Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16 июня 2010 г. № 67
"Об утверждении СП 2.5.2648-10"
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; 2003, № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; 2006, № 52 (ч. 1) ст. 5498; 2007 № 1 (ч. 1) ст. 21; 2007, № 1 (ч. 1) ст. 29; 2007, № 27, ст. 3213; 2007, № 46, ст. 5554; 2007, № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст. 2801; 2008, № 29 (ч. 1), ст. 3418; 2008, № 30 (ч. 2), ст. 3616; 2008, № 44, ст. 4984; 2008, № 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, № 1, ст. 17) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295; 2004, № 8, ст. 663; 2004, № 47, ст. 4666; 2005, № 39, ст. 3953) постановляю:
1. Утвердить СП 2.5.2648-10 Изменения и дополнения № 2 к санитарным правилам "Санитарные правила по проектированию, изготовлению и реконструкции локомотивов и специального подвижного состава железнодорожного транспорта". СП 2.5.1336-03* (приложение).
2. Ввести в действие указанные санитарные правила с 12 июля 2010 года.
Г.Г. Онищенко
________________________
* 3арегистрированы Минюстом России 10 июня 2003 г., регистрационный номер 4671.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 июля 2010 г.
Регистрационный № 17697
СП 2.5.2648-10
Изменения и дополнения № 2 к СП
2.5.1336-03
"Санитарные правила по проектированию, изготовлению и реконструкции
локомотивов и специального подвижного состава железнодорожного транспорта"
Ввести изменения и дополнения в СП 2.5.1336-03 "Санитарные правила по проектированию, изготовлению и реконструкции локомотивов и специального подвижного состава железнодорожного транспорта" (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 10 июня 2003 г., регистрационный № 4671)
1. В пункте 3.1.1 исключить слова "а также безопасные условия проезда пассажиров".
2. В пункте 3.2.2 исключить номера приложений "4, 5".
3. Пункт 3.2.3 дополнить абзацами девять, десять следующего содержания:
"При длительном отстое на открытом воздухе и отрицательных температурах наружного воздуха должен быть обеспечен дежурный обогрев помещений локомотивов и СПС с обеспечением температуры в них не менее 5°С, а при длительном отстое в теплое время года - дежурное охлаждение с обеспечением температуры в помещениях не более 35°С.
Система обеспечения микроклимата должна осуществлять предварительный обогрев (от температуры режима дежурного обогрева) и предварительное охлаждение (от температуры дежурного охлаждения) помещений локомотивов и СПС до температуры, соответствующей нормативным значениям (приложения № 1, 2, 3) за время подготовки подвижного состава в рейс, определяемое условиями эксплуатации".
4. В пункте 3.2.7:
- абзац шестой исключить;
- абзац восьмой изложить в следующей редакции:
"В помещениях локомотивов и СПС должно обеспечиваться избыточное давление (подпор) воздуха по отношению к атмосферному:
- для кабин локомотивов с конструкционной скоростью менее 160 км/ч - не менее 15 Па;
- для кабин локомотивов с конструкционной скоростью 160 км/ч и более - не менее 30 Па;
- для помещений специального подвижного состава - не менее 15 Па".
5. В пункте 3.2.16 слова "и пассажиров" исключить.
6. Пункт 3.2.24 исключить.
7. Пункт 4.14 исключить.
8. Пункт 4.17 исключить.
9. В пункте 4.21 показатель "70%" заменить на "60%".
10. Пункт 4.26 дополнить абзацем:
"Основные параметры планировки кабины управления должны соответствовать требованиям, представленным в приложении № 17."
11. Пункт 4.27 изложить в следующей редакции:
"В кабине локомотивов капотного типа рабочее место машиниста должно оборудоваться двумя функционально аналогичными пультами, размещенными диагонально в кабине с правой стороны по ходу движения".
12. Пункт 4.34 исключить.
13. Пункт 4.37 дополнить третьим абзацем следующего содержания:
"Компоновка СОИ и ОУ на пульте управления локомотивом должна соответствовать требованиям, представленным в приложении № 17".
14. Пункт 4.42 исключить.
15. Пункт 4.44 исключить.
16. Пункт 4.46 изложить в следующей редакции:
"Геометрические параметры кресла машиниста локомотива должны соответствовать требованиям, представленным в приложении № 18".
