ГОСТ Р 43.4.13-2020
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Система "человек - информация"
ЧЕЛОВЕКОИНФОРМАЦИОННЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Informational ensuring of equipment and operational activity. System "man - information". Human-information interactions in information activities
ОКС 35.020
Дата введения 2021-02-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Образовательным учреждением Центр "НООН" исследований и поддержки интеллектуальной деятельности (ОУ Центр "НООН")
2 ВНЕСЕН Научно-техническим управлением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 июля 2020 г. N 404-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
Положения настоящего стандарта в комплексе стандартов в области информационного обеспечения техники и операторской деятельности ГОСТ Р 43.0.1 устанавливают общие и основные положения, относящиеся к проведению специалистом человекоинформационных взаимодействий с воспринимаемой лингвосемантизированной информацией в информационной деятельности.
Положения настоящего стандарта состоят из двух основных разделов:
- "Общие положения", в котором приведены сведения, относящиеся к общезначимым при проведении специалистом человекоинформационных взаимодействий с воспринимаемой лингвосемантизированной информацией в информационной деятельности;
- "Основные положения", в котором приведены сведения, относящиеся к специальным при проведении специалистом человекоинформационных взаимодействий с воспринимаемой лингвосемантизированной информацией в информационной деятельности.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие и основные положения по осуществлению специалистом человекоинформационных взаимодействий (ЧИВ) в информационной деятельности.
Положения настоящего стандарта по осуществлению ЧИВ (в том числе лингвосемантизированных ЧИВ) могут быть использованы для его выполнения с повышенной эффективностью с учетом особенностей изложения воспринимаемой информации, включая лингвосемантизированную информацию (ЛСИ) в информационной деятельности, и умственных возможностей специалиста, адаптированных к ее восприятию.
С применением положений настоящего стандарта выполнение специалистом с повышенной эффективностью ЧИВ с воспринимаемой информацией, в том числе ЛСИ в информационной деятельности, может достигаться при умственном немашинизированном, машинизированном (цифровизированном) проведении специалистом этого взаимодействия с воспринимаемой информацией осуществляемого с осознанным и неосознанным образованием соответствующих функционирующих систем "человек - информация" (СЧИ) определенного временного существования и с возникновением информационно-обменных процессов (ИОП), влияющих на выполнение ЧИВ в информационной деятельности.
Положения настоящего стандарта по осуществлению специалистом ЧИВ с воспринимаемой информацией, в том числе ЛСИ, могут быть применены для интеллектуализированного проведения им технической деятельности с созданием необходимых условий:
- для чувственного восприятия внешней технической предметно-информационной средой;
- осуществления ноон-технологизации технической деятельности мышления с применением ноон-технологизированной технической информации;
- использования технических средств поддержки обращения с техникой;
- осуществления информационного взаимодействия с необходимой технической предметно-информационной средой;
- развития области знаний, относящейся к осуществлению ЧИВ;
- совершенствования и развития ЧИВ в функционировании техносферы для осуществления образовательной, производящей трудовой, творческой деятельности с повышенной эффективностью.
Положения настоящего стандарта могут быть использованы в подготовке специалистов для безопасного с предвидением, эффективного и продуктивного выполнения технической деятельности при интеллектуализированном, в том числе цифроинтеллектуализированном, проведении этой деятельности специалистами, умственно владеющими языковым (лингвосемантизированным) использованием информации, обладающими способностями к самостоятельному и критическому преобразованию воспринимаемой информации, знаний с пониманием сущности отраженных в воображении предметов и явлений.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 43.0.1 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Общие положения
ГОСТ Р 43.0.2 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Термины и определения
ГОСТ Р 43.0.3 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Ноон-технология в технической деятельности. Общие положения
ГОСТ Р 43.0.5 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Процессы информационно-обменные в технической деятельности. Общие положения
ГОСТ Р 43.0.6 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Естественно-интеллектуализированное человекоинформационное взаимодействие. Общие положения
ГОСТ Р 43.2.1 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Язык операторской деятельности. Общие положения
ГОСТ Р 43.4.1 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Система "человек - информация"
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 интеллект: Совокупность умственных способностей человека, выражающаяся в его познавательных возможностях, определяющая его готовность к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях.
3.2 интеллектуализация: Выполнение деятельности с наиболее эффективным использованием ума (умственных способностей) человека.
3.3 интериоризация: Переход внешнего информационного воздействия во внутреннюю информационную деятельность.
3.4 информация: Сведения, сообщения о чем-либо или о ком-либо.
3.5 информационная деятельность: Деятельность с использованием каких-либо сведений, сообщений.
