Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ и
Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2016 г. № 199/503
"Об утверждении методики расчета основных параметров потребности в трудовых ресурсах для целей реализации государственных программ"

Приказываем:

Утвердить прилагаемую методику расчета основных параметров потребности в трудовых ресурсах для целей реализации государственных программ.

 

Министр труда
и социальной защиты
Российской Федерации

М.А. Топилин

 

 

Министр образования и науки
Российской Федерации

Д.В. Ливанов

 

Методика расчета основных параметров потребности в трудовых ресурсах для целей реализации государственных программ

(утв. приказом Минтруда России и Минобрнауки России
от 28 апреля 2016 г. № 199/503)

I. Общие положения

1. Настоящая методика устанавливает порядок расчета основных параметров потребности в трудовых ресурсах (далее - профессиональные кадры), в том числе инженерно-технических, и прогноза объемов их подготовки за счет бюджетных средств для целей реализации государственных программ (при наличии такой потребности).

2. В настоящей методике используются следующие термины:

базовый год (t) - текущий год;

прогнозный период (t + n) - период реализации соответствующего мероприятия государственной программы, следующий за базовым годом;

потребность в профессиональных кадрах (ПД) - среднесписочная численность работников, необходимая для приема на вновь создаваемые и незанятые (вакантные) рабочие места, а также на замену выбывающих работников;

дополнительная потребность в профессиональных кадрах на развитие (ПР) - часть потребности в профессиональных кадрах, требующаяся для приема на вновь создаваемые рабочие места;

дополнительная потребность в профессиональных кадрах на замещение вакансий (ПВ) - часть потребности в профессиональных кадрах, требующаяся для приема на незанятые (вакантные) рабочие места;

дополнительная потребность в профессиональных кадрах на замену (ПЗ) - часть потребности в профессиональных кадрах, требующаяся для приема на существующие рабочие места взамен выбывающих работников;

прогноз объемов подготовки инженерно-технических кадров за счет бюджетных средств - подготовка предложений по определению объема и структуры контрольных цифр приема для обучения по образовательным программам высшего и среднего профессионального образования за счет ассигнований федерального бюджета.

3. Потребность в профессиональных кадрах определяется с использованием Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ) с выделением данных по инженерно-техническим кадрам.

4. Потребность в профессиональных кадрах определяется в среднегодовом исчислении (за каждый год отдельно).

II. Определение потребности в профессиональных кадрах

5. Потребность в профессиональных кадрах определяется на основе ретроспективных данных о профессионально-квалификационной структуре рабочих мест и поло-возрастной структуре работников за 3 и более предшествующих года, стратегических документов, определяющих приоритеты развития в сфере реализации соответствующей государственной программы, сведений о реализуемых и планируемых к реализации инвестиционных проектах.

6. Потребность в профессиональных кадрах определяется последовательно для каждого года прогнозного периода (t + n).

7. Потребность в профессиональных кадрах в t + n году прогнозного периода определяется по формуле:

ПДt + n = ПРt + n + ПВt + n + ПЗt + n

(1)

 

где:

ПД - потребность в профессиональных кадрах,

ПР - дополнительная потребность в профессиональных кадрах на развитие,

ПВ - дополнительная потребность в профессиональных кадрах на замещение вакансий,

ПЗ - дополнительная потребность в профессиональных кадрах на замену,

t + n - прогнозный период.

8. Дополнительная потребность в профессиональных кадрах на развитие определяется по формуле:

ПРt + n = ΔРМt + n

(2)

 

где:

ПР - дополнительная потребность в профессиональных кадрах на развитие,

ΔРМt + n - среднегодовое количество создаваемых новых рабочих мест,

t + n - прогнозный период.

9. Дополнительная потребность в профессиональных кадрах на замещение вакансий определяется на основе ретроспективных данных о наличии вакансий за 3 и более предшествующих года. При незначительном удельном весе незанятых (вакантных) рабочих мест в среднесписочной численности работников (3 % и менее) данный показатель может не учитываться при определении потребности в профессиональных кадрах.

Дополнительная потребность в профессиональных кадрах на замещение вакансий определяется по формуле:

ПВt + n = ССt + n × ДВср × КВt + n

(3)

 

где:

ПВ - дополнительная потребность в профессиональных кадрах на замещение вакансий,

СС - среднесписочная численность работников,

ДВср - среднее значение удельного веса вакансий в среднесписочной численности работников в ретроспективном периоде,

KB - поправочный коэффициент, определяемый экспертным путем,

t + n - прогнозный период.

