Изменение № 1 к СП 298.1325800.2017
«Системы вентиляции тоннелей автодорожных.
Правила проектирования»

Утверждено и введено в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) от 17 мая 2019 г. № 285/пр

Дата введения - 2019-11-18

Содержание

Раздел 6. Наименование. Изложить в новой редакции:

«6 Правила проектирования и методика расчета продольной схемы вентиляции».

Раздел 7. Наименование. Изложить в новой редакции:

«7 Правила проектирования и методика расчета поперечной схемы вентиляции».

Раздел 8. Наименование. Изложить в новой редакции:

«8 Правила проектирования и методика расчета продольно-поперечных схем вентиляции автодорожных тоннелей».

Введение

Дополнить абзацем в следующей редакции:

«Авторы разработки изменения № 1 - ООО «СанТехПроект» (канд. техн. наук А.Я. Шарипов), АС «СЗ центр АВОК» (д-р техн. наук А.М. Гримитлин), Санкт-Петербургский горный университет (д-р техн. наук С.Г. Гендлер), ОАО НИПИИ «Ленметрогипротранс» (В.А. Соколов).».

2 Нормативные ссылки

Дополнить нормативными ссылками в следующей редакции:

«СП 7.13130.2013 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности»;

«СП 60.13330.2016 СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха»;

«ГН 2.2.5.3532-18 Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны».

Нормативную ссылку СП 51.13330.2011 изложить в новой редакции:

«СП 51.13330.2011 «СНиП 23-03-2003 Защита от шума» (с изменением № 1)».

3 Термины и определения

Пункт 3.3. Заменить слово: «дымоудаления» на слова: «вытяжной системы противодымной вентиляции».

Пункт 3.31. Дополнить пунктом 3.31а в следующей редакции:

«3.31а система противодымной вентиляции тоннеля (аварийная вентиляция): Комплекс устройств, обеспечивающий при возникновении пожара удаление продуктов горения из его очага и прилегающих к нему участков тоннеля, который может включать вентиляционное оборудование, используемое для общеобменной вентиляции и функционирующее в специальных режимах, которое, в случае необходимости, дополняется каналами и вентиляторами вытяжной системы противодымной вентиляции, или содержать самостоятельную систему каналов и вентиляторов вытяжной системы противодымной вентиляции.».

Пункт 3.34. Изложить в новой редакции:

«3.34 схема вентиляции тоннеля: Схема движения по тоннельным выработкам (транспортным и сервисным) и расположенным в них вентиляционным каналам поступающих (свежих) и исходящих (загрязненных) воздушных потоков с указанием направлений их перемещения и расходов воздуха. Схемы вентиляции тоннелей подразделяют на продольную, поперечную и продольно-поперечную.».

Пункт 3.34.1. Изложить в новой редакции:

«3.34.1 продольная схема вентиляции: Схема проветривания тоннелей, предполагающая использование в качестве вентиляционного канала для движения поступающих и исходящих воздушных струй собственно транспортную выработку при условии, что направления их перемещения по всей длине этой выработки параллельны ее продольной оси.».

Пункт 3.34.3. Изложить в новой редакции:

«3.34.3 продольно-поперечная схема вентиляции: Схема проветривания тоннелей, предполагающая поступление свежего воздуха в транспортную выработку по одним вентиляционным каналам или выработкам и удаление из нее исходящей воздушной струи по другим вентиляционным каналам или выработкам, причем направления движения поступающей и исходящей струй по длине транспортной выработки могут быть как параллельны, так и перпендикулярны ее продольной оси.

Примечание - Разновидностями продольно-поперечной схемы вентиляции автодорожных тоннелей являются:

- схема вентиляции с полной или частичной заменой воздуха через выработки, пройденные перпендикулярно оси транспортной выработки;

- схема вентиляции, основанная на подаче свежего воздуха или в вентиляционные каналы, расположенные по длине транспортной выработки, или в сервисную выработку, пройденную параллельно ей, поступлении воздуха в транспортную выработку через клапаны в вентиляционных каналах или сбойки между сервисной и транспортной выработками, удалении исходящей воздушной струи из транспортной выработки через порталы тоннеля;

- блоковая схема вентиляции, предполагающая разделение тоннеля на обособленные участки, на каждом из которых воздух подается через порталы (стволы, штольни) или в вентиляционные каналы, расположенные по длине участка транспортной выработки, или в сервисную выработку, пройденную параллельно ей, поступление воздуха в транспортную выработку через клапаны в вентиляционных каналах или сбойки между сервисной и транспортной выработками и его удаление из транспортной выработки через вентиляционные стволы, штольни или порталы.».

