ГОСТ 4.494-94
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
ШИНЫ ДЛЯ ВНЕДОРОЖНЫХ
КАРЬЕРНЫХ
АВТОМОБИЛЕЙ, ТРАКТОРОВ,
СТРОИТЕЛЬНЫХ, ДОРОЖНЫХ,
ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ
РУДНИЧНЫХ
И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН
НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СОВЕТ
ПО СТАНДАРТАМ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
Минск
Предисловие
1. РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским институтом крупногабаритных шин (НИИКГШ).
ВНЕСЕН Государственным комитетом Украины по стандартизации, метрологии и сертификации.
2. ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 6 от 21.10.94).
За принятие проголосовали:
Наименование государства |
Наименование национального органа стандартизации |
Азербайджанская Республика |
Азгосстандарт |
Республика Армения |
Армгосстандарт |
Республика Белоруссия |
Белстандарт |
Республика Грузия |
Грузстандарт |
Республика Казахстан |
Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизская Республика |
Киргизстандарт |
Республика Молдова |
Молдовастандарт |
Российская Федерация |
Госстандарт России |
Республика Узбекистан |
Узгосстандарт |
Украина |
Госстандарт Украины |
3. Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 4 сентября 1996 г. № 560 межгосударственный стандарт ГОСТ 4.494-94 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 января 1997 г.
4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.
ГОСТ 4.494-94
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Система показателей качества продукции
ШИНЫ
ДЛЯ ВНЕДОРОЖНЫХ КАРЬЕРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ,
ТРАКТОРОВ, СТРОИТЕЛЬНЫХ, ДОРОЖНЫХ,
ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ, РУДНИЧНЫХ
И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН
Номенклатура показателей
Product-quality index system. Tyres for of the road trucks, tractors, building, road, loading, mining and agricultural machinery. Nomenclature of indices
Дата введения 1997-01-01
Настоящий стандарт устанавливает номенклатуру показателей качества шин для внедорожных карьерных автомобилей, тракторов, строительных, дорожных, подъемно-транспортных, рудничных и сельскохозяйственных машин.
Стандарт определяет показатели, которые используют в технической документации, включая нормативную. В этих же документах устанавливают количественные значения показателей.
Установленные стандартом показатели качества шин используют при разработке и постановке продукции на производство, при оценке технического уровня и качества шин, их конкурентоспособности и сертификации.
1.1. Номенклатура показателей качества, обозначения показателей и характеризуемые ими свойства приведены в таблице 1.
1.2. Алфавитный перечень показателей качества приведен в приложении 1.
Пояснения к показателям и их определениям приведены в приложении 2. Эти показатели в таблице 1 обозначены ссылками 1 - 10.
Таблица 1
Обозначение показателя качества |
Наименование характеризуемого свойства |
|
1. ПОКАЗАТЕЛИ НАЗНАЧЕНИЯ1) |
||
1.1. Koнструктивные показатели |
|
|
1.1.1. Наружный диаметр новой шины, мм |
D |
Соответствие размерам транспортного средства, скоростные свойства |
1.1.2. Наружный диаметр шины, максимальный в эксплуатации, мм |
- |
Соответствие размерам транспортного средства, скоростные свойства |
1.1.3. Ширина профиля новой шины, мм |
S |
То же |
1.1.4. Ширина профиля шины, максимальная в эксплуатации, мм |
- |
« |
1.1.5. Ширина профиля шины под нагрузкой, мм |
Sн |
« |
1.1.6. Масса шины, кг |
М |
Материалоемкость, скоростные свойства, топливная экономичность |
1.1.7. Статический радиус шины, мм |
Rст |
Соответствие размерам транспортного средства, скоростные свойства |
1.1.8. Динамический радиус шины, мм |
rд |
То же |
1.1.9. Радиус качения шины, мм |
rк |
« |
1.2. Показатели функциональные и технической эффективности |
|
|
1.2.1. Нагрузка нa шину, максимальная допускаемая, кг |
Q |
Грузоподъемность |
1.2.2. Нагрузка на шину средняя, кг |
- |
То же |
1.2.3. Скорость максимальная, м/с (км/ч) |
V |
Скоростные свойства |
1.2.4. Скорость средняя эксплуатационная, м/с (км/ч) |
- |
То же |
1.2.5. Внутреннее давление в шине, соответствующее нормальной нагрузке на шину, МПа |
Р |
Работоспособность, безопасность |
1.2.6. Расстояние транспортирования груза (плечо перевозки), км |
l |
То же |
1.2.7. Контурная площадь контакта, м2 |
Fк |
Взаимодействие с опорной поверхностью |
