ГОССТРОЙ РОССИИ 
УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ 
ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ 
АКАДЕМИЯ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА им. К.Д. ПАМФИЛОВА
НОРМЫ 
РАСХОДА ЖИДКОГО ТОПЛИВА ДЛЯ 
МАШИН, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХСЯ В 
ПРЕДПРИЯТИЯХ УБОРКИ ГОРОДСКИХ 
ТЕРРИТОРИЙ, САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ 
И РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНОМ 
ПРОИЗВОДСТВЕ
Москва 1999
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением Госстроя России
от 10 февраля 1999г. № 6
В данном нормативном документе приведены значения норм расхода топлива для подвижного транспорта, на котором смонтировано специальное рабочее оборудование для производства работ по содержанию городских территорий и в ремонтно-строительном производстве.
Приведенные нормативные материалы утверждены Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике взамен "Норм расхода жидкого топлива для машин, эксплуатирующихся на предприятиях уборки городских территорий, санитарной очистки и ремонтно-строительном производстве" от 23.01.98 № АТ-05-71/28.
Срок действия настоящих норм с 1 января 1999 г. до 1 января 2002 г.
Постановлением Госстроя РФ от 8 января 2002 г. N 1 срок действия продлен до 01.01.2003 г.
Нормативные материалы предназначены для работников предприятий, эксплуатирующих спецмашины, и могут использоваться как официальный документ для расчета тарифов на объемы выполненных работ.
Замечания и предложения по нормам просьба направлять по адресу: 123371, Москва, Волоколамское шоссе, 116. ГУП АКХ им. К.Д. Памфилова, отдел механизации.
В номенклатуру спецмашин для разработки норм расхода жидкого топлива включаются все машины на автомобильных, специальных и тракторных шасси, имеющие специальное оборудование, предназначенное для выполнения работ в городском хозяйстве.
Для спецмашин смежных отраслей техники, которые привлекаются дополнительно для выполнения ремонтно-аварийных работ в городском коммунальном хозяйстве (например, автокраны, бульдозеры, экскаваторы, автогрейдеры и др.), расход жидкого топлива устанавливается по действующим в этих отраслях нормам с учетом специфических условий городского хозяйства, в котором они используются.
Разработанные временные отраслевые нормы расхода жидкого топлива следует рассматривать как типовые, на основе которых устанавливаются нормы расхода топлива применительно к конкретным условиям эксплуатации машин.
Линейная норма расхода топлива - эта норма, установленная индивидуально для каждой марки машин в однозначно определенных дорожно-эксплуатационных, климатических и нагрузочных условиях работы. В настоящее время нормативной основой для установления норм расхода отечественных машин являются введенные в действие с 1 января 1997 г. до 1 января 2002 г. "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (PЗII2I94-0366-97).
Для машин импортного производства нормы расхода топлива принимаются в соответствии с данными инструкции по эксплуатации.
Суммарная относительная надбавка к линейному расходу топлива исчисляется в долях единицы и определяется по формуле:
Д=Д1+Д2+Д3+Д4, (1)
где Д1=0,1 - 10%-ная надбавка при работе спецмашины в черте города с частыми остановками (в среднем, более чем одна на 1 км общего пробега);
Д2=0,1 - 10%-ная надбавка на работу спецмашины в зимний период года для районов с умеренным климатом (прил. 1). Эта надбавка для южных районов при температуре ниже 0°С составляет 0,05, а в северных районах страны - 0,15. В районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, - до 0,2. Перечень местностей с отнесением к особым климатическим зонам представлен в прил. 2;
Д3=0,05 - 5%-ная надбавка для автомобилей со сроком службы более 8 лет;
Д4=0,2 - 20%-ная надбавка при работе в городах с населением свыше 2,5 млн. чел. (при населении от 0,5 до 2,5 млн. чел. Д4=0,15).
Использование в расчетах этих надбавок обусловливается спецификой работы спецмашины, ее конструктивными особенностями и назначением.
Масса машины в снаряженном состоянии принимается по данным инструкции по эксплуатации и учитывает массу шасси, специального оборудования, кузова, приборов и инструмента. Если работа спецмашины связана с перевозкой бригады ремонтных рабочих, обслуживающих коммунальные объекты, то следует учесть и вес членов бригады из расчета 80 кг на одного рабочего.
Для машин, на которых установлено специальное оборудование, нормы расхода топлива на передвижение в транспортном режиме (линейная норма расхода топлива) устанавливаются исходя из норм расхода топлива, разработанных для базовых автомобилей с учетом изменения массы спецавтомобиля по формуле:
HS=HSб+в(Gм-Gб), (2)
где HSб - норма расхода топлива на транспортный пробег машины;
в - норма расхода топлива на 1 т массы спецоборудования, установленного на шасси машины. Для машин с карбюраторным двигателем в=2 л/100 км пробега на каждую тонну оборудования, для машин с дизельным двигателем в=1,3л/100 км соответственно;
Gм - масса машины конструктивная;
Gб - масса базового шасси.
Все спецмашины, используемые в коммунальных предприятиях, по потреблению жидкого топлива подразделяются на четыре группы:
