |
- |
- |
- |
37/48 |
- |
- |
- |
2 |
36/28/66 |
- |
- |
- |
41/55 |
- |
- |
- |
3 |
- |
36/28 |
- |
- |
- |
39 |
- |
- |
4 |
- |
36/32 |
- |
- |
- |
43 |
- |
- |
5 |
- |
36/36 |
- |
- |
- |
47 |
- |
- |
6 |
- |
36/40 |
- |
- |
- |
51 |
- |
- |
7 |
- |
- |
36/38 |
41 |
- |
- |
49 |
52 |
8 |
- |
- |
41 |
45 |
- |
- |
51 |
55 |
9 |
- |
- |
45 |
49 |
- |
- |
53 |
58 |
10 |
- |
- |
48 |
53 |
- |
- |
- |
- |
11 |
- |
- |
52 |
57 |
- |
- |
- |
- |
12 |
- |
- |
55 |
61 |
- |
- |
- |
- |
(метров)
Высота насыпи |
На равнинной местности с поперечными уклонами от 0 до 9 процентов |
На пересеченной местности с поперечными уклонами свыше 9 процентов |
||||||
с заложением откосов земляного полотна постоянной крутизны |
с заложением откосов земляного полотна переменной крутизны |
с заложением откосов земляного полотна постоянной крутизны |
с заложением откосов земляного полотна переменной крутизны |
|||||
1:4 |
1:2 |
1:1,5; 1:1,75 |
1:1,75; 1:2 |
1:4 |
1:2 |
1:1,5; 1:1,75 |
1:1,75; 1:2 |
|
1 |
35/27/36 |
- |
- |
- |
35/32/38 |
- |
- |
- |
1.5 |
35/30/55 |
- |
- |
- |
35/52 |
- |
- |
- |
2 |
35/26/64 |
- |
- |
- |
39/54 |
- |
- |
- |
3 |
- |
35/26 |
- |
- |
- |
37 |
- |
- |
4 |
- |
35/30 |
- |
- |
- |
41 |
- |
- |
5 |
- |
35/34 |
- |
- |
- |
45 |
- |
- |
6 |
- |
35/38 |
- |
- |
- |
49 |
- |
- |
7 |
- |
- |
36 |
39 |
- |
- |
46 |
49 |
8 |
- |
- |
39 |
43 |
- |
- |
49 |
52 |
9 |
- |
- |
43 |
47 |
- |
- |
52 |
56 |
10 |
- |
- |
46 |
51 |
- |
- |
- |
- |
11 |
- |
- |
50 |
55 |
- |
- |
- |
- |
12 |
- |
- |
53 |
59 |
- |
- |
- |
- |
(метров)
Высота насыпи |
На равнинной местности с поперечными уклонами от 0 до 9 процентов с заложением откосов земляного полотна |
На пересеченной местности с поперечными уклонами свыше 9 процентов с заложением откосов земляного полотна |
||||||
1:5 |
1:10 |
1:2 |
1:1,5 |
1:5 |
1:10 |
1:2 |
1:1,5 |
|
1 |
87 |
114 |
- |
- |
- |
- |
113 |
107 |
2 |
- |
- |
89 |
87 |
- |
- |
106 |
99 |
3 |
- |
- |
93 |
90 |
- |
- |
103 |
95 |
4 |
- |
- |
97 |
93 |
- |
- |
112 |
104 |
5 |
- |
- |
101 |
96 |
- |
- |
114 |
105 |
6 |
- |
- |
101 |
95 |
- |
- |
- |
108 |
7 |
- |
- |
105 |
98 |
- |
- |
- |
- |
8 |
- |
- |
109 |
101 |
- |
- |
- |
- |
9 |
- |
- |
113 |
104 |
- |
- |
- |
- |
10 |
- |
- |
117 |
107 |
- |
- |
- |
- |
11 |
- |
- |
121 |
110 |
- |
- |
- |
- |
12 |
- |
- |
125 |
113 |
- |
- |
- |
- |
(метров)
Высота насыпи |
На равнинной местности с поперечными уклонами от 0 до 9 процентов с заложением откосов земляного полотна |
На пересеченной местности с поперечными уклонами свыше 9 процентов с заложением откосов земляного полотна |
||||||
