Министерство
монтажных и специальных
строительных работ СССР
УТВЕРЖДАЮ:
ЗАМ. МИНИСТРА
МОНТАЖНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ
СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ СССР
К.К. ЛИПОДАТ
27 февраля 1981 г.
ИНСТРУКЦИЯ
ПО
НОРМИРОВАНИЮ
РАСХОДА ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА,
БЕНЗИНА И ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
НА РАБОТУ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ
МАШИН И МЕХАНИЗМОВ
ВСН 417-81
ММСС СССР
Центральное бюро
научно-технической информации
Москва - 1981
Настоящая инструкция разработана Всесоюзным конструкторско-технологическим институтом по механизации монтажных и специальных строительных работ (ВКТИмонтажстроймеханизация) и предназначена для организаций Минмонтажспецстроя СССР с целью определения норм расхода дизельного топлива, бензина и электроэнергии на работу строительно-монтажных машин и механизмов.
Составители: Ю.Н. Щелкин, А.А. Рокотянский
Министерство монтажных и специальных строительных работ СССР |
Ведомственные строительные нормы |
ВСН 417-81 ММСС СССР |
Инструкция по нормированию расхода дизельного топлива, бензина и электроэнергии на работу строительно-монтажных машин и механизмов |
Впервые |
1.1. Инструкция предназначена для определения норм расхода дизельного топлива, бензина и электроэнергии на работу строительно-монтажных машин и механизмов при производстве монтажных и специальных строительных работ, а также для определения эксплуатационных затрат с целью упорядочения взаимоотношений между трестами (управлениями) механизации и строительно-монтажными организациями, переведенными на новую систему планирования и экономического стимулирования, в соответствии с "Методическими рекомендациями по расчету за работу машин в строительстве" Госстроя СССР.
1.2. Инструкция составлена в соответствии с "Методическими указаниями по разработке норм для определения сметной стоимости машино-смен строительных машин и оборудования", разработанными Научно-исследовательским институтом экономики строительства (НИИЭС) Госстроя СССР и одобренными Госстроем СССР.
1.3. Предлагаемый расчетно-аналитический метод расчета норм основан на использовании основных технических характеристик строительно-монтажных машин и механизмов, ЕниР, данных хронометража работы строительно-монтажных машин и механизмов, технических характеристик двигателей внутреннего сгорания и электрооборудования этих машин и механизмов.
ВНЕСЕНЫ Всесоюзным конструкторско-технологическим институтом, по механизации монтажных и специальных строительных работ |
УТВЕРДЖДЕНЫ Минмонтажспецстроем СССР 27 февраля 1981 г. |
СРОК ВВЕДЕНИЯ 1 июля 1981 г. |
1.4. Основные понятия, используемые в инструкции:
норма расхода топлива и электроэнергии - плановый показатель расхода этих ресурсов на единицу работы;
индивидуальная норма - норма расхода топлива и электроэнергия на единицу работы, которая устанавливается на каждый тип или отдельные топливо- и электропотребляющие механизмы применительно к определенным условиям работ;
групповая норма - норма расхода топлива и электроэнергии на планируемый объем работы согласно установленной номенклатуре по уровням планирования: министерство (ведомство), главное управление, объединение, организация (предприятие).
Размерность нормы расхода дизельного топлива и бензина (кг/маш.-ч), электроэнергии (кВт×ч/маш.-ч) - это расход топлива и электроэнергии на единицу работы (маш.-ч.).
1.5. Индивидуальность рассчитываемых норм по предлагаемой методике обеспечивается, во первых, применением коэффициентов, выбор которых зависит от конкретные условий работы строительно-монтажных машин и механизмов, во вторых, применением разработанной НИИЭС методики расчета этих коэффициентов, учитывающей технические характеристики и условия работы конкретных строительно-монтажных машин и механизмов.
1.6. Предлагаемая методика расчета норм расхода предусматривает полную техническую исправность машин и механизмов и не имеет поправочных коэффициентов на отступления от требований к их техническому состоянию.
1.7. Предлагаемая методика не предусматривает: расход энергоресурсов на внутригаражные нужды (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателя и машин после ремонта), расход бензина на запуск дизельных двигателей, расход энергоресурсов на подачу машин к объекту работ и обратно.
1.8. Индивидуальные нормы расхода дизельного топлива, бензина и электроэнергии на работу строительно-монтажных машин и механизмов, рассчитанные по предлагаемой методике, должны стать основой для расчетов групповых норм расхода энергоресурсов на всех уровнях планирования.
2.1. Нормы расхода топлива и электроэнергии на работу строительно-монтажных машин и механизмов наиболее распространенных марок разрабатывает ВКТИмонтажстроймеханизация.
Указанные нормы ежегодно пересматриваются, согласовываются с Главстроймеханизацией и утверждаются приказом по Минмонтажспецстрою СССР.
2.2. Нормы расхода для машин и механизмов, не включенных в приказ, разрабатываются в организациях (на предприятиях) и утверждаются вышестоящей организацией.
2.3. Ответственность за разработку и внедрение в производство норм расхода возлагается на главного инженера и руководителя энергослужбы организации (предприятия).
2.4. Для контроля за выполнением норм расхода в организациях (на предприятиях) должен быть организован учет этих расходов.
2.5. Систематический контроль за выполнением норм расхода осуществляется энергослужбой и руководителями организаций (предприятий).
Периодический контроль за выполнением этих норм осуществляется министерством, а также специальными контролирующими организациями.
3.1. Для строительно-монтажных машин и механизмов, работающих от двигателей внутреннего сгорания, расход дизельного топлива, бензина за смену определяется по формуле*:
, (1)
где tсм - время работы за смену;
Nдн - номинальная мощность двигателя, л.с.;
Кдв - коэффициент использования времени работы двигателя, представляющий собой отношение времени работы двигателя в течение смены к средней продолжительности рабочей смены;
Кдм - средний коэффициент использования мощности двигателя, представляющий собой отношение мощности двигателя в процессе работы к ее номинальной мощности;
Wнорм - удельный расход топлива на 1 л.с. номинальной мощности за 1 ч при нормальной нагрузке;
Wхол - удельный расход топлива на 1 л.с. номинальной мощности за 1 ч при холостой работе двигателя.
