МИНИСТЕРСТВО
СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНСТРОЙ РОССИИ)
ПРИКАЗ
от 30 декабря 2015 г. |
№ 978/пр |
Москва
Об
утверждении Изменения № 1 к СП
149.13330.2012
«Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными
возможностями. Правила проектирования»
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Правилами разработки и утверждения сводов правил, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. № 858, подпунктом 5.2.9 пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038, с пунктом 180 Плана разработки и утверждения сводов правил и актуализации ранее утвержденных строительных норм и правил на 2015 г. и плановый период до 2017 г., утвержденного приказом Минстроя России от 30 июля 2015 г. № 470/пр, приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие с 25 марта 2016 года прилагаемое Изменение № 1 к СП 149.13330.2012 «Учреждения социального обслуживания маломобильных групп населения. Правила расчета и размещения» согласно приложению к настоящему приказу.
2. Департаменту градостроительной деятельности и архитектуры в течение трех дней со дня издания приказа направить утвержденные Изменения № 1 к СП 149.13330.2012 «Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями. Правила проектирования» на регистрацию в национальный орган Российской Федерации по стандартизации.
3. Департаменту градостроительной деятельности и архитектуры обеспечить опубликование на официальном сайте Минстроя России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» текста утвержденного Изменения № 1 к СП 149.13330.2012 «Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями. Правила проектирования» в электронно-цифровой форме в течение 10 дней со дня регистрации свода правил национальным органом Российской Федерации по стандартизации.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Х.Д. Мавлиярова.
И.о. Министра |
Л.О. Ставицкий |
Изменение № 1 к СП
149.13330.2012
«Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными
возможностями. Правила проектирования»
Утверждено и введено в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 978/пр
Дата введения 25 марта 2016 г.
Наименование свода правил. Заменить слово: «возможностями» на «возможностями здоровья».
Элемент «Содержание» дополнить разделами - 13 и 14:
«13 Отделения абилитации детей раннего возраста.
14 Инженерное оборудование»
Введение. Первый абзац дополнить словами:
«и ратифицированной 3 мая 2012 г. - Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» и [5]»
Последний абзац дополнить словами:
«Авторы разработки Изменения № 1 - ООО «Институт общественных зданий: научный руководитель работы и отв. исполнитель - канд. архит. А.М. Гарнец, архит. Д.Д. Зыбина, архит. Н.В. Каспер; при участии - д-р техн. наук М.М. Мирфатуллаев, д-р техн. наук Ю.М. Глуховенко, инж. В.В. Коновалова».
Пункт 1.1 после слов «педагогической реабилитации» изложить в новой редакции: «детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и их родителей, а так же отделений абилитации детей раннего возраста при реабилитационных центрах и других учреждениях медицинского и социального обслуживания населения и образовательных организациях».
Раздел 2. Заменить обозначения:
«ГОСТ Р 51648-2000» на «ГОСТ Р ИСО 23600-2013 «Вспомогательные технические средства для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха. Звуковые и тактильные сигналы дорожных светофоров»
«ГОСТ Р 52875-2007» на «ГОСТ Р 56305-2014 Технические средства помощи слепым и слабовидящим людям. Тактильные указатели на пешеходной поверхности»
«СП 1.13130.2009, СП 2.13130.2012, СП 5.13130.2009, СП 118.13330.2012. Наименование дополнить словами: «(с Изменением № 1)»
«СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Наименование дополнить словами: «(С изменениями)»;
раздел дополнить ссылками:
«ГОСТ 12.1.004-1991 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ Р 52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения
СП 52.13330.2011 «СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение»
СП 132.13330.2011 «Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования»
СП 133.13330.2012 «Сети проводного вещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования»
СП 142.13330.2012 «Здания центров ресоциализации. Правила проектирования»
СП 150.13330.2012 «Дома-интернаты для детей инвалидов. Правила проектирования»
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». (С изменениями).
СанПиН 2.4.1201-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Наименование дополнить словами: «(с Изменениями)»
Раздел 3 дополнить терминами и определениями:
«3.6 абилитация: Система психолого-педагогических и медико-социальных мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества.
3.7 дети с ограниченными умственными или физическими возможностями (дети с ОВЗ): По ГОСТ Р 52495».
Пункт 4.1, 4.2, 8.1, 9.3: Заменить слова: «дети с ограниченными возможностями» на «дети с ОВЗ».
Пункт 4.1 дополнить абзацем:
«По функциональной пожарной опасности здания реабилитационных центров следует относить к классу Ф1.1.
Требования безопасности для МГН, не изложенные в настоящем своде правил, должны приниматься по СП 59.13330».
