Приказ Минприроды России от 24 августа 2010 г. № 330
Об утверждении типовых правил использования водохранилищ
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. № 349 "Об утверждении Положения о разработке, согласовании и утверждении правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 18 (ч. 2), ст. 2247), подпунктом "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2006 г. № 757 "О полномочиях Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в области водных отношений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 51, ст. 5461; 2009, № 10, ст. 1237) приказываю:
Утвердить прилагаемые типовые правила использования водохранилищ.
Врио Министра |
С.Р. Леви |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 сентября 2010 г.
Регистрационный № 18461
Типовые правила использования водохранилищ
1. Настоящие типовые правила использования водохранилищ (далее - типовые правила) разработаны в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. № 349 "Об утверждении Положения о разработке, согласовании и утверждении правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ"*(1).
2. В соответствии с настоящими типовыми правилами осуществляется использование водохранилищ, не включенных в перечень водохранилищ (в том числе водохранилищ с емкостью более десяти миллионов кубических метров), в отношении которых разработка правил использования водохранилищ осуществляется для каждого водохранилища (нескольких водохранилищ, каскада водохранилищ или водохозяйственной системы в случае, если режимы их использования исключают раздельное функционирование), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. № 197-р*(2) (далее - водохранилища).
3. Типовые правила предназначены для использования:
уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
собственниками гидротехнических сооружений, образующих водохранилища и (или) эксплуатирующими такие гидротехнические сооружения организациями;
водопользователями при использовании водных объектов в соответствии с заключенными договорами водопользования и решениями о предоставлении водохранилищ в пользование.
4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации реализуют требования настоящих типовых правил:
в процессе предоставлении водохранилищ или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водохранилищ в пользование;
при осуществлении мер по охране водных ресурсов водохранилищ, включая установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос, поддержание надлежащего санитарного состояния водохранилищ, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водохранилищ, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водохранилищ, установленным Правительством Российской Федерации*(3);
при осуществлении мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водохранилищ, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
5. Собственники гидротехнических сооружений, образующих водохранилища и (или) эксплуатирующие такие гидротехнические сооружения организации выполняют требования настоящих типовых правил в процессе эксплуатации таких гидротехнических сооружений (далее - ГТС) в соответствии с требованиями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
6. Водохранилища могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации от 3 июня 2006 № 74-ФЗ*(4) (далее - Водный кодекс Российской Федерации).
Использование водных ресурсов водохранилищ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения приоритетно перед иными целями их использования.
7. Использование водохранилищ водопользователями, образованных для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, осуществляется на основании договоров, заключенных между уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и водопользователями, и санитарно-эпидемиологических заключений, определяющих их соответствие санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Сброс сточных вод и (или) дренажных вод в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения запрещается*(5).
Сброс сточных и (или) дренажных вод в границах второго и третьего поясов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, хозяйственными и иными объектами, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, допускается с соблюдением санитарных правил и норм в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"*(6).
8. Водохранилища, образованные для целей технического водоснабжения промышленных и сельскохозяйственных организаций, водообеспечения объектов теплоэнергетики и производства электрической энергии, орошения земель сельскохозяйственного назначения, используются на основании договоров, заключенных между уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и водопользователями с учетом интересов иных водопользователей с соблюдением требований рационального использования и охраны водных объектов.
Использование водохранилищ для обеспечения технологических нужд теплоэнергетики и атомной энергетики осуществляется с соблюдением температурных режимов водных объектов*(7).
Использование водохранилищ для целей производства электрической энергии гидроэнергетическими объектами осуществляется с учетом интересов других водопользователей, соблюдения требований к использованию и охране водных объектов, требований к сохранению водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира, требований о предотвращении негативного воздействия вод и ликвидации его последствий*(8).
9. Использование водохранилищ, образованных в рыбохозяйственных целях и являющихся водными объектами рыбохозяйственного значения, для товарного рыбоводства, организации спортивного и любительского рыболовства, воспроизводства водных биологических ресурсов, осуществляется в соответствии с водным законодательством, законодательством о рыболовстве и охране водных биологических ресурсов, законодательством о животном мире.
Сброс в водохранилища, являющиеся водными объектами рыбохозяйственного значения, вредных веществ, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены, запрещается*(9).
В границах рыбоохранных зон и рыбохозяйственных заповедных зон, установленных в соответствии с законодательством, сброс сточных вод и (или) дренажных вод запрещается*(10).
10. Использование водохранилищ для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта) осуществляется при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта с учетом правил использования водных объектов, устанавливаемых органами местного самоуправления в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
Использование водохранилищ рекреационного назначения в иных целях, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации, допускается с соблюдением санитарных правил и норм в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
11. Использование водных ресурсов водохранилищ, образованных для обеспечения пожарной безопасности, в иных целях, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации, не допускается.