3.6
информационно-обменный процесс: Процесс обмена информацией, происходящий в организме и мышлении оператора при его взаимодействии с внешней информационной средой и осуществлении внутренней информационно-интеллектуальной деятельности с возможным возникновением при этом обратных информационных связей, информационных взаимовлияний, взаимодействий и преобразований, информационно-психических явлений.
[ГОСТ Р 43.0.5-2009, статья 3.15] |
3.7 информационная среда: Совокупность сведений, сообщений о чем-либо или о ком-либо.
3.8
комбинативная информация: Это интегрально-лингвистизированная семантическая информация (интегрально-лингвосемантизированная информация) визуального, аудиально-визуального, визуально-аудиального восприятия в компьютеризированном фраземно-фонемном, фонемно-фраземном информационном исполнении.
[ГОСТ Р 43.0.18-2018*, статья 3.14] |
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р 43.0.18-2019, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
3.9
лингвосемантизированная информация: Семантическая информация, упорядоченно представленная в лингвистизированном изложении в соответствии с положениями области знаний, относящихся к лингвистике (науке о языке) для языковой деятельности мышления человека.
[ГОСТ Р 43.0.18-2018, статья 3.16] |
3.10 мышление: Способность человека рассуждать, сравнивать явления действительности, делать выводы.
3.11 нооника: Область знаний о информационной, предметно-информационной деятельности, осуществляемой специалистами при проведении ими человекоинформационных взаимодействий с возникновением информационно-обменных процессов и образованием определенных систем "человек - информация", влияющих на результативность выполнения человекоинформационных взаимодействий.
3.12
ноон-технологизация: Процесс внедрения в техническую деятельность клиаратизированной по представлению информации (обеспечивающей понимаемое взаимодействие с ней человека), разработанной с применением ноон-технологии для достижения гармоничного сосуществования человека и техносферы.
[ГОСТ Р 43.2.8-2014, пункт 3.11] |
3.13
ноон-технология: Технология создания информации в виде, соответствующем психофизиологии человека (с использованием результатов исследований, полученных в ноонике), для реализации оптимизированных информационно-обменных процессов в СЧИ при создании, хранении, передаче, применении сообщений.
[ГОСТ Р 43.0.2-2006, статья А.2 приложения А] |
3.14 предметно-информационная деятельность: Информационная деятельность, являющаяся текущим отражением соответствующей предметной деятельности.
3.15 психическое свойство: Определенная характерная активность психики человека (например, относящаяся к воле, эмоциям, способностям, мотивациям), проявляющаяся в его умственной деятельности.
3.16 рефлектиозис: Внутренняя психофизиологическая информационная деятельность по осуществлению восприятия внешней информационной среды с проведением интериориза.
3.17
система "человек - информация" в психической деятельности: Система, состоящая из человека и воспринимаемой им информации, образующаяся с появлением определенных ИОП между человеком и соответствующими внешними, внутренними относительно человека информационными средами, обеспечивающая выполнение в локализованном пространстве и времени необходимой психической деятельности с проведением ЧИВ и возникновением психических явлений.
[ГОСТ Р 43.0.18-2018, статья 3.26] |
3.18 синергетизированно-синергическое: Осуществление чего-либо с использованием самоорганизации и взаимосодействия.
3.19 социум в информационной деятельности: Человеческая общность, специфику которой представляют отношения людей между собой, их форма взаимодействия и объединения.
3.20 человекоинформационное взаимодействие: Взаимодействие человека с воздействующей на него и воспринимаемой им информацией из внешних и внутренних по отношению к нему информационных сред при проведении рефлектиозисной, висцериозисной, интроекциозисной психофизиологической информационной деятельности с возможным возникновением информационно-обменных процессов и образованием систем "человек - информация".
3.21 цифровизация: Цифровой способ представления, хранения, передачи, применения информации с помощью цифровых устройств.
3.22 цифровизированная лингвистика: Лингвистическая деятельность (лингвосемантическое представление, хранение, передача и применение информации) с использованием цифровых информационно-коммуникативных технологий.
3.23
фонемная информация: Лингвистическая информация, представленная с использованием визуально воспринимаемых необъединенных и объединенных буквенных информационных образований, замещающих их фонемное речевое представление.
[ГОСТ Р 43.0.18-2018, статья 3.30] |
3.24
фраземная информация: Лингвистическая информация, представленная с использованием визуально воспринимаемых необъединенных, объединенных небуквенных информационных образований, замещающих их фраземное речевое представление.