Пункт 4.3 дополнить ссылкой: «СанПиН 2.4.1201».
Пункт 4.5, четвертый абзац. Заменить слова: «реабилитации и реабилитации» на «абилитации и реабилитации».
Раздел дополнить пунктом - 4.6:
«4.6 Центр также может включать в себя отделение абилитации детей раннего возраста, предназначенное для комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям в возрасте от двух месяцев до трех лет с выявленными нарушениями развития (риском нарушения) и их семьям».
Раздел 5, наименование. Исключить слово: «размещения».
Пункты 5.2, 5.10, 5.12, 5.13, 5.17, 6.2, 6.8, 7.3.2, 8.5, 8.7. Заменить слово: «дети-инвалиды» на «дети с ОВЗ».
Пункт 5.4. Заменить слова: «подростков-инвалидов» на «подростков с ОВЗ, а так же площадки для детей в возрасте до трех лет, при наличии отделения абилитации»;
пункт дополнить абзацем:
«Игровые площадки должны включать в себя зоны или элементы для детей, с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. На площадках для детей раннего возраста необходимо предусматривать места для размещения родителей (коммуникационное пространство достаточного размера, скамьи для отдыха)».
Пункт 5.9. Исключить слова: «или галька»; после слова «трава» дополнить словами: «или амортизирующее синтетическое покрытие».
Раздел 6, наименование. Исключить слова: «реабилитационных центров».
Пункт 6.1. Перечисление 1) дополнить словами: «отделения абилитации (по заданию на проектирование)»;
раздел дополнить пунктом - 6.9:
«6.9 Пути эвакуации из зданий реабилитационных центров для детей и подростков с ОВЗ следует рассчитывать по установленным или апробированным методикам с учетом динамики опасных факторов по ГОСТ 12.1.004 пожара и психофизиологических возможностей детей с ОВЗ».
Пункт 8.6, таблица 10. Заменить слова: «ребенком-инвалидом» на «ребенком с ОВЗ».
Пункт 8.8 после слова: «трудоустройству» изложить в новой редакции: «зал для проведения групповых тренингов с родителями, также желательно предусмотреть отдельный вход с улицы с холлом, гардеробной и санузлами. Ориентировочные площади основных помещений приведены в таблице 12;
таблицу 12 дополнить помещением:
Помещения |
Ориентировочная площадь, м2 |
Зал для проведения групповых тренингов с родителями |
30 |
Раздел 9 дополнить пунктом - 9.9:
«9.9 В отделении «Мать и дитя» предусматривают: спальные комнаты для матери с ребенком, санузлы, гостиную-буфетную, игровую. Ориентировочные площади помещений отделения (на 4 ребенка с родителями) приведены в таблице 13.
Таблица 13
Помещения |
Ориентировочная площадь, м2 |
4 двухместные спальные комнаты (4×12) м2 |
48 |
Совмещенный санузел (унитаз, умывальник, душ или ванна) на 2 комнаты (2×6) м2 |
12 |
Гостиная-буфетная |
24 |
Игровая |
12 |
Пункт 10.4. Заменить слова: «умственно отсталых детей» на «детей с нарушениями интеллекта».
Пункт 12.1. Первое предложение. Заменить слово: «отделение» на: «отделение иппотерапии - лечения людей с привлечением лошадей)».
Раздел 12 дополнить пунктами - 12.12 - 12.17:
«12.12 Рабочее поле манежа для занятий ЛBE должно быть размерами не менее 20×20 м. Посадка всадников на лошадь может осуществляться только в специально оборудованных зонах, обеспечивающих безопасность занимающихся, их сопровождающих и персонала (см. 12.13 - 12.15 рисунок 1)
12.13 При применении выжимного устройства для посадки на лошадь необходимо устройство перед входом в манеж паддока размерами не менее 6×6 м (рисунки 1а, 1б).
12.14 При посадке на лошадь в манеже с устройством пандуса необходимо устройство специальной зоны вне рабочего поля манежа согласно с СП 19.13330 и СП 106.13330 с устройством откидных ограждений и лестницы рекомендуется для манежей с размерами поля 20×60 м.
12.15 При посадке на лошадь в манеже, для исключения перемещения лошади, применяются подъемные устройства подвесного типа (рисунок 1в)».
12.16. Примерный перечень и площади помещений отделения ДВЕ приведены в таблице 14.