4 Обозначения

Пункт 4.2. Дополнить после обозначения и определения индекса «л.гр.д» следующими индексами с соответствующими определениями:

«л.эл - легковые и легкие грузовые автомобили с электрическим двигателем;

л.гр.эл - легкие грузовые автомобили с электрическим двигателем;

авт.эл - автобусы с электрическим двигателем;».

5 Общие положения

Пункт 5.5. Заменить слово: «комбинированной» на «продольно-поперечной».

Пункт 5.7. Заменить слово: «комбинированная» на «продольно-поперечная».

Пункт 5.11. Второй абзац. Изложить в новой редакции:

«Среднее значение ПДК азота оксидов (в пересчете на азота окислы) для всех транспортных ситуаций не должно превышать 5 мг/м3 в соответствии с ГН 2.2.5.3532.».

Пункт 5.13 Изложить в новой редакции:

«5.13 Производительность вентиляторов вытяжной системы противодымной вентиляции следует определять с учетом нормативного времени эвакуации людей и стратиграфии воздушного потока на путях эвакуации, гарантирующей высоту незадымленного пространства тоннеля не менее 2,5 м и зависящую от конвективной мощности пожара (см. таблицу 5.2).

Двигатели вентиляторов вытяжной системы противодымной вентиляции для удаления газовоздушной смеси с температурой 400 °С - 600 °С должны быть рассчитаны на безаварийную и эффективную работу в течение 2 ч в соответствии с ГОСТ ISO 5802.».

Пункт 5.13. Таблица 5.2. Изложить в новой редакции:

«Таблица 5.2 - Данные, характеризующие мощность пожара в тоннеле при возгорании транспортных средств различного типа

Тип транспортного средства

Максимальная мощность пожара, МВт

Время достижения максимальной мощности пожара, мин

Легковой автомобиль

5

10

Несколько легковых автомобилей

15

20

Автобус

30

15

Тяжелый грузовой автомобиль

150

15

Автомобиль-цистерна

3001

-

Автомобили с электрическим приводом

-2

-

Легковой автомобиль с газобаллонным оборудованием

6

-

Автобус с газобаллонным оборудованием

25

-

____________

1 Не допускается въезд в тоннели автомобилей, перевозящих легко воспламеняющиеся вещества с максимальной мощностью пожара, превышающей 100 МВт;

2 Максимальная мощность пожара от автомобилей на электрической тяге должна определяться на основании натурных испытаний.

Пункт 5.19. Заменить слово: «комбинированной» на «продольно-поперечной».

Дополнить раздел подразделом 5.34 и пунктом 5.35 в следующей редакции:

«5.34 Тип системы противодымной вентиляции следует выбирать в зависимости от схемы проветривания автодорожного тоннеля.

5.34.1 Противодымная вентиляция при продольной схеме проветривания осуществляется за счет подачи воздуха в один портал тоннеля и вытеснении продуктов горения через другой портал.

5.34.2 Противодымная вентиляция при поперечной схеме проветривания реализуется с помощью приточно-вытяжной схемы путем подачи воздуха к очагу пожара в транспортном отсеке через клапаны или сбойки по одним выработкам (каналам) и удалении (вытяжки) продуктов горения через огнезащитные клапаны (сбойки), соединяющие транспортный отсек с параллельными выработками (каналами).

5.34.3 Противодымная вентиляция при продольно-поперечной схеме проветривания основана на использовании приточно-вытяжной системы, предполагающей подачу воздуха к очагу пожара в транспортном отсеке по одним выработкам и удалении продуктов горения по другим выработкам, которые могут быть как параллельны, так и перпендикулярны выработкам с поступающей вентиляционной струей.

5.35 Определение параметров противодымной вентиляции или совмещенных с ними систем общеобменной вентиляции автодорожного тоннеля должно выполняться с учетом требований СП 7.13130.».

Раздел 6. Наименование. Изложить в новой редакции:

«6 Правила проектирования и методика расчета продольной схемы вентиляции»

Дополнить раздел пунктом 6.13 в следующей редакции:

«6.13 Использование продольной схемы для противодымной вентиляции ограничено длиной тоннеля 300 м. При расчетном обосновании допускается применение продольной схемы проветривания для противодымной вентиляции в случае однонаправленного движения транспортных средств при длине тоннелей, достигающей 1000 м.

Вытеснение продуктов горения из транспортного отсека осуществляется с помощью вентиляционного оборудования, расположенного в тоннеле за пределами зоны влияния очага пожара.

Следует предусмотреть резервирование вентиляторов в случае попадания части из них в очаг пожара.».

