Материалы по формированию педагогического заказа к порядку проектирования и строительства зданий и сооружений общеобразовательных учреждений
(приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2009 г. № 03-917)

Департамент государственной политики в образовании письмом от 12.05.2009 № 03-917 направил в органы, осуществляющие управление в сфере образования субъектов РФ, Материалы по формированию педагогического заказа к порядку проектирования и строительства зданий и сооружений общеобразовательных учреждений для возможного использования в работе.

Содержание

I. Общие положения

II. Анализ ситуации по порядку проектирования и строительства общеобразовательных учреждений в субъектах Российской Федерации

III. Принципы педагогического заказа на проектирование и строительство общеобразовательных учреждений

Требования к разработке индивидуальных архитектурных проектов зданий и сооружений общеобразовательных учреждений

I. Общие положения

Материалы подготовлены на основании анализа информации о лучших реализованных архитектурных проектах общеобразовательных учреждений в субъектах РФ (письмо Минобрнауки России от 29.12.2008 № 03-2759), а также по итогам заседаний рабочей группы по вопросу разработки новых строительных норм и правил, а также современных архитектурных проектов общеобразовательных учреждений в части педагогического заказа.

Минрегионом России актуализирован СНиП 31-06-2008 "Общественные здания и сооружения" (актуализированная редакция СНиП 2.08.02-89 размещена на сайте Минрегиона России www.minregion.ru). Указанный свод норм и правил содержит необходимые требования, определяющие строительство зданий и сооружений современных школ.

С 1 октября 2008 г. вступили в действие новые СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования", которые "...распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания образовательных учреждений".

Разделом II указанных СанПиН определены требования к размещению, объемно-планировочным и конструктивным решениям помещений для организации питания в общеобразовательных учреждениях.

Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России приглашает заинтересованных педагогов и управленцев к обсуждению определения принципов педагогического заказа к новой школьной архитектуре в образовании в интернет-сообществе "Открытый класс":

http://www.openclass.m/projects/munistry/new_school.

II. Анализ ситуации по порядку проектирования и строительства общеобразовательных учреждений в субъектах Российской Федерации

По информации субъектов РФ, как правило, при строительстве новых общеобразовательных учреждений используются типовые проекты, разработанные научно-исследовательскими и проектными институтами СССР. В то же время в ряде субъектов РФ (г. Москва, Республика Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменская область, Красноярский край, Чукотский автономный округ) в последнее время реализованы современные индивидуальные проекты общеобразовательных школ в соответствии с требованиями действующих СНиП.

Анализ представленной в адрес Минобрнауки России информации о реализованных проектах общеобразовательных учреждений позволяет сделать следующие выводы:

- здания и сооружения общеобразовательных учреждений в отношении использованных материалов, внутренней планировки и типологии помещений имеют большие сходства, несмотря на различные природно-климатические условия, что связано с применением действующих СанПиН и СНиП;

- имеется тенденция к увеличению площади зданий и сооружений в расчете на одного учащегося;

- классные комнаты спроектированы в расчете на традиционную рассадку учащихся (ряды парт, выделенное учительское место, прямоугольная форма классной комнаты);

- предусмотрены большие холлы (атриумы) для обеспечения возможности общения учащихся разных классов и возрастов;

- имеется тенденция к увеличению числа общешкольных помещений - залов различной направленности (музыкальный, актовый, конференционный залы, зал защиты проектов), в том числе к расширению помещений физкультурно-оздоровительного комплекса (физкультурные, хореографический залы, бассейны с ваннами различного размера);

- как правило, проекты предполагают централизованное водо- и электроснабжение, канализацию, в то же время имеются решения с автономными системами (автономная дизельная электростанция, котельная, водонапорная башня, водоочистные сооружения);

- при строительстве зданий и сооружений учитывается необходимость прокладки телекоммуникационных сетей и размещения телекоммуникационного оборудования, в том числе специализированных устройств приема-передачи спутникового сигнала.

При этом оригинальные авторские проекты большинства построенных и планируемых к сдаче объектов - зданий и сооружений общеобразовательных учреждений - в настоящее время не могут рассматриваться как варианты универсальных решений, и быть рекомендованы к использованию органам муниципальных образований и органам исполнительной власти субъектов РФ, выступающим в качестве заказчиков строительства общеобразовательных школ.

III. Принципы педагогического заказа на проектирование и строительство общеобразовательных учреждений

В целях унификации разработки индивидуальных архитектурных проектов зданий и сооружений общеобразовательных учреждений Министерство предлагает учитывать следующие принципы:

- обеспечить удешевление строительства за счет использования современных экологичных материалов и строительных технологий;

- обеспечить сокращение сроков строительства;

- обеспечить учет особенностей организации образовательного процесса, использования коммуникационных и телекоммуникационных технологий в образовании;

- обеспечить учет возрастных особенностей учащихся;

- проводить оптимизацию схемы пришкольных участков.

Основные функциональные требования к разработке данных проектных решений с учетом организации учебного процесса на уровне современных образовательных стандартов представлены в таблице.