Таблица 14
Помещение |
Ориентировочная площадь, м2, не менее, |
Примечание |
Блок занятий ЛВЕ |
||
Манеж для групповых занятий на 1 - 2 человек |
600 |
Размер меньшей стороны не менее 20 м |
Раздевальная с душевыми |
20 |
Возможно использование раздевальных отделения кинезотерапии |
Санузлы доступные МГН (не менее 1) |
5 |
|
Приемная-зона ожидания |
40 |
|
Кабинет иппотерапевта |
15 |
|
Массажный кабинет |
по расчету |
|
Блок содержания лошадей |
||
Денники на 5 лошадей* |
5×12 |
Не менее 3 м по короткой стороне |
Мойка для лошадей* |
9 |
|
Солярий* |
9 |
|
Коридор* |
По расчету |
Ширина не менее 2,5 м |
Кормовая с кормокухней* |
По расчету |
|
Амуничная* |
12 |
|
Фуражная* |
|
|
Тамбур |
9 |
Глубина не менее 2,5 м, ширина не менее 2,8 м |
___________ * В соответствии с [3]. |
12.17 При новом строительстве и реконструкции для отделения ЛВЕ рекомендуется применять планировочно-функциональную модель, приведенную на рисунке 2.
Свод правил дополнить разделами - 13 и 14:
«13 Отделение абилитации детей раннего возраста
13.1 Отделение абилитации детей (ОАД) предназначено для проведения следующих мероприятий:
разработка индивидуальных программ абилитации ребенка на основе комплексной медико-психолого-педагогической диагностики в рамках отделения абилитации или по согласованию с областной/районной психолого-медико-педагогической комиссией;
реализация абилитационых программ, включающих в себя индивидуальные и групповые занятия междисциплинарной команды специалистов (дефектологи, логопеды, педиатры, психологи социальные работники и др.) с детьми при участии родителей;
психолого-педагогическая, социальная поддержка семей, консультирование по вопросам воспитания, обучения и развития ребенка, нуждающегося в абилитации (в том числе дистанционно и на дому);
организация досуга, клубной работы с участием родителей.
13.2 При проектировании ОАД необходимо обеспечить его удобными коммуникационными связями с блоком отделения «Мать и дитя», в котором заданием на проектирование предусматривается проживание детей раннего возраста с родителями.
13.3 Отделения ОАД включает в себя группы помещений:
- для абилитационных занятий с детьми;
- для работы с родителями;
- административно-хозяйственные;
- входная.
Примерный состав и площади помещений отделения абилитации приведен в таблице 15.
Таблица 15
Помещение |
Ориентировочная площадь, м2, не менее |
I. Помещения для абилитационных занятий с детьми |
|
Кабинеты индивидуальных занятий |
|
кабинет индивидуальных занятий с логопедом |
16 |
кабинет индивидуальных занятий с дефектологом |
16 |
кабинет индивидуальных занятий с психологом |
15 |
кабинет индивидуальных занятий ЛФК и массажа |
18 |
Зал игротерапии с лаборантской, с зеркалом Гезелла между помещениями |
40 + 8 |
Зал(ы) групповых занятий (клубное помещение) с кладовой |
60 (30×2) + 8 (кладовая) |
Кабинеты медицинских специалистов* |
|
кабинет медсестры |
8 |
кабинет педиатра-невролога |
15 |
кабинет психиатра |
15 |
кабинет лор-сурдолога со звукоизолированной кабиной |
18 + 8 |
кабинет офтальмолога с темной комнатой |
18 + 6 |
II. Помещения для работы с родителями** |
|
кабинет психолога |
15 |
зал для проведения групповых тренингов с родителями |
30 |
справочно-информационный кабинет |
15 |
кабинет социально-юридического консультирования |
6 м2/чел (не менее 12) |
III. Административно-хозяйственные помещения |
|
кабинет(ы) работы специалистов |
6 м2/чел (по числу специалистов) |
методический кабинет |
20 |
кабинет дистанционного консультирования** |
6 м2/чел, (не менее 8) |
кабинет заведующего отделением |
15 |
хозяйственное помещение |
8 |
IV. Входная группа |
|
вестибюль (с гардеробом- при наличии отдельного входа) |
20 |
санузел |
12 |
комната ухода за ребенком |
8 |
колясочная |
12 |
____________ * По заданию на проектирование, могут использоваться кабинеты врачей-специалистов отделения медико-социальной реабилитации. ** По заданию на проектирование, могут использоваться помещения отделения психолого-педагогической помощи (служб психологической реабилитации и социальной защищенности). |
13.4 Во всех помещениях для индивидуальных занятий должны быть предусмотрены места для размещения родителей и зона для игр на полу и двигательной активности (не менее 2 м2), рабочие места специалистов и места хранения методических материалов (в отдельных помещениях).
