Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ и
Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2016 г. № 199/503
"Об утверждении методики расчета основных параметров потребности в
трудовых ресурсах для целей реализации государственных программ"
Приказываем:
Утвердить прилагаемую методику расчета основных параметров потребности в трудовых ресурсах для целей реализации государственных программ.
Министр
труда |
М.А. Топилин |
|
|
Министр
образования и науки |
Д.В. Ливанов |
Методика расчета основных параметров потребности в трудовых ресурсах для целей реализации государственных программ
(утв. приказом Минтруда России и Минобрнауки России
от 28 апреля 2016 г. № 199/503)
1. Настоящая методика устанавливает порядок расчета основных параметров потребности в трудовых ресурсах (далее - профессиональные кадры), в том числе инженерно-технических, и прогноза объемов их подготовки за счет бюджетных средств для целей реализации государственных программ (при наличии такой потребности).
2. В настоящей методике используются следующие термины:
базовый год (t) - текущий год;
прогнозный период (t + n) - период реализации соответствующего мероприятия государственной программы, следующий за базовым годом;
потребность в профессиональных кадрах (ПД) - среднесписочная численность работников, необходимая для приема на вновь создаваемые и незанятые (вакантные) рабочие места, а также на замену выбывающих работников;
дополнительная потребность в профессиональных кадрах на развитие (ПР) - часть потребности в профессиональных кадрах, требующаяся для приема на вновь создаваемые рабочие места;
дополнительная потребность в профессиональных кадрах на замещение вакансий (ПВ) - часть потребности в профессиональных кадрах, требующаяся для приема на незанятые (вакантные) рабочие места;
дополнительная потребность в профессиональных кадрах на замену (ПЗ) - часть потребности в профессиональных кадрах, требующаяся для приема на существующие рабочие места взамен выбывающих работников;
прогноз объемов подготовки инженерно-технических кадров за счет бюджетных средств - подготовка предложений по определению объема и структуры контрольных цифр приема для обучения по образовательным программам высшего и среднего профессионального образования за счет ассигнований федерального бюджета.
3. Потребность в профессиональных кадрах определяется с использованием Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ) с выделением данных по инженерно-техническим кадрам.
4. Потребность в профессиональных кадрах определяется в среднегодовом исчислении (за каждый год отдельно).
5. Потребность в профессиональных кадрах определяется на основе ретроспективных данных о профессионально-квалификационной структуре рабочих мест и поло-возрастной структуре работников за 3 и более предшествующих года, стратегических документов, определяющих приоритеты развития в сфере реализации соответствующей государственной программы, сведений о реализуемых и планируемых к реализации инвестиционных проектах.
6. Потребность в профессиональных кадрах определяется последовательно для каждого года прогнозного периода (t + n).
7. Потребность в профессиональных кадрах в t + n году прогнозного периода определяется по формуле:
ПДt + n = ПРt + n + ПВt + n + ПЗt + n |
(1) |
где:
ПД - потребность в профессиональных кадрах,
ПР - дополнительная потребность в профессиональных кадрах на развитие,
ПВ - дополнительная потребность в профессиональных кадрах на замещение вакансий,
ПЗ - дополнительная потребность в профессиональных кадрах на замену,
t + n - прогнозный период.
8. Дополнительная потребность в профессиональных кадрах на развитие определяется по формуле:
ПРt + n = ΔРМt + n |
(2) |
где:
ПР - дополнительная потребность в профессиональных кадрах на развитие,
ΔРМt + n - среднегодовое количество создаваемых новых рабочих мест,
t + n - прогнозный период.
9. Дополнительная потребность в профессиональных кадрах на замещение вакансий определяется на основе ретроспективных данных о наличии вакансий за 3 и более предшествующих года. При незначительном удельном весе незанятых (вакантных) рабочих мест в среднесписочной численности работников (3 % и менее) данный показатель может не учитываться при определении потребности в профессиональных кадрах.
Дополнительная потребность в профессиональных кадрах на замещение вакансий определяется по формуле:
ПВt + n = ССt + n × ДВср × КВt + n |
(3) |
где:
ПВ - дополнительная потребность в профессиональных кадрах на замещение вакансий,
СС - среднесписочная численность работников,
ДВср - среднее значение удельного веса вакансий в среднесписочной численности работников в ретроспективном периоде,
KB - поправочный коэффициент, определяемый экспертным путем,
t + n - прогнозный период.
