МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
НОРМЫ
ВОДОПОТРЕБЛЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ
В ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ ОТРАСЛИ
ОН 016-01124328-2000
Москва 2000 г.
МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
|
УТВЕРЖДАЮ: Зам.
Министра путей сообщения |
НОРМЫ
ВОДОПОТРЕБЛЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ
В ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ ОТРАСЛИ
СОГЛАСОВАНО: В.А. Щерица |
СОГЛАСОВАНО: Зам. директора ГУП ВНИИЖТА.Я. Коган |
СОГЛАСОВАНО: Зам. руководителя Департамента безопасности движения и экологии МПС России Б.Л. Недорчук |
СОГЛАСОВАНО: Зам. руководителя Департамента локомотивного
хозяйства А.А. Троицкий |
СОГЛАСОВАНО: Зам. руководителя Департамента вагонного хозяйства В.С. Силин |
СОГЛАСОВАНО: Зам руководителя Департамента пути и сооружений Н.П. Кемеж |
Москва 2000 г
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящие «Нормы водопотребления и водоотведения в технологических процессах отрасли» разработаны с целью экономии водных ресурсов и в связи с изменениями в технологических процессах водопотребления и водоотведения на железнодорожном транспорте. «Нормы¼» разработаны взамен «Норм водопотребления и водоотведения на предприятиях железнодорожного транспорта», утвержденных первым заместителем Министра путей сообщения Мошенко О.А. 23 июня 1993 г.
«Нормы¼» предназначены для контроля за водопользованием, для разработки технико-экономических обоснований и проектирования как вновь строящихся, так и реконструируемых существующих систем водоснабжения и канализации железнодорожных объектов, для оценки эффективности использования воды на каждом действующем предприятии железнодорожного транспорта и для разработки баланса водопотребления и водоотведения.
В настоящем документе впервые введены нормы для различных машин и механизмов путевого хозяйства, исключены нормы для уже не существующих предприятий, снижены нормы для большинства технологических процессов железнодорожного транспорта с учетом последних исследований и нормативных документов.
Нормы даны как для прямоточной, так и для оборотной систем водоиспользования.
В «Нормах¼» приведены временные нормы качества воды в оборотных системах водоиспользования, разработанные ранее во ВНИИЖТе и приведенные в «Методических указаниях по проектированию очистных сооружений и оборотных систем водоиспользования для предприятий железнодорожного транспорта», утвержденных заместителем Министра путей сообщения Богдановичем А.О., 1994 г.
«Нормы водопотребления и водоотведения в технологических процессах отрасли» разработаны Департаментом капитального строительства и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта МПС России (Барковсков Б.В.; Кузнецов М.В.) и Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта (Резник Н.Ф., к.т.н.; Бабкина Т.В.; Бельков В.М., д.ф-м.н.; Зубрева Н.П.).
