ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КОМИТЕТ |
ИНСТРУКЦИЯ
О
ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ И СМЕТ НА СТРОИТЕЛЬСТВО (РЕКОНСТРУКЦИЮ) ПРЕДПРИЯТИЙ,
ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
СН 213-73*
Утверждена
постановлением Госстроя СССР и Государственного
комитета Совета Министров СССР по науке и технике
от 31 октября 1973 г.
для введения в действие с 1 января 1974 г.
Москва Стройиздат 1977
Инструкция утверждена Госстроем СССР и Государственным комитетом Совета Министров СССР по науке и технике во исполнение постановления Совета Министров СССР от 4 мая 1973 г. № 291 «Об улучшении экспертизы проектов и смет на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений» для введения в действие с 1 января 1974 г. и издается взамен СН 213-62.
Документ предназначен для инженерно-технических работников, проводящих экспертизу проектов и смет на строительство, а также для проектных и строительно-монтажных организаций.
В настоящем издании Инструкции учтено изменение № 1, утвержденное постановлением Госстроя СССР и ГКНТ от 31 декабря 1975 г. № 249/586, касающееся проведения экспертизы проектов и смет на строительство предприятий и объектов, сооружаемых в СССР на компенсационной основе.
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР) |
Строительные нормы и правила |
СН 213-73 |
Инструкция |
1.1. Настоящая инструкция утверждена во исполнение постановления Совета Министров СССР от 4 мая 1973 г. № 291 «Об улучшении экспертизы проектов и смет на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений» и устанавливает порядок и сроки проведения экспертизы проектов и смет на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений.
1.2. Экспертиза проектов и смет на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений является важным и действенным средством контроля за качеством проектирования, внедрением в производство новейших научно-технических достижений и эффективностью капитальных вложений и должна проводиться на высоком научно-техническом уровне с тем, чтобы строящиеся (реконструируемые) по этим проектам предприятия, здания и сооружения ко времени ввода их в действие были технически передовыми и имели высокие показатели по производительности труда, себестоимости производства и качеству продукции, отвечали по условиям труда современным требованиям и обеспечивали выпуск новых видов продукции, а также отвечали другим требованиям, предусмотренным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 мая 1969 г. № 390.
Утверждена |
Срок введения - |
1.3. Экспертиза проектов и смет на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений за границей при техническом содействии СССР производится в порядке, утвержденном постановлением Госстроя СССР и Государственного комитета Совета Министров СССР по внешним экономическим связям от 30 ноября 1970 г. № 154/А1-34/5437.
1.4. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1973 г. № 291 технические (техно-рабочие) проекты и сводные сметы на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений до их утверждения подвергаются государственной экспертизе в следующем порядке:
а) проекты и сметы на строительство (реконструкцию) объектов, которое осуществляется за счет централизованных финансовых средств, при сметной стоимости 4 млн. руб. и выше подвергаются экспертизе министерствами и ведомствами СССР (по всем входящим в их систему стройкам) и госстроями союзных республик (проекты и сметы, подлежащие утверждению Советами Министров союзных республик);
подпукт а. Измененная редакция (Пост. Госстроя от 25 августа 1987 № 188/313)
б) проекты и сметы на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений подлежащие утверждению Советом Министров СССР, после экспертизы их в министерстве, ведомстве СССР представляются министром, руководителем ведомства на экспертизу в Госстрой СССР, а также в Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике [проекты и сметы на строительство (реконструкцию) предприятий].
Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике осуществляет экспертизу технологической части проектов на строительство (реконструкцию) предприятий и представляет свое заключение в Госстрой СССР.
Госстрой СССР осуществляет экспертизу проектов и смет в целом с учетом заключения экспертизы Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике по технологической части проектов и представляет согласованное с ним заключение по проекту в Совет Министров СССР и соответствующее министерство (ведомство).
Порядок осуществления экспертизы технических (техно-рабочих) проектов и сводных смет на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений сметной стоимостью до 3 млн. руб. устанавливается:
министерствами и ведомствами СССР – по всем входящим в их систему стройкам;
советами министров союзных республик – по стройкам республиканских министерств и ведомств, а также по стройкам местного подчинения.