*Формула предложена докт. экон. наук С.Е. Канторером.
Расчет индивидуальных норм расхода топлива на работу строительно-монтажных машин за 1 ч производится по упрощенной формуле:
, (2)
где Кдв, Кдм, Wнорм, Wхол принимаются по табл. 1, 2.
Таблица 1
КОЭФФИЦИЕНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВРЕМЕНИ РАБОТЫ И МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЕЙ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ.
Коэффициенты использования |
||
времени работы, двигателей, Кдв |
мощности двигателей, Кдм |
|
Автогудронаторы и автогрейдеры |
0,5 |
0,6 |
Агрегаты для вибропогружения фундаментов |
0,6 |
0,3 |
Агрегаты и аппараты сварочные: |
|
|
с двигателем внутреннего сгорания |
0,8 |
0,4 |
с электродвигателем |
0,5 |
0,4 |
Бетономешалка производственной емкостью, л: |
|
0,4 |
до 250 |
0,6 |
0,4 |
более 250 |
0,75 |
0,5 |
Бетононасосы, используемые |
|
|
на всех видах строительства, кроме гидротехнического |
0,5 |
0,5 |
на гидротехническом строительстве |
0,65 |
0,5 |
Бульдозеры с трактором |
0,6 |
0,5 |
Катки самоходные |
0,6 - 0,7 |
0,65 |
Краны автомобильные |
0,3 - 0,4 |
0,2 - 0,3 |
Краны башенные грузоподъемностью на максимальном вылете, т: |
|
|
до 3 |
0,1 - 0,12 |
0,6 |
до 5 |
0,08 - 0,1 |
0,5 |
более 5 |
0,08 - 0,1 |
0,4 |
Краны мачтово-стрелочные с лебедками: |
|
|
многобарабанными |
0,15 - 0,2 |
0,4 |
однобарабанными |
0,08 -0,1 |
0,6 |
Краны переносные грузоподъемностью до 1 т (типа ДИП, "Пионер" и др.) |
0,11 - 0,13 |
0,45 |
Краны погрузочные с двигателями внутреннего сгорания |
0,5 - 0,6 |
0,2 |
Краны портально-стреловые |
0,08 - 0,11 |
0,65 |
Краны стреловые с двигателем внутреннего сгорания (кроме автомобильных), краны-трубоукладчики, краны рельсораскладочные, краны плавучие |
0,04 - 0,6 |
0,2 - 0,3 |
Краны кабельные |
- |
0,25 |
Краны стреловые с электродвигателями, одномоторные |
0,3 |
0,3 |
Компрессоры передвижные |
0,6 |
0,4 |
Лебедки электрические |
0,08 |
0,4 |
Машины балластировочные |
0,4 |
0,3 |
Мотовозы нормальной и узкой колеи |
0,6 |
0,4 |
Мотодомкраты |
0,4 |
0,2 |
Платформы моторные |
0,4 |
0,15 |
Плавучие средства (кроме плавучих кранов) |
0,6 |
0,55 |
Подъемники обыкновенные (мачтовые, скиповые, шахтные) |
0,1 |
0,7 |
Путеподъемники самоходные |
0,4 |
0,2 |
Растворомешалки производственной емкостью барабана, л: |
|
|
до 325 |
0,6 |
0,4 |
более 325 |
0,75 |
0,5 |
Растворонасосы конструктивной производительностью, м3/ч: |
|
|
до 1,5 |
0,6 |
0,5 |
более 1,5 |
0,5 |
0,5 |
Скреперы самоходные |
0,7 |
0,5 |
Скреперы тракторные |
0,7 |
0,6 |
Станции компрессорные для насосных работ при количестве рабочих компрессоров: |
|
|
до двух |
0,65 |
0,7 |
более двух |
0,5 |
0,7 |
Тракторы гусеничные, используемые |
|
|
с тракторными прицепами |
0,7 |
0,35 |
со скреперами |
0,7 |
0,6 |
с прицепными дорожными машинами |
0,7 |
0,5 |
Транспортеры ленточные звеньевые |
0,8 |
0,6 |
Транспортеры ленточные передвижные и переносные (питатели) |
0,6 |
0,5 - 0,7 |
Шпалозабойники электрические |
0,4 |
0,6 |
Экскаваторы многоковшовые |
0,65 |
0,5 |
Экскаваторы одноковшовые дизельные |
0,7 - 0,8 |
0,3 - 0,5 |
Экскаваторы одноковшовые электрические |
0,4 - 0,6 |
0,25 - 0,35 |
Электростанции передвижные |
0,9 |
0,5 |
Таблица 2
УДЕЛЬНЫЙ РАСХОД ТОПЛИВА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Нагрузка |
Удельный расход топлива в кг на 1 л.с./ч при номинальной мощности, л.с. |
|||||
до 15 |
16 - 40 |
41 - 80 |
81 - 150 |
более 150 |
||
Бензин |
Нормальная (Wнорм) |
0,34 |
0,3 |
0,29 |
0,29 |
- |
Холостая работа (Wхол) |
0,12 |
0,1 |
0,1 |
0,09 |
- |
|
Керосин |
Нормальная |
0,4 |
0,32 |
0,32 |
0,32 |
- |
Холостая работа |
0,16 |
0,14 |
0,14 |
0,13 |
- |
|
Дизельное топливо |
Нормальная |
0,23 |
0,22 |
0,21 |
0,2 |
0,18 |
Холостая работа |
0,08 |
0,08 |
0,07 |
0,07 |
0,06 |
Таблица 3
ЗНАЧЕНИЕ ПОПРАВОЧНОГО КОЭФФИЦИЕНТА Кпопр
0,8 |
0,7 |
0,6 |
0,5 |
0,4 |
0,3 |
|
Значения Кпопр |
0,98 |
0,97 |
0,95 |
0,93 |
0,9 |
0,86 |
3.2. Для строительно-монтажных машин и механизмов, работающих от электросети, расход электроэнергии на работу одного электродвигателя за 1 ч определяется по формуле*
, (3)
где Nдн - номинальная мощность двигателя, кВт;
Кдм - коэффициент использования мощности двигателя;
Кдв - коэффициент использования времени работы двигателя;
Кпот - коэффициент, учитывающий потери электроэнергии в сети и расход на вспомогательные нужды (принимается в пределах 1,05 - 1,1);
КПД - коэффициент полезного действия двигателя при принятой средней его нагрузке.