1.2.8. Площадь контакта по выступам рисунка протектора, м2 |
Fв |
То же |
1.2.9. Нормальный прогиб шины, мм |
h |
Работоспособность |
1.2.10. Коэффициент сопротивления качению шины2) |
f |
Топливная экономичность |
1.2.11. Коэффициент угловой жесткости шины |
С0 |
Управляемость |
1.2.12. Коэффициент статической нормальной жесткости, кН/м*3) |
Сz ст |
Плавность хода |
1.2.13. Коэффициент динамической жесткости, кН/м3 |
Сz дин |
То же |
1.2.14. Коэффициент тангенциальной эластичности шины, 1/Н |
l |
Скоростные свойства, топливная экономичность |
1.2.15. Коэффициент нормального демпфирования шины3) |
Кz |
Плавность хода, топливная экономичность |
1.2.16. Коэффициент нагруженности шины, кг/мм2 4) |
К |
Уровень нагруженности |
1.2.17. Коэффициент запаса прочности нитей корда4) |
nк |
Прочность шины |
1.2.18. Коэффициент запаса прочности бортовой проволоки4) |
nб |
То же |
1.2.19. Коэффициент запаса прочности связи корд-резина4) |
nс |
« |
1.2.20. Сосредоточенная разрушающая нагрузка, кН4) |
Qразр. |
Прочность каркаса и брекера |
1.2.21. Работа разрушения при воздействии сосредоточенной нормальной нагрузки, кН/м4) |
Аразр. |
Прочность каркаса и брекера |
1.2.22 Разрушающее внутреннее давление, МПа4) |
Рразр. |
Прочность основных элементов шины |
1.2.23. Ресурс шины при стендовых испытаниях, км4) |
- |
Общая работоспособность шины |
1.2.24 Ресурс борта шины при стендовых испытаниях, км4) |
- |
Усталостная прочность борта |
1.2.25. Максимальная эксплуатационная производительность шины, Т × км/ч |
Q × V |
Работоспособность шины |
1.2.26. Температура внешней среды при эксплуатации, °С5) |
- |
Температурный диапазон работоспособности шины |
2. ПОКАЗАТЕЛИ НАДЕЖНОСТИ |
||
- |
Сохраняемость |
|
2.1.1. Средний срок сохраняемости (ГОСТ 27.002), мес., год |
|
|
2.2. Показатели долговечности |
|
|
2.2.1. Средний ресурс (ГОСТ 27.002), км, ч6) |
Тср. |
Долговечность |
2.2.2. Гамма-процентный ресурс (ГОСТ 27.002), ч |
Тg |
То же |
2.2.3. Средний срок службы (ГОСТ 27.002), мес., год |
- |
» |
2.2.4. Интенсивность износа протектора, мм/1000 км, мм/100 ч |
i |
» |
2.2.5. Физико-механические показатели шины 7) |
- |
» |
|
|
|
2.3.1. Коэффициент отбора шин на восстановительный ремонт |
K0 |
Ремонтопригодность |
2.3.2. Коэффициент пригодности шин к восстановительному ремонту |
К1 |
Ремонтопригодность |
2.3.3. Относительный послеремонтный ресурс, км × ч |
К2 |
Ремонтопригодность и долговечность |
3. ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ |
||
3.1. Трудоемкость монтажно-демонтажных работ, чел × ч |
- |
Соответствие конструкции силовым возможностям человека |
4. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ |
||
4.1. Показатели внешнего вида9) |
- |
Внешний вид, совершенство производственного исполнения |
5. ПОКАЗАТЕЛИ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ |
||
5.1. Удельная материалоемкость |
Муд |
Расход материальных ресурсов |
6. ПОКАЗАТЕЛИ СТАНДАРТИЗАЦИИ И УНИФИКАЦИИ |
||
6.1. Коэффициент стандартизации деталей, % |
- |
- |
6.2. Коэффициент унификации деталей, % |
- |
- |
7. ПАТЕНТНО-ПРАВОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ1010) |
||
7.1. Показатель патентной защиты |
Пз |
- |
7.2. Показатель патентной чистоты |
Пч |
- |
8. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ |
||
8.1. Среднее давление шины по выступам рисунка протектора, МПа |
Рв |
Агротехнические свойства |
8.2. Среднее давление шины в контакте, МПа |
Рк |
Агротехнические свойства |
9. ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗОПАСНОСТИ |
||
9.1. Коэффициент продольного сцепления шины |
j |
Скоростные свойства, управляемость |
9.2. Коэффициент бокового сцепления шины |
jу |
Управляемость, устойчивость |
9.3. Коэффициент сопротивления боковому уводу, кг/град |
Ку |
Управляемость, устойчивость транспортного средства, топливная экономичность |
9.4. Сопротивление проворачиванию шины на ободе, кН × м |
Мпр |
Прочность посадки на обод |
9.5. Сопротивление сдвигу борта бескамерной шины с полки обода |
Рсдв |
То же |
9.6. Герметичность камеры или бескамерной шины |
- |
Безопасность, долговечность |
9.7 Монтажное давление в шине, МПа |
- |
Безопасность |
2.1. Показатели качества, установленные настоящим стандартом, распространяются на следующие классификационные группировки шин:
1) шины для внедорожных карьерных автомобилей;
2) шины для строительных, дорожных, подъемно-транспортных и рудничных машин;
3) шины для тракторов и сельскохозяйственных машин.
