ОДМ 218.1.001-2020

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ
ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИИ
В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО
(Росавтодор)

Москва 2020

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией «Научно-исследовательский институт транспортно-строительного комплекса» (АНО «НИИ ТСК»).

2 ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства.

3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 27.07.2020 № 2430-р.

4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

5 ВЗАМЕН ОДМ 218.1.001-2010.

СОДЕРЖАНИЕ

1 Область применения. 1

2 Нормативные ссылки. 2

3 Термины и определения. 2

4 Основные принципы применения норм технического регулирования и стандартизации в сфере дорожного хозяйства. 6

5 Разъяснение ряда требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) 18

Библиография. 28

 

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Рекомендации по применению документов технического регулирования
и стандартизации в сфере дорожного хозяйства

1 Область применения

Настоящий отраслевой дорожный методический документ распространяется на документы, направленные на функционирование дорожного хозяйства и содержит разъяснения основных принципов применения и соблюдения норм технического регулирования и стандартизации в сфере дорожного хозяйства, а также разъяснения ряда требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011).

2 Нормативные ссылки

В настоящем отраслевом дорожном методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 1.2-2015 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены

ГОСТ Р 1.2-2016 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок, приостановки действия и отмены

ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения

ГОСТ Р 1.5-2012 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения

ГОСТ Р 1.8-2011 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения

ГОСТ Р 1.16-2011 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные предварительные. Правила разработки, утверждения, применения и отмены

OК (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96) 001 Общероссийский классификатор стандартов (ОКС)

Примечание - При пользовании настоящим отраслевым дорожным методическим документом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил и/или классификаторов) в информационной системе общего пользования -на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячно издаваемого информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт (документ), на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта (документа) с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт (документ), на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта (документа) с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт (документ), на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт (документ) отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем отраслевом дорожном методическом документе применяются следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 аккредитация: Официальное признание органом по аккредитации компетентности органа по оценке соответствия (в том числе органа по сертификации, испытательной лаборатории (центра)) выполнять работы в определенной области оценки соответствия.

[Договор [1]]

3.2 выпуск продукции в обращение: Поставка или ввоз продукции (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) с целью распространения на территории Союза в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе.

[Договор [1]]

3.3 государства-члены Союза: Государства, являющиеся членами Союза и Сторонами Договора о Евразийском экономическом союзе.

[Договор [1]]

3.4 декларация о соответствии техническим регламентам Союза: Документ, которым заявитель удостоверяет соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Союза.

[Договор [1]]

3.5 декларирование соответствия: Форма обязательного подтверждения соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Союза.

[Договор [1]]

3.6 документы национальной системы стандартизации: Национальный стандарт Российской Федерации (далее - национальный стандарт), в том числе основополагающий национальный стандарт Российской Федерации (далее - основополагающий национальный стандарт), и предварительный национальный стандарт Российской Федерации (далее - предварительный национальный стандарт), а также правила стандартизации, рекомендации по стандартизации, информационно-технические справочники.

[федеральный закон [9]]

3.7 документ по стандартизации: Документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения документов по стандартизации устанавливается Федеральным законом от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».

[федеральный закон 9]]

3.8 дорожное хозяйство: Единый производственно-хозяйственный комплекс, включающий в себя автомобильные дороги общего пользования Российской Федерации и дорожные сооружения на них, а также организации, осуществляющие обследование, изыскания, проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования.

3.9 евразийский экономический союз (Союз): Международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью.

[Договор [1]]

3.10 единый знак обращения продукции на рынке Союза: Обозначение, служащее для информирования приобретателей и потребителей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Союза.

[Договор [1]]

3.11 заявитель: Лицо одного государства-члена, обратившееся в компетентный орган этого или другого государства-члена с заявлением о предоставлении разрешения на осуществление определенной деятельности или определенных действий, в том числе посредством включения в реестр, выдачи официального документа (лицензии, согласования, заключения, аттестата, свидетельства, сертификата и т.п.).

3.12 идентификация продукции: Процедура отнесения продукции к области применения технического регламента Союза и установления соответствия продукции технической документации на данную продукцию.

[Договор [1]]

3.13 изготовитель: Юридическое лицо или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, в том числе иностранный изготовитель, осуществляющие от своего имени производство или производство и реализацию продукции и ответственные за ее соответствие требованиям технических регламентов Союза.

[Договор [1]]

3.14 межгосударственный стандарт: Региональный стандарт, принятый Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации Содружества Независимых Государств.

[Договор [1]]

3.15 международный стандарт: Стандарт, принятый международной организацией по стандартизации.

[Договор [1]]

3.16 национальный стандарт: Документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации, утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации.

[федеральный закон [9]]

3.17 объект стандартизации: Продукция (работы, услуги) (далее -продукция), процессы, системы менеджмента, терминология, условные обозначения, исследования (испытания) и измерения (включая отбор образцов) и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и иные объекты.

[федеральный закон [9]]

3.18 объект технического регулирования: Продукция или продукция и связанные с требованиями к продукции процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

[Договор [1]]

3.19 обязательная сертификация: Форма обязательного подтверждения органом по сертификации соответствия объектов технического регулирования требованиям технических регламентов Союза.

[Договор [1]]

3.20 обязательное подтверждение соответствия: Документальное удостоверение соответствия продукции и процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям технических регламентов Союза.

[Договор [1]]

3.21 основополагающий национальный стандарт: Национальный стандарт, разработанный и утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, устанавливающий общие положения, касающиеся выполнения работ по стандартизации, а также виды национальных стандартов.

[федеральный закон [9]]

3.22 отраслевой дорожный методический документ: Акт рекомендательного характера, изданный распоряжением федерального органа исполнительной власти в дорожном хозяйстве, разъясняющий методологию работ в сфере технического регулирования и стандартизации в дорожном хозяйстве Российской Федерации и/или содержащий технические рекомендации в области проектирования (включая изыскания), строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений.

Примечание - К эксплуатации автомобильных дорог относится комплекс мероприятий по текущему ремонту и содержанию автомобильной дороги, выполняемый в целях обеспечения ее сохранности для безопасного использования автомобильной дороги по ее прямому назначению.

3.23 оценка соответствия: Прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту технического регулирования.

[Договор [1]]

3.24 предварительный национальный стандарт: Документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации на ограниченный срок в целях накопления опыта в процессе применения предварительного национального стандарта для возможной последующей разработки на его основе национального стандарта.

[федеральный закон [9]]

3.25 продукция: Результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.

[Договор [1]]

3.26 свод правил: Документ по стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти или Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и содержащий правила и общие принципы в отношении процессов в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов.

[федеральный закон [9]]

3.27 сертификат соответствия техническим регламентам Союза: Документ, которым орган по сертификации удостоверяет соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технического регламента Союза (технических регламентов Союза).