*Формула предложена докт. экон. наук С.Е. Канторером.
Коэффициент полезного действия с уменьшением нагрузки двигателя, характеризующийся величиной коэффициента Кдм, уменьшается. Величина этого коэффициента определяется по формуле
, (4)
где КПДн - коэффициент полезного действия двигателя при нормальной его нагрузке, определяемой по технической характеристике двигателя;
Кпопр - поправочный коэффициент, учитывавший снижение коэффициента использования мощности двигателя - Кдм. Значение Кпопр принимается по табл. 3.
При наличии на строительно-монтажной машине или механизме нескольких электродвигателей расчет расхода электроэнергии производится для каждого электродвигателя отдельно.
Индивидуальная норма расхода электроэнергии на работу строительно-монтажных машин и механизмов определяется как сумма расходов электроэнергии на работу электродвигателей за 1 ч, установленных на данной машине или механизме:
. (5)
В приложении приведены примеры расчета норм расхода дизельного топлива, бензина и электроэнергии на работу строительно-монтажных машин и механизмов.
Расчет производят исходя из технических характеристик машин и механизмов, конкретных условий их работы, характера поднимаемых грузов (выполняемых работ), норм времени на выполнение работ, принятых за единицу измерения.
Пример 1
Требуется определить коэффициент использования времени работы и мощности двигателя мачтового подъемника Т-37. Мощность двигателя 4,3 кВт, скорость подъема и опускания груза 0,75 м/с или 45 м/мин.
Решение
Принимаем среднюю высоту подъема груза равной 8 м. При указанной высоте подъема норма времени на подъем 1000 шт. кирпича составляет 0,8 маш.-ч (по § 1 - 6. ЕНиР 1960 г.).
При подъеме за один раз одной тачки с кирпичом в количестве 35 шт. продолжительность цикла подъема составит
мин.
Время на подъем и опускание груза за цикл составляет
мин.
Учитывая необходимость подъема и опускания груза на дополнительную высоту, время на разгон и замедление, а также холостую работу двигателя, принимаем К = 1,5. Исходя из указанного, коэффициент использования времени работы двигателя с учетом работы по производственным нормам составит
.
С учетом переходного коэффициента от производственных норм выработок к сметным, равным 0,5 (табл. 4), коэффициент использования времени работы двигателя по режиму, предусмотренному сметными нормами, составит
.
Для определения величины коэффициента использования мощности двигателя рассчитываем величину необходимой мощности двигателя по формуле
, (6)
где Q - общая масса груза, равная 265 кг (платформа 100 кг и тачка с кирпичом 165 кг);
102 - количество кгм/с, приходящееся на 1 кВт;
V - скорость подъема груза, равная 0,75 м/с;
КПД - коэффициент полезного действия подъемника, равный 0,6.
Коэффициент использования мощности двигателя при подъеме составляет
.
Коэффициент использования мощности двигателя при опускании груза и холостой работе составляет
.
Принимаем, что двигатель находится 40% общего времени в работе под нагрузкой и 60% времени на холостом ходу (по данным хронометража). Исходя из этого средневзвешенный коэффициент использования мощности двигателя за период, когда он включен, составляет:
.
Таблица 4
ПЕРЕХОДНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ ОТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ НОРМ К СМЕТНЫМ
Переходные коэффициенты |
|||
по выработке |
по времени |
||
Автопогрузчики |
0,75 |
1,33 |
|
Краны автомобильные |
0,75 |
1,33 |
|
Краны башенные с поворотной башней максимальной грузоподъемностью, т: |
|
|
|
до 2 |
0,65 |
1,54 |
|
до 5 |
0,75 |
1,33 |
|
до 10 |
0,75 |
1,33 |
|
Краны башенные с неповоротной башней максимальной грузоподъемностью, т: |
|
|
|
до 2 |
0,65 |
1,54 |
|
до 5 |
0,75 |
1,33 |
|
до 10 |
0,75 |
1,33 |
|
более 10: |
|
|
|
используемые на всех видах строительства, кроме гидротехнического |
0,75 |
1,33 |
|
используемые на гидротехническом строительстве |
0,85 |
1,18 |
|
Краны козловые, используемые: |
|
|
|
а) на всех видах строительства, кроме гидротехнического |
0,75 |
1,33 |
|
б) на гидротехническом строительстве на строительно-монтажных работах |
0,85 |
1,18 |
|
на монтаже технологических конструкций и оборудования |
0,85 |
1,18 |
|
в) на строительстве мостов |
0,75 |
1,33 |
|
Краны мачтово-стреловые, используемые: |
|
|
|
на всех видах строительства, кроме гидротехнического |
0,75 |
1,33 |
|
на гидротехническом строительстве |
0,75 |
1,33 |
|
на строительстве мостов |
0,75 |
1,33 |
|
Краны на гусеничном ходу |
0,75 |
1,33 |
|
Краны железнодорожные |
0,75 |
1,93 |
|
Краны на пневмоколесном ходу |
0,75 |
1,33 |
|
Краны переносные грузоподъемностью до 1 т (ДИП, "Пионер" и др.) |
0,65 |
1,54 |
|
Подъемники обыкновенные мачтовые, шахтный и др. |
0,65 |
1,54 |
|
Бульдозеры |
0,75 |
1,33 |
|
Экскаваторы многоковшовые цепные и роторные |
0,75 |
1,33 |
|
Экскаваторы одноковшовые |
0,75 |
1,33 |
|
Буровые машины ударно-вращательного бурения с пневмоударником |
0,8 |
1,25 |
|
Буровые машины шарошечного бурения |
0,8 |
1,25 |
|
Автогрейдеры |
0,75 |
1,33 |
|
Катки самоходные |
0,75 |
1,33 |
|
Пример 2
Требуется определить коэффициенты использования времени работы и мощности двигателя башенного крана СБК-1 грузоподъемностью 1,5 - 3 т при имеющихся данных:
а) мощность двигателей: подъема - 16, передвижения - 11, поворота - 2,2 кВт;
б) рабочие скорости: подъема, опускания груза, передвижения крана - 30 м/мин, поворота - 0,6 об/мин.
