МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель Председателя Госкомприроды СССР Минаев Е.Е. «___» марта 1991 г. |
«УТВЕРЖДАЮ» Заместитель Министра лесной промышленности СССР Сентюшкин В.А. "___" марта 1991 г. |
ВРЕМЕННАЯ ОТРАСЛЕВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
о
порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду при разработке
технико-экономических обоснований (расчетов) и проектов строительства новых,
реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий
целлюлозно-бумажной, лесохимической и деревообрабатывающей промышленности
(овослеспром)
Срок действия до 01.06.92 г.
МОСКВА 1991
1.1. Настоящая временная отраслевая Инструкция*:
подготовлена:
специалистами:
Московского отделения ассоциации лесного комплекса «Леспроект»;
Отдела экологии, охраны природы и техники безопасности Минлеспрома СССР;
Государственного института по проектированию целлюлозно-бумажной промышленности Минлеспрома СССР;
с целью:
внедрения в практику разработки технико-экономических обоснований (расчетов) и проектов строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих целлюлозно-бумажных, лесохимических и деревообрабатывающих предприятий **) процесса изучения взаимосвязей предлагаемых проектных решений с особенностями экологических условий и социально-экономической инфраструктуры, сложившихся в районах размещения предприятий отрасли;
организации деятельности по обеспечению проведения ОВОСлеспром при подготовке и принятии решений о развитии указанных предприятий;
в дополнение к действующим документам, регламентирующим отраслевое проектирование подведомственных предприятий;
предназначена для:
организаций-заказчиков документации, представляющих гарантии обществу по недопущению отрицательных экологических последствий реализации ТЭО и проектов строительства целлюлозно-бумажных, лесохимических и деревообрабатывающих предприятий;
организаций-разработчиков документации, представляющих гарантии заказчикам по обеспечению экологической безопасности реализации ТЭО и проектов строительства указанных подотраслей;
определяет:
организацию, порядок и процедуры проведения ОВОС при разработке ТЭО и проектов строительства предприятий подотраслей лесной промышленности;
ведомственной экспертизы проектов и смет Минлеспрома СССР;
определяет:
организацию, порядок и процедуры проведения ОВОС при разработке ТЭО и проектов строительства предприятий подотраслей лесной промышленности;
ответственность служб Министерства за соблюдение правил проведения ОВОСлеспром в подотраслях;
принципы и критерии ОВОСлеспром для ТЭО и проектов строительства предприятий отрасли;
форму представления результатов ОВОСлеспром и их обсуждение с общественностью региона размещения нового или эксплуатации действующего предприятия Минлеспрома СССР при его реконструкции, расширении или техническом перевооружении.
*) Инструкция подлежит пересмотру или дополнению по мере наработки и утверждения новых законодательных и нормативных документов, регламентирующих процесс ОВОС и рассмотрение ее результатов при государственной экологической экспертизе планово-проектной документации.
**) В дальнейшем ТЭО и проектов строительства предприятий.
1.2. К настоящей временной отраслевой Инструкции головными научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями Минлеспрома СССР должны быть разработаны методические материалы (пособия) по обеспечению проведения ОВОСлеспром при подготовке ТЭО и проектов строительства предприятий с учетом специфики подотраслей. Указанные пособия (методические материалы) представляются на рассмотрение в Госкомприроду СССР.
1.3. ОВОС - это определение характера и степени опасности всех потенциальных видов воздействия намечаемых к строительству предприятий на окружающую среду и оценка экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий реализации намечаемой деятельности.
1.4. ОВОСлеспром проводится в целях:
предотвращения деградации окружающей среды в районах размещения новых и реконструкции действующих предприятий отрасли;
восстановления нарушенных в результате предыдущей эксплуатации предприятий отрасли расположенных вокруг них природных систем;
обеспечения эколого-экономической сбалансированности будущего хозяйственного развития целлюлозно-бумажных, лесохимических и деревообрабатывающих предприятий в новых экономических условиях, а также при функционировании объектов других отраслей народного хозяйства;
создания благоприятных условий для проживания населения в районе размещения и эксплуатации предприятий отрасли;
разработки необходимых и достаточных мер по предотвращению отрицательных экологических последствий реализации ТЭО или проектов строительства предприятий Минлеспрома СССР.