1:5 |
1:10 |
1:2 |
1:1,5 |
1:5 |
1:10 |
1:2 |
1:1,5 |
|
1 |
79 |
105 |
- |
- |
- |
- |
99 |
93 |
2 |
- |
- |
77 |
80 |
- |
- |
89 |
83 |
3 |
- |
- |
86 |
83 |
- |
- |
98 |
91 |
4 |
- |
- |
90 |
86 |
- |
- |
107 |
99 |
5 |
- |
- |
94 |
89 |
- |
- |
106 |
97 |
6 |
- |
- |
94 |
88 |
- |
- |
- |
100 |
7 |
- |
- |
98 |
91 |
- |
- |
- |
- |
8 |
- |
- |
102 |
94 |
- |
- |
- |
- |
9 |
- |
- |
106 |
97 |
- |
- |
- |
- |
10 |
- |
- |
110 |
100 |
- |
- |
- |
- |
11 |
- |
- |
114 |
103 |
- |
- |
- |
- |
12 |
- |
- |
118 |
106 |
- |
- |
- |
- |
(метров)
Высота насыпи |
На равнинной местности с поперечными уклонами от 0 до 9 процентов с заложением откосов земляного полотна |
На пересеченной местности с поперечными уклонами свыше 9 процентов с заложением откосов земляного полотна |
||||||
1:5 |
1:10 |
1:2 |
1:1,5 |
1:5 |
1:10 |
1:2 |
1:1,5 |
|
1 |
70 |
95 |
- |
- |
- |
- |
84 |
79 |
2 |
- |
- |
74 |
72 |
- |
- |
83 |
77 |
3 |
- |
- |
78 |
75 |
- |
- |
92 |
86 |
4 |
- |
- |
82 |
78 |
- |
- |
93 |
86 |
5 |
- |
- |
86 |
81 |
- |
- |
98 |
89 |
6 |
- |
- |
86 |
80 |
- |
- |
102 |
92 |
7 |
- |
- |
90 |
83 |
- |
- |
- |
95 |
8 |
- |
- |
94 |
86 |
- |
- |
- |
- |
9 |
- |
- |
98 |
89 |
- |
- |
- |
- |
10 |
- |
- |
102 |
92 |
- |
- |
- |
- |
11 |
- |
- |
106 |
95 |
- |
- |
- |
- |
12 |
- |
- |
110 |
98 |
- |
- |
- |
- |
(метров)
Высота насыпи |
На равнинной местности с поперечными уклонами от 0 до 9 процентов с заложением откосов земляного полотна |
На пересеченной местности с поперечными уклонами свыше 9 процентов с заложением откосов земляного полотна |
||||||
|
1:5 |
1:10 |
1:2 |
1:1,5 |
1:5 |
1:10 |
1:2 |
1:1,5 |
1 |
58/56 |
80 |
- |
- |
- |
- |
64 |
60 |
2 |
- |
- |
61 |
59 |
- |
- |
73 |
69 |
3 |
- |
- |
65 |
62 |
- |
- |
74 |
68 |
4 |
- |
- |
69 |
65 |
- |
- |
78 |
71 |
5 |
- |
- |
73 |
68 |
- |
- |
83 |
75 |
6 |
- |
- |
73 |
67 |
- |
- |
87 |
78 |
7 |
- |
- |
77 |
70 |
- |
- |
92 |
81 |
8 |
- |
- |
81 |
73 |
- |
- |
- |
84 |
9 |
- |
- |
85 |
76 |
- |
- |
- |
- |
10 |
- |
- |
89 |
79 |
- |
- |
- |
- |
11 |
- |
- |
93 |
82 |
- |
- |
- |
- |
12 |
- |
- |
97 |
85 |
- |
- |
- |
- |
(метров)
Высота насыпи |
На равнинной местности с поперечными уклонами от 0 до 9 процентов с заложением откосов земляного полотна |
На пересеченной местности с поперечными уклонами свыше 9 процентов с заложением откосов земляного полотна |
||||||
|
1:5 |
1:10 |
1:2 |
1:1,5 |
1:5 |
1:10 |
1:2 |
1:1,5 |
1 |
57/52 |
75 |
- |
- |
- |
- |
62 |
58 |
2 |
- |
- |
58 |
56 |
- |
- |
71 |
67 |
3 |
- |
- |
62 |
59 |
- |
- |
71 |
65 |
4 |
- |
- |
66 |
62 |
- |
- |
75 |
68 |
5 |
- |
- |