3.1. Перечень основных показателей качества:
- наружный диаметр шины (новой, максимальный в эксплуатации) (1.1.1, 1.1.2);
- ширина профиля шины (новой, максимальная в эксплуатации) (1.1.3, 1.1.4);
- масса шины (1.1.6);
- нагрузка на шину максимальная допускаемая (1.2.1);
- скорость максимальная (1.2.3);
- внутреннее давление в шине, соответствующее нормальной нагрузке на шину (1.2.5).
3.2. Применение показателей качества для различных классификационных группировок приведено в таблице 2. Нумерация групп дана по разделу 2.
Применение показателей качества шин для внедорожных карьерных автомобилей, тракторов, строительных, дорожных, подъемно-транспортных, рудничных и сельскохозяйственных машин, включаемых в исходные требования заказчика (ИТ), прилагаемые к заявке на разработку и освоение продукции, в техническое задание (ТЗ), в стандарты на продукцию (ДСТ, ГОСТ), в технические условия на продукцию (ТУ), в карту технического уровня и качества продукции (КУ), в пояснительную записку (ПЗ), в программы и методики испытаний (ПМ), обозначено знаками:
«+» - показатель применяется;
«±» - показатель применяется по усмотрению разработчика;
«-» - показатель не применяется.
3.3. Стандарт не препятствует расширению показателей качества шин.
Таблица 2
Классификационные группировки шин |
Область применения показателя качества |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
ИТ |
ТЗ |
ДСТУ, ГОСТ |
ТУ |
КУ |
ПЗ |
ПМ |
||
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
- |
± |
- |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
||
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
||
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
||
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
± |
- |
- |
± |
± |
- |
- |
- |
± |
± |
||
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
± |
- |
- |
± |
± |
- |
- |
- |
± |
± |
||
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
||
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
||
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
||
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
||
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
||
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
||
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
||
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
||
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
||
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
- |
||
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
||
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
||
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
||
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- . |
± |
± |
||
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
||
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
||
- |
- |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
||
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
||
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
||
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
||
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
||
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
||
± |
± |
± |
- |
± |
- |
- |
- |
± |
± |
||
± |
± |
± |
- |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
||
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
||
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
||
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
||
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
||
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
||
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
- |
||
± |
± |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
- |
||
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
- |
||
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
- |
||
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
||
± |
± |
± |
± |
± |
+ |
± |
± |
± |
± |
||
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
||
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
||
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
||
- |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
||
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
||
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
||
Примечания:
1. В случае неприменения показателя качества для какой-либо классификационной группировки шин в документах (ИТ, ТЗ, ДСТ, ГОСТ, ТУ, КУ, ПЗ, ПМ) на эти шины он также не применяется.
