Письмо Федерального агентства по недропользованию
от 25 ноября 2019 г. № ОК-03-37/19760

Федеральное агентство по недропользованию рассмотрело обращение Национальной ассоциации природопользователей от 18.10.2019 № H19/00856-ГО о разработке мероприятий по организации природоохранной деятельности в составе технического проекта разработки месторождений углеводородного сырья и сообщает следующее.

Согласно ч. 1 ст. 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-I "О недрах" (далее - Закон РФ "О недрах") разработка месторождений полезных ископаемых, в том числе для добычи углеводородного сырья, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.

Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 № 118 (далее - Положение).

В соответствии с пп. "в" п. 12 указанного Положения в проектную документацию включаются в том числе мероприятия по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами.

Согласно п. 2.1 и п. 6.18 Правил подготовки технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных приказом Минприроды России от 20.09.2019 № 639, в состав проектных технических документов, которые являются техническими проектами разработки месторождений углеводородного сырья, включаются мероприятия по рациональному использованию и охране недр, обеспечению требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами.

В соответствии с абз. 4 п. 6.18.4 указанных Правил в рамках данных мероприятий проводятся в том числе мероприятия по организации природоохранной деятельности и осуществлению производственного экологического мониторинга.

При этом содержание понятия "производственный экологический мониторинг" не раскрывается в действующем законодательстве в области охраны окружающей среды, но раскрывается в документах по стандартизации.

Так, в соответствии с п. 3.2 ГОСТ Р 56059-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Производственный экологический мониторинг. Общие положения", утвержденного и введенного в действие приказом Росстандарта от 09.07.2014 № 708-ст (далее - ГОСТ59), производственный экологический мониторинг - осуществляемый в рамках производственного экологического контроля мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, включающий долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценку и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения на территориях субъектов хозяйственной и иной деятельности (организаций) и в пределах их воздействия на окружающую среду.

Также в соответствии с п. 4.1 указанного ГОСТ производственный экологический мониторинг представляет собой мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды.

Кроме того, согласно п.п. 4.2 и 4.3 ГОСТ Р 56063-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Производственный экологический мониторинг. Требования к программам производственного экологического мониторинга", утвержденного и введенного в действие приказом Росстандарта от 09.07.2014 № 712-ст (далее - ГОСТ63), программы производственного экологического мониторинга входят в состав документации производственного экологического контроля. Программы производственного экологического мониторинга разрабатывают для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Таким образом, по нашему мнению, состав мероприятий и требования к программам производственного экологического мониторинга установлены ГОСТ59 и ГОСТ63.

При этом в соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ "О стандартизации" применение указанных выше документов по стандартизации осуществляется добровольно.

В свою очередь, в части организации мероприятий по природоохранной деятельности в целом следует руководствоваться действующим законодательством в области охраны окружающей среды.

 

Заместитель Руководителя

О.С. Каспаров