МИНИСТЕРСТВО
СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МИНСТРОЙ РОССИИ)

ПРИКАЗ

от 14 декабря 2017 г.

№ 1665/пр

Москва

Об утверждении Изменения № 2 к СП 37.13330.2012
«СНиП 2.05.07-91* Промышленный транспорт»

В соответствии с Правилами разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. № 624, подпунктом 5.2.9 пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038, пунктом 68 Плана разработки и утверждения сводов правил и актуализации ранее утвержденных строительных норм и правил, сводов правил на 2016 г. и плановый период до 2017 г., утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 3 марта 2016 г. № 128/пр с изменениями, внесенными приказами Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 мая 2016 г. № 330/пр, от 2 августа 2016 г. № 538/пр, от 29 августа 2016 г. № 601/пр, от 9 января 2017 г. № 1/пр, приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие через 6 месяцев со дня издания настоящего приказа прилагаемое Изменение № 2 к СП 37.13330.2012 «СНиП 2.05.07-91* Промышленный транспорт», утвержденному приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 635/7.

2. Департаменту градостроительной деятельности и архитектуры:

а) в течение 15 дней со дня издания приказа направить утвержденное Изменение № 2 к СП 37.13330.2012 «СНиП 2.05.07-91* Промышленный транспорт» на регистрацию в национальный орган Российской Федерации по стандартизации;

б) обесценить опубликование на официальном сайте Минстроя России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» текста утвержденного Изменения № 2 к СП 37.13330.2012 «СНиП 2.05.07-91* Промышленный транспорт» в электронно-цифровой форме в течение 10 дней со дня регистраций свода правил национальным органом Российской Федерации по стандартизации.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Х.Д. Мавлиярова.

Министр

М.А. Мень

ИЗМЕНЕНИЕ № 2 К СП 37.13330.2012
СНИП 2.05.07-91* ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТРАНСПОРТ»

Москва 2017

УТВЕРЖДЕНО и введено в действие Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) от 14 декабря 2017 г. № 1665/пр

Дата введения - 2018-06-15

Содержание

Дополнить наименование приложения К в следующей редакции:

«Приложение К Методика расчета дорожных одежд нежесткого типа для карьерных автосамосвалов грузоподъемностью 30 - 450 т».

Введение

Дополнить введение абзацем в следующей редакции:

«Изменение № 2 к СП 37.13330.2012 разработано авторским коллективом ЗАО «ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ» (д-р техн. наук Л.А. Андреева, канд. экон. наук А.А. Зенкин, канд. техн. наук А.Г. Колчанов, Н.И. Карганова, А.В. Багинов, Л.В. Клименко).».

7 Автомобильный транспорт

7.4 План и продольный профиль

Пункт 7.4.1. Изложить в новой редакции:

«Если по условиям рельефа местности или планировочных решений территории предприятия не представляется возможным применить параметры, приведенные в таблице 7.3, или их применение связано со значительными объемами работ и стоимостью строительства, при проектировании допускается снижение нормативных параметров до значений, приведенных в таблице 7.4.».

Таблица 7.4. Изложить в новой редакции:

Таблица 7.4

Параметры плана и продольного профиля

Значения параметров при расчетной скорости движения транспортных средств, км/ч

70

60

50

40

30

25

20

15

Наибольший продольный уклон, ‰

60

70

80

90

100

100

100

100

Расстояние видимости, м:

 

 

 

 

 

 

 

 

- поверхности дороги

150

125

100

75

50

40

30

25

- встречного автомобиля

300

250

200

150

100

80

60

50

Наименьшие радиусы кривых в плане, м

200

150

100

60

50

40

30

20

Наименьшие радиусы кривых в продольном профиле:

 

 

 

 

 

 

 

 

- выпуклых при высоте глаз водителя над поверхностью дороги, м:

 

 

 

 

 

 

 

 

2,0

5600

3900

2500

1400

650

400

250

160

2,5

4500

3100

2000

1100

500

320

180

125

3,0

3750

2600

1700

900

420

270

150

100

4,0

-

-

1250

700

300

200

110

80

5,0

-

-

1000

600

250

160

90

60

6,0

-

-

850

500

200

130

75

50

7,0

-

-

700

400

180

120

65

45

- вогнутых при высоте фар над поверхностью дороги, м:

 

 

 

 

 

 

 

 

0,7

3400

2700

2100

1400

800

600

370

270

1,0

3100

2400

1800

1200

650

470

300

220

2,0

2400

1900

1300

850

430

300

180

130

3,0

-

-

1100

650

320

220

130

90

4,0

-

-

900

550

260

170

100

70

5,0

-

-

750

450

210

140

80

60

6,0

-

-

650

400

180

120

70

50

7,0

-

-

600

350

160

100

60

40

Примечания

1 Значения продольного уклона приведены для автомобилей с колесной формулой 4×2.

2 На отдельных участках дорог, а также для автомобилей с другой колесной формулой допускается увеличение продольного уклона в соответствии с данными предприятия-изготовителя, типа и состояния покрытия, а также технического состояния автомобиля.

3 Для автопоездов и при перевозке горячих грузов значение наибольшего продольного уклона определяется расчетом с учетом технических характеристик автотранспортных средств и требований к перевозке опасных грузов.

4 Для дорог категорий I-к, II-к, III-к, располагаемых в нагорных карьерах и находящихся в сложных климатических условиях (частые туманы, гололед), а также для дорог, располагаемых в горной местности на высоте 1000 м и выше, наибольшие продольные уклоны следует рассчитывать с учетом вида трансмиссии и безопасной скорости движения и принимать не более 70 ‰.

5 В стесненных условиях минимальный радиус кривой в плане принимают не менее двух значений конструктивного радиуса поворота для одиночных специализированных автомобилей и не менее трех значений для тягачей с полуприцепами.

7.5 Поперечный профиль

Пункт 7.5.1 Четвертый - седьмой абзацы. Изложить в новой редакции:

«При этом минимальное расстояние от кромки проезжей части должно быть:

- до внутреннего края грунтового вала - 0,5 м;

- до металлических и бетонных ограждений - 1,5 м.

Минимальное расстояние от бровки земляного полотна должно быть:

- до наружного края грунтового вала - 1,0 м;

- до грани металлических и бетонных ограждений для стандартных автомобилей - 0,5 м; для автомобилей особо большой грузоподъемности - 1,0 м.».

Пункт 7.5.2. Таблица 7.9. Изложить в новой редакции:


Таблица 7.9

Категория автомобильных дорог

Число полос движения

Ширина проезжей части внутриплощадочных дорог при габарите автомобиля, м

Ширина проезжей части на межплощадочных дорогах при габарите автомобиля, м

Ширина обочин внутриплощадочных дорог при габарите автомобиля, м

Ширина обочин межплощадочных дорог при габарите автомобиля, м

до 2,5

от 3,0 до 5,0

от 3,0 до 10

до 2,5

от 3,0 до 5,0

от 3,0 до 10

до 2,5

от 3,0 до 5,0

от 3,0 до 10

до 2,5

от 3,0 до 5,0

от 3,0 до 10

I-в

2

7,5

9,0 - 15,0

-

7,5

11,0 - 18,0

-

1,5

1,5

-

2,0

2,0

-

II-в

2

7,0

8,5 - 14,0

-

7,0

10,5 - 17,0

-

1,5

1,5

-

1,5

1,5

-

III-в

2

6,0

8,0 - 13,0

-

6,5

10,0 - 16,5

-

1,5

1,5

-

1,5

1,5

-

IV-в

1

4,5

4,5 - 7,5

-

4,5

4,5 - 7,5

-

1,0

1,5

-

1,5

1,5

-

I-л

2

7,5

9,0 - 15,0

-

7,5

11,0 - 18,0

-

1,5

1,5

-

2,0

2,0

-

II-л

2

7,0

8,0 - 14,0

-

7,0

10,5 - 17,0

-

1,5

1,5

-

2,0

2,0

-

III-л

1

4,5

4,5 - 7,5

-

4,5

4,5 - 7,5

-

1,0

1,5

-

1,5

1,5

-

IV-л

1

4,5

4,5 - 7,5

-

4,5

4,5 - 7,5

-

1,0

1,5

-

1,5

1,5

-

I-к

2

-

-

10,0 - 33,0

8,0

-

12,0 - 40,0

-

-

1,5 - 3,0

-

-

2,0 - 4,0

II-к

2

8,0

-

9,5 - 32,0

9,5

-

11,5 - 38,0

1,5

-

1,5 - 3,0

2,0

-

2,0 - 4,0

III-к

2

7,5

-

9,0 - 30,0

9,0

-

11,0 - 36,0

1,5

-

1,5 - 2,5

2,0

-

2,0 - 3,0

IV-к

1

4,5

-

4,5 - 15,0

4,5

-

4,5 - 15,0

1,0

-

1,5 - 2,5

1,5

-

1,5 - 2,5

Примечания

1 Ширина проезжей части приведена в габаритах расчетного автомобиля.