Раздел 7. Наименование. Изложить в новой редакции:

«7 Правила проектирования и методика расчета поперечной схемы вентиляции»

Пункт 7.4. Изложить в новой редакции:

«7.4 В вентиляционных каналах по длине тоннелей должны быть выполнены проемы для установки двух типов клапанов. Через первые осуществляется подача свежего воздуха и отбор загрязненного воздуха в эксплуатационных режимах, через вторые - удаление продуктов горения. Клапаны, используемые в эксплуатационных режимах вентиляции, должны иметь площадь сечения не более 1,5 - 2,5 м2 и устанавливаться на расстояниях 10 - 40 м друг от друга.

Площадь сечения клапанов для удаления продуктов горения может достигать 10 - 15 м2 с увеличением расстояния между ними до 100 м. Уточненный выбор размеров клапанов для удаления продуктов горения и расстояния между ними следует осуществлять на основании математического моделирования процесса распространения продуктов горения, зависящего от расчетной мощности пожара, температуры окружающей среды и горнотехнических параметров тоннеля. Все клапаны должны быть снабжены механизмами для их автоматического закрытия (открытия) и иметь пределы огнестойкости, соответствующие EI 120 (вытяжная противодымная вентиляция) и EI 90 (приточная противодымная вентиляция).

Внешний вид типового клапана показан на рисунке 7.3а.

Рисунок 7.3а - Внешний вид конструкции противопожарного клапана»

Пункт 7.6. Рисунок 7.5. Подрисуночная надпись. Заменить слово: «дымоудаления» на слова: «удаление газовоздушной смеси».

Пункт 7.7. Изложить в новой редакции:

«7.7 При удалении дыма с помощью вентиляторов, используемых в эксплуатационных режимах для общеобменной вентиляции, необходимо осуществлять оценку их работоспособности при изменении температуры газовоздушной среды в течение всего периода эвакуации людей и тушения пожара. При этом аэродинамические характеристики вентиляторов должны быть скорректированы с учетом температуры воздушной среды.».

Дополнить пунктом 7.7а в следующей редакции:

«7.7а Тоннели между собой и от эвакуационной штольни следует отделять противопожарной преградой, выполненной в сбойках в виде тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре.».

Раздел 8. Наименование изложить в новой редакции:

«8 Правила проектирования и методика расчета продольно-поперечных схем вентиляции автодорожных тоннелей».

Пункты 8.1 - 8.7. Изложить в новой редакции:

«8.1 Продольно-поперечные схемы вентиляции сочетают в себе элементы продольной и поперечной схем вентиляции, использование которых возможно как в различные периоды времени, так и одновременно.

8.2 В период эксплуатации при длине автодорожных тоннелей 1000 - 2000 м, а в случае движения транспорта в противоположных направлениях при длине 600 - 1000 м, а также при возникновении пожара может быть использована приточно-вытяжная система (противодымная вентиляция) с массовой вытяжкой загрязненного воздуха или продуктов горения (рисунок 8.1).

1 - вентилятор вытяжной системы противодымной вентиляции;
2 - канал вытяжной системы противодымной вентиляции;
3 - струйные вентиляторы; 4 - очаг пожара

- направление движения воздуха при нормальном режиме вентиляции;

- направление движения воздуха при аварийных режимах вентиляции;

- направление движения пожарных и дымовых газов при аварийных режимах вентиляции

Рисунок 8.1 - Приточно-вытяжная схема вентиляции автодорожного
тоннеля с массовой вытяжкой загрязненного воздуха или продуктов горения

8.3 В тоннелях длиной, превышающей 1000 - 2000 м, и при однонаправленном движении транспорта при наличии выработок, связывающих центральную часть тоннеля с поверхностью, и возможности размещения в этих выработках нагнетательных и всасывающих вентиляторов допускается применять схему вентиляции, основанную на полной или частичной замене воздуха по длине тоннеля (рисунок 8.2). Для предотвращения циркуляции воздуха расстояние между местом сопряжения с тоннелем выработки, по которой свежий воздух нагнетается в тоннель, и местом сопряжения с тоннелем выработки, по которым загрязненный воздух удаляется в атмосферу, должно превышать 30 - 50 м.

1 - всасывающий вентилятор; 2 - нагнетательный вентилятор

- свежий воздух;

- загрязненный воздух

Рисунок 8.2 - Схема вентиляции при полной или частичной замене
воздуха по длине тоннеля

8.4 Противодымная вентиляция в случае возникновения пожара в тоннеле для схемы, представленной на рисунке 8.2, осуществляется по одной из выработок, связывающей тоннель с атмосферой. Для этого используется приточно-вытяжная система с массовой вытяжкой продуктов горения. Струйные вентиляторы, расположенные справа и слева от ствола, выполняют вспомогательные функции, блокируя распространение дыма к порталам тоннеля (рисунок 8.3).

