Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 января 2020 г. № 6
"Об утверждении положения о Департаменте науки и инновационного развития здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации"

В соответствии с подпунктом 10.2 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3526), приказываю:

Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте науки и инновационного развития здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Министр

В.И. Скворцова

 

Положение о Департаменте науки и инновационного развития здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации

(утв. приказом Минздрава России от 15 января 2020 г. № 6)

I. Общие положения

1. Департамент науки и инновационного развития здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее соответственно - Департамент, Министерство) является структурным подразделением Министерства и обеспечивает деятельность Министерства по следующим вопросам:

1.1. Развитие медицинской науки, определение приоритетных направлений научных исследований в интересах здравоохранения, развитие фундаментальных, поисковых и прикладных исследований, сохранение и развитие кадрового научного потенциала, интеграция науки и образования, формирование и развитие инфраструктуры медицинской науки, обеспечение государственной регистрации и учета результатов научно-технической деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета.

1.2. Реализация мероприятий, направленных на инновационное развитие здравоохранения и отдельных приоритетных направлений медицинской науки, включая вопросы биомедицинских и генетических технологий.

1.3. Научное и научно-техническое сопровождение в области биологической безопасности.

1.4. Разработка и реализация программ научных исследований в сфере здравоохранения, их координация.

1.5. Реализация федерального проекта "Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий" национального проекта "Здравоохранение".

1.6. Участие в реализации национального проекта "Наука".

2. Координацию и контроль деятельности Департамента осуществляет заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей между руководством Министерства.

3. В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о Министерстве, приказами Министерства, а также настоящим Положением.

4. Департамент осуществляет свою деятельность как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями Министерства, подведомственными Министерству организациями, Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, Федеральным медико-биологическим агентством (далее соответственно - федеральная служба, федеральное агентство), Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее - государственный внебюджетный фонд), деятельность которого координирует Министерство, а также со структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и государственными органами субъектов Российской Федерации, общественными объединениями и организациями, в том числе Российской академией наук.

5. В Департаменте для выполнения возложенных на него задач создаются структурные подразделения - отделы. Департамент вносит предложения об изменении структуры и штатного расписания Министерства в части, касающейся Департамента, и представляет их в установленном порядке.

II. Задачи Департамента

6. Основными задачами Департамента являются:

6.1. Обеспечение реализации функций Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере деятельности Министерства по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения.

6.2. Обеспечение реализации функций Министерства по координации и контролю деятельности находящихся в его ведении федеральной службы и федерального агентства и координации деятельности государственного внебюджетного фонда по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения.

6.3. Обеспечение реализации функций Министерства по координации и корректировке приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, критических технологий Российской Федерации.

6.4. Обеспечение функций Министерства как государственного заказчика (основного исполнителя, соисполнителя) федеральных целевых программ, научных и научно-технических программ и проектов, инновационных проектов в установленной сфере деятельности Министерства по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения.

6.5. Информационно-аналитическое и организационное обеспечение деятельности Министерства по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения.

III. Функции Департамента

7. В соответствии с возложенными основными задачами Департамент выполняет следующие основные функции:

7.1. Вырабатывает предложения по определению государственной политики в сфере деятельности Министерства по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения.

7.2. Участвует в подготовке или подготавливает проекты программных документов Правительства Российской Федерации, готовит предложения по государственным программам, федеральным целевым, ведомственным, ведомственным целевым, комплексным научно-техническим программам и проектам по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения.

7.3. Готовит предложения к проекту плана заседаний Правительства Российской Федерации и в план законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации.

7.4. Разрабатывает, участвует в разработке и подготавливает для внесения в Правительство Российской Федерации совместно с другими заинтересованными департаментами Министерства проекты нормативных правовых актов и иных документов, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, а также разрабатывает, участвует в разработке нормативных правовых актов Министерства по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения.

7.5. Разрабатывает акты ненормативного характера по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Министерства.

7.6. Готовит или участвует в подготовке совместно со структурными подразделениями Министерства поправок, заключений, отзывов на проекты федеральных законов, а также заключений на проекты иных нормативных правовых актов, поступающих на рассмотрение в Министерство.

7.7. Обобщает практику применения законодательства, проводит анализ реализации государственной политики по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения, и принимает участие:

в организации работ по мониторингу и анализу состояния приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, реализации фундаментальных, поисковых и прикладных исследований и разработке новых технологий в Российской Федерации;

в реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642;

в реализации Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2580-р;

в реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р;

в реализации Комплексной программы развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Председателем Правительства Российской Федерации 24 апреля 2012 г. № 1853п-П8;

в реализации плана мероприятий ("дорожной карты") "Развитие биотехнологий и генной инженерии" на 2018-2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2018 г. № 337-р;

в реализации Национальной технологической инициативы по направлениям "Хелснет" и "Нейронет";

в реализации плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению "Хелснет", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 870-р;

в реализации иных планов мероприятий ("дорожных карт") по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения;

в подготовке доклада о ходе и результатах реализации комплексного плана по реализации Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу;

