ГОСТ Р 58963-2020
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Социальное обслуживание населения
СОЦИАЛЬНЫЕ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ ДЕТЯМ, НАХОДЯЩИМСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
Social services for the population. Social rehabilitation services for children in a socially dangerous situation
ОКС 03.080.30
ОКПД 2 87, 88
Дата введения 2021-05-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ") и Государственным автономным учреждением "Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы" Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы (ГАУ ИДПО ДТСЗН)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 406 "Социальное обслуживание населения"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 августа 2020 г. N 494-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 В настоящем стандарте реализованы нормы федеральных законов Российской Федерации:
- от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ "Гражданский кодекс Российской Федерации";
- от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей";
- от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
- от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
- от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";
- от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
- от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на социальные реабилитационные услуги, предоставляемые детям государственными и иных форм собственности учреждениями (далее - учреждения), а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в области оказания социальной помощи детям без образования статуса юридического лица.
Настоящий стандарт устанавливает состав, содержание и формы предоставления всего комплекса социальных реабилитационных услуг детям следующих групп, находящимся в социально опасном положении:
- дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
- дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
- дети - жертвы насилия;
- дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
- дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода (в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа);
- дети с отклонениями в поведении;
- дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;
- дети - безнадзорные, беспризорные;
- дети, оставшиеся без попечения родителей или нуждающиеся в жизненном устройстве в связи с отменой или признанием недействительности усыновления или опеки;
- дети, проживающие с родителями, временно неспособными заботиться о детях из-за болезни, нетрудоспособности, привлечения к судебной ответственности, длительных командировок, или с родителями, пренебрегающими родительскими обязанностями;
- дети заблудившиеся или подкинутые;
- дети, отказывающиеся жить в семье или в образовательных/социальных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Учреждения социального обслуживания детей в соответствии с [1], независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности при определении в своих положениях и в других документах, согласно которым функционируют учреждения, от объемов и форм предоставляемых ими социальных услуг детям, должны выполнять требования настоящего стандарта.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте применены нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52143 Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг
ГОСТ Р 52495 Социальное обслуживание населения. Термины и определения
ГОСТ Р 52498 Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания
ГОСТ Р 52888 Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52495 и следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 ребенок: Лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия).
3.2 несовершеннолетний: Лицо, не достигшее возраста 18 лет.
3.3 безнадзорный: Несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.
3.4 беспризорный: Безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
3.5 несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении: Лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям, предъявляемым к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
3.6 дети, находящиеся в социально опасном положении: Дети, в отношении которых совершаются действия или бездействие родителей или иных законных представителей (неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей родителей или иных законных представителей), приведшие к возникновению обстановки, представляющей опасность для жизни или здоровья несовершеннолетнего, либо не отвечающие требованиям к его воспитанию или содержанию.
3.7 социальные реабилитационные услуги детям, находящимся в социально опасном положении: Действия реабилитационных учреждений, предусматривающих приведение совокупности бытовых, медицинских, психологических, педагогических, трудовых услуг, с целью повышения коммуникативного потенциала мер, направленных на устранение или предупреждение факторов и угроз жизни и здоровью детей, угроз нарушения жизненно важных интересов детей.
3.8 антиобщественные действия: Действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.
3.9 индивидуальная профилактическая работа: Деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
3.10 профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
3.11 социальная адаптация: Система мероприятий, направленных на приспособление ребенка, находящегося в социально опасном положении, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнедеятельности.
3.12 социальная реабилитация: Система мероприятий, направленных на восстановление утраченных гражданином социальных связей, социального статуса, на устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности.
3.13 вредная привычка: Привычка к употреблению алкоголя, наркотиков, токсических веществ, курению, использованию нецензурных выражений.
3.14 межличностный конфликт: Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов, вызывающее негативное эмоциональное восприятие сторонами конфликта.
3.15 психический дискомфорт: Состояние человека, характеризующееся неприятными субъективными психическими ощущениями или переживаниями.
3.16 реабилитационные социальные услуги лицам, имеющим опыт злоупотребления наркотическими средствами, психотропными веществами и алкоголем: Действия реабилитационных учреждений, предусматривающие проведение совокупности медицинских, психологических, воспитательных, педагогических, социально-терапевтических, правовых и социальных мер, направленных на восстановление физического, психического, духовного и социального здоровья, способности функционирования в обществе (реинтеграцию) без употребления психоактивных веществ и на избавление вышеуказанных лиц от патологической зависимости от этих веществ.