1 - ствол; 2 - струйные вентиляторы; 3 - очаг пожара;
4 - вентилятор вытяжной системы противодымной вентиляции

- направление движения тоннельного воздуха;

- направление движения газовоздушной смеси;

- направление подачи воздуха струйными вентиляторами

Рисунок 8.3 - Приточно-вытяжная схема вентиляции
автодорожного тоннеля с массовой вытяжкой

8.5 Для удаления продуктов горения из транспортного отсека при наличии сервисного тоннеля, проходящего параллельно основному тоннелю и соединенного с ним сбойками, следует использовать вентиляторы, расположенные на порталах сервисного тоннеля (рисунок 8.4). Струйные вентиляторы, как и для схемы, приведенной на рисунке 8.3, выполняют вспомогательные функции.

При эксплуатационных режимах вентиляции в случае невысоких значений интенсивности движения транспортных средств вентиляцию тоннеля следует осуществлять по продольной схеме. При высокой интенсивности движения транспорта схема вентиляции, изображенная на рисунке 8.4, легко перестраивается в продольно-поперечную схему, приведенную на рисунке 8.5, при которой свежий воздух подается вентиляторами, расположенными на портале в сервисный тоннель, а из него через сбойки поступает в тоннель с возможностью движения по нему в противоположных направлениях.

- направления подачи воздуха струйными вентиляторами и движения воздуха при удалении газовоздушной смеси;

- направление движения газовоздушной смеси при аварийных режимах вентиляции

Рисунок 8.4 - Приточно-вытяжная схема вентиляции автодорожного тоннеля
с рассредоточенной вытяжкой

- направление движения свежего воздуха;

- направление движения загрязненного воздуха

Рисунок 8.5 - Продольно-поперечная схема вентиляции автодорожного
тоннеля при эксплуатационных режимах проветривания

8.6 Максимальная протяженность тоннеля, при которой целесообразно применение продольно-поперечной схемы вентиляции, использующей выполненный в пределах сечения тоннеля вентиляционный канал, устанавливается аналогично поперечной схеме (см. 7.8) и, как правило, не превышает 5 км. Область применения продольно-поперечной схемы вентиляции (максимальная протяженность тоннеля) может быть расширена за счет использования струйных вентиляторов, способствующих обеспечению необходимого распределения воздушных потоков по крыльям тоннеля или увеличивающих расход воздуха, поступающего в тоннель (рисунок 8.6).

- направление движения свежего воздуха;

- направление движения загрязненного воздуха

Рисунок 8.6 - Продольно-поперечная схема вентиляции с
использованием струйных вентиляторов

8.7 Проветривание тоннелей с длиной, превышающей 5 км, рекомендуется осуществлять на основе блоковой схемы вентиляции, предполагающей разделение тоннеля на обособленные участки, на каждом из которых может использоваться один из вариантов продольно-поперечной схемы вентиляции (см. 3.34.3).

Для этого могут быть использованы выработки, имеющие аэродинамическую связь с поверхностью (стволы, штольни и т.п.), и система прилегающих к этим выработкам вентиляционных каналов (выполненных в подшивном потолке, находящихся под проезжей частью и т.п.).».

9 Правила сбора исходных данных для проектирования систем вентиляции автодорожных тоннелей

Пункт 9.4. Шестой абзац и перечисления, относящиеся к нему. Изложить в новой редакции:

«- структура транспортного потока (интенсивность движения транспортных средств различного типа):

легковой автомобиль Ал (с бензиновыми Ал.б, электрическим Ал.эл, дизельным Ал.д двигателями);

легкий грузовой транспорт Бл.гр (с бензиновым Бл.гр.б, электрическим Бл.гр.эл, дизельным Бл.гр.д двигателями) массой до 3,5 т;

тяжелый грузовой транспорт (с дизельным двигателем) Вгр:

- массой до 15 т - Вгр1 (грузовые автомобили и автобусы с электрическим двигателем Вгр1.эл);

- массой до 32 т (грузовые автомобили с прицепом и полуприцепом) - Вгр2».

11 Правила монтажа и контроль за выполнением работ по созданию систем вентиляции автодорожных тоннелей

Пункт 11.1.1. Заменить слово: «дымоудаления» на слова: «вытяжной системы противодымной вентиляции».

12 Правила и порядок проведения пусконаладочных работ

Пункт 12.7. Заменить слова: «режим дымоудаления» на «режим удаления продуктов горения».