- машины, имеющие автомобильные или тракторные шасси и оснащенные навесным оборудованием, привод которого осуществляется от двигателя шасси;
- машины, имеющие шасси, оснащенные специальными приборами и оборудованием, работа которых осуществляется от автономного двигателя внутреннего сгорания, установленного в кузове машины;
малогабаритные машины и механизированный инструмент;
- машины, используемые для перевозки грузов различного назначения.
Нормативный расход топлива для специальных машин, относящихся к первой группе, определяется по формуле:
 (3)
                   (3)
где Qн - норма расхода топлива за сутки;
Нs - линейная норма расхода топлива, л/100 км;
S - среднесуточный пробег машины, км;
S1 - среднесуточный пробег машины при работе спецоборудования, км;
Д - суммарная относительная надбавка к линейному расходу топлива;
Q - расход топлива при работе спецоборудования, л/ч (или на одну погрузку и разгрузку).
Нормативный расход топлива для машин, имеющих спецоборудование с приводом от автономного двигателя внутреннего сгорания, определяется как сумма расхода на передвижение машины с объекта на объект в течение определенного времени и расхода топлива на работу автономного двигателя за время работы спецоборудования.
Нормы расхода жидкого топлива на работу спецмашин, используемых для перевозки груза, определяются по формуле:
 ,                                                        (4)
,                                                        (4)
где Qн - норма расхода топлива за сутки;
Нs - линейная норма расхода топлива, л/100 км;
S - среднесуточный пробег машины, км;
S1 - среднесуточный пробег машины при работе спецоборудования, км;
Д=0,1 - 10%-ная надбавка при выполнении транспортной работы, например, при доставке на объект технологического материала.
Примеры использования нормативов настоящего документа приведены в прил. 3.
Плотность топлива при расчете принята, кг/л: бензина r=0,74, дизельного топлива - r=0,825.
Нормы расхода масел на эксплуатацию спецмашин определяются расчетным методом на 1 тыс. л использованного горючего (см. таблицу).
| Вид и сорт масел и смазок | Норма расхода масел на 100 л топлива | |
| Грузовые автомобили и автобусы, работающие на бензине | Грузовые автомобили и автобусы, работающие на дизтопливе | |
| Моторные масла, л | 2,4 | 3,2 | 
| Трансмиссионные масла, л | 0,3 | 0,4 | 
| Специальные масла, л | 0,1 | 0,1 | 
| Пластичные (консистентные) смазки, кг | 0,2 | 0,3 | 
При этом необходимо руководствоваться следующими указаниями: для новых машин (до трех лет эксплуатации) указанные нормы снижаются на 50%, а для машин свыше восьми лет эксплуатации - увеличиваются до 20%.
| № п/п | Марка | Норма расхода топлива | |||
| Специальной машины | базового шасси | Двигателя | на транспортное движение, л/100 км | на 1 погрузку и разгрузку, л | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 
| 1 | 53-М | ГАЗ-53 | ЗМЗ-53 | 28,8 | 5,5 | 
| 2 | М-30А | ГАЗ-53 | ЗМЗ-53 | 28,8 | 2,9 | 
| 3 | КО-413 | ГАЗ-53-14-01 | ЗМЗ-53-11 | 28,8 | 5,5 | 
| 4 | КО-33МД | ГАЗ-3307 | ЗМЗ-53-11 | 28,2 | 5,5 | 
| 5 | КО-413-3 | ГАЗ-3309 | ДИЗЕЛЬ-ТУРБО | 19,4 | 4,2 | 
| 6 | МКМ2 | ЗИЛ-433362 | ЗИЛ-508.10 | 35,8 | 7,4 | 
| 7 | КО-431 | ЗИЛ-431412,  | ЗИЛ-508.10 | 35,4 | 7,8 | 
| 8 | КО-424 | ЗИЛ-494560,  | ЗИЛ-508.10 | 35 | 5,8 | 
| 9 | КО-429 | ЗИЛ-133 Д4 | ЗИЛ-645 | 33,5 | 9,8 | 
| 10 | КО-415А, КО-415 | КАМАЗ-53213 | КАМАЗ-740.10 | 31,3 | 13,5 | 
| 11 | КО-415, КО-415А* | КАМАЗ-53213 | КАМАЗ-740.10 | - | 5,5 | 
| 12 | БМ-53213 | КАМАЗ-53213 | КАМАЗ-740.10 | 31,3 | 11,7 | 
| 13 | КИ-5 «РИКО» | КАМАЗ-53213 | КАМАЗ-740.10 | 31,3 | 10,6 | 
| 14 | Faun (Wariopress-211) | КАМАЗ-53213 | КАМАЗ-740.10 | 30,7 | 13,5 | 
| 15 | М-72 (ПП13, Югосл.) | КАМАЗ-55111 | КАМАЗ 740.10 | 42,4 | 10,2 | 
| 16 | MAN-26.240 | MAN | N=176 кВт | 33,1 | 13,8 | 
| 17 | MAN-22.192 | MAN | N==139 кВт | 32,5 | 10,2 | 
| 18 | MAN-16.168FK0 | MAN | N=124 кВт | 28,2 | 7,4 | 
| 19 | IVEKO-MAGIRUS 190-25 АН | IVECO | N=162 кВт | 32,6 | 12,7 | 
| 20 | IVECO-MAGIRUS KM-170D19F | IVECO | N=130 кВт | 30,4 | 9,6 | 
| 21 | IVECO-MAGIRUS | IVECO | N=162 кВт | 31,3 | 7,1 | 
| 22 | MERSEDES BENZ-1617C | MERSEDES BENZ | N=1116 кВт | 26,6 | 6 | 
| 23 | MERSEDES BENZ-1617 | MERSEDES BENZ | N=132 кВт | 26,6 | 7,1 | 
| 24 | MERSEDES BENZ-1619 | MERSEDES BENZ | N=139 кВт | 28 | 8,1 | 
| 25 | MERSEDES BENZ-1622 | MERSEDES BENZ | N=162 кВт | 32,6 | 9,5 | 
| 26 | MERSEDES BENZ-2629 | MERSEDES BENZ | N=218 кBT | 49,8 | 18,1 | 
| 27 | Faun (Wariopress-211) | ЗИЛ-4331 | ЗИЛ-645 | 30,2 | 10,7 | 
| 28 | Бункеровоз CA-3, CA-4 | ЗИЛ-130,  | ЗИЛ-508.10 | 31 | 2,1 | 
| 29 | Бункеровоз ЗИЛ-4952 | ЗИЛ-495710  | ЗИЛ-508.10 | 35,5 | 2,2 | 
* Обслуживание мусороперегрузочных станций.
| № п/п | Марка | Норма расхода топлива | |||
| Специальной машины | базового шасси | двигателя | на транспортное движение л/100 км | на работу машины, л/100 км, л/маш-ч* | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 
| 1 | КО-713-01,02; КО-002; ПМ-130, 130Б; КДМ-130 | ЗИЛ-431412,  | ЗИЛ-508.10,  | 34 35,8 35,8 35,8 | Плуг-60,8  | 
