МЕТОДИКА
И НОРМАТИВЫ
ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА ЗАТРАТ НА ПРОВЕДЕНИЕ ТОРГОВ И КОНКУРСОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ
МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЫ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
2000
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПРЕМЬЕР
РАСПОРЯЖЕНИЕ
7 октября 1998г. № 1112-РП
Об утверждении Методики и нормативов
для определения размера затрат на проведение
торгов и конкурсов при реализации Московской
городской программы капитального строительства
С сентября 1997г. введено в действие распоряжение Премьера Правительства Москвы от 05.09.97 № 985-РП "Об утверждении методики и нормативов для определения стоимости затрат, необходимых для проведения открытых подрядных торгов при реализации Московской городской программы капитального строительства".
Применение утвержденной методики за истекший год выявило возможность ее использования не только для открытых подрядных торгов, но и для закрытых торгов, инвестиционных конкурсов по выбору заказчика и среди проектных организаций, а также позволило внести ряд дополнений и уточнений к действующим нормативам, что приведет к существенной экономии затрат по торгам и конкурсам.
В целях более эффективного использования средств, выделяемых на проведение торгов и конкурсов при реализации Московской городской программы капитального строительства:
1. Утвердить Методику и нормативы для определения размера затрат на проведение конкурсов и торгов при реализации Московской городской программы капитального строительства (приложение).
2. Городским инвесторам, осуществляющим конкурсное размещение заказов по объектам, определенным общегородской программой капитального строительства, руководствоваться при определении размера затрат, необходимых для проведения торгов и конкурсов, методикой и нормативами, утвержденными пунктом 1 настоящего распоряжения.
3. При составлении смет на строительство объекта средства на организацию и проведение торгов и конкурсов, предусмотренные главой 9 сводного сметного расчета стоимости строительства объекта (в соответствии с распоряжением Премьера Правительства Москвы от 23.01.97 № 62-РП "О перечне прочих работ и затрат, учитываемых при составлении, сметной документации объектов городского заказа"), следует руководствоваться Методикой и нормативами для определения размера затрат на проведение торгов и конкурсов при реализации Московской городской программы капитального строительства.
4. Считать утратившим силу распоряжение Премьера Правительства Москвы от 5.09.97 № 985-РП "Об утверждении Методики и нормативов для определения стоимости затрат, необходимых для проведения открытых подрядных торгов при реализации Московской городской программы капитального строительства".
5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы, руководителя Комплекса перспективного развития города Ресина В.И.
Премьер Правительства Москвы Ю.М. Лужков
к
распоряжению Премьера
Правительства Москвы
от 7 октября 1998г. № 1112-РП
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
КОМПЛЕКС ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ИЗ ГОРОДСКИХ ИСТОЧНИКОВ
МЕТОДИКА И НОРМАТИВЫ
ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА ЗАТРАТ НА ПРОВЕДЕНИЕ ТОРГОВ И КОНКУРСОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЫ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Москва - 1998
Методика и нормативы для определения размера затрат на проведение торгов и конкурсов при реализации Московской городской программы капитального строительства.
РАЗРАБОТАНЫ:
Центральным научно-исследовательским институтом экономики и управления в строительстве Госстроя России (действительный член Международной академии инвестиций и экономики строительства, канд. техн. наук В.М. Дидковский - научный руководитель работы, директор Научно-исследовательского центра подрядных торгов и ценообразования в строительстве; инженеры А.Р. Колосов, Т.А. Рудакова, С.А. Дегтярева)
при участии:
Инженерно-консультационной фирмы КО-ИНВЕСТ (член-корр. МАИЭС, канд. экон. наук С.А. Табакова, инженеры А.С. Березин, О.В. Кузьмичева, Е.М. Филимонова);
Научно-технического центра "Зодчий" (инж. И.Н. Некрасов - руководитель подрядных и инвестиционных торгов, инж. О.В. Дидковская - зам. директора центра по экономике).
1.1. Методика и нормативы для определения размера затрат, необходимых для проведения инвестиционных конкурсов, конкурсов по выбору заказчика, проектной организации и подрядных торгов при реализации Московской городской программы капитального строительства (далее - Методика) разработана в соответствии с:
Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 8.04.97 № 305;
Основными положениями порядка организации и проведения подрядных торгов (конкурсов) на строительство объектов (выполнение строительно-монтажных работ) для государственных нужд, утвержденных Госстроем России 6.05.97 № БЕ-18-9 и согласованных Минэкономики России 6.05.97 № АС-158;
Инструкцией о порядке проведения инвестиционных конкурсов при выборе заказчика по реализации программ капитального строительства (реконструкции), принятых Правительством Москвы и финансируемых из городских источников (приложение 1 к распоряжению Мэра Москвы от 25.09.97 № 767-РМ).
Инструкцией о порядке проведения подрядных торгов (конкурсов) по реализации программ капитального строительства (реконструкции), принятых Правительством Москвы и финансируемых из городских источников (приложение 2 к распоряжению Мэра Москвы от 25.09.97 № 767 - рм "О новой редакции инструкций, утвержденных распоряжением Мэра Москвы от 23.12.96 № 617/1-РМ "Об организации конкурсов при реализации инвестиционных программ, финансируемых из городских источников").
1.2. Методика разработана по заданию Управления инвестиционной политики и финансирования из городских источников Правительства Москвы, и ее применение является обязательным для заказчиков на строительство объектов Московской городской программы капитального строительства.