10. Среднее значение удельного веса вакансий в среднесписочной численности работников в ретроспективном периоде определяется по формуле:

(4)

 

где:

ДВср - среднее значение удельного веса вакансий в среднесписочной численности работников в ретроспективном периоде,

ДВ - значение удельного веса вакансий в среднесписочной численности работников,

t - базовый год,

m - количество лет ретроспективного периода.

11. Дополнительная потребность в профессиональных кадрах на замену определяется на основе ретроспективных данных о возрастной структуре работников и данных об увольнениях в связи с выходом на пенсию за 3 и более предшествующих года по следующей формуле:

ПЗt + n = ССt + n × ДПср × КПt + n

(5)

 

где:

ЧП - численность работников, выбывающих в связи с выходом на пенсию,

СС - среднесписочная численность работников,

ДПср - среднее значение удельного веса работников, уволенных в связи с выходом на пенсию, в среднесписочной численности работников в ретроспективном периоде,

КП - поправочный коэффициент, определяемый экспертным путем. Значение КП зависит от изменений половозрастной структуры работников и вероятности выхода на пенсию после достижения пенсионного возраста в соответствующем возрастном интервале,

t + n - прогнозный период.

12. Среднее значение удельного веса работников, уволенных в связи с выходом на пенсию, в среднесписочной численности работников в ретроспективном периоде определяется по следующей формуле:

(4)

 

где:

ДПср - среднее значение удельного веса работников, уволенных в связи с выходом на пенсию, в среднесписочной численности работников в ретроспективном периоде,

ДП - значение удельного веса работников, уволенных в связи с выходом на пенсию, в среднесписочной численности работников,

t - базовый год,

m - количество лет ретроспективного периода.

13. Для определения дополнительной потребности в профессиональных кадрах на развитие, замещение вакансий, замену могут использоваться методы экономико-математического моделирования, статистические методы, методы экстраполяции, нормативный, штатный, балансовый и иные методы, учитывающие специфику отрасли, в которой реализуется соответствующая государственная программа.

14. Результаты расчета потребности в профессиональных кадрах заносятся в таблицу, форма которой приведена в приложении № 1 к настоящей методике:

в графе "всего" указывается значение потребности в профессиональных кадрах в t + n году прогнозного периода (ПДt + n);

в графе "на развитие" указывается значение дополнительной потребности в кадрах на развитие в t + n году прогнозного периода (ПРt + n);

в графе "на замену" указывается значение дополнительной потребности в кадрах на развитие в t + n году прогнозного периода (ПЗt + n).

III. Прогноз объемов подготовки инженерно-технических кадров за счет бюджетных средств

15. Сведения о потребности в профессиональных кадрах инженерно-технического профиля, содержащиеся в таблице, приведенной в приложении № 1 к настоящей методике, дезагрегируются по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки среднего профессионального и высшего образования, перечень которых приведен в приложении № 2 к настоящей методике. Дезагрегированные данные заносятся в сводную таблицу потребности в профессиональных кадрах инженерно-технического профиля по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки среднего профессионального и высшего образования, форма которой приведена в приложении № 3 к настоящей методике.

16. Сведения о потребности в профессиональных кадрах инженерно-технического профиля по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки среднего профессионального и высшего образования, содержащиеся в таблице, приведенной в приложении № 3 к настоящей методике, учитываются при подготовке предложений по определению объема и структуры контрольных цифр приема для обучения по образовательным программам высшего и среднего профессионального образования за счет ассигнований федерального бюджета в порядке, установленном Правилами установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2015 г. № 285.

 


Приложение № 1

к методике расчета основных параметров
потребности в трудовых ресурсах для целей
реализации государственных программ,
утвержденной приказом Министерства труда
и социальной защиты РФ
и Министерства образования и науки РФ
от 28 апреля 2016 г. № 199/503

Форма

Сведения о потребности в профессиональных кадрах, в том числе инженерно-технических, для реализации

мероприятия ___________________________________________________________________________________________________________

(номер и наименование мероприятия государственной программы)

основного мероприятия __________________________________________________________________________________________________

(номер и наименование основного мероприятия государственной программы)

подпрограммы __________________________________________________________________________________________________________

(номер и наименование подпрограммы государственной программы)

 

(человек)

Наименования занятий по ОКЗ

Код по ОКЗ

Среднесписочная численность работников в базовом году (t)

Потребность в профессиональных кадрах в прогнозном периоде

t + 1

t + n лет

всего

из нее

всего

из нее

всего

из нее

на развитие

на замену

на развитие

на замену

на развитие

на замену

А

Б

1

2

3

4

...

