ЕВРАЗИЙСКАЯ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ
СОВЕТ
РЕШЕНИЕ
"10" ноября 2017 г. |
№ 79 |
г. Москва |
О Порядке взаимодействия государств - членов Евразийского
экономического союза при профилактике, диагностике,
локализации и ликвидации очагов особо опасных, карантинных и
зоонозных болезней животных и проведения регионализации и
компартментализации
(в редакции, актуальной с 11
апреля 2019 г.,
с изменениями и дополнениями, внесенными в текст,
согласно решению Совета ЕЭК от 22.02.2019 г. №
7)
В соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 58 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и пунктом 54 приложения № 1 к Регламенту работы Евразийской экономической комиссии, утвержденному Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. № 98, Совет Евразийской экономической комиссии решил:
1. Утвердить прилагаемый Порядок взаимодействия государств - членов Евразийского экономического союза при профилактике, диагностике, локализации и ликвидации очагов особо опасных, карантинных и зоонозных болезней животных и проведения регионализации и компартментализации.
2. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Абзацы второй и третий пункта 41 Порядка, утвержденного настоящим Решением, вступают в силу с даты вступления в силу Решения Совета Евразийской экономической комиссии об утверждении единых критериев оценки системы управления биологической безопасностью объектов, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), для целей проведения компартментализации.
Члены Совета Евразийской экономической комиссии: |
||||
|
||||
От Республики Армения |
От Республики Беларусь |
От Республики Казахстан |
От Кыргызской Республики |
От Российской Федерации |
|
|
|
|
|
В. Габриелян |
В. Матюшевский |
А. Мамин |
Т. Абдыгулов |
И. Шувалов |
|
УТВЕРЖДЕН |
ПОРЯДОК
взаимодействия государств - членов Евразийского экономического
союза при профилактике, диагностике, локализации и ликвидации
очагов особо опасных, карантинных и зоонозных болезней
животных и проведения регионализации и компартментализации
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктом 3 статьи 58 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор) и определяет правила взаимодействия государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз) при профилактике, диагностике, локализации и ликвидации очагов особо опасных, карантинных и зоонозных болезней животных (далее - болезни), а также правила проведения регионализации и компартментализации.
2. Государства-члены осуществляют взаимодействие при профилактике, диагностике, локализации и ликвидации очагов болезней в целях предупреждения возникновения очагов болезней, обеспечения охраны таможенной территории Союза от ввоза и распространения возбудителей болезней и (или) подконтрольных ветеринарному контролю (надзору) товаров, опасных в ветеринарно-санитарном отношении, а также проводят регионализацию и компартментализацию для определения субпопуляций животных, имеющих определенный зоосанитарный статус, в целях профилактики болезней и (или) осуществления торговли с третьими странами и между государствами-членами в соответствии с настоящим Порядком.
3. Взаимодействие государств-членов при профилактике, диагностике, локализации и ликвидации очагов болезней осуществляется в отношении болезней по перечню согласно приложению № 1.
4. Евразийская экономическая комиссия (далее - Комиссия) осуществляет координацию взаимодействия органов в области ветеринарии, уполномоченных на осуществление мероприятий в соответствии с законодательством государств-членов (далее - уполномоченные органы), по вопросам профилактики, диагностики, локализации и ликвидации очагов болезней, а также регионализации и компартментализации.
5. Для целей настоящего Порядка используются понятия, которые означают следующее:
"благополучный компартмент" - компартмент, в котором отсутствие возбудителя конкретной болезни доказано в соответствии с требованиями, установленными Кодексом здоровья наземных животных и Кодексом здоровья водных животных Международного эпизоотического бюро, с целью признания статуса благополучия компартмента по данной болезни;
"благополучный регион" - регион, на территории которого при соблюдении условий признания благополучного зоосанитарного статуса субпопуляции животных, установленных Кодексом здоровья наземных животных и Кодексом здоровья водных животных Международного эпизоотического бюро, а в случае их отсутствия - в соответствии с актами, входящими в право Союза, законодательством государства-члена доказано отсутствие болезни;
"буферная (защитная) зона" - зона, устанавливаемая для защиты зоосанитарного статуса субпопуляции животных в благополучном регионе или регионе с неустановленным статусом путем проведения ветеринарно-санитарных мероприятий с целью недопущения заноса возбудителя болезни;
"восприимчивые виды животных" - животные, относящиеся к биологическим видам, в организме которых возбудитель заразной болезни может размножаться. Такие животные в результате заражения и последующего размножения в организме возбудителя заразной болезни могут проявлять клинические признаки данной болезни любой степени тяжести или могут не иметь клинических признаков болезни и являться скрытыми носителями возбудителя болезни;
"диагностика" - процедура установления диагноза болезни животных на основании комплекса клинических, лабораторно-диагностических, эпизоотологических, патологоанатомических и других данных;
"диспансеризация животных" - система ветеринарных диагностических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на своевременное выявление ранних предклинических и клинических признаков болезней, профилактику болезней и лечение больных животных;
"зона" - ограниченная административными или естественными границами часть территории государства-члена, на которой проводятся противоэпизоотические мероприятия, организуемые в связи со вспышкой болезни вокруг ее очага или для защиты данной территории от возникновения заразных болезней;
"зоосанитарный статус" - состояние субпопуляции животных, территории и (или) объектов, подлежащих ветеринарному контролю (надзору) по какой-либо болезни, определенное согласно критериям, установленным Кодексом здоровья наземных животных и Кодексом здоровья водных животных Международного эпизоотического бюро;