17. Пункт 4.47 изложить в следующей редакции:
"Кабина локомотива для управления машинистом без помощника (в "одно лицо") должна быть выполнена и оборудована таким образом, чтобы обеспечить безопасность движения, сохранение здоровья и работоспособности машиниста в условиях интенсификации и возрастания эмоциональной напряженности труда, в том числе оснащена эффективными техническими средствами контроля бдительности, системами интеллектуальной поддержки, системами жизнеобеспечения, позволяющими обеспечить оптимальные условия труда машиниста".
18. Пункт 5.13 изложить в следующей редакции:
"Кабина управления СПС должна быть оснащена современными средствами жизнеобеспечения.
Внутренние габариты кабины, просветы окон, основные размеры высот пульта и кресла устанавливают из расчета создания оптимальных условий работы (сидя и стоя) для лиц роста от 1650 до 1900 мм.
Кабины централизованного управления движением должны иметь основные размеры, соответствующие требованиям, представленным в приложении № 19".
19. Пункт 5.15 исключить.
20. Пункт 5.18 изложить в следующей редакции:
"Для кабин централизованного управления (локомотивного типа) расстояние в двухрядной кабине между рядами кресел должно составлять не менее 700 мм".
21. Первое предложение пункта 5.36 изложить в следующей редакции:
"Высота проема дверей от пола должна быть в кабине управления движением не менее 1900 мм, в кабине управления технологическим процессом не менее 1780 мм, ширина во всех кабинах - не менее 530 мм".
22. Пункт 5.42 дополнить абзацем следующего содержания:
"Геометрические параметры кресла машиниста, управляющего движением, должны соответствовать требованиям, представленным в приложении № 18".
23. Пункт 5.44 изложить в следующей редакции:
"Кресло машиниста, управляющего технологическим процессом, должно по своим размерам соответствовать требованиям, представленным в приложении № 18.
При установке в подлокотниках кресла пультов управления, последние должны являться продолжением подлокотников".
24. Пункт 5.47 изложить в следующей редакции:
"Размеры основных элементов пульта, ниши под пультом с подножкой и параметры установки кресла машиниста, управляющего движением, должны соответствовать требованиям, представленным в приложении № 19".
25. Пункт 5.48 изложить в следующей редакции:
"СОИ и ОУ оперативного назначения должны располагаться перед машинистом на информационной и моторной панелях пульта в зоне оптимальной видимости и досягаемости. Параметры компоновки СОИ и ОУ должны соответствовать требованиям, представленным в приложении № 20".
26. Пункт 5.50 изложить в следующей редакции:
"Планировка, конструкция и компоновка рабочих мест в кабинах управления технологическим процессом должны соответствовать требованиям, представленным в приложении № 21".
27. Пункт 5.54 изложить в следующей редакции:
"Вновь проектируемые, строящиеся и модернизируемые пассажирские вагоны, не предназначенные для оказания услуг по перевозке пассажиров, в том числе: вагоны специального назначения, путеизмерительные вагоны, вагоны-дефектоскопы на базе пассажирских вагонов, а также служебно-бытовые вагоны, входящие в состав путевого комплекса, должны по параметрам микроклимата и систем его обеспечения, количеству подаваемого наружного воздуха, концентрации вредных веществ в воздухе, уровням шума, инфразвука, вибрации, освещенности и электромагнитных излучений в различных помещениях отвечать требованиям настоящих санитарных правил и иметь следующие отделения и оборудование:
купе для отдыха машинистов, оснащенные полумягкими диванами, столиками, шкафами для личной одежды, полками, культурно-бытовым инвентарем;
помещение для приема пищи и отдыха, оборудованное столами, стульями, холодильником, шкафами для посуды и продуктов питания с гнездами для термосов;
душевую установку с подводом горячей воды и раздевалкой;
санузел с умывальником, унитазом, зеркалом и розеткой (220 В) для включения электробритвы;
помещение для приготовления пищи, оборудованное печью и газовой плитой или электроплиткой (220 В), кухонным столом, педальным мусоросборником;
помещение для сушки и хранения рабочей одежды, оборудованное отдельными шкафами, в которых хранятся индивидуальные средства защиты;
аптечку первой помощи с необходимым набором медикаментов.