1.3. Методика устанавливает единый методический подход к планированию затрат на проведение инвестиционных конкурсов, конкурсов при выборе заказчика, проектной организации (далее по тексту - конкурс) и подрядных торгов (далее по тексту - торги) и может быть использована при установлении Организатором и Исполнителем подрядных торгов договорных цен на выполнение соответствующих комплексов работ, а также при осуществлении расчетов за выполненные работы.
1.4. При подготовке Методики учтены требования указанных в п.1.1 документов по составу, порядку и срокам качественного исполнения всех процедур подготовки, организации и проведения конкурсов и торгов квалифицированными специалистами служб заказчика, а также специализированными инжиниринговыми фирмами, профессионально подготовленными к выполнению работ в качестве Исполнителя подрядных торгов.
1.5. Методика распространяется на проведение открытых и закрытых инвестиционных конкурсов, конкурсов при выборе заказчика и на проведение открытых и закрытых торгов при размещении подряда на:
проектные, изыскательские, конструкторские работы, работы (услуги), выполняемые профессиональными управлениями проектами, инжиниринговыми фирмами;
поставку промышленной продукции, необходимой для реализации программы капитального строительства;
строительные, монтажные, ремонтно-строительные работы;
строительство "под ключ";
эксплуатацию объектов жилищно-коммунального хозяйства;
любые технические и организационно обоснованные сочетания указанных работ и услуг.
2.1. Основой методического подхода к определению размера затрат на проведение конкурсов и торгов являются:
использование базового норматива размера затрат на проведение открытого конкурса, торга, разработанного на примере объекта средней сложности и крупности, по которому на момент публикации объявления о конкурсе, торге имелись разработанные рабочие чертежи (приложение 1 к Методике);
введение поправок к базовому нормативу, учитывающих специальные требования Организатора конкурса, торга по составу этапов работ и видов затрат, проведение закрытого конкурса или торга, повторного и неоднократного привлечения той же инжиниринговой фирмы в качестве Исполнителя торгов, наличие смет к рабочим чертежам;
учет степени сложности объектов с использованием таблицы категорий сложности (приложение 2 к Методике);
учет крупности объектов с использованием результатов предварительной оценки предполагаемой цены подряда;
учет стадии проектирования, на базе которой проводятся подрядные торги.
2.2. Размер затрат на организацию проведения конкурса, торга (без учета налога на добавленную стоимость) определяется:
Ст = Н×0,01×Ксл×Ккр×Кст×Сс тыс. руб. (1),
где
Н - базовый норматив размера затрат на проведение открытых конкурсов, торгов, в процентах от предполагаемой цены подряда, скорректированный на отличие по отдельным этапам работ и видам затрат вследствие:
ограничения круга работ и затрат по решению организатора конкурса, торга;
учета реальных затрат на публикацию объявлений о конкурсах и торгах по счетам рекламных агентств, периодических изданий;
проведения закрытых конкурсов, торгов;
повторного или многократного привлечения фирмы - Исполнителя конкурса, торга, выполнявшего в предшествующий период ту же работу по аналогичному предмету конкурса, торга;
наличия смет к рабочим чертежам;
Ксл - коэффициент сложности объекта строительства;
Ккр - коэффициент крупности предмета конкурса, торга;
Кст - коэффициент стадийности;
Сс - предполагаемая стоимость контракта по предмету конкурса, торга (в деноминированных текущих ценах по состоянию на 01.01.98).
2.3. Базовый норматив размера затрат на проведение открытых подрядных торгов при реализации Московской городской программы капитального строительства установлен для третьей категории сложности объекта строительства с ориентировочной его стоимостью 20-30 млн. рублей при наличии рабочих чертежей. Базовый норматив рассчитан из условия полного учета всех традиционных процедур и затрат, которые необходимо осуществить при подготовке, организации и проведении подрядных торгов (приложение 1).
2.4. В случае, если Исполнителю торгов не поручается осуществлять некоторые из перечисленных в Приложении 1 процедур и затрат, то при подготовке контракта на организацию и проведение конкурса, торгов из базового норматива исключаются соответствующие доли затрат. Затраты на публикацию объявлений о предквалификации и об открытых конкурсах и торгах рекомендуется, как правило, возмещать по счетам рекламных агентств и периодических изданий. При этом из базового норматива исключаются затраты по строке 5 приложения 1.
2.5. При проведении, закрытого (в том числе двухэтапного) конкурса, торга:
из базового норматива полностью исключаются затраты на рекламу (п.5 приложения 1);
в связи с меньшим количеством претендентов по сравнению с открытым конкурсом торгом к базовым показателям объема работ и затрат Исполнителя торгов по пп. 9, 10, 16, 18, 19 приложения 1 вводится понижающий коэффициент 0.8.
2.6. Если к участию в качестве Исполнителя торгов привлекается инжиниринговая фирма, выполнявшая в предшествующий период ту же работу по аналогичному предмету конкурса, торга, то Организатор торгов вправе ввести понижающие коэффициенты:
Таблица 1
№ пунктов приложения 1 |
При выполнении в предшествующий период инжиниринговой фирмой функции Исполнителя по аналогичному предмету конкурса, торга |
|
один раз |
более одного раза |
|
0,8 |
0,3 |
|
0,9 |
0,8 |
|
0,5 |
0,4 |
2.7. При наличии смет к рабочей документации Организатор конкурса торга вправе ввести понижающий коэффициент к поз. 12 приложения 1 в размере 0.2.