10. Среднее значение удельного веса вакансий в среднесписочной численности работников в ретроспективном периоде определяется по формуле:
|
(4) |
где:
ДВср - среднее значение удельного веса вакансий в среднесписочной численности работников в ретроспективном периоде,
ДВ - значение удельного веса вакансий в среднесписочной численности работников,
t - базовый год,
m - количество лет ретроспективного периода.
11. Дополнительная потребность в профессиональных кадрах на замену определяется на основе ретроспективных данных о возрастной структуре работников и данных об увольнениях в связи с выходом на пенсию за 3 и более предшествующих года по следующей формуле:
ПЗt + n = ССt + n × ДПср × КПt + n |
(5) |
где:
ЧП - численность работников, выбывающих в связи с выходом на пенсию,
СС - среднесписочная численность работников,
ДПср - среднее значение удельного веса работников, уволенных в связи с выходом на пенсию, в среднесписочной численности работников в ретроспективном периоде,
КП - поправочный коэффициент, определяемый экспертным путем. Значение КП зависит от изменений половозрастной структуры работников и вероятности выхода на пенсию после достижения пенсионного возраста в соответствующем возрастном интервале,
t + n - прогнозный период.
12. Среднее значение удельного веса работников, уволенных в связи с выходом на пенсию, в среднесписочной численности работников в ретроспективном периоде определяется по следующей формуле:
|
(4) |
где:
ДПср - среднее значение удельного веса работников, уволенных в связи с выходом на пенсию, в среднесписочной численности работников в ретроспективном периоде,
ДП - значение удельного веса работников, уволенных в связи с выходом на пенсию, в среднесписочной численности работников,
t - базовый год,
m - количество лет ретроспективного периода.
13. Для определения дополнительной потребности в профессиональных кадрах на развитие, замещение вакансий, замену могут использоваться методы экономико-математического моделирования, статистические методы, методы экстраполяции, нормативный, штатный, балансовый и иные методы, учитывающие специфику отрасли, в которой реализуется соответствующая государственная программа.
14. Результаты расчета потребности в профессиональных кадрах заносятся в таблицу, форма которой приведена в приложении № 1 к настоящей методике:
в графе "всего" указывается значение потребности в профессиональных кадрах в t + n году прогнозного периода (ПДt + n);
в графе "на развитие" указывается значение дополнительной потребности в кадрах на развитие в t + n году прогнозного периода (ПРt + n);
в графе "на замену" указывается значение дополнительной потребности в кадрах на развитие в t + n году прогнозного периода (ПЗt + n).
15. Сведения о потребности в профессиональных кадрах инженерно-технического профиля, содержащиеся в таблице, приведенной в приложении № 1 к настоящей методике, дезагрегируются по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки среднего профессионального и высшего образования, перечень которых приведен в приложении № 2 к настоящей методике. Дезагрегированные данные заносятся в сводную таблицу потребности в профессиональных кадрах инженерно-технического профиля по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки среднего профессионального и высшего образования, форма которой приведена в приложении № 3 к настоящей методике.
16. Сведения о потребности в профессиональных кадрах инженерно-технического профиля по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки среднего профессионального и высшего образования, содержащиеся в таблице, приведенной в приложении № 3 к настоящей методике, учитываются при подготовке предложений по определению объема и структуры контрольных цифр приема для обучения по образовательным программам высшего и среднего профессионального образования за счет ассигнований федерального бюджета в порядке, установленном Правилами установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2015 г. № 285.