Решение
Принимаем среднюю высоту подъема груза 18 м, среднее расстояние передвижения крана в каждую сторону 15 м, средний угол поворота стрелы в каждую сторону 150°.
Коэффициент использования времени работы определяется для двух случаев при подъеме кирпича в контейнерах (2 контейнера по 200 шт. в каждом), а также при подъеме и установке многопустотного настила при строительстве многоэтажных зданий.
При принятой высоте подъема норма времени на подъем 1000 шт. кирпича составляет 0,284 маш.-ч (по табл. 2 § 1 - 4 ЕниР), а на подъем и установку одной плиты многопустотного настила массой до 1,5 т - = 0,19 маш.-ч (по табл. 2 § 4-1-7 ЕНиР).
Продолжительность цикла работы крана составляет:
при подъеме кирпича мин;
при подъеме и установке плиты 0,19 ´ 60 = 11,4 мин.
Определяем продолжительность работы различных двигателей башенного крана за один цикл:
двигателя подъема мин;
двигателя передвижения мин;
двигателя поворота мин;
Рассчитываем коэффициент использования времени работы отдельных двигателей с учетом работы по производственным нормам, с введением коэффициентов на дополнительное время работы двигателей (1,5 - при подъеме кирпича и 2 - при установке плиты):
а) подъем кирпича:
для двигателя подъема ;
для двигателя передвижения крана ;
для двигателя поворота стрелы ;
б) подъем и установка плит:
для двигателя подъема ;
для двигателя передвижения крана ;
для двигателя поворота .
Принимаем, что кран 60% времени занят на подъеме материалов и 40% времени - на монтаже конструкций (по данным хронометража).
Учитывая значения переходных коэффициентов для башенных кранов на подъеме материалов (0,5) и на монтаже конструкций (0,75), определяем усредненную величину коэффициентов использования времени работы двигателей башенных кранов с учетом работы кранов по режиму, не предусмотренному сметными нормами:
для двигателя подъема 0,3×0,6×0,5 + 0,21×0,4×0,75 = 0,16;
для двигателя передвижения крана 0,25×0,6×0,5 + 0,18×0,4×0,75 = 0,13;
для двигателя поворота стрелы 0,34×0,6×0,5 + 0,25×0,4×0,75 = 0,18.
Усредненный коэффициент использования времени работы всех двигателей башенного крана составит
.
Для определения величины коэффициента использования мощности двигателей башенного крана рассчитываем величину их необходимой мощности исходя из следующих данных:
масса такелажных устройств 200 кг;
масса поддона с кирпичом 1300 кг;
усредненная масса панели 1000 кг;
масса крана с балластом 42,4 г.
Удельное сопротивление при передвижении башенного крана по рельсовым путям 20 кг/т.
Усредненная масса поднимаемого груза:
200 + 1300×0,6 + 1000×0,4 = 1380 кг.
Необходимая мощность грузового двигателя при подъеме груза определяется по формуле
кВт.
Коэффициент использования мощности двигателя на подъем груза
.
Коэффициент использования мощности двигателя на опускание груза и при холостой работе принимаем равным 0,2.
Усредненная величина коэффициента использования мощности двигателя подъема груза за время его включения
.
Необходимая мощность двигатели ходовой части крана составляет при передвижении с грузом
кВт.
При передвижении без груза
кВт.
Усредненная величина коэффициента использования мощности двигателя передвижения крана
.
Коэффициент использования мощности двигателя поворота стрелы принимаем равным 0,8.
Усредненная величина коэффициента использования мощности всех двигателей башенного крана составит
.
Учитывая, что часть электроэнергии двигателей расходуется на питание электромагнитных тормозов, принимаем усредненное значение коэффициентов использования мощности всех двигателей башенного крана равным 0,6.
В табл. 5 приведены значения Kдв, Кдм, Wнорм, Wхол для машин и механизмов наиболее распространенных марок, применяемых при выполнении монтажных и специальных строительных работ.