"карантин" - правовой режим, предусматривающий систему ветеринарно-санитарных, организационно-хозяйственных мероприятий и административных мер, направленных на ограничение или прекращение хозяйственных связей и приостановку транспортировки (перемещения) подконтрольных ветеринарному контролю (надзору) товаров между эпизоотическим очагом, территорией, на которой установлен эпизоотический очаг, и территорией благополучного эпизоотического состояния в целях ликвидации эпизоотического очага и недопущения распространения болезни;
"карантинная зона" - ограниченная территория, на которой расположены один или несколько зараженных или подозреваемых в заражении болезнями объектов, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), географические границы которой определены с учетом эпизоотических факторов и результатов исследований и в пределах которой приняты профилактические меры по недопущению распространения болезни;
"компартмент" - субпопуляция животных одного или нескольких животноводческих хозяйств с единой системой управления биологической безопасностью, обладающая определенным зоосанитарным статусом по одной или нескольким болезням, в отношении которых принимают меры ветеринарного контроля (надзора), профилактики и биологической безопасности в целях торговли. В соответствии с законодательством государств-членов к компартменту могут относиться объекты, на территориях которых осуществляются убой животных, содержащихся в указанных животноводческих хозяйствах, переработка и хранение продукции животного происхождения, полученной от таких животных, за исключением объектов, на которых хранится или перерабатывается исключительно продукция животного происхождения, прошедшая технологические стадии, гарантирующие ее обеззараживание;
"компартментализация" - процедуры, осуществляемые уполномоченным органом для установления компартмента;
"ликвидация болезни" - искоренение очага болезни путем уничтожения ее возбудителя через воздействие на различные звенья эпизоотической цепи;
"локализация болезни" - ограничение дальнейшего распространения болезни путем применения комплекса ветеринарно-санитарных, организационно-хозяйственных мероприятий и административных мер;
"ограничения" - правовой режим, предусматривающий систему ветеринарно-санитарных, организационно-хозяйственных мероприятий и административных мер, направленных на частичное ограничение хозяйственной деятельности и приостановление транспортировки (перемещения) подконтрольных ветеринарному контролю (надзору) товаров на территории, на которой установлен эпизоотический очаг, в целях недопущения распространения болезней и достижения благополучного эпизоотического состояния;
"план обеспечения биологической безопасности" - комплекс мероприятий, направленных на установление потенциальных путей заноса и распространения болезни в регионе, зоне или компартменте и предусматривающих ветеринарно-санитарные меры, которые были приняты или запланированы в целях снижения рисков, связанных с болезнью, согласно рекомендациям Кодекса здоровья наземных животных и Кодекса здоровья водных животных Международного эпизоотического бюро;
"профилактика болезни" - комплекс специальных ветеринарно-санитарных, организационно-хозяйственных мероприятий и административных мер, направленных на предупреждение возникновения и заноса заразных болезней и распространения их возбудителей, в том числе возбудителей болезней, общих для человека и животных;
"регион" - ограниченная административными границами часть территории государства-члена, на которой субпопуляция животных обладает определенным зоосанитарным статусом по заразной болезни, в отношении которой принимаются ветеринарно-санитарные меры контроля (надзора), профилактики, искоренения и обеспечения биологической безопасности объектов, подлежащих ветеринарному контролю (надзору);
"регионализация" - процесс определения статуса государства или его административно-территориальной единицы (республики, области, края, земли, графства, штата, провинции, района и т.д.) по заразной болезни;
"субпопуляция животных" - обитающая и (или) содержащаяся на определенной территории государства-члена часть популяции животных определенного вида, определяемая на основании регионализации и (или) компартментализации с учетом ее зоосанитарного статуса;
"трансграничные болезни" - болезни, характеризующиеся быстрым распространением за пределы государственной границы государства-члена, на территории которого находится эпизоотический очаг;
"эмерджентные болезни" - вновь возникшие болезни, вызываемые неизвестным ранее возбудителем болезни или новой разновидностью (штаммом, типом и т.д.) известного ранее возбудителя, от которого новая разновидность отличается патогенностью или иммунобиологическими свойствами;
"эпизоотический очаг" - ограниченная территория или помещение, в которых находятся источник возбудителя болезни, факторы передачи и восприимчивые виды животных;
"эпизоотическое зонирование" - процедуры, осуществляемые уполномоченным органом в целях определения на территории государства-члена субпопуляции животных, обладающих определенным зоосанитарным статусом, определяемым главным образом на основании географического критерия;
"эпизоотологический мониторинг" - система сбора данных о распространении возбудителей болезней и их статистической обработки в целях анализа эффективности ветеринарно-санитарных мероприятий, а также оценки и прогнозирования эпизоотического состояния определенных территорий;
"эпизоотологическое расследование" - комплекс мероприятий, направленных на выявление источника инфекции, факторов и путей передачи возбудителей болезней, а также условий (причин), способствующих возникновению, заносу и распространению болезней, с целью подготовки предложений уполномоченных органов по профилактике, локализации и ликвидации болезней.
6. Иные понятия, используемые в настоящем Порядке, применяются в значениях, определенных Договором, другими международными договорами, в том числе заключенными в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, и актами, входящими в право Союза, Кодексом здоровья наземных животных и Кодексом здоровья водных животных Международного эпизоотического бюро (далее - кодексы МЭБ) и законодательством государств-членов.