1.5. К основным принципам ОВОС относятся:
интеграция (рассмотрение во взаимосвязи) технологических, технических, социальных, экологических, экономических и других показателей проектных решений;
альтернативность проектных решений, обеспечивающих соблюдение экологических ограничений (требований);
учет в проектных решениях региональных особенностей территории, где размещается площадка намечаемого строительства или действующего предприятия с позиций:
перспектив социально-экономического развития региона, где намечается разместить новые или эксплуатируется реконструируемое предприятие;
исторических, культурных, этнических и других интересов населения региона;
состояния сопредельных экосистем и их устойчивости к прогнозируемым воздействиям на окружающую среду от реализации ТЭО или проекта.
1.6. В результате проведения ОВОСлеспром при разработке ТЭО и проектов строительства выявляются и рекомендуются к утверждению те проектные решения, реализация которых:
не представляет угрозы для здоровья населения и условий его жизнедеятельности при прямом, косвенном, кумулятивном и других видах воздействия предприятия и получаемой продукции на окружающую среду с учетом отдаленных последствий;
не приведёт к необратимым или кризисным изменениям в окружающей среде в период строительства, эксплуатации и ликвидации предприятий отрасли и т.д.
2.1. Ответственность за организацию и проведение ОВОСлеспром при разработке ТЭО и проектов строительства предприятий отрасли несёт заказчик документации, который обеспечивает подбор компетентных проектных и научно-исследовательских организаций и специалистов, финансирование необходимых для этого работ, включая, в частности, сбор соответствующей информации: проведение инженерно-экологических изысканий и научных исследований. Средства на эти цели заказчиком предусматриваются дополнительно к смете расходов на разработку ТЭО и проектов строительства.
2.2. Для проведения ОВОСлеспром заказчик вместе с заданием на разработку ТЭО или проекта передаёт разработчику имеющуюся в его распоряжений ретроспективную информацию о фактических экологических последствиях эксплуатации действующих предприятий, собранную в том числе с помощью отраслевого мониторинга и послепроектного экологического анализа.
2.3. При проведении ОВОСлеспром разработчиком ТЭО или проекта строительства собирается дополнительная информация об экологических последствиях эксплуатации аналогичных предприятий отрасли или других ведомств, систематизируются результаты послепроектного анализа и анализа экологической ситуации в районе размещения объекта.
2.4. Разработчик документации отвечает перед заказчиком за достоверность используемой при проведении ОВОСлеспром информации, а также за полноту, качество и оформление полученных результатов.
2.5. До представления документации на государственную экологическую экспертизу заказчик совместно с разработчиком организуют и проводят предварительное рассмотрение и обсуждение результатов ОВОСлеспром:
с представителями общественности, чьи интересы затрагивает реализация ТЭО или проекта строительства предприятия отрасли;
в рамках ведомственной экспертизы Минлеспрома СССР.
Оценка воздействия на окружающую среду в лесной промышленности (ОВОСлеспром) проводится в следующей последовательности.
3.1. Проводятся сбор и анализ информации о:
целях создания предприятия (производства, мощности) и способах осуществления намечаемой деятельности (техническое перевооружение, реконструкция, расширение, новое строительство), включая характеристики предлагаемых технических и технологических решений строительства, эксплуатации и ликвидации (перепрофилирования) объекта, источников сырья и энергии, необходимой производственной инфраструктуры;
реальных альтернативных принимаемому решению (создание мощности в другом регионе; расширение действующей мощности вместо нового строительства; создание мощности основного производства без мощностей по производству полупродукта с получением последнего по кооперации или по импорту; отказ вообще от создания данного производства (мощности) в связи с возможной закупкой продукции по импорту и т.д.);
сложившейся социально-экономической инфраструктуре территории в районе размещения или эксплуатации предприятия (производства, мощности), включая ее социальную организацию и т.д.;
состоянии окружающей среды на «данный момент» для вариантов, где рассматривается вопрос размещения объекта (в случае разработки ТЭО), и вариантов технологических процессов и оборудования (в случае проекта строительства), включая характеристики воздушной и водной среды, (с учетом состояния водопроводно-канализационного хозяйства) земель, отводимых в постоянное и временное пользование (в том числе и под застройку), описание климатических, геологических и других природных условий, флоры, фауны, рекреационных и особо охраняемых территорий и других экологических характеристик.
В случае проекта реконструкции, расширения технического перевооружения действующего предприятия может быть использована информация, собранная при подготовке «Экологического паспорта промышленного предприятия» в соответствии с ГОСТ 17.0.04-90.