[Договор [1]]

3.28 стандарт организации: Документ по стандартизации, утвержденный юридическим лицом, в том числе государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, а также индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг.

[федеральный закон [9]]

3.29 таможенный союз: Форма торгово-экономической интеграции государств-членов, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле не применяются таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, действуют Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза и единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьей стороной.

[Договор [1]]

3.30 технический регламент Союза: Документ, принятый Комиссией Союза и устанавливающий обязательные для применения и исполнения на территории Союза требования к объектам технического регулирования.

[Договор [1]]

3.31 техническое регулирование: Правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

[Договор [1]]

4 Основные принципы применения норм технического регулирования и стандартизации в сфере дорожного хозяйства

4.1 Общие положения

4.1.1 Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС) международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе, (далее - Договор) [1].

В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы, и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.

4.1.2 В соответствии со статьей 51 Договора [1] техническое регулирование в рамках Союза осуществляется в соответствии со следующими принципами:

- установление обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

Примечание - Техническое регулирование в Союзе распространяется только на установление обязательных требований.

- установление единых обязательных требований в технических регламентах Союза или национальных обязательных требований в законодательстве государств-членов к продукции, включенной в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Союза (далее - единый перечень);

Примечание - Все обязательные требования, установленные в технических регламентах для всех государств-членов Союза являются обязательными, а в случае отсутствия технических регламентов, обязательные требования к продукции из единого перечня устанавливаются государствами-членами Союза. Технические регламенты разрабатываются только на ту продукцию, которая включена в единый перечень, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза [2].

- применение и исполнение технических регламентов Союза в государствах-членах без изъятий;

Примечание - Требования, установленные в технических регламентах Союза обязаны выполнять все государства-члены Союза в полном объеме, без введения дополнительных исключений из общих правил применения и исполнения.

- соответствие технического регулирования в рамках Союза уровню экономического развития государств-членов и уровню научно-технического развития;

Примечание - Все регламентируемые требования должны обеспечивать должный уровень безопасности для всех государств-членов Союза.

- независимость органов по аккредитации государств-членов, органов по подтверждению соответствия государств-членов и органов по надзору (контролю) государств-членов от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей, в том числе потребителей;

- единство правил и методов при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

Примечание - Нормирование требования обеспечивается только и исключительно путем установления числового значения измеряемой величины и метода ее измерения. При проведении процедур обязательной оценки соответствия требованиям технического регламента [3] применяются только те методы исследований (испытаний) и измерений, которые включены в Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования.

- единство применения требований технических регламентов Союза независимо от видов и (или) особенностей сделок;

Примечание - Все требования технического регламента должны всегда соблюдаться независимо от формы собственности организации и состава договорной документации.

- недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении оценки соответствия;

Примечание - Заявитель вправе выбрать любой орган по подтверждению соответствия, аккредитованный в установленном порядке.

- осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Союза на основе гармонизации законодательства государств-членов;

Примечание - Государства-члены назначают ответственные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов на своей территории.

- добровольность применения стандартов;

- разработка и применение межгосударственных стандартов;

Примечания:

1. Межгосударственные стандарты являются основой технического регулирования Союза, через которые в государствах-членах устанавливаются единые требования.

2. В рамках реализации Программы по разработке межгосударственных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011), а также межгосударственных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, утвержденной Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии [4] (далее - Программа), разработан 171 межгосударственный стандарт.

- гармонизация межгосударственных стандартов с международными и региональными стандартами;

Примечание - В основу межгосударственных стандартов, разработанных в рамках Программы, легли ряд международных (ISO) и региональных (EN) стандартов.

- единство правил и процедур проведения обязательной оценки соответствия;

Примечание - При проведении обязательного подтверждения соответствия и государственного контроля (надзора) однородной продукции применяются единые правила (формы и схемы подтверждения соответствия и методы испытаний, указанные в техническом регламенте Союза).

- обеспечение гармонизации законодательства государств-членов в части установления ответственности за нарушение обязательных требований к продукции, правил и процедур проведения обязательной оценки соответствия;

Примечание - Установления единого уровня ответственности (размеров штрафов) в государствах-членах.

- проведение согласованной политики в области обеспечения единства измерений в рамках Союза;

Примечание - В Договоре [1] установлены положения по обеспечению единства измерений в Союзе. Требования по обеспечению единства измерений в государствах-членах должны быть гармонизированы с положениями Договора [1].

- недопущение установления избыточных барьеров для ведения предпринимательской деятельности;

- установление переходных положений в целях поэтапного перехода на новые требования и документы.

Примечание - До конца действия переходного периода действуют требования, которые действовали до введения в действие технического регламента. Переходный период внедрения технического регламента необходим, чтобы все заинтересованные стороны подготовились к выполнению требований технического регламента. Переходный период действия технического регламента [3] завершился 01.09.2016.

4.1.3 В соответствии со статьей 52 Договора [1] технические регламенты Союза принимаются в целях:

- защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества;

- окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей;

- обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения в рамках Союза.

Примечание - Принятие технических регламентов Союза в иных целях не допускается.

4.1.4 В соответствии со статьей 52 Договора [1], технические регламенты Союза имеют прямое действие на территории Союза.

4.1.5 В соответствии со статьей 52 Договора [1] для выполнения требований технического регламента Союза и оценки соответствия требованиям технического регламента Союза на добровольной основе могут применяться:

- международные стандарты;

- межгосударственные стандарты;

- национальные (государственные) стандарты государств-членов (до принятия межгосударственных стандартов).

Примечания:

1. Для выполнения требований технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог» применяются межгосударственные стандарты, включенные в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) и Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования.

2. Применение на добровольной основе межгосударственных стандартов, включенных в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011), является достаточным условием соблюдения требований технического регламента [3].

4.1.6 В соответствии со статьей 53 Договора [1], продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент Союза, выпускается в обращение на территории Союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом Союза.

Примечание - Продукция, определенная в приложениях к техническому регламенту [3] перед выпуском в обращении на территории Союза должна пройти все необходимые процедуры оценки соответствия, установленные в статье 5 технического регламента [3].

4.1.7 В соответствии со статьей 53 Договора [1], государства-члены Союза обеспечивают обращение на своей территории продукции, соответствующей требованиям технического регламента Союза, без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте Союза требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия.

Со дня вступления в силу технического регламента Союза на территориях государств-членов соответствующие обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные законодательством государств-членов или актами Комиссии, действуют только в части, определенной переходными положениями, и с даты завершения действия переходных положений, определенных техническим регламентом Союза и (или) актом Комиссии, не применяются для выпуска продукции в обращение, оценки соответствия объектов технического регулирования, государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Союза.

Примечание - Федеральный закон [5] перестал распространяться (оказывать регулирующее воздействие) на те объекты, которые вошли в сферу технического регулирования технического регламента [3].