Таблица 1
НОРМЫ
водопотребления и водоотведения для предприятий
железнодорожного транспорта
№ п/п |
Наименование объектов водопотребления и водоотведения |
Измеритель |
Норма 1, 2), м3 |
|||
без оборотного водоиспользования |
при оборотном водоиспользовании |
|||||
водопотребление |
водоотведение |
водопотребление |
водоотведение |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
I. ЛОКОМОТИВНЫЕ, ВАГОННЫЕ ДЕПО И РЕМОНТНЫЕ ЗАВОДЫ |
|
|
|
|
|
1. |
Наружная обмывка локомотивов, вагонов и моторвагонного подвижного состава |
|
|
|
|
|
- механизированная обмывка |
секция локомотива |
1,8 |
1,5 |
0,2 |
0,2 |
|
|
вагон |
1,8 |
1,5 |
0,2 |
0,2 |
|
- ручная обмывка локомотивов и пассажирских вагонов |
секция локомотива |
0,9 |
0,8 |
0,15 |
0,15 |
|
вагон |
0,5 |
0,45 |
0,1 |
0,1 |
||
2. |
Внутренняя влажная уборка пассажирских вагонов и моторвагонного подвижного состава |
вагон |
0,2 |
0,15 |
- |
- |
3. |
Промывка отопительной и водяной систем пассажирских вагонов |
вагон |
2,8 |
2,6 |
- |
- |
4. |
Промывка радиаторов, топливных, водяных баков рефрижераторного подвижного состава |
5-вагонная секция |
1,4 |
1,2 |
0,15 |
0,15 |
5. |
Промывка узлов и деталей вагонов и локомотивов в моечных машинах и выварочных ваннах |
секция локомотива |
0,72 |
0,7 |
0,72 |
- |
6. |
Промывка деталей в гальванических отделениях |
вагон
|
1,8 |
1,6 |
- |
- |
- с очисткой стоков методом электрокоагуляции |
- |
- |
1,1 |
1,03) |
||
7. |
Промывка и заправка аккумуляторов |
вагон |
2,0 |
0,5 |
0,22 |
- |
8. |
Опрессовка водяной системы и деталей дизеля тепловоза и котлов цистерн |
секция тепловоза |
0,9 |
0,72 |
0,6 |
- |
цистерна |
0,9 |
0,72 |
1,2 |
- |
||
9. |
Реостатные испытания тепловозов на жидкостных реостатах: |
|
|
|
|
|
|
тепловозы мощностью |
|
|
|
|
|
|
до 1000 л.с. |
секция тепловоза |
2-3 |
0,2 |
- |
- |
|
до 2000 л.с. |
секция тепловоза |
6-8 |
0,2 |
- |
- |
|
до 3000 л.с. |
секция тепловоза |
10-12 |
0,2 |
- |
- |
|
до 4000 л.с. |
секция тепловоза |
12-15 |
0,2 |
- |
- |
10. |
Экипировка пассажирских вагонов: |
|
|
|
|
|
|
- после ремонта к подаче из отстоя |
вагон |
2,0 |
- |
- |
- |
|
- в транзитных поездах и своего формирования |
вагон |
1,0 |
- |
- |
- |
11. |
Экипировка оборудования рельсосварочных предприятий: |
|
|
|
|
|
|
- вагон ПРСМ |
цистерна |
- |
- |
0,4 |
- |
|
- рельсошлифовальный поезд |
цистерна |
50 |
- |
- |
- |
12. |
Экипировка рефрижераторного подвижного состава |
|
|
|
|
|
|
5-вагонная секция ЦА5 |
1,4 |
- |
- |
- |
- |
|
5-вагонная секция ЦВ5 |
6,0 |
- |
- |
- |
- |
|
5-вагонная секция БМЗ |
3,55 |
- |
- |
- |
- |
13. |
Экипировка тепловозов: |
|
|
|
|
|
|
- после ремонта |
секция тепловоза |
1,0 |
- |
- |
- |
|
- пополнение охлаждающей системы при экипировке |
секция тепловоза |
0,,1 |
- |
- |
- |
14. |
