Изменение № 1 ГОСТ Р 52033-2003 Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния
Утверждено и введено в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 02.05.2012 № 63-ст
Дата введения 2012-07-01
Раздел 1. Третий абзац. Заменить слова: «предприятиями-изготовителями» на «изготовителем»;
четвертый абзац изложить в новой редакции:
«Настоящий стандарт распространяется на транспортные средства, по своей технической характеристике попадающие под действие ГОСТ Р 41.83 и ГОСТ Р 51832».
Раздел 2 изложить в новой редакции:
«В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 41.83-2004 (Правила ЕЭК ООН № 83) Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении выбросов вредных веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей
ГОСТ Р 51832-2001 Двигатели внутреннего сгорания с принудительным зажиганием, работающие на бензине, и автотранспортные средства полной массой более 3,5 т, оснащенные этими двигателями. Выбросы вредных веществ. Технические требования и методы испытаний
ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.1.012-90 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования».
Пункт 3.2. Заменить слова: «предприятием-изготовителем» на «изготовителем».
Пункты 3.5, 3.6 изложить в новой редакции:
«3.5 экологический класс: Классификационный код, характеризующий транспортное средство в зависимости от уровня выбросов вредных загрязняющих веществ.
3.6 изготовитель: Лицо, осуществляющее изготовление транспортного средства (шасси)».
Пункт 4.1. Заменить слова: «предприятием-изготовителем» на «изготовителем» (2 раза);
четвертый абзац изложить в новой редакции:
«- значение nпов устанавливают в пределах:
2500 - 3500 мин-1 для автомобилей категории M1 и N1, не оборудованных системами нейтрализации;
2000 - 2800 мин-1 для автомобилей категории M1 и N1, оборудованных системами нейтрализации, и для автомобилей остальных категорий независимо от их комплектации».
Пункт 4.2 изложить в новой редакции:
«4.2 Содержание оксида углерода и углеводородов должно быть в пределах значений, установленных изготовителем для целей оценки соответствия типа транспортного средства перед его выпуском в обращение, а при отсутствии таких данных - не должно превышать значений, указанных в таблице 1.
Таблица 1
Категории и комплектация1) транспортных средств (экологический класс)2) |
Дата выпуска |
Обороты холостого хода |
Объемная доля СО, % |
Объемная доля СН, млн-1 |
М и N |
До 31.12.1986 |
Минимальные |
4,5 |
- |
М1 и N1 |
С 01.01.1987 по 31.12.2006 |
Минимальные |
3,5 |
1200 |
Повышенные |
2,0 |
600 |
||
М2, M3, N2 и N3 |
С 01.01.1987 по 31.12.2006 |
Минимальные |
3,5 |
2500 |
Повышенные |
2,0 |
1000 |
||
M1 и N1, оснащенные системами нейтрализации отработавших газов3) (экологические классы 2, 3, 4) |
С 01.01.2007 по 31.12.2012 |
Минимальные |
0,5 |
- |
Повышенные |
0,3 |
100 |
||
М2, M3, N2 и N3, оснащенные системами нейтрализации отработавших газов3) (экологические классы 2, 3, 4) |
С 01.01.2007 по 31.12.2012 |
Минимальные |
0,5 |
- |
Повышенные |
0,3 |
200 |
||
M1 и N1, оснащенные системами нейтрализации отработавших газов3) (экологические классы 4 и выше) |
С 01.01.2013 |
Минимальные |
0,3 |
- |
Повышенные |
0,2 |
100 |
||
М2, M3, N2 и N3, оснащенные системами нейтрализации отработавших газов3) (экологические классы 4 и выше) |
С 01.01.2013 |
Минимальные |
0,3 |
- |
Повышенные |
0,2 |
200 |
||
1) В эксплуатационных документах автомобиля изготовитель указывает штатную комплектацию автомобиля оборудованием для снижения выбросов загрязняющих веществ (далее - вредные выбросы); предельно допустимое содержание оксида углерода, углеводородов и допустимый диапазон значений коэффициента избытка воздуха λ. 2) Экологическая классификация автомобилей в соответствии с приложением Г. 3) Дополнительные требования для автомобилей этой группы установлены в 4.3 и 6.4.3. |
Пункты 4.3, 6.4.3. Исключить слово: «трехкомпонентной».
Пункт 4.3. Заменить слова: «предприятия-изготовителя» на «изготовителя» (2 раза).
Пункт 5.1. Таблицу 2 дополнить наименованием - «Система питания»:
Система автомобиля |
Требования к техническому состоянию |
Система питания |
Комплектность (отсутствие или несоответствие элементов системы питания эксплуатационным документам не допускается); герметичность (подтекание бензина не допускается) |
Подпункт 6.1.1. Второй, третий абзацы изложить в новой редакции:
«- температура окружающего воздуха - от минус 7 °С до плюс 35 °С;
- атмосферное давление - не ниже 92,0 кПа (690 мм рт. ст.)».
Подпункт 6.1.2. Первый абзац дополнить ссылкой: [1].
