Материалы по формированию педагогического заказа к порядку
проектирования и строительства зданий и сооружений общеобразовательных учреждений
(приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2009 г. №
03-917)
Департамент государственной политики в образовании письмом от 12.05.2009 № 03-917 направил в органы, осуществляющие управление в сфере образования субъектов РФ, Материалы по формированию педагогического заказа к порядку проектирования и строительства зданий и сооружений общеобразовательных учреждений для возможного использования в работе.
Содержание
|
Материалы подготовлены на основании анализа информации о лучших реализованных архитектурных проектах общеобразовательных учреждений в субъектах РФ (письмо Минобрнауки России от 29.12.2008 № 03-2759), а также по итогам заседаний рабочей группы по вопросу разработки новых строительных норм и правил, а также современных архитектурных проектов общеобразовательных учреждений в части педагогического заказа.
Минрегионом России актуализирован СНиП 31-06-2008 "Общественные здания и сооружения" (актуализированная редакция СНиП 2.08.02-89 размещена на сайте Минрегиона России www.minregion.ru). Указанный свод норм и правил содержит необходимые требования, определяющие строительство зданий и сооружений современных школ.
С 1 октября 2008 г. вступили в действие новые СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования", которые "...распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания образовательных учреждений".
Разделом II указанных СанПиН определены требования к размещению, объемно-планировочным и конструктивным решениям помещений для организации питания в общеобразовательных учреждениях.
Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России приглашает заинтересованных педагогов и управленцев к обсуждению определения принципов педагогического заказа к новой школьной архитектуре в образовании в интернет-сообществе "Открытый класс":
http://www.openclass.m/projects/munistry/new_school.
По информации субъектов РФ, как правило, при строительстве новых общеобразовательных учреждений используются типовые проекты, разработанные научно-исследовательскими и проектными институтами СССР. В то же время в ряде субъектов РФ (г. Москва, Республика Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменская область, Красноярский край, Чукотский автономный округ) в последнее время реализованы современные индивидуальные проекты общеобразовательных школ в соответствии с требованиями действующих СНиП.
Анализ представленной в адрес Минобрнауки России информации о реализованных проектах общеобразовательных учреждений позволяет сделать следующие выводы:
- здания и сооружения общеобразовательных учреждений в отношении использованных материалов, внутренней планировки и типологии помещений имеют большие сходства, несмотря на различные природно-климатические условия, что связано с применением действующих СанПиН и СНиП;
- имеется тенденция к увеличению площади зданий и сооружений в расчете на одного учащегося;
- классные комнаты спроектированы в расчете на традиционную рассадку учащихся (ряды парт, выделенное учительское место, прямоугольная форма классной комнаты);
- предусмотрены большие холлы (атриумы) для обеспечения возможности общения учащихся разных классов и возрастов;
- имеется тенденция к увеличению числа общешкольных помещений - залов различной направленности (музыкальный, актовый, конференционный залы, зал защиты проектов), в том числе к расширению помещений физкультурно-оздоровительного комплекса (физкультурные, хореографический залы, бассейны с ваннами различного размера);
- как правило, проекты предполагают централизованное водо- и электроснабжение, канализацию, в то же время имеются решения с автономными системами (автономная дизельная электростанция, котельная, водонапорная башня, водоочистные сооружения);
- при строительстве зданий и сооружений учитывается необходимость прокладки телекоммуникационных сетей и размещения телекоммуникационного оборудования, в том числе специализированных устройств приема-передачи спутникового сигнала.
При этом оригинальные авторские проекты большинства построенных и планируемых к сдаче объектов - зданий и сооружений общеобразовательных учреждений - в настоящее время не могут рассматриваться как варианты универсальных решений, и быть рекомендованы к использованию органам муниципальных образований и органам исполнительной власти субъектов РФ, выступающим в качестве заказчиков строительства общеобразовательных школ.
В целях унификации разработки индивидуальных архитектурных проектов зданий и сооружений общеобразовательных учреждений Министерство предлагает учитывать следующие принципы:
- обеспечить удешевление строительства за счет использования современных экологичных материалов и строительных технологий;
- обеспечить сокращение сроков строительства;
- обеспечить учет особенностей организации образовательного процесса, использования коммуникационных и телекоммуникационных технологий в образовании;
- обеспечить учет возрастных особенностей учащихся;
- проводить оптимизацию схемы пришкольных участков.
Основные функциональные требования к разработке данных проектных решений с учетом организации учебного процесса на уровне современных образовательных стандартов представлены в таблице.