| 2 | КО-713-01,02; ПМ-130; КО-002; КДМ-130 | ЗИЛ-130, ЗИЛ-431412, ЗИЛ-43812 | ЗИЛ-130,  | 35,8 34 | |
| 3 | КО-705 ПЩ | Трактор Т-40АП | Д-37М | 5,4* | |
| 4 | КО-812-6 | Трактор ЛТЗ-55А | Д-144-32 | 6,2* | |
| 5 | КО-707-1 | Трактор МТЗ-80/82 | Д-240 | 8,2* | |
| 6 | КО-719 | Трактор Т-25А | Д-21А1 | 4,6* | |
| 7 | ЭД-403 | ЗИЛ-133 ГЯ | КАМАЗ-740.10 | 28,2 | Плуг-57,6  | 
| 8 | ЭД-403 | ЗИЛ-133 Г4 | ЗИЛ-645 | 28,2 | Плуг-49,5  | 
| 9 | КО-806.02 | КАМАЗ-4925 | КАМАЗ-740.10 | 27,8 | Плуг-55,1  | 
| 10 | КО-712 ПлЩ, УСБ-25 ПЩ | Трактор Т-25 | Д-21А | 4,6* | |
| 11 | ЭД-226 | ЗИЛ-433102 | ЗИЛ-645 | 27 | Плуг-49,5  | 
| 12 | ЭД-224 | ЗИЛ-431412 | ЗИЛ-508.10 | 34 | Плуг-60,8  | 
| 13 | МДК-5337 | МАЗ-5337 | ЯМЗ-236М | 25,5 | Плуг-44,8  53,8 | 
| 14 | КУМ-5551 "КРОЛЛ" | МАЗ-5551 | ЯМЗ-236М2 | 30,5 | Плуг и щетка-56,5 | 
| 15 | Мультикар-26А | Спецшасси | IVECO-8140-23-Т-2585 | 16,6 | Плуг и щетка-48,3 | 
| № п/п | Марка | Норма расхода топлива, л/100 км, л/маш-ч* | ||||
| специальной машины | базового шасси | двигателя | на транспортное движение | на подметание | ||
| проезжей части | прилотковой зоны | |||||
| 1 | ПУ-53А, ПУ-61, ПУ-60 | ГАЗ-53А | ЗМЗ-53-11 | 30,8 | 59 | 60,6 | 
| 2 | ПУ-93; ПУМ-1 | ГАЗ-53 | ЗМЗ-53 | 29,8 | 59 | 60,6 | 
| 3 | ПУ-93 | ЗИЛ-433362 | ЗИЛ-508.10 | 35,8 | 75,4 | 78,6 | 
| 4 | КО-309А | ГАЗ-53 | ЗМЗ-53 | 29,6 | 77 | 81 | 
| 5 | КО-304А | ГАЗ-53 | ЗМЗ-53 | 29,3 | 76,5 | 80 | 
| 6 | "Кролл" КУМ-5551" | МАЗ-5551 | ЯМЗ-236М2 | 32,9 | 11,2 | 12,1 | 
| 7 | КО-719 | Трактор Т-25 | Д-21А | 3,5* | ||
| 8 | КО-707-1 | Трактор МТЗ-80/82 | Д-240 | 7,5* | ||
| 9 | Бошунг-"Олимник" | Спецшасси | ПЕЖО XUD9 | 8,9* | ||
| № п/п | Марка | Норма расхода топлива, л/100 км, л/маш-ч* | ||||||
| Специальной машины | базового шасси | двигателя | на транспортное движение | при поливе | при мойке лотковой части | |||
| 1 | КО-002; ПМ-130, ПМ-130Б; КДМ-130 | ЗИЛ-130 | ЗИЛ-130 | 34 | 116 | 140 | ||
| 2 | КО-713-03, КО-713-04 | ЗИЛ-431412, ЗИЛ-431812 | ЗИЛ-508.10 | 34 | 116 | 140 | ||
| 3 | КО-804 | ЗИЛ-433362 | ЗИЛ-508.10 | 34 | 116 | 140 | ||
| 4 | ЭД-224 | ЗИЛ-431412 | ЗИЛ-508.10 | 34 | 116 | 140 | ||
| 5 | КО-705ПМ | Трактор Т-40 АП | Д-37М | 5,4* | ||||
| 6 | КО-811ПМ | Трактор ЛТЗ-55А | Д-144.32 | 6,2* | ||||
| 7 | КО 806-02 | КАМАЗ-4925 | КАМАЗ-740.10 | 28,2 | 67,7 | 81,6 | ||
| 8 | ЭД-226 | ЗИЛ-433102 | ЗИЛ-645.10 | 27 | 75,4 | 89,1 | ||
| 9 | ЭД-403М | ЗИЛ-133 ГЯ | КАМАЗ-740.10 | 29 | 68,2 | 84,2 | ||
| 10 | КО-707ПМ (прицеп) | Трактор МТЗ-80/82 | Д-240 | 8,2* | ||||
| 11 | МДК-5337 | МАЗ-5337 | ЯМЗ-236М | 25 | 67,7 | 80 | ||
| 12 | ЭД-403 | ЗИЛ-133 Г4 | ЗИЛ-645110 | 26,8 | 75,4 | 89,1 | ||
| № п/п | Марка | Норма расхода топлива | ||||
| специальной машины | базового шасси | двигателя | на транспортное движение, л/100 км | на заполнение и слив цистерны, л | на слив цистерны, л | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 
| 1 | Вакуум-машина КО-503А, КО-503Б, КО-503В | ГАЗ-53, ГАЗ-3307 | ЗМЗ-53 | 27 | 0,72 | - | 
| 2 | Вакуум-машина КО-505, КО-505А | КАМАЗ-53213 | КАМАЗ-740.10 | 31,7 | 2,4 | - | 
| 3 | Вакуум-машина КО-520 | ЗИЛ-433362 | ЗИЛ-508.10 | 34 | 1,2 | - | 
| 4 | Вакуум-машина КО-705АНМ | Трактор Т-40АП | Д-37М | 5,4* | ||
| 5 | Илосос ИЛ-980, ИЛ-980А, ИЛ-980В | ЗИЛ-130-76, ЗИЛ-431412 | ЗИЛ-508.10 | 35,5 | 7,6 | - | 
| 6 | Машина илососная КО-510 | ЗИЛ-433362, ЗИЛ-431412 | ЗИЛ-508.10 | 35,2 | 7,6 | - | 
| 7 | Машина илососная КО-507А | КАМАЗ-53213 | КАМАЗ-740.10 | 30,9 | 18,5 | - | 
| 8 | Машина для очистки канализационных сетей КО-512 | КАМАЗ-53213 | КАМАЗ-740.10 | 31,2 | - | 15,1 | 
| 9 | Машина для очистки канализационных сетей КО-514 | КАМАЗ-4925 | КАМАЗ-740.10 | 30,6 | - | 9,5 | 
| 10 | Машина для очистки канализационных сетей КО-502Б | ЗИЛ-433362. ЗИЛ-431412 | ЗИЛ-508.10 | 36,2 | - | 11,3 | 
* На 1 маш/ч работы.
| № п/п | Марка | Норма расхода топлива, л/100 км, л/маш-ч* | |||
| специальной машины | базового шасси | двигателя | на транспортное движение | на выполнение рабочей операции | |
| 1 | КО-713-02 | ЗИЛ-431412 | ЗИЛ-508.10 | 34 | 86,7 | 
| 2 | КДМ-130; МДК-433362 | ЗИЛ-130-80, ЗИЛ-433362 | ЗИЛ-508.10, ЗИЛ-508.10 | 34 34,4 | 86,7 86,7 | 
| 3 | ПР-130; КО-105 | ЗИЛ-130, ЗИЛ-130 | ЗИЛ-130, ЗИЛ-130 | 34 34 | 86,7 86,7 | 
| 4 | МДК-5337 | МАЗ-5337 | ЯМЗ-236М | 25 | 70 | 
| 5 | КО-104А, КО-104 | ГАЗ-53 | ЗМЗ-53 | 27,7 | 74,5 | 
| 6 | ЭД-226 | ЗИЛ-433102 | ЗИЛ-645 | 27,0 | 76.3 | 
| 7 | КО-705УР | Трактор 1-40 АЛ | Д-37М | 5,4* | |
| 8 | ЭЛ-224 | ЗИЛ-431412 | ЗИЛ-508.10 | 34 | 86,7 | 
| 9 | ЭД-403 М | ЗИЛ-133 ГЯ | КАМАЗ-740.10 | 27,5 | 89,6 | 
| 10 | ЭД-403 | ЗИЛ-133 Г4 | ЗИЛ-645 | 26,8 | 76,3 | 
| 11 | КДМ-4331 | ЗИЛ-4331 | ЗИЛ-645 | 26,6 | 76,3 | 
| 12 | КУМ-5551 "КРОЛЛ" | МАЗ-5551 | ЯМЗ-236 М2 | 29,7 | 66,2 | 
| 13 | Мультикар-26А | Спецшасси | IVECO-8140-23-2585 | 17,7 | 10,4* | 
| № п/п | Марка | Норма расхода топлива, л/маш-ч | |||
| специальной машины | базового шасси | двигателя | на транспортное движение | на выполнение рабочей операции | |
| 1 | Д-566А | Спецшасси | Д-50 | 4,6 | |
| 2 | КО-203 | " | ГАЗ-52-01 | 6,6 | |
| 3 | КО-206 | " | Д-240 | 7,8 | |