4.2 Документы, направленные на функционирование дорожного хозяйства

4.2.1 Общие положения

К документам, направленным на функционирование дорожного хозяйства относятся:

- технические регламенты;

- межгосударственные стандарты (ГОСТ), включенные в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) и Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования;

- межгосударственные стандарты (ГОСТ);

- документы национальной системы стандартизации (ГОСТ Р ОСН, ГОСТ Р, ПНСТ);

- стандарты организаций (СТО);

- общероссийские классификаторы (ОК);

- отраслевые дорожные методические документы (ОДМ);

- своды правил (СП);

- специальные технические условия (СТУ).

4.2.2 Технические регламенты

Технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) [3] был разработан в соответствии с Федеральным законом [6] и на основании Соглашения [7].

Технический регламент [3] был утвержден Решением Комиссии Таможенного союза [8] и вступил в силу с 15 февраля 2015 года.

С вступлением в силу технического регламента [3] произошло разделение сфер технического регулирования (см. рисунок 1), все автомобильные дороги общего пользования попадают в сферу технического регулирования технического регламента [3] (технического регламента Таможенного союза), а автомобильные дороги не общего пользования, а также улицы населенных пунктов при их проектировании (включая изыскания), строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и эксплуатации - в сферу технического регулирования федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [5] (национального технического регламента).

Особо стоит отметить, что в соответствии с ч. 2 Статьи 53 Договора [1], продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент Союза (технические регламенты Союза), выпускается в обращение на территории Союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом Союза (техническими регламентами Союза). Исходя из этого следует, что все дорожно-строительные материалы и изделия, включенные в приложения 1 и 2 технического регламента [3], подлежат обязательному подтверждению соответствия до обращения на рынке не зависимо от области применения (дороги автомобильные общего пользования или улицы населенных пунктов).

Примечание - Для добровольного применения используется только Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011), а Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования, является, по сути обязательным к применению, в т.ч. и при осуществлении оценки соответствия на основе анализа рисков.

Рисунок 1 - Разделение сфер технического регулирования в дорожном хозяйстве

Технический регламент [3] устанавливает обязательные для выполнения требования в рамках Союза.

Дополнительно к обязательным требованиям (требованиям безопасности), могут устанавливаться дополнительные требования, направленные на повышение уровня качества автомобильных дорог. В соответствии с действующим законодательством такими документами могут являться:

- межгосударственные стандарты (ГОСТ);

- национальные стандарты (ГОСТ Р);

- предварительные национальные стандарты (ПНСТ);

- стандарты организаций (СТО).

Данные документы не должны противоречить обязательным требованиям (требованиям технического регламента [3]) и межгосударственным стандартам, включенным в Перечни стандартов к техническому регламенту [3].

Примечание - Данные документы могут быть включены в договорную документацию, в задание на проектирование и в проектную документацию на конкретный объект строительства.

4.2.3 Межгосударственные стандарты и Межгосударственные стандарты, включенные в Перечни к ТР ТС 014/2011

Большинство межгосударственных стандартов, включенные в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) и Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования, были разработаны в рамках реализации Программы по разработке межгосударственных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС 014/2011, а также межгосударственных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований ТР ТС 014/2011 и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии [4].

В соответствии с Договором [1] применение на добровольной основе межгосударственных стандартов, включенных в Перечень межгосударственных стандартов для добровольного применения, является достаточным условием соблюдения требований технического регламента [3].

Для добровольного применения используется только Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011).

Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования, разработан в соответствии с Договором [1] в целях проведения исследований (испытаний) и измерений при оценке соответствия объектов технического регулирования требованиям технического регламента [3]. Таким образом, определение свойств дорожно-строительных материалов и изделий, а также оценивание выполненных работ должно проводиться в строгом соответствии с методами испытаний и измерений, определенными в межгосударственных стандартах, гармонизированных с техническим регламентом [3]. Применение других схожих или альтернативных методик измерений не обеспечит должной воспроизводимости результатов измерений, а также не может применяться при процедурах оценки соответствия (формы оценки соответствия техническому регламенту [3] приведены на рисунке 3).

Дополнительно Договором [1] предусмотрена процедура оценки соответствия на основе анализа рисков, т.е. если заинтересованное лицо не желает проводить сопоставление характеристик своей продукции или процессов с требования межгосударственных стандартов из Перечня межгосударственных стандартов для добровольного применения, то он может оценить соответствие требованиям технического регламента Союза на основе анализа рисков с использованием Перечня межгосударственных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Союза и осуществления оценки соответствия (подтверждения) продукции.

Примечание - Процедура анализа рисков не предусмотрена техническим регламентом [3].

Таким образом, оценка соответствия требованиям технического регламента [3] без применения межгосударственных стандартов из Перечня стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования, в соответствии с Договором [1] не допустима, т.к. не обеспечит сопоставимости результатов измерений и результатов оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям технических регламентов Союза.

Межгосударственные стандарты, включенные в Перечни стандартов к техническому регламенту [3] применяются для обеспечения выполнения требований технического регламента [3] и оценки соответствия требованиям.

Межгосударственные стандарты являются региональными стандартами, разрабатываются и применяются в дорожном хозяйстве, как правило, для повышения качества продукции и процессов на территории стран Содружества Независимых Государств. Все межгосударственные стандарты вводятся в действие в Российской Федерации в качестве национальных стандартов.

Межгосударственные стандарты разрабатываются и применяются в соответствии с требованиями ГОСТ 1.2 и ГОСТ Р 1.8.

4.2.4 Документы национальной системы стандартизации

4.2.4.1 Общие положения

Документы национальной системы стандартизации, применяемые в дорожном хозяйстве:

- основополагающий национальный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р ОСН);

- национальный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р);

- предварительный национальный стандарт Российской Федерации (ПНСТ).

4.2.4.2 Основополагающие национальные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р ОСН)

В соответствии с федеральным законом [9] основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации и устанавливают общие положения, касающиеся выполнения работ по стандартизации, а также виды национальных стандартов.

Основополагающие национальные стандарты разрабатываются Росстандартом либо по заказу Росстандарта, соответствующими институтами-экспертами Росстандарта.

Основополагающие национальные стандарты, как правило, содержат требования к разработке, утверждению, обновлению, внесения поправок, приостановки действия и отмены документов национальной системы стандартизации, а также требования к проведению экспертизы документов национальной системы стандартизации.

Примечание - Основополагающие национальные стандарты применяются в дорожном хозяйстве только при разработке других документов национальной системы стандартизации. Например, при разработке национального стандарта, используются требования ГОСТ Р 1.2 и ГОСТ Р 1.5, а при разработке предварительного национального стандарта, используются требования ГОСТ Р 1.16 и ГОСТ Р 1.5.