2.8. Коэффициент сложности объекта строительства (КСЛ), принимается:
Таблица 2
Категория сложности объекта строительства, устанавливаемая с помощью приложения 2 к Методике |
Ксложн. |
I |
0.68 |
II |
0.88 |
III |
1 |
IV |
1.26 |
V |
1.54 |
Возрастание размера затрат на проведение конкурсов, торгов по мере увеличения степени сложности объектов определяется необходимостью:
- более детальной разбивки сложного объекта конкурса, торга на лоты с целью привлечения к участию узкоспециализированных подрядных и проектных организаций и получения за счет этого существенного снижения продолжительности и стоимости строительства, повышения его качества;
- проведения предквалификации подрядных и проектных организаций, способных обеспечить качественное выполнение сложных комплексов работ;
- проведения двухэтапных конкурсов, торгов;
- использование более сложных методов оценки предложений претендентов.
2.9. Коэффициент, учитывающий величину стоимости объекта конкурса, торга (коэффициент крупности Ккр), принимается:
Таблица 3
№ диапазона |
Диапазон предполагаемой стоимости контракта в уровне цен на дату публикации объявления о конкурсе, торге, млн. руб. (с учетом деноминации) |
Ккр |
|
от |
до |
||
1 |
0,2 |
0,5 |
7,0 |
2 |
0,5 |
1 |
5,0 |
3 |
1 |
2 |
4,0 |
4 |
2 |
5 |
2,8 |
5 |
5 |
10 |
1,8 |
6 |
10 |
20 |
1,25 |
7 |
20 |
30 |
1,0 |
8 |
30 |
40 |
0,85 |
9 |
40 |
50 |
0,73 |
10 |
50 |
100 |
0,55 |
11 |
100 |
200 |
0,40 |
12 |
200 |
500 |
0,25 |
13 |
500 |
1000 |
0,15 |
14 |
1000 |
2000 |
0,08 |
15 |
2000 |
5000 |
0,05 |
16 |
более 5000 |
0,03 |
Снижение удельного показателя размера затрат на проведение подрядных торгов по мере увеличения его крупности объясняется тем, что стоимость выполнения части процедур подрядных торгов не увеличивается с увеличением крупности объекта (реклама, составление условий конкурса, торга, организация работы конкурсной комиссии и т.п.).
2.10. Коэффициент стадийности (Кстад), учитывающий увеличение трудоемкости разработки технической части тендерной документации и оценки предполагаемой стоимости контракта на ранних стадиях проектирования, по сравнению с разработкой и оценкой при наличии рабочей документации, принимается:
Таблица 4
Стадия проектирования |
Кстад |
Эскизные проектные проработки (ЭПП) |
1,69 |
Проектная документация (ПД) |
1,0 |
Увеличение затрат на разработку технической части тендерной документации при проведении конкурса, торга на стадии ЭПП определяется необходимостью детализации и конкретизации всех технических решений с тем, чтобы потребительские свойства будущего объекта капитальных вложений в их многоаспектном проявлении заказчик и подрядчик понимали одинаково и чтобы впоследствии при заключении и исполнении контракта не было оснований для возникновения конфликтных ситуаций.
2.11. Предполагаемая стоимость контракта (Сс) определяется в уровне цен на дату публикации объявления о конкурсе, торге (без учета налога на добавленную стоимость).
При проведении конкурсов по выбору заказчика на проектирование и строительство в качестве предполагаемой стоимости контракта принимается оценочная величина стоимости работ по конкретному предмету конкурса, выполняемой самим заказчиком по выбору площадки, передаче и подготовке земельных участков под строительство; планированию строительства; организации обеспечения предпроектной и проектно-сметной документацией, организации и проведению подрядных торгов, заключению договоров подряда на капитальное строительство, организации обеспечения оборудованием и материальными ресурсами поставки заказчика; финансированию и расчетам с участниками строительства, техническому надзору за строительством и качеством оборудования и материалов; организации приемки законченных строительством объектов в эксплуатацию и по другим работам заказчика.
При проведении подрядных торгов (конкурсов) по выбору проектной, изыскательской, консультационной, строительной, монтажной, ремонтно-строительной организации в качестве предполагаемой стоимости контракта принимается стоимость в текущем уровне цен, рассчитанная с использованием стоимостных показателей в базисном уровне цен и коэффициентов пересчета сметной стоимости строительства, утверждаемых рабочей группой по ценовой политике в строительстве Региональной межведомственной комиссии по ценовой и тарифной политике при Правительстве Москвы (РМВК).
2.12. При заключении договора между Организатором и Исполнителем конкурса, торга налог на добавленную стоимость учитывается дополнительно к показателю стоимости работ, рассчитанной по формуле 1.
