Постановление Правительства РФ от 12 октября 2010 г. N 814
Об утверждении правил и методов исследований (испытаний) и измерений, необходимых для применения и исполнения технического регламента о безопасности колесных транспортных средств и осуществления оценки соответствия
В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О техническом регулировании" Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения и исполнения технического регламента о безопасности колесных транспортных средств и осуществления оценки соответствия.
Председатель Правительства |
В. Путин |
Правила и методы
исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения и исполнения технического
регламента о безопасности колесных транспортных средств и осуществления оценки соответствия
1. Настоящий документ устанавливает правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения и исполнения технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720 (далее - технический регламент), и осуществления оценки соответствия отдельных объектов технического регулирования, в отношении которых такие правила и методы исследований (испытаний) и измерений полностью или частично отсутствуют в документах в области стандартизации (далее соответственно - исследования (испытания) и измерения, объекты технического регулирования).
2. При осуществлении оценки соответствия объектов технического регулирования применяются следующие методы исследований (испытаний) и измерений:
а) визуальная оценка;
б) инструментальные измерения геометрических параметров;
в) измерение скорости движения транспортного средства;
г) измерение сил;
д) оценка функционирования;
е) экспертиза документации;
ж) проверка непрерывности электрической цепи и измерение электрического сопротивления;
з) проверка отсутствия утечки газа через соединения деталей свечи при разнице давлений 4±0,05 мегапаскаля;
и) проверка скорости нагрева оболочки свечи.
3. Отбор образцов объектов технического регулирования, в отношении которых проводятся исследования (испытания) и измерения (далее - образцы), осуществляется в соответствии с техническим регламентом.
4. При проведении визуальной оценки:
а) образец находится в состоянии, обеспечивающем возможность его функционирования в соответствии с его прямым назначением (визуальная оценка может проводиться при неподвижном состоянии образца либо в случае необходимости при его функционировании, в том числе и при движении);
б) снятие и разборка образца не производится;
в) оцениваются характеристики образца, требования к которым содержатся в техническом регламенте;
г) средства измерений и испытательное оборудование не используются.
5. Инструментальные измерения геометрических параметров образца проводятся при его неподвижном состоянии с помощью соответствующих инструментов.
Тип используемого инструмента определяется особенностями измеряемой величины (рулетка, линейка, штангенциркуль, калибр и другие).
6. Измерение скорости движения транспортного средства, отобранного в качестве образца, проводится на мерном участке дороги, уклон которой не превышает 0,5 процента.
Перед проведением измерений агрегаты и шины транспортного средства должны быть прогреты до рабочей температуры пробегом по дороге с асфальтобетонным или булыжным покрытием протяженностью 10-20 километров со скоростями, соответствующими эксплуатационным скоростям движения.
При проведении испытательных заездов с целью проверки показаний спидометра проводятся заезды по испытательному участку протяженностью не менее 1 километра с постоянной скоростью, обеспечивающей безопасность движения.
Выполняются 5 заездов со скоростями от 30 километров в час до максимальной технически возможной скорости движения, измеряемыми по спидометру.
Время прохождения испытательного участка измеряется с точностью до 0,1 секунды. Расчетная скорость транспортного средства определяется с точностью до 0,1 километра в час и сравнивается с показаниями скорости по спидометру.
7. Измерение сил применяется для определения массы люка транспортного средства посредством проверки усилия, необходимого для его открытия.
Измерение сил производится путем приложения к образцу либо сил, значения которых известны, либо сил, непосредственно измеряемых измерительными устройствами (динамометрами). Точность измерения составляет 0,5 ньютона.
Измерение сил, проводимое в отношении аварийного люка транспортного средства, предназначенного для перевозки лиц, находящихся под стражей, применяется для проверки усилия, которое выдерживает люк с сохранением работоспособности. Для проведения испытания люк закрывается замковыми устройствами. Испытательная нагрузка величиной 5000+100 ньютонов прикладывается снизу люка вертикально вверх на стальные пластины размером 330´100´20 миллиметров. Пластины располагают около замковых устройств. Широкая сторона пластины располагается параллельно узкой стороне люка. Первая пластина располагается на расстоянии 30 миллиметров от края люка, а вторая - на расстоянии 100 миллиметров от первой. Нагрузка повышается дискретно через 500+100 ньютонов. Под действием нагрузки, достигшей максимального значения, люк выдерживается 5 минут. Испытания повторяют при расположении пластин около петель.
При необходимости измеренное значение силы умножают на длину плеча ее приложения и получают расчетное значение крутящего момента.
8. Оценка функционирования образца производится путем его приведения в действие способом, предусмотренным инструкцией по эксплуатации. Для этого выполняются операции, описанные в техническом регламенте и подлежащие проверке.
При выполнении указанных операций или после их окончания (в зависимости от конкретных требований) проводится сравнение результатов операций с требованиями технического регламента.