Вагоны специального назначения должны быть оборудованы холодным и горячим водоснабжением с температурой воды в баке менее 80°С.
Система водоснабжения не должна ухудшать качество заправляемой (исходной) питьевой воды. Объемы резервуаров для воды должны обеспечивать ее количество, необходимое для приготовления пищи, личной гигиены экипажа, поддержания чистоты в помещениях.
Резервуары и распределительные трубопроводы должны быть изготовлены из материалов, не ухудшающих качество воды. Конструкция системы для питьевой воды должна обеспечивать предотвращение загрязнения в ней воды, полный слив.
Вагоны специального назначения должны быть оборудованы экологически чистыми туалетами или туалетными системами замкнутого типа".
28. Пункт 6.1 дополнить абзацем следующего содержания:
"Переоборудование и перепланировка пассажирских вагонов должна проводиться путем сохранения имеющихся в пассажирском вагоне штатных систем жизнеобеспечения или создания дополнительных с целью обеспечения в помещениях вагона параметров микроклимата, уровней шума, вибрации, освещенности, состояния воздушной среды и количества подаваемого наружного воздуха в соответствии с требованиями, представленными в приложениях № 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14".
29. Пункт 6.5 изложить в следующей редакции:
"Конструкция и геометрические размеры окон, дверей, проходов и туалетов в вагонах служебно-бытового назначения должны соответствовать требованиям, предъявляемым к пассажирским вагонам локомотивной тяги".
30. Пункты 6.6 - 6.8 - исключить.
31. Первое предложение пункта 6.14 изложить в следующей редакции:
"Санузел должен иметь площадь не менее 1,2 м2. В туалетах рекомендуется установка туалетных систем замкнутого типа или экологически чистых туалетов".
32. Ввести приложения № 18, № 19, № 20, № 21.
33. В примечании 1 к приложению № 8 в скобках слово "расчетом" заменить на слова "расчетным методом", текст после закрывающей скобки исключить.
34. Приложения № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 14 изложить в новой редакции:
Приложение
№ 1
к СП 2.5.1336-03
Параметры микроклимата в кабинах управления локомотивов и специального подвижного состава
| Наименование параметра | Значение параметра при температуре наружного воздуха (tн), °C | ||
| ниже 10 | от 10 до 20 | от 20 до 40 | |
| Температура воздуха на высоте 1500 мм от пола, °С | 20-24 | 20-24 | 22 + 0,2(t н-20)±2 | 
| Перепад температуры воздуха по высоте 1500/150 мм, °С, не более | 5 | - | - | 
| Перепад температуры воздуха по ширине кабины на высоте 1500 мм от пола, °С, не более | 2 | - | - | 
| Перепад между температурой ограждения и температурой воздуха в 150 мм от ограждения, °С, не более | 5* | - | - | 
| Температура пола, °С, не менее | 10 | - | - | 
| Температура стенки, °С, не менее | 15 | - | - | 
| Относительная влажность воздуха (при наличии системы увлажнения), % | 30-70 | 30-70 | не более 70 | 
| Скорость движения воздуха, м/сек, не более | 0,25 | 0,4 | 0,4 | 
| * Значение установлено для случая, когда температура ограждения ниже температуры воздуха. | |||
Приложение
№ 2
к СП 2.5.1336-03
Параметры микроклимата в служебных помещениях специального подвижного состава
Таблица 2.1
| Наименование параметра | Значение параметра при температуре наружного воздуха (tн), °C | ||
| ниже 10 | от 10 до 20 | от 20 до 40 | |
| операторская (аппаратная) | |||
| Температура воздуха на высоте 1500 мм от пола, °С | 20-24 | 20-24 | 22 + 0,2(t н-20) ±2 | 
| Перепад температуры воздуха по высоте 1500/150 мм, °С, не более | 5 | - | - | 
| Перепад температуры воздуха по ширине помещения на высоте 1500 мм от пола, °С, не более | 2 | - | - | 
| Перепад между температурой ограждения и температурой воздуха в 150 мм от ограждения, °С, не более | 5* | - | - | 
