План мероприятий ("дорожная карта") по
совершенствованию государственной системы медико-социальной
экспертизы на период до 2020 года
(утв. Министерством труда и социальной защиты РФ 20 мая 2017 г.)
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Ожидаемый результат |
Вид документа |
Срок реализации |
Ответственные исполнители, соисполнители |
I. Совершенствование научно-методического и правового обеспечения медико-социальной экспертизы |
|||||
1. Совершенствование классификаций и критериев, используемых при освидетельствовании граждан в учреждениях медико-социальной экспертизы |
|||||
1.1. |
Разработка и внедрение в деятельность учреждений медико-социальной экспертизы классификаций и критериев, используемых при освидетельствовании граждан в возрасте до 18 лет: |
|
|
|
|
реализация пилотного проекта в Воронежской и Смоленской областях по апробации в главных бюро медико-социальной экспертизы (далее - ГБ МСЭ) новых классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан в возрасте до 18 лет; |
выявлены и минимизированы риски при внедрении проекта классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан в возрасте до 18 лет |
отчет федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Минтруда России (далее - ФБ МСЭ) о реализации пилотного в Минтруд России |
IV квартал 2017 г. |
ФБ МСЭ, |
|
принятие нормативного правового акта об утверждении классификаций и критериев, используемых учреждениями медико-социальной экспертизы при освидетельствовании граждан в возрасте до 18 лет |
установлены классификации и критерии с учетом положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков, используемые учреждениями медико-социальной экспертизы при освидетельствовании граждан в возрасте до 18 лет и установлении им инвалидности |
приказ Минтруда России |
III квартал 2018 г. |
Минтруд России, |
|
1.2. |
Разработка и внедрение в деятельность учреждений медико-социальной экспертизы новых критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: |
|
|
|
|
проведение научно-исследовательской работы по разработке научно обоснованных предложений по объективизации установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; |
разработаны предложения по установлению новых критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
отчет о проведении научно-исследовательской работы по разработке критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
IV квартал 2017 г. |
Минтруд России |
|
реализация пилотного проекта в Ростовской и Свердловской областях по апробации в ГБ МСЭ критериев, используемых при определении степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; |
выявлены и минимизированы риски при практическом использовании новых критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
отчет ФБ МСЭ о реализации пилотного проекта в Минтруд России |
IV квартал 2018 г. |
ФБ МСЭ, |
|
принятие нормативного правового акта об утверждении новых критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
подготовлены условия для перехода ГБ МСЭ субъектов Российской Федерации на применение новых критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
приказ Минтруда России |
II квартал 2019 г. |
Минтруд России, |
|
1.3. |
Разработка и внедрение в деятельность учреждений медико-социальной экспертизы критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности, а при ее отсутствии - степени утраты общей трудоспособности инвалидами, получившими повреждение здоровья в результате несчастных случаев, не связанных с производством: |
|
|
|
|
внесение изменений в Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части наделения учреждений медико-социальной экспертизы полномочиями по определению степени утраты профессиональной трудоспособности, а при ее отсутствии - степени утраты общей трудоспособности инвалидами, получившими повреждение здоровья в результате несчастных случаев, не связанных с производством; |
в Правительство Российской Федерации внесен проект федерального закона, которым предусматривается установить правовые основания для процедуры определения степени утраты профессиональной трудоспособности, а при ее отсутствии - степени утраты общей трудоспособности инвалидами, получившими повреждение здоровья в результате несчастных случаев, не связанных с производством |
проект федерального закона |
III квартал 2017 г. |
Минтруд России, |
|
разработка порядка установления степени утраты профессиональной трудоспособности, а при ее отсутствии - степени утраты общей трудоспособности инвалидами, получившими повреждение здоровья в результате несчастных случаев, не связанных с производством; |
в Правительство Российской Федерации внесен проект постановления Правительства Российской Федерации, которым предлагается закрепить порядки установления степени утраты профессиональной трудоспособности, а при ее отсутствии - степени утраты общей трудоспособности инвалидами, получившими повреждение здоровья в результате несчастных случаев, не связанных с производством |