в разработке предложений в сфере научно-технической деятельности и инновационной деятельности в научно-технической сфере в проекты планов действий Правительства Российской Федерации по реализации среднесрочных программ социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период и по реализации ежегодных посланий Президента Российской Федерации;

в подготовке прогноза научно-технологического развития Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;

в подготовке среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и среднесрочных прогнозных показателей деятельности Министерства по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;

в координации работ по созданию и развитию объектов инновационной инфраструктуры (научные центры мирового лидерства, научно-образовательные центры, инновационные научно-технологические центры, технопарки, центры трансфера технологий и т.д.), созданию и развитию малых инновационных предприятий в научно-технической сфере;

в проведении мероприятий по анализу реализации государственных, целевых, а также иных программ в области науки, и иных стратегических инициатив Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по компетенции Министерства;

в реализации и подготовке предложений по корректировке целевых, государственных и иных программ в установленной сфере деятельности Департамента;

в работе научных, координационных и экспертных советов, комиссий.

7.8. Готовит в рамках компетенции совместно с Финансово-экономическим департаментом соответствующие предложения в целях реализации функций Министерства как главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на его содержание и реализацию возложенных на него функций.

7.9. Готовит в рамках компетенции совместно с Финансово-экономическим департаментом соответствующие предложения по формированию федерального бюджета и финансированию подведомственных Министерству организаций, федеральной службы и федерального агентства, по проекту федерального закона о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования и об исполнении этого бюджета.

7.10. Запрашивает информацию, справки и другие документы, необходимые для выполнения возложенных на Департамент функций, у подведомственных Министерству организаций, федеральной службы и федерального агентства, у органов и организаций, подведомственных указанным федеральной службе и федеральному агентству, а также у государственного внебюджетного фонда в установленном порядке.

7.11. Осуществляет совместно с заинтересованными структурными подразделениями Министерства предварительное рассмотрение документов и предложений, представленных в Министерство подведомственных Министерству федеральной службой и федеральным агентством, а также государственным внебюджетным фондом, в отношении вопросов, указанных в пункте 1 настоящего Положения.

7.12. Анализирует решения подведомственных Министерству федеральной службы и федерального агентства, а также государственного внебюджетного фонда, вынесенные в отношении вопросов, указанных в пункте 1 настоящего Положения, и в случае необходимости представляет Министру предложения по отмене противоречащих федеральному законодательству решений.

7.13. Совместно с заинтересованными департаментами подготавливает и представляет Министру предложения о создании, реорганизации, ликвидации и приватизации организаций, подведомственных Министерству, федеральной службе и федеральному агентству.

7.14. Обеспечивает взаимодействие Министерства с федеральными органами исполнительной власти и организациями, включая Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Российскую академию наук, Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, научные фонды и институты развития по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения.

7.15. Осуществляет в пределах компетенции организационно-методическое руководство деятельностью подведомственных Министерству организаций, осуществляющих научную деятельность.

7.16. Организует проведение оценки и мониторинга результативности деятельности научных организаций, подведомственных Министерству, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения.

7.17. Осуществляет координацию и оценку выполнения целевых показателей эффективности деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства, по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения.

7.18. Осуществляет совместно с заинтересованными структурными подразделениями Министерства формирование государственного задания подведомственным Министерству организациям в части осуществления научных исследований и разработок.

7.19. Обеспечивает реализацию мероприятий по созданию условий для развития инновационной деятельности в сфере здравоохранения.

7.20. Осуществляет совместно с заинтересованными департаментами разработку механизмов внедрения результатов научной деятельности в целях их последующего применения в сфере здравоохранения.

7.21. Обеспечивает осуществление функции ответственного исполнителя, соисполнителя комплексных научно-технических программ и проектов, ответственного исполнителя федеральных научно-технических программ, государственного заказчика федеральных целевых программ и программ Союзного государства, участника государственных программ по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения, в том числе в части мероприятий по осуществлению научных исследований и разработок, реализации научных, научно-технических программ и проектов в установленной сфере деятельности Министерства.

7.22. Обеспечивает в пределах своей компетенции формирование государственной политики и разработку проектов актов в области интеллектуальной деятельности и защиты интеллектуальной собственности по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения и входящим в компетенцию Министерства.

7.23. Ведет государственную базу данных, представляющую собой раздел единого реестра результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, содержащий данные о результатах интеллектуальной деятельности, относящихся к сфере ведения Министерства.

7.24. Готовит предложения по формированию сети советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.

7.25. Осуществляет совместно с заинтересованными департаментами формирование ежегодных планов научно-практических мероприятий Министерства.

7.26. Готовит предложения по созданию и осуществляет организационно-методическое руководство деятельности советов, комиссий, рабочих групп и иных совещательных, координационных и иных органов Министерства по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения.

7.27. Организует работу Этического комитета Министерства для вынесения заключения об этической обоснованности либо об этической необоснованности возможности применения методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации (далее - клиническая апробация) и согласования протокола клинической апробации.

7.28. Участвует в реализации на территории Российской Федерации международных проектов и программ в сфере охраны здоровья по компетенции Департамента.