| Температура пола, °С, не менее | 10 | - | - | 
| Температура стенки, °С, не менее | 15 | - | - | 
| Относительная влажность воздуха (при наличии системы увлажнения), % | 30-70 | 30-70 | не более 70 | 
| Скорость движения воздуха, м/сек, не более | 0,25 | 0,4 | 0,4 | 
| * Значение установлено для случая, когда температура ограждения ниже температуры воздуха. | |||
Таблица 2.2
| Наименование параметра | Значение параметра при температуре наружного воздуха, °С | |||
| ниже 10 | от 10 до 20 | от 20 до 30 | выше 30 | |
| мастерская | ||||
| Температура воздуха на высоте 1500 мм от пола, °С | 16-18 | 16-20 | 22-26 | не более 28* | 
| Температура пола, °С, не менее | 10 | - | - | - | 
| Температура стенки, °С, не менее | 15 | - | - | - | 
| * При наличии системы охлаждения. | ||||
Приложение
№ 3
к СП 2.5.1336-03
Параметры микроклимата в бытовых помещениях специального подвижного состава
| Наименование параметра | Значение параметра при температуре наружного воздуха, °С | |||
| ниже 10 | от 10 до 20 | от 20 до 30 | выше 30 | |
| Салон-купе отдыха, кухня*, салон приема пищи | ||||
| Температура воздуха на высоте 1500 мм от пола, °С | 20-24 | 20-24 | 22-26 | не более 28 | 
| Перепад температуры воздуха по высоте 1500/150 мм, °С, не более | 3 | - | - | - | 
| Перепад между температурой ограждения и температурой воздуха в 150 мм от ограждения, °С, не более | 3** | - | - | - | 
| Температура пола, °С, не менее | 10 | - | - | - | 
| Температура стенки, °С, не менее | 15 | - | - | - | 
| Относительная влажность воздуха (при наличии системы увлажнения), % | 30-70 | 30-70 | не более 70 | не более 70 | 
| Скорость движения воздуха, м/сек, не более | 0,25 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 
| Душ | ||||
| Температура воздуха на высоте 1500 мм от пола, °С, не менее | 23 | 23 | - | - | 
| Температура пола, °С, не менее | 20 | - | - | - | 
| Температура стенки, °С, не менее | 25 | - | - | - | 
| Туалет | ||||
| Температура воздуха на высоте 1500 мм от пола, °С, не менее | 16 | 16 | - | - | 
| Температура пола, °С, не менее | 5 | - | - | - | 
| Температура стенки, °С, не менее | 10 | - | - | - | 
| * При отключенном кухонном оборудовании | ||||
| ** Значение установлено для случая, когда температура ограждения ниже температуры воздуха | ||||
Приложение
№ 4
к СП 2.5.1336-03
Количество наружного воздуха, подаваемого в помещения локомотивов и специального подвижного состава
| Категория помещения | Количество наружного воздуха, подаваемого в помещение на 1 человека, м3/ч, не менее, при наружной температуре | |||
| ниже минус 20°С | от минус 20°С до минус 5°С | от минус 5°С до 26°С | выше 26° С | |
| Кабина управления | 15 | 18 | 30 | 15 | 
| Служебные и бытовые помещения, салоны | 8 | 10 | 20 | 15 | 
Приложение
№ 5
к СП 2.5.1336-03
Параметры, определяющие эффективность системы подогрева помещений локомотивов и специального подвижного состава
| Наименование параметра | Значение параметра | 
| Минимальный перепад температуры в помещении относительно минимально допустимой наружной температуры tТУ (в соответствии с технической документацией на подвижной состав), °С, не менее | DT = tmin - tTУ | 
| Допустимые отклонения температуры от заданного значения, °С | ±2 | 
| Примечание - tmin - минимальное значение температуры в кабинах управления локомотивов и СПС (по приложению № 1), служебных (по приложению № 2) и бытовых (по приложению № 3) помещениях СПС при наружной температуре ниже 10°С | |
Приложение
№ 6
к СП 2.5.1336-03
Параметры, определяющие эффективность системы охлаждения кабин управления локомотивов, кабин управления и помещений специального подвижного состава