2. Взамен показателей 1.1.2 и 1.1.4 для шин 3 классификационной группировки допускается применение разнашиваемости (общее увеличение ширины профиля и (или) наружного диаметра шины в эксплуатации), выраженной в процентах и определяющей изменение ширины профиля и (или) наружного диаметра шины в эксплуатации по отношению к новой.
4.1. Термины, применяемые в стандарте, и пояснения к ним приведены в табл. 3.
Таблица 3
Номер показателя по табл. 1 |
Пояснение |
|
1. Герметичность камеры или бескамерной шины |
Отсутствие потери давления из внутренней полости камеры или бескамерной шины после принятия шиной конфигурации поверхности, соответствующей заданному давлению за определенный нормативно-техническим документом промежуток времени |
|
2. Давление внутреннее разрушающее |
Давление в шине, при достижении которого наступает ее отказ |
|
3. Давление в шине внутреннее, соответствующее нормальной нагрузке на шину |
Давление воздуха в камере шины, смонтированной на ободе, или во внутренней полости бескамерной шины, смонтированной на ободе, установленное нормативно-техническим документом при нормальном нагружающем усилии, воздействующем на колесо в процессе работы |
|
4. Давление в шине монтажное |
Давление сжатого воздуха, обеспечивающее полную посадку бортов шины на посадочные полки обода и определяющееся в процессе монтажа шины на обод |
|
5. Давление шины по выступам рисунка протектора среднее |
Отношение нормальной реакции опорной поверхности к площади контакта по выступам рисунка протектора |
|
6. Давление шины в контакте среднее |
Отношение нормальной реакции опорной поверхности к контурной площади контакта |
|
7. Диаметр наружный шины (новой, максимальный в эксплуатации) |
Диаметр наибольшего сечения пневматической шины плоскостью вращения колеса при отсутствии контакта с опорной поверхностью |
|
8. Интенсивность износа протектора |
Отношение изменения толщины беговой дорожки протектора за счет износа в процессе эксплуатации к наработке шины |
|
9. Коэффициент бокового сцепления шины |
Отношение максимальной боковой силы в ведомом режиме к нормальной нагрузке на колесо |
|
10. Коэффициент запаса прочности бортовой проволоки |
Отношение временного сопротивления проволоки при разрыве к допустимому напряжению в проволоке бортовых колец |
|
11. Коэффициент запаса прочности нитей корда |
Отношение статического разрывного усилия для нити корда к максимальному усилию, возникающему в нити при давлении, соответствующем максимальному допускаемому |
|
12. Коэффициент запаса прочности связи корд-резина |
Средняя работа отделения обкладочной резины от нитей корда |
|
13. Коэффициент нагруженности шины |
Отношение максимальной допускаемой нагрузки на шину к квадрату ширины профиля типы |
|
14. Коэффициент отбора шин на восстановительный ремонт |
Отношение количества шин, отобранных в качестве пригодных к восстановительному ремонту, к общему количеству шин в партии |
|
15. Коэффициент пригодности шин к восстановительному ремонту |
Отношение количества шин, определенных пригодными к восстановительному ремонту после проведения технологических операций по подготовке к восстановительному ремонту, к общему количеству шин в партии |
|
16. Коэффициент продольного сцепления шины |
Отношение максимальной продольной силы в тормозном режиме, при отсутствии боковых сил, к нормальной нагрузке на колесо |
|
17. Коэффициент сопротивления боковому уводу |
Первая производная боковой силы колеса по углу бокового увода |
|
18. Коэффициент сопротивления качению шины |
Отношение силы сопротивления качению колеса к его нормальной нагрузке |
|
19. Коэффициент статической нормальной жесткости шины |
Первая производная нормальной статической нагрузки на колесо по нормальному прогибу шины |
|
20. Коэффициент тангенциальной эластичности шины |
Первая производная радиуса качения колеса с шиной без скольжения по крутящему моменту |