Порядок осуществления экспертизы проектно-сметной документации на объекты производственного и непроизводственного назначения, строительство которых осуществляется за счет хозрасчетного дохода коллектива предприятия и кредитов банка, устанавливается предприятиями (объединениями). Органы государственной экспертизы проектов и смет могут привлекаться предприятиями (объединениями) для выполнения соответствующих работ и оказания методологической помощи на взаимно согласованных условиях с оплатой работ (услуг) за счет хозрасчетного дохода предприятия (объединения).
Технические (техно-рабочие) проекты на строительство водохозяйственных объектов и на комплексное строительство объектов по орошению, осушению и освоению земель подвергаются экспертизе в порядке, установленном п. 25 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 июня 1966 г. № 465.
Переутверждаемые в установленном порядке технические (техно-рабочие) проекты, проектные задания и сметы на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений подвергаются экспертизе в порядке, действующем для вновь разрабатываемых проектов и смет.
подпукт б. Измененная редакция (Пост. Госстроя от 25 августа 1987 № 188/313)
1.5. Государственную экспертизу проектов и смет на строительство предприятий и объектов, сооружаемых в СССР на основе компенсационных соглашений и контрактов с фирмами капиталистических стран, осуществляет Госстрой СССР независимо от сметной стоимости строительства с учетом заключений Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике о соответствии закупаемых у капиталистических стран технологических процессов, машин и оборудования современным техническим требованиям и направляет свои заключения соответствующим министерствам и ведомствам СССР.
2.1. Проекты и сметы на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений, подлежащие утверждению Советом Министров СССР, проекты и сметы на строительство предприятий и объектов, сооружаемых в СССР на основе компенсационных соглашений и контрактов с фирмами капиталистических стран, типовые проекты и проекты на строительство объектов жилищно-гражданского назначения представляются на экспертизу в полном комплекте, предусмотренном нормативными документами о порядке разработки проектов и смет.
Для экспертизы технологической части проектов на строительство (реконструкцию) предприятий, подлежащих утверждению Советом Министров СССР, в Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике представляются общая пояснительная записка, технологическая и технико-экономическая части проекта предприятию.
2.2. Проекты и сметы на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений, подлежащие утверждению министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик, представляются на экспертизу в следующем объеме: общая пояснительная записка, технико-экономическая часть, генеральный план и транспорт, технологическая и строительная части, организация строительства, сметная часть и паспорт проекта. Другие части проектов представляются в случае необходимости по требованию органа, осуществляющего экспертизу.
п.2.2. Измененная редакция (Пост. Госстроя от 31 октября 1973 № 200/510)
2.3. Проекты и сметы, подлежащие переутверждению, представляются на экспертизу в следующем объеме: пояснительная записка к пересмотренному проекту с обоснованием внесенных в ранее утвержденный проект изменений и дополнений, чертежи на измененную и дополненную части проекта, технико-экономическая часть и смета переутверждаемого проекта, а также справка о состоянии строительства объекта.
Перечень представляемых на экспертизу материалов ранее утвержденных проектов и смет устанавливается в каждом отдельном случае органом, осуществляющим экспертизу.
2.4. Для выборочного контроля за качеством проектов и смет представляется следующая документация: общая пояснительная записка, паспорт проекта, части проекта, намеченные для проверки, документ об утверждении проекта, экспертное заключение и справка о состоянии строительства объекта.
2.5. Проекты и сметы представляются на экспертизу в объемах, указанных в пп. 2.1-2.4 настоящей Инструкции, в двух экземплярах.