4.2.4.3 Национальные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р)

В соответствии с федеральным законом [9] национальные стандарты разрабатываются участниками работ по стандартизации в целях содействия использованию полученных в различных областях знаний и решений, инноваций, достижений науки и техники.

Национальные стандарты разрабатываются на основе:

- результатов научных исследований (испытаний) и измерений;

- положений международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств, сводов правил иностранных государств, стандартов организаций и технических условий, которые содержат новые и (или) прогрессивные требования к объектам стандартизации и способствуют повышению конкурентоспособности продукции (работ, услуг);

- приобретенного практического опыта применения новых видов продукции, процессов и технологий.

Национальные стандарты разрабатываются и применяются в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.2, при этом необходимо понимать, что требования, устанавливаемые в национальном стандарте, должны основываться на современных достижениях науки, техники, технологий, относящихся к данному объекту стандартизации, но в тоже время должны быть достижимы большинством производителей. Особенно важно при разработке, чтобы требования национального стандарта не противоречили техническим регламентам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, которые распространяются на данный объект стандартизации.

Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, должны быть увязаны с требованиями стандартов, утвержденных ранее и/или действующих в Российской Федерации в качестве национальных стандартов (в том числе межгосударственных стандартов).

В дорожной отрасли Российской Федерации национальные стандарты являются основным видом документов по стандартизации, которые применяются во всех сферах деятельности, начиная от изысканий, проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта, эксплуатации, и заканчивая различными формами оценки соответствия.

Национальные стандарты устанавливают требования к любой продукции, производимой в дорожной отрасли, а также к различным процессам.

Требования, установленные в национальных стандартах рекомендуется анализировать на предмет их актуальности не реже 1 раза в 5 лет и при необходимости проводить их обновление путем внесения соответствующих изменений или полной переработки.

4.2.4.4 Предварительные национальные стандарты Российской Федерации (ПНСТ)

В соответствии с федеральным законом [9] предварительные национальные стандарты разрабатываются участниками работ по стандартизации в целях содействия использованию полученных в различных областях знаний и решений, инноваций, достижений науки и техники.

Предварительные национальные стандарты разрабатываются на основе:

- результатов научных исследований (испытаний) и измерений;

- положений международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств, сводов правил иностранных государств, стандартов организаций и технических условий, которые содержат новые и (или) прогрессивные требования к объектам стандартизации и способствуют повышению конкурентоспособности продукции (работ, услуг);

- приобретенного практического опыта применения новых видов продукции, процессов и технологий.

Предварительные национальные стандарты разрабатываются при отсутствии необходимого для стандартизации на национальном уровне опыта применения в Российской Федерации новых технических и/или технологических решений, материалов и иных инноваций, а также для:

- ускоренного внедрения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

- предварительной апробации требований и накопление дополнительной информации об инновационных объектах стандартизации, которые необходимы для разработки национальных стандартов Российской Федерации.

Предварительные национальные стандарты являются ключевым инструментом по внедрению инновационных решений в дорожной отрасли.

По истечении срока действия предварительных национальных стандартов, на основе результатов мониторинга применения предварительных национальных стандартов, принимается решение о переработке предварительных национальных стандартов в национальные стандарты. Обобщенная процедура мониторинга применения предварительных национальных стандартов, действующих в дорожной отрасли приведена в ОДМ [10].

Действие предварительного национального стандарта прекращается в следующих случаях:

- истечение трех лет со дня введения в действие предварительного национального стандарта;

- утверждение федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации национального стандарта, который разработан на основе данного предварительного национального стандарта;

- принятие федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации решения об отмене предварительного национального стандарта.

Предварительные национальные стандарты разрабатываются и применяются в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.16.

4.2.5 Стандарты организаций (СТО)

В соответствии с федеральным законом [9], стандарты организаций разрабатываются организациями самостоятельно исходя из необходимости их применения для обеспечения целей стандартизации.

Стандарты организаций разрабатываются для совершенствования производства, обеспечения качества продукции, выполнения работ и оказания услуг.

Стандарты организации могут разрабатываться для обеспечения соблюдения требований технических регламентов и применения в данной организации национальных стандартов, предварительных национальных стандартов, сводов правил, международных, межгосударственных, национальных стандартов других стран, а также стандартов других организаций.

Стандарты организации не должны противоречить требованиям технических регламентов, а также стандартов, разработанных для содействия соблюдению требований технических регламентов.

В стандартах организации не допускается установление требований, параметров, характеристик и других показателей, противоречащих действующим национальным стандартам.

В стандартах организаций следует устанавливать более высокие требования, чем в действующих документах по стандартизации.

Стандарты организаций могут разрабатываться и применяться для апробации технологических (в т.ч. инновационных) решений на уровне организации.

Примечание - После согласования стандарта организации с Федеральным дорожным агентством, возможна апробация технологических (в т.ч. инновационных) решений на уровне Федерального дорожного агентства.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается организациями самостоятельно с учетом действующего законодательства и основополагающих национальных стандартов.

Стандарты организаций разрабатываются в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.4, а в случае принятия организацией решения о согласовании своего стандарта организации с Федеральным дорожным агентством, то разрабатываются в соответствии с положениями ОДМ [10].

4.2.6 Общероссийские классификаторы (ОК)

В соответствии с федеральным законом [9], порядок разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Общероссийские классификаторы (общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации), как правило, распределяют технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являются обязательными для применения в государственных информационных системах и при межведомственном обмене информацией в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

Примечание - Например, общероссийский классификатор стандартов OК (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96) 001 используется для присвоения кода ОКС документам национальной системы стандартизации (см. элементы «Библиографические данные» документов).

4.2.7 Отраслевые дорожные методические документы (ОДМ)

В соответствии с федеральным законом [6], отраслевые дорожные методические документы являются актами рекомендательного характера в сфере технического регулирования.

Отраслевые дорожные методические документы могут устанавливать только рекомендации, разъясняющие методологию работ в сфере технического регулирования и стандартизации в дорожном хозяйстве Российской Федерации и/или содержать технические рекомендации в области проектирования (включая изыскания), строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений.

Отраслевые дорожные методические документы могут разрабатываться и применяться для апробации инновационных решений на уровне Федерального дорожного агентства.

Примечание - Отраслевые дорожные методические документы не могут содержать требования.

Отраслевые дорожные методические документы разрабатываются в соответствии с положениями ОДМ [10].

4.2.8 Своды правил (СП)

Свод правил, это документ по стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти или Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и содержащий правила и общие принципы в отношении процессов в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов.

Примечания

1. Своды правил разрабатываются только под национальные технические регламенты, т.к. их применение не предусмотрено Договором [1].

2. Своды правил разрабатываются только в отношении процессов.

3. При разработке свода правил не допускается дублирование требований национальных стандартов Российской Федерации и других сводов правил.

