Изменение № 1 к СП
396.1325800.2018
«Улицы и дороги населенных пунктов.
Правила градостроительного проектирования»
Утверждено и введено в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) от 24 декабря 2019 г. № 852/пр
Дата введения - 2020-06-25
Введение
Дополнить абзацем в следующей редакции:
«Изменение № 1 к СП 396.1325800.2018 разработано авторским коллективом: АО «ЦНИИПромзданий» (д-р техн. наук В.В. Гранев, канд. архитектуры Д.К. Лейкина); ГАУ «Институт Генплана Москвы» (канд. техн. наук М.Г. Крестмейн, канд. техн. наук И.А. Бахирев, канд. техн. наук Е.Н. Боровик, В.В. Давыдов, канд. техн. наук В.Н. Попов, Н.А. Ожерельева, М.Г. Ивановский).».
2 Нормативные ссылки
Дополнить раздел нормативной ссылкой в следующей редакции:
«ГОСТ Р 52875-2018 Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования».
Заменить нормативные ссылки:
«СП 32.13330.2012 «СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения» (с изменениями № 1, № 2)» на «СП 32.13330.2018 «СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения»;
«СП 131.13330.2012 «СНиП 23-01-99* Строительная климатология» (с изменениями № 1, № 2)» на «СП 131.13330.2018 СНиП 23-01-99* Строительная климатология».
СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Дополнить словами: «(с изменением № 1)».
СП 82.13330.2016 «СНиП III-10-75 Благоустройство территорий». Дополнить словами: «(с изменением № 1)».
СП 113.13330.2016 «СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей». Дополнить словами: «(с изменением № 1)».
3 Термины, определения и сокращения
3.1 Термины и определения
Пункт 3.1.11. Изложить в новой редакции:
«3.1.11 пешеходные переходы: Коммуникации, предназначенные для пересечения пешеходами улиц, дорог и других искусственных преград; включают наземные и внеуличные (надземные, подземные, встроенные) объекты.».
3.2 Сокращения
Дополнить подраздел сокращением в следующей редакции:
«СВТ - скоростной внеуличный транспорт (железнодорожный транспорт, метрополитен, скоростной трамвай).».
4 Общие положения
Дополнить раздел пунктами 4.16 и 4.17 в следующей редакции:
«4.16 На территории населенных пунктов с целью повышения безопасности дорожного движения и снижения объемов пылеобразования покрытия улиц и дорог следует устраивать, как правило, усовершенствованного и переходного видов в соответствии с требованиями СП 34.13330.
4.17 При проектировании объектов строительства/реконструкции элементов улично-дорожной сети в границах красных линий, благоустройстве территорий общего пользования следует предусматривать зону для прокладки сетей инженерно-технического обеспечения.».
5 Улицы и дороги в населенных пунктах
5.5 Поперечный профиль
Основные планировочные элементы и параметры
Пункт 5.5.2. Изложить в новой редакции:
«5.5.2 Ширину проектируемых улиц и дорог следует определять путем расчета на основе их классификации (в соответствии с пунктом 11.4 СП 42.13330.2016) - с учетом назначения территории и в зависимости от градостроительных условий, интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава и количества элементов, размещаемых в пределах поперечного профиля (включая зоны для прокладки сетей инженерно-технического обеспечения), с последующим закреплением красными линиями.».
Поперечные уклоны
Пункт 5.5.10. Таблица 5.2. Изложить в новой редакции:
«Таблица 5.2
Поперечный уклон |
Поперечный уклон элемента, ‰ |
||||
проезжей части |
тротуара |
газона |
велосипедной дорожки |
бермы |
|
Рекомендуемый |
20 |
20 |
20 |
20 |
40 |
Минимально допустимый |
10 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Максимально допустимый |
30 |
20* |
50 |
30 |
60 |
____________ * В сложных градостроительных условиях и при реконструкции допускается увеличение поперечного уклона тротуара до 30 ‰. |
.»
Центральная и боковая разделительные полосы
Пункт 5.5.25. После слов: «объекты озеленения и благоустройства» дополнить словами: «(с учетом СП 82.13330)».
6 Наземный пассажирский транспорт общего пользования на улично-дорожной сети города
Обеспечение приоритета пассажирского транспорта общего пользования
Пункт 6.8. Изложить в новой редакции:
«6.8 Допускается предусматривать выделенные полосы для наземного пассажирского транспорта при соответствующем технико-экономическом обосновании с учетом интенсивности движения транспорта, наличия заторов и предзаторовых ситуаций, интенсивности движения маршрутного транспорта. Выделенную полосу следует обозначать разметкой и дорожными знаками. При необходимости допускается устраивать обособление выделенных полос движения с применением ограждений гибких конструкций и/или делиниаторов.