Таблица
Функциональные единицы |
Функциональные характеристики |
Функциональные требования |
Примечания |
1 |
2 |
3 |
4 |
Общие решения зданий и сооружений |
|||
Общеобразовательная школа (I - III ступень) |
Возраст учащихся от 6,5 лет до 18 лет |
Типовые инженерные решения на основе новейших достижений в области вентиляции, кондиционирования и отопления; вентиляция пищеблоков столовых должна учитывать новую технику и технологию приготовления пищи. Технологическое тепло необходимо утилизировать не менее чем на 50%; схемы прямоточного воздухообмена в кухнях необходимо заменять на системы с активированными приточно-вытяжными зонтами; системы водяного отопления необходимо проектировать по двухтрубной схеме с пофасадным регулированием температуры в помещениях. Применять системы отопления с использованием теплых полов |
|
Школа I ступени (начальная школа) |
Возраст учащихся от 6,5 лет до 10 (11) лет |
Типовые инженерные решения на основе новейших достижений в области вентиляции, кондиционирования и отопления; вентиляция пищеблоков столовых должна учитывать новую технику и технологию приготовления пищи. Технологическое тепло необходимо утилизировать не менее чем на 50%; схемы прямоточного воздухообмена в кухнях необходимо заменять на системы с активированными приточно-вытяжными зонтами; системы водяного отопления необходимо проектировать по двухтрубной схеме с пофасадным регулированием температуры в помещениях. Применять системы отопления с использованием теплых полов |
Модель |
Школа II ступени (подростковая школа) |
Возраст учащихся от 10 (11) лет до 15 (16) лет |
Типовые инженерные решения на основе новейших достижений в области вентиляции, кондиционирования и отопления; вентиляция пищеблоков столовых должна учитывать новую технику и технологию приготовления пищи. Технологическое тепло необходимо утилизировать не менее чем на 50%; схемы прямоточного воздухообмена в кухнях необходимо заменять на системы с активированными приточно-вытяжными зонтами; системы водяного отопления необходимо проектировать по двухтрубной схеме с пофасадным регулированием температуры в помещениях. Применять системы отопления с использованием теплых полов |
Модель |
Школа III ступени (старшая школа) |
Возраст учащихся от 15 (16) лет до 17 (18) лет |
Типовые инженерные решения на основе новейших достижений в области вентиляции, кондиционирования и отопления; вентиляция пищеблоков столовых должна учитывать новую технику и технологию приготовления пищи. Технологическое тепло необходимо утилизировать не менее чем на 50%; схемы прямоточного воздухообмена в кухнях необходимо заменять на системы с активированными приточно-вытяжными зонтами; системы водяного отопления необходимо проектировать по двухтрубной схеме с пофасадным регулированием температуры в помещениях. Применять системы отопления с использованием теплых полов |
Модель |
Школа полного дня |
Возраст учащихся от 6,5 лет до 18 лет |
Наличие дополнительных помещений спортивного, художественно-эстетического направления, кабинетов для занятий в малых группах (до 15 человек) |
Модель |
Типовые школьные здания постройки до 2000 г. |
|
Разработка проектов модернизации школьных зданий, в том числе увеличение площади за счет перекрытия внутреннего пространства типовых зданий в форме "каре", при этом площадь здания увеличивается на 30-40% |
|
Общешкольные помещения |
|||
Общешкольный атриум |
Пространство общешкольного общения учащихся, место проведения общешкольных выставок и экспозиций |
Наличие верхнего света, специальное покрытие стен, возможно расположение рядом с входной группой |
|
Информационно-библиотечный комплекс |
Возможно выделение специальной зоны для учащихся младших классов |
Система индивидуальных рабочих мест для работы с информацией; помещения для тиражного и иного оборудования; компьютерный центр, медиатека и универсальное лекционное помещение; встроенные шкафы для книг и хранилище книг |
|
Залы |
|
Актовый зал с многофункциональной сценой, вместимостью на общее количество учащихся школы; хореографический зал, раздевалки; обязательное наличие технических помещений (кладовых) и в начальной школе - помещений для одежды учащихся, сушильни для одежды и обуви |
|
Основные учебные помещения |
|||
Учебные кабинеты |
|
В основу учебных помещений должен быть положен принцип универсального учебного кабинета, рассчитанного на организацию фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы |
|
Предметные кабинеты |
По предметам: химия, физика, биология |
Должны включать: классную комнату; практикум; лаборантскую. Каждое помещение имеет отдельный выход в общий коридор и объединено внутренними дверями |
|
Помещения физкультурно-оздоровительного назначения |
|||
Спортивный комплекс |
Спортивные залы для: - начальной школы; |
Многофункциональный спортивный зал - трансформер с возможностью одновременных занятий для нескольких классов (при этом могут быть использованы мобильные перегородки) и проведения спортивных соревнований по различным видам физической культуры и спорта. |
Наличие раздевалок с душевыми кабинами, тренерских, подсобных помещений |
- основной и старшей школы |
Наличие различных зон в спортивном зале - стенок для скалолазания, спортивных игр, занятий легкой атлетикой. Наличие качественного напольного и настенного (противоударного, например пробкового) покрытия, зрительских трибун (могут быть откидные) |
||
Бассейн |
Целесообразность строительства бассейна обусловлена климатическими условиями зоны, в которой ведется строительство |
Не менее трех 25-метровых дорожек, возможность для прыжков, "лягушатник" для обучения плаванию учащихся младшего школьного возраста. Наличие разно уровневых спусков в воду |
Наличие раздевалок с душевыми кабинами, тренерских, подсобных помещений |
Площади и габариты |
|||
Площади и габариты помещения, а также их взаимное расположение в объеме здания рассчитываются на основе действующих СНиП с учетом тенденции к увеличению расчетной площади на одного учащегося до 25-30 м2. |