В дорожном хозяйстве своды правил могут разрабатываться и применяться только на автомобильных дорогах не общего пользования и улицах населенных пунктов, попадающих в сферу технического регулирования федерального закона [5], т.к. в соответствии с Договором [1] для выполнения требований технического регламента Союза и оценки соответствия требованиям технического регламента Союза на добровольной основе предусмотрено применение только международных, региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия (до принятия региональных (межгосударственных) стандартов) - национальных (государственных) стандартов государств-членов, т.е. для выполнения требований технического регламента [3] могут применяться только межгосударственные стандарты (ГОСТ).

Своды правил разрабатываются и утверждаются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации [11].

4.2.9 Специальные технические условия (СТУ)

Федеральный закон [5] предусматривает возможность применения такого специализированного вида документов, как специальные технические условия, которые применяются в случае, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований, установленных в национальных стандартах и сводах правил, включенных в Перечни к федеральному закону [5].

Специальные технические условия, разрабатываются и согласовываются в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации [12].

Примечание - Такой документ как специальные технические условия не предусмотрен национальной системой стандартизации, т.е. отсутствует в федеральном законе [9].

4.2.10 Основные документы, направленные на функционирование дорожного хозяйства приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Основные документы, направленные на функционирование дорожного хозяйства

Вид документа

Утверждающий орган

Назначение документа

Применение в дорожном хозяйстве

Технический регламент Таможенного союза (ТР ТС 014/2011)

Комиссия Таможенного союза

Устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования технического регламента [3].

Основополагающий документ, устанавливающий обязательные для исполнения требования. Применяется на обязательной основе.

Межгосударственные стандарты (ГОСТ), включенные в Перечни стандартов к техническому регламенту [3]

Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации Содружества Независимых Государств1)

Обеспечивают выполнение требований технического регламента [3]. Устанавливают для всеобщего применения (на межгосударственном уровне) общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации.

Документы, применяемые для обеспечения выполнения требований технического регламента [3] и оценки соответствия требованиям технического регламента [3]. Применяются на добровольной основе2).

Межгосударственные стандарты (ГОСТ)

Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации Содружества Независимых Государств1)

Устанавливают для всеобщего применения (на межгосударственном уровне) общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации.

Документы, разрабатываемые и применяемые, как правило, для повышения качества продукции и процессов, обеспечения совместимости и взаимозаменяемости продукции и других требований, представляющих межгосударственный интерес. Направлены на устранение технических барьеров в производстве и торговле, содействию повышения конкурентоспособности продукции государств участников Соглашения на мировых товарных рынках. Применяются на добровольной основе3).

Основополагающие национальные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р ОСН)

Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации

Устанавливают общие положения, касающиеся выполнения работ по стандартизации, а также виды национальных стандартов

Документы, применяемые только при разработке других документов национальной системы стандартизации. Применяются на обязательной основе.

Национальные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р)

Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации

Устанавливают для всеобщего применения (на национальном уровне) общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации.

Документы, разрабатываемые и применяемые для установления требования к любой продукции, производимой в дорожной отрасли, а также к различным процессам и формам оценки соответствия. Являются основными документами по стандартизации. Применяются на добровольной основе3).

Предварительные национальные стандарты (ПНСТ)

Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации

Устанавливают для всеобщего применения (на национальном уровне) общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации на ограниченный срок в целях накопления опыта в процессе применения предварительного национального стандарта для возможной последующей разработки на его основе национального стандарта.

Документы, разрабатываемые и применяемые, как правило, для повышения качества продукции и процессов для апробации инновационных решений на национальном уровне. Применяются на добровольной основе.

Стандарты организации (СТО)

Утверждаются организацией самостоятельно

Устанавливают для применения в утвердившей организации конкретные характеристики объекта стандартизации, а также конкретные правила и принципы в отношении объекта стандартизации в целях совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг.

Документы, разрабатываемые и применяемые, как правило, для повышения качества продукции и процессов, внедрения технологических (в т.ч. инновационных) решений на уровне организации. Применяются на добровольной основе4).

Отраслевые дорожные методические документы (ОДМ)

Утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства.

Устанавливают рекомендации, разъясняющие методологию работ в сфере технического регулирования и стандартизации в дорожном хозяйстве Российской Федерации и/или содержать технические рекомендации в области проектирования (включая изыскания), строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений. Не должны содержать требования.

Не являются документами по стандартизации. Применяются на добровольной основе.

____________

1) Вводятся в действие в качестве национальных стандартов Российской Федерации Федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации.

2) Для добровольного применения используется только Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011), а Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования, является, по сути обязательным к применению, в т.ч. и при осуществлении оценки соответствия на основе анализа рисков.

3) После включения в определенный Правительством Российской Федерации перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, а также при наличии на них ссылок в нормативных правовых актах, применяются на обязательной основе.

4) В организации разработчика, после утверждения, применяются на обязательной основе.

5 Разъяснение ряда требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011)

5.1 Общие положения

Технический регламент [3] вступил в силу 15 февраля 2015 года, который впервые, с начала реформы технического регулирования в Российской Федерации, а также и в других государствах Союза, ввел единые системные целенаправленные обязательные к исполнению требования к вновь строящимся, реконструируемым, капитально ремонтируемым, ремонтируемым и эксплуатируемым автомобильным дорогам общего пользования и дорожным сооружениям на них, включая элементы обустройства, а также связанным с ними процессами проектирования (включая изыскания), строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений и применяемым дорожно-строительным материалам и изделиям. При этом для объектов дорожного и придорожного сервиса регулируется только их расположение.

Из объектов распространения технический регламент [3] исключены автомобильные дороги, не относящиеся к автомобильным дорогам общего пользования (автомобильные дороги промышленных, строительных, лесных и иных производственных предприятий, дороги, предназначенные для временного использования, дороги, расположенные в специальных зонах отчуждения и сооружаемые для нужд обороны или исключительно в спортивных целях), а также, на что стоит особо обратить внимание, - улицы населенных пунктов.

Технический регламент [3] устанавливает минимально необходимые требования безопасности к автомобильным дорогам и процессам их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и эксплуатации, а также формы и порядок оценки соответствия этим требованиям.

Примечание - Требования к дорожно-строительным материалам и изделиям не идентифицированные в техническом регламенте [3] устанавливаются в нормативно-технических документах, принятых в государстве-члене Союза, на территории которого они применяются, как необязательные требования, направленные на повышение уровня качества процессов и продукции, относительно минимально необходимых требований безопасности, если иное не установлено другими техническими регламентами Союза.