3.17 зависимый от психоактивных веществ: Лицо, имеющее расстройства функций организма, обусловленные потреблением психоактивных веществ, приводящих к угрозе здоровью (жизни) и потере социального статуса, вызывающим необходимость оказания социальной помощи.
3.18 реабилитант: Индивид, клиент реабилитационного учреждения, объект реабилитации, которому после лечения оказывают социальные реабилитационные услуги.
3.19 созависимый: Родственник или близкий человек зависимого от психоактивных веществ, своими действиями влияющий на его адаптацию в социуме.
3.20 ресоциализация: Возвращение или укрепление социальных связей, усвоение ребенком ценностей и норм, отличающихся от усвоенных им ранее, вид личностного изменения, при котором ребенок принимает тип поведения, отличный от прежнего, восстановление социального и личностного статуса, реинтеграция и востребованность в обществе.
3.21 реадаптация: Комплекс лечебно-профилактических мер, государственных и общественных мероприятий, направленных на восстановление утраченных или ослабленных реакций ребенка, на приспособленность ребенка к конкретным условиям его труда и быта, процесс повторного включения ребенка в общественный контекст и формирование у него компенсаторных социальных навыков после избавления от патологической зависимости от психоактивных веществ, из-за которой социальные контакты были нарушены.
3.22 социальная безопасность детей: Это ситуация, при которой отсутствует угроза жизни и здоровью несовершеннолетнего, а также социальных рисков и факторов, являющихся дисфункциональными и дестабилизирующими для жизнедеятельности.
4 Общие положения
Настоящий стандарт разработан в соответствии с положениями [1]-[7], ГОСТ Р 52143, ГОСТ Р 52495, ГОСТ Р 52498 и ГОСТ Р 52888.
4.1 Настоящий стандарт устанавливает следующие виды социальных реабилитационных услуг, предоставляемых детям, находящимся в социально опасном положении:
а) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности детей в быту;
б) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья детей путем организации ухода за ними, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за детьми для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
в) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния детей для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно посредством предоставления консультации по телефону доверия;
г) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности ребенка, на формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), на организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
д) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
е) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов детей;
ж) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала детей, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
и) срочные социальные услуги.
4.2 Первостепенное внимание в настоящем стандарте уделено социальным реабилитационным услугам, направленным на обеспечение социальной безопасности детей, заключающейся в осуществлении необходимых превентивных мер по их защите от нежелательных жизненных факторов, определяемых как социально опасное положение, возможно характеризуемое бедностью, бездомностью, безработицей, а также связанное с угрозой вовлечения в криминальные структуры и другими подобными факторами. Предоставление этих услуг гарантирует социальную безопасность детей по всем аспектам (социально-бытовому, социально-педагогическому, социально-психологическому, социально-реабилитационному, социально-правовому) во время пребывания детей в учреждениях социального обслуживания, а также направлено на предварительную подготовку детей к самостоятельной жизни после выпуска из учреждений с целью обеспечения их бытовой, экономической и юридической независимости, создания для них условий жизнедеятельности, необходимых для дальнейшего самоутверждения детей в обществе в условиях новой жизни.
4.3 В настоящем стандарте установлен следующий порядок изложения социальных услуг: услуги, направленные в первую очередь на обеспечение социальной безопасности детей, которые изложены в начале каждого подраздела, определяющего соответствующий вид услуг (социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-экономические, социально-правовые); прочие социальные услуги, предоставляемые детям.
Исключением является изложение порядка предоставления социально-правовых услуг (см. 5.6), где все услуги самым непосредственным образом направлены на обеспечение социальной безопасности детей.
5 Состав, содержание и формы социальных услуг
5.1 Социально-бытовые услуги
Социально-бытовые услуги детям, находящимся в социально опасном положении, предоставляют в объемах и формах, приведенных в 5.1.1, 5.1.2.