| Перепад температур воздуха относительно наружной в помещениях, предназначенных для эксплуатации в регионах с температурой воздуха в летний период, °С | Допустимые отклонения температуры от заданного значения, °С | |
| до плюс 33 | до плюс 40 | |
| не менее 6 | не менее 12 | ±2 | 
Приложение
№ 14
к СП 2.5.1336-03
Предельно допустимые уровни электромагнитных излучений в помещениях локомотивов и СПС
| Наименование показателя | Значение показателя | 
| на рабочих местах | |
| Переменные магнитные поля промышленной частоты (50 Гц): | |
| Напряженность магнитного поля, А/м, не более Магнитная индукция, мкТл, не более | 80 100 | 
| Электрические поля промышленной частоты (50 Гц): | |
| Напряженность электрического поля, Е, кВ/м, не более | 5 | 
| Постоянные магнитные поля: | |
| Напряженность постоянного магнитного поля, Н, кА/м, не более | 8 | 
| Радиочастотный (РЧ) диапазон: | |
| Напряженность электрического поля, Е, В/м, не более | 
 | 
| в диапазоне РЧ от 0,03 до 3 МГц | 50 | 
| в диапазоне РЧ от 3 до 30 МГц | 30 | 
| в диапазоне РЧ от 30 до 300 МГц | 10 | 
| Напряженность магнитного поля, Н, А/м, не более | 
 | 
| в диапазоне РЧ от 0,03 до 3 МГц | 5,0 | 
| в диапазоне РЧ от 30 до 50 МГц | 0,30 | 
| Электростатическое поле: | |
| Напряженность электростатического поля, кВ/м, не более | 20 | 
| в бытовых помещениях СПС: салон (купе) для отдыха, кухня, салон (кухня-салон) для приема пищи | |
| Электрические поля: | |
| Напряженность электрического поля, В/м, не более | 
 | 
| в диапазоне частот от 30 до 300 кГц | 25,0 | 
| в диапазоне частот от 0,3 до 3 МГц | 15,0 | 
| в диапазоне частот от 3 до 30 МГц | 10,0 | 
| в диапазоне частот от 30 до 300 МГц | 3,0 | 
| промышленной частоты (50 ГЦ) | 500 | 
| Постоянные магнитные поля: | |
| Магнитная индукция, мТл, не более | 1,0 | 
| Электростатическое поле: | |
| Напряженность электростатического поля, кВ/м, не более | 15 | 
Приложение
№ 17
к СП 2.5.1336-03
Параметры планировки кабины управления и компоновки органов управления (ОУ) и средств отображения информации (СОИ) на пульте управления локомотивов
| Наименование параметра | Значение параметра | 
| Планировка кабины управления | |
| Высота свободного пространства от пола на рабочих местах, мм, не менее | 2000 | 
| Глубина свободного пространства на рабочих местах от заднего края пульта, мм, не менее | 1200 | 
| Расстояние от заднего края ниши пульта (по оси симметрии ниши) до лобового окна (по горизонтальной плоскости, проходящей через верхний край пульта), мм | (от 650 до 900)* | 
| Высота верхнего края пульта от пола, мм | (от 1100 до 1200)(1) | 
| Высота от пола горизонтальной панели пульта, мм, не более | 900(2) | 
| Угол наклона вертикальной панели пульта от вертикальной плоскости, град. | от 20 до 40 | 
| Угол наклона горизонтальной панели пульта от горизонтальной плоскости, град. | от 6 до 20 | 
| Дистанция наблюдения средств отображения информации, мм | от 350 до 750 | 
| Ниша пульта: | 
 | 
| высота от пола, мм, не менее | 830(3) | 
| глубина, мм, не менее | 600 | 
| ширина в зоне размещения стоп ног, мм, не менее | 600 | 
| Подножка: | 
 | 
| высота заднего края подножки от пола, мм | (от 150 до 250)(4) | 
| угол наклона площадки для стоп ног от горизонтали, град. | от 10 до 25 | 
| глубина площадки для стоп ног, мм, не менее | 500 | 
| ширина площадки для стоп ног, мм, не менее | 600* | 
| глубина свободного пространства на полу для стоп ног от проекции заднего края пульта в нише, мм, не менее | 170 | 
| Установка кресла машиниста в кабине: | 
 | 
| высота сидения кресла на механизме крепления в крайнем нижнем положении от пола, мм | (от 630 до 680)*,(5) | 
| расстояние продольного смещения кресла на механизме крепления от крайне переднего до крайне заднего положения, мм, не менее | 400* | 