7. Профилактика болезни на таможенной территории Союза включает в себя реализацию ветеринарно-санитарных мероприятий с учетом рекомендаций кодексов МЭБ, требований актов, входящих в право Союза, и законодательства государств-членов, в том числе:
а) диспансеризацию животных;
б) применение профилактических, лечебных и других лекарственных средств для предупреждения заражения животных;
в) проведение оценки качества и эффективности профилактических мероприятий;
г) проведение других мероприятий по профилактике болезни.
8. Планирование, организация и проведение мероприятий по профилактике болезни, а также их финансирование осуществляются в соответствии с законодательством государств-членов.
9. Взаимодействие государств-членов при профилактике болезни может осуществляться в следующих формах:
а) разработка и реализация совместных программ и планов мероприятий по профилактике болезни;
б) разработка и применение общих принципов и правил профилактики болезни;
в) взаимное информирование о разработке и реализации программ (планов) государств-членов по контролю (надзору) болезней;
г) реализация согласованных подходов государств-членов к проведению идентификации, регистрации и прослеживаемости животных и продукции животного происхождения, опасных в ветеринарно-санитарном отношении;
д) взаимное информирование о возникновении очага болезни и выявлении подконтрольных ветеринарному контролю (надзору) товаров, связанных с рисками распространения возбудителей болезней, в том числе на приграничных территориях государств-членов;
е) взаимное информирование о результатах эпизоотологического мониторинга болезней;
ж) согласование программ государств-членов по вакцинопрофилактике трансграничных болезни;
з) организация и проведение совместных научно-исследовательских работ в области профилактики болезни;
и) проведение научно-практических конференций, совещаний, консультаций, семинаров и других мероприятий по вопросам профилактики болезни.
10. Уполномоченные органы принимают меры, направленные на недопущение возникновения, ввоза и распространения на таможенной территории Союза возбудителей заразных болезней и подконтрольных ветеринарному контролю (надзору) товаров, опасных в ветеринарно-санитарном отношении.
11. Уполномоченные органы незамедлительно, но не позднее 48 часов, информируют друг друга о выявлении партии животных и (или) продукции животного происхождения, несущих угрозу заноса и распространения заразных болезней.
12. Диагностика осуществляется в соответствии с лабораторно-диагностическими методиками, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством государства-члена, и применяемыми с учетом рекомендуемых и альтернативных диагностических тестов (методов), предусмотренных Руководством Международного эпизоотического бюро по диагностическим тестам и вакцинам.
13. Взаимодействие государств-членов при диагностике может осуществляться в следующих формах:
а) применение правил и методологии проведения лабораторных исследований при осуществлении ветеринарного контроля (надзора) в соответствии с актами, входящими в право Союза, кодексами МЭБ, а в случае их отсутствия - в соответствии с законодательством государств-членов;
б) подготовка программ (планов) по повышению квалификации, подготовке и переподготовке специалистов ветеринарных лабораторий (центров) государств-членов.
14. В случае обнаружения и распространения на территории государства-члена болезней, указанных в перечне, предусмотренном приложением № 1 к настоящему Порядку, уполномоченный орган одного государства-члена информирует уполномоченные органы других государств-членов и Комиссию об обнаружении эпизоотического очага, а также о мерах по ликвидации эпизоотического очага, которые намеревается принять, в электронном виде по формам согласно приложениям № 2 и 2.1.
Уполномоченный орган предоставляет информацию об обнаружении эпизоотического очага по форме в соответствии с приложением № 2 к настоящему Порядку не позднее 48 часов с даты официального установления диагноза, а информацию о мерах по ликвидации эпизоотического очага по форме в соответствии с приложением № 2.1 к настоящему Порядку - ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, посредством направления писем и путем размещения информации на своем официальном сайте до ввода в действие общих процессов в соответствии с пунктом 60 настоящего Порядка. При этом информация о мерах по ликвидации эпизоотического очага по форме в соответствии с приложением № 2.1 к настоящему Порядку предоставляется до даты окончательной ликвидации болезни и подтверждения признания благополучного зоосанитарного статуса субпопуляции животных в регионе, зоне и (или) компартменте в соответствии с требованиями, установленными кодексами МЭБ и законодательством государств-членов.
15. При обнаружении болезней в целях локализации их эпизоотического очага вводятся карантин и (или) ограничения с учетом эпизоотологических особенностей болезни, уполномоченные органы определяют характер и объем мероприятий по локализации эпизоотического очага, а также средства, необходимые для ликвидации болезни в соответствии с законодательством государств-членов.
16. Мероприятия по локализации и ликвидации болезни проводятся в соответствии с законодательством государств-членов и настоящим Порядком.
17. Государства-члены при получении информации об обнаружении болезни на территории одного из государств-членов:
а) разрабатывают и вводят временные ветеринарные (ветеринарно-санитарные) меры в соответствии с Договором и законодательством государств-членов с учетом положений раздела II Порядка взаимодействия уполномоченных органов государств-членов Евразийского экономического союза при введении временных санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 мая 2016 г. № 149 (далее - Порядок взаимодействия уполномоченных органов);
б) принимают решение об отмене введенных временных ветеринарных (ветеринарно-санитарных) мер в соответствии с Договором и законодательством государств-членов с учетом положений раздела II Порядка взаимодействия уполномоченных органов.
18. Взаимное информирование государств-членов о введении временных ветеринарных (ветеринарно-санитарных) мер осуществляется в соответствии с разделом II Порядка взаимодействия уполномоченных органов.