Забор (изъятие) водных ресурсов для тушения пожаров допускается из любых водохранилищ без какого-либо разрешения, бесплатно и в необходимом для ликвидации пожаров количестве.
12. Водный режим водохранилищ, являющихся водными объектами рыбохозяйственного значения (ограничение объема безвозвратного изъятия поверхностных вод, обеспечение оптимального уровня воды и сбросов вод в рыбохозяйственных целях) устанавливается с учетом требований по обеспечению сохранения водных биоресурсов.
13. Водопользователи при использовании водохранилищ обязаны:
не допускать нарушение прав других водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде;
содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные в акватории водохранилища гидротехнические и иные сооружения;
информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водохранилищах;
своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водохранилищах;
вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водохранилищ и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водохранилищами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты учета и регулярных наблюдений в соответствии с требованиями водного законодательства.
14. Собственники и эксплуатирующие ГТС организации оповещают органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и водопользователей об изменениях водного режима водохранилища, в том числе при возникновении аварий на гидротехнических сооружениях и иных чрезвычайных ситуациях, в порядке, определенном законодательством о защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
15. Мероприятия по технической эксплуатации и благоустройству водохранилища осуществляются постоянно, в течение всего года.
При эксплуатации водохранилищ в зимний период времени собственники ГТС, образующих водохранилища, и (или) эксплуатирующие ГТС организации осуществляют мероприятия по предотвращению повреждений гидротехнических сооружений и берегов водохранилищ в результате ледовых воздействий. В период установления ледяного покрова на акватории водохранилища, в целях быстрейшего образования сплошного ледяного покрова, предотвращения образования навалов льда перед гидротехническими сооружениями и на откосах водохранилищ, а также возникновением зажоров в нижнем бьефе, сброс воды из водохранилища уменьшается. При образовании ледяного покрова значительной толщины, уровень воды в водохранилище необходимо держать постоянным, сбрасывая всю поступающую воду в нижний бьеф.
Минимально возможный уровень воды в водохранилище для зимних условий устанавливается с учетом обеспечения зимовки водных биологических ресурсов, обитающих в водохранилище. В случае, если предшествующий летний период эксплуатации водохранилища сопровождался интенсивным развитием водной растительности, необходимо:
ограничивать зимнюю сработку водохранилища;
проводить мероприятия, направленные на увеличение концентрации растворенного кислорода в воде.
16. Ежегодно, за один месяц до прогнозируемого срока наступления весеннего половодья собственники ГТС, образующих водохранилища, и (или) эксплуатирующие ГТС организации осуществляют следующие мероприятия:
проверяют состояние гидротехнических сооружений напорного фронта и береговой зоны водохранилища;
проводят необходимый ремонт сооружений, конструкций и механизмов, обеспечивающих пропуск половодья;
проверяют работу контрольно-измерительной аппаратуры (при наличии такой аппаратуры);
апробируют работу затворов, подъемных механизмов и устройств автоматического управления;
проверяют надежность электропитания подъемных механизмов затворов.
17. В случае выявления на гидротехнических сооружениях неисправностей, которые к началу периода половодья (летних паводков) устранить не представляется возможным, при этом они могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации, принимаются меры по незаполнению водоема в период половодья или паводков.
18. При выпадении сильного дождя ливневого характера в период максимальных уровней воды в водохранилище, водосборные и водозаборные сооружения открываются для пропуска поступающей воды с учетом пропускной способности отводящего тракта.
19. С целью предупреждения зарастания акватории водохранилища и цветения воды уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации реализуются следующие мероприятия:
высадка тростника;
заселение водохранилища гидрофитами с обязательной уборкой (осенью) образующейся растительной массы;
локальное изъятие иловых отложений;
механическое изъятие избыточной биомассы водорослей из водохранилищ в местах их массовых скоплений;
санитарная обработка после сработки водохранилища до отметки уровня мертвого объема.
20. В период сработки водохранилища перед началом половодья, а также в процессе пропуска половодья и паводков, при наличии благоприятного прогноза по водности года, собственники ГТС, образующих водохранилища, и (или) эксплуатирующие ГТС организации осуществляют мероприятия по очистке дна водохранилища от наносов (промыв водохранилища от наносов). Данные мероприятия проводятся при возможности создания в верхнем бьефе скорости течения, обеспечивающей размыв и транспортировку отложений наносов (не ниже 0,8-1,0 м/с).