№ П/П |
Этапы работы, виды затрат |
Размер затрат в % от предполагаемой цены подряда |
1 |
2 |
3 |
1 |
Преддоговорная работа Исполнителя торга с Инвестором и заключение договора на выполнение функций Исполнителя торгов |
0.0114 |
2 |
Получение Исполнителем от Инвестора (заказчика) проектно-сметной документации по объекту торгов, предварительное ознакомление с ней |
0.0068 |
3 |
Обоснование Исполнителем торга решения о разбивке объекта торгов на лоты и определение предмета торгов |
0.0091 |
4 |
Подготовка Исполнителем торга текста и передача в издательства московской и общероссийской газеты объявлений о предквалификации и о торгах |
0.0007 |
5 |
Оплата рекламных услуг печатных органов |
по фактическим затратам |
6 |
Формирование Квалификационной комиссии для проведения отбора претендентов и плана ее работы |
0.0023 |
Разработка квалификационной документации и представление её по требованию каждого участника |
0.0136 |
|
8 |
Материальные затраты на тиражирование и на доставку участникам квалификационной документации |
Компенсируются за счет платы, вносимой участниками отбора |
9 |
Работа с представленными документами по квалификационному отбору, в т.ч. проверка объективности информации |
0.0114 |
10 |
Разъяснения и юридические консультации по квалификационной документации, принятие решения по прохождению квалификационного отбора |
0.0091 |
Разработка технической части тендерной (конкурсной) документации: Пояснительная записка с характеристикой намечаемого строительства, выпуска продукции, производства услуг с технико-экономическими показателями Генеральный план (включая транспорт, опорные и ситуационные планы, схемы инженерных сетей) Архитектурно-строительная часть (объемно-планировочные и конструктивные решения зданий и сооружений, инженерное оборудование) Ведомости объемов работ Особые технические условия Организация строительства, календарный график Материалы инженерных изысканий Наличие, сроки действия согласований |
0.0908 |
|
12 |
Определение Исполнителем предполагаемой (стартовой) цены по предмету торгов, ее обоснование и экспертная оценка |
0.0454 |
Разработка Условий и порядка проведения торгов (Инструкции для участников торгов) Общие положения Ограничения и запреты Расходы Особые условия Форма заявки на участие в торгах Форма платежного документа, подтверждающего внесение первого задатка или банковской гарантии, размер, форма, порядок, срок внесения и возврата первого задатка Форма таблицы сведений о претенденте (годовом объёме работ, опыте, персонале, оборудовании, технике, финансовом положении, отзывах заказчиков, судебных и арбитражных исках и т.п.) О втором задатке (гарантии исполнения) О посещении места строительства О возможности представления альтернативных предложений О консультациях О страховании подрядчиком незавершенных работ и других видов его риска О внесении изменений в тендерную документацию Вид цены предмета торгов с указанием условий (сроки строительства и т.п.), порядка ее исчисления и распределения по основным комплексам или видам работ Требования по условиям и порядку пересмотра цен Условия, виды и методы осуществления платежей в зависимости от вида цены, предлагаемые формы оплаты, порядок авансирования О порядке и сроках представления, составе документации оферты, в т.ч. ее коммерческой части, оформлении, отзыве, продолжительности действия Условия и порядок проведения процедуры торгов, порядок вскрытия конвертов Критерий оценки оферт и порядок выбора победителя торгов Порядок объявления результатов торгов Форма предконтрактного соглашения Проект (основные положения) контракта и др. Положения |
0.0681 |
|
14 |
Рассмотрение и утверждение Конкурсной комиссией комплекта тендерной документации |
0.0091 |
15 |
Материальные затраты на тиражирование и на доставку участникам комплектов тендерной документации |
Компенсируются за счет платы, вносимой участниками торгов |
16 |
Консультирование претендентов, прием и регистрация или отклонение, хранение заявок (оферт), приём первого задатка, подготовка к процедуре подрядных торгов. Регистрация отзыва заявки. Рассылка приглашений для участия в процедуре торгов |
0.0227 |
17 |
Проведение с привлечением претендентов и средств массовой информации процедуры вскрытия оферт и оглашения предложений, подготовка протокола заседания Конкурсной комиссии. |
0.0114 |
18 |
Комплексная оценка (с привлечением экспертов) предложений, в т.ч. альтернативных, выбор победителя торгов или принятие иного решения, подготовка итогового протокола заседания и утверждение его председателем Конкурсной комиссии, извещение победителя подрядных торгов (с предложением заключить предконтрактное соглашение, окончательно согласовать условия и подписать контракт с заказчиком), извещение остальных участников торгов и возврат им первого задатка, при необходимости назначение повторных торгов, аннулирование торгов |
0.0568 |
19 |
Рассмотрение конфликтных ситуаций, обжалований и т.п. |
0.0045 |
20 |
Уточнение совместно с заказчиком-застройщиком окончательных условий контракта и договора с Генподрядчиком (или Генпроектировщиком) - победителем торгов |
0.0091 |
21 |
Публикация в открытой печати информации о результатах открытых подрядных торгов |