| 4 | КО-205 | Трактор МТЗ-82 | Д-240 | 8,2 | |
| 5 | ТМ-ЗА | Спецшасси | Д-242 | 5,8 | |
| № п/п | Марка | Норма расхода топлива | ||||||
| специальной машины | базового шасси | двигателя | на транспортное движение, л/100 км | на выполнение рабочей операции, л/ч, кг/ч* | ||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
| 1 | МТРД | ГАЗ-53А | ЗМЗ-53 | 33 | 9 | |||
| 2 | ЭД-10А | ГАЗ-53А | ЗМЗ-53 | 29,1 | 6 | |||
| 3 | АР-53 | ГАЗ-53А | ЗМЗ-53 | 33 | 4,5 | |||
| 4 | Термос-бункер для перевозки литого асфальта РД-105 | КАМАЗ-55111 Силовая установка | КАМАЗ-74006.10 Дизель ДЕУТЗ ФЗЛ912 | 39,4 | 6- на перемещение и распределение литого асфальта | |||
| Обогрев миксера: расход пропана | 6* | |||||||
| 5 | Термос-бункер для перевозки литого асфальта РД-905 | ЗИЛ-431410 | ЗИЛ-508.10 | 35 | 3-цикл загрузка-разгрузка | |||
| 6 | Фреза прицепная ФД-500 | Трактор МТЗ-82 | Д-240 | 
 | 10 | |||
| 7 | Фреза навесная "Амкодор"-8047Б | МТЗ-82 | Д-240 | 
 | 10,4 | |||
| 8 | Кохер КС-8 | КрАЗ-25 8Б1 | ЯМЗ-238 | 42,5 | 6, 8- на перемещение и распределение литого асфальта | |||
| Обогрев миксера: расход пропана | 6,4* | |||||||
| 9 | Дорожный ремонтер | ГАЗ-53А | ЗМЗ-53 | 27,6 | 32 л/100 км | |||
| № п/п | Марка | Норма на выполнение рабочей операции, л/ч | |
| специальной машины | двигателя | ||
| 1 | ДЗ-122А | А-01М | 11,8 | 
| 2 | ДЗ-143 | А-01МС | 11,8 | 
| 3 | ДЗ-180 | А-01М | 12,5 | 
| 4 | ДЗ-98 | У1Д6-ТК-С5 | 20,6 | 
| 5 | ДЗ-98 | ЯМЗ-8482.10 | 18,4 | 
| № п/п | Марка | Норма на выполнение рабочей операции, л/ч | |
| специальной машины | базового шасси | ||
| 1 | ЭО-2621А; ЭО-2621В-3 | Трактор ЮМЗ-6КЛ | 5,3 | 
| 2 | ЭО-2626; ЭО-2626А | Трактор МТЗ-82Л | 5,3 | 
| 3 | ЭО-3322Б; ЭО-3323 | Спецшасси | 7,1 | 
| 4 | ЭО-4224 | Спецшасси гусеничное | 9,8 | 
| 5 | ЭО-6526 | Спецшасси | 12 | 
| 6 | ЭО-5126 | " | 14,3 | 
| 7 | ЭО-5221 | " | 14,9 | 
| 8 | ТО-49 | " | 8 | 
| 9 | ЭО-2629 | Трактор ЮМЗ-6КЛ | 5,1 | 
| № п/п | Марка | Норма | ||
| специальной машины | базового шасси | на транспортное движение, л/100 км | на заполнение и слив цистерны, л | |
| 1 | АТЗ-3, 8-53А | ГАЗ-53А, ГАЗ-3307 | 27 | 3 | 
| 2 | АТЗ-3, 8-130 | ЗИЛ-130 | 33 | 3 | 
| 3 | АТЗ-10,5 | МАЗ-5337 | 27 | 6 | 
| 4 | АТЗ-4-131 | ЗИЛ-131 | 44 | 3 | 
| 5 | АТЗ-52 | ГАЗ-52-04 | 23,5 | 2,2 | 
| № п/п | Марка | Норма | ||
| специальной машины | базового шасси | на транспортное движение, л/100 км | на выполнение рабочей операции, л/ч | |
| 1 | КС-2561 К-1 | ЗИЛ-431412, ЗИЛ-130 | 40 | 6 | 
| 2 | КС-2571 А | ЗИЛ-431412, ЗИЛ-130 | 40 | 6 | 
| 3 | КС-3575 | ЗИЛ-133ГЯ (КАМАЗ-53213; КрАЗ-250) | 33 | 6 | 
| 4 | КС-3577 | МАЗ-5337 | 29 | 6,4 | 
| 5 | КС-3574 | УРАЛ-5557 | 42,2 | 6,4 | 
| 6 | КС-3561 | МАЗ-500 | 33 | 7,7 | 
| 7 | КС-3577-4 | МАЗ-5337 | 29,4 | 7,7 | 
| № п/п | Марка | Норма на выполнение рабочей операции, л/ч | |
| специальной машины | двигателя | ||
| 1 | ДУ-47Б; ДУ-48Б | Д-144 | 5,1 | 
| 2 | ДУ-31А | А-41Д | 6 | 
| 3 | ДУ-54М | УД-25М | 2,5 | 
| 4 | ДУ-50 | Д-144 | 4,9 | 
| 5 | ДУ-52 | ЯМЗ-238ГМ | 9,7 | 
| 6 | ДУ-63 | Д-144 | 5,1 | 
| 7 | ДУ-73 | Д-144 | 5,1 | 
| 8 | ДУ-74 | Д-243 | 8,8 | 
| 9 | ДУ-65 | Д-243 | 8,8 | 
| 10 | ВА-252 "АМКОДОР" | Д-21А1 | 3 | 
| № п/п | Марка | Норма на выполнение рабочей операции, л/ч | |
| специальной машины | базового шасси | ||
| 1 | ДЗ-37А | МТЗ-50/52 | 4,8 | 
| 2 | ДЗ-133 | МТЗ-80/82 | 7 | 
| 3 | ДЗ-27 | Т-130 | 11,1(12,5*) | 
| 4 | ДЗ-42 | ДТ-75-С2 | 8,4 | 
| 5 | ДЗ-94С | Т-330 | 24,2 | 
| 6 | ДЗ-170М; ДЗ-171.1 | Т-170.01 | 14,5 | 
| 7 | СД-112 | Т-150 | 9,8 | 
| 8 | "Фиат Аллис" ФД-ЗОВ | Спецшасси | 16,8 | 
| 9 | ДЗ-59 | " | 17,9 | 
| 10 | Т-150К | " | 10,1 | 
| 11 | К-701М | " | 16,2 | 
* При работе с рыхлителем.
| № п/п | Марка | Норма на транспортное движение, л/100 км | Норма расхода топлива, л/ч | ||
| специальной машины | базового шасси | битумный насос | подогрев цистерны | ||
| 1 | ДС-39Б | ЗИЛ-431412 | 33,5 | 8 | 10 | 
| 2 | ДС-39А | ЗИЛ-130 | 34,5 | 8 | 10 | 
| 3 | Д-164А | МАЗ-500 | 31,5 | 8 | 15 | 
| 4 | ДС-142 | КАМАЗ-53213 | 31 | 8 | 12 | 
| № п/п | Марка | Норма на транспортное движение, л/100 км | Норма на выполнение рабочей операции, л/ч | ||
| специальной машины | базового шасси | двигателя | |||
| 1 | 4013 | ГАЗ-52-07 | ГАЗ-52-07 | 29,3 | 5,8 | 
| 2 | 4014 | ГАЗ-53-12 | ЗМЗ-53-11 | 32,5 | 8,1 | 
| 3 | 4018 | ГАЗ-53-12 | ЗМЗ-53-11 | 33,5 | 8,1 | 
| 4 | 4045 | ГАЗ-63 | ГАЗ-53 | 31,8 | 6,2 | 
| 5 | 4081 | ГАЗ-53-07 | ЗМЗ-53 | 29,5 | 4,9 | 
| 6 | АГП-22 | ЗИЛ 433362 | ЗИЛ-508.10 | 40,5 | 8,3 | 
| 7 | DAEWOO-DISS | Спецшасси | 
 | - | 2,9 | 
| № п/п | Марка | Норма на выполнение рабочей операции, л/ч | |
| специальной машины | базового шасси | ||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 
| 1 | ТО-6А; ТО-7А | - | 5,4 | 
| 2 | ТО-10А; ТО-10Б | Трактор Т-170 | 6,6 | 
| 3 | TO-18; ТО-18Б | Спецшасси | 10,6 | 
| 4 | УНЦ-60 | " | 3,5 | 
| 5 | TO-25 | Трактор Т-150К | 9,9 | 
| 6 | TO-30 | Спецшасси | 9,7 | 
| 7 | TO-28 | " | 13,2 | 
| 8 | ПК-271 | Спецшасии | 9 | 
| 9 | ЗТМ-216 | " | 15,7 | 
| 10 | МАЗ-4048 | " | 26,7 | 
| 11 | ПУМ-500 | " | 4,1 | 
| 12 | МКСМ-800 | " | 4,6 | 
| 13 | "Бобкет-753" | " | 3,2 | 