2 Для промежуточных значений габаритов автомобилей по ширине минимальные значения параметров поперечного профиля определяются интерполяцией с округлением в большую сторону до 0,5 м.

3 Ширину проезжей части однополосных дорог категорий I-к, II-к, III-к, IV-к, I-в, II-в, III-в, IV-в, I-л, II-л, III-л, IV-л (внутриплощадочные и межплощадочные) необходимо принимать в размере двух габаритов расчетного автомобиля при условии кольцевого движения и отсутствия встречного движения и обгонов.

В стесненных условиях для дорог категорий II-к, III-к, IV-к, II-в, III-в, IV-в, II-л, III-л, IV-л ширину проезжей части однополосных дорог допускается принимать в размере 1,5 габарита расчетного автомобиля при условии обеспечения безопасности дорожного движения (установка дорожных знаков, ограждения, освещения и т.п.). Ширину обочин принимают в соответствии с настоящей таблицей.

4 При расположении карьера в дорожно-климатической зоне I и для нагорных карьеров ширина проезжей части внутриплощадочных дорог категорий I-к, II-к, III-к должна быть не менее 3,5; 3,4 и 3,2 габарита расчетного автомобиля по ширине соответственно и должна быть обеспечена безопасность дорожного движения (установка дорожных знаков, ограждения с установкой катафотных отражателей, освещения и т.п.).

5 Под габаритом подразумевается расстояние между крайними боковыми точками автотранспортного средства с учетом всех жестко закрепленных деталей, не относящихся к дополнительному оборудованию (зеркала заднего вида, габаритные указатели и т.п.).

 


Пункт 7.5.13. Таблица 7.11. Изложить в новой редакции;

Таблица 7.11

Расчетная скорость движения, км/ч

Поперечный уклон, ‰, при радиусе горизонтальной кривой, м

600 - 501

500 - 401

400 - 301

300 - 201

200 - 101

100 - 81

80 - 61

60 - 40

30

15

70

30

30

40

40

60

-

-

-

-

-

60

30

30

30

40

50

60

-

-

-

-

50

30

30

30

30

40

50

60

-

-

-

40

20

20

30

30

30

40

40

50

-

-

30

20

20

20

20

30

30

30

40

50

-

15

20

20

20

20

20

20

20

30

30

40

Примечание - Поперечный уклон виража в районах с гололедом более трех дней в году и продолжительностью снегового покрова более 30 дней в году не должен превышать 40 ‰.

7.6 Пересечения и примыкания

Пункт 7.6.1. Дополнить абзацем в следующей редакции:

«Пересечения подъездных и технологических путей межплощадочными и внутриплощадочными дорогами, по которым осуществляется перевозка горячих грузов, допускается в одном уровне с оборудованием переезда автоматической светофорной сигнализацией.».

Пункт 7.6.2. Первый абзац и таблица 7.12. Изложить в новой редакции:

«7.6.2 На пересечениях и примыканиях автомобильных дорог в одном уровне должна быть обеспечена видимость пересекающего или примыкающего направления на расстояние, указанное в таблице 7.12.».

Таблица 7.12

Продольный уклон, ‰

Минимальное расстояние видимости поверхности дороги, м, при расчетной скорости, км/ч

70

60

50

40

30

25

20

15

40 (подъем)

130

105

80

65

40

30

20

15

20 (подъем)

140

115

90

70

45

35

25

20

0

150

125

100

75

50

40

30

25

20 (спуск)

160

135

110

85

60

50

40

35

40 (спуск)

170

145

120

95

70

60

50

45

Пункт 7.6.2. Дополнить пункт абзацем и рисунком 7.1 в следующей редакции;

«На рисунке 7.1 представлены схемы обеспечения видимости на пересечениях и примыканиях автомобильных дорог в одном уровне.

а - на пересечениях автомобильных дорог в одном уровне; б - на примыканиях автомобильных
дорог в одном уровне;
Lа и Lд - расстояния видимости поверхности дороги; Lб - расстояние
боковой видимости; пунктирная линия точками - граница зоны видимости

Рисунок 7.1 - Схемы обеспечения видимости».

Пункт 7.6.3. Изложить в новой редакции:

«В случае расположения перекрестка дорог в зоне вертикальных или горизонтальных кривых расстояние видимости Lобз, м, принимают в соответствии с рисунком 7.2 в размере:

300 - при скорости движения по главной дороге 70 км/ч;

200 - при скорости движения по главной дороге 60 км/ч;

100 - при скорости движения по главной дороге 40 км/ч.

Указанные расстояния обеспечивают обзорность водителям в зоне пересечения при условии остановки автомобиля на второстепенной дороге на расстоянии 10 м от кромки проезжей части главной дороги.

1 - главная дорога; 2 - второстепенная дорога

Рисунок 7.2 - Схема видимости по главной дороге и обзорности с
второстепенной дорогой»

Пункт 7.6.4. Изложить в новой редакции:

«7.6.4 Наименьший радиус кривых при сопряжениях дорог в местах пересечений или примыканий принимают в зависимости от категории дороги, с которой происходит съезд, независимо от угла пересечения и примыкания при съездах с дорог:

категорий I-в, II-в, I-л, II-л - 25 м;

категорий III-в, III-л - 20 м;

категорий IV-в, IV-л - 15 м.

При расчете на регулярное движение автопоездов (более 25 % в составе потока) радиусы кривых на съездах следует увеличивать до 30 м для всех категорий дорог.

При движении автомобилей особо большой грузоподъемности наименьший радиус в местах примыкания и пересечения для всех категорий дорог принимают 30 м.

Сопряжение дорог в одном уровне выполняют с применением переходных кривых.».

Пункт 7.6.5. Первый абзац. Изложить в новой редакции:

«7.6.5 Пересечения вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог промышленных предприятий между собой и с дорогами общего пользования выполняются в одном уровне под прямым углом или близким к нему.».

Дополнить третьим абзацем в следующей редакции:

«Пересечения и примыкания межплощадочных автомобильных дорог с автомобильными дорогами общего пользования проектируют по СП 34.13330 с учетом настоящего свода правил.».

Пункт 7.6.8. Дополнить абзацами в следующей редакции:

«На вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорогах промышленных предприятий на переездах должна быть обеспечена видимость, при которой водитель автомобиля, находящегося от переезда на расстоянии не менее расстояния видимости для остановки, мог видеть приближающийся к переезду поезд:

- на железных дорогах категории I-п - не менее чем за 150 м, а машинист приближающегося поезда мог видеть середину переезда на расстоянии не менее 400 м;

- на железных дорогах категории II-п - не менее чем за 110 м, а машинист приближающегося поезда мог видеть середину переезда на расстоянии не менее 300 м;

- на железных дорогах категории III-п - не менее чем за 75 м, а машинист приближающегося поезда мог видеть середину переезда на расстоянии не менее 200 м.

На неохраняемых и нерегулируемых железнодорожных переездах водителям транспортных средств, находящихся на расстоянии не более 50 м от ближайшего рельса, должна быть обеспечена видимость приближающегося поезда с обеих сторон в соответствии с нормами, приведенными в таблице 7.13а.

Таблица 7.13а

Скорость движения поезда, км/ч

31 - 40

21 - 30

11 - 20

Расстояние видимости, м, не менее

150

110

75

Примечание - Минимальное расстояние видимости может быть снижено при условии обеспечения безопасности движения с учетом одновременного снижения скорости движения поездов и автомобилей.

На железнодорожных переездах на протяжении не менее 10 м от крайнего рельса автомобильная дорога в продольном профиле должна иметь горизонтальную площадку или вертикальную кривую радиусом не менее 1500 м.

Продольный уклон подходов автомобильной дороги к железнодорожному переезду на протяжении не менее 20 м перед площадкой составляет не более 50 ‰.».

7.7 Земляное полотно

Пункт 7.7.2. Изложить в новой редакции:

«7.7.2 Требования к основным параметрам при устройстве земляного полотна (для капитальных и облегченных типов дорожных одежд) принимают в соответствии с СП 34.13330.».