по фактическим затратам |
22 |
Предконкурсная проверка сведений, представленных претендентами (юридический и фактический адреса, профиль деятельности, сведения об учредителях, уставный капитал, сведения о руководителях и их гражданстве, наличие филиалов и дочерних фирм, финансовое положение организации, сведения об основных фондах и оборудовании, наличие производственных мощностей, оборудования и ресурсов) |
0.07 |
ИТОГО |
0.4523 |
|
*) Базовый норматив для определения стоимости затрат на проведение открытых подрядных торгов на строительство объектов при реализации Московской городской программы капитального строительства (далее "базовый норматив") составлен для объекта третьей категории сложности с предполагаемой стоимостью подряда 20-30 млн. рублей), по которому на момент публикации объявления о подрядных торгах имелись разработанные рабочие чертежи. |
Внесено дополнение (от 02.11.1999)
№ п/п |
Наименование объектов |
Характеристика условий проектирования и строительства |
Категория сложности |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
1 |
Комплексная застройка микрорайонов, кварталов |
|
|
|
|
|
|
|
1.1 |
Многоэтажная городская застройка |
С преимущественным использованием типовых проектов многоэтажных жилых и общественных зданий |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
Со строительством более 50% многоэтажных зданий по индивид. проектам |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
При строительстве уникальных комплексов |
|
|
|
+ |
|
|
1.2 |
Малоэтажн. городская застройка коттеджами |
|
|
|
+ |
|
|
|
1.3 |
Застройка домами усадебного типа |
|
|
+ |
|
|
|
|
1.4 |
Коллективные сады |
|
+ |
|
|
|
|
|
2 |
Объекты благоустройства и озеленения |
|
|
|
|
|
|
|
2.1 |
Благоустройство и озеленение территории |
Сельских населенных мест, коммунальных и промышленных зон при простых требованиях к благоустройству |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
Городских, дачных, заводских территорий при средних требованиях к благоустройству, малые архитектурные формы |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
Территории с особо высокими требованиями к благоустройству, кладбища |
|
|
|
+ |
|
|
2.2 |
Посадка ветро- и шумозащитных полос, устройство велосипедных, саночн. и пешех. трасс (терренкуров) без оборудования и техн. оснащения |
|
+ |
|
|
|
|
|
3 |
Жилые дома |
|
|
|
|
|
|
|
3.1 |
Хозяйственные и вспомогательные постройки при домах |
|
+ |
|
|
|
|
|
3.2 |
Садовые домики, временные (летние) жилые дома |
|
|
+ |
|
|
|
|
3.3 |
Общежития |
С общими кухнями и санузлами |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
С санузлами при комнатах и развитой общественной частью |
|
|
+ |
|
|
|
3.4 |
Многоэтажные жилые дома |
Для муниципального строительства |
|
|
+ |
|
|
|
3.5 |
Малоэтажные муниципальные и частные дома городского типа |
|
|
|
|
+ |
|
|
3.6 |
Особняки, виллы, террасные жилые дома и градостроительно особо значимые многоэт. дома и комплексы |
|
|
|
|
|
+ |
|
4 |
Культурно-просветительные учреждения |
|
|
|
|
|
|
|
4.1 |
Временные павильоны для игр и танцев |
|
+ |
|
|
|
|
|
4.2 |
Читальные и выставочные павильоны в парках культуры |
|
|
+ |
|
|
|
|
4.3 |
Выставочные залы, сельские клубы, музеи усадьбы, квартиры-музеи |
|
|
|
+ |
|
|
|
4.4 |
Дома культуры, библиотеки, тематические музеи |
|
|
|
|
+ |
|
|
4.5 |
Национальн. галереи, музеи, библиотеки, культурные центры |
|
|
|
|
|
+ |
|
5 |
Зрелищные учреждения |
|
|
|
|
|
|
|
5.1 |
Временные павильоны для демонстрации кино- и видеофильмов |
|
+ |
|
|
|
|
|
5.2 |
Крытые эстрады и кинотеатры |
|
|
+ |
|
|
|
|
5.3 |
Кинотеатры до 1000 мест, видеоцентры |
|
|
|
+ |
|
|
|
5.4 |
Киноконцертные залы и кинотеатры более 1000 мест |
|
|
|
|
+ |
|
|
5.5 |
Театры, киноцентры, парки |
|
|
|
|
|
+ |
|
6 |
Детские и образовательные учреждения |
|
|
|
|
|
|
|
6.1 |
Оздоровительные павильоны |
|
+ |
|
|
|
|
|
6.2 |
Игровые площадки, солярии |
|
|
+ |
|
|
|
|
6.3 |
Детские дошкольные учреждения |
|
|
|
+ |
|
|
|
6.4 |
Школы |
|
|
|
+ |
|
|
|
6.5 |
Специализированные школы, лицеи, гимназии, техникумы, ПТУ |
|
|
|
+ |
|
|
|
6.6 |
Высшие учебные заведения |
|
|
|
|
+ |
|
|
6.7 |
Университеты |
|
|
|
|
+ |
|
|
7 |
Гостиницы |
|
|
|
|
|
|
|
7.1 |
Туристические приюты |
|
+ |
|
|
|
|
|
7.2 |
Кемпинги, мотели, турбазы 3-го разряда |
|
|
+ |
|
|
|
|
7.3 |
Гостиницы |
Многоэтажные III-IV разряда |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
Многоэтажные I-II разряда |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
Малоэтажные II-III разряда |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
Малоэтажные I разряда |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
Высшего разряда |
|
|
|
|
+ |
|
8 |
Учреждения для отдыха и туризма |
|
|
|
|
|
|
|
8.1 |
Палаточные лагеря, туристические стоянки, лыжные базы |
|
+ |
|
|
|
|
|
8.2 |
Летние лагеря для детей и юношества, базы отдыха, приюты альпинистов |
|
|
+ |
|
|
|
|
8.3 |
Лагеря для детей и юношества круглогодичного пользования |
|
|
|
+ |
|
|
|
8.4 |
Пансионаты, профилактории, дома отдыха, санатории до 500 мест |
|
|
|
|
+ |
|
|
8.5 |