проект постановления Правительства Российской Федерации |
в течение 2 месяцев после принятия Федерального закона (пункт 1.3 Плана) |
Минтруд России, |
|
разработка критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности, а при ее отсутствии - степени утраты общей трудоспособности инвалидами, получившими повреждение здоровья в результате несчастных случаев, не связанных с производством |
установлены критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности, а при ее отсутствии - степени утраты общей трудоспособности инвалидами, получившими повреждение здоровья в результате несчастных случаев, не связанных с производством |
приказ Минтруда России |
IV квартал 2017 г. |
Минтруд России, |
|
1.4. |
Проработать вопрос о перечне заболеваний, травм, дефектов, необратимых морфологических изменениях, нарушений функций органов и систем организма, при которых инвалидность может быть установлена при заочном освидетельствовании |
сокращение количества повторных обращений граждан для проведения медико-социальной экспертизы |
доклад в Правительство Российской Федерации |
15 июня 2017 года |
Минтруд России |
2. Повышение качества разрабатываемых индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов (далее - ИПРА) |
|||||
2.1. |
Разработка комплекса мер, направленных на повышение качества выносимых экспертных решений в части рекомендаций по реабилитационным или абилитационным мероприятиям при разработке ИПРА: |
|
|
|
|
разработка и утверждение методических рекомендаций по определению потребности инвалида (ребенка-инвалида) в реабилитации или абилитации на основе оценки ограничения жизнедеятельности с учетом социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных; |
установлен порядок определения потребности инвалида (ребенка-инвалида) в реабилитационных или абилитационных мероприятиях на основе оценки ограничения жизнедеятельности с учетом социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных |
приказ Минтруда России |
2017 год |
Минтруд России, |
|
разработка и утверждение рекомендаций по профессиональной реабилитации или абилитации для применения учреждениями медико-социальной экспертизы при разработке ИПРА инвалида (ребенка-инвалида); |
разработаны рекомендации по профессиональной реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) |
приказ Минтруда России |
III квартал 2017 г. |
Минтруд России |
|
внесение изменений в перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденный приказом Минтруда России от 9 декабря 2014 г. № 998н, в части уточнения медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов (детей-инвалидов) техническими средствами реабилитации; |
уточнены медицинские показания и противопоказания для обеспечения инвалидов (детей-инвалидов) техническими средствами реабилитации с учетом изменений антропометрических, физиологических и иных индивидуальных особенностей, состояния здоровья, степени социальной активности, работоспособности и возраста |
приказ Минтруда России |
III квартал 2017 г. |
Минтруд России, |
|
актуализация методических рекомендаций по установлению медицинских показаний и противопоказаний при назначении специалистами медико-социальной экспертизы технических средств реабилитации инвалида и методики их рационального подбора |
изданы переработанные и дополненные методические рекомендации, в том числе в части уточнения видов и типов технических средств реабилитации инвалида, основ проведения экспертно-реабилитационной диагностики специалистами медико-социальной экспертизы с целью назначения технических средств реабилитации с учетом изменений антропометрических, физиологических и иных индивидуальных особенностей, состояния здоровья, степени социальной активности, работоспособности и возраста |
обновленное издание методических рекомендаций |
III квартал 2018 г. |
Минтруд России, |
|
2.2. |
Внесение изменений в Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также в формы индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (приказ Минтруда России от 31 июля 2015 г. № 528н), в части конкретизации видов, форм, объемов и сроков реализации реабилитационных и абилитационных мероприятий |
актуализированы Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также в формы индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы |
приказ Минтруда России |
IV квартал 2017 г. |
Минтруд России, |
2.3. |
Проработать вопрос о координирующей роли медико-социальной экспертизы при проведении реабилитационных мероприятий в рамках реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида) |
обеспечение контроля за реализацией мероприятий, рекомендованных учреждениями медико-социальной экспертизы в ИПРА инвалида (ребенка-инвалида) |
доклад в Правительство Российской Федерации |
18 мая 2017 года |
