Постановление Правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. N 1274-ПП

О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти города Москвы по обеспечению законности в сфере имущественно-земельных отношений

В целях повышения эффективности взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы по обеспечению законности в сфере имущественно-земельных отношений, оптимизации контроля за использованием земель и находящихся в собственности города Москвы объектов нежилого фонда, сокращения административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности, противодействия коррупции, реализации Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Закона города Москвы от 26 ноября 2008 г. N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" и Закона города Москвы от 3 июня 2009 г. N 17 "О государственном контроле за использованием объектов недвижимости в городе Москве" Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить Административный регламент взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений в области использования земель и находящихся в собственности города Москвы объектов нежилого фонда (приложение).

2. Возложить на Госинспекцию по недвижимости координацию деятельности органов исполнительной власти города Москвы по обеспечению законности в сфере имущественно-земельных отношений.

3. Госинспекции по недвижимости:

3.1. Подготовить для рассмотрения в установленном порядке:

- до 15 января 2010 г. проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в части установления прав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по составлению протоколов об административных правонарушениях в области землепользования и против порядка управления;

- до 1 марта 2010 г. проекты нормативных правовых актов о внесении изменений в федеральное законодательство по вопросам разграничения полномочий в области государственного земельного контроля между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

3.2. Обеспечить формирование и ведение банка данных по контролю за использованием земель и находящихся в собственности города Москвы объектов нежилого фонда (далее - объекты недвижимости) с включением в него сведений о мерах, принимаемых другими заинтересованными органами исполнительной власти города Москвы, по пресечению правонарушений в области использования объектов недвижимости.

3.3. В первом полугодии 2010 г. совместно с Департаментом имущества города Москвы, Департаментом земельных ресурсов города Москвы, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Управлением координации деятельности по обеспечению безопасности города Москвы, Объединением административно-технических инспекций города Москвы, Государственной жилищной инспекцией города Москвы и префектурами административных округов разработать и принять регламенты об информационном взаимодействии.

3.4. В 2010 году в соответствии с федеральным законодательством подготовить административные регламенты взаимодействия с федеральными органами государственной власти, наделенными соответствующими полномочиями по обеспечению законности в сфере имущественно-земельных отношений.

3.5. В ежегодных планах проверок предусматривать проведение совместных мероприятий по контролю за использованием объектов недвижимости с другими органами исполнительной власти города Москвы, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора).

3.6. В ежегодных докладах о работе Госинспекции по недвижимости по осуществлению регионального государственного контроля за использованием объектов недвижимости отражать вопросы взаимодействия с другими государственными органами по обеспечению законности в сфере имущественно-земельных отношений и основные направления по его улучшению и повышению эффективности.

3.7. С целью предотвращения и пресечения правонарушений в области использования объектов недвижимости систематически осуществлять, в том числе совместно с другими заинтересованными органами исполнительной власти города Москвы, обследования (визуальные осмотры, мониторинг) территорий, зданий и сооружений, при проведении которых не требуется взаимодействие с их пользователями.

При обнаружении в ходе проведения обследований административных правонарушений составлять протоколы и привлекать виновных лиц к административной ответственности, а также направлять соответствующие материалы о нарушениях в другие органы государственной власти для принятия мер по пресечению противоправных действий.

3.8. В целях поддержки малого и среднего предпринимательства осуществлять планомерное сокращение количества проверок в отношении его субъектов, в порядке, установленном федеральным законодательством, предоставлять им отсрочку и рассрочку по оплате административных штрафов, освобождать от административной ответственности при малозначительности правонарушения.

3.9. Направлять в органы прокуратуры материалы по правонарушениям в области использования объектов недвижимости, содержащим признаки уголовно наказуемых деяний, нарушениям законных прав субъектов малого и среднего предпринимательства на объекты недвижимости, а также информацию о коррупционных правонарушениях в сфере имущественно-земельных отношений для принятия мер прокурорского реагирования.

3.10. Совместно с Департаментом земельных ресурсов города Москвы, другими заинтересованными органами исполнительной власти города Москвы проводить работу по внедрению передовых технологий контроля за использованием земель, в том числе с применением методов дистанционного зондирования и возможностей спутниковых систем ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS.