Проверка на водонепроницаемость контейнеров |
контейнер |
0,5 |
0,4 |
- |
- |
|
II. ПРОМЫВОЧНО-ПРОПАРОЧНЫЕ СТАНЦИИ |
|
|
|
|
|
15. |
Внутренняя обработка котлов цистерн |
цистерна |
- |
- |
1,5 |
1,3 |
16. |
Наружная обмывка цистерн |
цистерна |
- |
- |
1,5 |
1,0 |
17. |
Полная обработка цистерн под налив4) |
цистерна |
- |
- |
0,6 |
0,3 |
|
III. ПУНКТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ВАГОНОВ, ПОДГОТОВКА ВАГОНОВ К ПЕРЕВОЗКАМ |
|
|
|
|
|
18. |
Внутренняя промывка грузовых вагонов: |
|
|
|
|
|
|
- ручная |
вагон |
1,0 |
0,8 |
0,2 |
0,17 |
|
- машинная |
вагон |
1,6 |
1,3 |
0,4 |
0,3 |
19. |
Внутренняя промывка рефрижераторных вагонов: |
|
|
|
|
|
|
- ручная |
вагон |
2,0 |
1,7 |
- |
- |
|
- машинная |
вагон |
3,0 |
2,7 |
- |
- |
20. |
Внутренняя промывка рефрижераторных вагонов: |
|
|
|
|
|
|
- ручная |
вагон |
0,7 |
0,6 |
0,15 |
0,06 |
|
- машинная |
вагон |
1,6 |
1,36 |
0,16 |
0,08 |
21. |
Комплексная5) обработка грузовых вагонов под погрузку |
вагон |
- |
- |
2,5 |
2,1 |
|
IV. ДЕЗПРОМСТАНЦИИ И ДЕЗПРОМПУНКТЫ |
|
|
|
|
|
22. |
Обработка вагонов I категории: |
|
|
|
|
|
|
- ручная |
вагон |
0,7 |
0,6 |
- |
- |
|
- машинная |
вагон |
1,5 |
1,3 |
- |
- |
23. |
Обработка вагонов II категории: |
|
|
|
|
|
|
- ручная |
вагон |
0,9 |
0,8 |
- |
- |
|
- машинная |
вагон |
2,0 |
1,8 |
- |
- |
24. |
Обработка вагонов III категории: |
|
|
|
|
|
|
- ручная |
вагон |
1,2 |
1,0 |
- |
- |
|
V. РЕЛЬСОСВАРОЧНЫЕ ПОЕЗДА И МАШИНЫ |
|
|
|
|
|
25. |
Очистка, шлифовка, ремонт и сварка рельсов |
1 км рельс |
85 |
80 |
20 |
10 |
26. |
Наружная обмывка передвижных, самоходных, стыковочных, рельсоочистительных машин: |
|
|
|
|
|
|
- ручная |
машина |
1,1 |
0,9 |
0,3 |
0,15 |
|
- машинная |
машина |
2,7 |
2,0 |
0,36 |
0,18 |
27. |
Машины и механизмы6, 7, 8) путевого хозяйства. Наружная обмывка машин и механизмов 1-й группы (баластирочные, щебнеочистительные, выправочно-подбивочные, отделочные и рихтовочные, кюветоочистительные, уборочные, для смены стрелочных переводов и струго-очистительные): |
|
|
|
|
|
|
- ручная |
секция |
1,35 |
1,1 |
0,3 |
0,12 |
|
- машинная |
секция |
2,7 |
2,2 |
0,36 |
0,18 |
28. |
Наружная обмывка машин и механизмов 2-й группы (вагоны-дефектоскопы, путеизмерители, моторные платформы, путеукладочные краны, путеремонтные летучки, путевые моторные гайковерты, хопер-дозаторы, снегоуборочные машины, вагон-электростанции): |
|
|
|
|
|
|
- ручная |
машина |
1,0 |
0,8 |
0,15 |
0,06 |
|
- машинная |
машина |
1,5 |
1,3 |
0,18 |
0,09 |
29. |
Наружная обмывка машин и механизмов 3-й группы (автодрезины, прицеп УП-3, бульдозеры, экскаваторы, грузовые и пассажирские дрезины, мотодрезины): |
|
|
|
|
|
|
- ручная |
машина |
0,31 |
0,27 |
0,07 |
0,03 |
|
- машинная |
машина |
0,7 |
0,5 |
0,09 |
0,04 |
30. |
Внутренняя влажная обмывка путевых машин и механизмов всех типов |