5.1.1 Услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности детей в быту:
- выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в экстренной социальной помощи;
- содействие в жизнеустройстве детей, находящихся в семьях, в которых родители своими действиями (бездействием) создают условия, представляющие угрозу жизни или здоровью либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию, а также детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, включая обследование условий жизни;
- разработка и реализация индивидуальных и групповых программ социальной и комплексной реабилитации детей;
- выявление источников и причин социальной дезадаптации детей, их беспризорности и безнадзорности;
- решение вопросов возвращения в семью или учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, самовольно ушедших от них;
- содействие органам опеки и попечительства в оформлении документов для предоставления жилья детям - выпускникам организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школ-интернатов и специализированных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации;
- подготовка к самостоятельной семейной жизни;
- оказание помощи в организации (с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации) размещения детей, прибывших без родителей из зон военных и межрегиональных конфликтов, в семьях, способных их принять (приемных семьях);
- участие в организации поиска родителей, родных и близких детей, прибывших на место без родителей.
5.1.2 Прочие социально-бытовые услуги:
- социально-бытовые услуги детям, находящимся в социально опасном положении, проживающим в северных регионах (предоставление усиленного питания, обеспечение специальной одеждой для защиты от гнуса и клещей, теплой одеждой и обувью, организация летнего отдыха детей с выездом в районы с благоприятными климатическими условиями);
- социально-бытовые услуги детям, находящимся в социально опасном положении, подвергнувшимся воздействию радиации в результате техногенных аварий (обеспечение детей питанием с лечебно-профилактическими свойствами, предоставление специализированного транспорта для оказания неотложной помощи);
- предоставление транспорта для перевозки детей в лечебные учреждения, на обучение и для участия в культурных мероприятиях;
- содействие в осуществлении по отношению к детям семей беженцев и вынужденных переселенцев мер социальной поддержки в социально-бытовом обеспечении, предусмотренных законодательством Российской Федерации; организация приема, размещения, отдыха и питания этих детей.
5.2 Социально-медицинские услуги
Социально-медицинские услуги детям, находящимся в социально опасном положении, предоставляют в объемах и формах, приведенных в 5.2.1, 5.2.2.
5.2.1 Услуги, направленные на поддержание и сохранение здоровья детей путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения для выявления отклонений в состоянии их здоровья:
- содействие в получении социально-медицинских услуг, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- индивидуальная работа по предупреждению появления вредных привычек и избавлению от них при появлении;
- оказание необходимой помощи детям, страдающим ранней алкоголизацией и наркоманией;
- санитарно-просветительская работа;
- проведение мероприятий по профилактике обострения хронических и предупреждению инфекционных заболеваний;
- проведение в детских учреждениях лечебно-профилактической, противоэпидемиологической работы;
- содействие в организации и проведении диспансеризации детей, находящихся на обслуживании в стационарных условиях;
- оказание санитарно-гигиенической помощи самостоятельно проживающим детям - выпускникам организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школ-интернатов, специализированных учреждений для детей, нуждающимся в социальной реабилитации, а также детям, проживающим с родителями, временно неспособными заботиться о них или пренебрегающими родительскими обязанностями;
- подготовка детей к сознательному и ответственному отцовству и материнству;
- социально-медицинский патронаж детей;
- осуществление долговременного развивающего ухода за детьми-инвалидами;
- создание условий ранней помощи детям с ограничениями жизнедеятельности.