Таблица 5
КОЭФФИЦИЕНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВРЕМЕНИ РАБОТЫ И МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЕЙ. УДЕЛЬНЫЙ РАСХОД ТОПЛИВА НА РАБОТУ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ
Марка двигателя |
Номинальная мощность двигателя, л.с. |
Кдв |
Кдм |
Удельный расход топлива в кг на 1 л.с./ч |
||
при нормальной нагрузке, кг/ч |
при холостой работе, кг/ч |
|||||
Краны автомобильные |
|
|
|
|
|
|
Г/п 2 т: МКА-2 |
ЗИЛ-130 |
150 |
0,3 |
0,2 |
0,29 |
0,09 |
Г/п 3 т:К-32, ЛАЗ-690 |
ЗИЛ-120 |
90 |
0,3 |
0,2 |
0,29 |
0,09 |
Г/п 4 т: КC-I563, K-46 |
ЗИЛ/130 |
150 |
0,3 |
0,2 |
0,29 |
0,09 |
Г/п 5-7,5 т: К-51, К-52, К-61; АК-7,5 |
МA3-204A |
100 |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
0,07 |
Г/п 6,3 т: КС-2561Д, МКА-6,3 |
ЗИЛ-130 |
150 |
0,3 |
0,2 |
0,29 |
0,09 |
Г/п 7,5 т: АК-75Д, АК-75В |
ЗИЛ-130 |
150 |
0,3 |
0,2 |
0,29 |
0,09 |
Г/п 6,3-7,0 т: К-54, К-67, К-88,СМК-7 |
ЯМЗ-236 |
180 |
0,3 |
0,2 |
0,18 |
0,08 |
Г/п10т: МКСА-10 |
ЯМЗ-236 |
180 |
0,3 |
0,2 |
0,18 |
0,08 |
Г/п 10 т: СМК-10; МКА-10м |
ЯМЗ-236 |
180 |
0,3 |
0,2 |
0,18 |
0,06 |
Г/п 16 т: К-162М, МКА-16, КС-4571 |
ЯМЗ-238 |
230 |
0,4 |
0,2 |
0,18 |
0,06 |
Краны на спецшасси |
|
|
|
|
|
|
Г/п 6 т: МКТ-6-45 |
ЯМЗ-238А |
215 |
0,4 |
0,2 |
0,18 |
0,06 |
Г/п 16-25-30 т: МКШ-16, МКШ-25 |
ЯМЗ-238 |
230 |
0,4 |
0,2 |
0,18 |
0,06 |
Г/п 40 т: МКТ-40 |
ЯМЗ-238А |
215 |
0,4 |
0,2 |
0,18 |
0,06 |
Г/п 40 т: МКП-40 |
ЯМЗ-206А |
180 |
0,4 |
0,2 |
0,18 |
0,06 |
Краны на пневмоходу |
|
|
|
|
|
|
Г/п 0,32 т: ГМКП-320 |
Д-16 |
20 |
0,4 |
0,2 |
0,22 |
0,08 |
Г/п 0,25 т: МКГ-250 |
Д-21 |
20 |
0,4 |
0,2 |
0,22 |
0,08 |
Г/п 4 т: МКН-4 |
ГАЗ-63 |
75 |
0,4 |
0,2 |
0,29 |
0,10 |
Г/п 16 т: K-161, MKП-16 |
СМД-14А |
75 |
0,4 |
0,2 |
0,21 |
0,07 |
Г/п 25 т: МКП-25 |
КДМ-100 |
100 |
0,4 |
0,2 |
0,20 |
0,07 |
Г/п 25 т: К-255, МКП-25А |
ЯАЗ-204А |
110 |
0,4 |
0,2 |
0,20 |
0,07 |
Г/п 25 т: КС-5363 |
ЯАЗ-М204А |
120 |
0,4 |
0,2 |
0,20 |
0,07 |
Г/п 40-100 т: КС-6362С, КС-7362, К-631, КС-7351, КС-8362 |
ЯМ3-236 |
180 |
0,4 |
0,2 |
0,18 |
0,06 |
Краны на гусеничном ходу |
|
|
|
|
|
|
Г/п 6,3 и 10 т: МКГ-6,3, МКГ-10А |
СМГ-14 |
75 |
0,4 |
0,2 |
0,21 |
0,07 |
Г/п 16 т: МКГ-16, МКГ-16М |
Д-60-Р |
60 |
0,4 |
0,2 |
0,21 |
0,07 |
Г/п 20-30 т: МКГ-20, МКГ-25, МКГ-25БР |
Д-108 |
108 |
0,4 |
0,2 |
0,20 |
0,07 |
СКГ-30, СКГ-30/10, СКГ-25 |
КДМ-100 |
100 |
0,4 |
0,2 |
0,20 |
0,07 |
Г/п 40 т: СКГ-40, СКГ-40БС, СКГ-40А |
64Н-12/4 |
120 |
0,4 |
0,2 |
0,20 |
0,07 |
Г/п 40 т: МКГ-40 |
A-01МК |
130 |
0,4 |
0,2 |
0,20 |
0,07 |
Г/п 40 т: СКГ-40/63 |
К-661 |
115 |
0,4 |
0,2 |
0,20 |
0,07 |
Г/п 50-100 т: СКГ-50, СКГ-63, СКГ-63А, СКГ-63БС, СКГ-100 |
1Д6Б |
150 |
0,4 |
0,2 |
0,20 |
0,07 |
СКГ-63/100, КГ-100,1 |
ЯМЗ-236 |
150 |
0,4 |
0,2 |
0,20 |
0,07 |
Г/п 63-100 т: МКГ-100 |
1Д-12В |
300 |
0,4 |
0,2 |
0,18 |
0,06 |
Краны-экскаваторы на гусеничном ходу |
|
|
|
|
|
|
Г/п 15 т: Э-10011 |
КДМ-100 |
100 |
0,4 |
0,2 |
0,20 |
0,07 |
Г/п 20 т: Э-1258 |
У2Д6 |
130 |
0,4 |
0,2 |
0,20 |
0,07 |
Г/п 60 т: Э-2538 |
Д2-12Б |
300 |
0,4 |
0,2 |
0,18 |
0,06 |
Краны-трубоукладчики |
|
|
|
|
|
|