Минтруд России |
2.4. |
Проработать вопрос об организации эффективной реабилитации и абилитации инвалидов на базе реабилитационных центров, в том числе вопросы сопровождения инвалидов при получении услуг по реабилитации и взаимодействии с учреждениями медико-социальной экспертизы |
создание условий для получения эффективной реабилитации и абилитации инвалидов в непосредственной близости от места их проживания |
доклад в Правительство Российской Федерации |
18 мая 2017 года |
Минтруд России |
3. Разработка и внедрение системы независимой оценки качества оказания услуг учреждениями бюро медико-социальной экспертизы |
|||||
3.1. |
Включение учреждений медико-социальной экспертизы в систему независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями |
включены в состав информации, предоставляемой медицинскими организациями, необходимой для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, утвержденный приказом Минздрава России от 30 декабря 2014 г. № 956н, сведения о деятельности учреждений медико-социальной экспертизы |
приказ Минздрава России |
III квартал 2017 г. |
Минздрав России, |
3.2. |
Разработка и нормативно-правовое закрепление показателей, характеризующих общие критерии оценки качества оказания услуги по проведению медико-социальной экспертизы учреждениями медикосоциальной экспертизы |
утверждены показатели, характеризующие общие критерии оценки качества оказания услуги по проведению медико-социальной экспертизы учреждениями медико-социальной экспертизы, утверждены приказом Минздрава России (внесены изменения в приказ Минздрава России от 28 ноября 2014 г. № 787н) |
приказ Минздрава России |
III квартал 2017 г. |
Минздрав России, |
3.3. |
Размещение на официальных сайтах ГБ МСЭ субъектов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации, необходимой для проведения независимой оценки качества оказания услуг по проведению медико-социальной экспертизы учреждениями медико-социальной экспертизы |
организована публикация информации о результатах независимой оценки качества оказания услуг по проведению медико-социальной экспертизы учреждениями медико-социальной экспертизы |
отчет ФБ МСЭ в Минтруд России |
IV квартал 2017 г. |
ФБ МСЭ, |
4. Формирование и развитие института независимой медико-социальной экспертизы |
|||||
4.1. |
Внесение в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" положений о независимой медико-социальной экспертизе |
в Правительство Российской Федерации внесен проект федерального закона, направленный на создание правовых оснований для организации и проведения независимой медико-социальной экспертизы |
проект федерального закона |
III квартал 2017 г. |
Минздрав России, |
4.2. |
Разработка положения о независимой медико-социальной экспертизе, определяющего, в том числе порядок ее проведения и требования к организациям (учреждениям), которыми она проводится |
в Правительство Российской Федерации внесен проект постановления Правительства Российской Федерации, который предусматривает утверждение положения о проведении независимой медико-социальной экспертизы |
проект постановления Правительства Российской Федерации |
в течение 2-х месяцев после принятия федерального закона (пункт 4.1 плана) |
Минтруд России |
5. Повышение эффективности межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении услуги по проведению медико-социальной экспертизы |
|||||
5.1. |
Доработка и актуализация формы направления на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей медицинскую помощь (форма № 088/у-06, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2007 г. № 77), для ее использования в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в том числе в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью |
внесены изменения в форму направления на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей медицинскую помощь, предусматривающие ее использование в электронном документообороте и актуализирован раздел формы "Обратный талон" в части сведений о состоянии здоровья гражданина |
совместный приказ Минтруда России и Минздрава России |
III квартал 2017 г. |
Минтруд России, |
5.2. |
Реализация пилотного проекта в 3 субъектах Российской Федерации по отработке модели информационного взаимодействия медицинских организаций и учреждений медико-социальной экспертизы при направлении гражданина на медико-социальную экспертизу |
отработана модель информационного взаимодействия медицинских организаций и учреждений медико-социальной экспертизы, обеспечивающая сокращение сроков обмена информацией по вопросу медико-социальной экспертизы гражданина |
отчет о реализации пилотного проекта |
I квартал 2018 г. |
Минздрав России, |
5.3. |
Организация межведомственного электронного взаимодействия медицинских организаций и учреждений медико-социальной экспертизы (направление формы № 088/у-06 из медицинской организации в учреждение медико-социальной экспертизы, направление результатов проведения медико-социальной экспертизы из учреждения медико-социальной экспертизы в медицинскую организацию) |