Ширину выделенной полосы движения для НПТОП следует принимать согласно примечанию 4 к таблице 11.2 СП 42.13330.2016.».
Пункт 6.8. Дополнить пунктом 6.8а в следующей редакции:
«6.8а Выделенные полосы движения для НПТОП целесообразно устраивать на улицах и дорогах общегородского значения с количеством полос движения транспорта 3 и более в одном направлении. На магистральных улицах с односторонним движением допускается устраивать выделенную полосу для НПТОП с организацией движения навстречу общему потоку транспортных средств.».
7 Пешеходные коммуникации и пространства на улично-дорожной сети
Пункт 7.1.3. Дополнить пунктами 7.1.3а и 7.1.3б в следующей редакции:
«7.1.3а В случае пересечения транспортными коммуникациями пешеходных зон и пешеходных улиц - для повышения уровня безопасности движения транспорта и пешеходов предусматриваются (по выбору):
- приподнятая проезжая часть до уровня тротуара на ширину перехода;
- регулируемые наземные пешеходные переходы;
- искусственные неровности, шумовые полосы и другие технические средства организации дорожного движения;
- предупреждающие указатели по СП 140.13330 (в том числе тактильные наземные указатели по ГОСТ Р 52875), болларды и другие элементы, устанавливаемые перед выходом на регулируемый пешеходный переход.
Допускается устройство внеуличных пешеходных переходов в случае невозможности организации пешеходного перехода в уровне земли.
7.1.3б Объекты мелкорозничной торговли и сервиса на территории пешеходных зон, улиц, площадей, тротуаров, во внеуличных пешеходных переходах следует размещать таким образом, чтобы они не препятствовали эксплуатации указанных зон и объектов (отводу воды, дренажу, уборке и т.п.). При этом оставшееся для движения пешеходов пространство должно обеспечивать пропуск пешеходных потоков в соответствии с 7.2.4, 7.2.4а, 7.3.16, 7.3.17, 7.3.18.».
Пункт 7.2.4. Дополнить пунктом 7.2.4а в следующей редакции:
«7.2.4а При расчете требуемой ширины тротуара следует предусматривать одну запасную полосу движения пешеходов шириной 0,75 м в случае, если прогнозная величина интенсивности движения превышает 2400 пешеходов в час пик (суммарно в двух направлениях).».
Пункт 7.3.1. Изложить в новой редакции:
«7.3.1 При выборе типа пешеходного перехода следует учитывать:
- условия организации и безопасности движения транспорта и пешеходов;
- категорию улицы или дороги в соответствии с требованиями пункта 11.4 СП 42.13330.2016;
- интенсивность движения транспорта и пешеходов;
- характер окружающей застройки, ее историко-культурную, архитектурно-градостроительную значимость;
- рельеф местности;
- геологические и гидрогеологические характеристики грунтов;
- степень использования подземного пространства в месте его предполагаемого размещения.».
Пункт 7.3.7. Изложить в новой редакции:
«7.3.7 При невозможности обеспечения видимости пешеходного перехода следует предусматривать устройство светофоров, а также островков безопасности (в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766) - при количестве полос движения транспорта 3 и более в одном направлении.».
Пункт 7.3.8. Исключить.
Пункт 7.3.14. Дополнить пунктом 7.3.14а в следующей редакции:
«7.3.14а Конфигурация и объемно-планировочное решение внеуличных пешеходных переходов должны учитывать направления движения основных пешеходных потоков, интенсивность пешеходного движения по направлениям - существующую (на основе натурных обследований) и на перспективу - на основе прогноза динамики транспортных и пешеходных потоков, с учетом планируемого развития территорий (объемов застройки различного функционального назначения, дорожно-транспортного строительства, мероприятий по благоустройству прилегающих территорий).».
Пункт 7.3.15. Изложить в новой редакции:
«7.3.15 При размещении на тротуаре входа во внеуличный пешеходный переход следует обеспечивать ширину оставшейся пешеходной части тротуара не менее 2,5 м.».
Пункт 7.3.16. Изложить в новой редакции:
«7.3.16 Требуемая ширина внеуличного пешеходного перехода включает:
а) основную зону пешеходного движения;
б) зазоры безопасности от стен и конструкций (колонн и других конструктивных элементов, в случае их наличия);
в) запасную полосу пешеходного движения.
Основная зона пешеходного движения определяется для тоннеля и для лестничных сходов перехода расчетным путем (с учетом прогнозной интенсивности пешеходного движения и пропускной способности одной полосы пешеходного движения, в соответствии с таблицей 7.4).