Пункт 7.7.6. Таблицы 7.15 и 7.16. Изложить в новой редакции:

«Таблица 7.15

Конструктивный элемент, вид работ и контролируемый параметр

Значение нормативных требований

1 Подготовка основания земляного полотна

 

1.1 Толщина снимаемого плодородного слоя грунта

Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до ±40 %, остальные - до ±20 %

1.2 Снижение плотности естественного основания*

Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до 4 %, остальные должны быть не ниже проектных значений

2 Возведение насыпей и разработка выемок

 

2.1 Снижение плотности слоев земляного полотна*

Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до 4 %, а остальные должны быть не ниже проектных значений

2.2 Высотные отметки продольного профиля

Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до ±20 мм, остальные - до ±10 мм

2.3 Расстояния между осью и бровкой земляного полотна

Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до ±20 см; остальные - до ±10 см

2.4 Поперечные уклоны

Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах от -0,010 мм до +0,015 мм, остальные - до ±0,005 мм

2.5 Уменьшение крутизны откосов

Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до 20 %, остальные - до 10 %

3 Устройство водоотвода

 

3.1 Увеличение поперечных размеров кюветов, нагорных и других канав (по дну)

Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до 10 см, остальные - до 5 см

3.2 Глубина кюветов, нагорных и других канав (при условии обеспечения стока)

Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до ±10 см, остальные - до ±5 см

3.3 Поперечные размеры дренажей

Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до ±10 см, остальные - до ±5 см

3.4 Продольные уклоны дренажей

Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до ±0,002, остальные - до ±0,001

3.5 Ширина насыпных берм

Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до ±30 см, остальные - до ±15 см

4 Устройство присыпных обочин

 

4.1 Снижение плотности грунта в обочинах

Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до 4 %, остальные должны быть не ниже проектных значений

4.2 Толщина укрепления

Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах от -22 до +30 мм, остальные - до ±15 мм

4.3 Поперечные уклоны обочин

Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах от -0,010 до +0,015, остальные - до ±0,005

* При отсыпке земляного полотна из скальных (крупнообломочных) грунтов данный показатель для оценки качества не используется.

Таблица 7.16

Конструктивный элемент, вид работы и контролируемый параметр

Допустимое отклонение от проекта

1 Возведение насыпей и разработка выемок

 

1.1 Снижение степени уплотнения слоев земляного полотна

Не ниже проекта; не более 20 % замеров могут иметь отклонения до 4 %

1.2 Высотные отметки продольного профиля

Не более 30 % замеров могут иметь отклонения до ± 20 мм; остальные - до 10 мм

1.3 Расстояния между осью и бровкой земляного полотна

Не более 20 % замеров могут иметь отклонения до ±30 см

1.4 Поперечные уклоны

Не более 20 % замеров могут иметь отклонения от -0,020 до +0,03

1.5 Уменьшение крутизны откосов

До 20 %; не более 20 % замеров могут иметь отклонения до 30 %; остальные - до 20 %.

2 Устройство водоотвода

 

2.1 Отклонение поперечных размеров кюветов, нагорных и других канав (по дну)

Не более 20 % замеров могут иметь отклонения ±20 см; остальные -  ±10 см

2.2 Глубина кюветов, нагорных и других канав (при условии обеспечения стока)

Не более 20 % замеров могут иметь отклонения до ±15 см; остальные - до ±10 см

3 Устройство обочин

 

3.1 Поперечные уклоны обочин

Не более 20 % замеров могут иметь отклонения от -0,020 до +0,03; остальные - до ±0,010

Дополнить подраздел 7.7 пунктом 7.7.7 в следующей редакции:

«7.7.7 Требования к грунтам земляного полотна и сооружению земляного полотна принимают в соответствии с СП 34.13330.».

7.8 Дорожные одежды

Пункт 7.8.1. Дополнить вторым абзацем в следующей редакции:

«Расчет дорожных одежд нежесткого типа для карьерных самосвалов грузоподъемностью 30 - 450 т следует осуществлять в соответствии с приложением К.».

Пункт 7.8.9. Изложить в новой редакции:

«7.8.9 Значения нормативных требований при строительстве дорожных одежд капитального и облегченного типов принимают в соответствии с СП 34.13330, а для дорог с переходным типом покрытий - по таблице 7.20.».

Таблица 7.19. Исключить.

Таблица 7.20. Изложить в новой редакции:

Таблица 7.20

Конструктивный элемент, вид работ и контролируемый параметр

Допустимое отклонение от проекта

1 Высотные отметки по оси

Не более 20 % замеров могут иметь отклонения до ±30 мм; остальные - до ±20 мм

2 Ширина слоя оснований и покрытий

Не более 20 % замеров могут иметь отклонения до -20 см; остальные - до ±10 мм

3 Поперечные уклоны

Не более 20 % замеров могут иметь отклонения от -0,02 до +0,03; остальные -до ±0,01

4 Ровность

 

4.1 Просвет под 3-метровой рейкой

Не более 10 % замеров могут иметь значения до 20 мм; остальные - до ±10 мм

Примечание - Кроме указанных параметров следует контролировать:

- степень уплотнения слоев дорожных одежд;

- сцепление колеса автомобиля с покрытием;

- прочность материала в соответствии с требованиями стандартов.

11 Контейнерные площадки

11.1 Область применения

Пункты 11.1.1 и 11.1.2. Изложить в новой редакции:

«В разделе приведены требования к проектированию новых и реконструкции существующих контейнерных площадок, расположенных на территории промышленных предприятий, предназначенных для переработки грузовых контейнеров.

11.1.2 Контейнерные площадки по составу работ подразделяют по СП 262.1325800.».

11.2 Общие положения

Пункт 11.2.1. Изложить в новой редакции:

«11.2.1 Комплекс устройств и оборудования контейнерной площадки промышленного предприятия приведен в СП 262.1325800.».

Пункт 11.2.3. Изложить в новой редакции:

«11.2.3 Контейнерные площадки промышленных предприятий разделяют на группы, приведенные в СП 262.1325800.».

Пункт 11.2.4. Исключить.

Таблица 11.1. Исключить.

11.3 План и профиль контейнерных площадок

Пункты 11.3.2 и 11.3.3. Изложить в новой редакции:

«11.3.2 Контейнерные площадки оборудуют дренажными канавами для отвода дождевых и талых вод.

11.3.3 Контейнерные площадки проектируют с продольным уклоном в соответствии с СП 262.1325800.».

Пункт 11.3.5. Изложить в новой редакции;

«11.3.5 Классификация контейнерных площадок для переработки контейнеров представлена в СП 262.1325800.».

Таблица 11.2. Исключить.

Пункт 11.3.7. Изложить в новой редакции:

«11.3.7 Зазоры между боковыми стенками контейнеров в штабеле принимают по СП 262.1325800.».

Пункт 11.3.8. Изложить в новой редакции:

«11.3.8 Зазоры между штабелями принимают по СП 262.1325800.».

Пункт 11.3.9. Изложить в новой редакции:

«11.3.9 Ширину противопожарных проездов принимают по СП 262.1325800.».

Пункты 11.3.10 - 11.3.16. Исключить.

11.4 Классификация, типы и размеры грузовых контейнеров

Дополнить пунктом 11.4.4 в следующей редакции:

«11.4.4 Основные параметры и размеры контейнеров с массой брутто до 36 т указаны в таблицах: 11.3 - для контейнеров 20', 11.4 - 40', 11.5 - 60'.

Таблица 11.3

Наименование показателя

Значение

1 Максимальная масса брутто, кг

36000

2 Собственная масса без груза, кг

2650

3 Габаритные размеры, мм:

 

- длина

6058 ± 6

- ширина

2438 ± 5

- высота

2591 ± 5

4 Внутренние размеры, мм:

 

- длина

5888

- ширина

2348

- высота

2384

5 Размеры дверного проема в свету, мм:

 

- ширина

2336

- высота

2274

Таблица 11.4

Наименование показателей

Значения

1 Максимальная масса брутто, кг

36000

2 Собственная масса без груза, кг

4200

3. Габаритные размеры, мм:

 

- длина

12192 ± 10

- ширина

2438 ± 5

- высота

2591 ± 5

4 Внутренние размеры, мм:

 

- длина

12022

- ширина

2348

- высота

2384

5 Размеры дверного проема в свету, мм:

 

- ширина

2336

- высота

2274

Таблица 11.5

Наименование показателя

Значение

1 Максимальная масса брутто, кг

36000

2 Собственная масса без груза, кг

5950

3 Габаритные размеры, мм:

 

- длина

18326 ± 10

- ширина

2438 ± 5

- высота

2438 ± 5

4 Внутренние размеры, мм:

 

- длина

18120

- ширина

2232

- высота

2257

5 Размеры смотрового люка, мм:

 

- высота

870

- ширина

830

Подразделы 11.5 - 11.7. Исключить.