Подпункт 6.2.1. Заменить слова: «предприятием-изготовителем» на «изготовителем».
Подпункт 6.2.3 изложить в новой редакции:
«6.2.3 После прогрева двигателя проводятся следующие операции:
- устанавливают рычаг коробки передач с ручным или полуавтоматическим переключением в нейтральное положение. Избиратель передачи для автомобилей с автоматической коробкой передач устанавливают в положение «нейтраль» или «паркинг»;
- затормаживают автомобиль стояночным тормозом и заглушают двигатель;
- устанавливают противооткатные упоры под ведущие колеса транспортных средств;
- подключают датчики тахометра и измерителя температуры масла;
- вводят пробоотборный зонд газоанализатора в выпускную трубу автомобиля на глубину не менее 300 мм от наиболее заглубленной точки среза трубы. При отсутствии возможности ввести пробоотборный зонд в выпускную трубу на указанную глубину допускается проводить измерения с использованием дополнительных насадок, обеспечивающих герметичность в местах соединения с выпускной трубой. При применении газоотвода, надеваемого на выпускную трубу автомобиля при проведении измерений или регулировке двигателя (например, в закрытом помещении), газоотвод должен иметь отверстие для введения пробоотборника газоанализатора;
- полностью открывают воздушную заслонку карбюратора (при наличии карбюратора)».
Подпункт 6.4.1 дополнить словами: «Содержание О2 должно быть в пределах, установленных в инструкции (руководстве) по эксплуатации газоанализатора».
Раздел 6 дополнить пунктом - 6.5:
«6.5 Проведение измерений на бензиновых двигателях гибридных автомобилей проводят в соответствии с 6.3 или 6.4 в сервисном режиме, предусмотренном изготовителем. При отсутствии сервисного режима проверка работоспособности двигателя и системы нейтрализации проводится по показаниям диагностического индикатора, расположенного на приборной панели в соответствии с 6.4.3».
Стандарт дополнить разделом - 7:
«7 Требования безопасности
7.1 В помещениях для проведения измерений должны соблюдаться следующие условия:
- санитарно-гигиенические требования к воздуху в зоне измерений - по ГОСТ 12.1.005;
- уровень шума - по ГОСТ 12.1.003;
- уровень вибрации - по ГОСТ 12.1.012.
7.2 При измерении уровня выбросов загрязняющих веществ в случае необходимости должны быть приняты дополнительные меры, исключающие возможность самопроизвольного перемещения автомобиля».
Приложение Б. Пункт Б.1.1 изложить в новой редакции:
«Б. 1.1 Для измерения содержания нормируемых компонентов в отработавших газах автомобилей применяют четырехканальные газоанализаторы, предназначенные для измерения содержания СО, СН, диоксида углерода (СО2) и кислорода (О2), для проведения измерений на автомобилях экологического класса 4 и выше, выпущенных после 01.01.2013, применяются четырехканальные газоанализаторы, соответствующие приборам класса 00; 0»;
пункт Б.1.3. Заменить обозначения: «0; I или II» на «00; 0 или I»;
заменить ссылку: [1] на [2];
исключить слова: «Двухканальные газоанализаторы (СО и СН) должны соответствовать приборам класса II.»;
таблица Б.1. Графа «Класс прибора». Заменить обозначения: «0; I» на «00; 0; I»; класс прибора II и соответствующие значения исключить;
таблицу Б.2 изложить в новой редакции:
Таблица Б.2
Класс прибора |
Погрешность |
Пределы допускаемой погрешности1) |
|||
СО |
СО2 |
О2 |
СН |
||
00 |
Абсолютная2) |
±0,02 |
±0,3 |
±0,1 |
±4 |
Относительная |
±5 % |
±5 % |
±5 % |
±5 % |
|
0 |
Абсолютная2) |
±0,03 |
±0,5 |
±0,1 |
±10 |
Относительная |
±5 % |
±5 % |
±5 % |
±5 % |
|
I |
Абсолютная2) |
±0,06 |
±0,5 |
±0,1 |
±12 |
Относительная |
±5 % |
±5 % |
±5 % |
±5 % |
|
1) Абсолютная или относительная, что больше. |
|||||
2) Абсолютная погрешность измерения объемной доли оксида углерода, диоксида углерода и кислорода указана в процентах, объемной доли углеводородов - в миллионных долях. |
пункт Б. 1.7 изложить в новой редакции:
«Б. 1.7 Газоанализаторы должны обеспечивать измерения с пределами погрешности, указанными в таблице Б.2, при следующих условиях:
- температура окружающей среды - от 5 °С до 40 °С;
- относительная влажность - не более 85 % без конденсации;
- атмосферное давление - от 86,0 кПа до 106,0 кПа;
- напряжение питания - от минус 15 % до плюс 10 % от номинального напряжения;
- частота тока - ±2 % от номинальной частоты;
- напряжение аккумулятора автомобиля:
- аккумуляторы 12 В - от 9 В до 16 В,
- аккумуляторы 24 В - от 16 В до 32 В»;
пункт Б. 1.8 исключить.