|
|
|
|
|
|
- ручная |
машина |
0,2 |
0,15 |
- |
- |
31. |
Опрыскивание раствором гербицида для предотвращения появления и уничтожения сорной травянистой растительности на балластной призме земляного полотна |
10000 м2 земляного полотна |
0,3 |
- |
- |
- |
|
IV. ШПАЛОПРОПИТОЧНЫЕ ЗАВОДЫ |
|
|
|
|
|
32. |
Пропитка шпал |
1 тыс. м3 шпал |
609) |
73 |
504) |
- |
33. |
Ремонт шпал |
1 тыс. м3 шпал |
10 |
7 |
- |
- |
|
VII. АВТОБАЗЫ |
|
|
|
|
|
34. |
Наружная обмывка автомашин: |
|
|
|
|
|
|
- грузовых до 6 т |
|
|
|
|
|
|
ручная |
автомашина |
0,6 |
0,5 |
- |
- |
|
машинная |
автомашина |
- |
- |
2,0 |
1,8 |
|
- легковых |
|
|
|
|
|
|
ручная |
автомашина |
0,4 |
0,3 |
- |
- |
|
машинная |
автомашина |
- |
- |
1,5 |
1,3 |
|
VII. ЩЕБЕНОЧНЫЕ И ГРАВИЙНО-ПЕСЧАНЫЕ ЗАВОДЫ |
|
|
|
|
|
35. |
Щебеночные и дробильно-сортировочные заводы10) |
|
|
|
|
|
|
- с промывкой продукции |
1 м3 щебня |
3,5 |
3,46 |
0,45 |
0,40 |
|
- без промывки продукции |
1 м3 щебня |
0,63 |
0,60 |
0,23 |
0,17 |
36. |
Гравийно-песчаные заводы |
|
|
|
|
|
|
- с экскаваторным способом добычи |
1 м3 щебня, песка и гравия |
3,4 |
3,1 |
0,34 |
0,31 |
|
с гидромеханизированным способом добычи |
1 м3 щебня, песка и гравия |
19,5 |
15,2 |
4,3 |
33,4 |
|
IX. КОМПРЕССОРНЫЕ УСТАНОВКИ |
|
|
|
|
|
37. |
Охлаждение компрессоров |
компрессор в час |
- |
- |
0,1-0,2 |
- |
|
X. КОТЕЛЬНЫЕ |
|
|
|
|
|
38. |
Производство пара, в т.ч. |
1 т пара |
1,3 |
0,5 |
- |
- |
|
- на получение пара (возврат конденсата 30%) |
|
1,0 |
- |
|
|
|
- на регенерацию Na-катионитовых фильтров |
|
0,3 |
0,3 |
|
|
|
- на продукцию котла 10% паропроизводительности |
|
0,1 |
0,1 |
|
|
|
- на собственные нужды котельной 2% паропроизводительности |
|
0,02 |
0,02 |
|
|
|
- на охлаждение дымососов |
|
0,125 |
0,125 |
|
|
|
|
1 Гкал |
2,0 |
0,8 |
- |
- |
|
XI. ПАРОВОЗЫ |
|
|
|
|
|
39. |
Поддерживание в горячем состоянии |
паровоз в сутки |
3 |
- |
- |
- |
40. |
Маневровые паровозы |
паровоз в месяц |
30 |
- |
- |
- |
41. |
Промывка и заполнение котла |
паровоз в месяц |
30 |
- |
- |
- |
42. |
Наружная обмывка |
паровоз |
1,5 |
1,3 |
- |
- |
Примечания:
1) За основу взяты «Нормы водопотребления и водоотведения на предприятиях железнодорожного транспорта», утвержденные МПС в 1993 г;
2) Нормы даны для прямоточного и оборотного водоиспользования.
3) Водоотведение отсутствует в случае использования очищенных стоков в других технологических процессах предприятия, например, при подаче их в моечные машины.
4) Нормы даны для замкнутого цикла водопользования.
5) Нормы даны для оборотного водопользования при комплексной подготовке грузовых вагонов под погрузку, включающую наружную обмывку грузовых вагонов, внутреннюю их промывку и домывку питьевой водой вагонов, поступающих на пункт под пищевые грузы.