Санатории на 500 мест и более, туристическ. комплексы высшего разряда |
|
|
|
|
|
+ |
|
9 |
Спортивн. сооружения |
|
|
|
|
|
|
|
9.1 |
Игровые поля и стадионы |
Без подсобных помещений |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
С сезонными подсобн. помещениями |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
С трибунами и подтрибунными помещениями |
|
|
+ |
|
|
|
9.2 |
Бассейны |
Открытые |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
Крытые |
|
|
|
+ |
|
|
9.3 |
Физкультурно-оздоровительные комплексы |
С бассейном |
|
|
|
+ |
|
|
9.4 |
Стадионы до 40000 мест |
|
|
|
|
+ |
|
|
9.5 |
Крытые стадионы на 40000 мест и более, дворцы спорта |
|
|
|
|
|
+ |
|
10 |
Научно-исследовательские организации |
|
|
|
|
|
|
|
10.1 |
Проектно-конструкторские организации |
|
|
|
+ |
|
|
|
10.2 |
Специализированные НИИ и лаборатории |
|
|
|
|
+ |
|
|
11 |
Учреждения торговли, обществен. питания, коммунально-быт. обслуживания населения |
|
|
|
|
|
|
|
11.1 |
Временные павильоны, киоски, навесы |
|
+ |
|
|
|
|
|
11.2 |
Магазины, массовые предприятия коммунально-бытового обслуживания круглогодичного действия |
|
|
|
+ |
|
|
|
11.3 |
Столовые, кафе, пункты бытового обслуживания |
|
|
|
+ |
|
|
|
11.4 |
Торговые дома, крупные универсальн. и специализир. магазины, рестораны |
|
|
|
|
+ |
|
|
12 |
Учреждения связи |
|
|
|
|
|
|
|
12.1 |
Отделения связи |
|
|
|
+ |
|
|
|
12.2 |
Почтамты, телеграф, почтовые сортировочные узлы |
|
|
|
|
+ |
|
|
12.3 |
Автоматические телефонные станции |
|
|
|
+ |
|
|
|
12.4 |
Автоматические телефонные станции с узлом связи |
|
|
|
|
+ |
|
|
13 |
Административные учреждения |
|
|
|
|
|
|
|
13.1 |
Конторы |
|
|
+ |
|
|
|
|
13.2 |
Административно-хозяйствен. корпуса |
|
|
|
|
+ |
|
|
13.3 |
Здания Городской Думы, Мэрии, центры общественно-политической деятельности, правительственные офисы, деловые центры, банки |
|
|
|
|
|
+ |
|
13.4 |
Вычислительные центры |
|
|
|
|
+ |
|
|
14 |
Объекты здравоохранения |
|
|
|
|
|
|
|
14.1 |
Медпункты, фельдш.-акушерские пункты |
|
|
+ |
|
|
|
|
14.2 |
Поликлиники, амбулатории, аптеки, хозкорпуса больниц, станции скорой мед. помощи, молочные кухни, СЭС |
|
|
|
+ |
|
|
|
14.3 |
Больницы, медицинск. центры, лечебно-диагностические корпуса, роддома, больничн. комплексы, станции переливания крови… |
Преимущественно стандартное оборудование и оснащение |
|
|
|
+ |
|
|
14.4 |
Специализированные медицинские центры, многопрофильные больницы |
Уникальное оборудование и оснащение, новейшие технологии |
|
|
|
|
+ |
|
15 |
Промышленные и коммунальные объекты |
|
|
|
|
|
|
|
15.1 |
Автотранспортные предприятия (в т.ч. автодормехбазы, автопарки), предприятия электротранспорта (троллейбусные, трамвайное депо, тяговые подстанции) |
Размещение в промзонах |
|
|
+ |
|
|
|
Размещение вблизи магистралей и центра, с повышенными требованиями к архитектурному облику |
|
|
|
+ |
|
|||
15.2 |
Промышленные предприятия |
|
|
|
+ |
|
|
|
15.3 |
Гаражи |
Боксовые и одноэтаж. без очистных сооружений |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
С очистными сооружениями |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
Многоэтажные надземные и подземные |
|
|
+ |
|
|
|
15.4 |
Производственные базы строительных и монтажн. организаций |
|
|
|
+ |
|
|
|
15.5 |
Производственные базы предприятий общественного транспорта |
|
|
|
|
+ |
|
|
15.6 |
Районные тепловые станции и котельные |
|
|
|
|
+ |
|
|
15.7 |
Хранилища, ангары, склады, сельскохозяйственные и хозяйственно-городские сооружения |
Сезонные |
+ |
|
|
|
|
|
С инженерным обеспечением |
|
+ |
|
|
|
|||
15.8 |
Складские комплексы материально-технического снабжения, склады продовольственного непродовольственного др. назначения, плодоовощехранилища |
С инженерным оборудованием |
|
|
+ |
|
|
|
15.9 |
Объекты агропромышленного комплекса |
На существующих предприятиях с инженерным обеспечением |
|
|
+ |
|
|
|
15.10 |
Теплицы |
|
|
+ |
|
|
|
|
15.11 |
Пекарни |
|
|
|
+ |
|
|
|
15.12 |
Шампиньонные комплексы |
|
|
|
+ |
|
|
|
15.13 |
Оранжереи |
|
|
+ |
|
|
|
|
15.14 |
Цеха по производству консервов, кулинарии колбасн., кондитерск. изделий |
|
|
|
|
+ |
|
|
15.15 |
Сооружения гражд. обороны, подземные гаражи-стоянки |
|
|
|
+ |
|
|
|
15.16 |
Автозаправоч. станции диагностики, станции техническ, обслуживания автомобилей |
|
|
|
+ |
|
|
|
15.17 |
Мусороперерабатывающие заводы, мусороперегрузочные станции |
|
|
|
|
+ |
|
|
15.18 |
Корпуса фабрик-прачечных химчистки, бани |
|
|
|
+ |
|
|
|
15.19 |
Банно-оздоровит. комплексы 1 разряда |
|
|
|
|
+ |
|
|
16 |
Городские инженерн. сооружения и коммуникации |
|
|
|
|
|
|
|
16.1 |
Городские магистрали и сети водопровода, канализации (в т.ч. дождевой), газопроводы, тепловые сети, сети связи, электрические сети, кабельные линии передачи |
Одиночные линии в пригородной зоне или на территории, свободной от застройки и существующих подземных коммуникаций |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
По городским проездам и застроенной части города при наличии существующих подземных коммуникаций |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