|
21. Коэффициент угловой жесткости шины |
Первая производная поворачивающего момента колеса по угловому упругому смещению колеса |
|
22. Масса шины |
Масса шины в килограммах |
|
23. Материалоемкость удельная |
Отношение количества затраченных на изготовление шины материалов к основному техническому параметру, определяемому конструкцией шины и ее назначением |
|
24. Нагрузка на шину максимальная допускаемая |
Максимальная допускаемая нормальная нагрузка на отдельную шину, смонтированную на ободе, установленная нормативно-техническим документом |
|
25. Нагрузка на шину средняя |
Средняя нормальная нагрузка, воздействующая на колесо транспортного средства (нагруженного и пустого) за один рейс |
|
26. Нагрузка разрушающая сосредоточенная |
Предел возможного сопротивления шины воздействию сосредоточенной нормальной нагрузки |
|
27. Площадь контакта контурная |
Площадь, ограниченная внешней огибающей участков контакта, образованных наружными поверхностями выступов рисунка протектора с опорной поверхностью |
|
28. Площадь контакта контурная по выступам рисунка протектора |
Сумма площадей контакта наружных поверхностей выступов рисунка протектора с опорной поверхностью; |
|
29. Прогиб шины нормальный |
Разница между свободным и статическим радиусами колеса в момент достижения равновесия между нормальным нагружающим усилием, воздействующим на колесо, и нормальной реакцией опорной поверхности в зоне контакта |
|
30. Производительность шины максимальная эксплуатационная |
Условная количественная характеристика, имеющая размерность, мощности, численно равная произведению нормальной нагрузки на скорость качения, при воздействии которых температура элементов шины достигает предельного допускаемого значения |
|
31. Работа разрушения при воздействии сосредоточенной нормальной нагрузки |
Работа, затрачиваемая на преодоление сопротивления шины воздействию сосредоточенной нормальной нагрузки при ее продавливании |
|
32. Радиус качения шины |
Отношение продольной составляющей поступательной скорости колеса к его угловой скорости |
|
33. Радиус шины динамический |
Расстояние от центра катящегося колеса до опорной поверхности при максимальной допустимой нагрузке и соответствующем внутреннем давлении воздуха при средней постоянной скорости с учетом проскальзывания и деформации шины |
|
34. Радиус шины статический |
Расстояние от центра неподвижного нагруженного нормальной нагрузкой колеса с пневматической шиной до плоской опорной поверхности |
|
35. Расстояние транспортирования груза (плечо перевозок) |
Путь, проходимый транспортным средством в одном направлении за один циклический рейс |
|
36. Ресурс борта шины при стендовых испытаниях |
Наработка шины от начала испытания до перехода борта в предельное состояние |
|
37. Ресурс гамма-процентный |
Суммарная наработка, на протяжении которой шины не достигают предельного состояния с заданной вероятностью, выраженной в процентах |
|
38. Ресурс относительный послеремонтный |
Отношение среднего ресурса отремонтированных шин к среднему ресурсу новых шин |
|
39. Ресурс средний |
Математическое ожидание ресурса |
|
40. Ресурс шины при стендовых испытаниях |
Наработка шины от начала испытания до перехода в предельное состояние |
|
41. Скорость максимальная |
Максимальная допускаемая скорость, установленная нормативно-техническим документом для этой шины |
|
42. Скорость средняя эксплуатационная |
Усредненная по рабочему дню скорость, показывающая среднее время циклических рейсов в день Средняя эксплуатационная скорость рассчитывается по формуле где Vc.c. - средняя эксплуатационная скорость, км/ч; l - плечо перевозки груза, км; n - количество циклических рейсов за смену (рабочий день); t - общая продолжительность смены (рабочего дня) |
|
43. Сопротивление проворачиванию шины на ободе |