19. Взаимодействие государств-членов при локализации и ликвидации болезни может осуществляться в следующих формах:
а) разработка и применение общих принципов и правил локализации и ликвидации болезни;
б) взаимное информирование о введении временных ветеринарных (ветеринарно-санитарных) мер при обнаружении и распространении болезни на территории одного из государств-членов, а также о ее ликвидации;
в) проведение совместного эпизоотологического расследования по приглашению уполномоченного органа государства-члена, на территории которого возникла болезнь;
г) разработка и реализация совместных программ и планов мероприятий по локализации и ликвидации болезни;
д) осуществление контроля за ходом выполнения совместных программ или планов мероприятий по локализации и ликвидации болезни;
е) организация и проведение совместных научно-исследовательских работ в целях локализации и ликвидации болезни;
ж) совместное проведение стажировок, обучающих курсов, семинаров и практических тренингов по вопросам повышения квалификации ветеринарных специалистов государств-членов в области локализации и ликвидации болезни.
20. Эпизоотологическое расследование проводится в отношении:
а) предполагаемого наличия болезни на объекте, подлежащем ветеринарному контролю (надзору) до возникновения подозрения на наличие болезни или извещения о ней;
б) возможного источника возбудителя болезни на объекте, подлежащем ветеринарному контролю (надзору), и идентификации других объектов, на территориях которых содержатся животные с подозрением на наличие болезни;
в) возможной степени заражения иных восприимчивых видов животных;
г) перемещения животных, людей, транспортных средств, подконтрольных ветеринарному контролю (надзору) товаров, кормов и оборудования, способных переносить возбудитель болезни на объект, подлежащий ветеринарному контролю (надзору), или за его пределы;
д) иных возможных рисков, способствующих возникновению, заносу и распространению возбудителя болезни.
21. При эпизоотологическом расследовании уполномоченные органы уточняют диагноз болезни, выясняют пути заноса возбудителя болезни, определяют факторы, способствующие распространению его среди животных, а также границы зон, предусмотренных пунктом 31 настоящего Порядка.
22. Уполномоченный орган одного государства-члена на основании предварительных результатов эпизоотологического расследования информирует о них уполномоченные органы других государств-членов в возможно короткие сроки.
23. По приглашению уполномоченного органа государства-члена, на территории которого возникла болезнь, а также по взаимной договоренности уполномоченные органы могут проводить совместное эпизоотологическое расследование.
24. Регионализация проводится с учетом данных эпизоотического зонирования, осуществляемого в соответствии с рекомендациями кодексов МЭБ, законодательством государств-членов и настоящим Порядком.
25. Решение о проведении регионализации принимается уполномоченным органом.
26. Регионализация проводится по каждой заразной болезни в отдельности с учетом или без учета данных компартментализации.
27. Статус региона представляет собой характеристику региона по наличию (отсутствию) на его территории возбудителя заразной болезни, по проведению в регионе вакцинации против заразной болезни, а также по уровню риска заноса возбудителя болезни.
28. Установление статуса региона осуществляется одновременно с установлением границ этого региона.
29. Установление статуса региона осуществляется в соответствии с рекомендациями кодексов МЭБ, законодательством государств-членов и настоящим Порядком.
30. На территории благополучного региона и (или) региона с неустановленным статусом может устанавливаться буферная (защитная) зона. Наличие в регионе буферной (защитной) зоны не влияет на его статус.
31. В случае возникновения эпизоотического очага на территории благополучного региона или региона с неустановленным статусом проводится эпизоотическое зонирование, включающее в себя установление следующих зон:
а) эпизоотический очаг (инфицированный объект);
б) карантинная зона;
в) буферная (защитная) зона;
г) иные зоны в соответствии с их названиями, определенными в соответствии с рекомендациями кодексов МЭБ и законодательством государств-членов по конкретной болезни.
32. В установленных в ходе эпизоотического зонирования зонах проводят ветеринарно-санитарные мероприятия в соответствии с рекомендациями кодексов МЭБ, международными договорами, заключенными в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, международными договорами и актами, составляющими право Союза, и законодательством государств-членов по конкретной болезни.
33. Границы регионов и зон проведения ветеринарно-санитарных мероприятий определяются уполномоченным органом.
34. Проведение эпизоотического зонирования и регионализации оформляется актом уполномоченного органа в соответствии с законодательством государств-членов.
35. План, регламентирующий порядок проведения ветеринарно-санитарных мероприятий в соответствующих регионах и зонах, и описание их границ прилагаются к акту, указанному в пункте 34 настоящего Порядка. Границы регионов и зон должны быть подтверждены картой или другим способом, дающим возможность точно определить на местности границы этих регионов и зон.
36. При возникновении новых случаев вспышек болезни за пределами установленных зон уполномоченные органы принимают решение об изменении статуса соответствующего региона или границ зон.
37. Решение уполномоченного органа об изменении статуса соответствующего региона или границ зон принимается на основании фактов, подтверждающих необходимость такого изменения, а также по итогам выполнения комплекса ветеринарно-санитарных мероприятий в соответствии с рекомендациями кодексов МЭБ, Едиными ветеринарными (ветеринарно-санитарными) требованиями, предъявляемыми к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденными Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 317 (далее - Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования), и законодательством государства-члена. Устанавливаются соответствующие границы и названия региона и (или) зоны.
38. В случае возникновения эмерджентных болезней, в отношении которых отсутствуют рекомендации кодексов МЭБ, а также акты органов Союза и нормативные правовые акты государств-членов, уполномоченные органы устанавливают границы и названия регионов и зон самостоятельно на основе имеющихся знаний о болезни в соответствии с настоящим Порядком.