...

...

...

...

...

Всего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

руководители

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

специалисты высшего уровня квалификации

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в том числе:
специалисты в области науки и техники, всего

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

из них:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

физики, химики и специалисты родственных занятий

211*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

специалисты в области техники, исключая электротехников

214*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

инженеры-электротехники

215*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

архитекторы, проектировщики, топографы и дизайнеры

216*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

специалисты в области здравоохранения, всего

22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

из них: врачи

221

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

специалисты по медицинскому уходу и акушерству

222

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

специалисты в области образования, всего

23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

из них:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

профессорско-преподавательский состав университетов и других образовательных организаций высшего образования

231

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

педагогические работники профессиональных образовательных организаций

232

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

педагогические работники общеобразовательных организаций (среднее общее образование)

233

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

педагогические работники дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций (дошкольное и начальное общее образование)

234

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

специалисты в сфере бизнеса и администрации

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

специалисты по информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ)

25*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

специалисты в области права, гуманитарных областей и культуры

26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

специалисты среднего уровня квалификации, всего

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в том числе:
специалисты-техники в области науки и техники, всего

31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

из них:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

техники в области физических и технических наук

311*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мастера (бригадиры) на производстве и в строительстве

312*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

техники (операторы) по управлению технологическими процессами

313*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

специалисты-техники по управлению и эксплуатации водных и воздушных судов

315*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

средний медицинский персонал здравоохранения

32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

средний специальный персонал по экономической и административной деятельности

33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

средний специальный персонал в области правовой, социальной работы, культуры, спорта и родственных занятий

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

специалисты-техники в области информационно-коммуникационных технологий

35*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

служащие, занятые подготовкой и оформлением документации, учетом и обслуживанием, всего

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в том числе:
служащие общего профиля и обслуживающие офисную технику

41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

служащие сферы обслуживания населения

42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

служащие в сфере обработки числовой информации и учета материальных ценностей

43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

другие офисные служащие

44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

работники сферы обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности, всего

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в том числе:
работники сферы индивидуальных услуг

51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

продавцы

52

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

работники, оказывающие услуги по индивидуальному уходу

53

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

работники служб, осуществляющих охрану граждан и собственности

54

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

квалифицированные работники сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства, всего

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в том числе:
квалифицированные работники сельского хозяйства, производящие товарную продукцию

61

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

товарные производители лесной и рыбной продукции и охотники

62

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

квалифицированные работники сельского хозяйства, рыболовства, охотники и сборщики урожая, производящие продукцию для личного потребления

63

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

квалифицированные рабочие промышленности, строительства, транспорта и рабочие родственных занятий, всего

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в том числе:
рабочие, занятые в строительстве, и рабочие родственных занятий (за исключением электриков)

71

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рабочие, занятые в металлообрабатывающем и машиностроительном производстве, механики и ремонтники

72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рабочие, занятые изготовлением прецизионных инструментов и приборов, рабочие художественных промыслов и полиграфического производства

73

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рабочие в области электротехники и электроники

74

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рабочие пищевой,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

деревообрабатывающей, текстильной и швейной промышленности и рабочие родственных занятий, всего

75

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

из них:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рабочие пищевой промышленности и рабочие родственных занятий

751

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рабочие ручного труда, производящие одежду и обувь

753

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

операторы производственных установок и машин, сборщики и водители, всего

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в том числе:
операторы промышленных установок и стационарного оборудования

81

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сборщики

82

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

водители и операторы подвижного оборудования

83

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

неквалифицированные рабочие, всего

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в том числе:
уборщики и прислуга

91

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

неквалифицированные рабочие сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства

92

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

неквалифицированные рабочие, занятые в горнодобывающей промышленности, строительстве, обрабатывающей промышленности и на транспорте, всего

93

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

из них:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

неквалифицированные рабочие, занятые в горнодобывающей промышленности и строительстве

931

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

неквалифицированные рабочие, занятые в обрабатывающей промышленности

932

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

неквалифицированные рабочие, занятые на транспорте и в хранении

933

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

помощники в приготовлении пищи

94

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

уличные торговцы и другие неквалифицированные работники, оказывающие различные уличные услуги

95

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

неквалифицированные работники по сбору мусора и другие неквалифицированные работники

96

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

военнослужащие

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_____________

* Позиции с кодами ОКЗ 211, 214, 215, 216, 25, 311, 312, 313, 315, 35 соответствуют инженерно-техническим специальностям