21. При проведении промыва водохранилища от наносов:
максимально сокращаются перерывы в подаче воды по согласованию с иными водопользователями;
скорости сработки и наполнения водохранилища обеспечиваются с учетом требований безопасности гидротехнических сооружений (обеспечения устойчивости откосов гидротехнических сооружений, а также берегов водохранилища);
в случае работы гидротехнического сооружения в каскаде, попуски в нижний бьеф осуществлять при условии обеспечения безопасности нижерасположенных гидротехнических сооружений;
заблаговременно согласовываются с водопотребителями, органами местного самоуправления, органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального агентства по рыболовству, Федерального агентства морского и речного транспорта и другими заинтересованными организациями время и продолжительность промыва водохранилища. Непосредственно перед началом сброса воды из водохранилища, указанные лица, органы и организации оповещаются о предстоящем промыве.
22. В случае значительного заиления водохранилища удаление наносов осуществляется механическим способом (земснарядами, землечерпалками).
23. Защита берегов водохранилища от размыва и разрушений при сезонных колебаниях уровня воды и волновых воздействиях, а также предотвращений эрозии почв и развития овражной системы на территории, прилегающей к водохранилищу, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации следующими методами:
уполаживание откосов, засев откосов специальными травами или одерновка поверхности естественным дерном;
укрепление склонов вяжущими материалами с пропиткой грунта битумной эмульсией с применением цемента, битумов, латексов, различных битумных эмульсий;
покрытие берега хворостяной выстилкой или плетнями, фашинами, деревянными креплениями;
отсыпка каменной наброски без подготовки ее основания и возведения дополнительных креплений на стыке ее с прибрежной отмелью;
отсыпка песчано-гравийной смеси с уклоном от 1,5 до 2° в сочетании с поперечными бунами из негабаритного камня;
намыв пологих песчаных пляжей;
планировка откосов высокого абразивного берега и укладка бетонных плит без подготовки основания;
укрепление откосов габионной кладкой;
облицовка разрушаемого места бетоном или железобетоном;
устройство специальных подпорных стенок;
систематический надзор, уход и ликвидация рытвин и промоин, образовавшихся после ливней и снеготаяния;
содержания и охраны существующих лесных насаждений и кустарников на склонах и прилегающих к водохранилищу территориях;
посадки специальных пород деревьев и кустарников;
засев разрушаемой территории укрепляющими травами;
систематический надзор, уход и ликвидация рытвин и промоин, образовавшихся после ливней и снеготаяния;
устройство на склонах специальных водоперехватывающих нагорных валов и каналов;
устройство в оврагах специальных сооружений (запруд, ступенчатых перепадов, быстротоков и т.д.).
24. Границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водохранилища устанавливаются посредством специальных информационных знаков в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 г. № 17 "Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос"*(11).
25. Защита дна и берегов в нижнем бьефе от размывов обеспечивается собственниками гидротехнических сооружений или эксплуатирующими ГТС организациями подъемом затворов водосбросных отверстий с интервалом, не допускающим образования в нижнем бьефе высоких волн.
26. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация обеспечивает наличие документов, содержащих сведения о водохранилище, гидроузле и мерах по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, а также осуществляет ведение и хранение документации, в которую заносится информация о результатах наблюдений за режимом работы и состоянием водохранилища и гидротехнических сооружений, расположенных на водохранилище и о работах, проводимых при эксплуатации водохранилища. Примерный перечень указанной документации приведен в Приложении 1.
27. Образцы документации, содержащей данные об основных параметрах водохранилища, характеристике водотока, приведены в Приложении 2.
Образцы документации, в которую заносится информация о результатах наблюдений за режимом работы и состоянием водохранилища и гидротехнических сооружений, расположенных на водохранилище, а также о работах, проводимых при эксплуатации водохранилища приведены в Приложении 3.
27.1 В Журнале наблюдений уровней воды водохранилища фиксируются результаты наблюдений за уровнями воды в водохранилище. Положение уровня воды измеряется ежедневно по состоянию на 8 часов утра с точностью до 0,5 см. К журналу прикладываются графики колебаний уровней воды в водохранилище, построенные на основе данных наблюдений.
27.2 В Журнал наблюдений за состоянием гидротехнических сооружений водохранилища заносятся данные об обнаруженных при проведении осмотров дефектов и нарушений, а также сведения о принятых мерах по устранению указанных нарушений.
_____________________
*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 18 (ч. 2), ст. 2247.
*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 8, ст. 1032.
*(3) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 2054-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 2, ст. 335).
*(4) Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 23, ст. 2381; № 50, ст. 5279; 2007, № 26, ст. 3075; 2008, № 29 (ч. 1), ст. 3418; № 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, № 52 (1 ч.), ст. 6441.
*(5) Пункт 1 части 3 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации.
*(6) Статья 6.4 Федерального закона от 3 июня 2006 года № 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2006, № 23, ст. 2380, 2008, № 29 (ч. 1), ст. 3418).