3.2. Определяются источники, виды, характеристики и объекты воздействия (по вариантам).
3.2.1. Источники воздействия рассматриваются главным образом как элементы технологии, функционирование которых является причиной изменения в окружающей среде вокруг предприятия. Приводится перечень, качественные и количественные характеристики первичных отходов (жидких, газообразных, твердых) и вторичных отходов (кубовые остатки установок регенерации растворителей;
солевые плавы и другие отходы установок термического уничтожения первичных отходов производства; шламы и избыточный ил локальных и общезаводских очистных сооружений; отработанные сорбенты и катализаторы установок очистки сточных вод и газовых выбросов и т.д.).
В перечень вторичных отходов включаются только те отходы, которые не могут быть обезврежены или уничтожены на том предприятии, где они образуются, что требует их удаления на полигон захоронения промышленных отходов в масштабах области, города, района, промузла и т.д.
Источники воздействия наносятся на генплан будущего или реконструируемого объекта с учётом инфраструктуры основного производства: котельной, автохозяйства, складов сырья, полупродуктов и т.д. Источником воздействия могут рассматриваться также отдельные выведенные из эксплуатации, но не ликвидированные сооружения, то есть в виде следа деятельности.
3.2.2. Виды воздействия характеризуются тем, что при этом привносится в окружающую среду региона в результате реализации проекта и что из нее изымается. При анализе воздействий целлюлозно-бумажных, лесохимических и деревообрабатывающих предприятий:
химическое и биологическое загрязнение (выбросы и сбросы загрязняющих и других веществ в газообразном, жидком и твердом состоянии);
физическое воздействие (шум, электромагнитное, радиоактивное и другое ионизирующее излучение);
тепловое влияние;
изъятие природных ресурсов (вода на технологические нужды, пространства для размещения основных и вспомогательных производств, топливно-энергетические ресурсы и т.д.).
3.2.3. Воздействия на окружающую среду оцениваются в следующих терминах:
характер - прямое, косвенное, кумулятивное, синергетическое и т.д. с учётом возможности проявления воздействия через определенный промежуток времени;
интенсивность - поступление количества вещества и энергии в единицу времени;
продолжительность - характер воздействия во времени: кратковременное, непрерывное, периодическое, аварийное и т.д.;
динамика - изменение воздействия во времени;
масштаб - распространение воздействия по площади и изменение степени поражения;
географический охват и т.д.
3.2.4. Объектами воздействия предприятий лесной промышленности являются:
персонал предприятия;
население, проживающее в пределах зоны нормируемого и ненормируемого воздействия;
условия жизни населения, включая атмосферный воздух, водные объекты, земли, растительный и животный мир, экосистемы, микроклимат, ландшафты, природные охраняемые и рекреационные территории, исторические памятники, другие материальные объекты или связь между этими факторами.
3.3. Разработчиком документации выявляются экологически значимые позиции (местного населения, общественности, профессиональных сообществ и т.д.), отражающие интересы соответствующих групп общества, по поводу последствий реализации ТЭО или проекта строительства предприятия отрасли.
Для этого разработчиком совместно с заказчиком подготавливается «Заявление о воздействии на окружающую среду» будущего или реконструируемого производства (предприятия, мощности), которое передается заинтересованным группам общества.
предприятий медицинской промышленности, по крайней мере по следующим аспектам:
3.4.1. изменения количественных соотношений веществ:
в воздухе (рабочей зоны, населенного пункта, пригородных зон и т. д.);
в поверхностных и подземных водах (в области питания, транзита и разгрузки);
на почве;
3.4.2. изменения растительности, в том числе:
видового состава;
состояния растительных сообществ, включая характер возобновления;
площади распространения растительных сообществ и др.;
3.4.3. изменения животного мира, в том числе:
видовой состав;
численность популяций;
мест обитания популяционных сообществ и др.;
3.4.4. изменения микроклимата, включая:
режима температуры и влажности;
особенностей воздушной циркуляции и т. д.;
3.4.5. изменения ландшафта (визуального и культурно-исторического качества), в том числе:
визуальных доминант;
материальных и культурно-исторических памятников и др.