Приложение А (обязательное) Нормативные ссылки

Дополнить обозначением и наименованием свода правил в следующей редакции:

«СП 262.1325800.2016 Контейнерные площадки и терминальные устройства на предприятиях промышленности и транспорта. Правила проектирования и строительства».

Приложение Б (справочное) Термины и определения

Дополнить терминологической статьей Б.48а в следующей редакции:

«Б.48а стесненные условия: Наличие железнодорожных путей, болот, водных потоков, массивных сооружений и прочих объектов, находящихся в пределах 15 - 25 м от края проезжей части.».

Дополнить свод правил приложением К в следующей редакции:

«Приложение К

(справочное)

Методика расчета дорожных одежд нежесткого типа для карьерных автосамосвалов грузоподъемностью 30 - 450 т

К.1 Общие положения по методике расчета дорожных одежд

К.1.1 Общие положения по методике расчета и конструированию дорожных одежд необходимо принимать в соответствии с [6].

Типы местности по характеру и степени увлажнения принимают в соответствии с СП 34.13330.

К.2 Расчет дорожных одежд на прочность

К.2.1 Общие положения при расчете дорожных одежд

К.2.1.1 Дорожную одежду следует проектировать в соответствии с требуемым уровнем надежности, под которой понимают вероятность безотказной работы в течение межремонтного периода.

В качестве количественного показателя отказа дорожной одежды как элемента инженерного сооружения линейного характера используют предельный коэффициент разрушения Крпр, представляющий собой отношение суммарной протяженности (или суммарной площади) участков дороги, требующих ремонта из-за недостаточной прочности дорожной одежды, к общей протяженности (или общей площади) дороги между корреспондирующими пунктами. Значения Крпр на последний год службы в зависимости от капитальности дорожной одежды и категории дороги следует принимать в соответствии с таблицей К.1.

К.2.1.2 Коэффициент прочности вновь проектируемой конструкции должен быть таким, чтобы в заданный межремонтный период не наступил отказ по прочности с вероятностью более заданной, т.е. чтобы была обеспечена заданная (требуемая) надежность. Требуемые минимальные коэффициенты прочности при заданных уровнях надежности для расчета дорожных одежд по различным критериям прочности приведены в таблице К.1.

Таблица К.1

Критерии прочности

Тип дорожной одежды

Капитальный

Облегченный

Переходной

для дорог категорий

для дорог категорий

для дорог категорий

I-к

II-к

III-к

IV-к

I-к

II-к

III-к

IV-к

I-к

II-к

III-к

IV-к

Предельный коэффициент разрушения Крпр

0,05

0,10

0,10

-

0,15

0,15

0,15

-

0,30

0,30

0,30

0,30

Заданная прочность

0,95

0,95

0,95

-

0,95

0,95

0,95

-

0,95

0,90

0,80

0,70

Требуемый коэффициент прочности Крпр по условию:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- упругого прогиба

1,20

1,15

1,10

-

1,15

1,15

1,10

-

1,15

1,10

1,00

1,00

- сдвига и растяжения при изгибе

1,00

1,00

1,00

-

1,00

1,00

1,00

-

1,00

1,00

0,85

0,80

К.2.1.3 Для обеспечения заданной надежности (обеспеченности по прочности) коэффициент прочности проектируемой конструкции по каждому из расчетных критериев не должен быть ниже минимального требуемого значения, определяемого по таблице К.1.

К.2.2 Расчет дорожных одежд на прочность

К.2.2.1 Последовательность расчета:

- определяют требуемый модуль упругости конструкции в зависимости от суммарного числа приложений расчетной нагрузки;

- определяют сдвигоустойчивость слабосвязных материалов конструктивных слоев и грунта;

- определяют растягивающие напряжения в монолитных слоях.

Коэффициенты прочности по этим критериям должны быть не менее значений, указанных в таблице К.1.

Если конструкция не удовлетворяет требованиям прочности, необходимо или увеличить толщины слоев, или заменить материалы на более прочные.

К.2.2.2 Дорожные одежды переходного и облегченного типов рассчитывают по упругому прогибу и сдвигоустойчивости.

В качестве расчетной нагрузки принята нагрузка на заднее колесо груженого автомобиля грузоподъемностью 130 т.

Параметры подвижного состава приведены в таблицах К.2 и К.3.

К.2.2.3 Учет характера действующей нагрузки (кратковременное многократное нагружение, статическое нагружение) осуществляется через принятие соответствующих расчетных характеристик конструктивных слоев, а также через введение коэффициента динамичности при назначении величины нагрузки.

Таблица К.2

Грузоподъемность автомобиля, т

Нагрузка на колесо, кН

Удельное давление на покрытие, МПа

Диаметр отпечатка, см

Порожний автомобиль

Груженый автомобиль

Порожний автомобиль

Груженый автомобиль

Переднее колесо

Заднее колесо

Переднее колесо

Заднее колесо

Переднее колесо

Заднее колесо

Переднее колесо

Заднее колесо

30

55

58

87

176

0,6

34

32

43

55

45

74

91

129

262

0,57

41

37

45

59

90

186

179

269

546

0,6

63

48

76

78

130

275

265

403

817

0,5

84

67

101

108

180

343

357

528

1072

0,55

89

77

110

120

240

363

441

662

1345

0,7

81

75

110

120

360

639

665

1025

2030

0,7

108

95

137

161

450

1300

500

2025

2025

0,7

173

82

158

158

Таблица К.3

Грузоподъемность автомобиля, т

Нагрузка на колесо, кН

Удельное давление на покрытие, МПа

Диаметр отпечатка, см

Порожний автомобиль

Груженый автомобиль

Порожний автомобиль

Груженый автомобиль

Переднее колесо

Заднее колесо

Переднее колесо

Заднее колесо

Переднее колесо

Заднее колесо

Переднее колесо

Заднее колесо

30

69

73

1.09

220

0,6

38

34

48

57

45

93

114

161

328

0,57

46

41

60

66

90

233

224

336

682

0,6

70

54

84

88

130

344

331

504

1021

0,5

94

78

113

124

180

429

446

660

1340

0,55

100

90

124

140

240

454

551

828

1681

0,7

91

88

123

139

360

799

831

1281

2600

0,7

121

120

153

191

450

1625

625

2531

2531

0,7

210

96

187

187

Расчет конструкции по упругому прогибу

К.2.2.3 Расчет по допустимому упругому прогибу (по требуемому модулю упругости) ведут в такой последовательности:

1) определяют минимальный требуемый общий модуль конструкции по формулам (К.2) - (К.4);

2) назначают модули и толщины слоев конструкции (предварительно);

3) вычисляют общий модуль упругости всей конструкции по формуле (К.8);

4) при необходимости увеличивают толщины слоев, начиная с наиболее дешевых материалов.

К.2.2.4 Конструкция дорожной одежды в целом удовлетворяет требованиям прочности и надежности по величине упругого прогиба, если соблюдается условие

(К.1)

где Еобщ - общий расчетный модуль упругости конструкции, МПа;

Етр - минимальный требуемый общий модуль упругости конструкции, МПа;

 - требуемый коэффициент прочности дорожной одежды по критерию упругого прогиба, принимаемый в зависимости от требуемого уровня надежности (таблица К.1).

К.2.2.5 Минимальный требуемый общий модуль упругости конструкции вычисляют по эмпирическим формулам:

- для капитальных дорожных одежд

Етр = 90lg∑Np - 140;

(К.2)

- для облегченных дорожных одежд

Етр = 83lg∑Np - 160;

(К.3)

- для переходных дорожных одежд

Етр = 90lg∑Np - 240;

(К.4)

где для постоянных дорог ∑Np определяют по формуле

(К.5)

здесь , , ..., ,  - интенсивность движения карьерных самосвалов различных типов, включая передние и задние оси;

, , ..., ,  - коэффициент приведения нагрузок на колеса передней и задней осей к расчетной нагрузке на заднее колесо груженого самосвала грузоподъемностью 130 т;

S - коэффициент приведения, определяемый по формуле

S = (D2фPф/D2рPр)α,

(К.6)

здесь Dф - диаметр отпечатка колеса приводимого автомобиля, см;

Pф - удельное давление на покрытие, МПа;

α - коэффициент приведения;

Коэффициент приведения α принимают равным;

4,4 - для капитальных дорожных одежд;

3,0 - для облегченных дорожных одежд;

2,0 - для переходных дорожных одежд,

Если колесные нагрузки приводимых автомобилей соответствуют данным, приведенным в таблице К.4, то коэффициенты приведения допускается принимать по таблице К.4;

Tрдг - число расчетных дней в году, принимают по [6, приложение 6, таблица 1];

Tсл - срок службы дороги в годах, принимают по таблице К.5.


