Постановление Правительства РФ от 14 июня 2002 г. № 422
"Об утверждении Положения о лицензировании космической деятельности"
(в
редакции, актуальной с 22 февраля 2005 г.,
с изменениями и дополнениями, внесенными в текст,
согласно постановлениям Правительства РФ от:
03.10.2002 г. № 731,
01.02.2005 г. № 49)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании космической деятельности.
2. Установить, что лицензии на осуществление космической деятельности, выданные до принятия настоящего постановления, действительны до окончания предусмотренного в них срока.
3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1996 г. № 104 "Об утверждении Положения о лицензировании космической деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 6, ст. 591).
Председатель
Правительства |
М. Касьянов |
|
|
Москва |
|
14 июня 2002 г. |
|
№ 422 |
|
Положение о лицензировании космической деятельности
(утв. постановлением Правительства РФ от 14 июня 2002 г. № 422)
1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования космической деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
2. Лицензированию подлежит космическая деятельность, включающая в себя:
создание и производство космической техники, создание и развитие космической инфраструктуры;
запуск и управление полетом космических объектов;
использование (эксплуатация) космической техники, космических технологий и информации, получаемой с помощью космических средств;
предоставление услуг, связанных с созданием, запуском и использованием (эксплуатацией) космической техники;
прием, обработку и распространение информации, получаемой с космических аппаратов дистанционного зондирования Земли.
3. Лицензирование космической деятельности осуществляется Федеральным космическим агентством (далее именуется - лицензирующий орган).
4. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении космической деятельности являются:
а) при создании и производстве космической техники, создании и развитии космической инфраструктуры:
наличие утвержденного технического задания на создание космической техники и космической инфраструктуры;
наличие охраняемых помещений, оборудованных противопожарными средствами, обеспечивающих сохранность документации, технологического и испытательного оборудования, комплектующих изделий, расходных материалов, а также проведение особо опасных операций с использованием легковоспламеняющихся и взрывоопасных материалов;
наличие квалифицированных специалистов-машиностроителей, имеющих профессиональное образование и квалификационные аттестаты (удостоверения) на выполнение конкретных работ;
наличие технологических стендов, обеспечивающих при необходимости стыковку изделий, их проверку на функционирование и измерение технических характеристик;
наличие системы контроля качества продукции при создании и производстве космической техники;
наличие протоколов разрешения применения комплектующих изделий общепромышленного назначения;
проведение своевременной аттестации технологических процессов, испытательного и технологического оборудования, контрольно-измерительных средств;
наличие государственной аккредитации научной организации в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" (при выполнении научно-исследовательских работ);
выполнение требований нормативно-технической документации по разработке, изготовлению и испытаниям космической техники;
обеспечение учета и хранения документации, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, экспериментальных, опытных и серийно изготовленных образцов космической техники;
обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну;
соблюдение требований по выполнению мероприятий по защите государственной тайны в сфере противодействия иностранным техническим разведкам, установленных государственными стандартами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Федеральной службы по техническому и экспортному контролю;
применение безопасных для окружающей природной среды и физических лиц космических технологий;
наличие и содержание в работоспособном состоянии средств противопожарной защиты, противопожарного водоснабжения и расчетного запаса специальных огнетушащих средств, необходимых для ликвидации пожара, а также наличие плана действий персонала на случай пожара;
обеспечение защиты объектов гражданских прав;
б) при запуске и управлении полетом космических объектов:
соблюдение требований нормативных правовых и эксплуатационных документов по запуску и управлению полетом космических объектов;
наличие квалифицированных специалистов-испытателей, имеющих профессиональное образование и квалификационные аттестаты (удостоверения) на выполнение конкретных работ;
наличие технологической и стендовой базы для моделирования процессов управления на всех этапах полета, в том числе при возникновении нештатных или аварийных ситуаций;
наличие решения Государственной комиссии по радиочастотам на выделение полос радиочастот, обеспечение частотных присвоений радиоэлектронным и оптоэлектронным средствам, обеспечение их электромагнитной совместимости и международной правовой защиты;
обеспечение защиты передаваемой и принимаемой информации от несанкционированного доступа;
обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну;
соблюдение требований по выполнению мероприятий по защите государственной тайны в сфере противодействия иностранным техническим разведкам, установленных государственными стандартами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Федеральной службы по техническому и экспортному контролю;
оборудование районов падения отделяющихся частей космических объектов техническими средствами с целью обеспечения экологической безопасности этих районов;
проведение своевременной аттестации наземного технологического и испытательного оборудования, измерительных средств, автоматизированных комплексов управления;
обеспечение безопасности работ на всех этапах подготовки и проведения запуска, в том числе при возникновении нештатных или аварийных ситуаций;
наличие и содержание в работоспособном состоянии средств противопожарной защиты, противопожарного водоснабжения и расчетного запаса специальных огнетушащих средств, необходимых для ликвидации пожара, а также наличие плана действий персонала на случай пожара;
обеспечение защиты объектов гражданских прав;
в) при использовании (эксплуатации) космической техники, космических технологий и информации, получаемой с помощью космических средств:
соблюдение требований эксплуатационной документации по применению космических объектов по назначению;
наличие квалифицированных специалистов, имеющих профессиональное образование и квалификационные аттестаты (удостоверения) на выполнение конкретных работ;
проведение своевременной аттестации наземного технологического оборудования, необходимого для приведения космических объектов в установленную готовность, поддержания в готовности и использования по назначению;
обеспечение безопасной эксплуатации космических объектов;
обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну;
соблюдение требований по выполнению мероприятий по защите государственной тайны в сфере противодействия иностранным техническим разведкам, установленных государственными стандартами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Федеральной службы по техническому и экспортному контролю;
применение безопасных для окружающей природной среды и физических лиц космических технологий;
представление в лицензирующий орган исходных данных по космическим объектам для их регистрации;
обеспечение защиты объектов гражданских прав;
г) при предоставлении услуг, связанных с созданием, запуском и использованием (эксплуатацией) космической техники:
наличие квалифицированных специалистов, имеющих профессиональное образование и квалификационные аттестаты (удостоверения) на выполнение конкретных работ и услуг;
соблюдение требований экспортного контроля, а также международных обязательств в области защиты и нераспространения ракетных технологий и средств доставки оружия массового уничтожения;
обеспечение защиты объектов гражданских прав;
обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну;
соблюдение требований по выполнению мероприятий по защите государственной тайны в сфере противодействия иностранным техническим разведкам, установленных государственными стандартами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Федеральной службы по техническому и экспортному контролю;
д) при приеме, обработке и распространении информации, получаемой с космических аппаратов дистанционного зондирования Земли:
наличие наземного технологического оборудования для приема, обработки и хранения информации, получаемой с космических аппаратов;
наличие квалифицированных специалистов, имеющих профессиональное образование и квалификационные аттестаты (удостоверения) на выполнение конкретных работ;
проведение своевременной аттестации технологического оборудования и технологических процессов, обеспечивающих прием, обработку и хранение информации;
обеспечение защиты информации дистанционного зондирования от несанкционированного доступа;
обеспечение защиты объектов гражданских прав;
обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну;
соблюдение требований по выполнению мероприятий по защите государственной тайны в сфере противодействия иностранным техническим разведкам, установленных государственными стандартами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.
5. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление о предоставлении лицензии с указанием:
наименования, организационно-правовой формы и места нахождения - для юридического лица;
фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;
лицензируемой деятельности с указанием работ и услуг, которые юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;
б) копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридического лица;
в) копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) - для индивидуального предпринимателя;
г) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
д) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии;
е) сведения о квалификации работников соискателя лицензии;
ж) копия лицензии, предусмотренной Законом Российской Федерации "О государственной тайне" (в случае, если осуществление работ связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну).
Требовать от соискателя лицензии представления иных документов не допускается.
Документы для предоставления лицензии принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) лицензирующим органом соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов.
6. Лицензирующий орган при принятии решения о предоставлении лицензии имеет право проводить проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
7. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в течение 60 дней с даты поступления заявления со всеми необходимыми документами.
Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) лицензирующим органом соискателю лицензии с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии.
Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии с указанием причин отказа.
8. Лицензия выдается на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.
9. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:
а) наименование лицензирующего органа;
б) сведения о лицензиате:
для юридического лица - наименование, организационно-правовая форма, место нахождения и код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;
для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность гражданина;
в) лицензируемая деятельность с указанием выполняемых работ и услуг;
г) срок действия лицензии;
д) идентификационный номер налогоплательщика;
е) номер лицензии;
ж) дата принятия решения о предоставлении лицензии;
з) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;
и) сведения о переоформлении лицензии;
к) сведения о продлении срока действия лицензии;
л) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;
м) основание и дата аннулирования лицензии.
10. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется на основании предписания руководителя лицензирующего органа, в котором определяются лицензиат и состав комиссии, осуществляющей проверку.
В состав комиссии включаются эксперты с опытом работы по соответствующим направлениям космической деятельности.
Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в 2 года.
Внеплановые проверки проводятся для подтверждения устранения лицензиатом выявленных при проведении плановых проверок нарушений лицензионных требований и условий, а также в случае получения лицензирующим органом от юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий.
Уведомление о проверке направляется лицензиату за 10 дней до даты начала проверки.
Срок проведения проверки не должен превышать 10 рабочих дней.
По результатам проверки оформляется акт.
При выявлении нарушений в акте указываются конкретные нарушения и срок их устранения. Указанный срок не может превышать 6 месяцев.
Акт направляется лицензиату и в лицензирующий орган.
На основании акта лицензирующий орган может принять решение о приостановлении действия лицензии или обращении в суд с заявлением о ее аннулировании.
Лицензиат обязан уведомить лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
Лицензирующий орган принимает решение о возобновлении действия лицензии после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
Решение о приостановлении, возобновлении действия лицензии или об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии доводится лицензирующим органом до лицензиата в течение 3 дней после его принятия.
Лицензирующий орган не вправе проводить проверки по предмету ведения иных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
11. Принятие решений о предоставлении, переоформлении, продлении срока действия, приостановлении действия и аннулировании лицензии, а также взимание лицензионных сборов лицензирующий орган осуществляет в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".