Предельный момент трения между бортом шины и посадочной полкой обода, при превышении которого борт проворачивается относительно обода |
|
44. Сопротивление сдвигу борта бескамерной шины с полки обода |
Способность шины противостоять воздействию внешнего усилия, приложенного к боковине шины в осевом направлении |
|
45. Срок службы средний |
Математическое ожидание срока службы |
|
46. Срок сохраняемости средний |
Математическое ожидание срока сохраняемости шины с момента изготовления до начала эксплуатации |
|
47. Трудоемкость монтажно-демонтажных работ |
Фактические затраты рабочего времени в виде норм времени или норм выработки на выполнение монтажно-демонтажных операций |
|
48. Ширина профиля шины (новой, максимальная в эксплуатации) |
Расстояние между двумя плоскостями вращения колеса, касающимися внешних поверхностей боковины пневматической шины |
|
Ширина профиля шины под нагрузкой |
Ширина профиля пневматической шины в месте наибольшей деформации боковой стенки после нагружения колеса нормальной нагрузкой |
(справочное)
|
Номер показателя по табл. 1 |
Герметичность камеры или бескамерной шины |
|
Давление внутреннее разрушающее |
|
Давление в шине внутреннее, соответствующее нормальной нагрузке на шину |
|
Давление монтажное |
|
Давление шины в контакте среднее |
|
Давление шины по выступам рисунка протектора среднее |
|
Диаметр наружный новой шины |
|
Диаметр наружный шины максимальный в эксплуатации |
|
Интенсивность износа протектора |
|
Коэффициент бокового сцепления шины |
|
Коэффициент динамической нормальной жесткости |
|
Коэффициент запаса прочности бортовой проволоки |
|
Коэффициент запаса прочности нитей корда |
|
Коэффициент запаса прочности связи корд-резина |
|
Коэффициент нагруженности шины |
|
Коэффициент нормального демпфирования шины |
|
Коэффициент отбора шин на восстановительный ремонт |
|
Коэффициент пригодности шин к восстановительному ремонту |
|
Коэффициент продольного сцепления шины |
|
Коэффициент сопротивления боковому уводу |
|
Коэффициент сопротивления качению |
|
Коэффициент стандартизации |
|
Коэффициент статической нормальной жесткости шины |
|
Коэффициент тангенциальной эластичности шины |
|
Коэффициент унификации |
|
Масса шины |
|
Материалоемкость удельная |
|
Нагрузка на шину максимальная допускаемая |
|
Нагрузка на шину средняя |
|
Нагрузка разрушающая сосредоточенная |
|
Площадь контакта контурная |
|
Площадь контакта по выступам рисунка протектора |
|
Показатели внешнего вида |
|
Показатели патентной защиты |
|
Показатели патентной чистоты |
|
Прогиб шины нормальный |
|
Производительность шины, максимальная эксплуатационная |
|
Работа разрушения при воздействии сосредоточенной нормальной нагрузки |
|
Радиус качения шины |
|
Радиус шины динамический |
|
Радиус шины статический |
|
Расстояние транспортирования груза (плечо перевозки) |
|
Ресурс борта шины при стендовых испытаниях |
|
Ресурс гамма-процентный |
|
Ресурс послеремонтный относительный |
|
Ресурс средний |
|
Ресурс шины при стендовых испытаниях |
|
Скорость максимальная |
|
Скорость средняя эксплуатационная |
|
Сопротивление проворачиванию шины на ободе |
|
Сопротивление сдвигу борта бескамерной шины с полки обода |
|
Срок сохраняемости средний |
|
Температура внешней среды при эксплуатации шины |
|
Трудоемкость монтажно-демонтажных работ |
|
Ширина профиля новой шины |
|
Ширина профиля шины максимальная в эксплуатации |
|
Ширина профиля шины под нагрузкой |
(справочное)
1) В раздел показателей назначения (конструктивные показатели, показатели функциональные и технической эффективности) входят основные характеристики шины, которые определяют, или от которых существенно зависят эксплуатационные свойства автотранспортного средства. Поэтому в графе «Наименование характеризуемого свойства» приведены для большинства показателей наименования соответствующих свойств транспортного средства.