Таблица К.4

Грузоподъемность, т

Порожний автомобиль

Груженый автомобиль

Переднее колесо

Заднее колесо

Переднее колесо

Заднее колесо

капитальные дорожные одежды

облегченные дорожные одежды

переходные дорожные одежды

капитальные дорожные одежды

облегченные дорожные одежды

переходные дорожные одежды

капитальные дорожные одежды

облегченные дорожные одежды

переходные дорожные одежды

капитальные дорожные одежды

облегченные дорожные одежды

переходные дорожные одежды

30

-

-

0,01

-

-

-

-

-

0,03

-

0,02

0,06

45

-

-

0,03

-

-

0,02

-

0,02

0,07

0,01

0,03

0,10

90

0,02

0,06

0,15

0,01

0,01

0,05

0,07

0,17

0,30

0,11

0,22

0,37

130

0,09

0,19

0,33

0,02

0,06

0,16

0,44

0,57

0,69

1,00

1,00

1,00

180

0,15

0,37

0,51

0,09

0,20

0,34

1,52

1,33

1,21

4,43

2,76

1,97

240

0,29

0,43

0,57

0,22

0,40

0,50

4,09

2,61

1,90

12,01

5,44

3,09

360

3,54

2,37

1,78

3,29

2,25

1,72

27,93

9,68

4,54

196,76

36,65

11,03

450

453,30

64,74

16,12

0,46

0,59

0,70

163,33

32,28

10,14

163,33

32,28

10,14


Таблица К.5

Категория дороги

Тип дорожной одежды

Срок службы в дорожно-климатических зонах Tсл, лет

I, II

III

IV, V

I-к

Капитальные

10 - 12

11 - 14

12 - 15

II-к

Капитальные

8 - 10

9 - 11

10 - 12

Облегченные

7 - 9

7 - 9

5 - 11

III-к

Капитальные

8 - 10

9 - 11

10 - 12

Облегченные

7 - 9

7 - 9

8 - 11

IV-к

Переходные

3 - 4

3 - 4

4 - 5

Переходные

3 - 4

4 - 5

4 - 5

К.2.2.6 Интенсивность движения карьерных самосвалов для временных дорог рассчитывают по формуле

(К.5)

где Т - срок использования дороги, сут.

К.2.2.7 Независимо от результата, полученного по формулам (К.2 - К.4), требуемый модуль упругости должен быть не менее указанного в таблице К.6.

Таблица К.6

Категория дороги

Суммарное минимальное расчетное число приложений расчетной нагрузки

Требуемый модуль упругости дорожной одежды, МПа

капитальной

облегченной

переходной

I-к

115000

315

-

-

II-к

38500

270

220

-

III-к

7000

-

-

100

IV-к

-

-

-

100

К.2.2.8 Общий расчетный модуль упругости всей конструкции определяют по формуле

Еобщ = -100 + 0,28Еср + 1,15Егр + 105,18h/D,

(К.8)

где Еср - средневзвешенный модуль упругости конструкции, МПа, определяемый по формуле

Еср = Е1h1 + Е2h2 + …+ Еnhn/h1 + h2 + … + hn,

(К.9)

h/D - отношение общей толщины дорожной конструкции к расчетному диаметру отпечатка;

Егр - модуль упругости грунта, МПа.

Полученное значение Еобщ сопоставляют с Етр, определенным по формулам (К.2) - (К.4).

К.2.2.9 Расчетные значения модулей упругости асфальтобетона при растяжении на изгиб следует принимать по таблице К.7, при расчете конструкции на прочность - по таблице К.8, при расчете на статистическую нагрузку - по таблице К.9.

Расчетные значения модулей упругости дорожно-строительных материалов принимают по таблицам К.10 - К.18.

Расчетные модули упругости грунтов принимают по таблице К.18.

Таблица К.7

Асфальтобетон*

Расчетные значения модуля упругости Е, МПа

m

α**

Нормативные значения сопротивление растяжению при изгибе Rо, МПа

Высокоплотный на битуме нефтяном дорожном (БНД) марки:

 

 

 

 

40/60

7500

6,0

5,0/5,6

8,7

60/90

5200

5,5

5,2/5,9

8,5

90/130

4000

6,0

5,4/6,3

8,3

130/200

3000

4,5

5,8/6,8

8,1

200/300

2200

4,3

5,9/7,1

7,8

Плотный, на БНД марки:

 

 

 

 

40/60

5200

6,0

5,0/5,6

8,7

60/90

3900

5,5

5,2/5,9

8,5

90/130

3100

5,0

5,4/6,3

8,3

130/200

2300

4,5

5,8/6,8

8,1

200/300

1700

4,3

5,9/7,1

7,8

Пористый на БНД марки:

 

 

 

 

40/60

3100

4,5

5,8/6,8

7,2

60/90

2400

4,3

5,9/7,1

7,0

90/130

1900

4,0

6,3/7,6

6,8

130/200

1600

3,75

6,6/8,2

6,6

200/300

1200

3,7

6,7/8,2

6,2

Высокопористый на БНД марки:

 

 

 

 

40/60

2600

4,3

5,9/7,1

4,8/5,7***

60/90

1800

4,0

6,3/7,6

4,9/5,4

90/130

1500

3,8

6,5/7,9

4,8/-

Холодные асфальтобетоны:

 

 

 

 

Бх

2300

3,0

8,0/10,3

43

Вх

1900

2,5

9,8/13,4

4,0

Гх

1600

2,0

13,2/19,5

3,7

Дх

1300

2,0

13,2/19,5

3,4

* Марки асфальтобетона - по ГОСТ 22245.

** В числителе - для II дорожно-климатической зоны, в знаменателе - для III - V дорожно-климатических зон.

*** Для песчаного асфальтобетона.

 


Таблица К.8

Материал*

Марка битума*

Кратковременный модуль упругости Е, МПа, при температуре покрытия, °С

10

20

30

40

50 (60)

Плотный асфальтобетон и высокоплотный асфальтобетон

Вязкого БВД и БН:

 

 

 

 

 

40/60; 60/90; 90/130

130/200; 200/300

3800; 2800; 2100

1300; 1000

2300; 1600; 1000

700; 520

1350; 1000; 480

580; 430

740; 570; 480

400; 370

450; 400; 370

330; 310

Жидкого:

 

 

 

 

 

БГ-70/130; СГ-130/200

СГ-70/130; МГ-70/130

870; 870

700; 700

370; 370

310; 310

350; 350

300; 300

300; 300

300; 300

300; 300

300; 300

Пористый и высокопористый асфальтобетон

Вязкого БНД и БН:

 

 

 

 

 

40/60; 60/90; 90/130

130/200; 200/300

2400; 1700; 1200

1000; 850

1500; 1000; 700

520; 390

780; 600; 440

350; 300

470; 400; 330

300; 290

340; 310; 300

300; 290

Асфальтобетоны холодные:

 

 

 

 

 

 

Бх

-

1100

-

-

-

-

Вх

-

1000

-

-

-

-

Гх

-

780

-

-

-

-

Дх

-

650

-

-

-

-

* Марки БНД, БН, БГ, МГ, СГ - по ГОСТ 22245; Бх, Вх, Гх, Дх - по ГОСТ 9128.

Примечания

1 Модули упругости пористого и высокопористого асфальтобетонов даны применительно к песчаным смесям. При температуре от 30 °С до 50 °С модули упругости для мелкозернистых смесей следует увеличить на 10 %, а для крупнозернистых смесей - на 20 %.

2 При расчете на упругий прогиб принимают t = 10 °С.


Таблица К.9

Вид асфальтобетона

Тип смеси*

Расчетный модуль упругости Е при статическом действии нагрузки, МПа, при расчетной температуре, °С

20

30

40

50

Плотные смеси

А

480

420

360

300

Б

400

350

300

250

В

320

280

240

200

Г

300

270

220

200

Д

200

180

160

150

Пористые и высокопористые смеси

Крупнозернистая

360

320

280

250

Мелкозернистая

290

250

220

200

Песчаная

250

225

200

190

Холодные асфальтобетоны

Бх

180

-

-

-

Вх

170

-

-

-

Гх

160

-

-

-

Дх

150

-

-

-

* Типы смесей - по ГОСТ 9128.

Примечание - Модуль упругости высокоплотного асфальтобетона принимают, как для плотного асфальтобетона типа А.