Технический регламент [3] распространяется на:

- вновь строящиеся, реконструируемые, капитально ремонтируемые, ремонтируемые и эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования (к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц) и дорожные сооружения на них, включая элементы обустройства. При этом для объектов дорожного и придорожного сервиса регулируется только их расположение («элементы обустройства» - комплекс зданий и сооружений обслуживания движения, технических средства и устройств, предназначенных для организации и обеспечения безопасности дорожного движения);

- процессы проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений;

- дорожно-строительные материалы и изделия.

Объекты технического регулирования ТР ТС 014/2011 [3] представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 - Объекты технического регулирования ТР ТС 014/2011

В статье 3 технического регламента [3] установлены требования безопасности к объектам технического регулирования в виде существенных требований (определены опасные факторы, характерные для объекта технического регулирования). Данные требования разделены по следующим видам:

- требования к автомобильным дорогам и сооружениям на них при изысканиях;

- требования к автомобильным дорогам и сооружениям на них при проектировании;

- требования к автомобильным дорогам и сооружениям на них при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и ремонте;

- требования к автомобильным дорогам и сооружениям на них при их эксплуатации;

- требования к дорожно-строительным материалам и изделиям.

Существенные требования, это требования, качественно определяющие необходимый уровень безопасности. Изготовителю конкретной продукции необходимо установить значения ее параметров, отвечающих существенным требованиям. Доказательство соответствия заявленных изготовителем требований существенным требованиям технического регламента может обеспечиваться путем их сопоставления с показателями безопасности, содержащимися в гармонизированных с техническим регламентом межгосударственных стандартах.

При этом должен действовать принцип «презумпции соответствия», заключающийся в том, что существенные требования технического регламента считаются выполненными, если они соответствуют конкретным требованиям межгосударственных стандартов, гармонизированных с этим техническим регламентом.

Гармонизированными с техническим регламентом документами в области стандартизации считаются межгосударственные стандарты, включенные в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента.

Применение на добровольной основе соответствующих стандартов, включенных в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента [3], является достаточным условием соблюдения требований технического регламента [3].

Примечания:

1. Неприменение стандартов, включенных в указанный перечень, не может рассматриваться как несоблюдение требований технического регламента [3].

2. В случае неприменения стандартов, включенных в указанный перечень, оценка соответствия процессов проектирования (включая изыскания), строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и эксплуатации, а также дорожно-строительных материалов и изделий требованиям, осуществляется на основе анализа рисков.

3. Особенности применения межгосударственных стандартов, включенных в Перечни к ТР ТС 014/2011 определены в 4.2.3.

На рисунке 3 представлены формы оценки соответствия в зависимости от объектов технического регулирования технического регламента [3].

Одной из форм оценки соответствия, применимой к дорожно-строительным материалам и дорожным изделиям является подтверждение соответствия. При проведении процедур подтверждения соответствия обязательно проведение испытаний продукции. Такие испытания должны проводить испытательные лаборатории, аккредитованные в национальной системе аккредитации Российской Федерации. Исключение составляют испытательные лаборатории, принадлежащие заявителю, регистрирующему декларацию о соответствии на дорожно-строительные материалы, включенные в приложение 1 ТР ТС 014/2011. Обязательная аккредитация испытательных лабораторий для проведения работ в рамках строительного контроля или входного контроля не требуется.

Примечание - За предоставление испытательной лабораторией (центром) для целей оценки (подтверждения) соответствия недостоверных или необъективных результатов исследований (испытаний) и (или) измерений продукции в кодексе Российской Федерации [13] предусмотрена административная ответственность в виде соответствующего штрафа.

Рисунок 3 - Формы оценки соответствия предусмотренные ТР ТС 014/2011

5.2 Подтверждение соответствия

Порядок подтверждения соответствия осуществляется в соответствии с унифицированными процедурами, утвержденными Комиссией Таможенного союза, которые установлены Положением о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза, утвержденном Решением Комиссии Таможенного [14].

Документами, подтверждающими соответствие дорожно-строительных материалов и изделий требованиям технического регламента [3], являются декларация о соответствии или сертификат соответствия.

Перед началом обращения на территории Союза, дорожно-строительные материалы и изделия в обязательном порядке должны пройти обязательные процедуры подтверждения соответствия.

В техническом регламенте [3] определены перечни дорожно-строительных материалов и изделий, подлежащих подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия и обязательной сертификации.

В соответствии с техническим регламентом [3] изделия подлежат обязательному подтверждению соответствия в форме обязательной сертификации, а дорожно-строительные материалы - декларированию соответствия. При этом, технический регламент [3] допускает замены декларирования соответствия дорожно-строительных материалов, на сертификацию по схемам, эквивалентным схемам декларирования соответствия, предусмотренным техническим регламентом [3], в том числе при отсутствии или недостаточности у заявителя собственных доказательств подтверждения соответствия требованиям технического регламента [3].

Информация об органах по сертификации и испытательных лабораториях, которые могут быть привлечены к проведению работ по подтверждению соответствия, размещена на официальном сайте Евразийской экономической комиссии, а в национальной части, - на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации.

Различие схем подтверждения соответствия и их применимости к объектам технического регулирования проиллюстрировано на рисунке 4 и распространяется как на дорожно-строительные материалы, так и на изделия.

Рисунок 4 наглядно представляет различие в определенных в техническом регламенте [3] схемах проведения подтверждения соответствия и позволяет выбрать наиболее оптимальную и доступную для производителя продукции или его представителя.

В соответствии с техническим регламентом [3] декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют одинаковую юридическую силу на территории Союза.

Формы сертификата соответствия и декларации о соответствии утверждены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии [15].

Рисунок 4 - Схемы подтверждения соответствия и их применимость к объектам технического регулирования

В соответствии с положениями технического регламента [3] продукция может производиться по стандарту организации. В таком случае требования стандарта организации не должны противоречить требованиям технического регламента [3] и межгосударственным стандартам, включенным в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента [3].

При проведении подтверждения соответствия заявителю рекомендуется предоставить максимальное количество документов, подтверждающих свойства данной продукции. При этом размер и содержание данных документов не могут влиять на выбор схемы подтверждения соответствия. Одним из таких документов может являться заключение Заказчика на стандарт организации, выданное заявителю на применяемые материалы и изделия, либо экспертное заключение на стандарт организации, выданное профильным техническим комитетом по стандартизации № 418 «Дорожное хозяйство».

Все дорожно-строительные материалы и изделия, соответствующие требованиям технического регламента [3] и прошедшие процедуру подтверждения соответствия, должны иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Союза, которая осуществляется перед выпуском дорожно-строительных материалов и изделий в обращение на рынке.

Единый знак обращения сертифицированных изделий на рынке государств - членов Союза наносится непосредственно на каждую единицу изделий, любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока службы изделия в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза [16].

Нанесение единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Союза на дорожно-строительные материалы осуществляется на упаковку (при ее наличии), а также должен присутствовать на прилагаемых товарно-сопроводительных документах на сертифицированные дорожно-строительные материалы (рисунок 5).