5.2.2 Прочие социально-медицинские услуги:
- медико-социальное обследование безнадзорных и беспризорных детей при поступлении в учреждения, проведение первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки, организация первичной доврачебной помощи, направление, при наличии показаний, на лечение в стационарные медицинские учреждения;
- проведение мероприятий, направленных на снятие стрессового состояния детей, вызванного сложившейся жизненной ситуацией, выведение детей из состояния посттравматического стресса с помощью медицинских учреждений и с привлечением психологов и психотерапевтов;
- содействие в организации проведения профилактических мероприятий, позволяющих снизить риск распространения инфекционных заболеваний среди детей в семьях беженцев и вынужденных переселенцев, содействие в организации проведения углубленных медицинских осмотров прибывающих детей, их бактериологическое обследование и обязательная иммунизация, содействие в прохождении диспансеризации;
- содействие в организации медицинского обследования и необходимого лечения детей, прибывающих без родителей, а также проведение, в случае необходимости, судебно-медицинской экспертизы в целях установления их возраста;
- выполнение процедур, связанных с организацией ухода, наблюдением за состоянием здоровья ребенка (измерение температуры тела, артериального давления, контроль за приемом лекарственных препаратов и др.);
- оказание содействия в проведении оздоровительных мероприятий;
- систематическое наблюдение за получателями социальных услуг в целях выявления отклонений в состоянии их здоровья;
- проведение занятий по адаптивной физической культуре;
- проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни;
- консультирование по социально-медицинским вопросам (поддержание и сохранение здоровья ребенка, проведение оздоровительных мероприятий, выявление отклонений в состоянии их здоровья);
- содействие в оказании специализированной помощи детям с ограниченными возможностями: осуществление лечебных оздоровительных мероприятий для детей, направление их (при необходимости) в лечебные учреждения, содействие в оформлении документов на освидетельствование учреждениями медико-социальной экспертизы;
- содействие в обеспечении детей согласно медицинским показаниям лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
- содействие в предоставлении детям, нуждающимся в оздоровлении, соответствующих услуг и направлении их в оздоровительные лагеря и на санаторно-курортное лечение;
- оказание помощи в организации и проведении прививок против туберкулеза, полиомиелита, дифтерии, коклюша, столбняка, кори, паротита с учетом прививочного статуса и возраста, результатов серологических исследований, а также по эпидемиологическим показателям детям семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- содействие в профилактике и лечении хронических и социально обусловленных заболеваний среди детей из северных регионов (туберкулеза, гельминтозов, педикулеза и др.), а также алкоголизма, токсикомании, оказание помощи в обеспечении необходимых санитарно-гигиенических условий проживания и питания этих детей, обеспечение их высокоэффективными противопаразитарными лекарственными препаратами, предназначенными для применения в северных регионах;
- организация проведения комплекса оздоровительных мероприятий среди детей в очагах гельминтозов;
- содействие в оказании высокотехнологичной медицинской помощи детям при установленной причинной связи заболевания с воздействием радиации в результате радиационных аварий;
- содействие в проведении лечебно-профилактических мероприятий, направленных на повышение адаптационно-компенсаторных реакций организма детей, подвергшихся воздействию радиации.
5.3 Социально-психологические услуги
Социально-психологические услуги детям, находящимся в социально опасном положении, предоставляют в объемах и формах, приведенных в 5.3.1, 5.3.2.
5.3.1 Социально-психологические услуги, направленные на оказание помощи в коррекции психологического состояния детей для адаптации в социальной среде, в том числе на оказание психологической помощи анонимно посредством предоставления консультаций по телефону доверия:
- психологическая диагностика детей для выявления и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей каждого ребенка, определение степени отклонения в их поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми для разработки рекомендаций по коррекции отклонений и развитию личностных ресурсов;
- социально-психологическое консультирование (в том числе по вопросам внутрисемейных отношений, социальных и жизненных компетенций);
- содействие в получении экстренной психологической помощи (в том числе по телефону, посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также с привлечением священнослужителей);
- психологическая коррекция, направленная на преодоление или ослабление девиаций в психическом и социальном развитии детей;
- психологическая поддержка и сопровождение в установлении или восстановлении утраченных контактов с семьей и связей внутри семьи, в возвращении детей к родителям или лицам, их заменяющим, в восстановлении или установлении социального статуса в коллективе сверстников, по месту учебы или работы;
- психологический анализ и психотерапия (не медицинская) с целью восстановления психических процессов, повышения уровня приспособительных и качества ориентировочных функций психики детей;
- психологические тренинги, направленные на снятие у детей последствий психотравмирующих ситуаций, эмоционально-волевых нарушений;
- психологическая экспертиза по гражданским, уголовным и иным направлениям;
- социально-психологический патронаж.
5.3.2 Прочие социально-психологические услуги:
- психолого-медико-педагогическое обследование социально дезадаптированных детей, направленное на установление форм и степени дезадаптации детей, ее источников и причин, а также на изучение состояния нервно-психического здоровья, особенностей личного развития и поведения детей;
- психологическое консультирование по налаживанию межличностных взаимоотношений с близкими и другими значимыми для них людьми;
- психологическая помощь детям по снятию стрессового состояния, вызванного сложившейся жизненной ситуацией, с целью выведения детей из состояния посттравматического стресса;
- проведение среди детей воспитательно-профилактической работы в целях устранения различных психологических факторов и причин, обуславливающих отклонение в состоянии их психического здоровья, а также педагогической и социальной запущенности;
- распространение среди детей общих начальных психологических знаний;
- диагностическое обследование психофизического, интеллектуального, социального и эмоционального развития детей дошкольного возраста, изучение их склонностей и способностей для определения степени готовности к школе;
- подготовка детей к самостоятельной семейной жизни по достижении совершеннолетия;
- оказание психологической помощи детям, подвергшимся воздействию радиации в результате техногенных аварий, в преодолении негативных последствий этих аварий, повышении их социально-психологического самочувствия, устранении тревоги и страха за будущее.