39. В случае отсутствия рекомендаций кодексов МЭБ в отношении болезни для целей поддержки экспорта произведенных в регионе подконтрольных ветеринарному контролю (надзору) товаров в какую-либо третью страну уполномоченные органы соблюдают требования законодательства государства-члена и законодательства страны-импортера.
Если на территории государства-члена регионализация по болезни проведена в соответствии с рекомендациями кодексов МЭБ, ее результаты признаются всеми государствами-членами по умолчанию. Если государством-членом проведена регионализация по болезни, в отношении которой в кодексах МЭБ отсутствуют соответствующие рекомендации, но ее проведение предусмотрено Едиными ветеринарными (ветеринарно-санитарными) требованиями, результаты такой регионализации с соответствующими разъяснениями направляются во все государства-члены для ее принятия.
40. Компартментализация проводится в соответствии с рекомендациями кодексов МЭБ, законодательством государств-членов и настоящим Порядком. Компартментализация проводится в добровольном порядке.
41. Компартментализации подвергаются объекты, подлежащие ветеринарному контролю (надзору), на территориях которых осуществляются содержание и разведение животных, а также в соответствии с законодательством государства-члена объекты, подлежащие ветеринарному контролю (надзору), на территориях которых осуществляются убой животных, переработка и хранение продукции животного происхождения (далее - объекты).
Если на территории государства-члена проведена компартментализация, которой подвергнуты только объекты, на территориях которых осуществляются содержание и разведение животных, при возникновении случаев вспышек или эпизоотии болезни, возникновение которой приводит к приостановке торговли животными и перевозки животных с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена, осуществление торговли животными и перевозки животных приостанавливается из компартментов, в которых зарегистрированы такие случаи, или из компартментов, которые обладают более низким уровнем биологической безопасности по сравнению с компартментами, в которых зарегистрированы случаи вспышек или эпизоотии болезни. Торговля животными и перевозка животных из других компартментов не приостанавливаются.
Если на территории государства-члена проведена компартментализация, которой подвергнуты не только объекты, на территориях которых осуществляются содержание и разведение животных, но и объекты, на территориях которых осуществляются убой животных, переработка и хранение продукции животного происхождения, при возникновении случаев вспышек или эпизоотии болезни, возникновение которой приводит к приостановке торговли животными и продукцией животного происхождения и перевозки животных и продукции животного происхождения с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена, осуществление торговли животными и продукцией животного происхождения и перевозки животных и продукции животного происхождения приостанавливается из компартментов, на территориях которых зарегистрированы такие случаи, и из компартментов, которые обладают более низким уровнем биологической безопасности по сравнению с компартментами, в которых зарегистрированы случаи вспышек или эпизоотии болезни. Торговля животными и продукцией животного происхождения и перевозка животных и продукции животного происхождения из других компартментов не приостанавливаются.
42. Компартментализация проводится на основании письменного обращения в уполномоченные органы руководителя объекта.
43. Отнесение объекта к определенному компартменту характеризует его инженерно-техническую и технологическую защищенность (включая систему ведения документации о поступающих животных и продукции животного происхождения) от проникновения любых возбудителей заразных болезней.
До формирования единых критериев оценки системы управления биологической безопасностью объектов уровни, характеризующие степень их биологической безопасности, присваиваются в соответствии с законодательством государств-членов.
44. Компартментализация может проводиться как в благополучном, так и в неблагополучном регионе, за исключением эпизоотического очага.
45. В целях отнесения объекта к определенному компартменту руководитель этого объекта представляет в уполномоченный орган заявление по форме согласно приложению № 3 с приложением следующих документов:
а) физические и географические параметры компартмента, влияющие на его зоосанитарный статус с точки зрения возникновения, заноса и распространения болезни;
б) описание элементов инфраструктуры объекта, влияющих на уровень обеспечения биологической безопасности объекта;
в) план обеспечения биологической безопасности объекта, составленный с учетом особенностей системы, технологии производства подконтрольных ветеринарному контролю (надзору) товаров и управления такой системой;
г) сведения о применяемой системе прослеживаемости животных, продукции и сырья животного происхождения на объекте (в произвольной форме);
д) карта объекта.
46. Документы, предусмотренные пунктом 45 настоящего Порядка, должны быть составлены в соответствии с рекомендациями кодексов МЭБ, законодательством государств-членов и настоящим Порядком.
47. Уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней, если иное не предусмотрено законодательством государств-членов, проводит проверку на предмет комплектности представленных документов, предусмотренных пунктом 45 настоящего Порядка. При наличии замечаний по представленным документам уполномоченный орган направляет руководителю объекта в письменном виде соответствующее уведомление.
В случае неустранения замечаний в течение 30 рабочих дней заявление считается неподанным и документы, предусмотренные пунктом 45 настоящего Порядка, возвращаются руководителю объекта, если иное не предусмотрено законодательством государств-членов.
48. В случае отсутствия замечаний представители уполномоченного органа проводят выездное обследование объекта.
49. Руководитель объекта извещается о принятом решении о проведении компартментализации не позднее чем за 3 рабочих дня до даты проведения выездного обследования объекта, если иное не предусмотрено законодательством государств-членов.
50. Выездное обследование объекта осуществляется на предмет соответствия его документам, предусмотренным пунктом 45 настоящего Порядка. Срок выездного обследования объекта составляет не более 5 рабочих дней, если иное не предусмотрено законодательством государств-членов.