Г/п 10 т: ТЛ-3. ТЛ-4, ТЛГ-4М |
КДМ-100 |
100 |
0,4 |
0,2 |
0,20 |
0,07 |
Г/п 12 т: ТО-12-24В, Т-12-24 |
Д-108 |
108 |
0,4 |
0,2 |
0,20 |
0,07 |
Г/п 12,5 т: ТГ-123 |
Т-130 |
160 |
0,4 |
0,2 |
0,18 |
0,06 |
Г/п 35 т: Т-35-60, ТО-35-50 |
6КДМ-60 |
140 |
0,4 |
0,2 |
0,20 |
0,07 |
Краны монтажные на тракторе |
|
|
|
|
|
|
Г/п 1.35-6,3 т: MK-1, MKT-6, МКТ-6,3 |
КДМ-100 |
100 |
0,4 |
0,2 |
0,20 |
0,07 |
Краны на железнодорожном ходу |
|
|
|
|
|
|
Г/п 16 т: КДЗ-16 |
64Н12 14 |
102 |
0,4 |
0,2 |
0,20 |
0,07 |
Г/п 25 т: СК-23 |
КДМ-46 |
80 |
0,4 |
0,2 |
0,21 |
0,07 |
Экскаваторы одноковшовые |
|
|
|
|
|
|
Емк. ковша 0,15-0,25 м3: |
|
|
|
|
|
|
Э-153, Э-1514, Э-2515 |
Д-48П |
50 |
0,7 |
0,3 |
0,21 |
0,07 |
Емк. ковша 0,4 м3: Э-302, Э-303А, Э-303Б |
Д-48ЛС |
48-60 |
0,7 |
0,3 |
0,21 |
0,07 |
Э-303, Э-3311 |
Д-65Н |
60 |
0,7 |
0,3 |
0,21 |
0,07 |
Емк. ковша 0,25 м3: ЭО-2521 |
|
|
|
|
|
|
Емк. ковша 0,4 м3: ЭО-3322Н |
СМД-14 |
75 |
0,7 |
0,3 |
0,21 |
0,07 |
ЭО-4122, Э-1252 |
А-01М АМ-03 |
130 |
0,7 |
0,3 |
0,20 |
0,07 |
Емк. ковша. 0,5-0,6514 м3: |
|
|
|
|
|
|
Э-505А, Э-503 |
Д-108-1 |
75-82 |
0,7 |
0,3 |
0,21 |
0,07 |
Э-652, Э-652А, Э-652Б, Э-4321 |
KДМ-46 |
80 |
0,7 |
0,3 |
0,21 |
0,07 |
Емк. ковша 1,0 м3: Э-100,11 |
Д-108 |
108 |
0,7 |
0,3 |
0,20 |
0,07 |
Бульдозеры |
|
|
|
|
|
|
На базе тракторов ДТ-54, НТЗ-50, Д-444 |
Д-54 |
54 |
0,6 |
0,5 |
0,21 |
0,07 |
На базе тракторов МТЗ-50, Д-579 |
Д-56 |
55 |
0,6 |
0,5 |
0,21 |
0,07 |
На базе тракторов Т-74, Д-493А |
СМД-14А |
75 |
0,6 |
0,5 |
0,21 |
0,07 |
На базе тракторов Т-80, Т-100, Д-492, Д-492А |
Д-108ГП |
108 |
0,6 |
0,5 |
0,21 |
0,07 |
На базе тракторов Т-130, ДЗ-101 |
Т-4-АП-1 |
130 |
0,6 |
0,5 |
0,20 |
0,07 |
На базе тракторов Т-100, Д-371 |
4Д-10 |
100 |
0,6 |
0,5 |
0,20 |
0,07 |
Тракторы |
|
|
|
|
|
|
Т-40, ДТ-54, Т-40М, T-40АН |
Д-373 |
40 |
0,7 |
0,5 |
0,22 |
0,08 |
T-16, Т-35 |
Д-21д* |
20 |
0,7 |
0,8 |
0,22 |
0,08 |
ЮM3-6M |
Д-351 |
60 |
0,7 |
0,5 |
0,21 |
0,07 |
МТЗ-80 |
Д-240 |
80 |
0,7 |
0,5 |
0,21 |
0,07 |
ДТ-75, Т-74, ТДТ-55 |
СМП-14А |
75 |
0,7 |
0,5 |
0,21 |
0,07 |
ДТ-54, МТЗ-50, ТЗ-52 |
Д-50, Д-54А |
50-55 |
0,7 |
0,5 |
0,21 |
0,07 |
T-100M, TT-Н |
Д-108 |
108 |
0,7 |
0,5 |
0,20 |
0,07 |
|
АМ-01 |
110 |
|
|
|
|
Т-140 |
6КДМ-60 |
140 |
0,7 |
0,5 |
0,20 |
0,07 |
Т-150К |
Д-130 |
140 |
0,7 |
0,5 |
0,18 |
0,06 |
Т-180 |
Д-180 |
180 |
0,7 |
0,5 |
0,18 |
0,06 |
К-700 |
ЯМЗ-238НБ |
220 |
0,7 |
0,5 |
0,18 |
0,06 |
K-701, ДЭТ-250 |
ЯМЗ-240Б |
300 |
0,7 |
0,5 |
0,18 |
0,06 |
Т-330 |
ВДВТ-330 |
330 |
0,7 |
0,5 |
0,18 |
0,06 |
Вышки телескопические |
|
|
|
|
|
|
ВИ-15, ВС-18МС |
ГАЗ-51А |
70 |
0,1 |
0,7 |
0,29 |
0,10 |
ВИ-23 |
ЗИЛ-151 |
90 |
0,1 |
0,7 |
0,29 |
0,09 |
Автогидроподъемники |
|
|
|
|
|
|
АГП-12, АГП-12А, АГП-18 |
ГАЗ-53А |
115 |
0,1 |
0,7 |
0,29 |
0,09 |
АГП-22 |
ЗИЛ-130 |
150 |
0,1 |
0,7 |
0,29 |
0,09 |
МШТС-3А |
ЗИЛ-130 |
150 |
0,1 |
0,7 |
0,29 |
0,09 |
MШTC-2A, BC-22MC |
ЗИЛ-130 |
150 |
0,1 |
0,7 |
0,29 |
0,09 |
Электростанции |
|
|
|
|
|
|
ПЭС-15Л |
ЗМЗ-320-1 |
40 |
0,9 |
0,5 |
0,30 |
0,10 |
ЛЭС-60р |
АМ-01 |
110 |
0,9 |
0,5 |
0,21 |
0,07 |
ДЭС-50 |
Д-108 |
108 |
0,9 |
0,5 |
