ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 27 сентября 2017 года N АЦ/66558/17

О Классификаторе строительных ресурсов



Федеральная антимонопольная служба рассмотрела поступившее из Минстроя России письмом от 08.09.2017 N 32280-ХМ/09 обращение Союза стекольных предприятий от 31.08.2017 N 15-08 по вопросу использования торговых марок (брендов) в Классификаторе строительных ресурсов (далее - КСР) и сообщает.

Пунктом 2 Правил стандартизации ПР 50.1.024-2005 "Основные положения и порядок проведения работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов", разработанных в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 N 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области" и от 04.08.2005 N 493 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 N 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области" и утвержденных Приказом Ростехрегулирования от 14.12.2005 N 311-ст (далее - Правила стандартизации), определено, что классификация - это разделение множества объектов на подмножества по их сходству или различию в соответствии с принятыми методами классификации, а признак классификации - это свойство или характеристика объекта классификации, по которому проводится классификация.

Пунктом 3.2 Правил стандартизации устанавливается, что общероссийские классификаторы предназначены в том числе для решения задачи по обеспечению сопоставимости технических и экономико-статистических данных.

Таким образом, ведение КСР, сформированного (полностью или частично) только на основе торговых марок (брендов) материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, используемых при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства (далее - КСР-ТМ, Продукция), без группировки и указания сравниваемых свойств или характеристик Продукции, не обеспечивает решения задачи по сопоставимости технических и экономико-статистических данных и тем самым входит в противоречие с указанными Правилами стандартизации, а также не позволяет классифицировать разные виды Продукции одной торговой марки (бренда).

ФАС России обращает внимание на сложность поддержания КСР-ТМ в постоянном актуализированном состоянии с учетом изменяющейся на рынке ситуации, связанной с появлением или выбытием Продукции, представленной торговыми марками (брендами) хозяйствующих субъектов.

Кроме того, если КСР-ТМ будет использоваться в качестве основания при описании объекта закупки в рамках контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, данное обстоятельство повлечет за собой нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

С учетом изложенного ФАС России считает нецелесообразным формирование КСР на основе торговых марок (брендов) Продукции.



Статс-секретарь -
заместитель Руководителя
А.Ю.Цариковский