51. По результатам выездного обследования объекта и анализа представленной руководителем объекта информации уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней с даты окончания проведения выездного обследования объекта принимает решение об отнесении этого объекта к определенному компартменту и составляет ветеринарно-санитарное заключение в 2 экземплярах по форме согласно приложению № 4, если иное не предусмотрено законодательством государств-членов. Первый экземпляр ветеринарно-санитарного заключения остается в уполномоченном органе, второй экземпляр выдается руководителю объекта (его представителю) под роспись.
Действие ветеринарно-санитарного заключения прекращается с даты установления факта наличия изменений на объекте, негативно влияющих на биологическую безопасность объекта и результаты ранее проведенной компартментализации, либо извещения уполномоченного органа о наличии таких фактов.
Восстановление статуса благополучного компартмента, в отношении которого действие ветеринарно-санитарного заключения прекращено, осуществляется в порядке, установленном настоящим разделом.
52. После принятия решения об отнесении объекта к определенному компартменту уполномоченный орган согласовывает разработанный и утвержденный руководителем объекта план обеспечения биологической безопасности этого объекта.
53. Решение уполномоченного органа об отнесении объекта к определенному компартменту оформляется соответствующим актом, предусмотренным законодательством государств-членов. К акту прилагаются документы, предусмотренные пунктом 45 настоящего Порядка.
54. При перемещении подконтрольных ветеринарному контролю (надзору) товаров, находящихся на объекте, отнесенном к компартменту с более низким уровнем биологической безопасности, на объект, отнесенный к компартменту с более высоким уровнем биологической безопасности, последнему объекту должен быть установлен уровень биологической безопасности, соответствующий уровню биологической безопасности поставщика подконтрольного ветеринарному контролю (надзору) товара.
55. При перемещении подконтрольных ветеринарному контролю (надзору) товаров, находящихся на объекте, отнесенном к компартменту с более высоким уровнем биологической безопасности, на объект, отнесенный к компартменту с более низким уровнем биологической безопасности, установленные уровни биологической безопасности объектов остаются неизменными.
56. При проведении регионализации, эпизоотического зонирования и компартментализации уполномоченные органы и Комиссия осуществляют взаимодействие путем обмена информацией о результатах проведения регионализации, эпизоотического зонирования и компартментализации.
Обмен информацией о результатах проведения регионализации, эпизоотического зонирования и компартментализации осуществляется в электронном виде средствами интегрированной информационной системы Союза в соответствии с технологическими документами, утверждаемыми Комиссией.
Сводная информация о результатах проведения регионализации, эпизоотического зонирования и компартментализации размещается на официальных сайтах уполномоченных органов, а также на информационном портале Комиссии по формам согласно приложениям № 5 и 6.
57. Споры разрешаются путем консультаций и переговоров.
58. При наличии разногласий между уполномоченными органами по вопросам взаимодействия при проведении профилактики, диагностики, локализации и ликвидации болезни, регионализации, эпизоотического зонирования и компартментализации уполномоченные органы могут обратиться в Комиссию.
59. Если по результатам консультаций и переговоров разногласия не урегулированы, данный вопрос представляется в установленном порядке для рассмотрения Консультативным комитетом по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.
60. До ввода в действие общих процессов, предусмотренных разделом VIII перечня общих процессов в рамках Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14 апреля 2015 г. № 29, обмен информацией между уполномоченными органами и Комиссией в соответствии с настоящим Порядком осуществляется посредством писем.
61. Уполномоченные органы могут разрабатывать и утверждать национальные программы контроля (надзора) болезней с учетом рекомендаций кодексов МЭБ.
При этом приоритетными национальными программами контроля (надзора) болезней являются программы в отношении трансграничных болезней.
62. Уполномоченные органы осуществляют взаимодействие путем обмена информацией о ходе реализации национальных программ контроля (надзора) болезней между собой и с Комиссией по взаимной договоренности.
к Порядку взаимодействия государств - членов
Евразийского экономического союза при
профилактике,
диагностике, локализации и ликвидации очагов особо
опасных, карантинных и зоонозных болезней животных
и проведения регионализации и компартментализации
ПЕРЕЧЕНЬ
особо опасных, карантинных и зоонозных болезней животных, в отношении которых
осуществляется взаимодействие государств - членов Евразийского экономического
союза при профилактике, диагностике, локализации и ликвидации очагов болезней
животных
№ п/п |
Наименование болезни животных |
Формы взаимодействия государств - членов Евразийского экономического союза |
|||
информирование о возникновении очагов болезней животных (по факту регистрации) |
информирование о результатах эпизоотологического мониторинга (по запросу) |
применение общих принципов и правил профилактики, локализации и ликвидации очагов болезней животных (по взаимной договоренности) |
информирование о выявленных случаях болезни животных (ежеквартально) |
||
1 |
Африканская чума свиней |
+ |
+ |
+ |
- |
2 |
Африканская чума лошадей |
+ |
- |
- |
- |
3 |
Бешенство |
- |
- |
- |
+ |
4 |
Болезнь Ауески |
- |
- |
- |
+ |
5 |
Болезнь Ньюкасла |
- |
- |
+ |
+ |
6 |
Бруцеллез крупного рогатого скота, овец и коз, свиней |
- |
- |
- |
+ |
7 |
Везикулярный стоматит |
- |
- |
- |
+ |
8 |
Венесуэльский энцефаломиелит лошадей |
- |
- |
- |
+ |
9 |
Везикулярная болезнь свиней |
- |
- |
- |
+ |