Рисунок 5 - Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Союза

5.2.1 Декларирование соответствия

При декларировании соответствия заявителем могут выступать зарегистрированные на территории государства-члена Союза в соответствии с законодательством этого государства юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, являющиеся изготовителем либо выполняющие функции иностранного изготовителя на основании договора. Заявитель несет ответственность за декларируемую продукцию в части обеспечения ее соответствия требованиям технического регламента [3] и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям технического регламента [3].

Примечание - Виды нарушений и административных наказаний в сфере технического регулирования установлены в кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях [13].

Декларирование соответствия дорожно-строительных материалов по схемам 1д, 3д, 4д осуществляется на основании:

- собственных доказательств (схема 1д);

- доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра), включенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза (схемы 3д, 4д);

- проведения испытаний дорожно-строительных материалов и производственного контроля изготовителем (схема 3д).

Собственными доказательствами могут являться:

- протоколы испытаний, выданные собственной лабораторией (методы испытаний должны соответствовать методам, определенным в техническом регламенте), содержащие все показатели, распространяющиеся на данную продукцию, которые установлены в техническом регламенте [3];

- сертификат соответствия системы менеджмента качества, распространяющейся на выпуск декларируемой продукции;

- сертификат соответствия продукции, выданный добровольной системой сертификации.

Производственный контроль проводится изготовителем для обеспечения стабильности соответствия выпускаемой продукции технической документации и требованиям технического регламента [3]. Доказательствами его осуществления могут являться протоколы периодических, типовых и приемо-сдаточных испытаний, а также другие документы, подтверждающие проведение контроля технологических параметров процесса изготовления продукции.

Декларирование соответствия дорожно-строительных материалов осуществляет изготовитель (уполномоченное изготовителем лицо) для продукции, выпускаемой серийно - по схемам 1д, 3д, для партии продукции - по схеме 4д в следующем порядке:

- формирование и анализ технической документации (схемы 1д, 3д, 4д);

- осуществление производственного контроля (схемы 1д, 3д);

- проведение испытаний образцов продукции (схемы 1д, 3д, 4д);

- принятие и регистрация декларации о соответствии (схемы 1 д, 3д, 4д);

- нанесение единого знака обращения (схемы 1д, 3д, 4д).

Технической документацией могут являться следующие документы:

- технические описания/стандарты организации;

- эксплуатационные документы;

- перечень взаимосвязанных с техническим регламентом стандартов, требованиям которых соответствует данная продукция;

- описание принятых технических решений, подтверждающих выполнение требований технического регламента [3], если взаимосвязанные с техническим регламентом стандарты отсутствуют или не применялись;

- документы, подтверждающие безопасность продукции в соответствии с законодательными актами Союза и государств-членов Союза;

- сертификаты соответствия или протоколы испытаний на сырье, материалы, комплектующие изделия или составные части изделия;

- другие документы, подтверждающие безопасность продукции.

Декларация о соответствии оформляется по единой форме в соответствии с правилами, определенными в документе «Единая форма сертификата соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза и правила его оформления», утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии [15].

Оформленная декларация о соответствии подлежит регистрации в соответствии с Положением о регистрации деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от [17], со сроком ее действия не более пяти лет и началом - со дня ее регистрации. Декларация о соответствии и доказательственные материалы хранятся Заявителем в течение десяти лет с момента окончания срока действия декларации о соответствии.

В соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации [18] регистрацию деклараций о соответствии осуществляют:

- Аккредитованные органы по сертификации;

- Федеральная служба по аккредитации.

Заявитель сам выбирает способ регистрации декларации о соответствии.

Примечание - За недостоверное декларирование соответствия продукции кодексом Российской Федерации [13] предусмотрена административная ответственность в виде соответствующего штрафа.

Для сбора доказательств обязательная аккредитация собственной лаборатории не требуется, но в случае недостаточности доказательств, т.е. когда своими силами нет возможности определить (измерить) все характеристики, заявитель обязан обратиться в аккредитованную лабораторию с соответствующей областью аккредитации.

Примечание - Перечень аккредитованных лабораторий доступен на сайте Федеральной службы по аккредитации.

5.2.2 Обязательная сертификация

При обязательной сертификации заявителем могут выступать зарегистрированные на территории государства-члена Союза в соответствии с законодательством этого государства юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя. Данное лицо может являться изготовителем, продавцом или лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя на основании договора, и несет ответственность за обеспечение соответствия поставляемой продукции требованиям технического регламента [3].

Примечание - Виды нарушений и административных наказаний в сфере технического регулирования установлены кодексом Российской Федерации [13].

Сертификация, в соответствии с техническим регламентом [3], проводится по схемам 1с, 3с. Схема 1с применяется для сертификации серийно-выпускаемой продукции, а схема 3с - для партии продукции.

Работы по сертификации осуществляются в следующем порядке:

- заявителем подается заявка на проведение сертификации дорожно-строительных материалов или изделий (далее объект сертификации) в аккредитованный орган по сертификации продукции с прилагаемой технической документацией, аналогичной документации, подаваемой при декларировании соответствия. Заявитель имеет право обратиться с заявкой на сертификацию в любой аккредитованный орган по сертификации с соответствующей областью аккредитации. При этом заявка на проведение сертификации оформляется заявителем и должна содержать: наименование и местонахождение заявителя; наименование и местонахождение изготовителя, включая филиалы, которые производят продукцию; сведения об объекте сертификации и его идентифицирующие признаки (наименование, код по классификатору внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, документ, который устанавливает требования к объекту сертификации (технический регламент, межгосударственный или национальный стандарт, стандарт организации и т.п.), форма выпуска - серийное производство или партия, реквизиты для составления договора (контракта) и т.п.); схему сертификации;

- орган по сертификации продукции рассматривает заявку и принимает по ней решение. При положительном решении орган по сертификации заключает договор с заявителем о проведении работ по сертификации;

- далее органом по сертификации продукции осуществляется отбор типовых образцов для проведения необходимых испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории. Под типовым образцом понимается отобранная для испытаний часть объекта или проба вещества (материала), которая по химическому составу и/или свойствам и/или структуре принимается идентичной объекту сертификации, от которого она отобрана, и результаты испытания которой распространяются на весь объект сертификации;

- испытания типового образца (типовых образцов) изделия проводятся аккредитованной испытательной лабораторией (центром) по поручению органа по сертификации, которому выдается протокол испытаний. Аккредитованная испытательная лаборатория проводит полный комплекс испытаний образцов продукции, в соответствии с установленными в техническом регламенте методами испытаний. Результаты испытаний в виде протоколов сертификационных испытаний направляются в орган по сертификации продукции. При наличии у изготовителя нескольких производственных площадок, испытаниям подвергаются типовые образцы с каждой производственной площадки;

