Приказ Министерства сельского хозяйства РФ и Минфина России
от 28 августа 2017 г. № 322/136н
"Об утверждении порядка разработки и реализации мер по управлению рисками,
включающего в себя порядок сбора и анализа информации, в том числе
предварительной информации, представляемой участниками внешнеэкономической
деятельности в таможенные органы, а также стратегии и тактики применения
системы управления рисками при осуществлении государственного карантинного
фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную
границу Российской Федерации"
В соответствии с частью 3.2 статьи 28 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 206-ФЗ "О карантине растений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 30, ст. 4207; 2015, № 29, ст. 4339, ст. 4359) приказываем:
1. Утвердить прилагаемые порядок разработки и реализации мер по управлению рисками, включающий в себя порядок сбора и анализа информации, в том числе предварительной информации, представляемой участниками внешнеэкономической деятельности в таможенные органы, а также стратегию и тактику применения системы управления рисками при осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
2. Реализация мероприятий, предусмотренных настоящим приказом, осуществляется Россельхознадзором и ФТС России в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным службам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Министр
сельского хозяйства |
А.Н. Ткачев |
|
|
Министр
финансов |
А.Г. Силуанов |
|
|
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 28 декабря 2017 г. |
|
Порядок разработки и реализации мер по управлению рисками, включающий в себя порядок сбора и анализа информации, в том числе предварительной информации, представляемой участниками внешнеэкономической деятельности в таможенные органы, а также стратегия и тактика применения системы управления рисками при осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации
(утв. приказом Минсельхоза России и Минфина России
от 28.08.2017 № 322/136н)
1. Настоящий порядок разработки и реализации мер по управлению рисками, включающий в себя порядок сбора и анализа информации, в том числе предварительной информации, представляемой участниками внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) в таможенные органы, а также стратегия и тактика применения системы управления рисками при осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации разработаны в целях установления единых подходов к управлению, реализации и совершенствованию системы управления рисками (далее - СУР) при осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (далее - пункты пропуска) при ввозе в Российскую Федерацию подкарантинной продукции и (или) подкарантинных объектов, подлежащих государственному карантинному фитосанитарному контролю (надзору) (далее - Объекты).
2. Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 206-ФЗ "О карантине растений" и Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 318 "Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе"* (далее - Решение № 318).
3. Стратегия применения СУР при осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) направлена на достижение следующих целей:
а) обеспечение соблюдения актов, составляющих право Евразийского экономического союза, и законодательства Российской Федерации в области карантина растений (далее - Законодательство) на основе реализации процесса управления рисками;
б) обеспечение надлежащего выбора Объектов, способов осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора), направленных на предотвращение или минимизацию рисков (далее - меры по предотвращению или минимизации рисков), а также определения степени применения необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков;
в) создание условий для сокращения времени проведения государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) и упрощения перемещения через пункты пропуска Объектов, в отношении которых не выявлены риски;
г) обеспечение соблюдения карантинных фитосанитарных требований при ввозе Объектов на территорию Российской Федерации.
4. Достижение указанных целей осуществляется путем определения и реализации тактики применения СУР при осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора).
5. Тактика применения СУР направлена на реализацию процесса управления рисками при осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) и предусматривает следующие мероприятия:
а) планирование и организацию деятельности Россельхознадзора совместно с ФТС России при осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) по управлению рисками с учетом целей, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка;
б) сбор, хранение, анализ и обработку информации, необходимой для оценки рисков;
в) реализацию процесса оценки рисков на основе методов оценки рисков и использования программного обеспечения;
г) выявление Объектов с признаками рисков и эффективное применение мер по предотвращению или минимизации;
д) контроль за применением мер по предотвращению или минимизации рисков;
е) осуществление мониторинга процесса управления рисками в целях совершенствования СУР;
ж) распределение Объектов по категориям уровней риска в зависимости от вероятности возникновения риска и возможных последствий риска (далее - риск - категорирование Объектов);
з) распределение Россельхознадзором полномочий в процессе управления рисками между структурными подразделениями и территориальными органами Россельхознадзора, а также подведомственными Россельхознадзору организациями.