3.5. По выявленным экологически значимым позициям прогнозируется «новое» состояние и оцениваются возможные последствия эффектов совокупности вероятных изменений в окружающей среде (п.3.4.) на здоровье и условия жизни населения без мер по предупреждению этих последствий. Изменяющиеся параметры определяются путём «наложения» выявленных видов воздействия на прогнозируемое состояние окружающей среды «без проекта».
3.6. Оценка вероятных аварийных ситуаций при разработке ТЭО и проектов строительства предприятий лесной промышленности, которая относится к экологически опасным видам хозяйственной деятельности, проводится с применением методологии оценки экологического риска. При этом:
рассматриваются все возможные виды аварийных ситуаций, причины и вероятность их возникновения (технические ошибки персонала, отказы технических систем, пожар, взрыв, аварии на близлежащих объектах, стихийные бедствия и т.д.);
на качественном уровне анализируются все источники аварийного риска и факторы риска, высвобождаемые аварийной ситуацией;
анализируется сценарий развития аварийной ситуации и определяется характер опасного воздействия на окружающую среду и население;
итоги выявления воздействия источников и факторов экологического риска интерпретируются в удобной для анализа форме (например, в виде матриц, таблиц, схем и т.д.).
3.7. Определяются возможности снижения воздействия создаваемого предприятия (производства, мощности) на окружающую среду при его нормальном функционировании (имеются в виду специальные технические средства по газоочистке, очистке сточных вод, водообороту, переработке отходов производства и т.д.) и в условиях аварийной ситуации.
3.8. На основе полученных доказательств установления связи между воздействиями предприятия (производства, мощности) отрасли и нежелательными эффектами возможных изменений в окружающей среде и для условий жизни и здоровья населения анализируется полнота и достаточность предусмотренных в ТЭО или проекте строительства мер и мероприятий по предотвращению отрицательных экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий реализации намеченных проектных решений, в том числе:
мероприятий, обеспечивающих соблюдение отраслевых поресурсных нормативов природопользования и отраслевых природоохранных нормативов воздействия на окружающую среду (текущих и перспективных);
мер по снижению ненормируемого воздействия;
мероприятий по обеспечению технической безопасности;
мер по предупреждению и ликвидации отрицательных экологических, социальных и экономических последствий возможных аварийных ситуаций и т.д.
3.9. Вновь используется и анализируется информация об источниках, видах и характеристиках остаточного воздействия намечаемого к реализации ТЭО или проекта предприятия (производства, мощности) на окружающую среду, возможных в ней изменениях и последствиях этих изменений для условий жизни и здоровья населения, оценивается полнота и достаточность дополнительно предусматриваемых мероприятий по предотвращению вновь выявленных неприемлемых воздействий, компенсационных мер и мероприятий (при необходимости) по восполнению ущерба, наносимого природным ресурсам и окружающей среде, по организации контроля за соблюдением нормируемого воздействия будущего предприятия на окружающую среду.
Организация системы контроля указывается общей технологической схеме производства. На случай аварийных ситуаций в системе контроля предусматриваются методы оповещения, сигнализации и необходимые средства защиты.
3.10. Характеризуются мероприятия по организации научных исследований, направленных на изучение экологических последствий вновь выявленных ненормируемых воздействий.
3.11. Эколого-экономическая оценка* проектных решений при проведении ОВОСлеспром производится в следующем порядке:
рассчитываются полные общественные затраты на осуществление предлагаемых вариантов с учетом всех выявленных последствий;
проводятся дополнительные («частные») оценки в зависимости от целей расчетов и выявленных позиций (хозрасчетные выгоды, компенсационные выплаты, затраты на ликвидацию или смягчение отдельных отрицательных последствий и т.д.);
результаты эколого-экономической оценки комментируются в соответствии со шкалой общественных и отраслевых интересов, в том числе с использованием показателей, не имеющих стоимостного выражения.
* Учитывая локальный характер возможных социально-экономических и эколого-экономических потерь от предприятий по производству лекарственных препаратов и полное отсутствие сходимости величин возможных затрат, определяемых в соответствии с «Временной типовой методикой определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды», одобренной постановлением Госплана СССР, Госстроя СССР и Президиумом Академии наук СССР от 23 октября 1983 г. затраты предприятий Минмедпрома СССР рассчитываются без учета данной Временной типовой методики, то есть без определения «ущерба».