3.11. Осуществить комплекс мер по улучшению взаимодействия с общественностью и информированности населения о проводимой работе по обеспечению законности в сфере имущественно-земельных отношений:

- размещать на официальном интернет-сайте Госинспекции по недвижимости ежегодные планы проведения проверок, ежемесячные отчеты о проводимой работе по обеспечению законности в сфере имущественно-земельных отношений, информацию о целевых проверках использования объектов недвижимости, принятых законодательных, иных нормативных правовых актах и ведомственных инструктивно-методических документах по вопросам осуществления государственного контроля за использованием объектов недвижимости и привлечения нарушителей к ответственности с комментариями специалистов Госинспекции по недвижимости по их применению;

- развивать систему электронного взаимодействия с юридическими лицами и гражданами, обеспечить создание специальных разделов на официальном интернет-сайте Госинспекции по недвижимости с целью получения оперативной информации о правонарушениях в области использования объектов недвижимости и сигналов о наличии признаков коррупции в деятельности сотрудников Госинспекции по недвижимости;

- проводить тематические семинары и пресс-конференции, принимать участие в совещаниях, обучении представителей малого и среднего бизнеса и других заинтересованных лиц по вопросам практики применения законодательства, регулирующего имущественно-земельные отношения, осуществления контроля за его соблюдением, во встречах с населением, проводимых префектурами и управами районов;

- оказывать правовую поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства и другим заинтересованным лицам, в том числе по телефону в режиме "горячей линии" и через Интернет по вопросам использования объектов недвижимости, проведения должностными лицами Госинспекции по недвижимости проверок объектов недвижимости, привлечения нарушителей к административной и иной ответственности;

- регулярно направлять в городские и окружные средства массовой информации тематические аналитические обзоры о деятельности Госинспекции по недвижимости, наиболее актуальных мероприятиях по контролю за использованием объектов недвижимости и принимаемых мерах по пресечению выявленных нарушений.

3.12. Совместно с Департаментом имущества города Москвы в первом полугодии 2010 г. подготовить предложения по модернизации АИС "Контроль недвижимости города Москвы".

4. Госинспекции по недвижимости совместно с Департаментом имущества города Москвы, Департаментом земельных ресурсов города Москвы, Департаментом финансов города Москвы, Департаментом экономической политики и развития города Москвы до 1 апреля 2010 г. подготовить и представить на утверждение Правительства Москвы проект порядка расчета и возмещения вреда (ущерба), причиненного правонарушениями в области использования земель и объектов нежилого фонда.

5. Департаменту имущества города Москвы, Департаменту земельных ресурсов города Москвы, Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, префектурам административных округов и другим органам исполнительной власти города Москвы:

- ежегодно в срок до 1 июля направлять по установленной форме в Госинспекцию по недвижимости предложения по проведению плановых проверок использования объектов недвижимости на следующий год для разработки в соответствии с федеральным законодательством ежегодных планов проверок объектов недвижимости;

- представлять в порядке, установленном регламентами об информационном взаимодействии, документально подтвержденную информацию о принятых мерах в пределах своей компетенции по устранению выявленных правонарушений;

- анализировать причины и условия, способствующие совершению правонарушений в области использования объектов недвижимости, с целью выявления фактов злоупотребления служебным положением должностных лиц, осуществляющих управление и распоряжение объектами недвижимости, незамедлительно информировать правоохранительные органы о коррупционных правонарушениях в сфере имущественно-земельных отношений.

6. Управлению информатизации города Москвы при формировании плана мероприятий на 2010 год по Городской целевой программе "Электронная Москва (2009-2011 гг.)" рассмотреть возможность включения работ по модернизации АИС "Контроль недвижимости города Москвы".

7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Силкина В.Н., руководителя Госинспекции по недвижимости Шатохина В.Е.

 

Мэр Москвы                                         Ю.М. Лужков

Приложение

Административный регламент взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений в области использования земель и находящихся в собственности города Москвы объектов нежилого фонда

1. Настоящий Административный регламент определяет порядок взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений в области использования земель независимо от прав на земельные участки и объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы (далее - объекты недвижимости).

2. Основными задачами взаимодействия являются:

- координация деятельности по защите государственных и общественных интересов в сфере имущественно-земельных отношений, а также прав граждан и юридических лиц на объекты недвижимости;

- обеспечение соблюдения принципа неотвратимости наказания за совершенные противоправные действия в области использования объектов недвижимости;

- повышение эффективности использования объектов недвижимости;

- организация информационного обмена в целях предупреждения, выявления и пресечения правонарушений в области использования объектов недвижимости.