Таблица

Требования к разработке индивидуальных архитектурных проектов зданий и сооружений общеобразовательных учреждений

Функциональные единицы

Функциональные характеристики

Функциональные требования

Примечания

1

2

3

4

Общие решения зданий и сооружений

Общеобразо­вательная школа (I - III ступень)

Возраст учащихся от 6,5 лет до 18 лет

Типовые инженерные решения на основе новейших достижений в области вентиляции, кондиционирования и отопления; вентиляция пищеблоков столовых должна учитывать новую технику и технологию приготовления пищи. Технологическое тепло необходимо утилизировать не менее чем на 50%; схемы прямоточного воздухообмена в кухнях необходимо заменять на системы с активированными приточно-вытяжными зонтами; системы водяного отопления необходимо проектировать по двухтрубной схеме с пофасадным регулированием температуры в помещениях. Применять системы отопления с использованием теплых полов

 

Школа I ступени (начальная школа)

Возраст учащихся от 6,5 лет до 10 (11) лет

Типовые инженерные решения на основе новейших достижений в области вентиляции, кондиционирования и отопления; вентиляция пищеблоков столовых должна учитывать новую технику и технологию приготовления пищи. Технологическое тепло необходимо утилизировать не менее чем на 50%; схемы прямоточного воздухообмена в кухнях необходимо заменять на системы с активированными приточно-вытяжными зонтами; системы водяного отопления необходимо проектировать по двухтрубной схеме с пофасадным регулированием температуры в помещениях. Применять системы отопления с использованием теплых полов

Модель

Школа II ступени (подростковая школа)

Возраст учащихся от 10 (11) лет до 15 (16) лет

Типовые инженерные решения на основе новейших достижений в области вентиляции, кондиционирования и отопления; вентиляция пищеблоков столовых должна учитывать новую технику и технологию приготовления пищи. Технологическое тепло необходимо утилизировать не менее чем на 50%; схемы прямоточного воздухообмена в кухнях необходимо заменять на системы с активированными приточно-вытяжными зонтами; системы водяного отопления необходимо проектировать по двухтрубной схеме с пофасадным регулированием температуры в помещениях. Применять системы отопления с использованием теплых полов

Модель

Школа III ступени (старшая школа)

Возраст учащихся от 15 (16) лет до 17 (18) лет

Типовые инженерные решения на основе новейших достижений в области вентиляции, кондиционирования и отопления; вентиляция пищеблоков столовых должна учитывать новую технику и технологию приготовления пищи. Технологическое тепло необходимо утилизировать не менее чем на 50%; схемы прямоточного воздухообмена в кухнях необходимо заменять на системы с активированными приточно-вытяжными зонтами; системы водяного отопления необходимо проектировать по двухтрубной схеме с пофасадным регулированием температуры в помещениях. Применять системы отопления с использованием теплых полов

Модель

Школа полного дня

Возраст учащихся от 6,5 лет до 18 лет

Наличие дополнительных помещений спортивного, художественно-эстетического направления, кабинетов для занятий в малых группах (до 15 человек)

Модель

Типовые школьные здания постройки до 2000 г.

 

Разработка проектов модернизации школьных зданий, в том числе увеличение площади за счет перекрытия внутреннего пространства типовых зданий в форме "каре", при этом площадь здания увеличивается на 30-40%

 

Общешкольные помещения

Общешкольный атриум

Пространство общешкольного общения учащихся, место проведения общешкольных выставок и экспозиций

Наличие верхнего света, специальное покрытие стен, возможно расположение рядом с входной группой

 

Информационно-библиотечный комплекс

Возможно выделение специальной зоны для учащихся младших классов

Система индивидуальных рабочих мест для работы с информацией; помещения для тиражного и иного оборудования; компьютерный центр, медиатека и универсальное лекционное помещение; встроенные шкафы для книг и хранилище книг

 

Залы

 

Актовый зал с многофункциональной сценой, вместимостью на общее количество учащихся школы; хореографический зал, раздевалки;  обязательное наличие технических помещений (кладовых) и в начальной школе - помещений для одежды учащихся, сушильни для одежды и обуви

 

Основные учебные помещения

Учебные кабинеты

 

В основу учебных помещений должен быть положен принцип универсального учебного кабинета, рассчитанного на организацию фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы

 

Предметные кабинеты

По предметам: химия, физика, биология

Должны включать:

классную комнату;

практикум;

лаборантскую.

Каждое помещение имеет отдельный выход в общий коридор и объединено внутренними дверями

 

Помещения физкультурно-оздоровительного назначения

Спортивный комплекс

Спортивные залы для:

- начальной школы;

Многофункциональный спортивный зал - трансформер с возможностью одновременных занятий для нескольких классов (при этом могут быть использованы мобильные перегородки) и проведения спортивных соревнований по различным видам физической культуры и спорта.

Наличие раздевалок с душевыми кабинами, тренерских, подсобных помещений

- основной и старшей школы

Наличие различных зон в спортивном зале - стенок для скалолазания, спортивных игр, занятий легкой атлетикой. Наличие качественного напольного и настенного (противоударного, например пробкового) покрытия, зрительских трибун (могут быть откидные)

Бассейн

Целесообразность строительства бассейна обусловлена климатическими условиями зоны, в которой ведется строительство

Не менее трех 25-метровых дорожек, возможность для прыжков, "лягушатник" для обучения плаванию учащихся младшего школьного возраста. Наличие разно уровневых спусков в воду

Наличие раздевалок с душевыми кабинами, тренерских, подсобных помещений

Площади и габариты

Площади и габариты помещения, а также их взаимное расположение в объеме здания рассчитываются на основе действующих СНиП с учетом тенденции к увеличению расчетной площади на одного учащегося до 25-30 м2.