6. При осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) уполномоченное структурное подразделение Россельхознадзора, осуществляющее координацию деятельности территориальных управлений Россельхознадзора в области карантина растений в пунктах пропуска, а также подведомственные Россельхознадзору организации (далее - координаторы СУР) должны обеспечивать планирование, организацию и контроль процесса управления рисками в ходе функционирования СУР, контроль единообразного применения тактики СУР, а также применения профилей рисков таможенными органами и территориальными управлениями Россельхознадзора в пунктах пропуска (далее - пользователи СУР).
7. Координаторами СУР осуществляется:
а) обеспечение и координация единообразного применения тактики СУР;
б) обеспечение деятельности по планированию, организации, контролю применения СУР;
в) проведение оценки рисков;
г) определение, применение и актуализация профилей рисков;
д) анализ результатов проведения государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) при ввозе Объектов на основании информации о карантинном фитосанитарном состоянии территории страны и сопоставление результатов и информации с индикаторами рисков, содержащимися в профилях рисков, в целях подготовки предложений по применению мер по предотвращению или минимизации рисков;
е) управление применением программных средств, обеспечивающих функционирование СУР, а также подготовка предложений по их созданию, модернизации и сопровождению;
ж) реализация риск-категорирования Объектов и актуализация категорий уровней риска.
8. Пользователями СУР осуществляются:
а) применение СУР при проведении государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска;
б) подготовка предложений по совершенствованию СУР.
9. Разработка и реализация мер по управлению рисками предусматривает сбор и анализ информации, в том числе предварительной информации, представляемой участниками ВЭД в таможенные органы, а также стратегию и тактику применения системы управления рисками при осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска, и осуществляется в следующем порядке:
9.1. определение необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков и их применения;
9.2. определение профилей рисков.
Профиль риска определяется в целях выявления Объектов на основании сведений об области риска, индикаторов риска, а также указаний о применении в отношении них необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков.
Профили рисков классифицируются исходя из срока и региона их действия, оценки рисков, необходимости актуализации, в том числе с учетом следующих сведений:
а) уровень фитосанитарного риска Объекта в соответствии с Перечнем подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденным Решением № 318;
б) сезон, во время которого осуществляется ввоз Объектов, а также географическая широта мест назначения ввозимых Объектов в соответствии с карантинными фитосанитарными требованиями;
в) сведения о распространении карантинных для Российской Федерации Объектах в странах-экспортерах;
г) информация о карантинном фитосанитарном состоянии территории страны-экспортера, в том числе информация об очагах карантинных объектов;
д) природно-климатические факторы;
е) информация о вредных организмах, в том числе отсутствующих или ограниченно-распространенных на территории Российской Федерации;
ж) нотификация по вопросам обнаружения карантинных объектов;
з) информация о введенных экстренных фитосанитарных мерах;
и) информация о нарушении карантинных фитосанитарных требований участником ВЭД;
к) информация о нарушении карантинных фитосанитарных требований производителями подкарантинной продукции;
л) меры, применяемые национальными организациями страны-экспортера для предотвращения заражения продукции, в том числе меры, обеспечивающие наличие зоны и мест производства, свободных от карантинных объектов;
9.3. выбор Объектов на основании индикаторов риска.
Выбор Объектов осуществляется на основании индикаторов риска и с использованием информационно-программных средств автоматизированных информационных систем Россельхознадзора (далее - АИС Россельхознадзора);
9.4. воздействие на риски.
Воздействие на риски осуществляется путем непосредственного применения мер по предотвращению или минимизации рисков.
Для воздействия на риски в целях выявления при проведении государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) Объектов с признаками установленных критериев рисков, а также в целях использования сведений об уровне риска Объектов на основе результатов анализа риска применяется риск-категорирование Объектов.
По результатам риск-категорирования Объекты группируются по следующим категориям уровня риска:
низкий уровень риска;
высокий уровень риска.
Риск-категорирование Объектов и актуализация указанных категорий осуществляется на основе анализа сведений, содержащихся в АИС Россельхознадзора.
