Санитарные правила
устройства
, оборудования и содержания бань

Утверждены зам. Главного государственного санитарного врача СССР
19 июня 1972 г., № 982-72

Настоящие санитарные правила распространяются на все бани вне зависимости от их ведомственной принадлежности.

1. Нормативные требования, предъявляемые к расчету сети и размещению бань, а также к устройству и оборудованию их помещений, следует принимать в соответствии со СНиП II-80-75 «Предприятия бытового обслуживания населения. Нормы проектирования».

2. Вновь выстроенные здания бань, а также бани после проведенного в них ремонта или работ по реконструкции, могут быть допущены к эксплуатации только при наличии разрешения органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.

3. Бани подразделяются на следующие типы:

а) русского типа, имеющие мыльные с тазами для мытья, души для обмывания и парильные;

б) комбинированного типа, имеющие душевые и парильные;

в) пропускного типа с учетом возможности использования их в качестве санитарных пропускников при одновременном обслуживании передвижными (в банях от 50 до 100 мест) или стационарными дезинфекционными камерами (в банях от 200 мест и более).

Примечание. По эпидемиологическим показаниям и по указанию органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы стационарные дезинфекционные камеры могут предусматриваться и в банях-санитарных пропускниках вместимостью менее 200 мест.

4. Здания бань должны быть обеспечены водопроводом, канализацией, отоплением, вентиляцией и горячим водоснабжением. Качество воды должно удовлетворять требованиям ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая».

Обработка банных сточных вод может производиться:

а) при наличии поселковой или городской канализации совместно с хозяйственно-фекальными сточными водами, при этом соотношение количества банных сточных вод к хозяйственно-фекальным должно быть не более 1:1 (во время работы бань). Допускается кратковременное повышение указанного соотношения до 1,2:1.

б) при отсутствии поселковой или городской канализации путем устройства местных очистных сооружений. В каждом отдельном случае вопрос об обработке банных сточных вод должен быть согласован с местной санитарно-эпидемиологической станцией.

5. Мебель, устанавливаемая в помещениях бань, может быть жесткая или полужесткая, обитая дерматином, клеенкой или пластиком, легко поддающаяся мытью и дезинфекции. Оборудование помещений мягкой мебелью не разрешается.

6. Тазы, предназначаемые для мытья тела и мытья ног, должны быть металлическими, не подвергающимися коррозии. Тазы для мытья ног должны иметь форму, отличающуюся от формы тазов для мытья тела. Использование для указанных целей деревянных шаек запрещается.

7. Ванны должны быть эмалированными. Использование ванн с поврежденным эмалевым покрытием запрещается.

8. Белье, предназначенное для индивидуального пользования (простыни, полотенца), должно выдаваться посетителям в опломбированных бумажных пакетах. Чистое белье должно храниться отдельно от использованного.

9. Продажа мыла, мочалок, веников и других принадлежностей туалета допускается в специально устраиваемых для этих целей киосках в вестибюлях бань.

Продажа различных предметов туалета в буфетах запрещается. Выдача посетителям мыла, мочалок, веников, головных гребней и щеток общественного пользования категорически запрещается.

10. В каждом отделении бани должна быть аптечка первой помощи, содержащая нашатырный спирт, йодную настойку, вазелин, перевязочный материал и средства, применяемые при ожогах.

11. В раздевальных помещениях отделений должна быть установлена соответствующая посуда с питьевой водой (графин или бачок с краном), стаканы и полоскательница.

12. Все раздевальные помещения должны быть оборудованы умывальниками с подводкой горячей и холодной воды.

13. Помещения бань с «сухим» режимом должны быть снабжены урнами для мусора и плевательницами.

14. Баня должна быть обеспечена достаточным количеством уборочного инвентаря, который должен храниться в специально отведенных помещениях или шкафах и ящиках.

15. В помещениях бань не разрешается:

а) хранение вещей и предметов, не имеющих отношения к эксплуатации бань, а также инвентаря и неисправного оборудования;

б) стирка и полоскание белья;

в) сушка белья в парильных и других помещениях бань, на лестницах;

г) ночлег или проживание.

Категорически запрещается использование помещений бань не по прямому назначению.

16. В помещениях бань на протяжении всего рабочего дня должна поддерживаться температура в соответствии с действующими нормами. Для осуществления контроля за температурой воздуха в помещениях бани должны быть вывешены термометры.

17. Все помещения бань должны ежедневно проветриваться до открытия, после закрытия и во время проведения уборки.

В банях, оборудованных приточно-вытяжной системой вентиляции с механическим побуждением, вентиляция должна производиться в течение всех рабочих часов.

18. На протяжении всего рабочего дня в мыльных, парильных,

душевых, раздевальных и других помещениях должна поддерживаться чистота.

В ванно-душеных кабинетах, после каждого посетителя персонал обязан вымыть ванну щеткой с мылом и горячей водой, протереть керосином.

19. Ежедневно после закрытия бани производится тщательная уборка всех помещений, инвентаря и оборудования.

Генеральная уборка помещений бани должна производиться еженедельно в установленный для бани санитарный день.

20. В мыльных и парильных отделениях должна проводиться следующая уборка:

металлические тазы протираются мыльно-керосиновой эмульсией (20 г мыла, 100 г керосина на 1 л воды), после чего промываются водой. Этим же способом очищаются и промываются ванны;

скамьи в мыльных и парильных моются жесткими щетками с горячей водой и мылом;

панели стен в мыльных, парильных, душевых, ванных, а также выступающие конструкции, трубопроводы, отопительные приборы, осветительная арматура и светильники, оконные стекла моются с щетками;

полы помещений протираются щетками при беспрерывном поливании водой.

После окончания мытья полов производится обмывание полов, стен и оборудования горячей водой с помощью шланга.

21. Мебель и оборудование раздевальных - диваны, скамьи, медицинские весы протираются с применением 0,5%-ного раствора хлорной извести или хлорамина. Полы в раздевальных протираются щетками с применением мыльного или щелочного раствора, а затем моются.

22. Влажная химическая дезинфекция должна производиться один раз в месяц или в другие сроки по требованию органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы силами и средствами городской (районной) санэпидстанции на договорных началах за счет администрации бань; в отдельных случаях по разрешению санэпидстанции допускается производство дезинфекции средствами владельца бани при условии наличия в штате квалифицированного дезинфектора, под контролем санэпидслужбы.

23. Периодически надлежит проводить профилактическую дезинсекцию помещений и мебели (раздевальные, ожидальные, гардероб, ванные и. душевые кабины) с применением дуста ДДТ или гексахлорана, которые должны храниться в специально отведенном месте.

24. Посетителям не разрешается:

а) курить в раздевальных, мыльных и парильных;

б) вносить в мыльные и парильные бутылки, стеклянные предметы и белье;

в) стирать белье;

г) употреблять различные лекарственные средства (натирание тела мазями и пр.);

д) выносить тазы из мыльной.

25. Работа мозолиста при банях может производиться лишь по разрешению органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы, лицами, имеющими аттестат квалификационной комиссии.

26. Работники бань при приеме на работу подлежат медицинскому осмотру в соответствии с действующей Инструкцией об обязательных медицинских осмотрах лиц, занятых в пищевых предприятиях, на сооружениях по водоснабжению, в предприятиях по санитарно-гигиеническому обслуживанию населения, в лечебных и детских учреждениях № 352-61 и дополнениями к ней от 26.08.65 № 10-83/14-104 и в дальнейшем один раз в месяц.