7.29. Представляет Министерство в работе органов Всемирной организации здравоохранения, в том числе Глобального координационного механизма для научно-исследовательской готовности и Экспертного консультативного комитета по разработке глобальных стандартов по регулированию и надзору за редактированием генома человека.

7.30. Представляет Министерство на сессиях Руководящего совета Международного агентства по изучению рака.

7.31. Обеспечивает своевременное исполнение поручений Министра здравоохранения Российской Федерации (далее - Министр) и его заместителей.

7.32. Готовит предложения Министру и его заместителям, касающиеся их участия в мероприятиях, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, общественными объединениями и иными структурами гражданского общества.

7.33. Готовит справочные и иные материалы по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения, в целях обеспечения участия должностных лиц Министерства в работе комиссий, совещаниях, семинарах и иных мероприятиях.

7.34. Осуществляет своевременное рассмотрение обращений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, комитетов и комиссий Государственной Думы и Совета Федерации, граждан и организаций в установленный срок по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения.

7.35. По вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения, готовит проекты поручений федеральной службе и федеральному агентству, а также государственному внебюджетному фонду и контролирует их исполнение.

7.36. Организует совещания, семинары и иные мероприятия по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения.

7.37. Дает структурным подразделениям Министерства разъяснения по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения, а также запрашивает у них необходимую информацию и документы.

7.38. Направляет Министру предложения по вопросам, связанным с прохождением федеральной государственной гражданской службы в Министерстве.

7.39. Готовит в установленном порядке предложения по вопросам утверждения структуры и штатного расписания Министерства, сметы расходов на его содержание.

7.40. Готовит предложения по вопросу утверждения служебного распорядка, административного и должностных регламентов работников Департамента.

7.41. Принимает участие в мобилизационной подготовке Министерства.

7.42. Участвует в подготовке предложений о награждении государственными и ведомственными наградами работников сферы охраны здоровья.

7.43. Совместно с Отделом по защите государственной тайны обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну, в пределах своей компетенции.

7.44. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по организации и ведению делопроизводства, комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Департамента.

7.45. Участвует в установленном порядке в подготовке гражданско-правовых договоров, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации в установленной сфере деятельности в целях выполнения Министерством возложенных на него функций.

7.46. Осуществляет иные функции в соответствии с решениями Министра и его заместителей.

IV. Руководство Департамента

8. Директор Департамента назначается на должность и освобождается от должности Министром. Директор Департамента имеет заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности Министром.

9. Директор Департамента:

9.1. Осуществляет непосредственное руководство Департаментом и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и функций, а также состояние исполнительской дисциплины.

9.2. Представляет предложения Министру и его заместителям по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения.

9.3. Представляет для утверждения Министру положение о Департаменте.

9.4. Вносит на рассмотрение Министру предложения о структуре и штатной численности Департамента, служебном распорядке, административных и должностных регламентах.

9.5. Участвует в совещаниях у Министра и его заместителей, проводимых по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения.

9.6. По поручению Министра и его заместителей участвует в межведомственных рабочих группах, совещаниях и иных мероприятиях по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения.

9.7. По поручению Министра и его заместителей участвует в заседаниях коллегиальных органов, в составе которых присутствует Министерство.

9.8. Направляет по решению Министра и его заместителей работников Департамента для участия в межведомственных рабочих группах, симпозиумах, совещаниях и иных мероприятиях по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения.

9.9. Рассматривает поступившие в Министерство проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения, визирует указанные проекты и экспертные заключения на них;

9.10. Визирует и подписывает проекты служебных документов.

9.11. Распределяет обязанности между своими заместителями, контролирует их исполнение.

9.12. Утверждает положения об отделах Департамента.

9.13. Представляет Министру предложения о назначении на должность и об освобождении от должности, о графике отпусков работников Департамента, о повышении квалификации, поощрении сотрудников, об установлении надбавок отдельным категориям работников Департамента и наложении на них взысканий.

9.14. Представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим своих должностных обязанностей за аттестационный период с приложением необходимых документов в случае проведения аттестации.

9.15. Требует от гражданского служащего дачу объяснений в письменной форме, в том числе для решения вопроса о применении дисциплинарного взыскания.

9.16. Участвует в работе по профессиональной подготовке сотрудников Министерства, их переподготовке, повышению квалификации и стажировке;

9.17. Дает поручения сотрудникам Департамента.

9.18. Осуществляет иные функции в соответствии с решениями Министра.

10. Заместители директора Департамента обеспечивают организацию работы по выполнению функций Департамента в соответствии с утвержденным директором Департамента распределением обязанностей между ним и его заместителями и их должностными регламентами.

Заместители директора Департамента подписывают документы (письма и служебные записки) в пределах своей компетенции по поручению директора Департамента.

В случае временного отсутствия директора Департамента один из его заместителей исполняет его обязанности по решению Министра.

11. Должностные обязанности работников Департамента содержатся в служебном распорядке, административном и должностных регламентах, служебном контракте.