70 |
65 |
- |
- |
79 |
71 |
6 |
- |
- |
70 |
64 |
- |
- |
84 |
75 |
7 |
- |
- |
74 |
67 |
- |
- |
88 |
78 |
8 |
- |
- |
78 |
70 |
- |
- |
93 |
81 |
9 |
- |
- |
82 |
73 |
- |
- |
- |
- |
10 |
- |
- |
86 |
76 |
- |
- |
- |
- |
11 |
- |
- |
90 |
79 |
- |
- |
- |
- |
12 |
- |
- |
94 |
82 |
- |
- |
- |
- |
(метров)
Высота насыпи |
На равнинной местности с поперечными уклонами от 0 до 9 процентов с заложением откосов земляного полотна |
На пересеченной местности с поперечными уклонами свыше 9 процентов с заложением откосов земляного полотна |
||||||
1:5 |
1:10 |
1:2 |
1:1,5 |
1:5 |
1:10 |
1:2 |
1:1,5 |
|
1 |
47 |
70 |
- |
- |
- |
- |
40 |
37 |
2 |
- |
- |
38 |
36/34 |
- |
- |
44 |
40 |
3 |
- |
- |
42 |
37 |
- |
- |
48 |
43 |
4 |
- |
- |
46 |
40 |
- |
- |
52 |
46 |
5 |
- |
- |
50 |
43 |
- |
- |
56 |
49 |
6 |
- |
- |
54 |
46 |
- |
- |
60 |
52 |
7 |
- |
- |
58 |
49 |
- |
- |
63 |
55 |
8 |
- |
- |
62 |
52 |
- |
- |
67 |
58 |
9 |
- |
- |
66 |
55 |
- |
- |
71 |
61 |
10 |
- |
- |
70 |
58 |
- |
- |
- |
64 |
11 |
- |
- |
74 |
61 |
- |
- |
- |
- |
12 |
- |
- |
78 |
64 |
- |
- |
- |
- |
(метров)
Высота насыпи |
На равнинной местности с поперечными уклонами от 0 до 9 процентов с заложением откосов земляного полотна |
На пересеченной местности с поперечными уклонами свыше 9 процентов с заложением откосов земляного полотна |
||||||
1:5 |
1:10 |
1:2 |
1:1,5 |
1:5 |
1:10 |
1:2 |
1:1,5 |
|
1 |
44 |
66 |
- |
- |
- |
- |
37 |
35/34 |
2 |
- |
- |
35/35 |
35/32 |
- |
- |
41 |
37 |
3 |
- |
- |
39 |
35 |
- |
- |
45 |
40 |
4 |
- |
- |
43 |
38 |
- |
- |
49 |
43 |
5 |
- |
- |
47 |
41 |
- |
- |
53 |
46 |
6 |
- |
- |
51 |
44 |
- |
- |
56 |
49 |
7 |
- |
- |
55 |
47 |
- |
- |
60 |
52 |
8 |
- |
- |
59 |
50 |
- |
- |
64 |
55 |
9 |
- |
- |
63 |
53 |
- |
- |
- |
58 |
10 |
- |
- |
67 |
56 |
- |
- |
- |
- |
11 |
- |
- |
71 |
59 |
- |
- |
- |
- |
12 |
- |
- |
75 |
62 |
- |
- |
- |
- |
(гектаров)
Количество полос движения |
На пересечениях при количестве полос движения |
На примыканиях при количестве полос движения |
||||||
8 |
6 |
4 |
2 |
8 |
6 |
4 |
2 |
|
8 |
50 |
45 |
41 |
38 |
35 |
25 |
23 |
21 |
6 |
45 |
41 |
38 |
35 |
25 |
23 |
21 |
19 |
4 |
41 |
38 |
35 |
32 |
23 |
21 |
19 |
17 |
2 |
38 |
35 |
32 |
29 |
21 |
19 |
17 |
15 |
Примечания: 1. Нормы отвода земель установлены для размещения транспортных развязок на пересечениях и примыканиях 2 автомобильных дорог между собой. При необходимости размещения транспортных развязок на пересечениях и примыканиях 3 и более автомобильных дорог размеры земельных участков определяются расчетным путем при подготовке проектной документации.