 

 


Приложение № 2

к методике расчета основных параметров
потребности в трудовых ресурсах для целей
реализации государственных программ,
утвержденной приказом Министерства труда
и социальной защиты РФ
и Министерства образования и науки РФ
от 28 апреля 2016 г. № 199/503

Перечень укрупненных групп специальностей и направлений подготовки среднего профессионального и высшего образования, входящих в состав области образования "Инженерное дело, технологии и технические науки"

№ п/п

Наименования укрупненных групп специальностей и направлений подготовки среднего профессионального и высшего образования, входящих в состав области образования "Инженерное дело, технологии и технические науки"*

Коды укрупненных групп специальностей и направлений подготовки

1.

Архитектура

07.00.00

2.

Техника и технологии строительства

08.00.00

3.

Информатика и вычислительная техника

09.00.00

4.

Информационная безопасность

10.00.00

5.

Электроника, радиотехника и системы связи

11.00.00

6.

Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии

12.00.00

7.

Электро- и теплотехника

13.00.00

8.

Ядерная энергетика и технологии

14.00.00

9.

Машиностроение

15.00.00

10.

Физико-технические науки и технологии

16.00.00

11.

Оружие и системы вооружения

17.00.00

12.

Химические технологии

18.00.00

13.

Промышленная экология и биотехнологии

19.00.00

14.

Техносферная безопасность и природообустройство

20.00.00

15.

Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия

21.00.00

16.

Технологии материалов

22.00.00

17.

Техника и технологии наземного транспорта

23.00.00

18.

Авиационная и ракетно-космическая техника

24.00.00

19.

Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники

25.00.00

20.

Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта

26.00.00

21.

Управление в технических системах

27.00.00

22.

Нанотехнологии и наноматериалы

28.00.00

23.

Технологии легкой промышленности

29.00.00

_____________

* В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российский Федерации 14 октября 2013 г., регистрационный № 30163), и перечнем специальностей среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российский Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный № 30861).

 

 


Приложение № 3

к методике расчета основных параметров
потребности в трудовых ресурсах для целей
реализации государственных программ,
утвержденной приказом Министерства труда
и социальной защиты РФ
и Министерства образования и науки РФ
от 28 апреля 2016 г. № 199/503

Форма

Сводная таблица потребности в профессиональных кадрах инженерно-технического профиля по укрупненным группам
специальностей и направлений подготовки среднего профессионального и высшего образования

Номер мероприятия государственной программы

Код по ОКЗ

Код укрупненной группы специальностей и направлений подготовки

Наименование укрупненной группы специальностей и направлений подготовки среднего профессионального и высшего образования, входящих в состав области образования "Инженерное дело, технологии и технические науки"

Уровень образования (высшее/среднее профессиональное)

Потребность в профессиональных кадрах в прогнозном периоде (человек)

t + 1

...

t + n лет

А

Б

В

Г

Д

1

...

n

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого специалистов с высшим образованием

 

 

 

в том числе по специальностям

 

X

 

 

 

X

X

 

 

X

 

 

 

X

X

 

 

X

 

 

 

X

X

 

 

X

 

 

 

Итого специалистов со средним специальным образованием

 

 

 

в том числе по специальностям

 

X

 

 

 

X

X

 

 

X

 

 

 

X

X

 

 

X

 

 

 

X

X

 

 

X

 

 

 

Рекомендации по заполнению

1. Графы А и Б сводной таблицы заполняются по данным таблицы приложения № 1 к методике расчета основных параметров потребности в трудовых ресурсах для целей реализации государственных программ (далее - Методика) последовательно по каждому мероприятию государственной программы и коду ОКЗ (только для кодов 211, 214, 215, 216, 25, 311, 312, 313, 315, 35).

2. В графах В и Г сводной таблицы указываются код и наименование укрупненной группы специальностей и направлений подготовки (согласно приложению № 2 к Методике), по которым имеется потребность в кадрах, соответствующая коду ОКЗ, указанному в графе Б сводной таблицы.

3. В графе Д сводной таблицы указывается уровень образования (высшее или среднее специальное), требуемый для укрупненной группы специальностей и направлений подготовки, указанной в графе Г сводной таблицы.

4. В графах 1 - n сводной таблицы указывается потребность в профессиональных кадрах соответствующей специальности и уровня образования, указанных в графах Г и Д сводной таблицы.

5. В конце сводной таблицы подводятся сводные итоги по каждому коду специальности раздельно для высшего и среднего профессионального образования.