5.4 Социально-педагогические услуги
Социально-педагогические услуги детям, находящимся в социально опасном положении, предоставляют в объемах и формах, приведенных в 5.4.1, 5.4.2.
5.4.1 Социально-педагогические услуги, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности ребенка, на формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей:
- педагогическая помощь детям, направленная на профилактику отклонений в поведении, асоциальных ценностей, социально не одобряемых личностных качеств;
- формирование у детей позитивных интересов, конструктивных социально-приемлемых отношений с родителями и окружающими их взрослыми;
- обучение практическим навыкам общего ухода за тяжелобольными получателями социальных услуг, получателями социальных услуг, имеющими ограничения жизнедеятельности, в том числе за детьми-инвалидами;
- социально-педагогическая коррекция, включая диагностику и консультирование;
- социальная коррекция педагогической запущенности детей, формирование ассертивного поведения;
- содействие в организации профессиональной ориентации и профессионального обучения детей;
- формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга);
- организация досуга (праздники, экскурсии и другие культурные мероприятия);
- организация помощи родителям и иным законным представителям детей-инвалидов, воспитываемых дома, в обучении навыкам самообслуживания, общения, направленным на развитие личности;
- тьюторское сопровождение детей с ограничением жизнедеятельности.
5.4.2 Прочие социально-педагогические услуги:
- содействие в восстановлении (при необходимости) нарушенных связей со школой, в установлении позитивного отношения к учебной деятельности;
- оказание педагогической помощи для восстановления статуса в коллективе сверстников, по месту учебы или работы;
- создание условий для проведения педагогической работы по социальной реабилитации детей (предоставление помещений для занятий, игр и их соответствующее оснащение);
- социально-педагогическая диагностика и обследование интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста, изучение их склонностей и способностей для определения степени готовности к школьному обучению;
- организация досуга (посещение театров, выставок, концертов, праздников, соревнований), организация и проведение собственных концертов, выставок, спортивных соревнований и других мероприятий;
- содействие в создании условий для нормального обучения детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев в местах их компактного проживания;
- содействие в организации обучения детей по новым педагогическим технологиям коррекционно-развивающего обучения, создание благоприятных условий для социально-культурной адаптации, семейного и гражданско-патриотического воспитания, развития творческих способностей детей к различным видам деятельности, активно влияющей на их социализацию в разных сферах (игре, обучении, труде, общении);
- обеспечение участия детей в проведении передвижных выставок ремесел, изобразительного и прикладного искусства детей в центрах временного размещения, местах компактного поселения беженцев и вынужденных переселенцев;
- организация праздничных представлений и театрально-концертного обслуживания детей в местах компактного поселения беженцев и вынужденных переселенцев;
- создание условий для нормального обучения и воспитания детей народов северных регионов (обеспечение учебными пособиями на родных языках, пособиями для начального профессионального образования по традиционным видам хозяйствования, книгами о Севере для внеклассного чтения с популярно изложенными текстами энциклопедического характера, оказание помощи в получении равных со сверстниками из других регионов возможностей получения общего и начального профессионального образования независимо от этнической принадлежности и степени транспортной доступности места проживания, оказание педагогической помощи в преодолении трудностей в школьном образовании, связанных с недостаточной работоспособностью и быстрой утомляемостью, проявляющимися в снижении памяти, внимания и приводящими к неспособности обучения традиционными методами).
5.5 Социально-трудовые услуги
Социально-трудовые услуги детям, находящимся в социально опасном положении, направлены на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией.
Социально-экономические услуги предоставляют в следующих объемах и формах:
- содействие (через органы опеки, попечительства и занятости) в получении временной или постоянной работы, соответствующей их возможностям, интересам, потребностям, а также в профессиональной ориентации и получении специальности;
- проведение мероприятий по использованию трудовых возможностей и обучению доступным профессиональным навыкам;
- организация помощи в получении образования, в том числе профессионального образования, инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с их способностями.