Приложение В изложить в новой редакции:
«ПРИЛОЖЕНИЕ
В
(рекомендуемое)
Дата проверки |
Модель автомобиля, экологический класс |
Государственный регистрационный знак |
Дата выпуска |
Объемная доля в отработавших газах оксида углерода, %, углеводородов, млн-1 и значение λ |
Подпись проводившего проверку |
Заключение |
|||||||||
Нормативные требования |
Результаты измерения |
||||||||||||||
СО |
СН |
λ |
СО |
СН |
λ |
||||||||||
п мин |
п пов |
п мин |
п пов |
п пов |
п мин |
п пов |
п мин |
п пов |
п пов |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание - Измеренные концентрации СО и СН в отработавших газах автомобилей (а также значения λ) фиксируются в графах 10 - 14. Если эти значения не превышают установленные нормы, то в графе 16 делается запись - «норма». При превышении любого из указанных нормативов в графе 16 делается запись «не соответствует» и автомобиль должен быть подвергнут регулировке или ремонту для устранения неисправностей, вызывающих повышенные выбросы. |
Приложение Г изложить в новой редакции:
«ПРИЛОЖЕНИЕ Г
(справочное)
Экологическая классификация
автотранспортных средств,
оснащенных искровыми (бензиновыми) двигателями
Экологическая классификация автотранспортных средств, оснащенных искровыми (бензиновыми) двигателями, в зависимости от уровня выбросов вредных (загрязняющих) веществ представлена в таблице Г.1.
Таблица Г. 1
Экологический класс |
Категории автотранспортных средств, оснащенных искровыми (бензиновыми) двигателями |
Выполняемые требования к предельному содержанию вредных (загрязняющих) веществ |
2 |
M1 и М2 максимальной массой не более 3,5 т |
Правила ЕЭК ООН № 83-04 [3], уровень выбросов В |
N1 |
Правила ЕЭК ООН № 83-04 [3], уровень выбросов В, или СО - 55 г/кВт×ч, СН - 2,4 г/кВт×ч, окислов азота NOx - 10 г/кВт×ч при испытании по Правилам ЕЭК ООН № 49-03 [4] (испытательный цикл ESC) |
|
M1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3, N2 и N3 |
СО - 55 г/кВт×ч, СН - 2,4 г/кВт×ч, окислов азота NOx - 10 г/кВт×ч при испытании по Правилам ЕЭК ООН № 49-03 [4] (испытательный цикл ESC) |
|
3 |
M1 и М2 максимальной массой не более 3,5 т |
Правила ЕЭК ООН № 83-05 [5], уровень выбросов А |
N1 |
Правила ЕЭК ООН № 83-05 [5], уровень выбросов А, или СО - 20 г/кВт×ч, СН - 1,1 г/кВт×ч, окислов азота NOx - 7 г/кВт×ч при испытании по Правилам ЕЭК ООН № 49-03 [4] (испытательный цикл ESC) |
|
M1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3, N2 и N3 |
СО - 20 г/кВт×ч, СН - 1,1 г/кВт×ч, окислов азота NOx - 7 г/кВт×ч при испытании по Правилам ЕЭК ООН № 49-03 [4] (испытательный цикл ESC) |
|
4 |
M1 и М2 максимальной массой не более 3,5 т |
Правила ЕЭК ООН № 83-05 [5], уровень выбросов В |
N1 |
Правила ЕЭК ООН № 83-05 [5], уровень выбросов В, или СО - 4 г/кВт×ч, СН - 0,55 г/кВт×ч, окислов азота NOx - 2 г/кВт×ч при испытании по Правилам ЕЭК ООН № 49-03 [4] (испытательный цикл ESC) |
|
M1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3, N2 и N3 |
СО - 4 г/кВт×ч, СН - 0,55 г/кВт×ч, окислов азота NOx - 2 г/кВт×ч при испытании по Правилам ЕЭК ООН № 49-03 [4] (испытательный цикл ESC) |
|
5 |
M1 и М2 максимальной массой не более 3,5 т, N1 |
Правила ЕЭК ООН № 83-06 [6] |
Стандарт дополнить элементом - «Библиография»:
[1] ПР 50.2.006-94 Государственная система обеспечения единства измерений. Порядок проведения поверки средств измерений
[2] OIMLR99-1&2:2008 International Recommendation Instruments for measuring vehicle exhaust emissions (Рекомендации Международной Организации Законодательной Метрологии МОЗМ Р 99-1 (2) Приборы для измерения уровня выбросов выхлопных газов транспортных средств)
[3 ] Правила ЕЭК ООН № 83-04 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя
[4] Правила ЕЭК ООН № 49-03 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ), и транспортных средств, оснащенных двигателями с принудительным зажиганием, работающими на СНГ, в отношении выделяемых ими загрязняющих веществ
[5] Правила ЕЭК ООН № 83-05 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя
[6] Правила ЕЭК ООН № 83-06 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя»
Библиографические данные. Ключевые слова дополнить словами: «бензиновые двигатели, газоанализаторы»;
заменить слово: «углеводороды» на «углеводород».
(ИУС № 7 2012 г.)