сокращены сроки и обеспечена достоверность обмена информацией между медицинской организацией и учреждением медико-социальной экспертизы в части передачи направления на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей медицинскую помощь (форма № 088/у-06), и возврата обратного талона |
доклад в Правительство Российской Федерации о переходе на электронный документооборот при обмене информацией между медицинской организацией и учреждением медико-социальной экспертизы |
IV квартал 2018 г. |
Минздрав России, |
5.4. |
Совершенствование порядка межведомственного информационного взаимодействия в электронном виде в части обмена сведениями об инвалиде (ребенке-инвалиде) и о рекомендованных ему реабилитационных и абилитационных мероприятиях: |
|
|
|
|
внесение изменений в Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части обязанности использования учреждениями медико-социальной экспертизы Федеральной государственной информационной системы "Единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система" (далее - ЕАВИИАС) по проведению медико-социальной экспертизы; |
в Правительство Российской Федерации внесен проект федерального закона, направленный на создание правовых условий для использования ЕАВИИАС в целях упрощения процедуры установления инвалидности и назначения реабилитационных мероприятий, сокращения сроков рассмотрения документов при обжаловании гражданами решений медико-социальной экспертизы |
проект федерального закона |
IV квартал 2017 г. |
Минтруд России |
|
подключение ЕАВИИАС к Единой системе межведомственного электронного взаимодействия; |
предоставление возможности гражданам направлять заявления и документы в электронном виде на предоставление услуги по проведению медико-социальной экспертизы |
отчет ФБ МСЭ в Минтруд России |
III квартал 2017 г. |
ФБ МСЭ |
|
обеспечение возможности гражданам получать текущую информацию по вопросам реализации рекомендаций, изложенных в ИПРА инвалида (ребенка-инвалида), путем обращения через личный кабинет в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
внесены изменения в приказ Минтруда России от 15 октября 2015 г. № 723н "Об утверждении формы и порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них ИПРА инвалида (ребенка-инвалида) мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы" в части уточнения формы и порядка формирования и представления сводной информаций об исполнении мероприятий, предусмотренных ИПРА инвалида, ИПРА ребенка-инвалида и ввода ее в Федеральный реестр инвалидов |
приказ Минтруда России |
IV квартал 2017 г. |
Минтруд России, |
|
II. Повышение доступности и качества предоставления услуги по проведению медико-социальной экспертизы |
|||||
6. Кадровое и материально-техническое обеспечение учреждений медико-социальной экспертизы |
|||||
6.1. |
Проведение обучения специалистов учреждений
медико-социальной экспертизы по следующим вопросам: |
повышена квалификация специалистов учреждений медико-социальной экспертизы и качество принимаемых ими решений (заключений) |
ежегодные отчеты ФБ МСЭ, федерального государственного бюджетного учреждения "Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта" Минтруда России (далее - ФГБУ СПб НЦЭПР им. Г.А. Альбрехта) в Минтруд России |
2017 - 2020 годы |
ФБ МСЭ, |
6.2. |
Оснащение учреждений медико-социальной экспертизы специальным диагностическим оборудованием: |
|
|
|
|
поставка специального диагностического оборудования в ГБ МСЭ; |
созданы условия для обеспечения объективности, прозрачности и повышения качества выносимых экспертных решений сотрудниками учреждений медико-социальной экспертизы |
государственные контракты, заключенные Минтрудом России с поставщиками |
2017 год |
ФБ МСЭ, |
|
проведение обучения специалистов учреждений медико-социальной экспертизы работе на специальном диагностическом оборудовании |
подготовлены специалисты для работы на специальном диагностическом оборудовании |
ежегодные отчеты ФБ МСЭ в Минтруд России |
2017 - 2020 годы |
ФБ МСЭ |
|
7. Формирование открытости деятельности учреждений медико-социальной экспертизы |
|||||
7.1. |
Создание общественных советов при ГБ МСЭ |
созданы общественный контроль за работой учреждений медико-социальной экспертизы и условия для повышения открытости и прозрачности их деятельности |
отчет о внесении изменений в уставы учреждений медико-социальной экспертизы в Минтруд России |
III квартал 2017 г. |
ФБ МСЭ, |
7.2. |
Размещение в средствах массовой информации материалов по вопросам проведения медико-социальной экспертизы |
повышена информированность граждан по основным результатам деятельности учреждений медико-социальной экспертизы, в том числе по вопросам обжалования решений медико-социальной экспертизы |