| расстояние между проекциями на полу заднего края пульта и линии соединения сиденья и спинки кресла в среднем положении сиденья, мм | (450±10)* | 
| Наименование параметра | Значение параметра | 
| Компоновка ОУи СОИ на пульте управления | |
| Зона размещения графика движения (листа предупреждений) в центре моторной панели по оси симметрии ниши: | 
 | 
| слева от оси симметрии ниши, мм, не более | 100 | 
| справа от оси симметрии ниши, мм, не более | 100 | 
| Зона размещения рычага контроллера вертикального исполнения слева от оси симметрии ниши, мм | от 200 до 350 | 
| Зона размещения тормозных кранов: | 
 | 
| с рычагом управления вертикального исполнения справа от оси симметрии ниши, мм | от 200 до 450 | 
| с рычагом управления горизонтального исполнения (геометрический центр) справа от оси симметрии ниши, мм | от 450 до 600* | 
| Зона размещения на информационной панели СОИ для контроля параметров скорости, сигналов безопасности, аварийной сигнализации по оси симметрии ниши: | 
 | 
| слева от оси симметрии ниши, мм, не более | 200 | 
| справа от оси симметрии ниши, мм, не более | 200 | 
| Зоны размещения на информационной панели СОИ для контроля параметров тяги, торможения и диагностики от оси симметрии ниши, мм | от 200 до 750 | 
| Зона размещения СОИ и ОУ вспомогательными переключениями от оси симметрии ниши, мм | от 250 до 750 | 
| Примечания | |
| 1 Значения параметров, помеченные знаком *, не относятся к локомотивам маневровым с кузовом капотного типа. | |
| 2 Допускаются взаимосвязанные отклонения от значений параметров, помеченных цифрами от (1) до (5), при условии обеспечения рациональной рабочей позы машиниста и оптимального наружного обзора из кабины в обоснованных случаях. | |
Приложение
№ 18
к СП 2.5.1336-03
Геометрические параметры кресла машиниста локомотива и самоходного специального подвижного состава (ССПС)
| Наименование параметра | Значение параметра | 
| Кресло машиниста локомотива и ССПС | |
| Высота поверхности сиденья (без учета высоты устройства крепления кресла к полу), мм | от 400 до 420 | 
| Регулировка сиденья по высоте, мм, не менее | 80 | 
| Продольное смещение сиденья кресла от крайнего переднего до крайнего заднего положения, мм, не менее | 200 | 
| Ширина сиденья, мм, не менее | 410 | 
| Глубина сиденья, мм, не менее | 400 | 
| Высота спинки с заголовником, мм | от 840 до 870 | 
| Высота опорной поверхности заголовника, мм | от 180 до 260 | 
| Ширина заголовника, мм, не менее | 175 | 
| Ширина спинки, мм, не менее | 390 | 
| Высота подлокотника, мм | от 230 до 250 | 
| Длина подлокотника, мм | от 300 до 400 | 
| Ширина подлокотника, мм, не менее | 50 | 
| Расстояние между внутренними гранями подлокотников, мм, не менее | 500 | 
| Вынос опорной поверхности заголовника вперед от линии спинки, мм, не более | 25 | 
| Наклон подлокотников от горизонтали, град.: | 
 | 
| нерегулируемый | 0-5 | 
| регулируемый | 0-20 | 
| Наклон сиденья (опорной поверхности) к горизонтали, град. | 0-7 | 
| Наклон спинки относительно сиденья (со ступенчатой регулировкой), град. | 95-115 | 
| Вершина поясничной опоры от плоскости сиденья регулируемая, мм | от 140 до 250 | 
| Кресло машиниста, управляющего технологическим процессом СПС | |
| Сиденье: | 
 | 
| длина (глубина), мм, не менее | 400 | 
| ширина, мм, не менее | 410 | 
| наклон сидения к горизонтали, град | от 0 до 7 | 
| регулировка сидения по высоте, мм, не менее | 80 | 
| продольное смещение сиденья кресла от крайнего переднего до крайнего заднего положения, мм, не менее | 200 | 
| Спинка: | 
 | 
| ширина, мм, не менее | 390 | 
| высота, мм | от 430 до 450 от 560 до 590 | 
| отклонение спинки относительно сиденья, град | от 95 до 115 | 