[ГОСТ Р 43.0.18-2018, статья 3.31] |
3.25 экстериоризация: Это реализация умственного действия во внешней предметно-информационной, информационной деятельности.
4 Сокращения
В настоящем стандарте применены следующие сокращения с соответствующими определениями:
ИОП - информационно-обменные процессы;
ЛСИ - лингвосемантизированная информация;
ЛС ЧИВ - лингвосемантизированное человекоинформационное взаимодействие;
СЧИ - система "человек - информация";
УД - умственная деятельность;
ЧИВ - человекоинформационное взаимодействие.
5 Общие положения
5.1 При осуществлении информационной деятельности может проводиться ЧИВ между человеком и воспринимаемой им чувственно-сигнальной информацией и ЛСИ в различных сочетаниях из внешней и внутренней по отношению к человеку информационных сред с возможным образованием при этом СЧИ и возникновением ИОП.
5.2 Информационная деятельность человека может быть осуществлена с проведением в определенных сочетаниях чувственно-сигнальных, лингвосемантических ЧИВ, которые в мышлении человека в психофизиологическом отражении могут быть чувственными и понятийными (см. рисунок 1).
|
Рисунок 1 - Основные виды человекоинформационного взаимодействия
5.3 При проведении ЧИВ с возможным образованием СЧИ могут возникать ИОП, представляющие собой психологически опосредственные информационные процессы (информационные процессы, возникающие под воздействием психики человека) по обмену информацией между человеком и внешними, внутренними по отношению к нему информационными средами, при возможном изменении информации под влиянием человека и возможном изменении его психики с учетом влияния на него этой информации.
5.4 Из информации, содержащейся во внешних и внутренних по отношению к человеку информационных средах, наибольшее влияние на трудовую, производственную и творческую деятельность человека оказывает образно воспринимаемая ЛСИ, используемая для ее семантически-изменяемого, активизированного, интерактивизированного применения в УД.
5.5 ЧИВ могут быть организованного и неорганизованного проведения.
Неорганизованные ЧИВ могут быть применены для несеттлизированного чувственно-сигнального и несеттлизированного лингвосемантизированного проведения УД.
5.6 Организованные ЧИВ могут быть применены для сеттлизированно-направленного чувственно-сигнального и сеттлизированно-направленного лингвосемантизированного проведения УД.
5.7 Организованные ЧИВ сеттлизированно-направленного лингвосемантизированного проведения могут быть в УД:
- мысленно изменяемыми;
- мысленно активно изменяемыми с использованием машинизированных средств;
- мысленно интерактивно изменяемыми с использованием машинизированных средств.
5.8 Организованное специалистом сеттлизированно-направленное лингвосемантизированное проведение ЧИВ с воздействующей информацией может быть осуществлено с ее определенным мысленным изменением для адаптированного применения к своим умственным способностям с использованием измененной воздействующей информации с целью умственного, машинизированно-умственного, активизированного и интерактивизированного применения этой информации для проведения необходимой информационной деятельности.
5.9 Неорганизованное или направленно-организованное проведение ЧИВ специалистом с воспринимаемой воздействующей информацией проводится в определенный промежуток времени при выполнении им соответствующей УД, которая при осуществлении может быть интеграторной, модераторной и мыслительной, которые являются основными при ее проведении.
Интеграторная УД означает выполнение чего-либо в объединенном виде; модераторная УД - организованное проведение чего-либо; мыслительная УД - мысленное проведение познания и преобразования информации о чем-либо.
5.10 Техническая информационная, предметно-информационная деятельность может быть продуктивно осуществлена специалистом с необходимой подготовкой при проведении определенных ЧИВ, с образованием эффективно функционирующих СЧИ, в которых может быть использована информация, грамматически и семантически адаптированная к возможностям специалиста, ее воспринимающего, осмысливающего, преобразующего и применяющего.
5.11 Направленное образование функционирующих СЧИ может быть осуществлено на основе положений из области знаний, относящихся к информационной психологии, позволяющей транслировать (распространять) цифровизированные возможности техники в ее функционировании на управляемое проведение психической деятельности человеком с использованием для образования синергетизиро- ванно-синергезированных СЧИ специально организованных ЧИВ.
5.12 С проведением специально организованных ЧИВ могут быть направленно образованы СЧИ, являющиеся психоинформационными формами выполнения деятельности (образовательной, трудовой, творческой), может происходить пространственно-временное, локализованно-упорядоченное осуществление взаимодействия соответствующего специалиста с используемой информацией при участии возникающих при этом ИОП с обеспечением отражения им действительности и проведения регуляции, саморегуляции своего поведения на основе этого отражения.