2. Нормы отвода земель при необходимости размещения на транспортных развязках спрямлений, укреплений русел у водопропускных труб и мостов, берм для обеспечения устойчивости откосов, выемок грунта и вырубки леса, древесно-кустарниковой растительности для обеспечения видимости, раскрываемых выемок глубиной более 1 метра, автобусных остановок, съездов, пешеходных и велосипедных дорожек, переходно-скоростных и дополнительных полос движения, защитных и декоративных лесонасаждений, противооползневых, противоселевых, противолавинных и других защитных сооружений, а также иных сооружений определяются в соответствии с пунктом 5 норм отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса.
Расчетный годовой объем снегоприноса (куб. м/м) |
Расстояние от бровки земляного полотна автомобильной дороги до внешней границы снегозащитных лесонасаждений (метров) |
от 10 до 25 включительно |
19 - 29 |
свыше 25 до 50 включительно |
39 |
свыше 50 до 75 включительно |
52 |
свыше 75 до 100 включительно |
64 |
свыше 100 до 125 включительно |
77 |
свыше 125 до 150 включительно |
84 |
свыше 150 до 200 включительно |
92 |
свыше 200 до 250 включительно |
156 |
Примечания: 1. При расчетном объеме снегоприноса более 250 куб. м/м расстояние от бровки земляного полотна автомобильной дороги до внешней границы снегозащитных лесонасаждений и их конструкция определяются расчетным путем при подготовке проектной документации.
2. При расчетном объеме снегоприноса 10 - 25 куб. м/м меньшие значения расстояний от бровки земляного полотна автомобильной дороги до внешней границы снегозащитных лесонасаждений принимаются для дорог IV и V категорий, большие значения - для дорог I - III категорий.
Наименование |
Площадь участков (гектаров) |
Производственные объекты и элементы обустройства автомобильных дорог |
|
Комплекс зданий и сооружений линейной дорожной службы (административно-бытовой корпус, гаражи, навесы, стоянки, ремонтно-механические мастерские, склады, автозаправочные колонки, проходная, ограда и ворота, комплексы инженерных коммуникаций и др.) |
2,8 |
Здания и сооружения линейной дорожной службы - отдельно стоящие (административный корпус, бытовые помещения, склады, производственные площадки и хранилища, асфальто-смесительные установки, гаражи, навесы, стоянки, мастерские, проходная, ограда и ворота, вагон-столовая, вагон-баня, вагон-душевая, подъездной железнодорожный тупик, весовая, лаборатория, скважина, комплексы инженерных коммуникаций и др.) |
1 |
Пескобаза, солебаза, база противогололедных материалов (в том числе производственная площадка, подъездной железнодорожный тупик, ограда, ворота и др.) |
0,5 |
Автобусная остановка (открытый, полузакрытый или закрытый автопавильон, посадочная площадка, информационный стенд и мусоросборник): |
|
с переходно-скоростной полосой |
0,15 |
без переходно-скоростной полосы |
0,03 |
Пункт весового и габаритного контроля (без площадок для стоянки грузового транспорта) |
0,1 |
Стационарный пост дорожно-патрульной службы (с площадкой-стоянкой) |
0,1 |
Объекты дорожного сервиса |
|
Автовокзал (пассажирское здание, внутренняя территория с перронами для посадки и высадки пассажиров и площадками для длительной стоянки автобусов, привокзальная площадь с подъездами и стоянками городского пассажирского транспорта) |
1 |
Автостанция (пассажирское здание, территория с перронами для посадки и высадки пассажиров, площадками для стоянки автобусов и легковых автомобилей, проездами для прибытия и отправления автобусов) |
0,5 |
Автогостиница (корпус, открытая охраняемая площадка для стоянки легковых и грузовых автомобилей) |
1 |
Кемпинг (легкие неотапливаемые помещения, место для приготовления пищи, туалет, душевая, административно-бытовые помещения, павильон бытового обслуживания, открытая стоянка для легковых автомобилей) |
1 |
Мотель (гостиница специальной планировки, открытая индивидуальная стоянка легковых автомобилей) |
1 |
Площадка отдыха (переходно-скоростные полосы, подъезд и выезд, площадка для стоянки легковых и грузовых автомобилей, туалеты, смотровая эстакада, столы, скамейки, мусоросборники) |
0,2 |
Пункт общественного питания (переходно-скоростные полосы, площадка для стоянки легковых и грузовых автомобилей) |
0,2 |
Автозаправочная станция (здание с помещением для оператора, торговым павильоном, туалетом, раздаточными колонками, внутренние проезды, площадка, стоянка, подземные резервуары) |
0,4 |
Станция технического обслуживания (здание для производства мелкого аварийного ремонта, технического обслуживания автомобилей, места для мойки автомобилей, торговый павильон, туалет, площадка-стоянка) |
0,4 |
Моечный пункт (отдельный объект с площадкой-стоянкой, туалетом) |
0,05 |
Автомагазин (отдельный объект с площадкой-стоянкой, туалетом) |
0,05 |
Примечания: 1. При проведении инженерных изысканий и подготовки проектной документации возможно увеличение норм отвода земель в зависимости от категории автомобильной дороги и интенсивности движения.
