Постановление Правительства РФ
от 31 декабря 2009 г. № 1204
"Об утверждении Положения о государственном контроле в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации"

В соответствии со статьей 11 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о государственном контроле в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Председатель Правительства Российской Федерации

В. Путин

Положение
о государственном контроле в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления государственного контроля в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в целях предупреждения, выявления, пресечения и устранения последствий нарушений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее - государственный контроль).

2. Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (далее - Служба) и ее территориальные органы осуществляют государственный контроль:

а) за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, в том числе совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

б) за состоянием отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 759-р;

в) за выполнением условий охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия федерального значения, охранных обязательств собственников объектов культурного наследия федерального значения и пользователей этими объектами;

г) за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам переданных полномочий по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене указанных нормативных правовых актов или о внесении в них изменений;

д) за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, в том числе в установленном порядке за расходованием предоставленных на осуществление переданных полномочий субвенций из федерального бюджета, с правом проведения проверок.

3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный осуществлять государственный контроль (далее - уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляет государственный контроль:

а) за сохранением, использованием и популяризацией объектов культурного наследия, в том числе совместно со Службой и ее территориальными органами;

б) за состоянием объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 759-р);

в) за выполнением условий охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, а также охранных обязательств собственников объектов культурного наследия регионального значения и пользователей этими объектами;

г) за полнотой и качеством осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия.

4. Мероприятия по государственному контролю осуществляются Службой, ее территориальными органами и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - контрольные органы) посредством организации и проведения плановых проверок, а также внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов юридических лиц и граждан.

5. Проверки проводятся на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя контрольного органа.

6. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых контрольными органами в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

7. Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарной и (или) выездной проверки.

8. Основанием для проведения внеплановой проверки являются:

а) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

б) поступление в контрольные органы обращений и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления и из средств массовой информации о нарушении обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

9. Мероприятия по государственному контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся контрольными органами с соблюдением требований Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

10. В целях проведения проверок должностные лица контрольных органов:

а) посещают объекты культурного наследия, в том числе объекты, расположенные на территориях, подлежащих государственной охране, производят их осмотр, изучение, обмеры, фото- и видеофиксацию, а также совершают иные действия, необходимые для осуществления государственного контроля;

б) знакомятся в установленном порядке с документами и иными необходимыми для осуществления государственного контроля материалами, запрашивают и бесплатно получают их копии;

в) получают от должностных, юридических и физических лиц объяснения по факту нарушения законодательства Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

11. Продолжительность проверок не должна превышать 20 рабочих дней.

В исключительных случаях, связанных со значительным объемом контрольных мероприятий, на основании мотивированного предложения должностного лица, проводящего проверку, срок проведения проверки может быть продлен руководителем контролирующего органа, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий  - не более чем на 15 часов.

12. Юридические и физические лица обязаны предоставить должностным лицам контрольных органов, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов и представителей экспертных организаций на объекты культурного наследия, подлежащие контролю.

13. По результатам проверки должностными лицами контрольных органов, проводящими проверку, составляется акт установленной формы в течение 3 рабочих дней в 2 экземплярах, один из которых вручается физическому лицу, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю или его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо отказе в ознакомлении с актом проверки.

14. В случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, должностные лица контрольных органов, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:

а) выдать предписание собственнику объекта культурного наследия или пользователю объектом культурного наследия об устранении выявленных нарушений с указанием вида нарушения, ссылки на нормативный правовой акт, а также с указанием нарушения требований охранных обязательств собственников объектов культурного наследия или пользователей этими объектами и срока устранения выявленных нарушений;

б) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению и предотвращению возможного вреда объекту культурного наследия, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

15. Формы документов, составляемых в ходе и по результатам проведения проверок Службой и ее территориальными органами, а также порядок их заполнения и учета устанавливаются Службой.

Формы документов, составляемых в ходе и по результатам проведения проверок уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также порядок их заполнения и учета устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

16. Контроль за осуществлением органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (далее - переданные полномочия) включает:

а) рассмотрение и анализ ежеквартальных отчетов об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий;

б) рассмотрение и анализ ежеквартальных отчетов о расходовании предоставленных из федерального бюджета субвенций на осуществление переданных полномочий;

в) рассмотрение и анализ нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий;

г) оценку качества проведенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации мероприятий за счет средств, предоставленных в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий;

д) оценку деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по исполнению переданных полномочий;

е) направление высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации и органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия, предписаний об устранении выявленных нарушений, о привлечении к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации, должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, об отстранении от должности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;

ж) направление высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации и органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия, предписаний об отмене нормативных правовых актов или о внесении в них изменений;

з) направление в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и в Счетную палату Российской Федерации информации о нарушениях расходования субвенций, предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия;

и) направление Министерству культуры Российской Федерации предложений об изъятии у органов государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий;

к) информирование органов прокуратуры о нарушениях законодательства Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий.

17. Контроль за осуществлением переданных полномочий осуществляется Службой и ее территориальными органами в форме документарных и выездных плановых и внеплановых проверок.

18. Документарная проверка за осуществлением переданных полномочий проводится путем истребования и изучения документов и необходимых объяснений представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

19. Срок проведения документарной проверки осуществления переданных полномочий не может превышать один месяц. С учетом сложности проверки, количества и объема проверяемых сведений срок может быть продлен руководителем Службы или ее территориального органа, но не более чем на один месяц.

20. Плановые выездные проверки осуществления переданных полномочий проводятся Службой и ее территориальными органами на основании и в соответствии с ежегодными планами.

21. Основанием для проведения внеплановых проверок осуществления переданных полномочий являются:

а) наличие расхождений и недостоверных данных в сведениях, представленных в отчетах органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

б) осуществление контроля за исполнением предписаний об устранении выявленных ранее нарушений;

в) получение от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан сведений, свидетельствующих о ненадлежащем исполнении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий.

22. При проведении выездной проверки осуществления переданных полномочий должностные лица Службы и ее территориальных органов не вправе:

а) проверять выполнение требований, не относящихся к компетенции Службы;

б) осуществлять плановые выездные проверки в случае отсутствия при их проведении руководителя проверяемого органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо его представителя, должностных лиц, реализующих переданные полномочия или их представителей;

в) требовать представления документов и информации, если они не являются объектами выездной проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

г) распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения выездной проверки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

23. Продолжительность выездной проверки осуществления переданных полномочий не должна превышать один месяц.

С учетом сложности проверки, количества и объема проверяемых сведений срок выездной проверки может быть продлен руководителем Службы или ее территориального органа, но не более чем на один месяц.

24. По результатам выездной проверки осуществления переданных полномочий должностные лица Службы и ее территориальных органов, проводившие проверку, составляют в 2 экземплярах акт проверки.

При проведении проверки совместно с иными контрольными органами акт проверки подписывается также представителями указанных контрольных органов.

Акт проверки после его составления подписывается должностными лицами Службы или ее территориального органа, проводившими проверку, и направляется руководителю Службы или ее территориального органа.

Один экземпляр акта проверки и копии приложений к нему вручаются руководителю или уполномоченному представителю проверяемого органа государственной власти субъекта Российской Федерации под расписку либо направляются посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, который остается в деле Службы или ее территориального органа.

25. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения органом государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий Служба направляет в Министерство культуры Российской Федерации предложение об изъятии у органа государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий.

26. Решения контрольных органов, а также действия (бездействие) их должностных лиц, осуществляющих государственный контроль, могут быть обжалованы в судебном порядке.

27. Должностные лица контрольных органов, осуществляющие государственный контроль, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий по осуществлению государственного контроля.