Таблица К.10

Материал слоя

Нормативные значения модуля упругости для грунтов ; оптимального/неоптимального состава Е, МПа

1 Щебеночно-гравийно-песчаные смеси и крупнообломочные грунты, обработанные:

 

- жидкими органическими вяжущими или вязкими, в т.ч. эмульгированными органическими вяжущими

450/350

- жидкими органическими вяжущими совместно с минеральными или эмульгированными органическими вяжущими совместно с минеральными

950/700

2 Пески гравелистые, крупные, средние, мелкие, супесь легкая и пылеватая, суглинки легкие обработанные:

 

- жидкими органическими вяжущими или вязкими, в т.ч, эмульгированными органическими вяжущими

430/280

- жидкими органическими вяжущими совместно с минеральными или (эмульгированными органическими вяжущими совместно с минеральными

700/600

Таблица К.11

Материал

Нормативные значения модуля упругости Е, МПа

1 Черный щебень, уложенный по способу заклинки

600 - 900

2 Слой из щебня, устроенного по способу пропитки вязким битумом и битумной эмульсией

400 - 600

Примечание - Большие значения - для покрытий, меньшие - для оснований.

Таблица К.12

Материал

Нормативные значения модуля упругости для грунтов оптимального/неоптимального состава Е, МПа

1 Щебеночно-гравийно-песчаные смеси, крупнообломочные, обработанные цементом, соответствующие марке по ГОСТ 23558:

 

20

500/400

40

600/550

60

800/700

75

870/830

100

1000/950

2 То же, обработанные зольным или шлаковым вяжущим, соответствующие марке по ГОСТ 23558:

 

20

450/350

40

550/500

60

750/650

75

870/780

100

950/910

3 Пески гравелистые, крупные, средние/пески мелкие и пылеватые, супесь легкая и тяжелая, суглинки легкие, обработанные цементом, соответствующие марке по ГОСТ 23558:

 

1 20

400/250

40

550/400

60

700/550

75

870/750

100

950/870

4 То же, обработанные зольным или шлаковым вяжущим, соответствующие марке по ГОСТ 23558:

 

20

300/200

40

450/300

60

600/450

75

730/600

100

870/750

Таблица К.13

Материал

Нормативные значения модуля упругости Е, МПа

1 Основание из подобранных оптимальных смесей из высокоактивных материалов с максимальной крупностью зерен до 40 мм, уплотненных при оптимальной влажности

650 - 870

2 То же, из активных материалов

480 - 700

3 Основание из рядовых неоптимальных смесей из высокоактивных материалов с максимальной крупностью 70 мм

450 - 650

4 То же, из активных материалов

370 - 480

Примечание - К высокоактивным материалам относятся материалы, имеющие прочность при сжатии от 5 до 10 МПа в возрасте 90 сут, к активным материалам - имеющие прочность при сжатии от 2,5 до 5 МПа в том же возрасте.

Таблица К.14

Материал слоя

Нормативные значения модуля упругости для щебеночных/гравийных смесей Е, МПа

Щебеночные (гравийные) смеси (С) для покрытий:

 

- непрерывная гранулометрия (ГОСТ 25607)

 

при максимальном размере зерен: С1 - 40 мм

300/280

С2 - 20 мм

290/265

Смеси для оснований

 

- непрерывная гранулометрия; С3 - 80 мм

280/240

С4 - 80 мм

275/230

С5 - 40 мм

260/220

С6 - 20 мм

240/200

C7 - 20 мм

260/180

Шлаковая щебеночно-песчаная смесь из неактивных и слабоактивных шлаков (ГОСТ 3344)

 

C1 - 70 мм

275

С2 - 70 мм

260

С4 - 40 мм

250

С6 - 20 мм

210

Таблица К.15

Материал слоя

Нормативные значения модуля упругости Е*, МПа

Щебень фракционированный 40 - 80 (80 - 120) мм с заклинкой:

 

- фракционированным мелким щебнем

450

350

- известняковой мелкой смесью или активным мелким шлаком

400

300

- мелким высокоактивным шлаком

450

400

- асфальтобетонной смесью

500

450

- цементо-песчаной смесью М75 по ГОСТ 23558 при глубине пропитки 0,25h - 0,75h слоя

450 - 700

350 - 600

Примечание - В числителе - для слоя из легкоуплотняемого щебня. в знаменателе - трудноуплотняемого щебня.

Таблица К.16

Материал

Нормативные значения модуля упругости Е, МПа

Пенопласт

13,0 - 33,5

Стиропорбетон

500 - 800

Аглопоритовый щебень, обработанный вязким битумом

400

Керамзитовый гравий, обработанный вязким битумом

500

Гравий (щебень) с легкими заполнителями, обработанные вязким битумом

500

Цементогрунт c перлитом

130

То же, с полистиролом, состава: гранулы полистирола - 3 % - 2 %; песок - 97 % - 98 % (% массы); цемент - 7 % - 6 %

300

То же, с керамзитом, состава: песок - 75 %; керамзит - 25 %; цемент - 6 %

300

Битумоцементогрунт с перлитом, состава: перлитовый щебень - 25 % 20 %; песок - 75 % - 80 %;. цемент - 4 % - 6 %; битум 12 % - 10 % (от массы песка, перлита и цемента)

250 - 350

Цементогрунт с аглопоритом, состава: супесь или песок - 70 % - 80 %; аглопорит - 30 % - 20 %; цемент - 6 %

250 - 350

Золошлаковые смеси, укрепленные цементом

150

Грунт, укрепленный золой-уносом

200

Цементогрунт, обработанный битумной эмульсией

200

Таблица К.17

Наименование грунта

Модули упругости при относительной влажности W/Wт,  МПа

0,5

0,6

0,7

0,8

Пески крупные

120

Пески средней крупности

110

Пески мелкие

90

Пески пылеватые

81

70

58

45

Супесь пылеватая

92

60

37

24

Суглинок легкий и тяжелый

87

54

30

19

Суглинок легкий пылеватый

90

57

34

20

Глина

90

57

34

20

Крупнообломочные грунты с содержанием мелкозема 25 %

160

140

120

100

Супесь легкая

58

44

38

30

Крупнообломочные грунты с содержанием мелкозема 50 %

80

70

60

50

Примечание - Влажность грунтов следует определять на основании многолетних и лабораторных данных для района расположения объекта строительства.

Значения модулей упругости материалов, содержащих органическое вяжущее, необходимо принимать во всех климатических зонах при температуре 10 °С.

Расчет конструкции по условию сдвигоустойчтости подстилающего грунта и малосвязных конструктивных слоев

К.2.2.10 Расчет дорожной одежды по сопротивлению сдвигу в грунте земляного полотна, а также в песчаных материалах промежуточных слоев дорожных одежд ведут в такой последовательности:

- по таблицам К.7, К.8 назначают модуль упругости асфальтобетонов, по таблицам К.10 - К.16 - модули упругости дорожно-строительных материалов, по таблице К.17 - модули упругости грунтов;

- по формулам (К.11), (К.13) - (К.16) определяют активное напряжение сдвига;

- по формуле (К.17) определяют предельное напряжение сдвига;

- по формуле (К.10) проверяют выполнение условия прочности;

- при необходимости изменяют толщины или материалы конструктивных слоев.

К.2.2.11 Сдвигоустойчивость в конструктивных слоях из малосвязных материалов и грунте будет обеспечена при соблюдении условия

(К.10)

где τ - активное напряжение сдвига в расчетной точке конструкции от действующей временной нагрузки;

τпр - предельное активное напряжение сдвига, определяемое по формулам (К.11), (К.13) - (К.16);

 - требуемое минимальное значение коэффициента прочности, определяемое с учетом заданного уровня надежности (см. таблицу К.1).

К.2.2.12 Активное значение сдвигающих напряжений определяют в зависимости от типа грунта по формулам:

- для суглинистых грунтов

τакт = 0,22 - 0,0029Еср/Ен - 0,085h/D,

(К.11)

где Еср/Ен - отношение средневзвешенного модуля упругости слоев, лежащих выше рассматриваемого слоя, к модулю упругости грунта или общему модулю упругости системы «грунт - слой из малосвязных материалов» (песок, песчано-гравийная смесь и т.п.);

h - общая толщина слоев, см;

D - диаметр отпечатка, см;

Енобщ - общий модуль упругости двух слоев или грунта, определяемый по формуле

Енобщ = -40 + 0,11Еср + 1,15Егр + 103h/D;

(К.12)

- для супесчаных грунтов

τакт = 0,165 - 0,002Еср/Ен - 0,063h/D;

(К.13)

- для крупнообломочных грунтов с содержанием каменного материала 75 % и глинистого заполнителя 25 %

τакт = 0,063 - 0,001Еср/Ен - 0,018h/D;

(К.14)

- для крупнообломочных грунтов с содержанием каменного материала 50 % и глинистого заполнителя 50 %

τакт = 0,096 - 0,001Еср/Ен - 0,034h/D;

(К.15)

- для песчаных грунтов

τакт = 0,111 - 0,001Еср/Ен - 0,038h/D.