3.1. При экспертизе проектов и смет на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений проверяется:
а) соответствие проектов и смет планам развития народного хозяйства, задачам научно-технического прогресса, а также схемам развития и размещения соответствующих отраслей народного хозяйства и промышленности, схемам развития и размещения производительных сил по экономическим районам и союзным республикам, утвержденным технико-экономическим обоснованиям (ТЭО) проектирования и строительства объектов. основным техническим направлениям в проектировании предприятий соответствующей отрасли; наличие данных о согласовании ТЭО (ТЭР) на строительство предприятий, зданий и сооружений с соответствующим Советом Министров союзной республики (без областного деления), автономной республики, исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов;
подпукт а. Измененная редакция (Пост. Госстроя от 25 августа 1987 № 188/313)
б) экономическая целесообразность строительства нового предприятия, здания и сооружения в сопоставлении с экономической целесообразностью реконструкции, расширения или увеличения мощности действующих предприятий, зданий и сооружений;
в) прогрессивность технико-экономических показателей запроектированных предприятий, зданий и сооружений по сравнению с показателями лучших отечественных и зарубежных предприятий, зданий и сооружений, а также с утвержденными технико-экономическими показателями для предприятий, зданий и сооружений соответствующих отраслей народного хозяйства и промышленности;
г) правильность выбора и соответствие схеме (проекту) районной планировки района и площадки для строительства предприятия, здания и сооружения или размещения предприятия в составе группы предприятий с общими объектами (промышленного узла); обеспечение наиболее эффективного кооперирования строительства общих для промышленных узлов объектов вспомогательных производств и хозяйств, инженерных сооружений и коммуникаций; создание единой системы бытового и других видов обслуживания работающих, а при соответствующих условиях кооперирования и основных производств, а также выбор наиболее рациональных архитектурно-планировочных и градостроительных решений при включении предприятия в состав промышленного узла;
д) обеспечение рационального использования природных ресурсов (земель, вод, лесов, недр и других природных богатств), соблюдение правил и норм по рекультивации земель; наличие мероприятий по охране природы, исключающих загрязнение атмосферы, водоемов и почвы вредными выбросами и стоками, вредные воздействия радиационных и электромагнитных излучений и т.п.;
е) соответствие технологических процессов, основного и вспомогательного оборудования новейшим достижениям науки и научной организации труда, решений технологической части проекта – нормам технологического проектирования; обоснованность принятого уровня автоматизации и комплексной механизации производственных и вспомогательных процессов, а также уровня стандартизации и унификации выпускаемой продукции; степень использования попутной продукции и отходов производств;
ж) правильность выбора источников и способов снабжения предприятий сырьем, топливом, энергией, полуфабрикатами, комплектующими узлами и деталями; обеспечение трудовыми ресурсами;
з) наличие решений, обеспечивающих создание наиболее благоприятных условий труда, отвечающих современным требованиям и способствующих достижению высоких показателей по производительности труда;
и) правильность определения численности рабочих, инженерно-технического и административно-управленческого персонала, предусмотренных для основного и вспомогательного производств;
к) эффективность принятых систем планирования и управления предприятием, сооружением;
л) обеспечение безопасности эксплуатации предприятий, зданий, сооружений и соблюдение в проектах норм и правил взрывной, взрывопожарной и пожарной безопасности;
м) соблюдение норм и правил по охране труда, технике безопасности и санитарно-гигиеническим условиям труда;
н) правильность решений генерального плана предприятия, комплекса или отдельных зданий и сооружений, их оптимальность и соответствие генеральному плану города, проекту детальной планировки и проекту застройки района строительства (поселка); наличие взаимной увязки размещения промышленного и жилищно-гражданского строительства и удобного транспортного сообщения трудящихся от места жительства к месту работы;
о) соответствие архитектурно-строительных решений требованиям технологии производства продукции и современному уровню строительной техники и индустриализации строительства; качество архитектурно-художественных решений зданий и сооружений;
п) соблюдение требований строительных норм и правил, государственных стандартов, технических условий, а также технических правил по экономному расходованию основных строительных материалов;
р) степень использования при разработке проектов на строительство предприятий, зданий и сооружений типовых проектов и повторно применяемых экономичных индивидуальных проектов, а также типовых блок-секций, типовых и унифицированных строительных конструкций и деталей;
с) оптимальность принятых решений по энерго-, водо-, газо-, паро- и теплоснабжению, канализации, отоплению, вентиляции и использованию вторичных энергоресурсов;
т) правильность определения численности населения, связанного со строительством (реконструкцией) и эксплуатацией предприятия, здания и сооружения; обеспечения этого населения жилой площадью, культурно-бытовым и другим обслуживанием;
у) соответствие архитектурных и конструктивных решений и эксплуатационных качеств объектов жилищно-гражданского строительства современным требованиям и задачам создания необходимых условий для удобства проживания, а также культурно-бытового и других видов обслуживания населения;
ф) целесообразность принятой номенклатуры и выбора типов жилых домов, блок-секций и типов гражданских зданий;
х) обоснованность очередности строительства и пусковых комплексов предприятия, здания и сооружения;
ц) соблюдение норм продолжительности строительства предприятий, зданий и сооружений и норм продолжительности освоения проектных мощностей, вводимых в действие предприятий;
ч) прогрессивность принятых методов организации и механизации строительства и эффективность мероприятий по снижению трудоемкости возведения зданий и сооружений; оптимальность транспортных схем по доставке строительных материалов и конструкций и обеспеченность строительства производственной базой и подсобными предприятиями;
ш) правильность определения сметной стоимости строительства (реконструкции) предприятий, зданий и сооружений, структуры капитальных вложений, а также подготовленность сметной документации для осуществления расчетов за полностью законченные объекты или этапы работ;
щ) целесообразность проведения и обоснованность сроков выполнения предусмотренных в проектах научно-исследовательских и экспериментальных работ;
э) соответствие проектов на строительство уникальных зданий и сооружений требованиям специальных строительных технических условий, разработанных и утвержденных для упомянутых объектов строительства.