Предложения об актуализации или отмене профилей рисков подготавливаются координаторами СУР на основании анализа результатов воздействия на риски, а также в случае изменения правовых актов, определяющих порядок осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора), и результатов проведения государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора).
Результаты применения профилей рисков учитываются Россельхознадзором в информационных ресурсах.
Оценка эффективности применения мер по предотвращению или минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков, осуществляется Россельхознадзором в рамках осуществления контроля за процессом управления рисками в ходе функционирования СУР.
10. Сбор и обработка информации осуществляются уполномоченными должностными лицами Россельхознадзора, территориальных управлений Россельхознадзора, подведомственных Россельхознадзору организаций, должностными лицами таможенных органов.
11. Указанные в пункте 10 настоящего Порядка должностные лица должны использовать следующие источники информации:
а) предварительная информация, представляемая участниками ВЭД в таможенные органы и содержащаяся в документах и в Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов (далее - ЕАИС ТО)**;
б) информация, содержащаяся в АИС Россельхознадзора***;
в) информация, полученная от национальных организаций по карантину и защите растений стран-экспортеров;
г) информация, полученная от иных федеральных органов исполнительной власти;
д) информация, полученная от международных организаций.
12. Обработка информации в целях проведения анализа включает в себя ее учет, систематизацию, актуализацию, преобразование и хранение.
При учете информации должностные лица, указанные в пункте 10 настоящего Порядка, должны осуществлять регистрацию и обобщение поступившей информации.
Преобразование информации осуществляется путем приведения полученной информации к формату и виду, используемым в информационно-программных средствах АИС Россельхознадзора и ЕАИС ТО.
Актуализация информации осуществляется должностными лицами, указанными в пункте 10 настоящего Порядка.
Способ хранения информации определяется Россельхознадзором и ФТС России исходя из состава входящих в нее сведений, формата, а также вида ее представления.
Учет, систематизация, преобразование и хранение информации, составляющей государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну и другую конфиденциальную информацию, а также совершение с такой информацией иных операций осуществляются в соответствии с актами, составляющими право Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации.
Доступ к информации, содержащейся в программных средствах, обеспечивающих функционирование СУР, осуществляется с учетом установленных законодательством Российской Федерации требований к обеспечению безопасности сведений, ограничений по использованию информации.
Содержание профилей и индикаторов риска предназначено для использования должностными лицами, указанными в пункте 10 настоящего Порядка, и является конфиденциальной информацией, не подлежащей разглашению другим лицам, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Сведения, отнесенные к открытой информации, публикуются на официальных сайтах Россельхознадзора и ФТС России.
13. В целях определения возможности возникновения риска и последствий нарушений Законодательства на основе информации, полученной в результате сбора и обработки, Россельхознадзором проводятся анализ и оценка риска.
При анализе и оценке риска применяются информационно-программные средства АИС Россельхознадзора, включающие системы управления базами данных, системы быстрой (в том числе визуальной) разработки алгоритмов проведения анализа информации, а также общесистемное и прикладное программное обеспечение.
Анализ и оценка рисков осуществляются с использованием алгоритмов определения областей и индикаторов риска, разработанных с использованием математических, статистических и вероятностных методов анализа.
Результат оценки риска является основой для определения профиля риска и (или) принятия решения о необходимости применения мер по предотвращению или минимизации рисков.
14. При оценке и управлении рисками, а также реализации риск-категорирования Объектов используются информационные системы и информационные технологии, основанные на электронных способах передачи, хранения, обработки информации и средства их обеспечения.
______________
* Официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 30 июня 2010 г., с изменениями, внесенными решениями Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2010 г. № 454, от 9 декабря 2011 г. № 859, решениями Совета Евразийской экономической комиссии от 24 августа 2012 г. № 73, от 2 июля 2013 г. № 43, от 28 апреля 2014 г. № 25, от 12 февраля 2016 г. № 8, от 21 декабря 2016 г. № 154.
** Части 1 и 3 статьи 97 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 48, ст. 6252; 2017, № 31, ст. 4781).
*** Часть 2 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 206-ФЗ "О карантине растений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 30, ст. 4207; 2015, № 29, ст. 4339; ст. 4359).