(К.16)

К.2.2.13 При расчете дорожных одежд по условию сдвигоустойчивоети значения модулей упругости материалов, содержащих органическое вяжущее, принимают в соответствии с температурами, указанными в таблице К.18, для конкретной дорожно-климатической зоны.

Таблица К.18

Дорожно-климатическая зона

I - II

III

IV

V

Расчетная температура, °С

20

30

40

50

К.2.2.14 Предельное активное напряжение сдвига τпр в грунте рабочего слоя (песчаном материале промежуточного слоя) определяют по формуле

τпр = CNkд + 0,1qсрZопtgφст,

(К.17)

где CN - сцепление в грунте земляного полотна (или в промежуточном песчаном слое), МПа; CN принимают;

0,007 - для суглинистых грунтов и глин,

0,005 - для супесчаных грунтов,

0,003 - для песка,

0,03 - для крупнообломочных грунтов с содержанием каменного материала 75 % и глинистого заполнителя 25 %,

0,004 - для крупнообломочных грунтов с содержанием каменного материала 50 % и глинистого заполнителя 50 %;

kд - коэффициент, учитывающий особенности работы конструкции на границе песчаного слоя с нижним слоем несущего основания. При устройстве нижнего слоя из укрепленных материалов, а также при укладке на границе «основание - песчаный слой» разделяющей геотекстильной прослойки следует принимать kд равным:

4,5 - при использовании в песчаном слое крупного песка,

4,0 - при использовании в песчаном слое леска средней крупности,

3,0 - при использовании в песчаном слое мелкого песка,

1,0 - во всех остальных случаях;

qср - средневзвешенный удельный вес конструктивных слоев, расположенных выше проверяемого слоя, кг/см3;

Zоп - глубина расположения поверхности слоя, проверяемого на сдвигоустойчивость, от верха конструкции, см;

φст - расчетный угол внутреннего трения материала проверяемого слоя при статическом действии нагрузки.

Значение угла внутреннего трения материала с учетом повторности приложения нагрузки принимают:

7° - для глинистых грунтов и глин;

14° - для супесчаных грунтов;

28° - для песчаных грунтов;

35° - для крупнообломочных грунтов с содержанием каменного материала 75 % и глинистого заполнителя 25 %;

26° - для крупнообломочных грунтов с содержанием каменного материала 50 % и глинистого заполнителя 50 %.

Расчет конструкции на сопротивление монолитных слоев усталостному разрушению от растяжения при изгибе

К.2.2.15 Расчет конструкции на сопротивление монолитных слоев усталостному разрушению от растяжения при изгибе осуществляют в такой последовательности:

- по формулам (К.19) - (К.22) определяют расчетное значение растягивающего напряжения;

- вычисляют предельное растягивающее напряжение по формуле (К.23). В пакете асфальтобетонных слоев за предельное растягивающее напряжение RN принимают значение, соответствующее материалу нижнего слоя асфальтобетонного пакета;

- проверяют условие прочности по формуле (К.18) и, при необходимости, корректируют конструкцию.

К.2.2.16 Целостность монолитных слоев дорожной одежды будет обеспечена при соблюдении условия

(К.18)

где RN - прочность материала слоя на растяжение при изгибе с учетом усталостных явлений [формула (К.23)];

 - требуемый коэффициент прочности с учетом заданного уровня надежности (таблица К.1).

К.2.2.17 Наибольшее растягивающее напряжение σr (от единичной нагрузки) при изгибе определяют по формулам:

- при толщине слоев асфальтобетона до h/D = 0,1

(К.19)

- при толщинах до h/D = от 0,1 до 0,35

(К.20)

- при толщинах до h/D более 0,35

(К.21)

где Еср - средневзвешенный модуль упругости пакета слоев, способных воспринимать растягивающее напряжение при изгибе;

Ен - общий модуль упругости слоев, лежащих ниже монолитных слоев, определяемый по формуле (К.12).

Расчетное растягивающее напряжение определяют по формуле

(К.22)

где р - расчетное давление, МПа.

К.2.2.18 Прочность материала монолитного слоя при многократном растяжении при изгибе определяют по формуле

RN = RоK1K2(1 - vRt),

(К.23)

где Rо - нормативное значение предельного сопротивления растяжению (прочность) при изгибе при расчетной низкой весенней температуре при однократном приложении нагрузки, принимаемое по табличным данным (таблица К.8);

K1 - коэффициент, учитывающий снижение прочности вследствие усталостных явлений при многократном приложении нагрузки;

K2 - коэффициент, упитывающий снижение прочности во времени от воздействии погодно-климатических факторов (таблица К.19);

vR - коэффициент вариации прочности на растяжение (таблица К.20);

t - коэффициент нормативного отклонения (таблица К.21).

Таблица К.19

Материал расчетного слоя

K2

1 Высокоплотный асфальтобетон

1,0

2 Плотный асфальтобетон:

 

- марки I

0,95

- марки II

0,90

- марки III

0,80

3 Пористый и высокопористый

0,80

4 Органоминеральные смеси

0,80

Таблица К.20

Характеристика

vR

Относительная влажность грунта рабочего слоя, сцепление грунта и песчаных слоев, угол внутреннего трения грунтов и песчаных слоев, прочность асфальтобетонных слоев на растяжение при изгибе

0,10

Таблица К.21

Кн

0,85

0,90

0,95

0,98

t

1,06

1,32

1,71

2,19

К.2.2.19 Коэффициент K1, отражающий влияние на прочность усталостных процессов, вычисляют по формуле

(К.24)

где α - коэффициент, учитывающий различие в реальном и лабораторном режимах растяжения повторной нагрузкой, а также вероятность совпадения во времени расчетной (низкой) температуры покрытия и расчетного состояния грунта рабочего слоя по влажности, определяемый по таблице К.7;

m - показатель степени, зависящий от свойств материала рассчитываемого монолитного слоя (таблица К.7);

Np - расчетное суммарное число приложений расчетной нагрузки за срок службы монолитного покрытия (срок использования дороги), определяемое по формуле (К.5) с учетом числа расчетных суток за срок службы (срок использования дороги) (таблица К.5).

Требования к проверке на морозоустойчивость дорожных конструкций и осушению приведены в [57].

К.2.2.20 Примеры расчета

Пример 1

Требуется запроектировать автомобильную дорогу из карьера на обогатительную фабрику при следующих исходных данных:

- дорога располагается в дорожно-климатической зоне III, подзона 1;

- категории дороги - I-к;

- заданный срок службы - 10 лет;

- заданная надежность - Кн = 0,95;

- грузоподъемность автомобиля - 90 т;

- интенсивность движения на последний год службы - 600 ед./сут;

- расчетный автомобиль-самосвал грузоподъемностью 130 т (заднее колесо груженого автомобиля);

- грунт рабочего слоя земляного полотна - крупнообломочный с содержанием каменных частиц 75 % и 25 %, дисперсный грунт (глина) с расчетной влажностью w = 0,7wт;

- материал основания - щебеночно-гравийно-песчаная смесь;

- высота насыпи - 2,0 м;

- толщина дорожной одежды - 1,5 м;

- схема увлажнения рабочего слоя земляного полотна - 1;

- глубина залегания грунтовых вод - 2 м.

Предварительно назначают конструкцию дорожной одежды.

Материалы слоя

Толщина слоя, см

Расчет по упругому прогибу, Е, МПа

Расчет на сдвиго-устойчивость, Е, МПа

Расчет на растяжение при изгибе

Е, МПа

Rо, МПа

α

m

Плотный асфальтобетон на битуме БНД 60/90

6

2800

1600

3900

8,5

5,0

5,5

Пористый асфальтобетон на битуме БНД 60/90

25

1700

1000

2400

7,0

7,1

4,3

Черный щебень

30

600

600

600

-

-

-

Щебеночно-гравийно-песчаная смесь оптимального состава с заклинкой

100

450

450

450

-

-

-

Крупнообломочный грунт с содержанием 75 % щебеночного материала

-

120

φст = 35°

-

-

-

-

CN = 0,03 МПа

I Расчет на прочность (расчет по упругому прогибу)

Определяют суммарную интенсивность движения груженых автомобилей по формуле

Np = (NперSпер + NзадSзад)∙130∙10 = (600∙0,09 + 600∙0,11)∙130∙10 = 156000 ед.