5.13 При проведении ЧИВ направленное образование и использование возможностей СЧИ при проведении технической информационной деятельности может быть осуществлено с применением ГОСТ Р 43.4.1.
5.14 Проведение ЧИВ на структурно-организменном уровне деятельности человека может быть анатомо-физиологическим, психофизиологическим, психологическим (см. рисунок 2).
|
Рисунок 2 - Проведение человекоинформационных взаимодействий на структурно-организменном уровне деятельности человека
5.15 ЧИВ при проведении интеллектуальной деятельности человека представлены на рисунке 3.
|
Рисунок 3 - Человекоинформационные взаимодействия при проведении интеллектуальной деятельности человеком (вариант)
5.16 ЧИВ по функциональному признаку (на примере технической деятельности) представлены на рисунке 4.
|
Рисунок 4 - Человекоинформационные взаимодействия по функциональному признаку (на примере технической деятельности) (вариант)
5.17 ЧИВ по способу их осуществления соответствующими структурами организма делятся на внутренние (внутриорганизменные), внешние (между человеком и окружающей действительностью) и смешанные.
5.18 ЧИВ в социуме могут быть осуществлены с применением статических (с появлением письменности), динамико-анимационных (с появлением аудио-, кино-, видеотехники), интерактивных (с появлением компьютерной техники) неуправляемых и управляемых представлений семантической информации и средств, ее использующих.
5.19 Развитие ЧИВ по способу их осуществления, являющихся отражением развития их эффективности, представлены на рисунке 5.
|
Рисунок 5 - Повышение эффективности человекоинформационных взаимодействий (вариант)
5.20 Ниже приведена схема выполнения человеком личностной и социумом востребованной информационной деятельности (с проведением ЧИВ) (см. рисунок 6).
|
Рисунок 6 - Человекоинформационные взаимодействия в информационной деятельности человека (вариант)
5.21 Интеллектуальная деятельность с проведением ЧИВ может быть осуществлена с раздельным или совместным использованием коммуникативной, эргатической и когнитивной информационной деятельности.
5.21.1 Коммуникативная информационная деятельность (с проведением ЧИВ) сопровождается:
- образованием сигнально-чувственных информационных связей;
- приобретением поведенческо-регулирующих знаний;
- осуществлением интериоризной психофизиологической деятельности;
- проведением личностно-поведенческой деятельности.
5.21.2 Эргатическая информационная деятельность (с проведением ЧИВ) сопровождается:
- образованием структурно-ситуационных информационных связей;
- приобретением эмпирических знаний;
- проведением трудовой практически производящей деятельности;
- проведением экстериоризной психофизиологической деятельности.
5.21.3 Когнитивная информационная деятельность (с проведением ЧИВ) сопровождается:
- образованием абстрактно-понятийных информационных связей;
- приобретением гностических (научных) знаний;
- проведением научной деятельности;
- проведением интроекциозисной психофизиологической деятельности.
5.22 Способность к определенной информационной деятельности у кконкретного человека определена генетическими, дидактическими, средовыми факторами в процессе развития его организма.
5.23 В зависимости от модальности восприятия информации ЧИВ могут быть проведены в информационной деятельности, выполняемой в определенных визуальных и аудиальных (звуковая) культурах, для соответствующих разновидностей основных видов деятельности человека в социуме личностно-поведенческой, трудовой практически производящей, а также научной (см. рисунок 7).
|
Рисунок 7 - Человекоинформационные взаимодействия в визуальной и аудиальной информационных культурах для основных видов деятельности человека в социуме (вариант)
5.24 Языковая (лингвосемантизированная) информационная поддержка взаимодействия специалиста с воспринимаемой информацией, в том числе в виде ЛСИ, может быть осуществлена при проведении им технической деятельности с применением комбинативной информации, фраземной информации, фонемной информации, создаваемых на основе знаний, соответственно относящихся к общей интегральной лингвистике, дифференциальной фраземной лингвистике, дифференциальной фонемной лингвистике.
5.25 Комбинативная информация, фраземная информация, фонемная информация могут быть разработаны по отдельности или совместно в определенном соотношении на основе ноон-технологии для использования при проектировании, изготовлении, изучении, эксплуатации соответствующих образцов техники, технических устройств.
