Изменение № 1 ГОСТ Р 52231-2004 Внешний шум автомобилей в эксплуатации. Допустимые уровни и методы измерения
Утверждено и введено в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.07.2009 № 247-ст
Дата введения 2009-12-01
Раздел 2. Заменить ссылку и наименование: ГОСТ 17187-81 на «ГОСТ Р 53188.1-2008 (МЭК 61672-1:2002) Шумомеры. Часть 1. Технические требования».
Пункты 3.2, 3.3, 5.4.2. Заменить единицу физической величины: «мин-1» на «об/мин».
Пункт 3.5 Заменить ссылку: ГОСТ 17187 на ГОСТ Р 53188.1.
Пункт 4.2 изложить в новой редакции:
«4.2 При проверке технического состояния автомобиля допустимый уровень шума не должен превышать более чем на 5 дБА контрольное значение уровня шума, измеренное при сертификационных испытаниях по ГОСТ Р 41.51. Если полученное таким образом значение уровня шума превышает значение, приведенное в таблице 1, то за допустимый уровень шума принимают значение из таблицы».
Пункт 4.3. Первый абзац изложить в новой редакции:
«Если контрольные значения уровня шума не представляется возможным установить, то допустимый уровень шума выпускной системы автомобиля не должен превышать значений, приведенных в таблице 1»;
таблицу 1 дополнить примечанием:
«Примечание - В ЭД автомобиля изготовитель указывает контрольное значение уровня шума, измеренное при сертификационных испытаниях, и режим испытаний, а также информацию, необходимую для идентификации узлов и комплектности системы выпуска автомобиля».
Подпункты 5.2.3, 5.2.4 изложить в новой редакции:
«5.2.3 Проверку проводят при метеорологических условиях, соответствующих техническим характеристикам шумомера, используемого для измерений.
5.2.4 Площадка для испытаний должна иметь твердое покрытие. Расстояние от микрофона до шумоотражающих объектов должно быть не менее 3 м, наличие снежного покрова на площадке не допускается.
Допускается проведение предварительных измерений в закрытом помещении при расстоянии от микрофона до крупных шумоотражающих объектов не менее 1,5 м. В случае превышения измеренных в помещении значений допустимого уровня шума испытания повторяют на открытой площадке».
Подпункт 5.3.1. Заменить ссылку: 5.2.3 на 5.2.4.
Подпункт 5.3.7 дополнить словами: «и измеряют фоновый шум».
Подпункты 5.4.1.2, 5.4.1.6. Заменить значение 0,5 м на (0,5 ± 0,05) м.
Подпункт 5.4.1.3. Заменить значения: ±10° на ±15°, 45° ± 10° на 45° ± 15°.
Подпункт 5.4.2. Наименование изложить в новой редакции: «Испытательный цикл работы двигателя при проверке»;
последний абзац изложить в новой редакции:
«Данный испытательный цикл повторяют с интервалом 8 - 10 с не менее трех раз».
Подпункты 5.4.3.1, 5.4.3.2 изложить в новой редакции:
«5.4.3.1 Измеряют максимальное значение уровня шума в каждом испытательном цикле. Измеренные значения уровня шума округляют до целого числа и считают достоверными при разнице в показаниях не более 2 дБА При большей разнице показаний измерения повторяют.
5.4.3.2 Результатом измерения считают максимальное показание шумомера, зафиксированное при выполнении испытательных циклов, которое сравнивают с допустимым уровнем шума, установленным в разделе 4. Измерения считают действительными, если фоновый шум не менее чем на 10 дБА ниже уровня измеренного шума».
Приложение А изложить в новой редакции:
«Приложение
А
(обязательное)
Приборы, используемые для измерения уровня шума
Для измерения уровня шума выпускной системы используют следующие приборы:
- шумомер первого (второго) класса по ГОСТ Р 53188.1.
Обслуживание и подготовку к работе шумомера проводят в соответствии с инструкцией по его эксплуатации. Шумомер должен быть включен в Госреестр, поверен и иметь действующее свидетельство о поверке. Измерения шума проводят при включенной частотной коррекции, соответствующей шкале А. При измерении уровня шума выпускной системы автомобиля включают постоянную времени усреднения «Быстро» («Fast»);
- тахометр для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя в диапазоне от 0 до 6000 об/мин с приведенной погрешностью измерений не более ±2,5 % наибольшего значения по шкале. При отсутствии возможности подключения тахометра допускается использовать штатный прибор автомобиля, измеряющий частоту вращения коленчатого вала двигателя;
- термометр для измерения температуры окружающего воздуха от минус 15 °С до плюс 45 °С с абсолютной погрешностью измерения не более ±2,5 °С;
- рулетка с абсолютной погрешностью измерения ±1 мм;
- секундомер с абсолютной погрешностью измерения ±0,1 с;
- угломер с абсолютной погрешностью измерения ±2°».
Приложение Б. Таблица Б.1. Графу «Перечень неисправностей» для элементов системы впуска и выпуска изложить в новой редакции:
Перечень неисправностей |
Неполная комплектация системы впуска, повреждение или дефект монтажа системы впуска, вызывающие подсос воздуха |
Неполная комплектация системы выпуска, повреждение или дефект монтажа системы выпуска, вызывающие утечку отработавших газов и/или подсос воздуха |
Приложение В изложить в новой редакции:
«Приложение
В
(обязательное)
Схемы установки микрофонов при различном расположении выпускных труб
1 - 5 - установка
микрофонов относительно выпускной трубы в горизонтальной плоскости;
6 - установка микрофонов относительно вертикально расположенной
выпускной трубы;
7 - установка микрофонов относительно выпускной трубы в вертикальной
плоскости
Рисунок В.1».
(ИУС № 10 2009 г.)