3. Правовой основой осуществления взаимодействия являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", иные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав города Москвы, Закон города Москвы от 3 июня 2009 г. N 17 "О государственном контроле за использованием объектов недвижимости в городе Москве", иные законы и нормативные правовые акты города Москвы, регулирующие деятельность органов исполнительной власти по обеспечению законности в сфере имущественно-земельных отношений.

4. Основными направлениями взаимодействия являются:

- планирование мероприятий по контролю за использованием объектов недвижимости;

- подготовка материалов, необходимых для проведения мероприятий по контролю за использованием объектов недвижимости и привлечения виновных лиц к административной и иной ответственности;

- совместное проведение органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), плановых проверок использования объектов недвижимости;

- совершенствование форм и методов обмена информацией по вопросам использования объектов недвижимости;

- подготовка информационно-аналитических материалов и ежегодных докладов о состоянии законности в сфере имущественно-земельных отношений и принимаемых мерах по предупреждению и пресечению нарушений в использовании объектов недвижимости;

- разработка предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы имущественно-земельных отношений, контрольно-инспекционной деятельности и ответственности за нарушения в области использования объектов недвижимости;

- определение ущерба (вреда), причиненного правонарушениями в сфере использования объектов недвижимости.

- проведение совместных совещаний по проблемам обеспечения соблюдения установленных требований по использованию объектов недвижимости;

- осуществление информационно-разъяснительной работы среди жителей города Москвы по вопросам использования объектов недвижимости и ответственности за правонарушения в области имущественно-земельных отношений.

5. Основными принципами осуществления взаимодействия являются:

- законность;

- объективность;

- приоритетность мер по предупреждению правонарушений в области использования объектов недвижимости;

- комплексное использование правовых, экономических и иных мер по предупреждению и пресечению правонарушений в области использования объектов недвижимости;

- взаимодействие органов исполнительной власти города Москвы с правоохранительными и судебными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами по вопросам предупреждения и пресечения правонарушений в области использования объектов недвижимости;

- гласность с учетом требований законодательства о государственной и иной охраняемой законом тайне.

6. Госинспекция по недвижимости:

6.1. Разрабатывает ежегодные планы проведения плановых проверок по вопросам использования объектов недвижимости с учетом предложений органов исполнительной власти города Москвы и направляет их:

- до 1 октября текущего года в Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы на согласование в части, касающейся субъектов малого и среднего предпринимательства;

- до 1 ноября текущего года в Прокуратуру города Москвы для формирования сводного плана проверок в порядке, установленном федеральным законодательством.

6.2. По обращениям органов исполнительной власти города Москвы и их территориальных подразделений в административных округах:

- проводит внеплановые проверки в порядке и случаях, установленных законодательством (по нарушениям, связанным с причинением вреда жизни и здоровью граждан или окружающей среде либо возникновением угрозы причинения такого вреда);

- осуществляет визуальное обследование объектов недвижимости, не требующее взаимодействия с их пользователями;

- предоставляет информацию о проверках объектов недвижимости;

- осуществляет подготовку заключений об использовании объектов недвижимости в случаях, установленных законами и иными правовыми актами города Москвы.

6.3. В соответствии со своей компетенцией, определенной Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, привлекает в установленном порядке к административной ответственности лиц, допустивших административные правонарушения в области использования земель и объектов нежилого фонда, а также за невыполнение ими в срок выданных предписаний об устранении указанных правонарушений.

6.4. Направляет в Департамент земельных ресурсов города Москвы (по земельным участкам), Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (по земельным участкам, расположенным на особо охраняемых природных территориях) и Департамент имущества города Москвы (по объектам нежилого фонда) материалы проверок, необходимые для определения размера вреда (ущерба), причиненного правонарушениями в области использования объектов недвижимости.