6) Система планово-предупредительного ремонта путевых машин предусматривает следующие виды технического обслуживания (ТО) и ремонтов:
техническое обслуживание - ежесменное и периодическое;
ремонт - текущий, средний, капитальный (первого объема, второго объема).
7) Ремонт путевых машин производится в мастерских предприятий приписки в дорожных ремонтных мастерских, в вагонных и локомотивных депо, на ремонтных заводах.
8) Нормы водопотребления и водоотведения для путевых машин и механизмов даны по аналогии с локомотивами и грузовыми вагонами, в зависимости от сложности и объема разделены на три группы (1 - крупные; 2 - средние; 3 - мелкие).
9) Нормы даны без учета расхода воды на охлаждение компрессоров и другого оборудования при приготовлении пара в котельной.
10) За основу взяты разработанные ранее «Укрупненные нормы водопотребления и водоотведения для различных отраслей промышленности». М.: Стройиздат, 1982 г.
При наличии в горной массе значительного количества глинистых включений норма водопотребления при промывке продукции щебеночного завода в корытных мойках может быть увеличена до 5 м3, нормы водоотведения до 4,5 м3
Расход воды на производственные нужды, не указанные в таблице 1 и в СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий»/ Госстрой России. -М.: ГУП ЦПП, 2000, следует принимать в соответствии с технологическими заданиями и указаниями по строительному проектированию предприятий отдельных отраслей промышленности.
Расход воды на второстепенные нужды, включая потери в водопроводных сетях, принимать в пределах 5-10% от водопотребления предприятия.
Нормы водоотведения поверхностных стоков принимаются по данным местных управлений Гидрометеослужбы и по СНиП 2.04.03-85 «Канализация, наружные сети и сооружения», Москва, 1986 г.
Расход воды на хозяйственно-бытовые нужды предприятий должен определяться отдельно в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2
Нормы расхода воды на хозяйственно-бытовые нужды
№ п/п |
Потребитель |
Единица измерения |
Норма, л*) |
|
водопотребления |
водоотведения |
|||
1. |
Хозяйственно-бытовые нужды |
1 человек в смену |
16 |
16 |
2. |
Прачечные: |
|
|
|
|
- механизированные |
на 1 кг сухого белья |
75-100 |
70-90 |
|
- немеханизированные |
на 1 кг сухого белья |
40 |
35 |
3. |
Установка «Орбита» для химчистки спецодежды |
на 1 кг сухого белья |
133 |
130 |
4. |
Душевые |
1 душевая сетка в смену |
500 |
500 |
5. |
Приготовление пищи |
1 блюдо |
16 |
15 |
6. |
Полив территории и зеленых насаждений |
л/м2 |
3-6 |
- |
* Основание: СНиП 2.04.01-85 |
Нормы расхода воды на хозяйственно-бытовые нужды, не указанные в настоящей таблице, следует принимать в соответствии со СНиП 2.04.01-85.