Вблизи наземных или подземных сооружений, с пересечением железных дорог или метрополитена, с применением закрытой проходки, в сложных гидрогеологических условиях с применением спецметодов, наружное освещение |
|
|
|
+ |
|
|
16.2 |
Обустроенное ЦТП |
|
|
|
|
+ |
|
|
16.3 |
Городские транспорт. сооружения, мосты, тоннели, путепроводы, переходы, набережные, причалы, мостовые переходы для прокладки инженерн. коммуникаций через ж.д. пути, автомагистрали, водные преграды |
В пригородной зоне или на свободной от застройки территории города, с применением типовых конструкций |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
То же, с применением индивидуальных конструкций |
|
|
|
|
+ |
|
16.4 |
Городские транспорт. магистрали, улицы и дороги, трамвайные пути, внутриквартальные проезды, транспортн. развязки, автостоянки, конечные станции и площадки для отстоя и хранения общественного транспорта (в т.ч. сооруж. для обслуживания), пешеходные улицы, тротуары, аллеи и дорожки в парках |
На свободной от застройки территории города, на рельефе местности с уклоном от 5 до 40 градусов по заданным красным линиям, отметкам, поперечному профилю |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
В районах сложившейся опорной застройки или с уклоном рельефа от 5 град, и более 40 градусов по заданным красным линиям, отметкам и поперечному профилю |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
При наличии ирригационной системы или с корректировкой или разработкой красных линий, отметок и поперечного профиля |
|
|
|
+ |
|
|
16.5 |
Коммуникационные тоннели (коллекторы для подземных коммуникаций) |
На территории города, свободной от застройки и существующих подземных коммуникаций |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
В застроенной части города, совместно с другими подземными коммуникациями или при наличии существующих |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
В сложн. гидрогеологических условиях, с применением спецметодов, индивидуальных конструкций, закрытой проходки |
|
|
|
|
+ |
|
16.6 |
Специальные методы строительства (водопонижение, замораживание, химическ. закрепление грунтов), "стена в грунте", опускные колодцы, проколы и др. |
|
|
|
|
+ |
|
|
16.7 |
Водозаборы из подземных источников, газораспределительные станции (пункты), трансформаторные подстанции, распред. пункты |
|
|
|
+ |
|
|
|
16.8 |
Очистные сооружения природных, бытовых и производственных сточных вод |
|
|
|
+ |
|
|
|
16.9 |
Гидротехнические сооружения |
|
|
|
|
+ |
|
|
16.10 |
Городские водоемы |
|
|
|
+ |
|
|
|
16.11 |
Водозаборы из любых видов источников, водопроводные, канализационные насосные станции |
|
|
|
|
|
+ |
|
16.12 |
Активная защита от электрокоррозии |
|
|
|
|
+ |
|
|
17 |
Вокзалы, аэропорты |
Всех типов на внутренних линиях |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
На межреспубликанских и международных линиях |
|
|
|
|
+ |
|
Примечание: 1) При отсутствии объектов в перечне категория сложности определяется применительно к объектам соответствующего назначения. 2) Для определения категории объекта достаточно наличие одного из признаков, указанных в гр. 3 |
||||||||
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы
1. |
Доп. № 4 к МГСН 3.01-96 |
Жилые здания в части нижних пределов площадей |
2. |
Доп. № 1 к МГСН 1.01-98 |
Нормы и правила проектирования коттеджной застройки |
Доп. № 3 к МГСН 3.01-96 |
||
3. |
Доп. № 1 к МГСН 3.01-96 |
Реконструкция и модернизация 5-этажных жилых домов |
4. |
Доп. № 1 к МГСН 4.06-96 |
Общеобразовательные учреждения |
5. |
Доп. № 2 к МГСН 3.01-96 |
Жилые здания в части противопожарных требований |
6. |
Изм. № 1 к МГСН 4.04-94 |
Многофункциональные здания и комплексы |
7. |
Изм. № 1 к МГСН 4.13-97 |
Предприятия розничной торговли |
8. |
Изм. № 2 к МГСН 5.01-94* |
Стоянки легковых автомобилей |
9. |
МГСН 1.01-99 |
Нормы и правила проектирования, планировки и застройки |
10. |
|
Карта к МГСН 1.01-99 |
11. |
МГСН 2.01-99 |
Энергосбережения в зданиях (нормативы по теплозащите…) |
12. |
Допустимые уровни ионизирующего излучения и радона на участках застройки |
|
13. |
Допустимые уровни электромагнитных излучений в помещениях жилых и общественных зданий на селитебных территориях |
|
14. |
Допустимые уровни шума, вибрации и требования к звукоизоляции |
|
15. |
Инсоляция и солнцезащита |
|
16. |
МГСН 2.06-99 |
Естественное, искусственное и совместное освещение |
17. |
Основания, фундаменты и подземные сооружения |
|
18. |
Жилые здания |
|
19. |
МГСН 4.01-94 |
Хосписы |
20. |
МГСН 4.02-94 |
Дома интернаты для детей-инвалидов |
21. |
МГСН 4.03-94 |
Дома-интернаты для инвалидов и престарелых |
22. |
МГСН 4.04-94 |
Многофункциональные здания и комплексы |
23. |
МГСН 4.05-95 |
Школы-интернаты для детей-инвалидов |
24. |
МГСН 4.06-96 |
Общеобразовательные учреждения |
25. |
МГСН 4.07-96 |
Дошкольные учреждения |
26. |
МГСН 4.08-97 |
Массовые типы физкультурно-оздоровительных учреждений |
27. |
МГСН 4.09-97 |
Здания органов социальной защиты населения |
28. |
МГСН 4.10-97 |
Здания банковских учреждений |
29. |
МГСН 4.11-97 |
Здания, сооружения и комплексы похоронного назначения |
30. |
МГСН 4.12-97 |
Лечебно-профилактические учреждения |
31. |
МГСН 4.13-97 |
Предприятия розничной торговли |