Определяют требуемый модуль упругости дорожной конструкции, по формуле

Eтр = 90lg∑Nр - 140 = 90lg156000 - 140 = 328 МПа.

Общий модуль упругости дорожной конструкции вычисляют по формуле

Eобщ = -100 + 0,28Eср + 1,15Eтр + 105,2h/D,

где

Eср = (6∙2800 + 25∙1700 + 30∙600 + 100∙450)/161 = 760 МПа.

Eобщ = -100 + 0,28∙760 + 1,15∙120 + 105,2∙1,3 = 388 МПа.

Требуемый минимальный коэффициент прочности при расчете по допускаемому прогибу Kпpтр = Eобщ/Eтр = 388/328 = 1,2.

Следовательно, конструкция удовлетворяет условию прочности по допускаемому упругому прогибу.

II Расчет на сдвигоустойчивость в грунте

Фактическое напряжение сдвига в грунте определяют по формуле

τакт = 0,063 - 0,001Eср/Eтр - 0,018h/D =
= 0,063 - 0,001∙760/120 - 0,018∙1,3 = 0,033 МПа.

Предельное допускаемое напряжение сдвига в грунте вычисляют по формуле

τпр = CKs + 0,1qcp - Zоп∙tgφ =
= 0,03∙1,0 + 0,1∙0,002 - 161∙0,7 = 0,053 МПа.

Предельное допускаемое напряжение сдвига превышает фактическое напряжение. Следовательно, конструкция удовлетворяет условию прочности на сдвиг.

III Расчет на растягивающее напряжение при изгибе

Растягивающие напряжения при изгибе (при h/D от 0,1 до 0,35) определяют по формуле

где Ен - модуль упругости на поверхности слоя из черного щебня, определяемый по формуле

Ен = -40 + 0,11Ecp + 1,15Етр + 103,1h/D;

Ен =-40 + 0,11∙485+ 1,15∙120+ 103,1∙1,05 = 259 МПа;

Еср = (30∙600 + 100∙450)/130 = 485 МПа;

σr = -1,2 + 0,16∙485/259 + 4,45∙0,25 = 0,21 МПа;

σrр = 0,21∙0,5 = 0,11 МПа.

Допускаемое напряжение растяжения при изгибе определяют по формуле

RN = RoK1K2(1 - vRt),

где Ro - нормативное значение предельного сопротивления растяжения (таблица К.7);

K1 - коэффициент, учитывающий снижение прочности вследствие усталостных явлений при многократном приложении нагрузки, определяемый по формуле

здесь α - коэффициент, учитывающий различие в реальном и лабораторном режиме повторной нагрузкой;

m - показатель степени, зависящий от свойств материала рассчитываемого слоя;

K2 - коэффициент, учитывающий снижение прочности во времени от воздействия погодно-климатических факторов; для данного случая принимают K2 = 0,8.

RN = 7,0∙0,4∙0,8∙0,83 = 1,85 МПа.

Допускаемое напряжение растяжения при изгибе больше фактического напряжения

RN = 1,85 > σr = 0,84.

Следовательно, конструкция удовлетворяет условию прочности на растяжение при изгибе.

IV Проверка конструкции на морозоустойчивость

Конструкция считается морозоустойчивой, если соблюдается условие

lпучlдоп,

где lпуч - расчетное пучение грунта земляного полотна;

lдоп - допускаемое для данной конструкции пучение грунта, принимают lдоп = 4 см.

lпуч = lпуч.срKугвKплKгрKнагрKвл,

где lпуч.ср - величина морозного пучения при осредненных условиях, принимают lпуч.ср = 2 см;

Kугв - коэффициент, упитывающий влияние глубины залегания уровня грунтовых вод, принимают Kугв = 0,53;

Kпл - коэффициент, зависящий от степени уплотнения, принимают Kпл = 1,0;

Kгр - коэффициент, упитывающий влияние гранулометрического состава грунта, принимают Kгр = 1,5;

Kнагр - коэффициент, учитывающий влияние нагрузки от собственного веса, принимают Kнагр = 0,9;

Kвл - коэффициент, зависящий от расчетной влажности, принимают Kвл = 1,1.

Для определения lпуч.ср необходимо определить глубину промерзания Zпр по формуле

Zпр = Zпр(cp)∙1,38 = 1,7∙1,38 = 2,4 м.

Таким образом,

lпуч.ср = lпуч.ср2,0[а + b(Zпр - с)] = 2[1 + 0,16(2,4 - 2,0)] = 2,1 см;

lпуч = 2,1∙0,53∙1,0∙1,5∙0,9∙1,1 = 1,7 см.

Так как lпуч = 1,6, а lдоп. = 4, т.е, lпуч < lдоп., конструкция удовлетворяет требованиям обеспечения морозоустойчивости.

V Проверка конструкции на осушение дорожных одежд и земляного полотна

Полную толщину дренирующего слоя определяют по формуле

hп = hнас hзап,

где hнас - толщина слоя, насыщенного водой, м;

hзап - дополнительная толщина слоя, зависящая от капилярных свойств материала и принимаемая: для крупньгх песков - 0,10 - 0,12 м; песков средней крупности - 0,14 - 0,15 м; мелких песков - 0,18 - 0,20 м.

Толщину слоя, насыщенного водой, hнас, м, определяют по [6, рисунки 5.1 и 5.2] с учетом расчетной величины притока воды в дренирующий слой, м32, определяемой по формуле

где q - осредненное значение притока воды в дренирующий слой, принимают q = 1,5 м32/сут;

Kп - коэффициент, учитывающий неустановившийся регион работы, принимаемый Kп = 1,5;

Kг - коэффициент гидрогеологического запаса, принимаемый Kг = 1,0;

Kвог - коэффициент, учитывающий накопление воды в местах изменения продольного уклона, принимаемый Kвог = 1,5;

Kр - коэффициент, учитывающий снижение притока воды, принимаемый Kр = 0,1;

q′ = qpBr = 0,0004∙1,15 = 0,005 м32/сут,

q′/Kф = 0,005꞉3 = 0,002.

По [6, рисунок 5.2] находят

hнac/L = 0,05; hнac = 0,05∙11,5 = 0,6 м.

Полная толщина дренирующего слоя:

hп = 0,2 + 0,6 = 0,8.

Так как 0,8 м ≤ 1,0 м, представленная конструкция удовлетворяет всем условиям прочности.

Пример 2

Требуется запроектировать дорожную одежду на внутриплощадочной дороге при следующих исходных данных:

- категория автомобильной дороги - II-к;

- заданный срок использования дороги - 2 года;

- заданная надежность Kн = 0,95;

- тип самосвала - самосвал грузоподъемностью 180 т;

- расчетная нагрузка - нагрузка 1021 кН на заднее колесо груженого самосвала грузоподъемностью 130 т;

- расчетный диаметр отпечатка - 124 см;

- грузооборот - 12 млн. нетто т/год;

- грунт рабочего слоя земляного полотна - крупнообломочный с содержанием каменных частиц 75 % и глинистых частиц 25 %;

- высота насыпи - 2,0 м.

I Расчет на прочность

Вычисляют суммарное расчетное количество приложений расчетной нагрузки

Материал

Толщина, см

Модули упругости слоя, МПа

Фракционированный щебень с заклинкой

50

400

Щебеночно-гравийно-песчаная смесь неоптимального состава

120

300

Крупнообломочный грунт с содержанием каменных частиц 75 %

 

φст = 35°

CN = 0,03 МПа

Е = 120 МПа

Определяют требуемый модуль упругости по формуле

Eтр = 90lg∑Np - 240 = 226 МПа.

Фактический модуль упругости всей конструкции определяют по формуле

Еобщ = -100 + 0,28Eср + 1,15Eгр + 105,18h/D.

Предельное допускаемое напряжение сдвига определяют по формуле

τпр = CNkд + 0,1qсрZопtgφст;

τпр = 0,03∙1 + 0,1∙0,0018∙170∙0,7 = 0,051 МПа.

Коэффициент прочности при расчете на сдвигоустойчивость определяют по формуле

Таким образом, коэффициент прочности превышает минимально допускаемый.».

Библиография

Дополнить библиографической ссылкой [57] в следующей редакции:

«[57] ОДН 218.046-01 Проектирование нежестких дорожных одежд».

Ключевые слова

Изложить в новой редакции:

«Ключевые слова: железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт, гидравлический транспорт, канатный подвесной транспорт, конвейерный транспорт, контейнерные площадки».