*(7) Часть 1 статьи 62 Водного кодекса Российской Федерации.
*(8) Часть 2 статьи 62 Водного кодекса Российской Федерации.
*(9) Часть 2 статьи 47 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (Собрание законодательства Российской Федерации 2004, № 52 (часть 1), ст. 5270; 2006, № 1, ст. 10; № 23, ст. 2380; № 52 (1 ч.), ст. 5498; 2007, № 1 (1 ч.), ст. 23; № 17, ст. 1933; № 50, ст. 6246; 2008, № 49, ст. 5748).
*(10) Пункт 3 части 3 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации.
*(11) Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 3, ст. 415.
В службу эксплуатации должна передаваться на хранение и использование следующая документация для гидротехнических сооружений, построенных по рабочим проектам:
1) полный комплект проекта водохранилища и его сооружений, а также всех рабочих чертежей, выданных в период строительства;
2) исполнительные чертежи по всем сооружениям, а также акты на скрытые работы и промежуточную приемку отдельных сооружений;
3) акты приемки, пусковых испытаний отдельных сооружений и видов оборудования;
4) акт государственной комиссии о приемке водохранилища в постоянную эксплуатацию;
5) ситуационный план с нанесенными границами территории гидротехнического сооружения, охранной зоны в масштабе 1:25000, генеральный план гидроузла в масштабе 1:5000, планы и разрезы по сооружениям напорного фронта, ограждающим и защитным дамбам, план водохранилища, характерные продольные и поперченные разрезы гидротехнических сооружений и их оснований в масштабе 1:25000;
6) кривые зависимости его объемов и площадей, сбросных расходов и уровней воды в верхнем бьефе;
7) основные параметры водохранилища и характеристики водотока;
8) инструкция по эксплуатации водохранилища в целом и по каждому сооружению в отдельности;
9) паспорта всех сооружений, оборудований;
10) план территории гидротехнического сооружения с прилегающими территориями, попадающими в зону затопления в случае прорыва напорного фронта, - в масштабе и детализации, допустимого для открытого пользования;
11) производственные и должностные инструкции работников эксплуатирующей организации;
12) сведения об обучении работников эксплуатирующей организации безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, о проведении инструктажа по охране труда, о стажировке на рабочем месте, о проверке знаний требований охраны труда.
Все вышеперечисленные документы должны содержаться в полном порядке, иметь описи и храниться в специальных шкафах.
Службой эксплуатации должна вестись следующая обязательная документация:
требования охраны труда и безопасности производства;
журнал учета дежурств;
журнал распоряжений;
журнал инструктажа по технике безопасности;
журнал учета ремонтных работ по поддержанию или реконструкции сооружений;
журнал наблюдений за состоянием гидротехнических сооружений;
журнал наблюдений за уровнями воды.
Основные параметры водохранилища и характеристики
водотока
______________________________________________________________
(наименование водохранилища)
Нумерация пунктов в таблице приводится в соответствии с источником
№ |
Наименование параметра |
Значение |
1 |
Наименование водотока, на котором расположено водохранилище и речного бассейна, на территории которого расположен водоток |
|
2 |
Местоположение створа плотины (расстояние от устья или истока водотока, географические координаты) |
|
3 |
Площадь водосбора в створе плотины, км2 |
|
4 |
Среднемноголетний сток, млн. м3 |
|
5 |
Объем годового стока, млн. м3 75 % обеспеченности 50 % обеспеченности |
|
6 |
Объем весеннего половодья, млн. м3 1 % обеспеченности 50 % обеспеченности |
|
7 |
Нормальный уровень верхнего бьефа (НПУ), м |
|
8 |
Форсированный уровень верхнего бьефа (ФПУ), м |
|
9 |
Отметка уровня мертвого объема, м абс. |
|
10 |
Площадь акватории водохранилища при НПУ, км2 |
|
11 |
Объем полный, млн. м3 |
|
12 |
Объем полезный, млн. м3 |
|
13 |
Длина водохранилища, км |
|
13 |
Ширина, км максимальная средняя |
|
14 |
Глубина, м максимальная (при НПУ) средняя |
|
15 |
Длина береговой линии, км |
|
Журнал наблюдений уровней воды водохранилища
Дата и время наблюдения |
№ поста |
№ рейки |
Отсчеты по рейке |
Подпись наблюдателя |
||
минимум |
максимум |
средний |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Журнал наблюдений за состоянием гидротехнических сооружений водохранилища
Дата |
Местоположение обнаруженных дефектов и нарушений |
Описание, эскиз, характеристика, причина обнаруженных нарушений |
Принятые меры, дата и подпись ответственного лица |
|
|
|
|
|
|
|
|