6.5. Представляет информацию:

- ежеквартально в порядке, установленном регламентами об информационном взаимодействии, в Департамент земельных ресурсов города Москвы - по земельным правонарушениям, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы - по фактам захламления земельных участков, а также земельным правонарушениям, выявленным на особо охраняемых природных территориях, Департамент имущества города Москвы - по правонарушениям в области использования объектов нежилого фонда, Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы - по правонарушениям, допущенным предприятиями потребительского рынка и услуг, для принятия мер в соответствии со своей компетенцией в отношении виновных лиц, не устранивших допущенные правонарушения в установленные сроки и продолжающих противоправные действия после привлечения их к административной ответственности;

- ежеквартально в Управление координации деятельности по обеспечению безопасности города Москвы, префектуры административных округов о правонарушениях в области использования объектов недвижимости, не устраненных в установленные сроки;

- ежеквартально о нарушениях, допущенных партнерами Правительства Москвы, для включения в установленном порядке соответствующих сведений в Реестр деловой репутации партнеров Правительства Москвы;

- ежеквартально в Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы о проведенных проверках, выявленных нарушениях и примененных штрафных санкциях для осуществления мониторинга деятельности по контролю за использованием объектов недвижимости, находящихся в пользовании субъектов малого и среднего предпринимательства;

- о выявленных фактах незаконного занятия земельных участков под объекты, обладающие признаками самовольного строительства, для включения соответствующих сведений в Систему учета и мониторинга объектов самовольного строительства.

6.6. Информирует в установленном порядке Прокуратуру города Москвы о:

- незаконном использовании объектов недвижимости, нарушающем государственные и общественные интересы, законные права граждан, в случае непринятия мер по оформлению прав на самовольно используемые объекты недвижимости либо их освобождению после выдачи предписания должностным лицом Госинспекции по недвижимости о прекращении противоправных действий и наложения административного взыскания за его невыполнение;

- правонарушениях в области использования объектов недвижимости, содержащих признаки уголовно-наказуемых деяний, а также административных правонарушениях, возбуждение дел по которым не входит в компетенцию Госинспекции по недвижимости;

- нарушениях законных прав субъектов малого предпринимательства, а также коррупционных правонарушениях, ставших известными сотрудникам Госинспекции по недвижимости в связи с исполнением ими своих обязанностей;

- применении насилия либо угрозы применения насилия в отношении должностного лица Госинспекции по недвижимости или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей;

- количестве проведенных проверок по вопросам использования объектов недвижимости, выявленных правонарушениях и принятых мерах по их устранению и привлечению виновных лиц к административной ответственности (ежегодно по полугодиям и в целом за год).

6.7. Направляет в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в случае его неуплаты в установленные сроки.

6.8. Вносит в Департамент земельных ресурсов города Москвы предложения о прекращении в установленном порядке прав на земельные участки в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

6.9. Осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и правовыми актами города Москвы, подготовку ежегодных докладов об осуществлении государственного контроля за использованием объектов недвижимости.

6.10. Осуществляет ведение банка данных о выявленных правонарушениях в области использования объектов недвижимости и принятых мерах по их устранению, в том числе другими органами исполнительной власти города Москвы.

7. Департамент имущества города Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы, Департамент города Москвы по конкурентной политике, префектуры административных округов и другие заинтересованные органы исполнительной власти города Москвы:

7.1. В порядке, установленном регламентами об информационном взаимодействии, представляют Госинспекции по недвижимости сведения, необходимые для осуществления проверок объектов недвижимости, а также доступ ее сотрудников к соответствующим базам данных, содержащим информацию, необходимую для осуществления возложенных на них функций.

7.2. Ежегодно в срок до 1 июля с учетом требований, установленных федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, представляют предложения по проведению Госинспекцией по недвижимости плановых проверок на следующий год.

7.3. Вносят предложения по проведению Госинспекцией по недвижимости внеплановых проверок в случаях, установленных федеральным законодательством, с предоставлением соответствующих материалов, подтверждающих наличие признаков причинения вреда жизни и здоровью граждан или окружающей среде либо возникновением угрозы причинения такого вреда нарушениями в использовании объектов недвижимости.

8. Органы исполнительной власти города Москвы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), принимают участие в совместных мероприятиях по контролю за использованием объектов недвижимости, проводимых в соответствии с годовыми планами проверок Госинспекции по недвижимости.

9. Департамент имущества города Москвы и Департамент земельных ресурсов города Москвы:

- обеспечивают в соответствии со своей компетенцией защиту интересов города Москвы в судах, в том числе путем направления исковых заявлений от своего имени или от имени Правительства Москвы об освобождении незаконно занимаемых объектов недвижимости и в других случаях, установленных законодательством и договорами аренды;

- в порядке, установленном Правительством Москвы, определяют размер вреда (ущерба), причиненного правонарушениями в области использования объектов недвижимости;

10. Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы предъявляет в суды иски от своего имени или Правительства Москвы об освобождении незаконно занимаемых земельных участков на особо охраняемых природных территориях.