5.26 Техническая деятельность, осуществляемая при взаимодействии специалиста с воспринимаемой информацией, в том числе в виде ЛСИ, может быть проведена на основе определенных знаний, связанных с общей интегральной лингвистикой, дифференциальной фраземной лингвистикой, дифференциальной фонемной лингвистикой с применением ГОСТ Р 43.0.2, ГОСТ Р 43.0.3, ГОСТ Р 43.0.5, ГОСТ Р 43.0.6, ГОСТ Р 43.2.1, ГОСТ Р 43.4.1, комплекса стандартов ГОСТ Р 43.0.1 (ИОТОД), в которых приведены нормативно установленные положения, относящиеся к определенным аспектам информационной деятельности.
6 Основные положения
6.1 ЧИВ являются основным информационным средством, влияющим на возникновение и проведение человеком (специалистом) необходимой УД, в том числе для ее интеллектуализированного выполнения.
6.2 ЧИВ - это взаимодействие специалиста с воспринимаемой информацией, в результате которого воспринятая информация определенным образом влияет на его психику, а специалист (его психика) для адаптации этой информации к своим умственным возможностям с целью ее необходимого использования, может изменять отражаемую в его сознании воспринимаемую информацию.
6.3 ЧИВ специалиста с воспринимаемой информацией может быть осуществлена с образованием соответствующих СЧИ при возникновении ИОП.
6.4 Для эффективного проведения необходимых ЧИВ могут быть созданы соответствующие условия для восприятия специалистом необходимой информации с проведением в ней соответствующих изменений.
6.5 Структура ЧИВ специалиста с воспринимаемой информацией с образованием СЧИ и возникновением ИОП представлена на рисунке 8.
|
Рисунок 8 - Структура человекоинформационных взаимодействий специалиста с воспринимаемой информацией с образованием системы "человек - информация" и возникновением информационно-обменных процессов
6.6 При направленно организованном осуществлении ЧИВ специалиста с воспринимаемой информацией могут быть созданы условия для использования воспринимаемой информации в виде знаний.
6.7 ЧИВ осуществляются при проведении лингвистизированной УД (речевой УД) специалистом по использованию воспринимаемой информации в необходимых целях, во взаимосвязи с психическими процессами, влияющими на ее проведение.
6.8 Возможности лингвистизированной УД специалистом при осуществлении ЛС ЧИВ являются интегральной характеристикой успешности мышления специалиста его интеллекта.
6.9 ЛС ЧИВ при восприятии ЛСИ, осуществляемые в ходе лингвистизированной УД специалистом, может быть непрерывным (осуществляемым без временных интервалов между отдельными частями ЛС ЧИВ) или разделенным (осуществляемым с определенными временными интервалами между отдельными частями ЛС ЧИВ).
6.10 ЛС ЧИВ является основным информационным средством, влияющим на возникновение и проведение необходимой лингвистизированной УД (в том числе для ее интеллектуализированного выполнения).
6.11 ЛС ЧИВ в зависимости от его функционально-целевого назначения в информационной деятельности может быть:
- регуляторным;
- отражательно-познавательным.
6.12 Регуляторные, отражательно-познавательные возможности лингвистизированной УД зависят от эффективности (результативности) ЛС ЧИВ на всех этапах проведения лингвистизированной УД, от восприятия ЛСИ до ее применения в необходимых целях, во влиянии на внешнюю, внутреннюю информационную среду.
6.13 Восприятие и отражение в сознании специалиста воздействующей ЛСИ в процессе ЛС ЧИВ может быть организованно осуществляемым:
- представлением определенным образом самой воспринимаемой ЛСИ;
- самим специалистом с возможностью проведения им определенных изменений в отражении воспринятой ЛСИ в сознании специалиста.
6.14 Повышение эффективности (результативности) ЛС ЧИВ может достигаться при их осуществлении:
- с оптимизацией функционирования образующихся СЧИ;
- активизацией возникающих ИОП по ГОСТ Р 43.0.5 (например, влияние активизированных ИОП на ЛС ЧИВ заключается в замедлении или ускорении его проведения).
6.15 При взаимодействии человека с ЛСИ в зависимости от структурированности, связанности отдельных частей воспринимаемой ЛСИ возникают СЧИ, которые могут быть монофункционирующими или полифункционирующими.
6.16 Определенные семантически законченные части ЛС ЧИВ могут быть направленно организованными или неорганизованными.
6.17 В отдельных семантически законченных частях ЛС ЧИВ могут образовываться СЧИ совместно связанного функционирования или СЧИ разделенного несвязанного функционирования.
УДК 681.3.041.053:006.354 |
|
|
ОКС 35.020 |
| |||
Ключевые слова: гностические знания, информационная деятельность, информационная среда, информация, лингвосемантизированная информация, мышление, психические процессы, система "человек - информация", социум, человек, человекоинформационное взаимодействие, умственная деятельность |