2) Вклад шины в топливную экономичность определяется величиной мощности сопротивления качению шины (ГОСТ 17697). Коэффициент сопротивления качению, измеряемый при качении шины в ведомом режиме с постоянной скоростью по гладкой опорной поверхности, не может полностью определить потери на качение в реальных режимах движения.
Дополнительно должны учитываться следующие показатели:
- коэффициент сопротивления боковому уводу шины - 9.3 (движение по криволинейной траектории);
- коэффициент тангенциальной эластичности шины - 1.2.14 (движение с переменной скоростью, подъемы, спуски);
- коэффициент нормального демпфирования шины - 1.2.15 (движение по неровной дороге).
3) Коэффициент динамической нормальной жесткости (1.2.13) и нормального демпфирования шины (1.2.15) определяются общепринятыми методами при гармонических радиальных (нормальных) колебаниях нагруженного и катящегося по плоской опорной поверхности или поверхности барабана колеса с пневматической шиной. Показатели характеризуют низкочастотные свойства шины (до 10 - 20 Гц).
4) Определения показателей, характеризующих нагруженность и прочность шины, их особенности и методы применения имеются в технической литературе по пневматическим шинам (например: Бидерман В.Л. и др. «Автомобильные шины», Госхимиздат, 1963 г.; Цукерберг С.М. и др. «Пневматические шины», Химия, 1973 г. и т.п.).
Показатели, характеризующие нагруженность и прочность шины, позволяют дать оценку надежности на стадии проектирования расчетными методами и на основе стендовых испытаний. Определение показателей надежности (2.1 - 2.3) невозможно без проведения эксплуатационных испытаний шин и обобщения опыта эксплуатации серийной продукции.
5) Температура внешней среды при эксплуатации шин устанавливается в соответствии с ГОСТ 15150. В заданном диапазоне температур внешней среды шины при эксплуатации должны сохранять свои параметры в пределах норм, установленных техническими заданиями, стандартами или техническими условиями на шины.
6) Средний ресурс шины исчисляется от начала эксплуатации до отказа или до снятия по достижению предельного состояния.
7) Физико-механические показатели шин и методы их определения устанавливаются для группы шин или конкретной шины в нормативно-технической документации на шины.
8) Показатели ремонтопригодности не применяются для шин сезонных, стационарных и других машин, за срок службы которых шины не достигают предельного состояния по износу рисунка протектора или не подлежат восстановлению согласно нормативной документации на приемку в ремонт из-за старения вследствие длительной эксплуатации.
9) Показатели внешнего вида шин и методы их определения для различных классификационных групп устанавливаются соответствующей нормативно-технической документацией.
10) Патентопригодными называются такие устройства, способы, вещества, которые могут быть признаны изобретениями в одной или нескольких странах, а также устройства (изделия), которые могут быть признаны полезными моделями или промышленными образцами в странах, где предусмотрена охрана этих видов промышленной собственности.
Патентная частота - это юридическое свойство объекта, заключающееся в том, что он может быть свободно использован в данной стране без опасности нарушения действующих на ее территории патентов исключительного права, принадлежащих третьим лицам.
Объектом, обладающим патентной чистотой в отношении какой-либо страны, называют такие объекты, которые не попадают под действие патентов на изобретение, полезные модели или промышленные образцы, выданных уполномоченными патентным ведомством и имеющих силу на территории данной страны.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ, НА КОТОРЫЕ В СТАНДАРТЕ ИМЕЮТСЯ ССЫЛКИ
Обозначение НТД, на который дана ссылка |
Номер пункта, подпункта |
ГОСТ 17697-72 |
Ключевые слова: шины, внедорожные карьерные автомобили, тракторы строительные, дорожные, подъемно-транспортные, рудничные, сельскохозяйственные машины, номенклатура показателей
СОДЕРЖАНИЕ