32. |
Предприятия общественного питания |
|
33. |
МГСН 4.15-98 |
Общеобразовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
34. |
МГСН 4.16-98 |
Гостиницы |
35. |
МГСН 4.17-98 |
Культурно-зрелищные учреждения |
36. |
МГСН 4.18-99 |
Предприятия бытового обслуживания населения |
37. |
МГСН 5.01-94* |
Стоянки легковых автомобилей |
43. |
МРР-2.2.04-94 |
Рекомендации по заключению договоров на выполнение ПСД |
44. |
Методика проведения обследований зданий и сооружений при их реконструкции и перепланировке |
|
45. |
Положение о техническом надзоре заказчика за строительством |
|
46. |
МРР-3.1.03-93 |
Рекомендации по определению укрупненных показателей стоимости строительства, изыскательских и проектных работ для составления титульных списков по объектам |
47. |
Сборник БУПс, предназначенных для определения стоимости строительства объектов, возводимых на садоводческих участках, коттеджи |
|
48. |
Нормы продолжительности проектирования объектов строительства |
|
49. |
Нормы продолжительности разработки предпроектной и исходно-разрешительной документации |
|
50. |
Сборник базовых цен (прейскурантов) на разработку исходно-разрешительной документации |
|
51. |
Порядок определения стоимости разработки предпроектной документации |
|
52. |
МРР-3.2.04-98 |
Нормы продолжительности выполнения изыскательских работ |
53. |
Порядок определения стоимости работ по техническому обследованию строительных конструкций зданий и сооружений |
|
54. |
МРР-3.2.06.03-99 |
Порядок определения стоимости проектных работ для строительства |
55. |
МРР-3.2.07-98 |
Порядок определения стоимости авторского надзора за строительством зданий, сооружений и предприятий |
56. |
Порядок определения стоимости работ по согласованию ППД и ПД |
|
57. |
МРР-3.2.12-98 |
Порядок определения стоимости оказания маркетинговых, консалтинговых услуг, менеджмента и других услуг |
58. |
МРР-3.2.13-98 |
Порядок определения стоимости проектных работ по реставрации и реконструкции зданий и сооружений |
59. |
МРР-3.2.13.1-98 |
Дополнение к сборнику базовых цен (прейскурантов) на разработку ИРД по реставрации и реконструкции зданий и сооружений |
60. |
Порядок определения стоимости ИРД |
|
61. |
Порядок определения стоимости архитектурной колористики фасадов |
|
62. |
МРР-3.2.22-98 |
Порядок определения стоимости "привязки" типовых проектов жилых домов в зависимости от стоимости строительства 1 кв.м. общей площади |
63. |
Методические рекомендации по экономическому обоснованию конструктивных элементов и технологий |
|
64. |
МРР-3.2.26-99 |
Порядок определения стоимости разработки технической документации на автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУТП) для объектов |
65. |
Порядок определения стоимости проекта архитектурного освещения для формирования световой среды и создания световых ансамблей в г. Москве |
|
66. |
Порядок определения стоимости разработки паспортов жилых домов |
|
67. |
Методика расчетов основных ТЭП инвестиционной программы по территориям жилых застроек с учетом обоснований эффективности капитальных вложений |
|
68. |
Методические рекомендации по разработке, внедрению и сертификации систем качества на основе стандартов ИСО 9000 в проектных организациях г. Москвы |
|
69. |
МРР-4.2.03-2-96 (2 тома) |
Рекомендации по составлению бизнес-планов по комплексной реконструкции территории 5-этажной жилой застройки |
70. |
МРР-4.2.04-96 |
Экспресс-оценка бизнес-плана территорий, нового строительства, реконструкции |
71. |
МРР-4.2.05-96 |
Коммерческие предложения по результатам разработки бизнес-планов территорий, отдельных объектов нового строительства и реконструкции |
72. |
Методические указания по экономическому обоснованию использования территорий, требующих рекультивационных работ, под массовое строительство |
|
73. |
Положение о стимулировании проектных и строительных организаций за снижение сметной стоимости строительства, экономии ресурсов |
|
74. |
Пособие к МГСН 2.01-99 |
Энергосбережения в зданиях (выпуск 1) |
75. |
Проектирование противорадоновой защиты зданий |
|
76. |
Проектирование защиты от шума и вибрации инженерного оборудования в жилых и общественных зданиях |
|
77. |
Проектирование звукоизоляции ограждающих конструкций зданий |
|
78. |
Проектирование защиты от транспортного шума и вибраций зданий |
|
79. |
Пособие к МГСН 2.06-99 |
Расчет и проектирование искусственного освещения помещений общественных зданий |
80. |
Жилые здания |
|
81. |
Дома интернаты для детей инвалидов |
|
82. |
Дома-интернаты для инвалидов и престарелых |
|
83. |
Школы-интернаты для детей-инвалидов |
|
84. |
Общеобразовательные учреждения |
|
85. |
Дошкольные учреждения |
|
86. |
Пособие к МГСН 4.08-97 |
Массовые типы физкультурно-оздоровительных учреждений (выпуск 1) |
87. |
Пособие к МГСН 4.09-97 |
Здания органов социальной защиты населения |
88. |
Пособие к МГСН 4.10-97 |
Здания банковских учреждений (в.1) "Коммерческие банки" |
89. |
Пособие к МГСН 4.12-97 |
Лечебно-профилактические учреждения (выпуск 1) |
90. |
Стоянки легковых автомобилей |
|
100 |
|
Нормали на проектирование и строительство зданий системы «ЮНИКОН» с применением полистиролбетонных изделий |
СОДЕРЖАНИЕ