| Подлокотники: | 
 | 
| длина с встроенным пультом управления, мм: | от 200 до 250 | 
| длина без встроенного пульта управления, мм: | от 300 до 400 | 
| ширина, мм: | от 50 до 80 | 
| высота подлокотников от сиденья кресла, мм: | от 240 до 260 | 
| Установка кресла: | 
 | 
| высота поверхности сиденья кресла (без учета высоты устройства крепления кресла к полу), мм | от 400 до 420 | 
| глубина свободного пространства при отсутствии впереди стоящего пульта по полу от лобовой стенки до плоскости, проходящей через передний край сиденья кресла в крайнем переднем положении, мм, не менее | 600 | 
| расстояние между проекциями на полу заднего края пульта и линии соединения сиденья и спинки кресла в среднем положении сиденья, мм | 450 ± 110 | 
Приложение
№ 19
к СП 2.5.1336-03
Организация рабочих мест в кабине управления движением специального подвижного состава
| Наименование параметра | Значение параметра | 
| Высота свободного пространства от пола на рабочих местах машиниста и помощника машиниста, мм, не менее | 2000 | 
| Глубина свободного пространства на рабочих местах машиниста и помощника машиниста от заднего края пульта, мм, не менее | 1200 | 
| Расстояние от заднего края ниши пульта (по оси симметрии ниши) до лобового окна (по горизонтальной плоскости, проходящей через верхний край пульта), мм | от 700 до 900 | 
| Высота верхнего края пульта от пола: | 
 | 
| при высоте сиденья кресла (от 660 до 680) мм | от 1100 до 1200 | 
| при высоте сиденья кресла (от 400 до 430) мм | от 850 до 950 | 
| Высота от пола горизонтальной панели пульта, мм, не более | 900 | 
| Угол наклона вертикальной панели пульта от вертикальной плоскости, град. | от 20 до 40 | 
| Угол наклона горизонтальной панели пульта от горизонтальной плоскости, град. | от 6 до 20 | 
| Дистанция наблюдения средств отображения информации, мм | от 350 до 750 | 
| Ниша пульта: | 
 | 
| Высота от пола, мм, не менее | 
 | 
| при высоте сиденья кресла (от 660 до 680) мм | 830 | 
| при высоте сиденья кресла (от 400 до 430) мм | 650 | 
| Глубина, мм, не менее | 600 | 
| Ширина в зоне размещения стоп ног, мм, не менее | 600 | 
| Подножка: | 
 | 
| Угол наклона площадки для стоп ног от горизонтали, град. | от 15 до 25 | 
| Глубина площадки для стоп ног, мм, не менее | 500 | 
| Ширина площадки для стоп ног, мм, не менее | 600 | 
| Глубина свободного пространства на полу для стоп ног от проекции заднего края пульта в нише, мм, не менее | 170 | 
| Установка кресла машиниста в кабине: | 
 | 
| Высота от пола сидения кресла в крайнем нижнем положении, мм | от 400 до 430 | 
| Высота от пола сидения кресла на механизме крепления в крайнем нижнем положении, мм | от 660 до 680 | 
| Расстояние продольного смещения кресла на механизме крепления от крайне переднего до крайне заднего положения, мм, не менее | 400 | 
| Расстояние между проекциями на полу заднего края пульта и линии соединения сиденья и спинки кресла в среднем положении сиденья, мм | 450±10 | 
| Время беспрепятственного покидания кресла, с, не более | 3 | 
Приложение
№ 20
к СП 2.5.1336-03
Параметры компоновки органов управления (ОУ) и средств отображения информации (СОИ) на пульте управления движением специального подвижного состава
| Наименование параметра | Значение параметра | 
| Зона размещения графика движения (листа предупреждений) в центре моторной панели по оси симметрии ниши: | 
 | 
| справа от оси симметрии ниши, мм, не более: | 100 | 
| слева от оси симметрии ниши, мм, не более: | 100 | 
| Зона размещения органов управления движением слева от оси симметрии ниши, мм | от 200 до 300 | 
| Зона размещения тормозных кранов: | 
 | 
| с рычагом управления вертикального исполнения справа от оси симметрии ниши, мм | от 350 до 450 | 