2. Дополнительно определяются размеры и местоположение земельных участков, необходимых для размещения внешних инженерных сетей, артезианских скважин, очистных сооружений, котельных, защитных сооружений, противопожарных полос, путепроводов, пешеходных переходов, иных зданий и сооружений, предусмотренных требованиями и условиями, включенными в проектную документацию при подготовке акта выбора земельного участка (на стадии предварительного согласования мест размещения автомобильных дорог и дорожных сооружений, а также при проведении кадастровых работ).
При необходимости установленные размеры земельных участков в целях:
водоснабжения от проектируемой артезианской скважины подлежат увеличению на 1 гектар;
сброса канализационных стоков в проектируемые очистные сооружения подлежат увеличению от 0,4 до 1 гектара в зависимости от типа очистных сооружений;
теплоснабжения от проектируемой котельной подлежат увеличению от 0,4 до 0,7 гектара в зависимости от типа котельной.
3. Нормы отвода земель для размещения сооружений и комплексов, не предусмотренных настоящим приложением, определяются их сочетанием с учетом обеспечения соблюдения санитарных норм и правил по установлению разрывов между зданиями и размещению пожарных проездов.
Категория дороги |
Количество полос движения |
Общая площадь полосы отвода (гектаров на 1 линейный километр автомобильной дороги) |
|||||||
на особо ценных угодьях земель сельскохозяйственного назначения |
необходимая |
||||||||
поперечный уклон местности не более 1:20 |
поперечный уклон местности свыше 1:20 до 1:10 |
поперечный уклон местности не более 1:20 |
поперечный уклон местности свыше 1:20 до 1:10 |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
I |
8 |
7,5 |
1,8 |
7,6 |
1,8 |
8,1 |
2,3 |
8,2 |
2,3 |
6 |
6,8 |
1,7 |
6,9 |
1,7 |
7,2 |
2,2 |
7,3 |
2,2 |
|
I, II |
4 |
6,1 |
1,6 |
6,2 |
1,6 |
6,5 |
2,1 |
6,6 |
2,1 |
II |
2 |
4,4 |
1,4 |
4,5 |
1,4 |
4,9 |
2,0 |
5,0 |
2,0 |
III |
2 |
4,0 |
1,3 |
4,2 |
1,3 |
4,6 |
2,0 |
4,8 |
2,0 |
IV |
2 |
2,4 |
1,3 |
2,5 |
1,3 |
3,5 |
2,0 |
3,6 |
2,0 |
V |
1 |
2,1 |
1,2 |
2,2 |
1,2 |
3,3 |
2,0 |
3,4 |
2,0 |
Примечания: 1. В графах три, пять, семь и девять указаны осредненные нормы отвода земель, необходимых для размещения автомобильной дороги и (или) объектов дорожного сервиса и установления границ полосы отвода автомобильной дороги.
2. В графах четыре, шесть, восемь и десять указаны осредненные нормы отвода земель, отводимых во временное пользование для нужд строительства (на период строительства).
3. Осредненные нормы отвода земель указаны без учета размеров земельных участков, необходимых для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги и дорожных сооружений, предусмотренных пунктом 5 норм отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса.
4. Осредненные нормы отвода земель, предоставляемых во временное пользование, учитывают только размеры земельных участков для размещения отвалов снимаемого растительного грунта и проезда технологического транспорта.
5. Участки земель, предоставляемые во временное пользование для других нужд строительства (временные объезды, строительные площадки и др.), следует учитывать дополнительно по данным проектной документации.