к методике расчета основных
параметров
потребности в трудовых ресурсах для целей
реализации государственных программ,
утвержденной приказом Министерства труда
и социальной защиты РФ
и Министерства образования и науки РФ
от 28 апреля 2016 г. № 199/503
Форма
Сведения о потребности в профессиональных кадрах, в том числе инженерно-технических, для реализации
мероприятия ___________________________________________________________________________________________________________ |
(номер и наименование мероприятия государственной программы) |
основного мероприятия __________________________________________________________________________________________________ |
(номер и наименование основного мероприятия государственной программы) |
подпрограммы __________________________________________________________________________________________________________ |
(номер и наименование подпрограммы государственной программы) |
(человек) |
|||||||||||
Наименования занятий по ОКЗ |
Код по ОКЗ |
Среднесписочная численность работников в базовом году (t) |
Потребность в профессиональных кадрах в прогнозном периоде |
||||||||
t + 1 |
… |
t + n лет |
|||||||||
всего |
из нее |
всего |
из нее |
всего |
из нее |
||||||
на развитие |
на замену |
на развитие |
на замену |
на развитие |
на замену |
||||||
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
4 |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
руководители |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
специалисты высшего уровня квалификации |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в том
числе: |
21 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
физики, химики и специалисты родственных занятий |
211* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
специалисты в области техники, исключая электротехников |
214* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
инженеры-электротехники |
215* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
архитекторы, проектировщики, топографы и дизайнеры |
216* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
специалисты в области здравоохранения, всего |
22 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
из них: врачи |
221 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
специалисты по медицинскому уходу и акушерству |
222 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
специалисты в области образования, всего |
23 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
профессорско-преподавательский состав университетов и других образовательных организаций высшего образования |
231 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
педагогические работники профессиональных образовательных организаций |
232 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
педагогические работники общеобразовательных организаций (среднее общее образование) |
233 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
педагогические работники дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций (дошкольное и начальное общее образование) |
234 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
специалисты в сфере бизнеса и администрации |
24 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
специалисты по информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) |
25* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
специалисты в области права, гуманитарных областей и культуры |
26 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
специалисты среднего уровня квалификации, всего |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в том
числе: |
31 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
техники в области физических и технических наук |
311* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
мастера (бригадиры) на производстве и в строительстве |
312* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
техники (операторы) по управлению технологическими процессами |
313* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
специалисты-техники по управлению и эксплуатации водных и воздушных судов |
315* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
средний медицинский персонал здравоохранения |
32 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
средний специальный персонал по экономической и административной деятельности |
33 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
средний специальный персонал в области правовой, социальной работы, культуры, спорта и родственных занятий |
34 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
специалисты-техники в области информационно-коммуникационных технологий |
35* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
служащие, занятые подготовкой и оформлением документации, учетом и обслуживанием, всего |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в том
числе: |
41 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
служащие сферы обслуживания населения |
42 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
служащие в сфере обработки числовой информации и учета материальных ценностей |
43 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
другие офисные служащие |
44 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
работники сферы обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности, всего |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в том
числе: |
51 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
продавцы |
52 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
работники, оказывающие услуги по индивидуальному уходу |
53 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
работники служб, осуществляющих охрану граждан и собственности |
54 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
квалифицированные работники сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства, всего |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в том
числе: |
61 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
товарные производители лесной и рыбной продукции и охотники |
62 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
квалифицированные работники сельского хозяйства, рыболовства, охотники и сборщики урожая, производящие продукцию для личного потребления |
63 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
квалифицированные рабочие промышленности, строительства, транспорта и рабочие родственных занятий, всего |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в том
числе: |
71 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
рабочие, занятые в металлообрабатывающем и машиностроительном производстве, механики и ремонтники |
72 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
рабочие, занятые изготовлением прецизионных инструментов и приборов, рабочие художественных промыслов и полиграфического производства |
73 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
рабочие в области электротехники и электроники |
74 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
рабочие пищевой, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
деревообрабатывающей, текстильной и швейной промышленности и рабочие родственных занятий, всего |