9. Экспертиза документации, касающейся образца, предусматривает ее анализ с целью установления соответствия требованиям технического регламента конкретных технических параметров, результатов расчетов и другой информации, представленной заявителем в соответствии с требованиями технического регламента.
10. Для проверки непрерывности электрической цепи и измерения электрического сопротивления, проводимых в отношении цистерны, предназначенной для перевозки нефтепродуктов, устанавливаемой на транспортном средстве, используется омметр с погрешностью измерения не более 5 процентов измеряемой величины.
Измерения электрического сопротивления осуществляется между болтом заземления и точками на корпусе, оборудовании и деталях цистерны транспортного средства, предназначенного для перевозки нефтепродуктов. Отдельно измеряется электрическое сопротивление заземляющего устройства.
11. Проверка отсутствия утечки газа через соединения деталей свечи при разнице давлений 4_0,05 мегапаскаля проводится на стенде с пневматическим давлением указанной величины в течение 15 секунд.
12. Проверка скорости нагрева оболочки свечи проводится на установке, оборудованной устройством охлаждения, которое поддерживает в месте герметизации корпуса температуру ниже 30 градусов Цельсия.
13. Испытательные лаборатории (центры) самостоятельно определяют методики выполнения измерений, исходя из целей получения объективных характеристик свойств образцов, требования к которым содержатся в техническом регламенте.
Методики выполнения измерений, применяемые испытательными лабораториями (центрами), соответствуют национальному стандарту ГОСТ Р 8.563-2009, оформляются документально и обеспечивают воспроизводимость результатов измерений.
14. Для проведения исследований (испытаний) и измерений назначается ответственное лицо, которое несет ответственность за безопасность людей и оборудования. Лицо, ответственное за проведение исследований (испытаний) и измерений, контролирует и требует четкого соблюдения всех правил и инструкций по безопасности, а также разъясняет каждому участнику исследований (испытаний) и измерений его задание и обязанности и указывает рабочее место, которое необходимо занимать во время исследований (испытаний) и измерений.
При проведении дорожных испытаний необходимо соблюдать законодательство Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, за исключением испытаний, проводимых на специально выделенных участках.
К проведению дорожных испытаний допускаются только опытные инженеры-испытатели и водители-испытатели, имеющие водительские удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории.
Исследования (испытания) и измерения прекращаются при обнаружении неисправностей образца или испытательного оборудования либо при изменении их состояния (например, смещение или ослабление крепления образца к испытательному оборудованию), влияющих на безопасность исследований (испытаний) и измерений.
15. В процессе проведения исследований (испытаний) и измерений используются испытательное оборудование и средства измерений, способные обеспечить требуемый уровень точности.
Погрешность измерений должна составлять не более 3 процентов номинального значения измеряемой величины.
Указанные средства измерений должны быть утвержденного типа и поверены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
16. Исследования (испытания) и измерения проводятся при следующих условиях:
а) образец полностью укомплектован согласно технической документации;
б) внешние условия (температура, давление, влажность, фоновый шум и другие) не выходят за пределы, предусмотренные техническими условиями и инструкцией по эксплуатации;
в) регулировочные параметры соответствуют требованиям технической документации изготовителя;
г) масса транспортного средства, в случае если ее величина может повлиять на результаты оценки соответствия, имеет максимальное значение.
17. Обработка результатов исследований (испытаний) и измерений проводится в соответствии с общетехническими правилами и процедурами.
18. Результаты оценки соответствия оформляются протоколом исследований (испытаний) и измерений (в произвольной форме), в котором указываются:
а) наименование испытательной лаборатории (центра), местонахождение, телефон, факс и адрес электронной почты;
б) идентификационные параметры образца;
в) условия проведения исследований (испытаний) и измерений;
г) описание методики проведения исследований (испытаний) и измерений со ссылкой на настоящий документ;
д) используемое испытательное (измерительное) оборудование и средства измерений;
е) перечень разделов (пунктов и подпунктов) технического регламента, содержащих требования, соответствие которым устанавливается, и результаты оценки соответствия в отношении каждого отдельного требования технического регламента;
ж) заключение о соответствии образца требованиям технического регламента;
з) должность, фамилия и подпись лица, проводившего исследования (испытания) и измерения;
и) должность, фамилия и подпись руководителя испытательной лаборатории (центра), заверенная печатью испытательной лаборатории (центра);
к) дата проведения исследований (испытаний) и измерений, дата оформления и регистрационный номер протокола.
19. В протоколе исследований (испытаний) и измерений могут указываться:
а) возможная погрешность измерений;
б) математические доказательства возможности применения формул, ранее не применявшиеся при аналогичных расчетах и не содержащиеся в справочной технической литературе, в случае если при обработке результатов использованы такие формулы;
в) возможность распространения результатов исследований (испытаний) и измерений на другие типы и модификации объекта технического регулирования, в отношении образца которого проведены исследования (испытания) и измерения.