На стадии ТЭО производятся ориентировочные расчеты рентабельности объекта с учетом динамики цен на сырье, материалы, продукцию, изменения источников поставок исходного сырья и комплектации и т.д.;
В качестве одного из вариантов рассматривается «отказ от проекта».
3.12. На основе результатов анализа, оценок и прогноза воздействия будущего предприятия (производства, мощности) и изменений состояния окружающей среды заказчиком совместно с разработчиком подготавливается «Заявление об экологических последствиях», представляющее собой документ о гарантиях экологической безопасности проектируемого или реконструируемого объекта.
При этом в «Заявлении об экологических последствиях» (ЗЭП) приводятся:
основные результаты исследований, потребовавшихся при проведении ОВОСлеспром с учетом экологического риска и выводы, сделанные на их основе;
последствия наиболее значимых воздействий на окружающую среду осуществления предлагаемого варианта ТЭО или проекта строительства;
обязательства заказчика по реализации проектных решений, заложенных в документации, в соответствии с требованиями экологической безопасности и описание мер, гарантирующих выполнение этих обязательств на весь период «жизненного цикла» предприятия (производства, мощности).
«Заявление об экологических последствиях» передается заказчиком документации в Совет народных депутатов тех административно-территориальных образований, интересы населения которых затрагивает реализации ТЭО или проекта строительства. Заказчик с помощью Совета народных депутатов проводит обсуждение ЗЭП с представителями общественности и населения, проживающего на данной территории, результаты которого оформляются протоколом.
4.1. Результаты проведения ОВОСлеспром помещаются в специальном разделе «Оценка воздействия на окружающую среду» в общей пояснительной записке по ТЭО или проекту строительства предприятия лесной промышленности в целом к которому прикладываются копии:
документов согласования проектных решений с органами системы Минздрава СССР и органами государственного надзора, ответственными за соблюдение требований природоохранительного законодательства Союза ССР;
заключение ведомственной экспертизы ТЭО или проекта строительства предприятия;
материалов обсуждения ОВОС ТЭО или проекта строительства с общественностью района размещения или эксплуатации предприятия (производства, мощности) с изложением основных разногласий.
4.2. Раздел «Оценка воздействия на окружающую среду» (ОВОСлеспром) излагается в следующей последовательности:
указывается наименование организаций, участвовавших в проведении и подготовке её результатов;
в краткой форме приводится обоснование принимаемого решения по созданию предприятия (производства, мощности), даются ссылки на документы более ранних стадий, на основании которых разрабатывались данные проектные решения;
описываются современное состояние окружающей среды и социально-экономическая структура района размещения нового или реконструируемого предприятия (производства, мощности) без проекта;
приводятся общие сведения об альтернативах создаваемого (реконструируемого и т.д.) предприятия, включая источники, виды и характеристики его воздействия на окружающую среду;
перечисляются экологические ограничения, выявленные и использованные при разработке проектных решений;
излагаются выявленные экологические значимые позиции различных групп населения (общественности, профессиональных сообществ и т.д.) по поводу проектируемого предприятия (производства, мощности);
описываются изменения в окружающей среде и прогнозируемые последствия реализации данных проектных решений в районе намечаемого размещения или расположения реконструируемого предприятия (производства, мощности) при их нормальной эксплуатации и в условиях аварийной ситуации;
приводится перечень мероприятий по предотвращению или снижению отрицательного воздействия создаваемого или реконструируемого предприятия (производства, мощности) на окружающую среду и социально-демографическую структуру района размещения объекта.
4.3. Завершается раздел ОВОСлеспром в общей пояснительной записке «Заявлением об экологических последствиях», которое подписывается заказчиком и разработчиком (генеральным проектировщиком) документации и включает:
титульный лист;
цель и необходимость реализации данных проектных решений;
описание наиболее значимых воздействий на окружающую среду и их экологических последствий для условий жизни и здоровья населения в результате реализации выбранного варианта, в том числе и в аварийных ситуациях;
количественные оценки уровня потенциальной экологической опасности проектируемого предприятия (производства, мощности);
перечень мер и обязательств, гарантирующих создание, эксплуатацию и ликвидацию данного объекта в соответствии с природоохранными нормами и правилами.
«Заявление об экологических последствиях» излагается кратко, ясно, без формул, с применением цифрового материала, отражающего только результаты расчетов с соответствующими комментариями, понятными не специалистам. Общий объем ЗЭП не должен превышать 15 страниц машинописного текста стандартного формата.
17.03.91 г.