Зазоры безопасности следует принимать:
- от стен тоннеля пешеходного перехода - по 0,3 м с каждой стороны (для стесненных условий - по 0,25 м с каждой стороны);
- от стен лестничных сходов - по 0,20 м с каждой стороны (для стесненных условий - по 0,15 м с каждой стороны);
- от колонн и других конструктивных элементов перехода - по 0,15 м с каждой стороны (для стесненных условий - по 0,10 м).
Запасная полоса пешеходного движения в расчетах требуемой ширины тоннеля и лестничных сходов пешеходного перехода принимается шириной:
- для переходов, не совмещенных со входами в метрополитен или другой вид СВТ - 0,75 м;
- для переходов, совмещенных со входами в метрополитен или другой вид СВТ - 1,5 м.
Примечания
1 Расчетные параметры учитывают пространство для устройства перил на лестничных сходах (размещение перил осуществляется в зонах зазоров безопасности).
2 При наличии нескольких лестничных сходов на каком-либо выходе из внеуличного перехода - в расчетах их требуемой ширины принимается только одна запасная полоса на все лестничные сходы данного выхода. Ширина запасной полосы принимается в зависимости от наличия остановочных пунктов СВТ.
Таблица 7.4 - Пропускная способность одной полосы движения внеуличных переходов
Местоположение внеуличного пешеходного перехода |
Пропускная способность одной полосы шириной 0,75 м, чел./ч |
|
в тоннеле перехода |
на лестничном сходе перехода |
|
Вблизи крупных объектов приложения труда |
1200 |
800 |
В транспортно-пересадочных узлах |
900 |
650 |
В зоне станций пригородных поездов или у вокзалов |
800 |
600 |
На других территориях различного функционального назначения |
1000 |
700 |
.»
Пункт 7.3.17. Изложить в новой редакции:
«7.3.17 Ширину внеуличного пешеходного перехода следует принимать расчетным путем, но не менее 4,0 м (в свету). Высоту прохода в пешеходных переходах следует обеспечивать не менее 2,3 м (от уровня пола до низа выступающих конструкций или до нижнего края элементов освещения).
Примечание - На транспортно-пересадочных узлах высоту подземных пешеходных переходов (в свету) рекомендуется принимать не менее 2,5 м.».
Пункты 7.3.18, 7.3.19. Изложить в новой редакции:
«7.3.18 Ширину лестничного схода следует принимать по расчету, но не менее 2,25 м, не включая пандусный спуск для детских колясок шириной не менее 1 м.
7.3.19 Продольные уклоны пола в пешеходных переходах допускаются не более 40 ‰. Поперечный уклон пола следует принимать 10 ‰ с устройством лотков с продольными уклонами не менее 5 ‰ с решетками водоприемных колодцев.
Допускается, при соответствующем обосновании, устройство пола без продольного уклона при условии обеспечения водоотвода лотками.
Для сопряжения горизонтальных участков подземного пешеходного перехода с перепадом высот от 4 до 35 см следует устраивать пандусы, с перепадом высот 36 см и более - лестницы с учетом требований СП 59.13330.».
Пункт 7.3.20. Дополнить пунктом 7.3.20а в следующей редакции:
«7.3.20а Подземные пешеходные переходы следует проектировать с минимальным заглублением под проезжей частью улиц. При этом расстояние от верха перекрытия подземного перехода до низа несущего слоя основания дорожной одежды определяется расчетом, но должно составлять не менее 0,4 м (с учетом динамических воздействий от временных нагрузок, в соответствии с требованиями СП 35.13330).».
Пункт 7.3.21. Изложить в новой редакции:
«7.3.21 В подземных пешеходных переходах с заглублением более 5 м относительно уровня пешеходного пути, а также в надземных пешеходных переходах следует, в дополнение к лестницам, предусматривать лифты; допускается применение эскалаторов. При длине перехода более 150 м допускается устраивать траволаторы.».
Ключевые слова
Изложить в новой редакции:
«Ключевые слова: городские улицы и дороги, классификация, планировочные параметры улично-дорожной сети, транспортно-планировочный каркас территории, транспорт и улично-дорожная сеть, пешеходная инфраструктура, велосипедная инфраструктура, функционирование городских улиц и дорог, обустройство улиц и дорог, безопасность дорожного движения, экологическая безопасность объектов улично-дорожной сети».
Ключевые слова: городские улицы и дороги, классификация, планировочные параметры улично-дорожной сети, транспортно-планировочный каркас территории, транспорт и улично-дорожная сеть, пешеходная инфраструктура, велосипедная инфраструктура, функционирование городских улиц и дорог, обустройство улиц и дорог, безопасность дорожного движения, экологическая безопасность объектов улично-дорожной сети |