Таблица 3
Временные нормы качества воды в оборотных системах водоиспользования
Технологический процесс и показатели качества оборотной воды |
Допустимая величина |
Примечания |
1 |
2 |
3 |
Обмывка узлов и деталей подвижного состава в моечных машинах |
|
|
Взвешенные вещества, мг/л, не более |
2000 |
|
Эфирорастворимые вещества, мг/л, не более |
3000 |
|
Щелочность общая, мг-экв/л, до |
1250 |
|
РН |
до 14 |
|
Сухой остаток, мг/л, не более |
70000 |
|
Обмывка пассажирских вагонов электропоездов и кузовов локомотивов |
|
При выходе из моечной машины на последней позиции производится обмывка водопроводной водой, которая одновременно используется для пополнения потерь в оборотной системе |
Взвешенные вещества, мг/л, не более |
75 |
|
Нефтепродукты, мг/л, не более |
20 |
|
РН |
6,5-8,5 |
|
Сухой остаток, мг/л, не более |
1500 |
|
Коли-индекс |
1000 |
|
Индекс колифага |
1000 |
|
Промывка
грузовых вагонов |
|
|
Взвешенные вещества, мг/л, не более |
100 |
|
Нефтепродукты, мг/л, не более |
50 |
|
РН |
6,5-9,0 |
|
Сухой остаток, мг/л, не более |
3000 |
|
Коли-индекс |
1000 |
|
Индекс колифага |
1000 |
|
Промывка и пропарка цистерн |
|
|
Взвешенные вещества, мг/л, не более |
1000 |
|
Нефтепродукты, мг/л, не более |
800 |
|
РН |
6,5-9,0 |
|
Сухой остаток, мг/л, не более |
5000 |
|
Фенолы, мг/л, не более |
50 |
|
Мойка
автомобилей, тракторов, |
|
|
Взвешенные вещества, мг/л, не более |
100 |
|
Нефтепродукты, мг/л, не более |
50 |
|
Промывка
деталей при |
|
|
После травления: |
|
|
Взвешенные вещества, мг/л, не более |
300 |
|
РН |
6,5-8,5 |
|
Жесткость общая, мг-экв/л, не более |
14 |
|
Сухой остаток, мг/л, не более |
5000 |
|
Сульфаты, мг/л, до |
2000 |
|
Хлориды, мг/л, до |
1000 |
|
Железо растворенное, мг/л, до |
10 |
|
После гальванических покрытий: |
|
|
Хром, цинк, никель, медь (каждого), мг/л, не более |
10 |
|
Взвешенные вещества, мг/л, не более |
40 |
|
РН |
6,5-8,5 |
|
Жесткость общая, мг-экв/л, не более |
14 |
|
Сухой остаток, мг/л, не более |
1500 |
|
Сульфаты, мг/л, до |
500 |
|
Хлориды, мг/л, до |
100 |
|
Железо общее, мг/л, до |
5 |
|
Охлаждение
компрессоров |
|
Температура воды на выходе из компрессора согласно «Правилам устройства и безопасности эксплуатации воздушных компрессоров» не должна превышать 40°С |
Температура на входе в компрессор, °С, не выше |
28 |
|
Взвешенные вещества, мг/л, не более |
30 |
|
Нефтепродукты, мг/л, не более |
20 |
|
РН |
7-8 |
|
Жесткость карбонатная, мг-экв/л, не более |
3 |
|
Щелочность общая, мг-экв/л, не более |
4 |
|
Сухой остаток, мг/л, не более |
2000 |
|
Сульфаты, мг/л, до |
500 |
|
Хлориды, мг/л, до |
350 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Нормы водопотребления и водоотведения на предприятиях железнодорожного транспорта, утвержденные МПС в 1993 г.
2. Укрупненные нормы водопотребления и водоотведения для различных отраслей промышленности. М.: Стройиздат, 1982 г.
3. СНиП 2.04.01-85*. Внутренний водопровод и канализация зданий/Госстрой России. -М.: ГУП ЦПП, 2000.
4. СНиП 2.04.03-85. Канализация, наружные сети и сооружения. Москва, 1986 г.
5. Положения о планово-предупредительном ремонте путевых машин, Транспорт, 1993 г.
6. Временные инструктивные указания по применению арсенала, утвержденные МПС России, 1996 г.
7. Ницкевич Е.А. Проектирование котельных агрегатов малой и средней производительности. М-Л., Госэнергоиздат, 1971 г.
8. Методические указания по проектированиию очистных сооружений и оборотных систем водоиспользования для предприятий железнодорожного транспорта, М., 1994 г.
9. Очистка сточных вод предприятий железнодорожного транспорта. ВНТО железнодорожников и транспортных строителей. - М.: Транспорт, 1989 г.
10. Технические требования на проектирование замкнутой системы водоиспользования в локомотивном депо. М., 1989 г.
11. Правила приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов. М., 1994 г.
12. Нормирование расходов тепла и топлива для стационарных установок железнодородного транспорта, М., Транспорт, 1976 г.