75 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
рабочие пищевой промышленности и рабочие родственных занятий |
751 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
рабочие ручного труда, производящие одежду и обувь |
753 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
операторы производственных установок и машин, сборщики и водители, всего |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в том
числе: |
81 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сборщики |
82 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
водители и операторы подвижного оборудования |
83 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
неквалифицированные рабочие, всего |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в том
числе: |
91 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
неквалифицированные рабочие сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства |
92 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
неквалифицированные рабочие, занятые в горнодобывающей промышленности, строительстве, обрабатывающей промышленности и на транспорте, всего |
93 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
неквалифицированные рабочие, занятые в горнодобывающей промышленности и строительстве |
931 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
неквалифицированные рабочие, занятые в обрабатывающей промышленности |
932 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
неквалифицированные рабочие, занятые на транспорте и в хранении |
933 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
помощники в приготовлении пищи |
94 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
уличные торговцы и другие неквалифицированные работники, оказывающие различные уличные услуги |
95 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
неквалифицированные работники по сбору мусора и другие неквалифицированные работники |
96 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
военнослужащие |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
_____________ * Позиции с кодами ОКЗ 211, 214, 215, 216, 25, 311, 312, 313, 315, 35 соответствуют инженерно-техническим специальностям |
к методике расчета основных
параметров
потребности в трудовых ресурсах для целей
реализации государственных программ,
утвержденной приказом Министерства труда
и социальной защиты РФ
и Министерства образования и науки РФ
от 28 апреля 2016 г. № 199/503
Перечень укрупненных групп специальностей и направлений подготовки среднего профессионального и высшего образования, входящих в состав области образования "Инженерное дело, технологии и технические науки"
№ п/п |
Наименования укрупненных групп специальностей и направлений подготовки среднего профессионального и высшего образования, входящих в состав области образования "Инженерное дело, технологии и технические науки"* |
Коды укрупненных групп специальностей и направлений подготовки |
1. |
Архитектура |
07.00.00 |
2. |
Техника и технологии строительства |
08.00.00 |
3. |
Информатика и вычислительная техника |
09.00.00 |
4. |
Информационная безопасность |
10.00.00 |
5. |
Электроника, радиотехника и системы связи |
11.00.00 |
6. |
Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии |
12.00.00 |
7. |
Электро- и теплотехника |
13.00.00 |
8. |
Ядерная энергетика и технологии |
14.00.00 |
9. |
Машиностроение |
15.00.00 |
10. |
Физико-технические науки и технологии |
16.00.00 |
11. |
Оружие и системы вооружения |
17.00.00 |
12. |
Химические технологии |
18.00.00 |
13. |
Промышленная экология и биотехнологии |
19.00.00 |
14. |
Техносферная безопасность и природообустройство |
20.00.00 |
15. |
Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия |
21.00.00 |
16. |
Технологии материалов |
22.00.00 |
17. |
Техника и технологии наземного транспорта |
23.00.00 |
18. |
Авиационная и ракетно-космическая техника |
24.00.00 |
19. |
Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники |
25.00.00 |
20. |
Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта |
26.00.00 |
21. |
Управление в технических системах |
27.00.00 |
22. |
Нанотехнологии и наноматериалы |
28.00.00 |
23. |
Технологии легкой промышленности |
29.00.00 |
_____________ * В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российский Федерации 14 октября 2013 г., регистрационный № 30163), и перечнем специальностей среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российский Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный № 30861). |
к методике расчета основных
параметров
потребности в трудовых ресурсах для целей
реализации государственных программ,
утвержденной приказом Министерства труда
и социальной защиты РФ
и Министерства образования и науки РФ
от 28 апреля 2016 г. № 199/503
Форма
Сводная таблица потребности в профессиональных кадрах
инженерно-технического профиля по укрупненным группам
специальностей и направлений подготовки среднего профессионального и высшего
образования
Номер мероприятия государственной программы |
Код по ОКЗ |
Код укрупненной группы специальностей и направлений подготовки |
Наименование укрупненной группы специальностей и направлений подготовки среднего профессионального и высшего образования, входящих в состав области образования "Инженерное дело, технологии и технические науки" |
Уровень образования (высшее/среднее профессиональное) |
Потребность в профессиональных кадрах в прогнозном периоде (человек) |
||
t + 1 |
... |
t + n лет |
|||||
А |
Б |
В |
Г |
Д |
1 |
... |
n |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого специалистов с высшим образованием |
|
|
|
||||
в том числе по специальностям |
|
X |
|
|
|
||
X |
X |
|
|
X |
|
|
|
X |
X |
|
|
X |
|
|
|
X |
X |
|
|
X |
|
|
|
Итого специалистов со средним специальным образованием |
|
|
|
||||
в том числе по специальностям |
|
X |
|
|
|
||
X |
X |
|
|
X |
|
|
|
X |
X |
|
|
X |
|
|
|
X |
X |
|
|
X |
|
|
|
Рекомендации по заполнению 1. Графы А и Б сводной таблицы заполняются по данным таблицы приложения № 1 к методике расчета основных параметров потребности в трудовых ресурсах для целей реализации государственных программ (далее - Методика) последовательно по каждому мероприятию государственной программы и коду ОКЗ (только для кодов 211, 214, 215, 216, 25, 311, 312, 313, 315, 35). 2. В графах В и Г сводной таблицы указываются код и наименование укрупненной группы специальностей и направлений подготовки (согласно приложению № 2 к Методике), по которым имеется потребность в кадрах, соответствующая коду ОКЗ, указанному в графе Б сводной таблицы. 3. В графе Д сводной таблицы указывается уровень образования (высшее или среднее специальное), требуемый для укрупненной группы специальностей и направлений подготовки, указанной в графе Г сводной таблицы. 4. В графах 1 - n сводной таблицы указывается потребность в профессиональных кадрах соответствующей специальности и уровня образования, указанных в графах Г и Д сводной таблицы. 5. В конце сводной таблицы подводятся сводные итоги по каждому коду специальности раздельно для высшего и среднего профессионального образования. |