Пункт 12.11. Заменить слово: «дымоудаления» на слова: «противодымной вентиляции».

Пункт 12.13. Изложить в новой редакции:

«12.13 Результаты работ, выполненных при испытаниях и пусконаладочных работах, следует оформлять актом приемки.».

Приложение Д Значения выбросов частиц невыхлопного происхождения диаметром 2,5 мм

Таблица Д.1. Дополнить примечанием в следующей редакции:

«Примечание - Для автотранспорта с электрическими двигателями значения, приведенные в настоящей таблице, следует увеличить на 13,5 %.».

Приложение Е. Методика расчета необходимого количества воздуха

Пункт Е.1.1. Изложить в новой редакции:

«Е.1.1 При известных значениях интенсивности движения транспортных средств различного типа в час пик по всем полосам: легковые автомобили Ал (с бензиновым Ал.б, электрическим Ал.эл и дизельным Ал.д двигателями); легкий грузовой транспорт массой до 3,5 т Бл.гр (с бензиновым Бл.гр.б, электрическим Бл.гр.эл и дизельным Бл.гр.д двигателями); тяжелый грузовой транспорт (с дизельным и электрическим двигателями) Вгр: массой до 15 т - Вгр1 (грузовые автомобили и автобусы с электрическим двигателем); массой до 32 т - Вгр2 (грузовые автомобили с прицепом и полуприцепом) - количество автомобилей различного типа n, одновременно находящихся в тоннеле длиной Lт при скоростях движения легковых автомобилей Vл, легкого грузового Vл.гр и тяжелого грузового автотранспорта, включая автобусы, Vгp вычисляют по формулам:

nл.б = Ал.бLт/Vл, nл.эл = Ал.элLт/Vл;

(Е.1)

 

nл.д = Ал.дLт/Vл;

(Е.2)

 

nл.гр.б = Бл.гр.бLт/Vл.гр, nл.гр.эл = Бл.гр.элLт/Vл.гр;

(Е.3)

 

nл.гр.д = Бл.гр.дLт/Vл.гр;

(Е.4)

 

nгр1 = Вгр1Lт/Vгр, nгр1.эл = Вгр1.элLт/Vгр.эл;

(Е.5)

 

nгр2 = Вгр2Lт/Vгр.

(Е.6)

Скорости движения транспортных средств задают только для режима движения «А». Для замедленного режима движения скорость транспортных средств принимают равной, например, 10 км/ч. Для этого значения скорости и определяют количество транспортных средств различного типа, находящихся в тоннеле.».

Пункт Е.1.2. Перечисление с). Изложить в новой редакции:

«с) интенсивность движения типов транспортных средств вычисляют по формулам:

(Е.8)

 

(Е.9)

 

(Е.10)

 

(Е.11)

 

Вгр1 = 0,0001ΨβС.ч.пик.уст.;

(Е.12)

 

Вгр2 = 0,01Ψ(1 - 0,01β)С.ч.пик.уст..

(Е.13)».

Приложение Ж Расчет потерь давления при движении воздуха по тоннелю

Дополнить пунктом Ж.10 в следующей редакции:

«Ж.10 Потери давления при входе в вентиляционный канал через клапан вычисляют по формуле

(Ж.14)

где ΔPкл - потеря давления на входе в клапан канала вытяжной системы противодымной вентиляции, Па;

ξкл - коэффициент местного сопротивления на входе в клапан канала вытяжной системы противодымной вентиляции через клапан. ξкл учитывает все местные сопротивления начального участка вентиляционного канала: сужение потока газа при входе в сеть; изменение направления потока; сужение и аэродинамика потока внутри клапана; расширение потока в воздуховоде; поворот потока на 90° при боковом входе потока. Значения коэффициентов местного сопротивления ξкл определяются по данным завода-изготовителя. Для ориентировочной оценки они могут быть приняты составляющими 1,7 - 2,25.

ρгв - плотность воздушного потока, поступающего в вентиляционный канал, кг/м3;

Gгв - расход воздушного потока, поступающего в вентиляционный канал, м3/с;

F2кл - площадь сечения вентиляционного канала, м2.

Ключевые слова. Изложить в новой редакции:

«Ключевые слова: транспортный поток, интенсивность движения, режимы движения, продукты сгорания, выбросы, концентрация, схема вентиляции, струйные вентиляторы, пожар, противодымная вентиляция, количество воздуха».

Ключевые слова: транспортный поток, интенсивность движения, режимы движения, продукты сгорания, выбросы, концентрация, схема вентиляции, струйные вентиляторы, пожар, противодымная вентиляция, количество воздуха