10 |
Высокопатогенный грипп птиц |
+ |
+ |
+ |
- |
11 |
Геморрагическая септицемия |
+ |
- |
- |
- |
12 |
Геморрагическая болезнь кроликов |
- |
- |
- |
+ |
13 |
Грипп лошадей |
- |
- |
- |
+ |
14 |
Губкообразная энцефалопатия крупного рогатого скота |
+ |
+ |
- |
- |
15 |
Западнонильская лихорадка |
- |
- |
- |
+ |
16 |
Заразный узелковый дерматит |
+ |
+ |
+ |
- |
17 |
Инфекционный эпидидимит овец |
- |
- |
- |
+ |
18 |
Инфекционный ринотрахеит крупного рогатого скота |
- |
- |
- |
+ |
19 |
Инфекционная плевропневмония коз |
- |
- |
- |
+ |
20 |
Катаральная лихорадка овец |
+ |
+ |
+ |
- |
21 |
Классическая чума свиней |
+ |
- |
+ |
+ |
22 |
Контагиозная плевропневмония крупного рогатого скота |
+ |
- |
- |
- |
23 |
Контагиозный пустулезный дерматит (эктима) |
- |
- |
- |
+ |
24 |
Лептоспироз |
- |
- |
- |
+ |
25 |
Листериоз |
- |
- |
- |
+ |
26 |
Лихорадка долины Рифт |
- |
- |
- |
+ |
27 |
Оспа овец и коз |
+ |
+ |
+ |
- |
28 |
Орнитоз птиц |
- |
- |
- |
+ |
29 |
Сап лошадей |
+ |
- |
- |
- |
30 |
Скрепи овец и коз |
+ |
+ |
- |
- |
31 |
Сальмонеллезы птиц |
- |
- |
+ |
+ |
32 |
Сибирская язва |
+ |
- |
- |
- |
33 |
Туберкулез крупного рогатого скота |
- |
- |
- |
+ |
34 |
Хламидиоз овец |
- |
- |
- |
+ |
35 |
Чума мелких жвачных |
+ |
+ |
+ |
- |
36 |
Чума крупного рогатого скота |
+ |
- |
- |
- |
37 |
Энзоотический лейкоз крупного рогатого скота |
- |
- |
- |
+ |
38 |
Ящур |
+ |
+ |
+ |
- |
Примечание. Взаимодействие государств - членов Евразийского экономического союза может осуществляться в других формах по инициативе любого из государств - членов Евразийского экономического союза и взаимной договоренности в соответствии с пунктами 9, 13 и 19 Порядка взаимодействия государств - членов Евразийского экономического союза при профилактике, диагностике, локализации и ликвидации очагов особо опасных, карантинных и зоонозных болезней животных и проведения регионализации и компартментализации. |
к Порядку взаимодействия государств - членов
Евразийского экономического союза при
профилактике,
диагностике, локализации и ликвидации очагов особо
опасных, карантинных и зоонозных болезней животных
и проведения регионализации и компартментализации
(в редакции Решения Совета Евразийской экономической
комиссии от 22 февраля 2019 г. № 7)
(форма)
ИНФОРМАЦИЯ |
об обнаружении эпизоотического очага _________________________________________ |
(наименование болезни) |
№ _________ от "___" ________________ 20_____ г. |
1 |
Государство - член Евразийского экономического союза |
Республика, край |
Область |
Район |
Населенный пункт, город |
||||||
|
|
|
|
|
|||||||
2 |
Наименование болезни |
Очаг |
Наименование и тип возбудителя |
Клинические признаки |
|||||||
первичный |
повторный |
||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||
3 |
Дата начала регистрации очага |
|
|||||||||
4 |
Лабораторное подтверждение наличия болезни |
||||||||||
лаборатория, где |
вид животного |
описание биоматериала и количество проб |
вид теста (исследования) |
результат тестирования |
дата получения результата |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||
5 |
Ф.И.О. исполнителя |
Адрес |
Телефон |
Факс |
Адрес электронной почты |
Дата предоставления информации |
Время предоставления информации |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||
к Порядку взаимодействия государств - членов
Евразийского экономического союза при профилактике,
диагностике, локализации и ликвидации очагов особо
опасных, карантинных и зоонозных болезней животных
и проведения регионализации и компартментализации
(форма)
ИНФОРМАЦИЯ |
о мерах по ликвидации эпизоотического очага _________________________________________ |
(наименование болезни) |
№ _________ от "___" ________________ 20_____ г. |
1 |
Государство - член Евразийского экономического союза |
Республика, край |
Область |
Район |
Населенный пункт, город |
Группа животных (стадо) |
Долгота и широта места обнаружения очага болезни |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
2 |
Наименование болезни |
Очаг |
Наименование и тип возбудителя |
Клинические признаки (наличие или отсутствие) |
||||||||||||||
первичный |
повторный |
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||
3 |
Дата регистрации очага |
|
Дата отмены ограничений |
|
||||||||||||||
4 |
Количество животных в очаге |
|||||||||||||||||
вид животного |
восприимчивые |
заболевшие |
павшие |
уничтоженные |
вакцинированные |
|||||||||||||
крупный рогатый скот |
|
|
|
|
|
|||||||||||||
мелкий рогатый скот |
|
|
|
|
|
|||||||||||||
свиньи |
|
|
|
|
|
|||||||||||||
лошади |
|
|
|
|
|
|||||||||||||
птицы |
|
|
|
|
|
|||||||||||||
другие виды |
|
|
|
|
|
|||||||||||||
5 |
Меры |
|||||||||||||||||
принятые |
планируемые |
|||||||||||||||||
1. |
1. |
|||||||||||||||||
... |
... |
|||||||||||||||||
6 |
Эпизоотологическое расследование |
Источник инфекции и риски, способствовавшие возникновению очага |
||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||
7 |
Лабораторное подтверждение отсутствия болезни |
|||||||||||||||||
лаборатория, где проведен анализ (наименование, адрес) |
вид животного |
описание биоматериала и количество проб |
вид теста (исследования) |
результат тестирования |
дата получения результата |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
8 |
Ф.И.О. исполнителя |
Адрес |
Телефон |
Факс |
Адрес электронной почты |
Дата предоставления информации |
Время предоставления информации |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
к Порядку взаимодействия государств - членов
Евразийского экономического союза при профилактике,
диагностике, локализации и ликвидации очагов особо
опасных, карантинных и зоонозных болезней животных
и проведения регионализации и компартментализации
ФОРМА
заявления об отнесении объекта к определенному компартменту
|