| 14 | Миниагрегат Т.02.01. Уралец | " | 2,1 | 
| 15 | "Бобкет-553" | " | 2,6 | 
| № п/п | Марка специальной машины | Производительность, м3/мин | Тип ДВС привода компрессора | Норма на выполнение рабочей операции, л/ч | 
| 1 | ПКС-5 | 5 | КАЗ-120 | 8,5 | 
| 2 | ЗИФ-55В | 5,2 | ЗИЛ-157М | 9,6 | 
| 3 | ПР-10М | 10 | А-01МК | 14,5 | 
| 4 | ПВ-10 | 11,2 | ЯМЗ-236 | 17 | 
| 5 | ПР-8 | 6,3 | Д-243 | 13 | 
| № п/п | Марка | Норма на выполнение рабочей операции, л/ч | |
| специальной машины | двигателя | ||
| 1 | ДС-404 | Д-240 | 9,5 | 
| 2 | ДС-191 | Д-260.1 | 16,3 | 
| № п/п | Марка | Норма на транспортное движение, л/100 км | Норма на выполнение рабочей операции, л/ч | |
| специальной машины | базового шасси | |||
| 1 | ТЦ-12 | КАМАЗ-54112 | 33,8 | 10,2 | 
| 2 | ТЦ-15 | МАЗ-54328 | 30,5 | 7,2 | 
| 3 | ТЦ-26 | ЗИЛ-4421 | 29,5 | 4,1 | 
| № п/п | Марка оборудования | Выполняемая операция | Норма на выполнение рабочей операции, л/ч | 
| 1 | "CRAFTSMAN" Мод.385.798530 | Бензокоса | 1 | 
| 2 | "CRAFTSMAN" Мод.536.886220 | Снегоочистка | 1,9 | 
Предельные значения зимних надбавок к линейным нормам расхода автомобильного топлива дифференцированы по регионам России на основе значений среднемесячных, максимальных и минимальных температур воздуха, данных о средней продолжительности зимнего периода и обобщения опыта эксплуатации автомобильного транспорта в этих регионах.
Период применения зимних надбавок к линейной норме и ее величина, оформляются приказом руководителя спецавтохозяйства.
Руководители предприятий могут производить уточнение зимних надбавок относительно рекомендованных значений для данного региона при значительном отклонении (понижении или повышении) температуры от средних ежегодных значений.
| Климатическая зона | Автономные республики, края, области, входящие в состав данной зоны (при применении зимних надбавок к линейным нормам расхода топлива) | Срок действия в течение года, мес | Предельная величина надбавки, % | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | |
| 1 | Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская, Чеченская, Ингушская Республики | 3 | 5 | |
| 2 | Северно-Осетинская Республика; Краснодарский и Ставропольский края | 3 | 5 | |
| 3 | Белгородская, Калининградская, Ростовская области | 4 | 7 | |
| 4 | Республика Калмыкия; Астраханская, Брянская, Волгоградская, Воронежская, Калужская, Курская, Липецкая, Орловская, Саратовская, Тамбовская, Пензенская области | 5 | 10 | |
| 5 | Республики Марий Эл, Татарстан, Чувашская Республика; Владимирская, Ивановская, Тверская, Рязанская, Ленинградская, Московская, Тульская, Смоленская, Новгородская, Псковская области | 5 | 10 | |
| 6 | Мордовская Республика; Нижегородская, Вологодская, Костромская, Ульяновская, Ярославская области | 5 | 10 | |
| 7 | Удмуртская Республика; Курганская, Пермская, Свердловская, Челябинская области | 5 | 10 | |
| 8 | Республики Башкортостан и Карелия; Алтайский, Красноярский, Приморский, Хабаровский края; Кировская, Новосибирская, Омская, Сахалинская, Тюменская области | 5 | 12 | |
| 9 | Амурская, Камчатская, Кемеровская, Оренбургская области | 6 | 15 | |
| 10 | Республики Бурятия и Коми; Архангельская, Иркутская, Мурманская, Читинская области; острова Баренцева и Белого морей | 6 | 15 | |
| 11 | Республика Тува; Таймырский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий автономные округа; Магаданская область, острова моря Лаптевых | 6 | 18 | |
| 12 | Республика Саха Якутия; острова Ледовитого океана, Карского моря | 7 | 20 | |
Примечание. В местностях Красноярского края, Республики Коми, Архангельской, Иркутской, Кемеровской, Тюменской, Читинской и других областей, приравненных к районам Крайнего Севера, применяются надбавки, установленные для 11 климатической зоны.
МУСОРОВОЗЫ
Ниже приведен расчет расхода топлива для машин КО-413 и КО-415. Данные для расчета взяты из путевого листа для конкретных условий эксплуатации.
Машины эксплуатируются в районе с умеренным климатом. Население города 2,3 млн. чел. Работа машин осуществляется зимой.
Исходные данные для расчета
| № п/п | Наименование показателей | Единица измерения | Обозначение | Численная величина | |
| КО-413 | КО-415 | ||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 
| 1 | Вид топлива | - | - | А-76 | Дизельное | 
| 2 | Расстояние вывоза мусора | км | S1 | 15 | 15 | 
| 3 | Среднесуточное число рейсов | км | n | 4 | 2 | 
| 4 | Нулевой пробег машины (от САХ до участка работы и обратно) | км | S0 | 15 | 15 | 
| 5 | Пробег по городу при сборе мусора за сутки | км | S2 | 8 | 10 | 
| 6 | Норма на транспортное движение машины | л/100 км | HS | 28,8 | 31,3 | 
| 7 | Надбавка к линейному расходу топлива при эксплуатации зимой | % | Д1 | 10 | 10 | 
| 8 | Надбавка при работе в городах с населением 0,5 - 2,5 млн. чел. | % | Д2 | 15 | 15 | 
| 9 | Надбавка к линейному расходу топлива на выполнение транспортной работы по вывозу мусора | % | Д3 | 10 | 10 | 
| 10 | Расход топлива на одну разгрузку и погрузку мусоровоза | л | Q | 5,5 | 13,5 | 
Среднесуточная расчетная потребность в топливе в зимний период для мусоровоза определяется по формуле:

Для мусоровоза КО-413 расход топлива среднесуточный составляет:

Для мусоровоза КО-415:

ПОДМЕТАЛЬНО-УБОРОЧНЫЕ МАШИНЫ
Ниже приведены примеры расчета расхода топлива для подметально-уборочных машин ПУМ-1 и ПУ-61. Машины со сроком эксплуатации 9 лет. Город с населением 0,4 млн. чел.
Исходные данные для расчета
| № п/п | Наименование показателей | Единица измерения | Обозначение | Численная величина | |
| ПУ-61 | ПУМ-1 | ||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 
| 1 | Тип базового шасси | - | - | ГАЗ-53 | ГАЗ-53 | 
| 2 | Вид топлива | - | - | А-76 | А-76 | 
| 3 | Расстояние вывоза смета | км | S1 | 5 | 5 | 
| 4 | Часы работы машин в сутки | ч | l | 11,6 | 11,6 | 
| 5 | Продолжительность цикла работы машины, состоящего из подметания, вывоза и разгрузки смета, возвращения к месту работы | ч | ТЦ | 3,5 | 2,6 | 
| 6 | Среднесуточное число рейсов при вывозе смета | 
 | Т | 3 | 4 | 
| 7 | Пробег при подметании за один цикл работы | км | Sn | 24 | 21 | 
| 8 | Норма линейного расхода топлива на транспортное движение машины | л/100км | HS | 30,8 | 29,8 | 
| 9 | Надбавка к линейному расходу топлива на выполнение транспортной работы по вывозу смета | % | Д1 | 10 | 10 | 
| 10 | Надбавка для автомобилей со сроком службы более 8 лет | % | Д2 | 5 | 5 | 
| 11 | Расход топлива при подметании | л/100 км | Q1 | 60,6 | 60,6 | 
| 12 | Расход топлива на разгрузку смета за один цикл | л | Q2 | 0,25 | 0,25 | 
| 13 | Нулевой пробег машины за сутки (от САХ до участка работы и обратно) | км | S0 | 15 | 15 | 
Среднесуточная потребность в топливе для подметалъно-уборочных машин определяется по формуле:

Для машины ПУ-61 расход топлива составит:

Для машины ПУМ-1:

ПОЛИВО-МОЕЧНЫЕ МАШИНЫ
Ниже приведены примеры расчета расхода топлива при эксплуатации машины КО-713-03. Город с населением свыше 2,5 млн.чел.
Исходные данные для расчета
| № п/п | Наименование показателей | Единица измерения | Обозначение | Численная величина | 
| КО-713 | ||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 
| 1 | Тип базового шасси | - | - | ЗИЛ-431412 | 
| 2 | Среднее расстояние до пункта заправки машины водой | км | S1 | 2 | 
| 3 | Число часов работы машины в сутки | ч | l | 11,6 | 
| 4 | Продолжительность цикла работы, включая заправку водой, движение на участок, мойку и движение к пункту заправки | ч | ТЦ | 0,8 | 
| 5 | Среднесуточное число циклов работы машины | - | n | 14 | 
| 6 | Пробег при мойке за один цикл | км | SM | 0,8 | 
| 7 | Норма расхода топлива на транспортное движение машины | л/100 км | HS | 34 | 
| 8 | Вид топлива | - | - | Бензин А-76 | 
| 9 | Надбавка к линейному расходу топлива на выполнение транспортной работы по доставке воды к участку работы | % | Д1 | 10 | 
| 10 | Надбавка при работе в больших городах | % | Д2 | 17 | 
| 11 | Расход топлива при моечных работах | л/100 км | Q | 140 | 
| 12 | Нулевой пробег машины за сутки | км | S0 | 15 | 
Среднесуточная потребность в топливе для поливо-моечной машины рассчитывается по формуле:


ВАКУУМ-МАШИНЫ
Ниже приведен пример расчета расхода топлива при эксплуатации вакуум-машин КО-503 и КО-505. Город с населением 0,5 млн. чел.
Исходные данные для расчета
| № п/п | Наименование показателей | Единица измерения | Обозначение | Численная величина | |
| КО-503 | КО-505 | ||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 
| 1 | Тип базового шасси | - | - | ГАЗ-53 | КамАЗ-53213 | 
| 2 | Вид топлива | - | - | Бензин А-76 | Дизельное | 
| 3 | Среднее расстояние вывоза нечистот | км | S1 | 15 | 15 | 
| 4 | Среднесуточный нулевой пробег | км | S0 | 15 | 15 | 
| 5 | Пробег при маневрировании в жилых кварталах города | км | S2 | 3 | 2 | 
| 6 | Количество рейсов в течение суток | - | n | 5 | 4 | 
| 7 | 11орма линейного расхода топлива на базовый автомобиль | л/100 км | HS | 27 | 31,7 | 
| 8 | Надбавка для машин, эксплуатирующихся в больших городах | % | Д1 | 10 | 10 | 
| 9 | Надбавка к линейному расходу топлива на выполнение транспортной работы | % | Д2 | 10 | 10 | 
| 10 | Расход топлива на одно заполнение и слив нечистот | л | Q | 0,72 | 2.4 | 
Среднесуточная потребность в топливе для вакуум-машины рассчитывается по формуле:

Для машины КО-503:

Для машины КО-505:

ПЛУЖНО-ЩЕТОЧНЫЕ СНЕГООЧИСТИТЕЛИ
Работа машины для города, расположенного в климатической зоне с умеренным климатом.
Исходные данные для расчета
| № п/п | Наименование показателей | Единица измерения | Обозначение | Численная величина | 
| 1 | Тип спецмашины и базового шасси | - | - | КО-713-03 на шасси ЗИЛ-431412 | 
| 2 | Среднесуточный пробег машины | км | S | 80 | 
| 3 | Среднесуточный пробег при снегоочистке | км | S1 | 55 | 
| 4 | Вид топлива | - | - | Бензин А-76 | 
| 5 | Норма линейного расхода топлива | л/100 км | HS | 34 | 
| 6 | Расход топлива при снегоочистке | л/100 км | Q | 73,6 | 
| 7 | Надбавка на работу спецмашины в зимний период | % | Д | 10 | 
Среднесуточная потребность в топливе составляет:

ПЕСКОРАЗБРАСЫВАТЕЛИ
Пескоразбрасыватель КО-104А работает в городе с населением 2,4 млн. чел. в районе с умеренным климатом.
Исходные данные для расчета
| № п/п | Наименование показателей | Единица измерения | Обозначение | Численная величина | 
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 
| 1 | Тип спецмашины и базового шасси | - | - | КО-104А на шасси ГАЗ-53 | 
| 2 | Среднее расстояние до пескобазы | км | S1 | 4 | 
| 3 | Пробег машины при посыпке за один цикл работы | км | Sp | 1,5 | 
| 4 | Среднесуточное число циклов работы (цикл-погрузка песка, движение на участок, распределение песка и движение на пескобазу) | - | n | 10 | 
| 5 | Норма линейного расхода топлива | л/100 км | HS | 27,7 | 
| 6 | Вид топлива | - | - | Бензин А-76 | 
| 7 | Надбавка к линейному расходу топлива за выполнение транспортной работы по доставке технологических материалов на участок работы | % | Д1 | 10 | 
| 8 | Надбавка на работу спецмашины в зимний период | % | Д2 | 10 | 
| 9 | Надбавка на работу спецмашины в городе с населением до 2,5 млн. чел. | % | Д3 | 11 | 
| 10 | Расход топлива при распределении технологического материала | л/100 км | Q | 74,5 | 
| 11 | Нулевой пробег машины за сутки (от САХ до участка работы и обратно) | км | S0 | 20 | 
Среднесуточная потребность в топливе рассчитывается по формуле:


СНЕГОПОГРУЗЧИКИ
Приводится пример расчета потребности в топливе для снегопогрузчика КО-206, эксплуатируемого в городе с населением 400 тыс. чел.
Исходные данные для расчета
| № п/п | Наименование показателей | Единица измерения | Обозначение | Численная величина | 
| 1 | Тип базового шасси | - | - | Специальное | 
| 2 | Вид топлива | - | - | Дизельное | 
| 3 | Число часов работы машины за сутки | ч | l | 6,82 | 
| 4 | Часовой расход топлива | л/ч | НЧ | 7,8 | 
| 5 | Надбавка на работу спецмашины в зимний период | % | Д1 | 10 | 
| 6 | Надбавка при работе в больших городах | % | Д2 | 6 | 
Среднесуточная потребность в топливе для снегопогрузчиков рассчитывается по формуле:


ИЛОСОСЫ
Проводится расчет среднесуточных затрат топлива для илососа ИЛ-980В, срок службы которого составляет 9 лет.
Исходные данные для расчета
| № п/п | Наименование показателей | Единица измерения | Обозначение | Численная величина | 
| 1 | Базовое шасси | - | - | ЗИЛ-431412 | 
| 2 | Вид бензина | - | - | А-76 | 
| 3 | Расчетное число дней работы машин в году | Ддни | Дгод | 190 | 
| 4 | Среднее расстояние вывоза ила | км | S1 | 15 | 
| 5 | Среднесуточный нулевой пробег | км | S0 | 15 | 
| 6 | Пробег при переездах в период наполнения емкости илом за сутки | км | S2 | 1 | 
| 7 | Количество рейсов при вывозе или в течение суток | - | n | 2 | 
| 8 | Норма линейного расхода топлива на базовый автомобиль | л/100 км | HS | 32,5 | 
| 9 | Надбавка для автомобилей со сроком службы более 8 лет | % | Д1 | 5 | 
| 10 | Надбавка к линейному расходу топлива за выполнение транспортной работы | % | Д2 | 10 | 
| 11 | Расход топлива на одно заполнение и выгрузку ила | л | Q | 7,6 | 
Среднесуточный расход топлива составит:

Среднесуточный расход топлива составит:
для машины КО-707ПМ

УБОРОЧНЫЕ МАШИНЫ НА ТРАКТОРНЫХ ШАССИ
Приводятся примеры расчета топлива для поливо-моечных прицепов, эксплуатирующихся для уборки проездов и дворовых территорий.
Исходные данные для расчета
| № п/п | Наименование показателей | Единица измерения | Обозначение | Численная величина | |
| КО-707ПМ (прицеп) | КО-811ПМ (прицеп) | ||||
| 1 | Тип базового шасси | - | - | МТЗ-80/82 | ЛТЗ-55 | 
| 2 | Вид топлива | - | - | Дизельное | |
| 3 | Число часов работы машины в сутки | ч | l | 6,82 | 6,82 | 
| 4 | Часовой расход топлива | л/ч | НЧ | 8,2 | 6,9 | 
Среднесуточный расход топлива составит:
для машины КО-707ПМ

для машины КО-811ПМ

СОДЕРЖАНИЕ