0,20 |
0,07 |
ДЭС-100 |
ЯМЗ-233 |
240 |
0,9 |
0,5 |
0,20 |
0,07 |
ДЭСМ-30 |
Д-60р |
60 |
0,9 |
0,5 |
0,21 |
0,07 |
Электросварочные агрегаты |
|
|
|
|
|
|
АДБ-309 |
ГАЗ-24 |
24 |
0,8 |
0,4 |
0,30 |
0,10 |
АСБ-300 |
ГАЗ-320 |
40 |
0,8 |
0,4 |
0,30 |
0,10 |
АСБ-300-7 |
ЗМЗ-320-01 |
40 |
0,8 |
0,4 |
0,30 |
0,10 |
АСДП-500 |
4Д108 12 |
60 |
0,8 |
0,4 |
0,21 |
0,07 |
АДД-305 |
4Ч105 12 |
40 |
0,8 |
0,4 |
0,22 |
0,08 |
(Д-376-03-1) |
||||||
АСД-300М |
НЧ8,5(5ПЧ) 11 |
24 |
0,8 |
0,4 |
0,22 |
0,08 |
Компрессоры |
|
|
|
|
|
|
ЗИФ-ПВ-5 |
Д-376-03 |
50 |
0,6 |
0,4 |
0,21 |
0,07 |
ПКС-5 |
КАЗ-120 |
70 |
0,6 |
0,4 |
0,21 |
0,07 |
ЗИФ-55 |
ЗИЛ-120 |
90 |
0,6 |
0,4 |
0,29 |
0,09 |
КВ-10, ПВ-10 |
ЯМЗ-236 |
94 |
0,6 |
0,4 |
0,20 |
0,07 |
ПКСД-5,25 |
ГАЗ-51 |
70 |
0,6 |
0,4 |
0,29 |
0,10 |
ДК-ЭМ |
Д-108-1 |
108 |
0,6 |
0,4 |
0,20 |
0,07 |
Бурильно-крановые машины |
|
|
|
|
|
|
БКГМ-63-2 |
ГАЗ-51 |
70 |
0,2 |
0,2 |
0,29 |
0,10 |
БМ-303 |
СМД-14А |
75 |
0,3 |
0,2 |
0,21 |
0,07 |
БМ-202, БМ-302 |
ГАЗ-66-02 |
115 |
0,3 |
0,2 |
0,29 |
0,09 |
БКМА-1,0-3,5 |
ЗИЛ-130 |
150 |
0,3 |
0,2 |
0,29 |
0,09 |
БКМТ-1,2-3,5 |
АМ-01 |
110 |
0,3 |
0,2 |
0,29 |
0,07 |
1. Строительно-монтажные машины и механизмы, работающие на дизельном топливе и бензине.
Краны автомобильные
1. К-32, ЛАЗ-690;
Wгор = 90×0,3 (0,09 + (0,29 - 0,09)×0,2) = 3,5 кг/маш.-ч
2. К-51, К-52, К-61;
Wгор = 100×0,31/0,07+ (0,29 - 0,07)×0,2/ =3,4 кг/маш.-ч
3. МКА-2, КС-1563, КС-2561Д, АК-75В, АК-75Д, МКА-6,3;
Wгор = 150×0,3 /0,09 + (0,29 - 0,09)×0,2/ = 5,8 кг/маш.-ч
Краны на спецшасси
1. МКТ-6-45, МКТ-40;
Wгор = 215×0,4/0,06 + (0,18 - 0,06)×0,2/ = 7,2 кг/маш.-ч
2. МКШ-16, МКШ-25;
Wгор = 230×0,4/0,06 + (0,18 - 0,06)×0,2/ = 7,7 кг/маш.-ч
3. МКП-40;
Wгор = 180×0,4/006 + (0,18 - 0,06)×0,2/ = 6,0 кг/маш.-ч
Краны на пневмоходу
1. МКП-16, К-161;
Wгор = 75×0,4/0,07 + (0,21 - 0,07)×0,2/ = 2,9 кг/маш.-ч
2. МКП-25;
Wгор = 100×0,4 /0,07 + (0,2 - 0,07)×0,2/ = 3,8 кг/маш.-ч
3. МКП-25А, К-255;
Wгор = 110×0,4/0,07 + (0,2 - 0,07)×0,2/ = 4,2 кг/маш.-ч
Краны на гусеничном ходу
1. МКГ-6,3, МКГ-10;
Wгор = 75×0,4/0,07 + (0,21 - 0,07)×0,2/ = 2,9 кг/маш.-ч
2. МКГ-16, МКГ-16М;
Wгор = 60×0,4/0,07 + (0,21 - 0,07)×0,2/ =2,3 кг/маш.-ч
3. MКГ-20, МКГ-25,СКГ-25;
Wгор = 100×0,4/0,07 + (0,2 - 0,07)×0,2/ = 3,8 кг/маш.-ч
Краны-трубоукладчики
1. ТЛ-3, ТЛ-4;
Wгор = 100×0,4/0,07 + (0,2 - 0,07)×0,2/ = 3,8 кг/маш.-ч
2. ТО-12,5-24;
Wгор = 108×0,4/0,07 + (0,2 - 0,07)×0,2/ = 4,1 кг/маш.-ч
3. ТГ-123;
Wгор = 160×0,4/0,06 + (0,18 - 0,06)×0,2/ = 5,4 кг/маш.-ч
Краны монтажные на тракторе
МК-1, МКТ-6;
Wгор = 100×0,4/0,07 + (0,2 - 0,07)×0,2/ = 3,8 кг/маш.-ч
Экскаваторы одноковшовые
Э-153, Э-2515;
Wгор = 50×0,7/0,07 + (0,21 - 0,07)×0,3/ = 4,0 кг/маш.-ч
Бульдозеры
Д-444, Д-579;
Wгор = 54×0,6/0,07 + (0,21 - 0,07)×0,5/ = 4,6 кг/маш.-ч
Тракторы
1. ДТ-54, Т-40;
Wгор = 40×0,7/0,08 + (0,22 - 0,08)×0,5/ = 4,2 кг/маш.-ч
2. ДТ-75, ТДТ-55;
Wгор = 70×0,7/0,07 + (0,21 - 0,07)×0,5/ = 7,4 кг/маш.-ч
Вышки телескопические
ВИ-15
Wгор = 70×0,1/0,1 + (0,29 - 0,1)×0,7/ = 1,6 кг/маш.-ч
Автогидроподъемники
АГП-12, АГП-12А, АГК-18;
Wгор = 115×0,1/0,09 + (0,29 - 0,09)×0,7/ = 2,6 кг/маш.-ч