_____________________________________________ (должность и Ф.И.О. руководителя территориального от ___________________________________________ (должность и Ф.И.О. руководителя объекта) _____________________________________________ |
ЗАЯВЛЕНИЕ Прошу провести обследование объекта ___________________________________ _______________________________________________________________________ (местонахождение объекта, подлежащего ветеринарному контролю (надзору)) на предмет его отнесения к компартменту ___________________________________ (номер компартмента по уровню _______________________________________________________________________ биологической защищенности) |
Наименование юридического или физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по содержанию и разведению, убою животных, переработке и хранению сырья и продукции |
животного происхождения: ________________________________________________ |
________________________________________________________________________ |
Виды осуществляемой деятельности: ________________________________________ |
Обязуемся извещать уполномоченные органы государств - членов Евразийского экономического союза в области ветеринарии об изменениях на объекте, влияющих на критерии и результаты компартментализации, в течение 1 рабочего дня после их возникновения. |
Руководитель объекта _____________________ (подпись) |
М.П. |
____________________ (Ф.И.О.) |
"____" ________________ 20____ г. |
|
|
к Порядку взаимодействия государств - членов
Евразийского экономического союза при
профилактике,
диагностике, локализации и ликвидации очагов особо
опасных, карантинных и зоонозных болезней животных
и проведения регионализации и компартментализации
ФОРМА
ветеринарно-санитарного заключения
______________________________________________________________________ (наименование территориального подразделения уполномоченного органа государства - члена Евразийского экономического союза в области ветеринарии, выдавшего заключение) |
______________________________________________________________________ ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
Место составления ____________________________________________________ (населенный пункт, город, район) |
_______________________________________________________________________ |
Я, __________________________________________________________, проверил (Ф.И.О. представителя
уполномоченного органа государства - члена |
_______________________________________________________________________ |
(наименование объекта, вид осуществляемой деятельности) |
_______________________________________________________________________ |
Адрес местонахождения _______________________________________________ Владелец объекта _____________________________________________________ При этом установлено _________________________________________________ |
_______________________________________________________________________ |
_______________________________________________________________________ |
Заключение о соответствии критериям ______________________ компартмента: (номер компартмента по уровню биологической защищенности) |
_______________________________________________________________________ |
_______________________________________________________________________ |
Заключение об отнесении к компартменту: ________________________________ |
_______________________________________________________________________ |
_______________________________________________________________________ |
Один экземпляр ветеринарно-санитарного заключения получил _____________ |
_______________________________________________________________________ (Ф.И.О., подпись владельца объекта) |
Представитель уполномоченного органа _______ (подпись) |
М.П. |
_______________ (Ф.И.О.) |
"____" ________________ 20____ г. |
|
|
к Порядку взаимодействия государств - членов
Евразийского экономического союза при
профилактике,
диагностике, локализации и ликвидации очагов особо
опасных, карантинных и зоонозных болезней животных
и проведения регионализации и компартментализации
(форма)
Сводная информация о результатах проведения регионализации и эпизоотического зонирования
_________________________________________________________________________________
(наименование государства - члена Евразийского экономического союза)
№ п/п |
Реквизиты акта о проведении регионализации и эпизоотического зонирования |
Наименование болезни, по которой проводились регионализация и эпизоотическое зонирование |
Регионы и зоны, установленные по результатам регионализации и эпизоотического зонирования |
Реквизиты акта об изменении статуса региона и зон |
||||
наименование региона с указанием статуса |
эпизоотический очаг (инфицированный объект) |
карантинная зона |
буферная (защитная) зона |
иные зоны, установленные в соответствии с рекомендациями Кодекса здоровья наземных животных и Кодекса здоровья водных животных Международного эпизоотического бюро или законодательством государства - члена Евразийского экономического союза |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
к Порядку взаимодействия государств - членов
Евразийского экономического союза при
профилактике,
диагностике, локализации и ликвидации очагов особо
опасных, карантинных и зоонозных болезней животных
и проведения регионализации и компартментализации
(форма)
Сводная информация о результатах проведения компартментализации
_________________________________________________________________________________
(наименование государства - члена Евразийского экономического союза)
№ п/п |
Учетный номер объекта, подлежащего ветеринарному контролю (надзору) |
Адрес юридического или физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, владеющих объектом, подлежащим ветеринарному контролю (надзору) |
Фактический адрес объекта, подлежащего ветеринарному контролю (надзору) |
Виды осуществляемой деятельности |
Реквизиты акта о проведении компартментализации |
Номер компартмента по уровню биологической безопасности |
Реквизиты акта об изменении номера компартмента по уровню биологической безопасности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|