13.5 По заданию на проектирование, кабинеты логопеда и дефектолога могут объединяться в единое универсализированное помещение площадью не менее 24 м2.
13.6 Групповые занятия проводятся в одном (двух) помещениях площадью не менее 60 (30×2) м2, где должны быть предусмотрены стационарные или трансформируемые зоны для проведения музыкальных, логоритмических, психологических и игровых (за столиками и на полу в «кругу») сеансов, сеансов изотерапии, социально-бытовой адаптации. Наполняемость групп составляет 2 - 6 детей с родителями.
13.7 Помещения для занятий с детьми должны формироваться вокруг рекреационных пространств, в которых предусматриваются зоны для ожидания приема (стулья, диваны), а так же игровые зоны для детей (из расчета не менее 2 м2 на ребенка, но не менее 12 м2.).
13.8 Во всех помещениях для занятий с детьми, в санузлах, комнате ухода за ребенком должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды.
13.9 При выборе внутренней отделки и оборудования помещений необходимо учитывать требования СанПиН 2.4.1.3049.
14 Инженерное оборудование
14.1 Системы водопровода, канализации и горячего водоснабжения следует проектировать в соответствии с действующими нормативными документами.
14.2 Все помещения должны быть оборудованы системами отопления и вентиляции, обеспечивающими соответствующую температуру, влажность, очистку и обезвреживание воздуха. Кондиционирование административных кабинетов предусматривается по заданию на проектирование.
14.3 Инженерное оборудование должно быть запроектировано таким образом, чтобы при его эксплуатации выполнение установленных требований к микроклимату помещений и другим условиям обеспечивало эффективное расходование энергетических ресурсов с учетом [6], [2].
14.4 Электрооборудование рассматриваемых учреждений следует проектировать в соответствии с требованиями СП 52.13330 и [7].
14.5 Здания реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья должны быть оборудованы сетями проводного вещания (радиотрансляция), телефонами и антенными телевизионными сетями, пожарной и охранной сигнализацией, видеонаблюдением (СП 133.13330), системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ); системой оповещения и управления эвакуацией, а также фотолюминесцентной эвакуационной системой (ФЭС).
14.6 При проектировании пожарной, охранной и тревожной сигнализации и средств связи следует руководствоваться СП 5.13130, СП 132.13330 и ГОСТ 12.1.004.
Помещения для постоянного пребывания инвалидов могут быть оборудованы автономными пожарными извещателями, сблокированными с общей системой оповещения и управления эвакуацией.
14.7 ФЭС должна быть на всем протяжении пути эвакуации и иметь непрерывный маршрут до эвакуационных выходов.
Более подробно решение ФЭС изложено в СП 136.13330.»
Рисунок 1
1а - Схема устройства паддока для посадки на лошадь
1б - Схема устройства пандуса при посадке в манеже
1в - Схема посадки на лошадь в манеже с использованием подвесного подъемника
ПЛАНИРОВОЧНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
МОДЕЛЬ ОТДЕЛЕНИЯ ЛВЕ ПРИ
НОВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И РЕКОНСТРУИРУЕМЫХ ЛЕЧЕБНЫХ ЦЕНТРАХ
Рисунок 2
Библиографию дополнить ссылками:
[5] Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».
[6] Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»
[7] ПУЭ Правила устройства электроустановок. Издание 7. Утверждены Приказом Минэнерго России от 20 июня 2002 г. № 242
Библиографические данные.
После слов «реабилитация детей-инвалидов» дополнить словами: «реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья, абилитация».
Ключевые слова: детский реабилитационный центр, психолого-педагогическая помощь, медико-социальная реабилитация, реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья, абилитация, ипотерапия канд. арх., профессор |
Руководитель организации-разработчика |
|
|
|
Зам. директора НИИСФ РААСН должность |
_________ личная |
А.Г. Чеботарев инициалы, |
|
Руководитель разработки |
|
|
|
канд. арх., профессор должность |
_________ личная |
А.М. Гарнец инициалы, |
|
Исполнитель |
|
|
|
|
архитектор должность |
_________ личная |
Д.Д. Зыбина инициалы, |
Исполнитель |
|
|
|
архитектор должность |
_________ личная |
Н.В. Каспер инициалы, |
СОИСПОЛНИТЕЛИ
доктор технических наук должность |
__________ личная |
М.М. Мирфатуллаев инициалы, |
|
доктор техн. наук, профессор должность |
__________ личная |
Ю.М. Глуховенко инициалы, |
|
Исполнитель |
_______________ должность |
__________ личная |
В.В. Коновалов инициалы, |