Электростанции
1. ПЭС-15Л;
Wгор = 40×0,9/0,1 + (0,3 - 0,1)×0,5/ = 7,2 кг/маш.-ч
2. ДЭС-50;
Wгор = 100×0,9/0,07 + (0,2 - 0,07)×0,5/ = 12,1 кг/маш.-ч
Электросварочные агрегаты
1. АДБ-309, АДБ-318;
Wгор = 24×0,8/0,1 + (0,3 - 0,1)×0,4 = 3,5 кг/маш.-ч
2. АДД-305;
Wгор = 40×0,8/0,08 + (0,22 - 0,08)×0,4/ = 4,4 кг/маш.-ч
Компрессоры
ЗИФ-ПВ-5;
Wгор = 50×0,6/0,07 + (0,21 - 0,07)×0,4/ = 3,8 кг/маш.-ч
Бурильно-крановые машины
1. БКГМ-63-2;
Wгор = 70×0,3/0,1 + (0,29 - 0,1)×0,2/ = 2,9 кг/маш.-ч
2. БКМА-1,0/3,5;
Wгор = 150×0,3/0,09 + (0,29 - 0,09)×0,2/ = 5,9 кг/маш.-ч
II. Строительно-монтажные машины и механизмы, работающие от электросети.
Краны башенные
1. БК-5
Привод грузовой лебедки, двигатель МТ-52-8
Привод стреловой лебедки, двигатель МТК-31-8
Привод механизма поворота, двигательМТ-12-6
Привод механизма передвижения (2 шт.)
Wэл = W1 + W2 + W3 + 2W4 = 2,8 кВт×ч/маш.-ч
2. БКСМ-5-5A
Привод грузовой лебедки, двигатель МТ-52-3
Привод механизма передвижения (2шт.), двигатель МТ-22-6
Привод механизма поворота, двигатель МТ-12-6
Привод механизма передвижения каретки, двигатель МТ-11-6
Привод механизма изменения вылета стрелы, двигатель АОС-52-6
Wэл = W1 + 2W2 + W3 + W4 + W5 = 3,09 кВт×ч/маш.-ч
Краны козловые
1. КК-1
Привод подъема, двигатель АО-41-4
Привод передвижения, двигатель АОЛ-12-4
Wэл = W1 + W2 = 0,12 кВт×ч/маш.-ч
2. КК-32
Привод главного подъема, двигатель МТН-512-842
Привод вспомогательного подъема, двигатель МТТ-411-8У2
Привод передвижения грузовой тележки, двигатель МТР-112-6У2
Привод передвижения крана (4 шт.), двигатель МТГ-311-8У2
Wэл = W1 + W2 + W3 + 4W4 = 4,5 кВт×ч/маш.-ч
Краны пневмоколесные
МКП-40
Привод передвижения, двигатель МТВ-511-8
Привод главного подъема, двигатель МТК-112-6
Двигатель МТВ-412-8
Привод вспомогательного подъема, двигатель МТК-112-6
Двигатель МТВ-412-8
Привод стрелового механизма, двигатель МТК-112-6
Привод механизма вращения, двигатель МТ-111-6
Wэл = W1 + W2 + W3 + W4 + W5 + W6 + W7 = 6,31 кВт×ч/маш.-ч
1. Методические рекомендации по расчетам за работу машин в строительстве. - М.: Госстрой СССР, 1973.
2. Методические указания до разработке норм для определения сметной стоимости машино-смен строительных машин и оборудования. -М.: Госстрой СССР, 1967.
3. Основные положения по нормированию расхода топлива, тепловой и электрической энергии в народном хозяйстве. - М.: Атомиздат, Ин-т планирования и нормативов Госплана СССР, 1980.
4. Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы. М.: Госстрой СССР, 1960.
5. Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы. - М.: Госстрой СССР, 1969.
6. Оборудование и приспособления для монтажа строительных конструкций. 4.1. Краны. - М.: ПИ Промстальконструкция ММСС СССР, 1969.
7. Подъемно-транспортное оборудование для монтажных и специальных работ/ Под ред. С.И. Щепетьева. - М.: Стройиздат, 1974.
8. Машины и оборудование, выпускаемые предприятиями Главстроймеханизации: Каталог-справочник/ Минмонтажспецстрой СССР. - М.: ЦБНТИ, 1976.
9. Асинхронные электродвигатели крановые и металлургические серий МТВ-МТКВ, МТ-МТК, МТМ-МТКМ. - М.: ЦИНТИЭлектропром, 1963.
СОДЕРЖАНИЕ