5.6 Социально-правовые услуги
Социально-правовые услуги, изложенные в настоящем подразделе, направлены на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов детей.
Социально-правовые услуги предоставляются в следующих объемах и формах:
- оказание правовой помощи в защите и соблюдении прав детей на воспитание и заботу о них, в том числе в случаях, угрожающих их жизни и здоровью;
- содействие в осуществлении мер социальной поддержки детей, установленных законодательством Российской Федерации;
- оказание помощи в оформлении и восстановлении утраченных документов ребенка;
- оказание помощи в получении юридических услуг (в том числе бесплатно);
- консультирование по вопросам, связанным с их правом на социальное обслуживание в государственной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов;
- оказание помощи ведомствам и учреждениям, занимающимся в пределах своей компетенции вопросами жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в оформлении документов на лишение родительских прав родителей, подвергающих детей любым формам физического или психологического насилия, помощи в жизненном устройстве этих детей и привлечении к ответственности лиц, виновных в насилии над детьми;
- оказание помощи в составлении и подаче жалоб на неправомерные действия (или бездействие) социальных служб или работников этих служб, нарушающих или ущемляющих законные права детей;
- обеспечение представительствования в суде для защиты прав и интересов детей;
- содействие органам опеки и попечительства в подготовке документов на усыновление, в устройстве детей в приемную семью, в детское учреждение социального обслуживания;
- содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном действующим законодательством;
- оказание юридической помощи в оформлении документов на осуществление по отношению к детям мер социальной поддержки, предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- оказание помощи ведомствам и учреждениям, занимающимся в пределах своей компетенции вопросами жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в оформлении документов, удостоверяющих личность детей, документов для направления детей на временное пребывание в учреждения социального обслуживания, а также оказание помощи в оформлении документов на усыновление и другие формы семейного воспитания детей;
- участие совместно с заинтересованными ведомствами в решении дальнейшей судьбы детей, нуждающихся в жизненном устройстве;
- консультирование по социально-правовым вопросам (семейное, жилищное, трудовое законодательство, права детей);
- оказание помощи в оформлении документов для направления детей, проживающих с родителями, которые временно неспособны заботиться о них из-за болезни, нетрудоспособности, привлечения к судебной ответственности, длительных командировок, в учреждения социального обслуживания на временное пребывание;
- оказание правовой помощи при решении практических задач самостоятельно проживающим выпускникам организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школ-интернатов и специализированных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации;
- социально-правовой патронаж детей.
5.7 Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала
Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала, изложенные в настоящем подразделе, направлены на снижение коммуникативных барьеров детей-инвалидов во всех формах социального обслуживания.
Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала предоставляются в следующих объемах и формах:
- проведение социально-реабилитационных мероприятий в сфере социального обслуживания;
- обучение детей-инвалидов пользованию средствами ухода и техническими средствами реабилитации;
- обучение навыкам поведения в быту и общественных местах;
- оказание помощи в обучении навыкам компьютерной грамотности.
5.8 Срочные социальные услуги
Срочные социальные услуги детям, находящимся в социально опасном положении, в целях оказания неотложной помощи предоставляют в следующих объемах и формах:
- обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия;
- обеспечение получателя социальных услуг одеждой и обувью (в том числе бывшей в употреблении), средствами санитарии и гигиены, средствами ухода за детьми и другими предметами первой необходимости;
- обеспечение временным проживанием детей в учреждениях социального обслуживания с предоставлением им полного государственного обеспечения;
- содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов ребенка;
- содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей.
Библиография
[1] |
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" |
[2] |
Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ "Гражданский кодекс Российской Федерации" |
[3] |
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" |
[4] |
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" |
[5] |
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" |
[6] |
Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" |
[7] |
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" |
УДК 658.382.3:006.354 |
|
ОКС 03.080.30 |
ОКПД 2 87, 88 |
| |||
Ключевые слова: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей или нуждающиеся в жизненном устройстве, безнадзорный, беспризорный, антиобщественные действия, индивидуальная профилактическая работа, психический дискомфорт, социальная адаптация, социальная реабилитация, социальные реабилитационные услуги, социальная безопасность детей, услуги по социальному обеспечению детей |