- для схемы 1с предусмотрено проведение органом по сертификации продукции анализа состояния производства. Анализ состояния производства проводится органом по сертификации на производственных площадках изготовителя и направлен на экспертную оценку принимаемых изготовителем мер по обеспечению стабильности производства и соблюдению соответствия изготавливаемой продукции требованиям технического регламента. В случае наличия у заявителя нескольких производственных площадок, анализ состояния производства проводиться для каждой в отдельности. Результаты анализа состояния производства оформляются актом;

- на основании полученных положительных результатов испытаний и анализа состояния производства выдается заявителю сертификат соответствия на данную продукцию (схема 1с). Объект сертификации получает положительные результаты испытаний только при условии, что значения всех его испытанных характеристик не хуже значений, установленных к данному объекту сертификации в техническом регламенте. В случае отрицательного результата сертификации орган по сертификации направляет заявителю мотивированное решение об отказе в выдаче сертификата соответствия;

- для схемы 3с выдача заявителю сертификата соответствия осуществляется на основании положительных результатов испытаний;

- нанесение единого знака обращения;

- осуществление органом по сертификации инспекционного контроля за сертифицированной продукцией, только для схемы 1с. Периодичность инспекционного контроля устанавливается органом по сертификации продукции по результатам сертификации и прописывается в договоре на проведения инспекционного контроля. Объем работ по инспекционному контролю определяется органом по сертификации продукции и может составлять до 100 % от объема работ при проведении сертификации.

Сертификат соответствия оформляется по единой форме (в соответствии с документом «Единая форма сертификата соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза и правила его оформления», утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии [15]), сведения по которому передаются в Единый реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии.

Срок действия сертификата соответствия для выпускаемых изделий серийного производства устанавливается по результатам сертификации и ограничен сроком не более пяти лет, для выпущенной партии срок не устанавливается.

В случае выдачи сертификата соответствия изготовитель предпринимает все необходимые меры, чтобы процесс производства был стабильным и обеспечивал соответствие изготавливаемых дорожно-строительных материалов и изделий требованиям технического регламента [3].

5.2.3 Входной контроль

Все дорожно-строительные материалы и изделия, поступающие на строительную площадку должны подлежать входному контролю путем проведения их испытаний на соответствие требованиям проектной документации и соответствующих нормативных документов.

Ответственность за качество поступающих на объект материалов и изделий несет подрядчик, который имеет право провести полный перечень испытаний поступающих материалов и изделий на соответствие требованиям проектной документации и технического регламента [3] в испытательной лаборатории.

Заказчик имеет право проводить выборочные испытания поступающих материалов и изделий на соответствие требованиям проектной документации и технического регламента [3].

Для проведения входного контроля обязательная аккредитация лаборатории подрядной организации и организации, осуществляющей строительный контроль, не требуется.

5.2.4 Государственный контроль (надзор)

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента [3] осуществляется в отношении продукции или в отношении продукции и связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации исключительно в части соблюдения соответствующих требований технического регламента [3].

В отношении продукции государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента [3] осуществляется исключительно на стадии обращения продукции.

Органы государственного контроля (надзора) и их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технического регламента [3] и в случае совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органы государственного контроля (надзора) вправе:

- Требовать от изготовителя предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия;

- Осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов;

- Выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов;

- Направлять информацию о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия в выдавший его орган по сертификации; выдавать предписание о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии лицу, принявшему декларацию, и информировать об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра деклараций о соответствии;

- Привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности;

- Требовать от изготовителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления доказательственных материалов, использованных при осуществлении обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента;

- Принимать иные меры в целях недопущения причинения вреда.

Органы государственного контроля (надзора) уполномочены:

- Проводить в ходе мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов разъяснительную работу по применению законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, информировать о существующих технических регламентах;

- Соблюдать коммерческую тайну и иную охраняемую законом тайну;

- Соблюдать порядок осуществления мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов и оформления результатов таких мероприятий, установленный законодательством Российской Федерации;

- Принимать на основании результатов мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов меры по устранению последствий нарушений требований технических регламентов;

- Направлять информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в соответствии с положениями главы 7 федерального закона [6];

- Осуществлять другие предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.

В соответствии с техническим регламентом [3], государственный контроль за соблюдением требований технического регламента осуществляется органом государственного надзора в сфере автомобильных дорог в порядке, установленном законодательством государств-членов Союза.

В соответствии с постановление Правительства Российской Федерации [19], органами, ответственными за осуществление государственного контроля за соблюдением требований технического регламента [3] в Российской Федерации являются:

1) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации - в рамках осуществления государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и (или) результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования федерального значения;

2) Министерство внутренних дел Российской Федерации - в рамках осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения в части требований:

- к строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции автомобильных дорог), дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта;

- к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог общего пользования (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора при капитальном ремонте и государственного надзора за обеспечением сохранности дорог федерального значения), дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения;

3) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору - в рамках осуществления федерального государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции автомобильных дорог общего пользования федерального значения;

4) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта - в рамках осуществления федерального государственного транспортного надзора при ремонте и содержании автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

Библиография

[1] Договор о Евразийском экономическом союзе (ратифицирован Федеральным законом от 03.10.2014 № 279-ФЗ)

[2] Решением Комиссии Таможенного союза № 526 от 28.10.2011 «О Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза»

[3] Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог»

[4] Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 июня 2012 г. № 81 «О Программе по разработке межгосударственных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011), а также межгосударственных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции»

[5] Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

[6] Федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании»

[7] Соглашение от 18 ноября 2010 г. «О единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»

[8] Решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 г. № 827 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог»

[9] Федеральный закон № 162-ФЗ от 29.06.2015 «О стандартизации в Российской Федерации»

[10] ОДМ 218.1.1.002-2020 «Рекомендации по организации и проведению работ по стандартизации в сфере дорожного хозяйства»

[11] Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 года № 624 «Об утверждении Правил разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил»

[12] Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15 апреля 2016 года № 248/пр «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства»

[13] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

[14] Решение Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 года № 621 «О Положении о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза»

[15] Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 года № 293 «О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии техническим регламентам Таможенного союза и правилах их оформления»

[16] Решение Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 711 «О едином знаке обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза и порядке его применения»

[17] Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 9 апреля 2013 года № 76 «Об утверждении Положения о регистрации деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза»

[18] Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 21 февраля 2012 г. № 76 «Об утверждении порядка регистрации деклараций о соответствии и порядка формирования и ведения единого реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений»

[19] Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2014 г. № 1443 «О компетентных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог»

Ключевые слова: рекомендации, разъяснения, дорожное хозяйство, технический регламент, межгосударственный стандарт, национальный стандарт, предварительный национальный стандарт, стандарт организации, отраслевой дорожный методический документ