ежегодные отчеты ФБ МСЭ в Минтруд России |
2017 - 2020 годы |
ФБ МСЭ, |
7.3. |
Создание стандартизированных сайтов ГБ МСЭ, ФБ МСЭ, в том числе с учетом требований доступности для инвалидов по зрению (в соответствии с приказом Минкомсвязи России от 25 апреля 2014 г. № 108 "Об утверждении методических рекомендаций об особенностях обеспечения информационной доступности в сфере теле-, радиовещания, электронных и информационно-коммуникационных технологий") |
созданы условия для обеспечения: открытости и доступности информации о деятельности учреждений медико-социальной экспертизы, в том числе об их структуре, основных функциях, контактах и результатах независимой оценки качества предоставления услуг учреждениями; информированности граждан о системе медико-социальной экспертизы, в том числе о нормативных правовых актах, регулирующих деятельность в сфере медико-социальной экспертизы |
отчет ФБ МСЭ в Минтруд России |
2017 год |
ФБ МСЭ, |
7.4. |
Ввод целевого показателя "Проведено личных приемов граждан главными экспертами по медико-социальной экспертизе" в состав целевых показателей эффективности работы федеральных государственных бюджетных учреждений и федеральных государственных казенных учреждений, находящихся в ведении Минтруда России |
внесены изменения в "Целевые показатели эффективности работы федеральных казенных учреждений медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и критерии оценки эффективности и результативности работы их руководителей", утвержденные приказом Минтруда России от 30 апреля 2013 г. № 190н |
приказ Минтруда России |
III квартал 2017 г. |
Минтруд России |
8. Профилактика коррупционных и иных нарушений |
|||||
8.1. |
Внедрение в практику деятельности учреждений медико-социальной экспертизы электронной системы управления очередью в целях независимого распределения заявлений, поданных гражданами на проведение медико-социальной экспертизы, включая заявления, поступившие в порядке обжалования |
создана электронная система управления очередью на основе заявлений, поданных гражданами на проведение медико-социальной экспертизы, включая заявления, поступившие в порядке обжалования |
доклад ФБ МСЭ в Минтруд России |
2017 - 2020 годы |
ФБ МСЭ, |
8.2. |
Организация в учреждениях медико-социальной экспертизы аудио- и видеонаблюдения с учетом требований федерального законодательства о защите персональных данных и об охране здоровья граждан в Российской Федерации, в том числе включение в должностные инструкции специалистов учреждений медико-социальной экспертизы положения об обязательном ознакомлении гражданина и его согласии (несогласии) на ведение аудио- и видеонаблюдения при проведении медико-социальной экспертизы |
в учреждениях медико-социальной экспертизы установлены системы аудио- и видеонаблюдения |
отчет ФБ МСЭ в Минтруд России |
2017 - 2020 годы |
ФБ МСЭ, |
8.3. |
Проведение анализа сообщений о нарушениях, допускаемых специалистами учреждений медико-социальной экспертизы, поступающих в электронной форме по адресу электронной почты info.mse@rosmintrud.ru, созданному в Минтруде России для сообщений граждан о нарушениях в работе учреждений медико-социальной экспертизы |
создана система оперативного реагирования в ГБ МСЭ и ФБ МСЭ на обращения граждан, связанные с неудовлетворенностью действиями и (или) решениями специалистов учреждений медико-социальной экспертизы, их рассмотрения, анализа и принятия действенных мер по недопущению нарушений при проведении медико-социальной экспертизы и соблюдению законных прав граждан |
ежегодная аналитическая справка Минтруда России |
2017 - 2020 годы |
Минтруд России |
8.4. |
Доведение до руководителей учреждений медико-социальной экспертизы положений законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в целях исключения случаев его несоблюдения; обобщение опыта работы учреждений медико-социальной экспертизы по минимизации коррупционных рисков |
проведение ежегодных совещаний с руководителями учреждений медико-социальной экспертизы, в том числе по вопросам применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции |
ежегодные информационные материалы Минтруда России |
2017 - 2020 годы |
Минтруд России |
8.5. |
Организация мониторинга публикаций в средствах массовой информации на предмет наличия в них сведений о коррупционных проявлениях в учреждениях медико-социальной экспертизы, в том числе по результатам которых правоохранительными органами проводились оперативные мероприятия |
выявление основных форм и способов противоправной деятельности в сфере медико-социальной экспертизы для выработки профилактических мер по предупреждению коррупционных и иных правонарушений в деятельности учреждений медико-социальной экспертизы |
ежегодная аналитическая справка Минтруда России |
2017 - 2020 годы |
Минтруд России |
Министр труда и социальной защиты |
|
Российской Федерации |
М.А. Топилин |