| с рычагом управления горизонтального исполнения (геометрический центр) справа от оси симметрии ниши, мм | от 500 до 600 | 
| Зона размещения на информационной панели СОИ для контроля параметров скорости, сигналов безопасности, аварийной сигнализации по оси симметрии ниши: | 
 | 
| справа от оси симметрии ниши, мм, не более: | 200 | 
| слева от оси симметрии ниши, мм, не более: | 200 | 
| Зоны размещения на информационной панели СОИ для контроля параметров тяги, торможения и диагностики от оси симметрии ниши, мм | от 200 до 750 | 
| Зона размещения СОИ и ОУ вспомогательными переключениями от оси симметрии ниши, мм | от 250 до 750 | 
Приложение
№ 21
к СП 2.5.1336-03
Организация рабочих мест в кабине управления технологическим процессом специального подвижного состава и компоновка органов управления (ОУ) и средств отображения информации (СОИ)
| Наименование параметра | Значение параметра | 
| Организация рабочих мест | |
| Размеры кабины на рабочих местах, мм, не менее: | 
 | 
| высота от пола до потолка | 1800 | 
| ширина кабины, мм, не менее | 2000 | 
| глубина кабины, мм, не менее | 1300 | 
| Высота от пола верхней кромки обзорного окна, мм, не менее | 1400 | 
| Установка кресла: | 
 | 
| Высота поверхности сиденья кресла (без учета высоты устройства крепления кресла к полу), мм | 400 - 420 | 
| Глубина свободного пространства при отсутствии впереди стоящего пульта по полу от лобовой стенки до плоскости, проходящей через передний край сиденья кресла в крайнем переднем положении, мм, не менее | 600 | 
| Расстояние между проекциями на полу заднего края пульта и линии соединения сиденья и спинки кресла в среднем положении сиденья, мм | 450 ±10 | 
| Геометрия пульта управления технологическим процессом: | 
 | 
| Высота от пола горизонтальной панели пульта, мм, не более | 750 | 
| Угол наклона вертикальной панели вперед от вертикальной плоскости, град. | 20-40 | 
| Угол наклона горизонтальной панели назад от горизонтальной плоскости, град. | 6-20 | 
| Ниша пульта: | 
 | 
| Высота от пола, мм, не менее | 650 | 
| Глубина, мм, не менее | 600 | 
| Ширина ниши в зоне размещения стоп ног, мм, не менее | 600 | 
| Подножка: | 
 | 
| Угол наклона поверхности опоры подножки от горизонтали, град. | от 15 до 25 | 
| Глубина опорной площадки подножки, мм, не менее | 500 | 
| Ширина опорной площадки подножки, мм, не менее | 600 | 
| Глубина свободного пространства на полу для стоп ног от проекции заднего края пульта в нише, мм, не менее | 170 | 
| Компоновки ОУи СОИ на пульте управления технологическим процессом | |
| Зона размещения органов управления слева и справа от оси симметрии кресла при отсутствии впереди стоящего пульта, мм | от 200 до 350 | 
| Зона размещения тормозных кранов: | 
 | 
| с рычагом управления вертикального исполнения справа от оси симметрии кресла, мм | от 350 до 450 | 
| с рычагом управления горизонтального исполнения (геометрический центр) справа от оси симметрии кресла, мм | от 540 до 560 | 
| Зона размещения на информационной панели СОИ для контроля параметров скорости, сигналов безопасности, аварийной сигнализации по оси симметрии кресла: | 
 | 
| справа от оси симметрии кресла, мм, не более | 200 | 
| слева от оси симметрии кресла, мм, не более | 200 | 
| Зоны размещения на информационной панели СОИ для контроля параметров тяги, торможения и диагностики от оси симметрии кресла, мм | от 200 до 750 | 
| Зона размещения СОИ и ОУ вспомогательными переключениями от оси симметрии кресла, мм | от 250 до 750 | 
| Размещение органов ручного управления аппаратуры постоянного пользования в зоне моторного поля в операторской, оборудованной компьютеризованными рабочими местами, мм: | 
 | 
| по высоте | от 900 до 1300 | 
| по глубине | от 400 до 500 |