подпункт э. Измененная редакция (Пост. Госстроя от 23 января 1986 № 4/13)
3.2. Для экспертизы проекта и сметы на строительство (реконструкцию) предприятия, здания и сооружения составляется план ее проведения, в котором с учетом настоящей Инструкции, а также специфики и особенности запроектированного объекта определяется круг вопросов, подлежащих проверке, устанавливаются конкретные исполнители и сроки проведения экспертизы.
4.1. Сроки проведения экспертизы проектов и смет на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений с момента их представления на экспертизу не должны превышать:
а) по проектам, утверждаемым министерствами и ведомствами СССР и советами министров союзных республик – 30 дней.
В отдельных случаях, по особо крупным и сложным проектам, руководители министерств и ведомств СССР или советов министров союзных республик могут увеличить срок проведения экспертизы, но не более чем на 15 дней;
б) по проектам на строительство предприятий (объектов), сооружаемых на базе комплектного импортного оборудования или по иностранным лицензиям, и по проектам на строительство предприятий и объектов, сооружаемых в СССР на основе компенсационных соглашений и контрактов с фирмами капиталистических стран, - 30 дней;
в) по проектам, утверждаемым в порядке, установленном министерствами и ведомствами СССР и советами министров союзных республик, - 25 дней.
4.2. Срок рассмотрения проектов и смет в порядке выборочного контроля устанавливается в каждом отдельном случае руководителем органа, осуществляющего проверку, но не должен превышать 45 дней.
5.1. В результате экспертизы проектов и смет на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений составляется заключение по проекту в целом.
5.2. Заключение экспертизы по проекту и смете на строительство (реконструкцию) предприятия, здания и сооружения должно содержать:
а) краткую характеристику проекта предприятия, здания и сооружения, описание основных проектных решений и таблицу технико-экономических показателей;
б) замечания и предложения по проектным решениям, технико-экономическим показателям и сметам, обоснование рекомендуемых изменений проектных решений, показателей и сметной стоимости строительства, а также ожидаемый эффект от их реализации;
в) общие выводы с оценкой качества проекта (включая сметную документацию), позволяющие рекомендовать проект к утверждению или принять решение о возвращении его для доработки, а по экспертизе проектов в порядке выборочного контроля позволяющие одобрить проект или установить необходимость его переутверждения;
г) рекомендации по внесению исправлений и дополнений в проект при последующем проектировании.
5.3. При оценке качества проектов на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений должно производиться сопоставление проектных решений и технико-экономических показателей данного проекта с лучшими решениями и показателями, достигнутыми в практике отечественного и зарубежного строительства соответствующих объектов.
5.4. Заключение экспертизы по проекту и смете подписывается руководителем подразделения и работником, возглавлявшим проведение экспертизы данного проекта.
5.5. Заключение экспертизы направляется органом, осуществившим экспертизу, инстанции, утверждающей проект, организациям, разработавшим и представившим проект и смету на экспертизу, а также в их вышестоящие организации.
5.6. Заключение по проекту и смете, рассмотренным в порядке выборочного контроля, направляется органом, осуществившим экспертизу, в инстанцию и органы, указанные в п. 5.5 настоящей Инструкции, и в необходимых случаях банку, финансирующему строительство.
СОДЕРЖАНИЕ
2. Объем проектно-сметной документации, представляемой на экспертизу 3. Основные вопросы, подлежащие проверке при экспертизе |